какие фрукты и овощи растут в калининграде
Калининградская область — самый западный регион России. Максимальная протяжённость области с запада на восток — 205 км, с севера на юг — 108 км. Входит в состав Северо-западного региона (№2 гос. реестра).
Климат Калининградской области обусловлен её географическим положением и является переходным от морского к умеренно континентальному.
Влияние Балтийского моря приводит к тому, что среднегодовые температуры увеличиваются с 7,5 °C на северо-востоке области до 8 °C на юго-западе. Максимальная разница среднемесячных температур наблюдается в январе-феврале (до двух градусов). Обычно самый холодный месяц — январь, но в феврале температура воздуха отличается от январской лишь на полградуса. Самый тёплый месяц — август (июль холоднее на полградуса). Максимальная температура воздуха летом составляет 22—26 °C, минимальная температура зимой — от −3 до −5 °C. Абсолютный минимум составлял в городах Советске и Нестерове −35 °C, абсолютный максимум (в Калининграде) — +37 °C. Дождь идёт в среднем 185 дней в году, снег — 55 дней, 60 дней бывает пасмурно, 68 дней — солнечно. Годовое количество осадков колеблется по территории области от 600 до 740 мм. В летний период года осадков выпадает больше, чем зимой; осенью больше, чем весной. Жара и морозы в области непродолжительны, снежный покров отсутствует либо долго не держится. Средняя температура воздуха в области около +8 °C. Самый холодный месяц — январь, средняя температура +0,5… −4 °C, самый тёплый месяц — август, его средняя температура +22…+23 °C.
Города: Багратионовск, Балтийск, Гвардейск, Гурьевск, Гусев, Зеленоградск, Калининград, Краснознаменск, Ладушкин, Мамоново, Неман, Нестеров, Озёрск, Пионерский, Полесск, Правдинск, Приморск, Светлогорск, Светлый, Славск, Советск, Черняховск.
Яблоня Айдаред
Яблоки Айдаред достаточно крупные. Кожица плодов с характерным глянцевым отливом, гладкая на ощупь, прочная, с восковым налетом. Толщина кожицы небольшая и при потреблении яблок она ощущается слабо.
Основная окраска яблок светло-зеленая с темно-карминовым румянцем по большей части плода. Плодоножка среднего размера, сердечко имеет форму репки, неглубокое.
Голубика, малина, клубника: где в Калининградской области выращивают ягоды и как их продают
Руководители ягодных плантаций и крестьянско-фермерских хозяйств рассказали журналу «Королевские ворота» о перспективах отрасли и необходимости кооперации.
Производство ягод в Калининградской области в последние годы стабильно показывает рост. В 2017 году урожай плодово-ягодных культур составил 783 тонны, в 2018 году — уже 36,8 тысячи тонны. Высокие показатели связаны со спецификой отрасли: ягодные кустарники начинают плодоносить не раньше чем через несколько лет после закладки сада. Нынешний год имеет все шансы стать ещё одним в цепочке рекордов местных фермеров — большинство из них выращивают клубнику, малину, голубику, клюкву, жимолость и другие культуры с середины десятых годов.
Один из первопроходцев — владелец компании «Орбита-Агро» (работает с 2006 года, специализируется на растениеводстве и овощеводстве) Шаиг Мамедов: в 2014 году он начал выращивать клубнику в промышленном масштабе.
Клубника — это, наверное, наш самый лучший проект. Мы доказали, что её можно выращивать в Калининградской области, продавать за нормальные деньги и конкурировать с зарубежными производителями. Потребность есть, через торговые сети в сезон можно продать от трёх до пяти тонн в день, — рассказывал Мамедов в интервью «Королевским воротам» в 2015 году.
В это же время в разговоре с «Российской газетой» Шаиг делился следующим прогнозом: «Если ещё какой-то фермер позволит себе разбить плантацию, мы полякам с их клубникой просто скажем: «Гуд бай»».
За последние пять лет конкурентов у Мамедова прибавилось — производством клубники занимаются как крупные агрохолдинги, так и небольшие фермерские хозяйства, которые нередко запускаются на гранты Минсельхоза. Однако производители отмечают, что сказать гуд бай импортной ягоде пока не получается — польской клубники всё так же много на прилавках, правда, теперь под видом сербской или марокканской. Хорошие перспективы фермеры видят в поставках в «большую» Россию.
Праздник урожая
В 2011 году, окончив сельскохозяйственную академию в Белоруссии, Роман Болсун подал заявку на грант по программе «Поддержка начинающих фермеров». Полученных 1,5 миллиона хватило, чтобы заложить три гектара для посадки голубики в Полесском районе и приобрести оборудование для капельного полива. Спустя год Болсун получил ещё одну субсидию: теперь хозяйству принадлежит яблоневый сад, а голубику выращивают в промышленных объёмах.
В 2013 году в Калининградской области не было ни одной плантации голубики, я стал первым, кто занялся этой культурой. Пригодились полученные во время учёбы знания — понимал, как правильно посадить голубику, как за ней ухаживать, — рассказывает Болсун. — Голубика вступает в массовое плодоношение на пятый-шестой год, только после этого можно говорить о валовом сборе. Мы и ещё несколько фермеров пока не закрываем потребность внутреннего рынка в этой ягоде, продаётся много импортной. Когда другие производители вступят в массовое плодоношение, ситуация изменится».
Выйти на самообеспеченность по ягоде быстрее мешает и технология производства — большую часть работ приходится выполнять вручную.
Мы бы рады увеличить объём производства клубники, но пока для этого не хватает рабочей силы. В этом году на сбор каждый день выходило 60 человек — всего лишь на три гектара, — говорит Болсун. — Субсидии, возмещающие затраты на закладку многолетних плодовых и ягодных насаждений, — основной драйвер роста отрасли. Работать в сельском хозяйстве без поддержки согласятся не все: инвестиции требуются большие, возвращаться вложения начнут не раньше, чем через пять-шесть лет, в зависимости от плодоношения. Риски высокие — в определённые годы можно остаться без урожая из-за заморозков в хозяйстве».
В этом году в хозяйстве планируют собрать 300-350 тонн яблок и 4-4,5 тонны голубики. «Зелёный сад» — питомник растений, принадлежащий семье Болсуна — вырастил 25 тонн садовой земляники. Смородина вступит в плодоношение в 2022 году — урожай, по прогнозам, составит 150-200 тонн.
Производители ягод нередко диверсифицируют бизнес: одни занимаются переработкой, другие продают саженцы для закладки садов. Закрыть потребность Калининградской области в саженцах — миссия «Калининградского плодопитомника». В 2017 году идейный вдохновитель проекта — учредитель КФХ «Калина» Сергей Чечулин получил грант и вместе с партнёром из Белоруссии, агрономом Владимиром Гурбановичем, начал закладку первого в Калининградской области питомника. Министр сельского хозяйства Калининградской области Наталья Шевцова называла это «формированием плодово-ягодного кластера». В 2019 году руководители компании реализовали 204 тысячи саженцев плодовых и ягодных культур. На 70 гектарах выращивают яблоки, груши, сливы, абрикосы, вишню, черешню, голубику, черноплодную рябину, облепиху, жимолость, ежевику, фундук и грецкий орех.
Мы создавали питомник, чтобы обеспечить внутренний рынок качественным посадочным материалом. Высокоинтенсивные сады, которые сегодня активно развиваются, как правило, используют импортные саженцы — из Польши, Белоруссии и других стран. Продукция нашего питомника не уступает в качестве и цене, контракты на посадочный материал есть на год вперёд, — объясняет Гурбанович. — В следующем году сады выйдут на массовое плодоношение: мы активно готовимся, продумываем, как будем развивать это направление, реализовывать товар.
Из тех, кто открыл производство без грантов, — Наталья и Игорь Ивановы. Крестьянско-фермерское хозяйство Иванова специализируется на выращивании черешни — той самой, которую не так давно хвалил в Instagram губернатор Антон Алиханов. Первый сад семья Ивановых заложила в 2012 году: воплотить давнюю мечту о собственном деле удалось за счёт удачной продажи активов.
Садоводство не основная работа, а тяжёлое хобби, — рассказывает руководитель компании «Руссимпекс» Игорь Иванов. — Ездил в Польшу, посещал хозяйства, культивирующие черешню, консультировался».
КФХ Иванова выращивает четыре сорта черешни. 80 процентов сада занимают «Кордия» и «Регина», обладающие хорошими потребительскими качествами: ягода крупная, хорошо лежит в лотке, её можно хранить вне холодильника до десяти дней. Два других сорта, «Сильвия» и «Свит харт», нужны для опыления — это обязательная процедура, без неё деревья будут плохо давать урожай.
Первый серьёзный урожай Ивановы собрали в 2018 году. В 2019 году заложили грушевый сад, тогда же впервые обратились в Минсельхоз за поддержкой.
Мы посадили бы сад в любом случае, но то, что нам удалось компенсировать 80 процентов затрат, не может не радовать. В нашем деле всегда есть, куда потратить деньги», — говорит Игорь Иванов.
Предприниматель Владимир Кукушкин занялся сельскохозяйственным бизнесом в 2015 году.
Сегодня 95 процентов ягод на полках — импорт. Для сравнения, в Польше посажено более 12 тысяч гектаров ягодных садов, у нас в области — не более 50 гектаров. Ещё 50–70 гектаров — в «большой» России, несколько тысяч — в Белоруссии. Производство ягод — ниша, которую можно занять. Наш продукт конкурентный и по цене, и по себестоимости, мы видим здесь большие перспективы», — объясняет решение учредитель плантации «Ливенское» Кукушкин.
Будущую плантацию было решено строить в экологически чистом районе — к этому времени Кукушкин с командой изучили опыт европейских фермеров. Первые саженцы голубики посадили на трёх гектарах в 2016 году, сегодня площадь посадки занимает 15,5 гектара. Эту и другие ягодные культуры на плантации «Ливенское» выращивают по принципам органического земледелия.
Не буду лукавить: принципы органического земледелия не означают, что мы вообще не используем удобрения, — без них, увы, никак. И удобрения, и другие препараты для обработки в нашем производстве присутствуют, но их в десять раз меньше, чем, например, на фермах в Польше», — объясняет Кукушкин.
Первый большой урожай голубики владельцы «Ливенского» собрали в прошлом году. Сейчас урожайность в среднем составляет 1,5 тонны ягод в день.
Наша задача не просто собрать ягоду и продать её в том виде, в котором она пришла с поля. Мы убираем мусор, сортируем мягкую, неспелую или повреждённую ягоду, затем калибруем отборную голубику и только после этого упаковываем, — рассказывает Кукушкин об особенностях производства. — Чтобы качество готового продукта было высоким, построили самые современные в России хранилище и цех сортировки и фасовки».
Сразу после сбора ягода попадает в цех, где в течение часа охлаждается в специальной камере до двух градусов по Цельсию, — это оптимальный температурный режим, чтобы продукт не терял качество. Следом урожай укладывают на автоматическую линию сортировки, приобретённую в Голландии. Именно здесь происходит калибровка: голубика размером меньше 12 миллиметров считается мелкой — её продают дешевле, как правило, для переработки, ягода большего размера отправляется на фасовку. Взвешивание происходит автоматически. Упакованную в пластиковые контейнеры голубику хранят в камере, где температура не превышает два градуса, чтобы максимально продлить срок реализации ягоды.
Всё оборудование мы купили за свой счёт, впервые обратились за грантом только в 2020 году. Нам одобрили заявку, средства получим через месяц, когда сезон закончится. Это в любом случае лучше, чем ничего, но всё-таки ложка дорога к обеду», — говорит Кукушкин.
Популярны в сети
Одно из наблюдений — высокая онлайн-активность производителей ягод. Многие хозяйства разрабатывают интернет-магазины, развивают страницы в соцсетях. Примеры таких проектов — сообщество «Калининградская клубника и малина» (выращивают ягоды в открытом грунте близ посёлка Лесное, более 16 тысяч подписчиков «ВКонтакте») и «Долина ягод» (выращивают клубнику и малину, почти 7 тысяч подписчиков в Instagram). Руководители этих компаний не нашли возможности обсудить эффективность онлайн-каналов продаж.
Instagram развивает и компания Болсуна — собственная страница агронома компании даже популярнее официального аккаунта хозяйства. Их голубика продаётся в сети SPAR-Калининград, в прошлом году компания отправила совместную с другими хозяйствами партию для торговой организации из Санкт-Петербурга.
Конечно, мы больше ориентированы на Россию. Объясню на примере смородины: в прошлом году заложили 60 гектаров, в этом — ещё столько же. Из расчёта одна тонна на гектар валовый сбор составит 1 200 тонн. Реализовать такой объём в Калининградской области мы не сможем, — говорит Роман Болсун. — Обратная сторона в том, что пока происходит становление рынка, а границы закрыты, страдает покупатель. До того времени, пока мы полностью не обеспечим себя ягодой и не начнётся жёсткая внутренняя конкуренция, будут и дефицит, и высокие цены».
Яблоки хозяйство Болсуна поставляет агрофабрике «Натурово» для производства соков. Часть урожая идёт на переработку, из него производят чипсы (продаются в сети «Наш продукт» «Долгов-Групп»), пастилу и джемы.
Самосбор не практикуем. Лет семь назад был неудачный опыт с клубникой: люди топчут ягоду и собирают только крупную, за ними приходится проходить во второй раз, — объясняет Болсун. — Считаю это вынужденной мерой, если, например, не хватает сотрудников».
«Калининградский плодопитомник» продаёт ягоды преимущественно на территории хозяйства, со следующего года планирует поставлять продукцию в Санкт-Петербург и другие российские города.
Благодаря продуктовому эмбарго у нас появился шанс выйти на рынок «большой» России. Пока сады молодые, урожай расходится дома. В следующем году будем собирать его не вручную, а комбайнами, оснастим предприятие оборудованием для шоковой заморозки. Мы видим перспективы в сотрудничестве с производителями концентратов, соков; отправляли партию яблок в Петербург на завод по производству сидра. В нашей продукции заинтересован Китай, где производство ягоды развито слабо из-за климатических особенностей. Мы понимаем, как устроена логистика, главное, чтобы объём и качество урожая были высокими, — рассказывает Владимир Гурбанович. — Яблоки поставляем в «Натурово», «БалтЭкоПрод» (этой компании принадлежит бренд «Солёнушка» — ред.), потихоньку работаем с HoReCa. Ежегодно получаем сертификат соответствия на каждый вид продукции».
Черешню КФХ Иванова можно приобрести на территории хозяйства, также доступна доставка в Калининград. Ивановы пускают в сад посмотреть, как растут ягоды, но в самостоятельном сборе отказывают — деревья очень хрупкие.
Исключение сделали только для губернатора, после чего получили десятки звонков со словами «Хочу как он», — смеётся Игорь Иванов. — Три года назад сотрудничали со SPAR-Калининград, отгружали в магазины сети по три тонны черешни в день. В этом году из-за непогоды — заморозки в марте и апреле, град в мае — урожай получился скромным. Как только вернёмся к большим объёмам, возобновим сотрудничество с ритейлером».
Продукция плантации «Ливенское» продаётся в магазинах «Виктория», SPAR-Калининград и «Пятёрочка». В конце июля 2020 года компания отправила первую машину с голубикой в Санкт-Петербург — там Владимир Кукушкин сотрудничает с сетью «Магнит». Чтобы поставлять голубику в «Пятёрочки», «Ливенское» прошло аудит X5 Retail Group, которая управляет портфелем брендов «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель».
У местных сетей есть требования к качеству продукции — к примеру, в «Виктории» каждую поставку проверяют три часа. Московские эксперты X5 Retail Group оценивали не только продукт, но и то, как организовано производство: работают ли сотрудники в санитарной одежде, моют ли руки — более 60 критериев. Успешное прохождение аудита позволяет поставлять ягоду в магазины группы в других регионах. По нашим прогнозам, мы выйдем на необходимый для этого объём производства уже через три-четыре года, — рассказывает Владимир Кукушкин. — Также у нас есть собственная точка на Центральном рынке в Калининграде, мы заинтересованы в расширении сбыта. Не всегда можем обеспечить самую низкую цену, но высокое качество ягоды гарантируем».
Фермер — не продавец
Производственные мощности оборудования, установленного в «Ливенском», значительно выше потребностей плантации. Владимир Кукушкин рассказывает, что компания уже вышла с предложением предоставлять услуги линии фасовки хозяйствам, тоже выращивающим голубику.
Если говорить о европейском опыте, там фермеры повсеместно объединяются в кооперативы. Во многих странах существуют packing house — предприятия по фасовке и упаковке, ими пользуются разные производители. Такая модель снимает с производителей заботы о реализации. Фермеры не конкурируют друг с другом, а расширяют плантации — это позволяет выйти на другой, более качественный уровень конечного продукта, — говорит Кукушкин. — Мы ещё не вышли на полное плодоношение, но уже стоит вопрос: где продавать? Поэтому сделали первый шаг и объединились с ещё одним производителем. Надеемся, нас поддержат [другие]».
С тем, что с фермеров нужно снять задачи по реализации, соглашается Роман Болсун:
С точки зрения кооперации мы ещё в начале пути. Вырастить хороший продукт недостаточно, его нужно сохранить и реализовать. С вопросами хранения, переработки и экспорта сталкивается каждый производитель, когда начинает регулярно получать урожай. Мы организовали кооператив «Садоводы», в него входят несколько производителей яблок и смородины, включая «Зелёный сад» и «Неманские сады». Пробуем наладить переработку. Пока компании неохотно соглашаются вести совместную деятельность. Система ещё не обкатана: кооперации не существует с восьмидесятых годов, требуется время, чтобы подготовиться к такому формату, вкладывать в него деньги. Оптимизма придаёт опыт других стран. В Европе кооперативы объединяют 1,5–2 тысячи компаний, которые работают по 30–40 лет, прошли через все этапы, чётко отладили процессы. У нас это впереди.
Плодоовощной экскурс для покупателя
Какие овощи и фрукты попадают в калининградские магазины? И как, проделав долгий путь от поставщика до прилавка, они остаются свежими и красивыми? За ответами на эти и другие вопросы мы отправились на крупнейший в Калининграде фруктово-овощной логистический центр — ООО «Фрукторг».
Перешагнув порог склада, мы обратили внимание на то, что типичного для овощных складов и магазинов запаха подгнивших овощей и фруктов не было. Напротив, пахло свежестью, и кругом была чистота. Это не могло не удивить. Встретил нас директор предприятия Олег Дружкин, он же провел для нас экскурсию, позволив «засунуть свой любопытный нос» во все уголки склада.
Выяснилось, что специализированные камеры для хранения овощей и фруктов, установленные на этом складе, прошли законодательную сертификацию, то есть у калининградской компании имеется официальное разрешение на их использование. И к тому же государственные санитарные инстанции контролируют предприятие на предмет надлежащего хранения фруктов и овощей.
«Например, наиболее распространенная болезнь у цитрусовых — «голубая плесень», – рассказывает Олег Дружкин. — Если один плод заражен, то испортятся и другие. Благодаря тому, что мы выполняем все рекомендации в части санитарных норм, нам удается избегать этого «мандаринового недуга».
На складе в специальных камерах также поддерживаются нужные температура и влажность. Еще во всех камерах установлены современные системы вентиляции и контроля уровня влажности. Овощи и фрукты хранятся группами исходя из того, какие температура и влажность им нужны.
Например, мандарины — более теплолюбивые и хранятся отдельно от «дружных» апельсина, лимона и грейпфрута. А эти фрукты отлично уживаются с ананасом.
Каждый сельхозпродукт дышит, выделяя этиленсодержащий газ. Не все овощи и фрукты могут соседствовать из-за неравномерности его выделения. Так, очень активно этилен выделяет груша, а яблоки его активно впитывают. И если хранить их вместе, то яблоки испортятся быстрее. Но и яблоки также выделяют этилен, а потому их категорически нельзя хранить вместе с томатами, огурцами и перцем. На каждой камере указаны номер, название товара и оптимальная температура хранения.
Так, виноград и гранат дожидаются своей отправки в розничную точку в более холодной камере, нежели помидоры и огурцы.
Фрукты и овощи попадают сейчас в Калининград в основном из Турции, Македонии, Сербии, Китая и Израиля. Доставка продукции осуществляется автомобильным транспортом и морем.
Однако вклад местных производителей в насыщение калининградского рынка – это капля в море. В эксклав ежегодно ввозится около 80 тыс. тонн овощей и до 50 тыс. тонн картофеля. Мелким хозяйствам, которые выращивают овощи в открытом грунте и всецело зависят от погоды, сложно конкурировать с импортом. К сожалению, процесс замещения импортных овощей местными упирается в нехватку производственных и перерабатывающих мощностей.
До введения эмбарго, например, из Польши или Голландии продукция доставлялась автотранспортом за сутки. Кроме того, сейчас значительно усилился таможенный и фитоконтроль, увеличилось время простоя товара на границе до 2-3 суток.
Кстати, плодоовощная группа – одна из самых сложных групп товара в контексте процесса приемки как на складе, так и в магазине, поскольку при этом определяется качество товара, формируется процент списания, определяется актуальный вес продукции. Совокупность этих особенностей увеличивает время и затраты на приемку 20-тонного грузовика примерно на 60% по сравнению с приемкой любой другой товарной категории стеллажного склада.
Подготовленный к отправке в калининградские магазины, «нежный товар» складируется на паллетах, которые затем загружаются в машину и развозятся как по точкам розничной сети «Вестер», так и в магазины других торговых сетей города, и на городские рынки тоже. Непосредственно в магазине, в момент выкладки товара в торговом зале, осуществляется еще один очередной перебор продукции.
Проблема в том, что основная часть фруктов и овощей поступает на прилавок не с грядки, а, как мы уже выяснили, после долгой транспортировки. В Калининград импортные фрукты и овощи попадают спустя 7-15 дней после сбора, и, естественно, срок жизни продукта минимален и так, а на это еще накладываются разные температурные режимы.
Как нам рассказали в торговой сети «Вестер», качество, ассортимент и цены «температурных» товарных категорий определяют в ритейле уровень самой торговой сети. Будучи в непосредственном контакте с конечным потребителем, торговая сеть принимает на себя весь репутационный и финансовый «удар», сила которого зависит от качества товара на прилавке.
Поэтому «Вестер» уделяет огромное внимание вопросам организации торговли не только овощей и фруктов, но и другим категориям скоропортящихся товаров. Так, в компании организована и успешно функционирует система контроля качества. Первая специальная группа следит за поступающим товаром, чтобы он выглядел соответственно своему назначению, не был вскрыт, чтобы срок годности товара не был ниже, чем 80% от указанного на упаковке. Это принципиально важный вопрос. Вторая спецгруппа, 4 человека, систематически посещает все магазины сети и выискивает на полках товар, который непрезентабельно выглядит, следит за ценниками и т. д. Подозрительный или непрезентабельный товар сразу же снимается с полки. Эти группы сотрудников подчиняются только генеральному директору.
На вопрос «Разве не продавцы должны следить за товарами на полках?» в сети «Вестер» ответили, что да, действительно, это обязан делать продавец, но спецгруппа осуществляет дополнительный контроль. Кроме того, в сети внедрена система так называемого тайного покупателя – это опять же группа из семи человек, которые ходят по всем магазинам «Вестер» и проверяют, как работают продавцы, как выставлен товар и пр.
Однако если вам все же попался некачественный товар, то в торговой сети «Вестер» абсолютно точно всегда его обменяют или вернут деньги без всяких проволочек – как пожелает покупатель. Причем это не займет много времени.
За день любой овощ или фрукт много раз подвергается физическому воздействию: при переборке сотрудниками магазина (5-6 раз в день) и при выборке покупателем (ежеминутно). Это не лучшим образом отражается на внешнем виде плодов: появляются трещины и помятости, которые способствуют порче и без того скоропортящейся продукции.
Поэтому вовсе не стоит удивляться, если вы обнаружите в магазине пару-тройку подгнивших томатов или огурцов. Это вполне естественно для подобного рода продуктов. В этом случае достаточно обратиться к сотруднику магазина, который изымет с прилавка непрезентабельный товар. Еще и «спасибо за помощь» скажет. Потому что если такой товар обнаружат наши контрольные группы, то продавец будет наказан.
Расфасованная овощная продукция имеет как свои преимущества, так и недостатки. С одной стороны, предварительная расфасовка стимулирует покупателя к импульсной покупке. Этот подход применяют все торговые сети. Однако, перед тем как купить тот или иной товар, дотошный покупатель стремится лично убедиться в качестве продукции и, если замечает в расфасовке отдельные некачественные плоды, нередко отказывается от покупки свертка в целом. Так что здесь выбор за покупателем!
В заключение наш собеседник Олег Дружкин подчеркнул, что никаких сложностей с покупкой овощей и фруктов у калининградцев сегодня нет. Правда, если раньше в супермаркете можно было сделать выбор из десяти видов томатов, то теперь придется ограничиться двумя-тремя.
В общем, довольствуемся тем ассортиментом и той страной-производителем, которые нам дозволены свыше.
© Информационное агентство Русский Запад