какие формы занятости существуют
Понятие, виды и формы занятости населения
Занятость – это деятельность трудоспособного населения, связанная с производством материальных и духовных благ с целью удовлетворения личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им заработок, трудовой доход.
Занятость бывает: полной, продуктивной, социально-полезной, рациональной, эффективной.
При полной занятости все желающие трудоспособные граждане имеют объективную возможность иметь оплачиваемую работу, при этом уровень безработицы равен естественному.
Рациональная занятость — это разновидность полной занятости, предполагающая качественное соответствие работников и рабочих мест, которые они занимают.
При продуктивной занятости население занято в общественном производстве, это занятая часть экономически активного населения, что соответствует методологии Международной Организации Труда.
Социально-полезная занятость характеризуется деятельностью людей, которые работают в общественном производстве, служат в вооруженных силах и внутренних войсках (в органах внутренних дел), обучаются в очных формах обучения (в трудоспособном возрасте), заняты ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками.
Формы занятости – это организационно-правовые условия трудоиспользования.
Различают формы занятости по следующим признакам:
— Форма собственности на средства производства: труд по найму, предпринимательство, самозанятость (ремесленничество, ЛПХ).
— Место выполнения работы: на предприятии (фирме), на дому, вахтовым методом.
— Регулярность трудовой деятельности: постоянная, временная, сезонная и эпизодическая
— Режим работы: с жестким и гибким графиком.
— Легитимность трудоустройства: формальная (зарегистрированная) и неформальная.
— Статус деятельности: основная, дополнительная(вторичная).
Гибкие формы занятости (нетрадиционные, нестандартные) :
Виды трудоустройства и занятость населения
Экономика Российской Федерации все больше и больше принимает рыночный характер, что оказывает воздействие и на социальную сферу. В жестких условиях плановой экономики не было возможности развиваться специфическим формам трудовых отношений. Рыночные реформы исправили это положение, позволив выделить новые формы и виды трудоустройства. Благодаря этому рынок занятости стал более оптимизированным. Государственный сектор имеет достаточную популярность среди населения. Частный, хоть и занимает определенную нишу на рынке, однако не в том объеме, чтобы подавлять государственный. В данном материале будут описаны понятие и виды трудоустройства.
Что включается в понятие трудоустройство?
Множество определений описывает понятие «рациональное трудоустройство». Виды представляют собой абсолютно непохожие определения. Но в широком смысле суть заключается в комплексе определенных мероприятий, которые имеют различный характер. Это действия, связанные с организацией, финансами и правом. Все они направлены на то, чтобы обеспечить жителей государства работой.
Что подразумевает собой понятие занятость?
Занятость – это деятельность человека, цель которой заключается в удовлетворении личных потребностей (преимущественно материальных), то есть получении дохода. Эти действия должны соответствовать государственным нормативно-правовым актам. Согласно российскому законодательству, каждый гражданин имеет право на то, чтобы распоряжаться рабочими ресурсами и творческим потенциалом по собственному усмотрению. Именно выполнение таких требований необходимо для того, чтобы охарактеризовать рациональное трудоустройство. Виды занятости, вне зависимости от своих особенностей, не подразумевают под собой никаких принудительных мер. Конституция Российской Федерации говорит о том, что реализация права на труд должна быть инициирована самим лишь человеком и осуществляется им в свободной форме.
Занятые слои населения
Понятие занятости и трудоустройства (их виды) не может быть полным без описания круга лиц, которые являются субъектами подобных отношений. Субъектами трудовых отношений считаются граждане, которые устраиваются на работу, а также работодатели.
Все виды трудоустройства на работу – это целенаправленные действия в отношении какого-либо субъекта. Занятая личность представляет собой человека, являющегося гражданином Российской Федерации, который работает благодаря заключению договора, закрепляющего трудовые отношения. Список таких лиц является достаточно обширным, и в него включаются следующие категории:
Каким образом осуществляется трудоустройство?
Все виды трудоустройства в России имеют общую суть, которая заключается в порядке, состоящем из последовательных шагов, которые в конечном итоге должны привести к получению рабочего места. В более узком смысле это определение означает содействие государственных органов своим гражданам в виде предоставления вакансий. Это включает в себя не только помощь в поиске соответствующей работы, но и переподготовку, и переквалификацию, и перевод. То есть это те действия, которые направлены на реализацию человеком своего права на свободный труд. Но в то же время законом не воспрещается осуществлять действия по поиску рабочего места лицом в индивидуальном порядке. Из этого следует вывод, что виды трудоустройства на работу по такому классификационному признаку, как способ осуществления, бывают следующие:
Этот процесс играет важную роль в общественной и социальной жизни, так как он помогает человеку воспользоваться своим правом на получение работы. Со стороны работодателей это является плюсом в плане подбора квалифицированных рабочих кадров или необходимой силы. Еще одним преимуществом трудоустройства является хороший коэффициент полезного действия, то есть человек с максимальной пользой реализует свое рабочее время без потерь на поиск вакансии.
Каким образом осуществляется это процесс при помощи государственных органов?
Данный процесс может осуществляться при помощи специальных органов. К ним относятся преимущественно такие учреждения, как службы занятости. Такой способ осуществления этого действия носит название специальный. Его отличительной особенностью является то, что, в отличие от самостоятельного варианта, он характеризует лишь виды официального трудоустройства.
Хоть труд считается, согласно законодательству в Российской Федерации, свободным, но жесткие меры могут характеризовать осуществление данного процесса при помощи государственного воздействия. Например, сюда можно отнести набор, который осуществляется в организованном порядке, и направление лиц на объекты. Это было более популярно в период активного развития плановой экономики и практически отсутствует в данный период времени. Это применялось для того, чтобы сделать данную сферу более рациональной и обеспечить человеческими ресурсами те регионы, где их катастрофически не хватает.
Также под специальным трудоустройством понимается направление студентов, окончивших профессиональные учебные заведения. Это осуществляется благодаря заключению соответствующего рода договоров с предприятиями и учреждениями, которые подразумевают собой прием на работу молодых сотрудников.
Еще одним плюсом в осуществлении данного процесса при помощи государственных органов является то, что они имеют право подвергать рабочие места квотированию. Это позволяет трудоустраиваться особым слоям населения.
Какие категории граждан имеют право на льготные рабочие места?
Некоторые слои населения имеют право на социальную защиту в виде помощи на реализацию права на труд. Список таких людей включает в себя следующие категории:
Как осуществляется этот процесс трудоустройства инвалидов?
Виды трудоустройства инвалидов являются очень важным в социальной сфере, так как именно эти люди составляют особую категорию трудоустраиваемых. Квотирование распространяется на такие вакансии, которые могут позволить работать людям с ограниченными возможностями. Эти лица не могут проявлять активность в обществе на все сто процентов. Именно поиск работы помогает инвалидам вновь обрести свое место в социуме, восстановиться морально и стать полноценными членами общества. Благодаря данному процессу человек может вновь почувствовать себя нужным и важным, ощутить, что он приносит пользу другим людям.
Квотирование представляет собой официально закрепленное требование, относящееся ко всем частным предпринимателям. Предприниматели должны выделять определенную долю вакансий под людей с группой инвалидности. Однако установленный законодательством процент в России достаточно низкий.
Как осуществляется данный процесс для несовершеннолетних?
Виды трудоустройства несовершеннолетних занимают свою отдельную нишу на рынке занятости. Данный процесс осуществляется относительно этой категории граждан по специфическим правилам. В большинстве стран мира для лиц, не достигших восемнадцати лет, возможность получения работы регламентируется законодательством отдельно.
Согласно российским нормативно-правовым актам, возможность заключать договор с работодателями появляется при достижении шестнадцати лет. Но исключение составляют пятнадцатилетние подростки, которые получили среднее школьное образование или обучаются по индивидуальной программе. Им разрешается выполнять несложные задачи, которые не оказывают негативного влияния на здоровье и не мешают развитию и жизнедеятельности. Более младшая возрастная категория может быть задействована в рабочем процессе лишь в качестве неполной занятости. Труд должен позволять подростку продолжать обучение. Но такой возрастной категории разрешено данное действие лишь при наличии согласия от родителей или опекунов.
То есть лица, которые не достигли совершеннолетия, могут быть задействованы в любых видах работ, за исключением учреждений игорного типа, ночных клубов. Им запрещено иметь дело с сигаретами, алкоголем и психотропными веществами. Им нельзя быть занятыми трудом, который потенциально может нанести вред здоровью. То есть перенос тяжестей и грузов ограничен определенным весом.
Все виды трудоустройства, связанные с несовершеннолетними, сопровождаются прохождением медицинской комиссии, которая должна вынести свое заключение.
Подростки не могут быть задействованы на работе в праздничные дни и ночное время. Работа сверх нормы также для такой категории находится под запретом. Не разрешено отправлять их в командировку.
Для таких работников устанавливается сокращенная рабочая неделя. Для лиц в возрасте до шестнадцати лет это число составляет двадцать четыре часа. Для подростков от шестнадцати до восемнадцати лет это время равно тридцать пять часов в неделю.
Несовершеннолетние работники обладают дополнительными гарантиями. То есть работодатель не может добровольно уволить подростка. Это возможно осуществить лишь с помощью государственной инспекции труда.
Работодатель, нанимающий к себе несовершеннолетнего должен понимать, что обязан предоставлять ежегодный отпуск. Он должен быть не меньше одного месяца. И за него положена финансовая компенсация.
Вознаграждение за проделанный труд для подростков начисляется относительно проработанных часов.
Как осуществляется данный процесс без трудовой книжки?
Виды трудоустройства без трудовой книжки – это вполне реальный вариант в Российской Федерации. Данный вариант находится в рамках закона. Однако трудовая книжка – это тот документ, который подтверждает то, что человек был задействован в рабочем процессе. В ней указана полная информация о человеке, которая необходима для дальнейшего осуществления такой деятельности. То есть это сведения об образовании, полученной специальности, датах приема на работу и наименовании организации. В документе указывается должность и причины увольнения.
Последним вариантом устройства без этого документа являются все виды трудоустройства по найму. То есть это труд, предоставленный по соглашению с физическим лицом. Если осуществлять это в законном порядке, то между работодателем и наемным лицом должно оформляться соглашение. При этом тот, кто платит за предоставление услуги, должен делать и отчисления в такие организации, как Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.
Но чаще всего учреждения, не делающие записи в трудовой книжке, таким образом пытаются укрыться от закона. Преимущественно это обусловлено укрытием действующего финансового положения, то есть неоплатой взносов.
Те, кто соглашается работать на подобных условиях, чаще всего сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие отпуска, оплаты больничного и декрета. Да и быть уверенным в стабильности такой работы на сто процентов нельзя.
Важным моментом является то, что договор, который заключается вместо записи в трудовую книжку, имеет гражданский характер, а не трудовой. Стороны в нем – это заказчик и исполнитель. Такие договора бывают нескольких видов:
У всех вышеперечисленных типов имеются общие черты. Например, они должны быть в двух экземплярах, закреплять реквизиты сторон, сроки выполнения и размер вознаграждения.
Какие существуют виды трудоустройства?
Виды трудоустройства в РФ представлены четырьмя основными категориями. Наиболее распространенной является работа, имеющая постоянную основу. Именно она приносит стабильный доход. Её предпочитают, так как этот вид дает определенные социальные гарантии. Человек является защищенным, как с социальной, так и с юридической стороны. В случае потери рабочего места или безработицы такое лицо может претендовать на получение пособия. Определенный процент от зарплаты поступает на баланс Пенсионного фонда, что обеспечивает материальную поддержку в старости. Плюсом такого вида занятости также является возможность оформления кредита.
Второй вид представляет собой частичную занятость. Чаще всего это подработка, которая приносит небольшой доход. Такое трудоустройство распространено у студентов.
Третий вид – это работа согласно контракту. Сумма, прописанная в нем, является фиксированной, и из нее не делается никаких отчислений. Налоговые сборы должны в этом случае оплачиваться самостоятельно.
Виды трудоустройства не обязательно предусматривают материальное вознаграждение. Таким примером является волонтерство. Оно хоть и не дает никакой финансовой выгоды, но его преимущество состоит в приобретении полезных навыков и связей.
На данный момент можно выделить еще несколько видов занятости. К ним можно отнести фриланс и удаленную работу через интернет. Специалисты во многих отраслях могут предоставлять свои услуги работодателям со всех уголков мира.
Понятие и виды занятости и основные права граждан
Трудовая деятельность граждан Российской Федерации регулируется законом «О занятости населения в РФ». В первой главе под названием «Общие положения» называются главнейшие определения в этой области, определяется понятие занятости и участвующие в ней субъекты.
Занятость объясняется, как деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей, как собственных, так и общественных, не нарушающая при этом законы страны и приносящая, чаще всего, им заработную плату, то есть трудовой доход.
Важно акцентировать внимание на том, что любой человек обладает абсолютным правом использовать собственные способности к творческому или производственному труду. Неприемлемо принуждение к труду в любом виде (психологическое, физическое, нравственное), если другое не подразумевается законом.
Виды занятости населения
Занятыми, в соответствии со 2 статьей Закона О занятости, считаются граждане:
Полная, неполная и эффективная занятости
Еще один способ классификации занятости – разделение на два варианта: полную занятость и неполную.
Если говорить о полной занятости, то она требует равновесия между количеством рабочей силы предлагающей свои услуги, и потребностью в ней как в Российской Федерации в целом, так и в каждом отдельном регионе. Подобное совпадение спроса и предложения считается в рыночной экономике исключением. Поэтому в политике занятости полный ее вариант называют главной целью, подразумевающей реализацию права всех граждан на труд. Относительно конкретного человека полная занятость означает работу этого гражданина полное рабочее время с оплатой труда в соответствующем размере.
Под неполной занятостью подразумевается занятость граждан неполный рабочий день. Она может объясняться экономическими соображениями, когда сокращается рабочий день с согласия или без согласия работников, либо быть волеизъявлением самого работника.
Если говорить о качестве занятости, необходимо прибегнуть к понятию «эффективности». Таковой она может считаться, когда общественное управление способно создать социально-экономические условия для благоприятного развития работников, определяемые качеством на конкретном этапе развития общества. Эффективной считается занятость населения, когда личности дается возможность достойно трудиться, создаются при этом условия для ее развитие, обеспечивается рост уровня образования и профессиональных знаний, сохраняется здоровье каждого члена общества. А основой всему этому служит рост общественной производительности труда.
Правовой статус в сфере занятости
Правовой статус человека в сфере занятости определяет целый ряд прав, основным из которых считается право на выбор места работы. Это значит, что каждый человек может напрямую обратиться к работодателю, будь то организация, имеющая права юридического лица, либо физическое лицо, ведущее предпринимательскую деятельность или желающее получить услугу для личного подсобного хозяйства. Исходя из согласия обеих сторон, подписывается трудовой договор. Право на выбор места работы могут помочь осуществить на бесплатной основе органы службы занятости или другие посредники в трудоустройстве населения.
Основа основ правового регулирования рынка труда – это непреложный принцип свободы трудового договора. Он обязателен к исполнению в любой форме реализации права на выбор места работы.
Договор подразумевает деловое взаимодействие сторон в ходе применения труда. При этом и работодатель, и работник могут быть свободны в поиске эффективных способов улучшения производительности труда, повышения качества продукции, бережного использования сырья, экономии энергии и прочее. Отношения сотрудничества присущи трудовым связям, которые основаны на договорах подряда и аренды, часто применяемым в большинстве отраслей экономики РФ. Такие договоры могут служить не только для координации отношений по применению труда, а еще в качестве организационно-правовых актов. Подобные документы дают полную самостоятельность и свободу работнику в выражении своих творческих и организационных способностей. Получается, что принцип свободы договора влияет еще и на организационно-управленческие взаимоотношения в области труда.
Как гласит статья 9 Закона О занятости, все люди имеют возможность получить бесплатную консультацию, рассчитывать на бесплатное информирование и услуги, помогающие профессиональной ориентации, в государственной службе занятости, находясь в процессе трудоустройства, выбора профессии, желая пройти профессиональное обучение и осуществить получение дополнительного профессионального образования.
Государственная служба занятости, в настоящее время, в состоянии обеспечить оказание подобных услуг в электронной форме, что подразумевается законодательством о предоставлении государственных и муниципальных услуг. Граждане, находящиеся временно без работы, также могут рассчитывать на бесплатное содействие в переезде или даже переселении в другие регионы РФ для работы. Кроме того, есть возможность получения психологической поддержки, профессионального обучения, либо повышения уже имеющихся знаний при дополнительном профессиональном образовании, путем получения направления от службы занятости.
Некоторые другие важные права работников
Высказывается мнение о том, что ставить на учет в службы занятости можно не только безработных, но и тех, кто имеет место работы, но не удовлетворен условиями и хотел бы его сменить. Если взглянуть на эту теорию, сквозь призму эффективной трудовой занятости, подобные точки зрения имеют право на существование и поддержку.
Работу за границей регулирует статья 10 Закона о занятости. Там говорится, что российские граждане могут осуществлять профессиональную деятельность находясь за границей, более того, имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами своей страны. При таком развитии событий заключаются межгосударственные соглашения, они ориентируются на численность миграционных потоков, квалификацию соискателей, длительность и условия найма. Стоит отметить, что право свободного выезда россиян и хорошие условия найма и высокая оплата труда за границей могут привести к негативным последствиям бесконтрольной зарубежной миграции, что можно констатировать в данный исторический отрезок времени. Причина этого заключается как в отсутствии повышенного внимания к миграционным потокам, так в недостатках правового механизма, работающего на привлечения в Россию иностранных работников. Поэтому наш рынок труда насыщается чаще всего неквалифицированной рабочей силой. Что, бесспорно, негативно влияет на рост заработной платы, делает менее выгодным положение отечественных тружеников.
Право на обжалование решений, действий или бездействия отделов службы занятости населения и их должностных лиц изложено в статье 11 Закона О занятости. Чтобы реализовать такое право, следует обратиться в вышестоящий орган службы занятости, не лишним будет обращение в суд в порядке, который описан в законодательстве РФ.
Если говорить о денежной и иной помощи безработным, нужно руководствоваться Статьей 36 Закона О занятости. Она предусматривает, среди прочего, что люди оставшиеся без работы, но уже не имеющие право на пособие по истечению назначенного периода его выплаты, а еще граждане, получающие профессиональное обучение и дополнительное профессионального образование, могут расчитывать на оказание материальной помощи все теми же службами занятости. Как именно должна оказываться такая денежная поддержка указанным, имеющим на нее право категориям лиц, определяется уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти.
Предусмотрена в законе о занятости и возможность добровольного страхования от возможной потери работы. Читать об этом следует в статье 37. Условия, порядок и периодичность выплат по таким договорам регулируются законодательством Российской Федерации.
Занятость населения
Понятие и виды занятости
В предмет правового регулирования трудового права включаются отношения по трудоустройству у конкретного работодателя. Однако, в рамках учебной дисциплины «Трудовое право» изучаются все отношения по занятости и трудоустройству, несмотря на их межотраслевой характер.
Законодательство о занятости представляет собой достаточно большой массив нормативных правовых актов как на международном уровне, так и на национальном, включая акты социального партнерства и локальные нормативные акты.
Определение занятости дано законодателем в ст. 1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (далее – Закон о занятости), где занятость трактуется как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ
и приносящая, как правило, заработок, трудовой доход.
Авторы «Курса российского трудового права» выделяют 4 признака занятости, исходя из вышеуказанного определения:
Несмотря на определение признаков занятости законодателем, среди ученых существуют разные точки зрения на занятость и ее классификацию по различным основаниям. Например, некоторые авторы предлагают классифицировать занятость на:
В экономическом смысле – с макроэкономических позиций – полная занятость определяется как состояние на рынке труда, при котором полностью удовлетворяется потребность граждан в работе. Фактически рынок труда образуют отношения, складывающиеся в процессе купли-продажи рабочей силы, хотя на уровне МОТ и был провозглашен отказ от признания труда товаром (Декларация МОТ «О целях и задачах МОТ» 1944 г.). Полная занятость предполагает равновесие между предложением рабочей силы и спросом на нее как по стране в целом, так и по отдельным регионам, что возможно при рыночной экономике лишь как исключение.
С позиций микроэкономики, то есть применительно к конкретному хозяйствующему субъекту и конкретному человеку, полной занятостью будет занятость в течение полного рабочего времени, установленного законодательством, а неполной, соответственно, работа на условиях неполного рабочего времени.
В настоящее время все чаще звучат такие характеристики занятости как типичная (стандартная) и нетипичная (нестандартная) занятость. Под нестандартной занятостью можно понимать все формы занятости, отклоняющиеся от прописанных в ТК РФ стандартных условий для конкретного вида труда, то есть занятость с отсутствием хотя бы одной из следующих составляющих:
Типичные формы занятости, характеризующиеся 8-часовым рабочим днем и ежедневным пребыванием на работе, стало возможным заменить нетипичными формами, которые характеризуются гибким разделением труда, размытостью границ между рабочим местом, домом и общественными местами, подвижностью рабочего дня.
В последнее десятилетие все чаще обращается внимание на угрозу увеличения новой социальной страты – прекариата. В данную страту попадают граждане в случае отсутствия гарантированной трудовой занятости и снижения социально-правовых гарантий. По мнению В.И. Сигова, А.М. Воротынской и Е.А. Поздеевой, угроза прекаризации нависла над наиболее уязвимыми социальными слоями: инвалидами, пожилыми людьми, молодежью, мигрантами и т.д.
Одним из распространенных видов нетипичной занятости является самозанятость, которая сегодня становится интересной все большей части трудоспособного населения. За последние годы она начала активно развиваться, однако, не все граждане, являясь самозанятыми, осуществляют свою деятельность легально, уплачивая налоги в бюджет, существует много противоречий в самом статусе самозанятого лица и в законодательстве, регулирующем его деятельность.
Занятые граждане, согласно ст. 2 Закона о занятости это физические лица:
Таким образом, к занятым гражданам относятся как те граждане, которые охвачены трудовой деятельностью в результате заключения договоров различной отраслевой принадлежности, либо имеющие статус, который дает им право самостоятельно организовывать свой труд, так и те, кто по тем или иным причинам (обучение, нетрудоспособность, переподготовка и т.д.) непосредственно не участвуют в общественном производстве.
Государственная политика занятости
Опираясь на положения Конституции РФ, Закон о занятости определил правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения. Можно выделить принципы государственной политики в данной сфере – общие и специфические.
К общим принципам относятся:
Специфические принципы закреплены в отдельных нормативных правовых актах, распространяющих свое действие на общественные отношения с участием граждан, испытывающих трудности в поиске работы. К ним могут быть отнесены принципы:
Традиционно выделяют два основных вида государственной политики занятости – активную и пассивную.
К активной политике занятости относят меры, способствующие скорейшему включению граждан в сферу занятости и реализации их способности к труду, не допуская кризисных ситуаций как для общества в целом, так и для каждого лица в отдельности. Это может быть помощь в организации предпринимательского дела, переобучение, получение новой профессии, новых компетенций в рамках имеющейся специальности, стимулирование работодателей к организации специализированных рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями, меры по профилактике массовых высвобождений работников.
К пассивной политике занятости относятся меры социальной поддержки безработных граждан в виде выплат пособий по безработице, предоставления им материальной помощи. Подобные меры направлены на сглаживание последствий безработицы.
Закон о занятости разграничивает полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в области содействия занятости населения, это разграничение осуществляется путем закрепления перечня полномочий федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ. Так, в ст. 7 Закона о занятости перечисляются полномочия федеральных органов государственной власти, которые можно распределить по трем группам:
Ст. 7.1 Закона о занятости определяет полномочия РФ, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, к которым относится осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Финансовые средства для этого предоставляются в виде субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета.
Ст. 7.1-1 Закона о занятости называет полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения. Это целый перечень обязательств региональной власти, включающий в себя:
Участие местных органов власти в содействии занятости закрепляет ст. 7.2 Закона о занятости. На местном уровне осуществляется непосредственная работа с населением и практическая реализация положений о политике занятости, а именно в организации и финансировании:
Основная обязанность по обеспечению занятости возложена на государственную службу занятости населения. Она представляет собой систему органов, основными функциями которой являются контроль и надзор в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, а также оказание государственных услуг по содействию занятости и защите от безработицы. Все государственные услуги предоставляются бесплатно.
В ст. 15 Закона о занятости сказано, что государственная служба занятости включает в себя:
Всю деятельность органов занятости возглавляет и координирует Минтруд РФ, осуществляя контроль за деятельностью подведомственного ему Роструда.
Роструд осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Так, например, в состав государственной службы занятости населения по Нижегородской области входят:
Понятие безработицы. Правовой статус безработного
Безработица является категорией противоположной занятости.
Законодатель не формулирует определения безработицы, представители экономической науки под безработицей понимают социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения по тем или иным причинам не может найти приложения своей рабочей силы.
Безработным является трудоспособный гражданин, который не имеет работы и заработка, зарегистрирован в органах занятости, ищет работу и готов приступить к ней (п. 1 ст. 3 Закона о занятости). Исходя из определения, для получения статуса безработного гражданину необходимо:
Трудоспособность гражданина определяется в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья. По общему правилу минимальный возраст приема на работу – 16 лет, а максимальный (предельный) равнозначен моменту назначения пенсии (страховой, накопительной, по старости, за выслугу лет).
Лицам, признанным инвалидами, для получения статуса безработного необходимо предоставить индивидуальную программу реабилитации, содержащую рекомендации по условиям труда.
Отсутствие работы означает, что гражданин не попадает ни в одну группу занятых граждан, указанных в ст. 2 Закона о занятости.
Регистрация гражданина осуществляется по правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы».
Если представители службы занятости не смогли подыскать подходящую работу в течение 10 дней после обращения, то лицо регистрируется в качестве безработного.
Гражданину будет отказано в постановке на учет в качестве безработного, если он:
В определенных случаях, например, в связи с пандемией COVID-19, могут быть утверждены временные правила постановки на учет в качестве безработного (например, Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 № 460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными»).
Правовой статус безработного включает в себя:
Надо обратить внимание, что объемы правомочий гражданина в сфере занятости и безработного гражданина отличаются. Гражданин РФ имеет право на самостоятельный поиск работы, на поиск работы опосредованно – через негосударственные организации по трудоустройству и государственную службу занятости населения. Для приобретения статуса безработного, гражданин должен обратиться за помощью к государству в лице государственной службы занятости.
Лицо, получившее статус безработного, имеет следующие права:
1. Право на содействие в поиске подходящей работы и в трудоустройстве.
Государственные услуги по трудоустройству предоставляются бесплатно.
Критерии подходящей работы указаны в ст. 4 Закона о занятости:
2. Право на участие в общественных оплачиваемых работах. Возможность участия в таких работах гарантируется государством. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально-полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу (ст. 24 Закона о занятости). Организация данного вида работ возлагается на органы службы занятости и осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 № 875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ».
Принимать участие в общественных работах возможно при соблюдении нескольких условий:
В Законе о занятости перечислены категории безработных, которые пользуются преимущественным правом на участие в таких работах, и лиц, для которых данная работа будет считаться подходящей.
Общественные работы предусматривают ряд направлений:
3. Право на получение услуг по психологической поддержке. Служба занятости обязана в трудный период потери работы и заработка оказывать гражданам, обратившимся за помощью, психологическую поддержку в соответствии с Законом о занятости и Приказом Минтруда РФ от 09.01.2013 № 4н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан».
4. Право на консультацию, получение информации и услуг, связанных с профессиональной ориентацией и право на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование. Данное право безработные могут реализовать в соответствии с п. 2 ст. 9 Закона о занятости и Приказом Минтруда РФ от 23.08.2013 № 380н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования».
Не все категории безработных могут пройти обучение за счет средств государства. В п. 1 ст. 23 Закона о занятости перечислены те, кто имеет право пройти такое обучение, а в п. 3 – обладающие приоритетным правом на это обучение. Безработный, проходящий обучение по направлению службы занятости, считается занятым, в этот период ему выплачивается стипендия.
5. Право на выбор места работы, в том числе в другой местности. В соответствии со ст. 22.1 Закона о занятости служба занятости должна содействовать безработным гражданам и членам их семей в переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости с оказанием финансовой поддержки. Конкретизирован объем предоставляемой услуги и порядок ее предоставления в Приказе Минтруда РФ от 07.03.2013 № 92н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости».
В соответствии со ст. 10 Закона о занятости граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и за пределами России.
6. Право на получение материальной поддержки, в том числе на получение пособия по безработице. Пособие по безработице – ежемесячная выплата, осуществляемая за счет средств федерального бюджета. Для лиц, состоявших в трудовых отношениях более 26 недель, она начисляется с первого дня признания лица безработным, а в случае увольнения в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращения численности или штата – с первого дня по истечению периода выплаты средней заработной платы. Период такой выплаты не может быть более 6 месяцев (суммарно) в течение 12 календарных месяцев.
Пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку гражданина. Первые 3 месяца размер пособия составляет 75% от заработка за последние 3 месяца по прежнему месту работы. Следующие 3 месяца пособие составляет 60%. Нужно учитывать, что размер пособия не может быть выше максимальной и ниже минимальной величины пособия по безработице, утверждаемых ежегодно постановлениям Правительства РФ.
Иначе рассчитывается пособие по безработице для лиц, состоявших менее 26 недель в трудовых отношениях, а также впервые ищущих работу, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или иные виновные действия. Для таких граждан, пособие по безработице ограничено минимальной величиной.
Ст. 35 Закона о занятости предусматривает случаи прекращения, приостановления и снижения выплат. Выплата прекращается, например, при трудоустройстве гражданина, переезде в другую местность, осуждении к лишению свободы.
Приостановление выплат на срок до 1 месяца допускается при:
Санкция в виде сокращения размера пособия наступает, если безработный гражданин в течение 3-х дней не явился на беседу по поводу предстоящей работы с работодателем или отказался явиться для получения направления на работу без уважительных причин. Служба занятости вправе сократить выплату пособия по безработице на 25% на срок до 1 месяца.
7. Право на досрочное оформление пенсии (п. 2 ст. 32 Закона о занятости) предусмотрено для лиц, не достигших пенсионного возраста, но имеющих страховой страж не менее 25 лет для мужчин, и 20 лет для женщин, либо уволенных по пунктам 1 и 2 ст. 81 ТК РФ. Досрочная пенсия оформляется не ранее чем за 2 года до выхода на пенсию по возрасту при условии предложения органа занятости, согласия безработного и отсутствия возможности трудоустроиться.
8. Право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц по вопросам занятости населения (ст. 11 Закона о занятости).
Граждане вправе обжаловать решения органов службы занятости в вышестоящий орган и в суд.
Помимо прав безработный гражданин несет обязанности:
Безработные лица могут быть привлечены к юридической ответственности, предусмотренной Законом о занятости, например, в виде приостановки выплаты пособия по безработице сроком до 3-х месяцев, уменьшения размера выплачиваемого пособия на 25% до 1 месяца, прекращения выплаты пособия (в случае неявки более месяца в службу без уважительных причин). Помимо этого, возможно привлечение к гражданско-правовой ответственности путем взыскания незаконно полученного пособия и к уголовной ответственности – за мошенничество в соответствии со ст. 159 УК РФ.
Трудоустройство и его формы
Вопросы трудоустройства населения являются значимыми для государства в целях обеспечения социальной стабильности общества, поддержки финансового благополучия граждан и рационального использования трудовых ресурсов. «Под трудоустройством следует понимать систему организационно-правовых и экономических мер, осуществляемых государством в целях обеспечения трудовой занятости населения».
Традиционно, в учебной литературе трудоустройство рассматривается в широком и узком смысле этого слова. В широком смысле под трудоустройством понимается процесс поиска гражданами «приложения» своей рабочей силы в принципе: это может быть предпринимательская деятельность, ведение фермерского хозяйства, индивидуально-трудовая деятельность, занятость на основании гражданско-правовых договоров и т.д. В узком смысле слова трудоустройство можно рассматривать как содействие включению трудоспособных граждан в организацию только несамостоятельного труда.
Высказывалась и точка зрения, что трудоустройство в узком смысле слова – это поиск работы при содействии посреднического органа.
Можно отталкиваться от нормы ТК РФ, согласно которой, предметом трудового права являются отношения по трудоустройству у данного работодателя (ст. 1 ТК РФ) и трактовать трудоустройство как включение лица в трудовые отношения путем самостоятельного поиска работы либо опосредованно – через услуги государственных и негосударственных организаций. Субъектами отношений по трудоустройству будут в таком случае:
Самостоятельное трудоустройство представляет собой прямое обращение к работодателю, минуя посредников.
Путь от незанятости к занятости при любом способе трудоустройства проходит через рынок труда. Определение рынка труда в нормативных правовых актах отсутствует. Рынок труда представляет собой социально-экономическую систему, включающую в себя комплекс отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы. Система функционирует на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда.
Отношения по трудоустройству в науке трудового права дифференцируются по группам:
Отношения по трудоустройству, несмотря на то, что изучаются в рамках учебной дисциплины «Трудовое право», имеют различные юрисдикционные «корни». Отношения с участием государственного органа управления – службы занятости регулируются административно-правовыми нормами, с участием негосударственных частных кадровых агентств – гражданско-правовыми нормами, отношения лица, ищущего работу, с работодателем – нормами трудового права.
В настоящее время, с изменениями в трудовом законодательстве и законодательстве о занятости, на стороне работодателя может выступать частное кадровое агентство (другое юридическое лицо), которое вправе осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) для принимающей стороны. Получается, что юридически работодателем будет считаться трудоустраивающий орган, а фактически работник будет осуществлять трудовую деятельность у принимающей стороны в ее интересах, под ее управлением и контролем. Правовое регулирование данных отношений осуществляется в соответствии с главой 53.1 ТК РФ, ст. 18.1 Закона о занятости.
По мнению некоторых авторов, наблюдается «расщепление» работодателя, а принимающая сторона получает статус «квазиработодателя».
Законом предусмотрены особые условия для трудоустройства отдельных категорий граждан (инвалидов, молодежи, лиц предпенсионного возраста).
Лицо, имеющее инвалидность, при трудоустройстве на работу предъявляет работодателю документы, подтверждающие свой статус. Одним из таких документов является индивидуальная программа реабилитации (справка ИПРА).
Данный документ содержит информацию об ограничениях труда работника – инвалида. Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% от числа работников. В каждом субъекте РФ устанавливается свой размер квоты.
При определении квоты в численность работников не включаются должности, труд на которых отнесен к вредным или опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.
В Нижегородской области квотирование рабочих мест для инвалидов предусмотрено в размере 2% от числа работников при общем количестве работников более 100 человек. Работодателям, численность работников у которых составляет от 35 до 100 человек, устанавливается квота в размере 1%, но не менее 1 рабочего места в соответствии с положениями Закона Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-З «О квотировании рабочих мест».
При приеме на работу инвалида рабочее место должно быть организовано согласно его индивидуальной программе реабилитации, то есть рабочее место оборудуется работодателем с учетом нарушенной функциональности и ограничений жизнедеятельности лица.
Проанализировав судебную практику, можно сделать вывод, что в большинстве случаев работодатели привлекаются к административной ответственности за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, в том числе за непредоставление информации о наличии вакантных мест. Для мотивации работодателей к трудоустройству инвалидов государством предусмотрен ряд налоговых льгот, но нельзя сказать, что это сильно меняет ситуацию на рынке труда инвалидов.
Другой категорией лиц, нуждающихся в особой защите государства, является молодежь. Занятость молодежи – это проблема общегосударственная, так как именно молодежь является будущим страны, обеспечение занятости этой категории граждан – одна из основных задач социально-экономической политики любого государства.
Особенности трудоустройства лиц до 18 лет определяются трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением – гласит ст. 272 ТК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 27.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», для лиц моложе 18 лет предусматривается квотирование рабочих мест в целях трудоустройства. Так, в Нижегородской области квота для таких лиц составляет 1% от числа работников, если их у работодателя более 100. Трудоустройство на квотируемые рабочие места осуществляется как опосредованно центрами занятости, так и в результате самостоятельного поиска работы.
Трудоустройство и сохранение занятости лиц предпенсионного возраста (возрастной период, составляющий до 5 лет перед получением права на страховую пенсию по старости, в том числе досрочно) стало актуальным ввиду проведения государством пенсионной реформы, направленной на повышение возраста выхода на пенсию (65 лет – для мужчин и 63 года – для женщин).
Распоряжение Правительства РФ № от 26.03.2020 742-р «Об утверждении специальной программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста на период до 2024 года» ставит целью обеспечить указанных лиц необходимыми, повысить их конкурентоспособность и профессиональную мобильность. Затраченные работодателями суммы на обучение компенсируются за счет бюджета. В соответствии с новациями в уголовном законодательстве, а именно появлением ст. 144.1 УК РФ, необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение такого лица влечет наказание в виде штрафа либо обязательных работ.