какие франшизы пользуются большим спросом 2019

Рейтинг 500 самых продаваемых франшиз в России

какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Смотреть фото какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Смотреть картинку какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Картинка про какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Фото какие франшизы пользуются большим спросом 2019

Портал Businessmens.ru опубликовал рейтинг франшиз по итогам 2020 года. Заметен явный курс на снижение цен. Средняя сумма вложений у лидеров рейтинга в прошлом году составляла 20,3 млн рублей, теперь она не превышает 15,6 млн рублей. Подвинув «Пятёрочку», прошлогоднего лидера, на вершину взлетела франшиза маркетплейса Wildberries. В десятке лучших оказались Ozon и СДЭК, выросли аптечные сети и дискаунтеры.

какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Смотреть фото какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Смотреть картинку какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Картинка про какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Фото какие франшизы пользуются большим спросом 2019

Рейтинг показал, насколько изменился спрос на бизнес после пандемии 2020 года. С 2019 года в десятке уверенно держались «Додо Пицца», тройка известных бургерных — McDonald’s, KFC и Burger King, обувной ритейлер Kari, бренд магазинов «Фасоль» от Metro и ряд других громких брендов. После 2020 года в топ рейтинга ворвалась франшиза от маркетплейса Wildberries. За 2019 год компания открыла по партнёрской программе 3100 отделений, а в 2020 уже более 28 01, успешно подвинув «Пятёрочку».

какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Смотреть фото какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Смотреть картинку какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Картинка про какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Фото какие франшизы пользуются большим спросом 2019

Кто стал лидером 2021 года

Место в Рейтинге в 2020 году (изменение к 2019 году)Название франшизыКол-во открытых точек в 2020 годуСтартовые инвестиции, руб.Темп роста в 2020 году по сравнению с 2019 годом
1 (+8)Wildberries28011200 000+804%
2 (-1)Пятерочка13554 000 000+85%
3 (+3)Макдоналдс6070 000 000+567%
4 (+9)Ozon11128200 000+356%
5 (new)Доброцен10015 000 000New
6 (-3)FIX Price4883 000 000+38%
7 (0)KFC2950 000 000-9%
8 (-3)Додо Пицца10612 000 000-20%
9 (+4)Авокадо1451800 000+142%
10 (+5)СДЭК1052800 000+92%

Причин успеха Wildberries несколько. Увеличилась аудитория онлайн-покупателей. По данным Data Insight, три месяца пандемии привели в онлайн-торговлю не менее 10 млн человек, период самоизоляции «подсадил» всех на доставку с маркетплейсов. Другая, не менее важная предпосылка к выдвижению в лидеры рейтинга — для открытия пункта выдачи не требуются большие вложения.

Такое положение дел подтверждает и Ozon, попавший в список топов и сразу занявший пятую позицию после открытия 11 128 представительств. Годом ранее эта цифра не превышала 2000 открытий. Это позволило бренду «прыгнуть» на 9 позиций вверх.

«Пятёрочку» подвинули, но продуктовый магазин от X5 Retail Group продолжает уверенно держаться в топе. Более 1300 открытий за год против 733 в 2019 году при заметных инвестициях позволяют ей уверенно занимать второе место. Объясняется это тем, что формат «магазин у дома» остается популярным направлением и сейчас, предлагая покупателям товары ежедневного потребления в шаговой доступности.

Не все гиганты бургерной индустрии успешно справились с кризисом. «Макдональдс» и KFC открыли более шестидесяти новых точек при сумме вложений в несколько десятков миллионов рублей. А вот Burger King за ближайшими конкурентами не угнался. Франшиза выбыла из рейтинга.

Интересным был прорыв в пятерку лидеров франшизы «Доброцен». При вложениях в 15 млн рублей компания открыла с помощью франчайзинга более 100 новых точек. Для дискаунтера это дебют — ранее компания продажей франшизы не занималась. Успешному старту помог формат магазина. Товары первой необходимости по низким ценам пользуются большим спросом, а у компании задействована доставка и интернет-заказы.

FixPrice, уверенно попадающий в список лидеров второй год подряд, потерял три позиции. Заметный рост не помог удержаться. На этот раз за год компания смогла открыть с помощью франчайзинга более 480 новых точек против 352 в 2019.

Отдельного внимания заслуживает сеть эко-маркетов Avocado, которая благодаря своей партнёрской программе, позволяющей расширять ассортимент действующих магазинов, продала более 1450 франшиз и с тринадцатой позиции переместилась на девятое место. До этого компания могла похвастаться результатом в 600 точек за год.

Франшизе пунктов выдачи заказов от транспортной компании «СДЭК» удалось улучшить положение по сравнению с прошлым годом. Компания занимала 17-ю позицию, но за 2020 год открыла более 1000 новых точек против 549 в 2019 году. Благодаря минимальным вложениям и повышенному спросу на доставку товаров, объясняющим популярность среди начинающих предпринимателей, в 2021 году СДЭК занимает место в десятке лучших.

Подробнее об участии СДЭК в рейтинге и развитии франчайзигового направления в нашем материале «Франшиза СДЭК вошла в десятку лучших по версии рейтинга «Топ 500 франшиз 2021».

Тренды рынка после пандемии

«Перетасовка» лучших, а также более высокие позиции по сравнению с предыдущим годом компаний из числа аптечных сетей, медицинских центров, служб доставки, недорогих кафе и ресторанов указывает на явные тренды в индустрии.

1. Популярность дискаунтеров и магазинов формата «у дома»

Падение достатка населения, кризисное состояние экономики и усугубление за счёт самоизоляции дали дополнительный импульс желанию видеть низкие цены. Вырос спрос на недорогие товары. Как следствие — стремление предпринимателей обслужить этот спрос. Отсюда успех сетей фиксированных цен, дискаунтеров, магазинов «у дома», лидерство магазинов «Доброцен» и Fix Price, сохранение позиций в топ-20 ещё одной франшизы от X5 Retail Group — магазина «Перекрёсток». За год компания открыла 85 новых точек против 102 в 2019, потеряв в рейтинге одну позицию и заняв 19-е место.

2. Повышенный спрос на медицинский бизнес

Франшизы медицинской сферы в прошлом году стали предметом повышенного внимания благодаря тому, что это была одна из немногих индустрий, представители которой не закрывались в период самоизоляции. Спрос на лекарства также вырос. Так, сети аптек «Ригла» удалось открыть более 330 точек и занять в рейтинге 11-е место. «Советская аптека» пополнилась 95-ю новыми точками и заняла 31-е место, в то время как в прошлогоднем рейтинге держалась на 39-ом месте, открыв 85 точек. На несколько позиций поднялась сеть диагностических центров Invitro. Открыв 136 представительств против 114 в 2019 году, компания с 21-го места поднялась на 18-е. А так как «короновирусная» реальность продолжает оставаться нашим настоящим, тренд сохранится и в ближайшем будущем, хотя пик спроса уже прошёл.

3. Массовый переход в онлайн

Самоизоляция повлияла не только на рост медицинской сферы, но и на остальной бизнес. В выигрыше оказались те, чья работа так или иначе была связана с онлайном. Спокойно сумели пережить кризис крупные сети кибер-арен. Поднялись по позициям в рейтинге Colizeum и Cyber:X, открывшие по 70 и 50 клубов соответственно. Да и список лидеров во многом обязан этим тенденциям. Заказы в интернете стали обыденностью, позволив вырасти Wildberries и Ozon и ускоренно открывать пункты выдачи заказов СДЭК.

Тем же, чья работа заточена только под «живую» продажу товара, пришлось хуже. Так, например, обувной ритейлер Kari, который занимал в прошлом году второе место, упал сразу на 15 пунктов. За 2020 год бренду удалось открыть только 46 точек, в то время как в 2019-ом фирма продала 244 франшизы.

Источник

Какой бизнес по франшизе чаще всего открывают в России

Франшизу покупают, чтобы открыть бизнес под известным брендом и получить готовую инструкцию, как настроить все процессы и работать с поставщиками. На основе рейтинга РБК и данных Роспатента мы собрали 10 самых популярных франшиз в России, которые в 2020 году покупали чаще остальных.

Ориентировочная доходность. Неизвестна, окупаемость обещают максимум за год.

Что надо делать. Продавать, устанавливать и поддерживать продукты 1С.

Что входит в стоимость франшизы. Обучение персонала. После сертификации франчайзи внесут в список рекомендованных подрядчиков

«Фасоль»

Цена франшизы. Паушального взноса и роялти нет. Нужно тратить на закупку продуктов в «Метро» минимум 250 000 Р в месяц.

Инвестиции в открытие. От 51 500 Р за квадратный метр с учетом закупки товара.

Ориентировочная доходность. Зависит от формата магазина, среднюю прибыль обещают около 108 000—234 000 Р в месяц.

Что надо делать. Открыть продуктовый магазин.

Что входит в стоимость франшизы. Готовые бизнес-процессы, договоренности с поставщиками, помощь в подборе помещения, разработка ассортимента, обучение персонала правилам обслуживания

Fit Service

Ориентировочная доходность. Прибыль — от 450 000 Р в месяц, окупаемость — от 18 месяцев.

Что надо делать. Открыть мастерскую и продавать услуги: ремонтировать машины, мыть, эвакуировать.

Что входит в стоимость франшизы. Обучение персонала в тренинг-центре, софт и техническая поддержка по ремонту в сложных случаях. Обещают бесплатную рекламную кампанию

Cofix

Цена франшизы. Паушальный взнос — 720 000 Р для регионов и 1,2 млн рублей для Москвы. Роялти: 6% от оборота.

Инвестиции в открытие. От 4,2 млн рублей.

Ориентировочная доходность. Неизвестно.

Что надо делать. Открыть кофейню и продавать продукцию по фиксированным ценам.

Что входит в стоимость франшизы. Юридическое сопровождение сделки по аренде, проектирование точки и контроль работ, подбор персонала, операционная поддержка

«Гемотест»

Инвестиции в открытие. От 1,25 млн рублей.

Что надо делать. Открыть медицинскую лабораторию, собирать биологический материал. Затем передавать на анализ в центры «Гемотеста».

Что входит в стоимость франшизы. Экскурсия в лабораторию «Гемотеста», расчет бизнес-модели, расходные материалы для взятия анализов, план помещения, техническая и консультационная поддержка, обучение персонала, услуги федерального колцентра для пациентов, программное обеспечение

Pedant.ru

Цена франшизы. 990 000 Р — в Москве и Санкт-Петербурге, 790 000 Р — для регионов. Роялти — 10%.

Инвестиции в открытие. В цену франшизы входит островок для ТЦ, оборудование и запчасти. От 300 000 Р нужно заложить в аренду, дополнительное оборудование и рекламу.

Ориентировочная доходность. Прибыль — от 100 000 Р в месяц.

Что надо делать. Открыть сервисный центр и ремонтировать смартфоны, ноутбуки, планшеты.

Что входит в стоимость франшизы. Обучение франчайзи, как вести бизнес, юридическая поддержка, помощь в подборе персонала, доступ к базе знаний и программное обеспечение

«У Палыча»

Инвестиции в открытие. От 1,4 млн рублей.

Ориентировочная доходность. Прибыль — от 150 000 Р в месяц, окупаемость — от 10 месяцев.

Что надо делать. Открыть магазин и продавать товары этой торговой марки: сыры и колбасы, сладости, заморозку, полуфабрикаты, готовые блюда.

Что входит в стоимость франшизы. Проект магазина, консультации, обучение персонала, программа лояльности для покупателей, руководство по ведению бизнеса, доставка продукции торговой марки

«Пив&Ко»

Ориентировочная доходность. Прибыль — от 90 000 Р в месяц, окупаемость — от 8 месяцев.

Что надо делать. Открыть магазин и продавать пиво, безалкогольные напитки и сопутствующий товар.

Что входит в стоимость франшизы. Помощь менеджера по запуску и ведению бизнеса, помощь в поиске и подборе помещения, обучение франчайзи, база поставщиков

«Инвитро»

Инвестиции в открытие. 2,3—4,9 млн рублей — на обычную лабораторию, 1—1,5 млн рублей — для города с населением до 50 тысяч жителей.

Ориентировочная доходность. Для небольших городов обещают окупаемость от двух лет.

Что надо делать. Открыть лабораторию или процедурный кабинет, брать биологический материал клиентов и отправлять в «Инвитро» на исследование. Оказывать допуслуги.

Что входит в стоимость франшизы. Расходные материалы, транспортировка биоматериалов в лабораторию, обучение персонала

«Чебаркульская птица»

Что надо делать. Открыть брендированный магазин и продавать продукцию агрохолдинга: мясо птицы, яйца, колбасные изделия, полуфабрикаты.

Что входит в стоимость франшизы. Помощь в оценке помещения, обучение стандартам работы, помощь в организации учета продаж, рекламные материалы и маркетинговые программы

Больше полезного — в рассылке про бизнес

Данные по паушальным взносам, роялти, доходности и окупаемости актуальны на 22 апреля 2021 года. Все расчеты и цифры взяли с сайтов компаний, предлагающих франшизы

Вот что еще можно почитать про франшизы и готовый бизнес:

какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Смотреть фото какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Смотреть картинку какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Картинка про какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Фото какие франшизы пользуются большим спросом 2019

какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Смотреть фото какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Смотреть картинку какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Картинка про какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Фото какие франшизы пользуются большим спросом 2019

какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Смотреть фото какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Смотреть картинку какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Картинка про какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Фото какие франшизы пользуются большим спросом 2019

А какой бизнес чаще всего закрывают по франшизам? Вот интересный вопрос.

какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Смотреть фото какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Смотреть картинку какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Картинка про какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Фото какие франшизы пользуются большим спросом 2019

Ната, скорее по каким причинам закрывают)

Бывает, что франшиза популярная и неплохая, но не рассчитывают свои финансы или в жизни что-то происходит и расторгают договор или продают другому франчайзи)

Кажется, чем популярнее франшиза, тем больше предпринимателей в неё вписывается и тем больше будет расторжений, но не факт))

какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Смотреть фото какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Смотреть картинку какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Картинка про какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Фото какие франшизы пользуются большим спросом 2019

какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Смотреть фото какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Смотреть картинку какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Картинка про какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Фото какие франшизы пользуются большим спросом 2019

Алексей, у нас в Иркутске Cofix пока не закрывал точки вроде, одна закрылась до пандемии ещё, а может просто переехала))

Я наблюдаю за Педантом, Cofix в своём городе: ремонтировала телефон и регулярно пью кофе)

Педант вообще хорошо растёт, сейчас в Иркутске четыре торговые точки работают, одна видимо в процессе оформления, потому что к покупке доступно две франшизы ещё из семи))

FIT Service тоже есть, как и медицинские лаборатории, но ничего сказать про них не могу — не обращалась за услугами и не слежу за их ростом))

А вот Subway у нас сократился и тоже ещё до пандемии. Обратила внимание, а может просто совпадение, что когда на саб появляется выгодный купон на сервисе, то через некоторое время он закрывается, был Subway и нету)

какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Смотреть фото какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Смотреть картинку какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Картинка про какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Фото какие франшизы пользуются большим спросом 2019

какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Смотреть фото какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Смотреть картинку какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Картинка про какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Фото какие франшизы пользуются большим спросом 2019

Зачем открывать продуктовый магазин по франшизе? Если там обычные продукты, какая разница какое название, главное ассортимент и близость жилых домов, нет?

какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Смотреть фото какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Смотреть картинку какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Картинка про какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Фото какие франшизы пользуются большим спросом 2019

What, согласен, да и прочие никому неизвестные кофейни, парикмахерские и ещё много чего можно открыть без франшизы. По франшизе можно взять крупную сеть, типо мака, которая будет делать крутую рекламу, помогать с выгодными закупками и прочее

какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Смотреть фото какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Смотреть картинку какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Картинка про какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Фото какие франшизы пользуются большим спросом 2019

What, это удобно и проще)

Если заниматься этим самостоятельно, то нужно разрабатывать ассортиментную матрицу, исследовать проходимость торговой точки, разрабатывать стандарты обслуживания и налаживать процессы и т.д А ещё нет примерного расчета окупаемости, все на свой риск. Здесь хотя бы примерно показатели посчитаны, а ещё можно посмотреть на опыт других франчайзи.

Бывает так, что человеку просто хочется свой бизнес и есть деньги, но особо заморачиваться не хочется. В целом, упакованный вариант устраивает, тогда берет франшизу)

Но здесь ещё зависит от компании многое, кто-то реально помогает, поддерживает, а кто-то продал франшизу и забыл.

Мне было бы интереснее открыть продуктовый магазин в спальном районе именно по франшизе. Франчайзер рассказал бы обо всех тонкостях и помог наладить процесс, а иногда и маркетинговая поддержка хорошая, например, те же супермаркеты фасоль могут рекламироваться централизованно, а выгода от этого всем. Даже если этот конкретный франчайзи рекламу не давал, покупатели к нему придут)

Если кратко, то за обычным предпринимателем никто не стоит, чтобы поддержать и дать опору, а за франчайзи стоит франчайзер и другие партнёры, если не прогадать с выбором компании))

Источник

Бизнес, который работает в кризис. 30 самых выгодных франшиз в 2019 году

Российский франчайзинг сильно опережает экономику страны. ВВП в 2018 году вырос всего на 2,3%, а франчайзинг почти на 20%. Количество франчайзинговых точек увеличилось за год на 20 000 и достигло 70 000. Сегодня в России около 2000 франшиз, почти на 500 больше, чем годом ранее. «За десять лет общее число франчайзи, зарегистрированных в Роспатенте, выросло более чем в 10 раз. Рост на порядок выше, чем у всей российской экономики», — отмечает Борис Нуралиев, основатель «1С», крупнейшего франчайзера в России.

С чем это связано? «Как показывает опыт развивающихся стран, в том числе и России, рост франчайзинга приходится на кризисные годы. Предприниматели сворачивают собственный убыточный бизнес и переходят на партнерский», — считает Юрий Михайличенко, вице-президент Российской ассоциации франчайзинга (РАФ). Растет и число занятых: в среднем в одной франчайзинговой точке работает 15 человек, таким образом франшизы дают работу более 1 млн россиян.

Один из крупнейших сегментов, представленных во франчайзинге, — общепит. По оценкам РАФ, на него приходится около 33% франшиз. В рейтинге Forbes (сформированном, как и год назад, из трех групп по объему инвестиций) кафе и рестораны представлены только в «верхней» группе — с инвестициями от 5 млн до 25 млн рублей. Экономика как российских старожилов «Шоколадницы» и «IL Патио» («Росинтер»), так и западных новичков типа Cofix очень схожа: средняя рентабельность кафе — 10–15%, реальный срок окупаемости — от двух лет. На фоне падения покупательной способности интерес к таким франшизам снижается, хотя есть исключения. «Додо Пицца», к примеру, открыла за год 153 новые пиццерии. А «Шоколадница», у которой открылось всего 32 франшизы, а закрылось 12, сейчас корректирует франчайзинговую модель, чтобы привлечь новых партнеров.

Многие компании стремятся расширить линейку форматов, предлагая наиболее компактные и бюджетные, чтобы стать привлекательнее для потенциальных покупателей. Вернувшийся в рейтинг Burger Club, например, предлагает на выбор два варианта: франшизу для полноценного ресторана или точку на фуд-корте торгового центра, открытие которой на 1 млн рублей дешевле. Мебельные компании Mr.Doors, «Мария», «Аскона» снизили инвестиции в открытие партнерского магазина, что позволило им существенно увеличить свои сети. «Аскона» даже переместилась из первой группы инвестиций во вторую со средним объемом инвестиций 1–5 млн рублей.

Яркая тенденция — бум образовательных и развивающих франшиз. В 2019 году лидерами во всех группах рейтинга стали проекты, чья аудитория — дети и подростки. В списке семь «детских» франшиз. Рост рождаемости в России закономерно увеличил предпринимательский интерес к образовательным проектам. Стали расти продажи франшиз частных школ, детских садов, спортивных секций. В этом бизнесе дороже всего обойдется открытие билингвального детского сада Sun School: серьезно придется вложиться и в квалифицированных педагогов, и в авторские методики преподавания — итого 8–10,5 млн рублей на старте. Школа скорочтения и развития интеллекта IQ007 потребует инвестиций до 3 млн рублей.

Не теряющие популярности франшизы на детские спортшколы — одни из самых бюджетных. В среднем, чтобы открыть одну школу, потребуются инвестиции в размере 500 000 рублей, которые окупятся через полгода. В нижнюю группу рейтинга, требующую наименьших инвестиций, вошло четыре франшизы на открытие спортшкол, в сумме у них 1300 точек по всей стране.

В целом «детский» франчайзинг, по оценкам РАФ, уже занимает серьезную долю на рынке — порядка 3%, и дальше он будет только расти.

Источник

Рейтинг РБК: Топ-50 самых популярных франшиз 2019 года

В 2019 году рынок франчайзинга продолжил расти, хотя из 2600 действующих в стране франшиз активно продвигают себя не более 30%. «Показатель прошлого года достаточно высокий для российского рынка, несмотря на экономическую ситуацию в стране и настроение предпринимателей. В среднем, если сравнивать с ростом в предыдущие годы, нормой можно считать показатель роста 10–12%», — отмечает Нина Семина, основатель каталога франшиз franshiza.ru. 2019 год был также весьма активным по части появления новых франчайзеров, в основном за счет региональных молодых проектов, — по итогу года рынок вырос на 16%. Для сравнения: за 2018 год рынок показал рекордный рост на 19%, а в 2017 году вырос всего на 5%. При этом из 2600 действующих в стране франшиз активно продвигают себя не более 30%.

какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Смотреть фото какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Смотреть картинку какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Картинка про какие франшизы пользуются большим спросом 2019. Фото какие франшизы пользуются большим спросом 2019

Топ-50 самых популярных франшиз 2019 года

Место и франшизаЗаключенные контрактыВсего контрактов
1. 1С7299635
2. Гемотест152681
3. Pedant.ru112119
4. Пив&Ко76111
5. Хеликс74263
6. FIT SERVICE59229
7. AMAKids5757
8. Инвитро55717
9. Sun School52102
10. Ремит5178
11. Софтиум4647
12. Surf Coffee4647
13. 220 Вольт43174
14. Вианор42601
15. Ситилаб4141
16. Carlo Pazolini350
17. KFC34131
18. Нью Лайф Моторс330
19. 33 Пингвина32282
20. Ив Роше31291
21.Галамарт30150
22. Випсилинг290
23. Пальчики2870
24. MIXIT2853
25. Полиглотики2829
26. Элизэ2828
27. Точка Красоты27145
28. Цезарь Сателлит2727
29. Синнабон26197
30. Рублевский2656
31. Сушишоп25180
32. Фасоль23129
33. Хороший Выбор2355
34. Black Star Burger2324
35. Элика2324
36. Привет, сосед!2323
37. Шоколадница22137
38. Солнцетур22125
39. Tarkett2246
40. Добрынинский2235
41. ЕвроАвто2159
42. Auto3N2137
43. Laser Love2121
44. Чебаркульская птица20212
45. Bahroma1919
46. Автопилот1818
47. ДаблБи1766
48. Ch1ef1717
49. 4hands1662
50. Subway15889

Вырос и спрос: рост числа запросов на франшизу в январе 2020 года составил 200% по отношению к январю 2019 года (по данным franshiza.ru). «На сегодняшний день средний возраст франшизы, продающейся на российском рынке, составляет четыре года, то есть рынок франшиз молодеет. Есть еще один параметр — возраст компании, в котором она начинает продавать свою франшизу. Он также с каждым годом уменьшается. Проработав только один-два года, а иногда и вовсе полгода, владельцы бизнеса запускают франшизу, не имея достаточного опыта развития собственного бизнеса, что сказывается на качестве рынка в целом. Средний возраст компании, запускающей свою франшизу, составляет три года», — комментирует Семина.

Большинство компаний-франчайзеров — российские, доля международных составляет не более 20%. «Если говорить про географическую структуру, то 73% — это региональные франшизы. Москва сохраняет свою долю второй год в основном за счет появления новых концепций бизнеса от уже действующих франчайзеров», — поясняет Нина Семина. Новые франшизы, например, запустили школа программирования и математики «Алгоритмика», московский ресторанный холдинг «Тигрус» и многие другие. «Есть еще одна особенность последних лет: региональные концепции попадают в поле зрения на федеральном уровне, как правило, уже имея несколько проданных франшиз в своем регионе», — отмечает эксперт.

Самые востребованные предпринимателями франшизы относятся к сфере услуг (46%): в основном это детское образование, медицина, сервис. «Одна из причин, почему мы выбрали центры обучения математике в качестве второй франшизы, в том, что это большой рынок в сегменте дополнительного образования, — поясняет Андрей Лобанов, гендиректор «Алгоритмики». — Он намного больше рынка программирования, и так не только в России. Если обратиться к международному опыту, то мы увидим, что крупнейшие школы математики, такие как Kumon и Mathnasium, в десятки раз больше игроков по программированию. Это тысячи центров по миру и миллионы детей».

Популярны и франшизы непродовольственной розницы (23%) — одежда и обувь, товары для дома, косметика и т.п. «Франшизы сектора услуг выглядят наиболее привлекательными, во-первых, из-за стоимости (как правило, это самые бюджетные предложения — общие инвестиции в запуск, включая паушальный взнос, составляют 1,5–2,5 млн руб.), во-вторых, они довольно простые с точки зрения бизнес-процессов и поэтому привлекательны для новичков», — поясняет Нина Семина. Этот же сегмент — самый быстрорастущий.

Как мы считали

Понятие «франчайзинг» в российском законодательстве отсутствует. Для создания франчайзинговых сетей используются разные юридические формы: агентские и лицензионные соглашения, договоры поставки и многое другое. Единственный формат, юридически идентичный договору франчайзинга в зарубежных странах, — договор коммерческой концессии (ДКК). Он наиболее широко и подробно регулирует отношения франчайзера и франчайзи, защищает интересы обеих сторон, позволяет передать целый комплекс исключительных прав, а также установить возможность определенных ограничений, например, цен и конкуренции. Помимо ДКК мы включаем в рейтинг также договоры коммерческой субконцессии — обычно их используют «дочки» иностранных компаний для своих франчайзи в России.

Все договоры концессии и субконцессии в обязательном порядке регистрируются в Федеральной службе по интеллектуальной собственности — Роспатенте. Процесс регистрации занимает несколько месяцев, так что рейтинг фиксирует изменения с некоторым опозданием, но это единственные официальные данные о рынке франшиз. РБК запросил в Роспатенте информацию о товарных знаках, по которым в течение 2019 года были зарегистрированы ДКК, а также данные о расторгнутых за год договорах по этим товарным знакам и об общем количестве зарегистрированных договоров на конец года (показатель масштаба бизнеса). Место франшизы в рейтинге определяется количеством заключенных в 2019 году договоров. Если этот показатель у двух разных товарных знаков (знаков обслуживания) совпадает, тогда более высокое место занимает та франшиза, которая лидирует по общему числу контрактов.

Когда компании регистрируют в одном договоре сразу несколько товарных знаков,в рейтинге отражается самое популярное наименование. Если в течение 2019 года компания перешла на новый товарный знак, например у «Чебаркульской птицы» произошел ребрендинг, то в сумму контрактов включаются и те, что были заключены или расторгнуты с использованием старого товарного знака, а из числа договоров по новому товарному знаку исключается число договоров, расторгнутых по старому товарному знаку.

Расстановка сил

На протяжении вот уже пяти лет подряд бессменным лидером рейтинга остается компания 1С — крупнейший поставщик софта для автоматизации бизнеса. По данным Роспатента, в 2019 году 1С заключила 729 договоров с франчайзи, а расторгла 64. Общее число контрактов компании на конец 2019 года составило 9635. Среди причин успеха Алексей Харитонов, руководитель отдела продвижения экономических программ 1С, называет цифровую трансформацию компаний. «Одновременно с цифровизацией основных бизнес-процессов все больше организаций передает обеспечивающие учетные функции на аутсорсинг, это позволяет снизить затраты на учет на 20–25%, — пояснил Харитонов. — Соответственно, растет спрос на услуги франчайзи сети «1С: БухОбслуживание»: совокупная выручка этой сети выросла в 2019 году на 34%». Из рейтинга пропал один из лидеров прошлого года, финский производитель шин Nokian Tyres. Но вторая франшиза Nokian Tyres, сеть шинных центров «Вианор», прибавила шесть позиций и занимает 14-е место рейтинга.

В 2019 году в первую тройку попала компания, которая стала продавать франшизу всего два года назад, — сервисный центр ремонта техники Pedant.ru. За 2019 год Pedant.ru заключил 112 договоров концессии, а всего с 2018 года, когда компания начала продавать франшизу, у нее 119 контрактов. «Мы связываем активный интерес к нашей франшизе с тем, что большая часть рынка франчайзинга построена вокруг заработка на паушальных взносах, а в нашем случае он никогда не являлся целью компании», — говорит основатель сервиса Роман Персиянов. Самый дешевый вариант франшизы Pedant.ru стоит 490 тыс. руб., и, по словам Персиянова, в этом случае он не покрывает затрат компании на обучение франчайзи, поставку оборудования и т.п. «Когда франшиза стоит 790 тыс., это для нас в ноль, а при продаже в крупные города за 990 тыс. мы немного зарабатываем. Наша основная задача — повышать экономическую эффективность бизнеса, чтобы прибыль у партнеров формировалась не за счет увеличения цен на услуги, а за счет снижения издержек». Зарабатывает сеть благодаря роялти, размер которого составляет 10%.

На седьмом месте оказался новичок — детский центр развития интеллекта AMAKids, который начал заключать договоры концессии в 2019-м — за год таких было 57. На девятое место вышла сеть частных детских садов Sun School, которая по сравнению с 2018 годом поднялась на 26 позиций. В 2019 году Sun School заключила 52 договора концессии.

Тренды франчайзинга-2019

Нина Семина отмечает появление новых франшиз в следующих сферах.

Среди новичков первой двадцатки в этом сегменте оказалась кофейня Surf Coffee, открывшая в 2019 году 46 точек. Кофейня «Даблби», чей результат ухудшился еще в 2018 году, потеряла еще 15 позиций и оказалась в хвосте рейтинга за 2019 год. Вероятно, это связано со скандалом вокруг ее франшизы, о котором РБК писал в конце 2018 года. «Сложнее себя чувствует сегмент непродовольственной розничной торговли, который за полтора года с 33% сократился до 22%. Сетям сейчас сложно конкурировать с онлайн-гигантами на фоне падения покупательной способности. Некоторые сети сосредоточились на управлении собственными точками и практически не занимаются франчайзингом», — отметила Семина.

Зато увеличивается спрос на франшизы продуктов как в формате супермаркетов, так и специализированные продуктовые магазины. Сеть фирменных мясных магазинов «Ремит» значительно подросла и впервые попала в топ-10: «Формат «магазина у дома» сейчас находится на пике востребованности у конечного покупателя и, соответственно, у потенциальных франчайзи бизнес-проектов подобного плана. «Ремит» — ответ на новый тренд рынка: покупатели готовы тратить на покупки все меньше времени. Именно поэтому в планах на 2020 год у большинства крупнейших ретейлеров закрытие гипермаркетов или их переформатирование в магазины меньшего размера», — комментирует руководитель направления по работе с франшизой магазинов «Ремит» Станислав Степанкин.

Старые и новые

Более половины участников неоднократно появлялись в рейтинге в предыдущие годы. Среди остальных новички далеко не все: многие из них на рынке франчайзинга давно, но они использовали иные формы договора, чем ДКК, поэтому не могли попасть в рейтинг РБК. Перейдя к договорам коммерческой концессии, они ожидаемо заняли в нем хорошие позиции. «Часть опытных франчайзеров дорабатывают действующие проекты ДКК на основе сложившейся практики взаимоотношений с партнерами, изменений в самих компаниях и заключают новые договоры с действующими франчайзи», — комментирует Семина.

Примером может служить формальное изменение позиций среди компаний, которые специализируются на лабораторных анализах. Лидером здесь по-прежнему является «Гемотест», открывший в 2019 году 152 новые точки по франшизе и расторгнувший за год всего два контракта. Зато, значительно вырос «Хеликс», переместившись в обновленном рейтинге на пятое место с 26-го в 2018 году. По данным Роспатента, в 2019 году «Хеликс» заключил 74 новых контракта. Впрочем, по словам представителей компании, рост формальный: число открытых точек осталось на уровне 2018 года, зато выросло число франчайзи, с которыми заключался договор коммерческой концессии. «В 2019 году «Хеликс» открыл 60 розничных точек,в 2018 году было открыто столько же», — сообщила Дарья Горякина, заместитель генерального директора по коммерции лабораторной службы «Хеликс». Что касается изменения позиции «Инвитро», то оно связано с ребрендингом компании, после которого она заключила 55 договоров коммерческой концессии на новую торговую марку. Еще 37 договоров было заключено на старую торговую марку, но поскольку другие 90 договоров, заключенных на ту же марку, были расторгнуты, она в рейтинг РБК не попала. Из-за этого «Инвитро» опустилась на восьмое место.

Большинство лидеров рейтинга — компании, которые активно продвигают франшизу с помощью каталогов франшиз, выставок и пр. Практически не представлены в рейтинге франшизы в сфере непродовольственной розницы (одежда, обувь), что отражает специфику этих франшиз (лишь немногие компании заключают ДКК) и тенденции рынка (существенное сокращение доли франшиз этого сегмента и снижение темпов развития), отмечает Нина Семина. В целом же договор коммерческой концессии стали использовать намного больше российских компаний. Благоприятно сказалось на динамике рынка усиление внимания к франчайзингу региональных администраций, появление различных региональных программ субсидирования покупки франшиз: гранты, гарантии и льготные процентные ставки.

Прогнозы на 2020 год

Вряд ли можно ожидать, что количество франшиз вырастет. Однако позитивен тот факт, что на карантинных каникулах посещаемость нашего каталога франшиз уменьшилась незначительно. Правда, интерес значительно сместился к «антикризисным» бизнесам: медицина, аптеки, продуктовые франшизы, доставка. Вне всякий сомнений предприниматели будут искать новые идеи именно во франчайзинге, который позволяет быстро запустить бизнес с минимальными затратами. Можно прогнозировать снижение количества покупок франшиз. Насколько оно будет существенным, будет зависеть от сроков «коронакризиса» и темпов выхода из него экономики. Кризис значительно очистит рынок и выявит наиболее адаптивные к тяжелым ситуациям модели. Кроме того, крупные сети помогут адаптироваться своим франчайзи за счет масштаба. Например, «Шоколадница» договорилась с сетью «Магнит» о временном трудоустройстве своих сотрудников.(Нина Семина, основатель каталога франшиз franshiza.ru)

Ниже можно ознакомиться с рейтингами прошлых лет:

Рейтинг РБК: ТОП-50 самых востребованных франшиз в 2018 году

Рейтинг РБК: ТОП-50 самых востребованных франшиз в 2017году

Рейтинг РБК: ТОП-50 самых востребованных франшиз в 2016 году

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *