какие формы логопедической работы используются при реабилитации детей с дцп
Содержание работы по преодолению отклонений речевого развития у дошкольников с ДЦП. Консультация для учителей-логопедов
Ирина Гурова
Содержание работы по преодолению отклонений речевого развития у дошкольников с ДЦП. Консультация для учителей-логопедов
У детей с церебральным параличом отмечаются множественные речевые нарушения. Они чаще всего обусловлены органическим поражением ЦНС (дизартрия, моторная и сенсорная алалия и др.). Кроме того, у детей с ДЦП часто имеют место и функциональные речевые нарушения вследствие специфических условий их развития и воспитания. Как правило, у ребёнка наблюдается целый спектр речевых нарушений, например, алалия может сочетаться с дизартрией (Данилова Л. А.).
Особенности речевых нарушений у детей с церебральным параличом определяют последовательность и систему коррекционно-педагогической работы.
В работе учителя-логопеда необходимо учитывать взаимовлияние речевых, двигательных и психических нарушений в динамике развития ребёнка. Вследствие этого работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией всех её сторон (лексической, грамматической, фонематической, фонетической) и других психических функций, а также всех видов моторики. Таким образом, осуществляется формирование речи как целостной психической деятельности.
Все специалисты сходятся во мнении о том, что последовательное поэтапное логопедическое воздействие опирается на сохранные функции. При этом ориентиром для специалистов служит не календарный возраст ребёнка, а уровень актуального речевого развития.
Так, И. А. Смирнова отмечает, что формирование речи при ДЦП определяется в первую очередь основными симптомами и синдромами данного заболевания. Известно, что основным синдромом является патология рефлекторного развития.
Речевая терапия основана на тесном единстве с лечебными мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций. Сочетание логопедической работы с медицинскими мероприятиями (медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, ЛФК, массаж и др.) является важным условием комплексного воздействия специалистов.
И. Ю. Левченко и О. Г. Приходько справедливо считают, что особенностью логопедической работы является одновременное развитие и коррекция нарушений артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Это связано с положением об анатомической близости корковых зон иннервации речевого аппарата с зонами иннервации мышц рук, особенно кисти и большого пальца. Значительное внимание в работе уделяется стимуляции двигательно-кинестетического анализатора, что позволяет формировать управление артикуляционным праксисом, развить навыки самоконтроля и адекватной самооценки действий, которые совершает ребёнок. При этом необходима опора на другие анализаторы (на зрительный – при выполнении артикуляционных упражнений перед зеркалом; на слуховой – когда движения сопровождаются чёткой речевой инструкцией).
Основной целью логопедической работы с детьми с ДЦП является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребенку большее понимание его речи окружающими.Для реализации этой цели специалисты ставят ряд задач:
1. Уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата – спастического пареза, гиперкинезов, атаксии (в более легких случаях – нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата).
2. Развитие речевого дыхания и голоса. Формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке. Выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции.
3. Нормализация просодической системы речи (её мелодико-интонационных и темпо-ритмических характеристик).
4. Формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.
5. Развитие фонематического восприятия, умений и навыков звукового анализа и синтеза.
6. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук.
7. Формирование лексико-грамматических навыков экспрессивной речи, связной речи.
Установив диагноз на основании первичного обследования, логопед разрабатывает тактику коррекционной работы, определяет основные её направления и формы, прогнозируют конечный результат воздействия, определяет противопоказания и дозировку занятий. В этом очень важна взаимосвязь с невропатологом.
При проведении работы с детьми, страдающими церебральным параличом,используются следующие методы логопедического воздействия:
дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий,
пассивная и активная артикуляционная гимнастика,
дыхательные и голосовые упражнения,
искусственная локальная контрастотермия (сочетание гипо- и гипертермии).
Артикуляционная гимнастика проводится сначала в пассивной, затем в пассивно-активной, и, наконец, в активной форме.
Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Логопед выполняет пассивные движения органов артикуляции. Их целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих, или увеличение интенсивности мышц, ранее включенных. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. Они отличаются от активных движений тем, что время включения и выключения из движения, фиксация не зависят от ребенка. Логопед оформляет схему артикуляционного движения, по возможности объясняя ее ребенку, требуя от него зрительного контроля. Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3-5 движений.Ребенку предлагается осознать 3 стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Очень важно постепенно воспитывать способность зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать и запоминать его.
При проведении активной артикуляционной гимнастики большое значение придается тактильно-проприоцептивной стимуляции, способствующей развитию ощущений и четких артикуляционных кинестезий. Осуществляя принцип компенсации, на первых этапах работы используют максимальное подключение различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). Тактильный анализатор играет существенную роль в кинестетическом восприятии, поэтому массаж и пассивную гимнастику проводят перед активной артикуляционной гимнастикой. Далее для развития более четких и дифференцированных артикуляционных кинестезий постепенно исключают участие тактильного анализатора, зрения и слуха. Некоторые упражнения проводятся с закрытыми глазами, акцентируя внимание ребенка на проприоцептивных ощущениях. При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной и язычной мускулатуре специалисты формируют полноту объема движений, дифференцированность включения различных мышц; плавность, симметричность движений; скорость включения и переключения. Постепенно развивается произвольность, дифференцированность артикуляционных движений и самоконтроль за их выполнением.
Метод искусственной локальной контрастотермии применяется для уменьшения спастичности мышц артикуляционного аппарата, гиперкинезов язычной и мимической мускулатуры, а также при артикуляционной апраксии. Этот метод заключается в контрастотермальном воздействии низкотемпературных (криомассаж) и высокотемпературных агентов (термомассаж). В качестве низкотемпературных агентов выступают ледяная крошка или очень холодная вода, а высокотемпературных – горячая вода или настой трав.
Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания. Логопед проводит с ребенком пассивные дыхательные упражнения. Разработкадыхания проводится в различных положениях ребенка: лежа на спине, сидя, стоя. С детьми младшего возраста, а также при тяжелых двигательных нарушениях дыхательные упражнения проводятся в положении на спине – в «рефлекс-запрещающих позициях».
Работа по формированию голоса предусматривает соединение артикуляционных, дыхательных и вокальных упражнений, целью которых является развитие координированной деятельности дыхания, голосообразования и артикуляции. Работа над голосом всегда начинается с общего мышечного расслабления, артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики. При вызывании голоса большое внимание уделяется нормализации позиции головы, расслаблению мышц верхнего плечевого пояса (круговые движения головой по часовой и против часовой стрелки – для расслабления шейно-гортанных мышц).
Работа по формированию просодической стороны речи и голоса неразрывно связаны между собой. При развитии мелодико-интонационной стороны речи особое значение имеет навык управления движением голоса вверх-вниз. Поэтому очень важно научить ребенка пользоваться голосом различной высоты. Нужно постепенно формировать умение повышать и понижать голос в пределах звука, слога, слова и фразы.
Таким образом, коррекционно-педагогическая работа с детьми с ДЦП строится на общем системном подходе, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии.
Использованная и рекомендуемая литература:
— Л. А. Данилова, К. Стока, Г. Н. Казицына. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. Методические рекомендации для учителей и родителей. – СПб., 1997.
— Детский церебральный паралич. Хрестоматия. / Составители – Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. – СПб. : «Дидактика Плюс», 2003.
— Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М. : «Академия», 2001.
— И. А. Смирнова. Специальное образование дошкольников с ДЦП. – СПб. : «Детство-Пресс», 2003.
— И. А. Смирнова. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. – СПб. : «Детство-Пресс», 2004.
«Логоритмика — это движение, движение — это здоровье». Консультация для учителей-логопедов Логоритмика – это движение, движение – это здоровье В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Известно:.
Конспект занятия по автоматизации звука л «Расколдуем Клаву». Материал предназначен для учителей-логопедов. Конспект занятия по автоматизации звука л в старшей группе Цели: 1. Автоматизация звука /л/ в слогах, словах, фразах, чистоговорках. Упражнение.
Консультация для педагогов «Роль речевого развития в формировании коммуникативных навыков у дошкольников» Каждый человек занимает в обществе определенное место, находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения.
Содержание коррекционной работы по развитию памяти у старшего дошкольного возраста с задержкой развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной.
Консультация для воспитателей «Содержание коррекционной работы с детьми ОВЗ» Современное общество сильно изменилось: влияние неблагополучной экологической обстановки, социально-экономические проблемы жизни, уровень.
Консультация «Малые формы фольклора как средство речевого развития дошкольников» МБДОУ №1 «Огонёк» п. г. т. Актюбинский Азнакаевского района Р. Т. Тема: «Малые формы фольклёра, как средство речевого развития дошкольников».
Консультация для воспитателей «Трудовое воспитание в коррекции речевого развития дошкольников» Немаловажную роль в развитии речи детей играет трудовое воспитание, способствующее формированию общих положительных качеств и свойств личности.
Выступление на методическом объединении для учителей — логопедов на тему «Продуктивная деятельность в работе логопеда ДОУ» Работа по коррекции речевых нарушений и формированию правильной речи дошкольников не может ограничиваться рамками логопедического кабинета.
Какие формы логопедической работы используются при реабилитации детей с дцп
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: При ДЦП ребенок имеет план слова, но не может его реализовать в силу моторных затруднений.
Статья:
Основы логопедической коррекции дизартрии у детей с ДЦП были заложены в 40-х годах XX столетия. В частности, Марион Касс писала, что нарушения речи при ДЦП отличаются от моторной афазии. Моторная афазия, по словам Касс, — это апраксия органов речи. При апраксии пациент знает, что хочет сказать, но не может составить план слова. При ДЦП ребенок имеет план слова, но не может его реализовать в силу моторных затруднений. Касс считала, что теоретически речевые расстройства при моторной афазии и при ДЦП различны, но практически эти различия сводятся к минимуму, так как автоматизм речи зависит от работы высших корковых отделов.
М. Касс сформулировала «фонетические принципы устранения патологии речи», которые и сейчас не утратили своей актуальности. Это ряд положений, которые лежат в основе работы по преодолению дизартрии:
• При работе над произношением внимание ребенка следует, прежде всего, акцентировать на семантике слова, его акустических характеристиках, а не на артикуляции.
• Имеет значение качество восприятия звуков речи, которое, в свою очередь, зависит от воспроизведения. Необходимо работать над повышением качества: акустического восприятия, противопоставляя звуки по силе, высоте, продолжительности; фонематического восприятия, акцентируя внимание на фонематических признаках; кинестетического восприятия артикуляции.
• Основные компоненты движения развиваются сначала с участием больших мышечных групп, а затем — малых.
• Необходимо использовать уподобление двигательных механизмов, т. е. схема движения может быть смоделирована на примере одного органа и перенесена на другой.
• Воспроизводить речевые звуки можно разными способами. Нужно формировать артикуляцию из доступных ребенку движений, опираясь при этом на акустический эффект.
• Физиологической тенденцией организма является следование линии наименьшего сопротивления. Поэтому необходимо воспроизводить (автоматизировать) движение для образования двигательных стереотипов под контролем во избежание искажения схемы движения.
Дизартрия у ребенка с церебральным параличом — это сложный синдром дезинтеграции акта произношения, обусловленный нарушением регуляции речедвижений при органическом поражении центральной нервной системы. Симптоматика дизартрии определяется локализацией патологического очага, а также ходом процессов, характерных для дефицитарного психического развития: появлением вторичных дефектов, компенсаторных и псевдокомпенсаторных систем, наличием асинхроний.
Ядром речевой патологии при дизартрии является искаженное развитие фонетико-фонематической системы. В связи с этим основные усилия логопедов должны быть направлены на коррекцию этой стороны речи.
Основные принципы логопедической работы: 1. Логопедическая работа направлена не только на коррекцию произношения, но и на развитие всей психической деятельности ребенка. В то же время основным содержанием работы является формирование фонетико-фонематической системы, в то время как коррекция и развитие других психических процессов имеют прикладное значение.
2. Формирование фонетико-фонематической системы должно быть органично связано с развитием всех компонентов речи. Нужно учесть, что произношение не является исключительно моторным актом, это процесс реализации языковой программы, в которой фонетические элементы тесно связаны между собой и с другими компонентами языка. Усилия логопеда всегда должны быть в первую очередь направлены на формирование и развитие лингвистических способностей ребенка: сначала в импрессивном плане, а затем в экспрессивном. В большинстве случаев моторная реализация языковой программы больше зависит от фонематических представлений ребенка, нежели от его двигательных способностей.
3. На протяжении всего курса логопедических занятий осуществляется формирование и развитие мотивации к совершенствованию звучания своей речи. По мере развития ребенка меняется его отношение к себе и окружающим, меняется его система ценностей. Это необходимо учитывать не только для успешного проведения занятий, но и для того, чтобы результаты работы были необратимыми.
Первоначально нужно создавать положительную мотивацию просто по отношению к логопедическим занятиям. Для этого следует ориентироваться прежде всего на систему отношений ребенка с окружающим миром, определить ведущую деятельность, преобладающую форму общения. Если у ребенка доминирующим является эмоционально-личностное общение, то, помимо ласкового обращения, возможно, стимулом явится угощение в конце занятия. Если ребенок предпочитает ситуативно-деловое общение, необходимо проводить занятия в максимально игровой форме, поощряя небольшими подарками — например картинками. Постепенно ребенка нужно увлекать идеей совершенствования своей речи, обращать его внимание на приятно звучащую речь артистов и окружающих людей. В процессе общения нужно мягко подводить ребенка к мысли о том, что красивая речь позволяет достигать успехов в общении, хотя она и не является основным средством завоевания людских симпатий.
4. Развитие фонематической системы необходимо вести с опережением по отношению к развитию фонетической системы. При нормальном развитии ребенок овладевает произношением, ориентируясь преимущественно на слуховое восприятие, именно оно является индикатором достижения конечного результата в артикуляционной функциональной системе. При дизартрии роль слухового контроля возрастает, так как вследствие нарушений тонуса артикуляционной мускулатуры в оральной области происходит индивидуализированная компенсация двигательной недостаточности. При этом ребенок должен ориентироваться на конечный результат — воспроизводимый акустический эффект. В связи с этим необходимо развивать слуховое восприятие и формировать осознанную направленность на достижение необходимого акустического эффекта у детей с дизартрией.
5. Необходимо формировать заново всю фонетическую систему, начиная с просодических компонентов. Формирование артикуляции осуществляется как формирование функциональной системы. Главной особенностью функциональных систем является их направленность на конечный результат. Известно, что сходный акустический эффект может достигаться с помощью различного набора речедвижений. В связи с этим не всегда оправдана принятая в традиционной логопедии установка на первичное формирование изолированной «идеальной» артикуляции звука с помощью упражнений. Многие артикуляционные упражнения непосильны для детей с дизартрией. При их выполнении требуются значительно более сложные движения языка, чем в процессе произношения. Как правило, артикуляционные упражнения предполагают большую амплитуду движений органов артикуляции, в то время как при речи она минимальна, иначе не достигалась бы необходимая их скорость.
6. При формировании артикуляционного праксиса нужно помнить о том, что это — иерархически организованный навык. В связи с этим необходимо сначала вырабатывать подачу воздушной струи соответственно способу артикуляции, далее при необходимости подключать к воздушной струе голосоподачу и затем добавлять элементы артикуляции в последовательности прохождения воздушной струи, т.е. сзади вперед. Принципиальным отличием логопедической постановки звуков от постановки звуков в сурдопедагогике является опора на слуховое восприятие. Нужно обращать внимание ребенка на особенности звучания обычного ротового выдоха при разной конфигурации ротового отверстия, на особенности звучания при различной подаче голоса, особенности звучания при различных изменениях конфигурации артикуляционного аппарата.
Какие формы логопедической работы используются при реабилитации детей с дцп
ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия
Речевые нарушения при детском церебральном параличе: диагностика и коррекция
Журнал: Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2019;119(5): 112-119
Немкова С. А. Речевые нарушения при детском церебральном параличе: диагностика и коррекция. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2019;119(5):112-119.
Nemkova S A. Speech disorders in children with cerebral palsy: diagnostics and correction. Zhurnal Nevrologii i Psikhiatrii imeni S.S. Korsakova. 2019;119(5):112-119.
https://doi.org/10.17116/jnevro2019119051112
ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия
В лекции представлены не только общие сведения о детском церебральном параличе, касающиеся современных представлений о его причинах и патогенезе развития, но и важные для практических врачей данные о разной классификации речевой патологии (по локализации поражения, клиническим проявлениям) и ее распространенности. Особое внимание обращено на принципы и задачи диагностики речевых нарушений и построения лечебно-коррекционных мероприятий с рассмотрением всех возможных подходов оказания помощи больным.
ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия
В Российской Федерации за последние 25 лет отмечено увеличение в 1,9 раза уровня заболеваемости по классу нервных болезней в детском возрасте. В настоящее время в стране проживают более 170 тыс. детей-инвалидов по нарушениям когнитивных функций (включая речевые расстройства, умственную отсталость и др.), что составляет 33% от общего числа детей-инвалидов [1, 2]. В 60% случаев детская неврологическая инвалидность связана с патологией перинатального периода, и 24% составляют пациенты с детским церебральным параличом (ДЦП) [1, 3, 4].
ДЦП является полиэтиологичным заболеванием ЦНС, которое возникает в результате поражения, возникшего во внутриутробном, интранатальном и раннем постнатальном периодах, или вследствие аномалии развития головного мозга. Действие разных повреждающих факторов на развивающийся мозг определяет разнообразие сочетания двигательных и сенсорных расстройств, а также нарушение психических функций [3, 4]. Заболеваемость ДЦП в мире находится в пределах 1,8—5,0 (в среднем 2,5) на 1 тыс. детей. В Москве этот показатель — 1,9 [4—8].
Расстройством речи при ДЦП, по данным разных авторов [9—12], страдают 32—87% больных. Патология предречевого развития наблюдается у 73—100% пациентов. Нарушения произношения отмечены у 2/3 больных ДЦП, снижение словарного запаса — у 84%, нарушения интонационной выразительности речи — у 93%. Распространенность речевых расстройств у больных ДЦП несколько снижается по мере взросления: в возрасте 0—3 лет она составляет 100%; в возрасте 3—7 лет — 98%; 7—17 лет — 95%, старше 17 лет — 83% и к 32 годам может еще более снизится [12].
Основными синдромами речевых расстройств у больных ДЦП являются: дизартрия (58%), заикание (18%), алалия (5%), ринолалия (3%), дисграфия (2%), дислексия (1%) [12]. У лиц мужского пола речевые нарушения при ДЦП встречаются несколько чаще (56,2%), чем у женского (43,8%) [12].
Особенности речевых расстройств при ДЦП определяют: 1) локализация и тяжесть поражения мозга; 2) недоразвитие или более позднее формирование тех отделов коры, которые имеют важнейшее значение в речевой и психической деятельности; 3) степень сохранности кинестетического, зрительного и слухового восприятия; 4) состояние периферического речевого аппарата; 5) состояние интеллектуально-мнестических функций, обеспечивающих потребность ребенка в общении; 6) адекватность речевого и эмоционального окружения; 7) особенности личностного развития ребенка [13—21].
Основные клинические особенности речевых расстройств при ДЦП проявляются в том, что нарушения устной речи у больных зависят от состояния двигательной сферы, кроме того, отмечается тесная связь речевой патологии с сенсорными расстройствами и нарушениями интеллекта [20, 22—24].
Как известно, патогенетическая общность двигательных и речевых нарушений при ДЦП обусловлена анатомической близостью в расположении корковых речевых и двигательных зон, проводящих путей (поскольку моторный компонент речи реализуется участками в нижней части прецентральной извилины, рядом с зонами, обеспечивающими моторику кисти, верхних конечностей, туловища, а зона Брока, регулирующая временну´ю организацию речевых функций, тесно примыкает к премоторной области и полю 6, реализующим аналогичные процессы в отношении двигательных функций), кроме того, подкорковые узлы и их связи, структуры среднего мозга, ствола и мозжечка также участвуют в организации как двигательных актов, так и речевых процессов, что определяет при их поражении сочетанность нарушения двигательных и речевых функций. Также отмечается функциональная общность речевой и двигательной системы, поскольку для организации любого речевого и двигательного акта необходима сохранность четкого кинестетического восприятия, которое сопровождает любое движение как артикуляционных, так и других мышц [12, 25—29].
Наиболее часто при ДЦП отмечаются нарушения речи в виде дизартрии, при этом частота ее зависит от формы заболевания: при гемипаретической форме — 17,8% пациентов, атонически-астатической форме — 21%, спастической диплегии — 23,8%, гиперкинетической форме — 76%, двойной гемиплегии — 84% [29].
Общими критериями диагностики дизартрии при ДЦП являются: нарушения звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков, наличие синкинезий (движение нижней челюсти при движении языка вверх, движения пальцев рук при движениях языка); замедленный темп артикуляционных движений; трудность в переключении артикуляционных движений; наличие просодических нарушений; нарушения голоса и мелодико-интонационные расстройства [20, 27].
Ведущей особенностью дизартрий при ДЦП является зависимость от состояния двигательной сферы, в связи с этим вид дизартрии определяется формой ДЦП (спастической, гиперкинетической, атонически-астатической) и соответствующими двигательными дефектами речевого аппарата (спастическим парезом, ригидностью, гиперкинезами, атаксией, апраксией) [20, 27—29].
По форме речедвигательного дефекта при ДЦП выделяют следующие формы дизартрий: спастико-паретическая, спастико-ригидная, гиперкинетическая, атактическая, атактико-гиперкинетическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, спастико-атактико-гиперкинетическая [20].
Классификация дизартрии по степени разборчивости речи определяет 4 степени тяжести дизартрии: 1) нарушения звукопроизношения выявляются только специалистом в процессе обследования ребенка; 2) нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих; 3) речь понятна только близким ребенка; 4) речь отсутствует или непонятна даже близким ребенка (анартрия) [20].
По одной из классификаций при ДЦП в зависимости от локализации мозгового поражения выделяются псевдобульбарные (21%), бульбарные (4%), корковые (1%), мозжечковые (2%), подкорковые (3%), сочетанные (9%) и стертые (18%) формы [12], по другой — псевдобульбарная, экстрапирамидная, мозжечковая [27]. Клиническими особенностями псевдобульбарной формы дизартрии являются следующие: повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре по типу спастичности; ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата, сохранность рефлекторных автоматических движений, усиление глоточного, небного рефлексов; наличие синкинезий; напряжение языка, оттянутость его кзади, спинка его закруглена и закрывает вход в глотку, кончик языка не выражен, произвольные движения языка ограничены; характерно нарушение произношения наиболее сложных по артикуляции переднеязычных звуков, сочетание искажения произношения с нарушениями дыхания, голоса, интонационно-мелодической стороны речи, часто — со слюнотечением [27]. Для экстрапирамидной формы дизартрии характерны: изменения мышечного тонуса в речевой мускулатуре; наличие насильственных движений (гиперкинезов); нарушения проприоцептивной афферентации от речевой мускулатуры, нарушения эмоционально-двигательной иннервации; объем движений в мышцах артикуляционного аппарата может быть достаточным; отсутствие стабильных и однотипных нарушений звукопроизношения, а также большая сложность в автоматизации звуков [27]. При мозжечковой форме дизартрии при ДЦП отмечаются следующие особенности: речь замедленная, толчкообразная, скандированная, движения языка неточные, с проявлениями гипер- и гипометрии, пониженный тонус в мышцах языка и губ, язык тонкий, распластанный в полости рта, подвижность его ограничена, темп движений замедлен, мелкое дрожание языка при более тонких, целенаправленных движениях, мягкое небо провисает, выражена назализация большинства звуков [27].
У больных ДЦП с дизартриями и анартриями, кроме двигательных расстройств, часто наблюдаются дополнительные дефекты по типу апраксий (артикуляционной, фонаторной, дыхательной), а также расстройства фонематического анализа слов [30—35].
Основными формами звукового расстройства речи при ДЦП являются: 1-я форма — фонетическое расстройство, проявляющееся в искажении звуков, но с сохранностью всех дифференциальных фонематических признаков звуков; 2-я форма — фонетико-апраксическое расстройство, включающее как фонетические нарушения (искажения звуков), так и артикуляционную апраксию, выражающуюся в замене и пропусках звуков; 3-я форма — фонетико-фонематическое расстройство с явлениями артикуляционной апраксии (кроме искажений звуков, имеются множественные замены, пропуски звуков, нарушения слоговой структуры слов, неправильное грамматическое употребление фонем в конце слова) [20].
Согласно результатам исследований, при ДЦП отмечается выраженное замедление сроков становления фразовой речи, которое определяется формой заболевания [29]. Показано, что при гемипаретической форме у 2/3 больных к 7 годам была сформирована фразовая речь, только у 17,8% впоследствии наблюдали дизартрию [29]. При спастической диплегии произнесение фраз в 42,9% случаев происходило в возрасте 3—7 лет, дизартрия была выявлена у 23,8% больных. Больные гиперкинетической формой овладели фразами к 10 годам и старше только в 30% случаев, в 70% отмечена дизартрия, в 16,7% — анартрия. При атонически-астатической форме 25% больных овладели фразовой речью к 7 годам, дизартрия формировалась у 21% больных, анартрия — у 31,6% больных. При двойной гемиплегии только 7% пациентов имели примитивную фразовую речь к 10 годам, у 30,2% произношение осложнялось дизартрией, у 3,5% наблюдали анартрию [29].
Важнейшей особенностью речевых расстройств при ДЦП является тесная связь речевой патологии с сенсорными расстройствами и нарушениями в области интеллектуальной сферы [36—41]. У 6—23% больных ДЦП может ухудшаться слух (при гиперкинетической форме частота этой патологии может достигать 60%), что является одной из ведущих причин задержки речевого развития, а в тяжелых случаях — общего недоразвития речи, причем в дальнейшем у таких детей отмечаются трудности при обучении чтению и письму [13, 36, 42—44]. Особенно характерны снижение слуха на высокочастотные тона и сохранность на низкочастотные [9, 36]. У многих детей наблюдаются нарушения фонематического слуха (не различают звуки и звукосочетания, сходные по звучанию), недостаточность слухового восприятия и слуховой памяти [9, 13, 19, 45].
При различных формах ДЦП отмечаются также специфические особенности сочетания задержек психического и речевого развития [9, 10, 15, 19]. К примеру, при гиперкинетической форме наблюдается недостаточность развития вербального мышления, что патогенетически связано с частыми слуховыми и слухоречевыми расстройствами [9, 10, 15]. При гемипаретической форме ДЦП клиническая картина во многом зависит от локализации поражения в том или ином полушарии мозга: при правосторонней гемиплегии (когда страдает преимущественное левое полушарие, ответственное, как известно, за реализацию речевых функций) речевые расстройства отмечаются в 3 раза чаще, чем при левосторонней. При левосторонней гемиплегии речевые нарушения наблюдаются в структуре синдрома Герстманна—Шильдера, для которого характерны зеркальные рисунок и письмо (оптико-пространственная аграфия), пальцевая агнозия, нарушения схемы тела и счета [9, 10, 15].
В одном из исследований [26] при изучении взаимосвязи тяжести двигательного дефекта, когнитивных нарушений, речевых расстройств у 36 детей с ДЦП в возрасте от 2 до 9 лет было выявлено, что у 14% детей показатели интеллекта были ниже 70, при этом подавляющее большинство страдали дизартрией и нарушениями в понимании речи, а 62% детей имели уровень интеллекта выше 70, что сопровождалось нарушениями речи только у половины из них. В других работах [19, 45] было установлено, что у больных ДЦП расстройства чтения и фонематической грамотности коррелируют со снижением показателей развития интеллекта, при этом снижение слухового восприятия является ранним предиктом нарушений. Показано также [41, 45], что больные ДЦП дети с нарушениями речи входят в группу риска по нарушениям чтения и грамотности. В то же время исследования коммуникативных возможностей дошкольников с ДЦП [33] показали, что они не зависят от тяжести дизартрического нарушения, а связаны с особенностями личностного развития больных (адекватность самооценки и отношения к своему дефекту, направленность на межличностное взаимодействие).
Были определены [18, 20, 21, 24, 32, 37] основные принципы коррекционно-логопедической работы у больных ДЦП: 1. Раннее начало коррекционно-воспитательной и логопедической работы. 2. Индивидуальный подход с учетом формы ДЦП и степени снижения слуха. 3. Соответствие работы уровню развития ребенка с постепенным усложнением приемов, направленных на формирование и коррекцию психических функций, при этом особое внимание уделяется интенсивности развития сохранных функций. 4. Усиление мотивации речевой деятельности с созданием ситуаций, способствующих осознанию роли речи при выполнении познавательной, практической или игровой деятельности. 5. Интенсификация речевого общения, формирование потребности к общению, обеспечения речевой практики, которая будет служить источником накопления словарного запаса, овладения фонетическими и грамматическими нормами языка. 6. Наглядность обучения, с использованием ярких наглядных дидактических пособий, компьютерных тренажеров, ярких развивающих игрушек. 7. Систематичность и комплексность лечения с развитием кинестетического восприятия, манипулятивной деятельности, на основе коррекции двигательных и сенсорных нарушений с опорой на сохранные анализаторы. 8. У детей, страдающих тугоухостью, необходимым является применение технических средств обучения (индивидуальных слуховых аппаратов, заушин, наушников и т. п.), что способствует тренировке остаточного слуха ребенка, развивает слуховое восприятие, обогащающее представление ребенка об окружающем мире.
Перечисленным принципам соответствуют следующие основные задачи коррекционно-логопедической работы при ДЦП [21, 28, 32, 33, 43]:
1. Уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии.
2. Развитие речевого дыхания и голоса (формирование продолжительности, звонкости, управление голосом в речевом потоке, выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции).
3. Нормализация просодической системы речи (мелодико-интонационных и темпоритмических характеристик речи).
4. Формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи, коррекция нарушений произношения.
5. Развитие фонематического восприятия и звукового анализа.
6. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук.
7. Нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи.
Коррекционно-педагогическая и логопедическая работа при речевых нарушениях у больных ДЦП включает следующие направления [4, 20, 29, 32, 46]:
1. Дифференцированный логопедический массаж: расслабляющий или стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры, зондовый массаж, точечный массаж; массаж языка (пальцевой, зондовый, шпательный, щеточный); массаж на подавление гиперкинезов (перекрестный точечный массаж в области губ и носогубных складок, перекрестный под- и надколенно-губный массаж), с элементами лечебной физкультуры, при этом массажу предшествует потряхивание руки и контралатеральной ноги ребенка, сближение их в области колена и локтя.
2. Артикуляционная гимнастика (пассивная и активная).
3. Дыхательные и голосовые упражнения.
4. Упражнения, направленные на преодоление моторной недостаточности (особенно моторики рук).
5. Сочетанная коррекция речевых и других высших психических функций.
В комплексной коррекции речевых расстройств активно применяются методы физиотерапии, такие как искусственная локальная контрастотермия (сочетание гипо- и гипертермии); иглорефлексотерапия, микротоковая рефлексотерапия; парафинотерапия, грязевые аппликации; транскраниальная электромагнитная стимуляция; хивамат-терапия; электростимуляция [32, 47].
Одной из современных и наиболее перспективных физиотерапевтических методик является электромиостимуляция с применением аппарата вокаСТИМ (vocaSTIM), при этом методика заключается в сочетании произвольных сокращений мышц гортани (при выполнении фонопедических и артикуляторных упражнений) с одновременным включением электростимуляции. Другим эффективным методом, применяемым для немедикаментозной коррекции речевых расстройств, является хивамат-терапия (метод глубокой осцилляции — разновидность вибромассажа), основанная на воздействии переменным электростатическим полем. Основными показаниями к применению данного метода служат речевые расстройства, нарушения тонуса и/или сократительной способности мышц (при ДЦП, инсульте, черепно-мозговой и спинальной травмах и др.), болевой синдром, нарушения венозного кровообращения. В результате применения нормализуется мышечный тонус (антиспастический эффект), улучшается кровообращение, оказываются противовоспалительное, противоотечное и трофическое действия.
Значимое место в коррекции нарушений речевого развития у детей занимают пептидергические ноотропные средства, в частности отечественный препарат «Кортексин» [48—51]. Данное лекарственное средство содержит комплекс водорастворимых полипептидных фракций с молекулярной массой не более 10 000 Да, а также ряд аминокислот, витаминов и минеральных веществ и легко проникает через гематоэнцефалический барьер, оказывая мультимодальное тканеспецифическое действие на ЦНС. В исследованиях доказано нейропротективное действие препарата — влияние на каскадную регуляцию апоптоза, предотвращение образования свободных радикалов и продуктов перекисного окисления липидов, восстановление уровня АТФ в митохондриях [48]. В лечении речевых расстройств у детей с заболеваниями ЦНС наиболее важны такие аспекты его действия, как положительное влияние на механизмы нейропластичности и нейрорепарации (активирует пептиды нейронов и нейротрофические факторы; оптимизирует баланс метаболизма возбуждающих и тормозных аминокислот, дофамина, серотонина; оказывает ГАМКергическое воздействие; способствует улучшению биоэлектрической активности головного мозга) [48, 49]. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о высокой эффективности кортексина в комплексной реабилитации речевых расстройств у детей, что обусловлено его непосредственным влиянием на метаболизм нервных клеток, нормализацией мозгового и системного кровообращения, снижением проявлений судорожного синдрома [52—54].
Большой опыт применения кортексина в реабилитации детей первых лет жизни с последствиями перинатального поражения ЦНС свидетельствовал о значительном улучшении двигательных и когнитивных функций, а также предречевого и речевого развития [51, 52]. Изучение результативности восстановительного лечения с использованием кортексина у 67 детей в возрасте от 3 мес до 3 лет с нарушениями развития психоневрологических функций перинатального генеза выявило достоверно более интенсивное формирование функций зрительного, слухового восприятия, импрессивной речи, коммуникативных функций, чем при лечении без кортексина [52].
При анализе эффективности использования кортексина (курс 10 дней по 10 мг ежедневно) у 20 детей в возрасте 5—6 лет, страдающих специфическими расстройствами экспрессивной речи, отмечена более выраженная положительная динамика по сравнению с детьми (контрольная группа 20 человек), получавшими сосудистую и витаминотерапию. При исследовании различных видов памяти и внимания у детей, получавших кортексин, выявлено статистически более значимое улучшение исследуемых параметров, чем в контрольной группе [53].
При применении кортексина у 48 детей со специфическими расстройствами речи положительный результат (в виде улучшения речевой активности, понимания обращенной речи, снижения количества грамматических ошибок, астенических проявлений, а также повышения внимания и усидчивости) отмечен у 62,5% пациентов, страдающих расстройством экспрессивной и импрессивно-рецептивной речи, но при этом значимого улучшения звукопроизношения не наблюдали. В подгруппе с нарушением развития преимущественно экспрессивной речи положительная динамика отмечена в 65,5% случаев (в виде повышенной активности использования словарного запаса, улучшения грамматического строя речи, увеличения количества слогов в повторяемых фразах). В подгруппе со специфическим расстройством артикуляции наблюдали улучшение речевой активности у 66,7% детей. Кроме улучшения речевой функции, выявлена положительная динамика таких коморбидных состояний, как дефицит внимания, гиперактивность, тики, энурез. Данные ЭЭГ свидетельствовали об увеличении мощности α-ритма в теменно-затылочных отведениях и снижении мощности колебаний θ-диапазона в проекции центрально-лобных отделов коры [54].
Т.А. Уханова и соавт. [59] проанализировали результаты лечения речевых расстройств у больных ДЦП кортексином в сочетании с рефлексотерапией. В амбулаторных условиях лечение получили 78 детей с ДЦП в возрасте от 2 до 7 лет. Все дети с ДЦП имели речевые нарушения различной степени выраженности: от тяжелого психоречевого дефекта до асинергии мышц речевого аппарата. Для лечения были применены курсы микротоковой рефлексотерапии (МТРТ) по авторской методике в сочетании с курсом кортексина. В 1-ю (основную) группу вошли 40 пациентов, которые получали лечение МТРТ в сочетании с кортексином; во 2-ю группу (контрольную) вошли 38 больных, получающие только МТРТ. Лечение кортексином проводили курсами из 10 инъекций после окончания 1-го и 3-го курсов МТРТ, состояние пациентов оценивали до начала лечения и по окончании 6-месячной лечебной программы. Анализ результатов комплексного лечения сочетанием МТРТ с кортексином показал его высокую эффективность в восстановлении речевых функций у детей с ДЦП против группы сравнения. У пациентов со спастической диплегией уменьшение степени недоразвития речи после лечения в основной группе составило 81%, в контрольной — 70%, а у больных с атонически-астатической формой ДЦП — 72 и 61% соответственно. При этом после применения рефлексотерапии у больных ДЦП преобладало улучшение речи только на 1 порядок, в то время как при реабилитации с использованием кортексина отмечено более выраженное улучшение речи на 2 порядка у 64% пациентов со спастической диплегией и 25% больных с атонически-астатической формой ДЦП (в контрольной группе у 30 и 0% соответственно).
В.А. Исанова и М.Ф. Исмагилов [56] провели сравнительное изучение влияния кортексина в сочетании с кинезиотерапией на нарушенные двигательные и когнитивные функции у 118 пациентов с ДЦП в возрасте от 1 года до 18 лет. У 73 больных основной группы была проведена реабилитация методом кинезиотерапии в комплексе с лечением кортексином, у 45 больных контрольной группы — только кинезиотерапия. Отмечено существенное положительное влияние кортексина к концу 2-месячного курса лечения, проявлявшееся в улучшении как двигательных возможностей, так и показателей когнитивной деятельности (слухоречевая память, внимание, предметная деятельность).
Поскольку известно, что не только двигательная, но и сенсорная патология у детей с ДЦП является значимым фактором, лежащим в основе нарушений формирования речевых функций, учет важнейшей роли мультисенсорной дисафферентации в генезе когнитивных расстройств при ДЦП открывает широкие возможности в разработке новых, патогенетически направленных методов реабилитации [45, 60]. В комплексном восстановительном лечении у больных ДЦП широко используется метод динамической проприоцептивной коррекции (МДПК), в основе которого лежат усиление и нормализация нарушенного сенсорного потока с изменением взаимодействия сенсорных систем (проприоцептивной, зрительной, вестибулярной) и улучшением не только двигательных, но и когнитивных, в том числе речевых, функций [4, 5, 61—63]. Показано, что после нескольких курсов МДПК снижалась частота дизартрии у пациентов со спастической диплегией: легкой — с 18,2 до 6,4% (в 2,8 раза), среднетяжелой — с 20,9 до 6,4% (в 3,3 раза), тяжелой — с 40,9 до 15,5% (в 2,4 раза), а при гиперкинетической форме: легкой — с 28,3 до 17,4% (в 1,6 раза), среднетяжелой — с 45,7 до 21,7% (в 2,1 раза), тяжелой — с 37 до 8,7% (в 4,3 раза) [4].
Таким образом, ранняя диагностика речевых расстройств при ДЦП, своевременная комплексная реабилитация позволяют существенно скомпенсировать нарушения речи, значительно снизить степень инвалидизации, что способствует более успешной социальной адаптации и эффективной общественной интеграции больных ДЦП.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Сведения об авторах
Сведения об авторе:
Автор, ответственный за переписку: Немкова Светлана Александровна — e-mail: nemkova-sa@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-9679-9640
1 Приказ Минздрава России от 16.06.15 № 349н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при детском церебральном параличе».