какие формы и методы управления входят в понятие хозяйственного механизма системы образования
Хозяйственный механизм и его особенности в отрасли образования.
Современное хозяйство любой страны представлено сложной системой, включающей десятки и сотни тысяч предприятий, множество отраслей, где работают миллионы людей. И экономическая жизнь общества всегда соответствующим образом организована. Хозяйственный механизм как раз и означает определённый способ организации и функционирования экономической жизнедеятельности страны, отрасли, предприятия, учебного заведения.
Таким образом, хозяйственный механизм можно определить как способ хозяйствования, совокупность форм, методов и инструментов управления экономикой.
Исторически обществу известны два типа хозяйственного механизма: административно-командная система руководства хозяйством и рыночный механизм управления экономикой. Для различных стран характерна смешанная экономика с неодинаковым соотношением рыночных и нерыночных форм хозяйствования.
Своеобразие хозяйственного механизма в образовании.
Движущей силой развития образования должен быть рационально организованный хозяйственный механизм, который соответствует современному уровню развитых цивилизованных стран.
Какие же особенности сферы образования накладывают свой отпечаток на хозяйственный механизм в этой отрасли?
В сфере образования создаются такие коллективные блага, как образовательные услуги, преобладающая масса которых предоставляется населению бесплатно или на льготных условиях. Поэтому здесь сложился особый характер взаимодействия между производителями услуг и их непосредственными потребителями, интересы которых не влияют должным образом на качество работы организаций образования.
Финансовые ресурсы большинства учебных заведений в значительной мере формируется за счёт средств государственных и муниципальных органов, получаемых ими путём системы налогообложения. Налог выступает как бы своеобразной «ценой», уплачиваемой чаще не непосредственным потребителем, а обществом за пользование образовательными услугами. Образовательные услуги в качестве особого товара затрудняют свою точную денежную оценку, поэтому экономический механизм в организациях образования оказался менее приспособленным, чем в промышленных и других предприятиях, для хозрасчётной формы управления и рыночного (ценового) механизма саморегулирования. Рынок и рыночные инструменты здесь в большей мере нуждаются в государственном регулировании.
Немаловажная особенность хозяйственного механизма в сфере образования заключается в том, что здесь главным и обязательным источником поступления денежных средств является государственное финансирование за счёт всеобщего налогообложения населения.
Нельзя также забывать, что на протяжении почти семи десятилетий в отрасли образования более последовательно, чем в материальном производстве, применялся внеэкономический, командно-распределительный механизм.
Ныне хозяйственный механизм в отечественном образовании строится на принципах правового регулирования экономических отношений в отрасли и развития самостоятельности образовательных организаций в решении вопросов производственного и социального развития. В частности, он предусматривает:
— наделение каждого образовательного учреждения статусом юридического лица;
— регулирование взаимоотношений образовательной организации на основе действующего законодательства и утвержденных документов;
— нормативное бюджетное финансирование;
— привлечение в отрасль внебюджетных средств;
— важным инструментом регулирования образования на отраслевом и региональном уровне становятся целевые программы его развития.
Особенности хозяйственного механизма в образовании:
—доминирование некоммерческих организаций;
— сочетание бюджетного и внебюджетного финансирования;
— некоторое отличие системы экономических отношений в общем образовании от той, что сложилось в профессиональном образовании.
Роль государства заключается в выполнении трех основных функций:
— регулирующего органа власти для всей системы образования в целом;
— учредителя или владельца различных уровней и составных частей образовательной системы;
— совокупности территориальных образований, ответственных за целостность местных образовательной системы;
При исполнении каждой из этих функций государство опирается на развитую правовую базу в области образования.
Тема 4 Планирование и прогнозирование развития образования.
1. Сущность планирования и прогнозирования. Особенности в образовании.
2. Государственное регулирование образования. Учебные планы. Планирование контингента.
3. Маркетинг и его роль в регулировании рынка образовательных услуг.
4. Планирование бюджетных средств на реализацию образовательных услуг и организация финансирования расходов бюджета на образование.
1. Сущность планирования и прогнозирования. Особенности в образовании.
Планирование образования – это стадия управленческого цикла, которая представляет собой по существу процесс подготовки решений. Планирование всегда выступает центральным звеном, сердцевиной хозяйственного механизма.
Планирование представляет собой процесс формирования целей и определённых мероприятий, средств и методов их достижения. Результат планирования выступает завершающим этапом прогнозирования. Прогноз, как правило, предшествует составлению плана. В отличии от плана, для которого характерно однозначное решение той или иной проблемы, прогноз многовариантен.
Прогнозы социально-экономического развития отраслей хозяйства, в том числе и в образовании бывают краткосрочными (на один год), среднесрочными (на 2-3 года) и долгосрочными (на 10-20) лет.
Различают индикативное и директивное планирование. Индикативное планирование состоит в определении экономических приоритетов.
Индикативный план имеет рекомендательный характер. Он дополняется набором экономических инструментов, призванных стимулировать его реализацию (налоговая, кредитно – денежная политика и др.) Главные достоинства индикативного планирования – снижение неопределённости при принятии решений.
Директивное планирование в масштабе страны используется в странах с командно-административной системой экономики и осуществляется из единого центра. План в этом случае обязателен к выполнению и имеет силу закона. Наиболее жёсткие формы директивного планирования были при социализме. Рыночная экономика не отрицает планирования, поскольку план представляет собой соответствующим образом оформленное управленческое решение. Всё дело в масштабах, характере и уровне планирования. На смену директивному планированию пришло индикативное, прогнозирование и программирование развития экономики в целом и отдельных её отраслей. Сегодня планирование приобрело новые черты, связанные с учётом требований рыночной экономики.
В настоящее время наиболее широко применяемым инструментом реализации политики государства являются федеральные целевые программы (ФЦП).
К основным достоинствам ФЦП следует отнести следующие характеристики:
— концентрация ресурсов на решение приоритетных комплексных задач;
— длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций и позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;
— системный подход к формирования комплекса взаимосвязанных по ресурсам и срокам реализации мероприятий для достижения поставленных целей;
— обеспечение контроля за эффективностью использования средств;
— возможность в рамках программ комбинировать и объединять усилия федеральных, региональных органов исполнительной власти и частного сектора экономики.
С 2005 года осуществляется принцип выделения средств на реализацию ФЦП в зависимости от реально получаемых результатов. В августе 2005 г. на заседании правительства РФ был утверждён перечень федеральных целевых программ в который была включена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона «Об образовании» данная программа являлась организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования и была успешно выполнена.
Стратегическое планированиепредставляет собой процесс развития и сохранения стратегического соответствия между целями и ресурсами учебного заведения и его изменяющимися рыночными возможностями. Обычно стратегическое планирование состоит из ряда этапов:
— анализ окружающей среды в настоящее время и её прогноз на будущее, влияние угрожающих факторов и новых возможностей;
— выявление сильных и слабых сторон учебных заведения в отношении персонала, фондов, оборудования и других ресурсов;
— определение своей миссии, главных целей и специфических задач;
— анализ текущих программ с тем, чтобы решить, какие из них следует сохранить, исключить или подготовить введение новых;
— формулировка маркетинговой стратегии;
— анализ систем информации, планирования и контроля с позиции их соответствия успешной реализации стратегии.
В отличие от этого тактическое планирование в области образовательных услуг представляет собой процесс разработки конкретных планов, которые призваны осуществить маркетинговую стратегию путем следующих блоков:
1. Краткое изложение исполнительных задач;
2. Анализ конкретной ситуации, цели, задачи;
3. Определение маркетинговой стратегии;
4. Построение программы действий, бюджета и функций контроля.
Отрасль образования, как и другие отрасли народного хозяйства, переходят от директивного планирования к программированию развития.
При планировании развития образования необходимо учитывать его специфику.
Во-первых, серъёзный отпечаток на характер планирования накладывает тесная взаимосвязь педагогических и экономических процессов.
Другая особенность функционирования образования связана с тем, что объект его воспроизводства и планирования – живые люди с их индивидуальными запросами и способностями, что придаёт планированию характер большей неопределённости, чем в отраслях материального производства.
В-третьих, система образования должна не только чутко отказываться на стратегию развития экономики, но и готовить квалифицированные кадры с опережением.
Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием
Цель, задачи: Хозяйственная деятельность, представляя процесс взаимодействия определенной совокупности ресурсов, с необходимостью требует организации управления. Организационные отношения, складывающиеся между элементами структуры предприятия, определяют его организационную структуру. В данной теме рассматривается круг вопросов, раскрывающий понятие механизма управления, принципов его построения, сущность организационной структуры управления, основные типы ее и основные тенденции в развитии управления на современном этапе.
Оглавление
1.1. Задачи, механизм и принципы построения организационной структуры управления предприятием
Современное предприятие представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов (факторов), образующих его структуру. Эти элементы обладают динамичностью и характеризуются особенностями их использования в хозяйственной деятельности. Для экономически обоснованного управления этой совокупностью элементов требуется определенный механизм управления. Он решает следующие задачи:
Механизм управления предприятием представляет собой систему административных органов и управленческих структур, при помощи которых решаются основные задачи и достигаются цели предприятия, происходит процесс установления внутренних связей между элементами, образующими структуру предприятия.
Основными принципами управления хозяйственной деятельностью являются:
Механизм управления состоит из следующих компонентов:
Функционирование механизма управления предприятием обеспечивается администрацией: директор, его заместители и помощники, начальники цехов, отделов и служб, специалисты конкретных направлений деятельности. Организация управления администрацией также основываются на ряде принципов. Это – функциональная пригодность, обеспечивающая гарантию надежного управления на всех уровнях; оперативность в выработке управленческих решений; минимизации уровней управления; минимизации затрат на выполнение управленческих функций.
1.2. Типы организационных структур управления предприятием
Все внутриорганизационные процессы на предприятии протекают в рамках организационных структур. Организационная структура фиксирует задачи, функции, права и обязанности за каждым структурным элементом. Управленческая деятельность предприятием не является исключением. Организационный механизм управления есть системы управленческих действий, приемов, процедур, направленных на реализацию функций предприятия.
Организационная структура отражает:
Различают следующие организационные структуры управления предприятием: традиционную (линейные, линейно-функциональные), дивизиональную, матричную и комбинированную.
Линейная структура образуется из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Руководитель в данном случае является линейным и в его ведении находятся все функции управления. Это обусловливает исключение противоречивых заданий, полноту ответственности за результаты работы и единоначалие. К недостаткам относится необходимость широкого кругозора руководителя для эффективного управления и высокая нагрузка на руководителя.
Функциональная структура управления основывается на общественном разделении труда и предполагает создание подразделений для выполнения определенных управленческих функций. Управленческое воздействие разделяется на линейное и функциональное. Достоинством этой структуры управления является более компетентное управление, но может возникнуть нарушение в единстве распорядительности и ответственности за работу.
Линейно-функциональная структура представляет такой тип структуры управления, в которой управленческие воздействия разделяются на линейные, которые обязательны для исполнения, и функциональные – рекомендательные для исполнения.
Дивизиональная структура управления (продуктовая) основана на делении предприятия на определенные блоки, каждый из которых обособленно производит и обслуживает потребности конечных потребителей в определенном виде продукта. Эта структура управления характерна для крупных предприятий, имеющих несколько видов производств. Руководители таких производств осуществляют управление и в линейном и и в функциональном аспекте. Но в связи с возникновением параллельных служб в каждом из производств увеличиваются расходы по содержанию управленческого аппарата.
Матричная структура управления основана на сочетании вертикальных линейных и функциональных связях управления с горизонтальными. Характеризуется такая структура управления гибкостью, быстро приспособления к изменениям внешней среды. На предприятии, наряду с постоянными функциональными отделами, образуются временные проектные группы для решения конкретных задач.
1.3. Основные направления развития внутрифирменного управления
В настоящее время успеха в коммерческой деятельности добиваются те предприятия, которые смогли:
Главными тенденциями развития управления предприятием выступают:
Выводы
Механизм управления предприятием представляет собой систему административных органов и управленческих структур, при помощи которых решаются основные задачи и достигаются цели предприятия, происходит процесс установления внутренних связей между элементами, образующими структуру предприятия.
Основными принципами управления хозяйственной деятельностью являются: научность и обоснованность методов управления; демократический принцип распределения функций управления; планомерность, пропорциональность и динамизм; непрерывность и надежность; целевая совместимость и сосредоточение усилий; эффективность управления; сочетания личных, коллективных и государственных интересов.
Организация управления администрацией также основываются на ряде принципов. Это – функциональная пригодность, обеспечивающая гарантию надежного управления на всех уровнях; оперативность в выработке управленческих решений; минимизации уровней управления; минимизации затрат на выполнение управленческих функций.
Организационный механизм управления есть системы управленческих действий, приемов, процедур, направленных на реализацию функций предприятия. Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие предприятия как единого целого.
Организационная структура отражает: цели и задачи предприятия; функциональное разделение труда и объем полномочий работников; учет состояния социально-культурной среды предприятия. Различают следующие организационные структуры управления предприятием: традиционную (линейные, линейно-функциональные), дивизиональную, матричную и комбинированную.
Главные тенденции развития управления предприятием:
Формы и методы управления образовательными системами
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие образовательных систем
Экономическая ситуации в мире характеризуется постепенным переходом от индустриального общества к постиндустриальному. В такой модели основной упор делается на информацию и знание. Рынком руководит тот, кто обладает достаточным объемом уникальной информации. Среди факторов производства наиболее ценным становится человеческий капитал, который представляет собой совокупность знаний и профессионализма трудовых ресурсов. Подготовка кадров, подбор персонала, управление человеческим ресурсом становятся ведущими задачами, стоящими перед предпринимателем.
Обеспечение внутренних экономических потребностей кадрами и работниками осуществляется системой образования. Она представляет собой совокупность процессов и инноваций в образовательной сфере, способную удовлетворить общественные потребности в знаниях. Современная система образования имеет следующие характеристики:
Объектами образовательной системы страны являются учреждения и организации, где реализуется процесс обучения. Число объектов регулируется государственными органами управления в зависимости от текущих потребностей общества. Структура образовательной системы поддерживается за счет стандартов и регламентации рабочих процессов.
Большинство объектов образования относятся к открытой системе. В них происходит обмен кадрами, учениками. Финансируются такие объекты за счет различных уровней бюджета. Существуют закрытые образовательные системы, формируемые под влиянием территориальных или социально-культурных факторов. Обычно к ним относят учреждения в исторических городских центрах, в небольших населенных пунктах, а также элитные образовательные организации.
Готовые работы на аналогичную тему
Методы управления системами образования
В образовательной сфере происходит деление на методы управления и руководства. Первые организуют работу всей образовательной системы в целом, либо занимаются организацией деятельности ее отдельных подсистем. Методы руководства подразумевают регулирование отношений между людьми в процессе осуществления профессиональной деятельности.
Основными методами управления в системе образования считаются методы организации социально-психологической среды. Они направлены на оптимизацию массовых процессов с использованием большого массива информации. Воздействие оказывается на коллективы, группы, так же выделяют внутригрупповое управление, занимающееся индивидуально-личностным воздействием.
Экономические методы управления реализуются через систему поощрений и штрафов. Они направлены на стимулирование процессов за счет мотивации работников.
Прямое централизованное воздействие на систему образования осуществляемое при помощи регламентов, инструкций, планов и распоряжений, что относится к распорядительным методам управления. Обычно они применяются для поддержания стабильности связей.
Административные методы управления основываются на властной мотивации, субординации, носят безоговорочный характер. Применяются для защиты интересов личности, коллектива или группы людей. С их помощью реализуются отношения руководитель-подчиненный с соблюдением прав обеих сторон.
Специфическим методов управления систем образования является педагогический метод. Он широко используется руководителями образовательных учреждений. Так же педагогический метод способствует развитию и формированию личности руководителя. Через непосредственное воздействие на работу педагогического коллектива, например, путем денежной мотивации, директор учебного заведения получает возможность оказывать воздействие на учащихся. Педагогическое управление со стороны преподавательского состава должно быть направлено на выработку определенных социальных и психологических черт у учащихся, а также стимулировать их к независимости мнения, самосознанию, сотрудничеству и самовыражению.
Формы управления системами образования
Особенности функционирования образовательного учреждения требуют различных форм управления системой образования. К формам управления относят организацию взаимодействия между субъектами и объектами, помощь в осуществлении межличностного общения. То есть, форма управления определяет организационные рамки, в которых происходит взаимодействие.
Основная форма управления в образовательной системе сводится к совместной деятельности педагогов и учеников. К ней относят:
Совместная деятельность может реализовываться через творчество, самоуправление, разбор текущих ситуаций в сфере воспитания, организацию ученических коллективов, кружков, секций, внедрение традиций или выяснение общественного мнения.
Система образования представляет собой сложную иерархичную структуру, спецификой которой является взаимодействие взрослых и детей. Она требует особого подхода к организации обучающих процессов, формированию структуры, реализации управленческой функций, форм и методов. В образовательных учреждениях управление осуществляется на основе коллегиальных форм управления. Так как необходимо обеспечить эффективное взаимодействие между учениками и преподавателями, для чего на базе учреждения формируется педагогический совет. При этом важно сохранять условия целостности в целях поддержания функционирования всей структуры, а также для внедрения принятых решений в практическую жизнь.
Своеобразие хозяйственного механизма в образовании
Движущей силой развития образования должен быть рационально организованный хозяйственный механизм, который соответствует современному уровню развитых цивилизованных стран.
Какие же особенности сферы образования накладывают свой отпечаток на хозяйственный механизм в этой отрасли?
В сфере образования создаются такие коллективные блага, как образовательные услуги, преобладающая масса которых предоставляется населению бесплатно или на льготных условиях. Поэтому здесь сложился особый характер взаимодействия между производителями услуг и их непосредственными потребителями, интересы которых не влияют должным образом на качество работы учреждения образования.
Финансовые ресурсы большинства учебных заведений в значительной мере формируется за счёт средств государственных и муниципальных органов, получаемых ими путём системы всеобщего налогообложения. Образовательные услуги в качестве особого товара затрудняют свою точную денежную оценку.
Вот почему экономический механизм в учреждениях образования оказался менее приспособленным, чем в промышленных и других предприятиях, для хозрасчётной формы управления и рыночного (ценового) механизма саморегулирования. Рынок и рыночные инструменты здесь в большей мере нуждаются в государственном регулировании.
Значит, немаловажная особенность хозяйственного механизма в сфере образования заключается в том, что здесь главным и обязательным источником поступления денежных средств является государственное финансирование за счёт всеобщего налогообложения населения. Налог в таком случае выступает как бы своеобразной «ценой», уплачиваемой чаще не непосредственным потребителем, а обществом за пользование образовательными услугами.
Нельзя также забывать, что на протяжении почти семи десятилетий в отрасли образования более последовательно, чем в материальном производстве, применялся внеэкономический, командно-распределительный механизм.В нашей экономической литературе долгое время господствовали представления о внеэкономическом воспроизводстве системы обучения. На практике выливалось в безвозмездный способ организации образования. При нём учебные заведения выполняли директивные задания вышестоящих органов по обучению школьников, учащихся ПТУ и студентов, а затраты на эти цели возмещались не полностью.
Централизованное государственное финансирование велось без достаточного экономического обоснования, по так называемому «остаточному принципу» и «от достигнутого». В первом случае для сферы просвещения поступало то количество финансовых ресурсов, какое оставалось в бюджете после израсходованного на другие нужды. В лучшем случае в последующем году для сферы образования выделялось несколько больше, чем в прошлом году.
К числу коренных целей введения хозяйственного механизма в образовательных учреждениях относятся следующие:
1 укрепление и развитие материально-технической базы;
2 повышение качества воспитания, обучения, профессиональной подготовки учащихся, воспитанников, студентов, слушателей, аспирантов;
3закрепление высококвалифицированных кадров воспитателей, учителей, мастеров производственного обучения, профессорско-преподавательского состава, привлечения специалистов из других отраслей народного хозяйства, повышения эффективности использования их творческого потенциала;
4 развитие самостоятельности трудовых коллективов в решении основных вопросов производственной деятельности и социального развития;
5 сочетание бюджетного финансирования с выполнением платных работ по договорам с предприятиями, организациями, населением;
6 переход к финансированию по экономическим нормативам, комплексно отражающим целевую направленность деятельности;
7 установление тесной зависимости материального и морального стимулированию трудовых коллективов от результатов, качества и эффективности труда.
Планирование и прогнозирование развития образования
Планирование представляет собой процесс формирования целей и определённых мероприятий, средств и методов их достижения.
Результат планирования – план, мотивированная модель действий, выступает завершающим этапом прогнозирования.
Прогнозы, как правило, предшествуют составлению плана и вооружают его научными рекомендациями.
По своему характеру различают два типа планирования:
— императивное (повелительное), которое нам больше знакомо под именем «директивное»;
— и индикативное (пожелательное), носящее информационно-ориентирующий характер.
Поэтому отрасль образования, как и другие отрасли народного хозяйства, переходят от директивного планирования к программированию развития.
При планировании развития образования необходимо учитывать его специфику.
Во-первых, серьёзный отпечаток на характер планирования накладывает тесная взаимосвязь педагогических и экономических процессов.
Другая особенность функционирования просвещения связана с тем, что объект его воспроизводства и планирования – живые люди с их индивидуальными запросами и способностями, что придаёт планированию характер большей неопределённости, чем в отраслях материального производства.
В-третьих, система образование должна не только чутко отзываться на запросы научно-технического прогресса, но и готовить квалифицированные кадры с опережением.
Роль учебных планов школ в процессах планирования
— количество часов, предусмотренных учебными планами на изучение разных школьных дисциплин, выступает одним из факторов, влияющих на объём работы школьного коллектива.
— При подготовке оперативных и долгосрочных планов образовательных учреждений немаловажную роль играют другие социально-экономические нормативы:
— объём учебной нагрузки преподавателя;
— минимальная заработная плата работников бюджетной сферы;
— расходы на одного обучающегося (воспитанника).
Эти и другие нормативы, о которых речь пойдёт ниже, представляют собой расчётные величины, определяющие различные аспекты необходимого обеспечения образовательных учреждений финансовыми и материальными ресурсами.
Планирование контингента школьников
Определяющим фактором величины объёмов учебно-воспитательной и плановой работы служит численность учащихся. Именно от неё зависит количество классов и групп учащихся, потребность в количестве и составе учителей, размеры бюджетного финансирования школ и т.д.
Контингент учащихся и количество классов в школах определяется по группам классов: I – IV, V – IX, X – XI. Сведения эти приводятся на две даты (1 января и 1 сентября) планируемого года. Рассчитывается также и среднегодовое количество классов.
Определение количества классов в общеобразовательных школах проводится двумя методами: методом передвижки и методом заданной наполняемости.
Особым образом планируется контингент 5-х классов. Это связано с существованием двух программ, по которым работает начальная школа.
Дети, обучающиеся с 6 лет, проходят курс начальной школы за четыре года и переходят в пятый класс.
Те же, кто начинает учиться с 7 лет, осваивают начальной школы за три года и переводятся в пятый класс.
При определении численности учащихся 10-х классов учитывается, что часть выпускников 9-х классов поступит в профессиональные учебные заведения или же устроятся на работу.
За основу метода заданной наполняемости берётся средняя наполняемость классов в начальной, основной и средней школе по каждому планируемому году.
Численность учащихся (Т) делится на количество учеников, составляющих норму наполняемости класса (Н), и количество классов определяется по формуле:
Среднегодовое количество классов в школе (Кср) рассчитывается по такой формуле:
К1 – количество классов на 1 января планируемого года;
М1 – число месяцев функционирования школы с количеством классов на 1 января планируемого года;
12 – число месяцев в году
Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 1083 ; Мы поможем в написании вашей работы!