какие формы внешнего контроля выделяют на практике по математике
Какие формы внешнего контроля выделяют на практике по математике
Различные формы и методы контроля знаний учащихся
Различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. Для выяснения роли контроля в процессе обучения математике рассматривают его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую.
В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.
При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.
При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.
В этой связи различают три типа контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Уровень знаний школьников, общая эрудиция.
Тестирование, беседа, анкетирование,наблюдение.
Освоение учебного материала по теме, учебной единице.
Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование.
Повторные тесты, индивидуальные консультации.
Контроль выполнения поставленных задач.
Представление продукта на разных уровнях.
На уроках контроль знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки.
При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для:
Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений учащихся. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке, хотя оценивать знания учеников не обязательно. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.
В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу класса, наиболее действенными приемами которой являются:
Для устного контроля можно использовать листы контроля знаний.
Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.
Диктант используется как форма опроса для контроля за усвоением проходимого материала, его обобщения и систематизации и выявления готовности учащихся к восприятию нового.
Диктант обычно проводится в самом начале урока, состоит из двух вариантов. Текст вопросов простой, легко воспринимаемый на слух, требующий краткого ответа, несложных вычислений. Пауза между следующими друг за другом вопросами должна быть достаточной для записи ответов учащимися.
Зачет проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Иногда целесообразны закрытые зачеты, когда учащиеся получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачета. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся.
Необходимость такого тематического контроля обусловлена тем, что для каждого ученика характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные контрольные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности учащихся, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения.
Тематические зачеты должны быть дифференцированными, чтобы ученик мог самостоятельно выбрать уровень зачета. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем.
Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся.
Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи учителя.
Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида.
С помощью промежуточной контрольной работы учитель проверяет усвоение учащимися материала в период изучения темы.
Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по отдельной теме, курсу.
Домашняя контрольная работа дается 1-2 раза в учебном году. Она призвана систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При ее выполнении учащиеся не ограничены временем, могут использовать любые учебные пособия, проконсультироваться у учителя, родителей, одноклассников. Каждому ученику дается свой вариант работы, в который включаются творческие задания для формирования разносторонней развитой личности.
Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа, которая связана не только с заданием на компьютере, но и, например, может включать задания построения схемы, таблицы, написания программы и т.д.
Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как диктант или тест.
Традиционные формы контроля недостаточно оперативны, и для их осуществления требуется значительное время, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний. Распространение контролирующих устройств способствовало тому, что учителя все чаще и чаще при проверке знаний стали обращаться к заданиям с выборочными ответами, к тестам.
Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.
Различают следующие виды тестов.
Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них школьник выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую ученик может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.
Избирательные тесты могут быть различными:
1. Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ.
2. Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.
Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Учащиеся предлагают свой вариант ответа.
Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами множества ответов.
Встречаются также тесты идентификации, в которых в качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи и т.д.
Наиболее доступными для школы являются избирательные тесты, позволяющие использовать контролирующие устройства.
Тестирование является стандартизированной формой контроля в том понимании, что как процедура проведения теста, так и оценка знаний единообразна (стандартны) для всех учащихся.
Удачно составленный тест имеет ряд достоинств, а именно:
1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки учащихся, а также понимание им закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала и, следовательно, учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.
2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания учащихся.
3. Предоставляет учителю возможность проверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.
4. Способствует рациональному использованию времени на уроке.
5.Активизирует мышление школьников.
6. Дает возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.
Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью ученика, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля.
Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.
Нетрадиционные виды контроля
Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.
Сначала учитель объявляет тему викторины. После объявления темы задается не менее десяти вопросов, на которые обучаемые дают ответы. Далее следует серия обобщающих вопросов или заданий, ответы на которые непосредственно оцениваются учителем.
Формы контроля на уроках математики
Содержимое разработки
Использование разнообразных форм контроля за учебными достижениями учащихся по математике
Презентация работ ы слушателя курсов повышени я квалификации учителей математики
ВОЛОКИТИНА Виктора Николаевич а, учителя Янтарненской общеобразовательной школы
I-III ступеней Красногвардейского района
Овладение методикой проверки знаний и их оценивания является одним из важнейших задач учителя, которая стала особенно актуальной в последние годы в связи с введением 12-бальной системы оценивания, появлением различных образовательных заведений и интеграционными процессами в Европе.
Целью данной работы является систематизирование накопленных сведений по проблеме контроля и оценивания знаний учащихся.
Основная цель контроля знаний и умений состоит в выявлении достижений, успехов учащихся;
в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность.
• Диагностическую – получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях
Контроль должен быть:
Средства осуществления контроля
Практическая реализация контроля знаний учащихся через двенадцатибальную систему оценивания
Новая система оценивания позволяет стимулировать творчество школьника
3) Особенности осуществления самоконтроля;
4) Х арактер учебных задач, которые выполняются школьником по критериям :
5) сложность задач, которые выполняются по категориям:
П озволяет оценивать:
1) учебно-познавательную активность школьника по таким уровням:
2 ) особенности проявления умственной деятельности по критериям:
Шестиуровневая таксономия оценивания
Оценивание (умение определять ценность и и возможность способов для достижения поставленной цели)
Синтез (умение создавать целое из составляющих элементов)
Анализ (умение расчленять на составляющие элеметы)
Применение (умение использовать в новых условиях)
Знание (запоминание предыдущего материала)
Практические рекомендации Ключевые слова для формирования вопросов по шести таксономическим уровням
Знание (запоминание предварительно изученного материала)
Понимание (понимание смысла изученного материала)
Применение (умение использовать изученный материал в новых ситуациях)
определить, усвоить, идентифицировать, вспомнить, узнать, назвать, пересчитать
выложить, дополнить, трансформировать, прочитать, пересказать собственными словами, перегруппировать, объяснить, проиллюстрировать примерами, подготовить, представить, перефразировать, утвердить изобразить, продемонстрировать
Анализ (умение расчленить целое на составные элементы)
применить, обобщить, соотнести, выбрать, развить, организовать, использовать, применить, перенести, реструктурувати, классифицировать
Синтез (умение создать целое из частей)
сравнить, проследить, классифицировать, отделить, отнести к категории, рассчитать, проанализировать, противопоставить
Оценка (умение определить ценность и пригодность определенных средств для достижения определенной цели)
создать, составить, видоизменить, задокументировать, предложить, спланировать, изготовить, разработать, видоизменить, уточнить, соединить, организовать, синтезировать, модифицировать
выдвинуть гипотезу, доказать, подтвердить, оценить, принять решение, обобщить
Практические рекомендации Вопросы соответствующие уровням учебных достижений
Ключевые слова для составления вопросов
Назовите. в каком году. где проходило. напишите формулу. пересчитайте. расскажите правило
Закончит фразу, чему. преобразуйте выражение. установите взаимосвязь между объектом и его свойствами, расскажите своими словами.
Какая структура. классифицируйте. что есть следствием. сравните. проанализируйте причины. найдите решения. предложите алгоритм. найдите альтернативу. составьте из элементов. как можно объяснить.
Оцените логику. опишите преимущества. выделите критерии. что вы думаете про. оцените, составьте алгоритм описания примера (охарактеризуйте), составьте алгоритм описания …, опишите способы измерения…, составьте алгоритм проведения эксперимента и укажите необходимые материалы и приборы для его проведения, составьте алгоритм ведения наблюдение за объектом и предложите критерии оценивания и формы фиксации наблюдений…
1.Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметки. – М: Знание, 1980.
2.Баймуханов Б. Б. Тематический контроль и учет знаний // Математика в школе, 1989 №5.
3.Борода Л.Я. Некоторые формы контроля на уроке // Математика в школе, 1988 №4.
4.Вахламова А. П., Рабунский Е. С. О систематической взаимопроверке знаний учащихся на уроках // Математика в школе, 1979 №1.
5.Гужва А. Методолог і я критер ії в оц іню ван н я./ Освіта України.-2000.-№44-45-С.11
6. Думанская Г.О. Применение компьютерных технологий в учебном процессе // Математика в школах Украины, 2009, №4
7. Калинина М.И. К вопросу о контроле и оценке знаний учащихся/ сб. статей “Организация контроля знаний учащихся в обучении математики”,
сост. Борчугова З. Г., Батий Ю. Ю. – М: Просвещение, 1980.
9. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. Скаткина М.Н., Краевского М.Н. – М: Педагогика, 1978.
11. О совершенствовании методов обучения математики / Сб. статей сост. Крамор В. С. – М: Просвещение, 1978.
12. Скобелев Г. Н. Контроль на уроках математики – Минск: Народна осв і та, 1986.
13. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки – М: Педагогика, 1976.
14. С. Дж. Пейп, доктор философии, США, М. Чошанов, доктор педагогических наук,
Формы контроля и оценивания
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формы контроля и критерии оценивания
Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Проверка, и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. В систему проверки и контроля должны быть включены разнообразные способы контроля, но в любом случае система должна обладать разбивающей по отношению к учащимся функцией. Для этого необходимо выполнение следующих условий:
• ни одно задание не должно быть оставлено без проверки и оценивания со стороны преподавателя;
• обязательное сообщение результатов проверки;
• максимальное участие школьника в процессе проверки выполненного им задания.
Для проведения контроля в учебной деятельности используются следующие формы контроля:
Этот метод позволяет составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности.
Устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный).
Изучаемый материал разбивается на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы. При изучении отдельных тем устный опрос (беседа) сочетается с выполнением учениками письменных упражнений или математических диктантов.
Осуществляется после изучения большой темы курса или всего курса. Проводится в письменной или практической форме для проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Проверка домашних работ учащихся.
Позволяет изучать отношение учащихся к учебной работе, оценивать качество усвоения изучаемого материала, степень самостоятельности выполнения заданий. Проверка домашних работ в той или иной форме осуществляется на каждом уроке.
Тестирование используется при текущей, рубежной и итоговой проверке знаний. Поэтому очень важно приучить учащихся к технологии тестирования, научить их свободно оперировать своими знаниями и умениями при тестовой форме предъявления заданий.
Важное преимущество тестирования состоит в том, что оно позволяет быстро и оперативно устанавливать обратную связь «ученик — учитель», дает возможность проверить знания и умения учащихся как на обязательном, так и на повышенном уровне.
Зачетные работы (защиты проектов).
Позволяют развивать творческие способности учащихся, умение самоорганизации, самообучения, умение работать по индивидуальному плану.
Критерии оценивания работ учащихся
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
• глубина (соответствие изученному теоретическому материалу);
• осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
• полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (незнание формул, законов, операторов, алгоритмов выполнения заданий, понятий; неумение применять теоретические знания в конкретной ситуации и т.д.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (оговорки, описки, допущенные по невнимательности, невыполнение одного из пунктов практической работы, аналогичного другим или невыполнение по невнимательности, но умение продемонстрировать действия по просьбе учителя).
Результаты обучения проверяются в процессе устных, письменных, практических, домашних работ учащихся.
Оценка устных ответов учащихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя мате матическую терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, со путствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические поло жения конкретными примерами, применять их в но вой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутству ющих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учи теля. Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4» , если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», по при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не искази вшие математическое содержание ответа;
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при ос вещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для даль нейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке
учащихся»);
имелись затруднения или допущены ошибки в опре делении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при изложении теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного мате риала;
допущены ошибки в определении понятий, при ис пользовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Оценка письменных работ учащихся по математике.
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена верно и полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
решение не содержит неверных математических ут верждений (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом про верки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в выклад ках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);
выполнено без недочетов не менее 3/4 заданий.
допущены более одной ошибки или более трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме;
без недочетов выполнено не менее половины работы,
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере;
правильно выполнено менее половины работы.
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у учащегося обя зательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена несамостоятельно.
При этом снижение на один балл происходит при выполнении работы с нарушениями в оформлении (образцы оформления рассматриваются на уроках), за неаккуратность, небрежность в работе, за отсутствие тетради для проверочных работ. При оценке выполнения письменной работы учитываются требования единого орфографического режима.