какие фрукты растут в чечне
Чечня: что посмотреть, что попробовать
Чеченская республика ждет в гости и делает все возможное, чтобы доказать на деле: прочь предрассудки, ныне в столице, городе Грозном, безопасно и хлебосольно.
Первый гастрономический фестиваль в Грозном
Глава Чеченской республики Рамзан Кадыров помогает готовить барашка на вертеле
Кулинарные путешествия по республике
Туристический офис «Визит Чечня» продает множество экскурсионных программ и туров в горы, в том числе кулинарные маршруты с дегустациями. За один день можно совершить путешествие к древнему каменному поселению Цой-Педе, что значит «Место для стражников». Дома здесь были построены без использования раствора. В сторожевой башне, служившей раньше синальным пунктом, хорошо встретить рассвет, а затем устроить пикник у ее подножия.
Цой-Педе местный Мача-Пикчу
По соседству находится высокогорное озеро Кезеной-Ам. В советские времена здесь была спортивная база союзной сборной по академической гребле, и высокие показатели гребцы показывали именно после тренировок на высоте. Зимой под 30-80-сантиметровым слоем льда за счет подводных источников озеро издает гудящие звуки, похожие на горловое пение.
Эйзенамская озерная форель занесена в Красную книгу и встречается только здесь. Старожилы уверяют, что эта рыба может вернуть утраченное зрение и вылечить суставы. Не к качестве исполнительницы желаний, разумеется. а как кулинарное блюдо. Само озеро обросло самыми причудливыми легендами. Главная из них: на дне озера затоплено золото Орды. Было даже организовано несколько экспедиций по его поискам, но при глубине в 70 метров тщательных исследований провести так и не удалось.
А еще, по преданиям, где-то неподалеку обитало племя амазонок.
Высокогорное озеро Кезеной-Ам
Кухня вайнахов
В Грозном в кафе «Жижиг Галнаш» прекрасно готовят блюда вайнахской кухни. Она считается одной из древнейших на Кавказе.
Кафе вайнахской кухни в Грозном
Прежде всего стоит попробовать сам жижиг-галнаш, состоящий из галушек, мяса, бульона и лукового или чесночного соуса с лепешками хингалш с тыквой или чепалгаш с творогом и зеленью. Также обратить внимание на манты с бараниной и холтмаш с крапивой и черемшой. Это подобие вареников, но только с начинкой из дикой зелени.
Жижиг галнаш всегда на почетном месте за чеченским столом
За один раз все попробовать не удастся. Потому для следующего визита оставьте фасолевый суп с сушенным мясом, домашнюю колбасу с кукурузной мукой, бараньи ножки и голову с галушками и на десерт халву из пшеничной муки с изюмом. Кухня далека от изысканной, но вкусна именно своей грубостью и простотой.
Суп из фасоли с сушенным мясом
Халва из пшеничной муки с изюмом
Запивать все придется родниковой водой или чаем. Спиртное в Чечне не запрещено, но купить его официально возможно только в единственном баре отеля «Грозный сити» и супермаркете «Лента», где винный отдел работает с 8 до 10 утра.
Цеховой квартал
Еще одна гастрономическая Мекка в Грозном — улица Южная. Она состоит только из шашлычных. Сначала можно выбрать более понравившееся название — «Шашлычная №1», «Звезда Востока», «Барашек», «Северная», а затем начать сравнивать кулинарное мастерство. Здесь маринуют и жарят любое мясо и осетрину. Начинайте дегустацию с шашлыка из печени и сердца из баранины. Местные говорят, что чем сложнее маринад и чем богаче смесь из трав, тем ароматнее и нежнее получится мясо. На шампуре должны быть разные части барашка, лишь тогда можно ощутить многообразие вкуса. Порция (весь шампур, а не 100 грамм) обойдется в 300 рублей.
В Грозном можно попробовать шашлык на любой вкус
На прощание стоит зайти на рынок и найти редких речных рыб: миногу, которую чеченцы умеют мариновать, и вяленого или сушеного кутума. Последняя на грани исчезновения и запрещена к вывозу. Так что лучше все попробовать на месте.
Чечня готовится заполнить российские рынки своими яблоками и грушами
В Чечне сегодня собирают урожай яблок и груш, а заодно ищут новые каналы сбыта. Фруктов в этом году столько, что можно обеспечить не только саму республику, но и другие российские регионы. А с учетом введения продовольственных санкций перспектив в этом плане стало больше.
Продукция молодых садов в предгорном может конкурировать с крупными сельхозпроизводителями. Местные яблоки и груши не уступают европейским аналогам. Саженцы из Италии, выращенные по голландским технологиям, могут обеспечить свежими фруктами треть населения Чечни.
Лечи Хунариков, директор сельскохозяйственной компании: «Мы поставляем товар быстрее на полки к потребителю. Это говорит о том, что отечественная продукция гораздо лучше любого импорта. Мы все прекрасно понимаем, что доставить любой фрукт с Европы до нашего прилавка это временной фактор, который сказывается именно на вкусовых качествах и на полезных свойствах».
Собранный урожай хранится в специальных складах, откуда постоянно откачивается воздух. Это позволяет сохранить товарный вид фрукта в течение года.
Крупных садоводов в Чечне всего пять, но именно на них министерство сельского хозяйства республики делает ставку. Предприятиям по выращиванию овощей и фруктов будут помогать с поиском инвесторов, а также выделять дополнительные участки для посадки новых саженцев.
Лечи Диндигов, отдел плодоовощеводства и мелиорации министерства сельского хозяйства Чеченской республики: «Разрабатывается программа развития садоводства интенсивного типа на годы, где предусматривается посадка 900 гектаров плодовых насаждений. Они как раз и будут компенсировать недостаток плодовой продукции».
Этой осенью по всей республике планируют собрать более 4 тыс. тонн яблок. Садоводы сейчас ищут новые каналы, чтобы уже в следующем году экспортировать урожай в соседние регионы.
Подробности в сюжете корреспондента НТВ Вахи Ацаева.
Новости по теме
Санкции против РФ и ответные меры
Республиканцы вновь хотят ввести санкции против «Северного потока — 2»
МИД РФ отреагировал на призыв выслать из США 300 российских дипломатов
Лавров пошутил об исчерпанном Украиной лимите на просьбы к Западу
В Кремле оценили доклад Европарламента об отношениях с Россией
Пища вайнахов. Продукты земледелия, садоводства, бахчеводства
Еще с глубокой древности вайнахи употребляют в пищу плоды дикорастущих деревьев, в обилии находящихся в лесах Чечни и Ингушетии, в которых и по сей день встречаются дикие яблони, груши, алыча, кизил, терн и другие фрукты. Исторические документы, работы дореволюционных исследователей свидетельствуют о давности садоводства в Чечне и Ингушетии. Еще недавно, в начале нашего века, в селах имелось множество садоводов-любителей, успешно занимавшихся гибридизацией растений. Да и в последнее время можно встретить вайнахов, скрещивающих культурные и дикие плодовые деревья. Так, например, недавно нам довелось наблюдать в горах прививки черенков многих фруктовых деревьев к морозоустойчивым диким яблоням, грушам, сливам, а в саду одного из колхозников Шалинского района мы видели на одном дереве несколько сортов культурных яблок, успешно привитых к стволу дикой яблони.
Многие названия фруктовых и плодовых деревьев, относящиеся исконно вайнахской лексике, подтверждают наличие издревле распространенного садоводства на территории Чечни. Например: хьач «алыча, или слива растопыренная»; 1аьржа хьач «черная слива»; кхуор «груша» (дерево и плод); калакойн кхоур «тбилисская груша»; 1овлкхоург «зимняя груша»; 1аж «яблоко» (дерево и плод); калакойн 1аж «тбилисское яблоко»; 1овл1аж «зимнее яблоко», а также б1ара «орех» (дерево и плод); г1аммаг1а «персик»; балл «вишня, черешня» и др. О давности садоводства в республике говорят и заимствованные названия фруктов и фруктовых деревьев, получивших право гражданства в вайнахских языках: хьормат «груша-дуля»; г1айси «урюк»; хьайба «айва»; туьрк «абрикос», а заимствованное из персидского языка слово «шаптал» – «персик» постепенно вытеснило вайнахское г1аммаг1а (ср.: инг. шапша «персик», акк. шаптал). Кроме того, под этим названием во многих говорах уже стали понимать персик, но в некоторых говорах плоскостной Чечни под этим словом понимают часто абрикос.
В основном названия вышеперечисленных фруктов заимствованы из арабско-персидских и тюркских языков. Лес в жизни вайнахов имел большое значение. Еще в конце прошлого века лесничий В.В. Маркович писал, что «чеченец является спокон веку чисто лесным жителем, с колыбели он окружен лесом и без леса и гор ему жизнь не жизнь. Встречаются и теперь еще чеченцы, которые по нескольку лет из леса не выходят и всю жизнь свою проводят с барантою в дремучем лесу, где у быстрой горной речонки разбивают себе шалаш и лето, и зиму там живут, пася баранов и коз. Съели бараны и козы все, что они в данном месте могли съесть, – пастух-чеченец снимается и переносит свою резиденцию дальше. Хозяин баранты или его дети приносят ему муку, соль и другие жизненные припасы, а он годами не появляется даже в ауле».
Почти все в домашнем хозяйстве вайнахов было сделано из дерева: дом и постройки к нему, мебель, посуда, орудия труда, плуги, деревянные лопаты, бороны, трамбовки, веревки, столярные инструменты, транспорт и его части и многое другое. Во второй половине XIX вайнахами был освоен простейший токарный станок, приводимый в движение водой. На этих станках вытачивалась всевозможная посуда (чашки, ложки, шумовки, ступки, подносы, блюда, тарелки), пользующаяся большим спросом на рынках Терского края, в Грозном, Моздоке, Кизляре и Владикавказе. Вайнахи славились также своим искусством мастерить кавказскую арбу: из карагача делались ободья, ступицы и колеса, из ясеня – спицы, для оси употреблялся бук или граб, для оглоблей – осина, а ящик арбы делался из липовых досок. Много изготовляли они и ободьев для продажи, которые делались из согнутых колодок, доставляемых из леса. Отрадно отметить, что и сегодня народная традиция изготовления предметов домашнего обихода из местной древесины продолжается и в отдельных лесхозах республики, где делают ступки, скалки, черенки, топорища и др. Однако нужно сказать, что изготовление многих национальных предметов домашнего обихода вайнахов постепенно забывается с сокращением количества народных умельцев, способных их изготовлять.
Некоторые виды кустарников применялись в народе как амулеты. Так, известны амулеты-обереги от дурного глаза из боярышника, айвы, кизила. В народе существует предание о магической силе кизиловых косточек. Так, считалось, что покойник с тремя косточками внутри не подвергнется божескому суду, а прямиков отправится в рай. Многие кустарники, ягоды которых в большинстве случаев съедобны, отличаются плодоносностью: муьрг//бакъмуьрг (инг. тоача) «калина»; ч1ижарг1а (инг. ч1инджирг) «черная бузина»; хьармак//хьорам//к1егк1амбийриг (инг. хьандар) «шиповник»; кхезарш (инг. кхазареш) «смородина»; ц1ен кхезарш «красная смородина»; 1аьржа кхезарш «черная смородина»» чан балла (инг. шалах) «крушина, черемуха», букв. «Медвежья вишня»; элхьамч (инг. г1иринг) «боярышник»; ц1ен элхьамч «боярышник с красными плодами»; 1аьржа элхьамч «боярышник с черными плодами»; мустарг (инг. мистарг//ч1аштарг) «барбарис обыкновенный»; стов «кизил» (кустарник и плод); баллдечиг – кустарник с маленькими ягодами; 1аьржа комар (инг. 1аьрджа комар) «горная ежевика и куманика»; ц1ен комар (инг. ц1е комар) «малина»; куока «терн, терновник»; джаг1накх – вид кустарника с мелкими плодами наподобие дикого крыжовника.Имеется в вайнахских языках и ряд названий других кустарников: шиш «азалия» – кустарник с ядовитыми почками и листьями; доьрадз1ам «дикая рябина»; ц1арз «бересклет европейский и бархатистый»; харцмуьрг «гордовина»; бурса – вид кустарника (инг. яллаш – разновидность кустарника наподобие бурса); суьлхьан колл (инг. сулха к1оттор) – кустарник, из ягод которого изготовляют четки; маск (инг. шолх) «спирея»; шелх – разновидность кустарника; йилг1а – разновидность кустарника, который идет на выделывание кнутовищ; лоппаг – дикий кустарник с мелкими ягодами; турс (инг. так же) «таволга зверобоелистая»; дж1олам – мелкий кустарник, валежник.
В хозяйстве горцев почти все кустарники использовались на топку, а также для подстилки под земляные крыши; имелись и колючие кустарники, которые вайнахи, привозя из леса, высаживали вокруг своих оград, чтобы туда не проникала чужая скотина и птица.Древесина шла на строительство мостов, мельниц, изготовление подвод (спиц, осей), оконных и дверных косяков, топорищ, черенков лопат, тяпок, мотыг, деревянных частей плуга.Имеется у вайнахов и ряд других дикорастущих деревьев, из которых добывались отдельные предметы:Маъ (инг. миинг) «черная и серая ольха» шла раньше главным образом на изготовление мельничных желобов, корыт, бочек, считалась лучшим деревом для углежжения, из ее коры вместе с примесью определенных трав вырабатывали черную краску, пользующуюся известностью далеко за пределами Чечни и Ингушетии.Дак «бредина, или ива козья» пользовалась известностью как устойчивое от сырости дерево. Ее древесину употребляли для изготовления некоторых предметов домашнего обихода, стволы молодого дерева шли на столбы в изгородях. Из этого дерева вайнахи часто сооружали турлучные постройки. Хьех «липа кавказская и лица сердцевидная». Обычно различаются две разновидности липы: ма1хьиех//боьршхьиех – букв. «мужчина-липа» с более твердой древесиной и кхалхьиех//стиехьиех – букв. «женщина-липа» с более мягкой и рыхлой древесиной.
В XVIII в Чечню проникает кукуруза, которая в сравнительно короткий промежуток времени становится самой популярной злаковой культурой не только в Чечне и Ингушетии, но и на всем Кавказе. В Россию она проникает в XVII веке, а в Дагестан, по мнению профессора Х.О. Хашаева, – не ранее XVIII века. «Для нее, – пишет он, – нет местного названия, ее называли сперва пшеницей, а потом стали добавлять названия места, откуда она проникла. Так, аварцы называют кукурузу цоросортл, что значит «пшеница из Цоро», т есть из Джаро-Белокан. Кумыки называют кукурузу хажбудай (будай «пшеница», а хаж – от слова хаджи «посетивший Мекку»), то есть «пшеница, привезенная хаджи». В вайнахских языках она известна под несколькими названиями: хьаьш//хьаьджик//хьажк1а (инг. хьажк1а). согласно народной этимологии, первое название этого слова хьаьш происходит якобы от слова хьаша «гость». Остальные же названия кукурузы образованы, как и в кумыкском языке, от хьаджи «паломник, побывавший в Мекке» плюс название пшеницы – к1а. По нашему мнению, первое название кукурузы хьаьш – не что иное, как фонетический вариант от мн. ч. хьаьжик1аш, образовавшийся в результате выпадения двух слогов жи и к1а. наличие же этих названий кукурузы в кистинском и аккинском диалектах, представители которых выселились из Чечни в XVII-XVIII веках, подтверждает наше мнение о давности распространения этой культуры на территории Чечено-Ингушетии. О той роли, которую сыграла кукуруза в жизни вайнахских народов, можно говорить много, достаточно указать на тот факт, что вплоть до начала нашего» века она являлась в хозяйстве господствующей сельскохозяйственной культурой, которую вайнахи поставляли не только на рынки Терского края, но и далеко за его пределы, достигая часто самых отдаленных от них губерний России. Еще в период Кавказской войны занятые постоянными войнами вайнахи убедились в том, что при минимальной затрате даже женского труда (мужчины были заняты войной) их благодатная земля дает прекрасные урожаи кукурузы, зерна которой шли в пищу, стебли — на корм скоту, кочерыжки — на топку, рубашки, обволакивающие початок, служили вместо бумаги, заменяя пыжи, курительную и писчую бумагу, затычки в кувшинах и т. п. Вайнахские языки насыщены десятками названий, отражающих сорта и цвета кукурузы, ее частей, блюд, изготовленных из нее. Известны давностью распространения в Чечне такие культуры, как рис дуга, овес сула, а также сделанное из крупного плоскостного проса пшено 1ов.Помимо злаковых, в Чечено-Ингушетии издавна были известны и следующие технические культуры: кхахъпа (инг. так же) —- 1) «подсолнечник», 2) «женщина легкого поведения». По-видимому, он так назван в связи со своим непостоянством, потому что его головка изменяет свое положение по направлению солнца. «Во избежание неприятной ассоциации (с кхахьпа «блудница») в чеченском языке вместо кхахьпа «подсолнух» употребляют эвфемизм маьлхан хIуш — букв, «семечко солнца», в ингушском гидуаргаш (ги «семя», дуаргаш — причастие настоящего времени от да «есть, кушать»).
Само название этих культур говорит о том, что они, по всей вероятности, проникли к вайнахам от тюркоязычных народов. Сравните, например, хорбаз (инг. харбаз, араб. хаьрбозе, перс, хаърбозэ, турец. карпуз, ногайск. харбыз, кумыкс. харбуз), паста (кумыке, пастан, авар. пастан), г!абакх (турец. каван//кавун, ногайск. каван, азерб. говун//габаг, кумыкс. гъабакъ).С давних времен известны вайнахам и многие овощи хасстоьмаш, проникшие вместе со своими названиями с юга — из Грузии, с севера — от тюркоязычных народов, а в последнее время из России. Под влиянием мусульманского духовенства вайнахи сначала не признавали их, считая «христианскими» такие овощи, как помидоры помадор, капусту капуста, картошку картол. Когда же поняли их практическую ценность, то стали сажать их повсеместно в большом количестве, а бывший Пригородный район Ингушетии уже к концу ХГХ века стал специализироваться по выращиванию картофеля. И в настоящее время, как известно, лучший картофель в республике выращивается на землях совхоза «Экажевский» в Ингушетии. Древнейшей сельскохозяйственной культурой республики является и виноград кемс (инг. комс). С глубокой древности известен дикий виноград, произраставший в изобилии в горах. Из него вайнахи изготовляли напитки и добывали сок мутта и мед моз. Еще в период Кавказской войны в вайнахских селах встречались заброшенные виноградники, а давность данной культуры в Чечено-Ингушетии подтверждается и вайнахскими легендами, где герои часто употребляют перебродивший, пенящийся, прозрачный напиток из винограда.
Огурец распространился в республике под заимствованным из грузинского языка названием наьрс, означавшим в грузинском дыню — несви. Впоследствии вайнахи стали подразделять по периоду созреваемости несколько его названий, часть из которых заимствована из тюркских языков: чижу (инг. нарсаг) «маленький огурец»; гижу (кумыкск. гижув) «недозрелый огурчик»; хIугIар//хухарр «перезрелый, или семенной, огурец».Дикая морковь джIонка была здесь известна издавна, однако выращиванием культурной моркови вайнахи занялись в основном с конца второй половины XIX века, заимствовав эту культуру у слобожан, проживающих при крепостях Ведено, Шатой, Назрань и т. д. Среди вайнахов она известна под несколькими названиями: можа джIонка «желтая морковь», дж1овний, морковк (инг. морковка), орам «корнеплод» (вообще).Издавна занимаются вайнахи выращиванием фасоли кхоъ (инг. кхе). Ее название идентично в вайнахских языках названию шейной железы. По-видимому, она так названа потому, что была похожа на нее по форме. Обычно фасоль сажалась с кукурузой, стебли которой прекрасно выполняли функцию опоры для ботвы фасоли. В Чечне и Ингушетии фасоль культивировалась повсеместно и считалась вместе с кукурузой одной из основных сельскохозяйственных культур.
Были распространены также земляная груша, или топинамбур, балг и редька, редис хорсам. Из острых приправ, употребляемых в пищу, помимо черемши, вайнахам были известны дикорастущий лук цкъарг и горный чеснок боъ//ба, укроп цкъаг и горный чеснок боъ//ба. Широко были распространены и другие культуры, названия которых заимствованы из восточных языков: укроп оччам, перец бурч, имбирь дзанджабил//1амбир. Все вышеназванные культуры широко использовались при приготовлении калорийной и богатой витаминами пищи. Кстати, помимо мясных, у вайнахов насчитывается много мучных и растительных блюд, для приготовления которых используются следующие виды помолов: дама (инг. хьор) «мука пшеничная, ячменная, ржаная, овсяная»; сискалг1а//ахъар (инг. джур) «кукурузная мука»; джарж «сечка».Тесто буод из них делается как обычное, так и с дрожжами (севсина буод «заквашенное тесто»); дрожжи, изготовляемые из хмеля хояхар, по-видимому, вайнахам были знакомы издавна.
Тесто для лепешек и пирожков закисляется часто простоквашей, сдобное же тесто готовится с примесью яиц и сладостей. Вайнахи приготовляют несколько видов хлеба, о чем говорят их названия: бепиг//кхаллар (инг. маъкх, кист, корждум, бац. маждар) «пшеничный, ячменный печеный хлеб». Раньше вайнахи делали и другие хлебные изделия: олъг (инг. олг) «треугольная лепешка, хлебец» (приготовляемы в прошлом для поминания покойника); г1аг!ал «маца, или тонкая лепешка, испеченная без масла из сдобного теста, с нанесенными на нее орнаментами» (приготовлялась вайнахами в прошлом при исполнении языческих ритуалов).
Кроме того, имеется севсина дина бепиг «хлеб на дрожжах» и хьийна бепиг — букв, «мятый хлеб»: последний приготовляется из пшеничной муки, часто в тесто добавлялся желток, кислое молоко, а в настоящее время — хлебная сода, затем тесто в течение получаса и более мнется, из него делают большую круглую лепешку толщиной обычно в два-три пальца, верхняя часть смазывается желтком и разукрашивается простым орнаментом, изображающим иногда несколько зигзагообразных, параллельных линий, наносимых нижней частью берцовой кости барана.
Наиболее распространенным злаком, из которого вайнахи готовили хлебные изделия, стала кукуруза; основным продуктом, приготовляемым из кукурузы, — кукурузный хлеб сыскал (инг. саскал//х1искал). Оп обычно приготавливается из хорошо просеянной муки, тесто замешивается кипятком с солью. Затем делают массу в форме круглой лепешки толщиной в два-три пальца и пекут на сковородке, стенки которой смазываются бараньим жиром, прикрыв второй сковородкой. Из кукурузной муки также делают чеченские галнаш «вареные кукурузные галушки» размером с два пальца. Правда, галушки приготовляются и из пшеничной муки, но вайнахи предпочитают кукурузные. Как и для сискала, замешиваю! тесто; из мелких кусочков его нажатием трех средних пальцев на основание ладони делаются галушки, которые затем варят в кипяшей воде. Кроме того, из кукурузной муки приготовлялись и так называемые холт1амаш «плоские галушки» размером с детскую ладонь. Встречаются и другие изделия из кукурузы. Например: кхункх (инг. кхунка) «вареные зерна кукурузы с фасолью»; жаьттах (инг. жаьттаг1а) «кукурузная мука, жаренная на масле» (употребляется в пищу часто с пшеничным хлебом; чуьппалг (инг. чоалпа) «кукурузные хлопья»; мижарг «небольшая лепешка из кукурузной муки»; чутта «вареные лепешки из кукурузной муки (с начинкой из крапивы с намельченным курдюком или внутренним салом).Постоянным меню вайнахов, особенно бедняков, были разные каши хударш, приготовляемые из кукурузной, пшеничной, ячменной, просяной муки и сечки, а также каши из риса и пшена: демхудар «каша из пшеничной муки»; сискалгIан // ахьаран худар «каша из кукурузной муки»; 1аьвн худар «пшенная каша»; дугам худар «рисовая каша»; джаржхудар «каша из кукурузной сечки»; муьста худар «кислая каша» и др.Из пшеничной муки приготовляют локъмаш «пряники» (жаренные в масле, наподобие ромбика или прямоугольника, величиной с детскую ладонь); хьокхамаш «пышки без начинки» (жаренные часто на масле). Многие пышки делались с начинками и в зависимости от этого назывались по-разному: ч1епалг (инг. ч1аьпилг) «пшеничная лепешка с начинкой из творога или картофеля»; далла «лепешка с начинкой из ливера»; хингал «лепешка с начинкой из тыквы» (в форме круга, чаще полукруга).
Технология приготовления вайнахского хингала, конечно, ни с грузинским, ни с аварским, ни с кумыкским ничего общего не имеет. Технология приготовления всех лепешек, с начинкой и без начинки, несложная: тесто замешивается так же, как для хлеба. Разница названия лепешек с начинкой заключается в составе начинок. ЧIепалгаш обычно делаются одной формы, причем чем тоньше женщина умеет делать лепешку с начинкой, тем больше ценятся ее кулинарные способности. Встречаешь иногда сделанные ч1епалгаш с начинкой из творога или картофеля, которые буквально просвечиваются; о них говорят: пардуо санна, дуткъа дина ч1епалгаш «лепешки сделаны тонко, подобно плеве». Начинка из тыквы приготовляется из вареной тыквы, которую затем поджаривают на масле с луком, в нее добавляется по вкусу немного соли и сахара. Эта масса кладется на одну половину теста, раскатанного а форме круга, который после этого складывается вдвое, и полученный пирог в форме полукруга печется на медленном огне. Едят лепешки с начинкой, разрезав на четыре-восемь равных долек, макая в свежее растопленное масло, предпочитая часто с ними обыкновенному китайскому чаю гIалмакх-чай «калмыцкий чай» на молоке, опять-таки с топленым маслом и с черным перцем.
Царский офицер К. Самойлов писал: «Жители чеченской плоскости, по самому свойству местности обитаемой земли, должны быть народом земледельческим; и действительно, до возмущения 1840 года земледелие составляло главный их промысел, и Чечня справедливо называлась житницею Дагестана: обширные поляны ее и до сих пор еще носят следы плуга. Но с тех пор, как с отнятием плоскости мы загнали их в горы и вглубь, окаймляющих пригорья, земледелие как промысел не существует, и чеченец сеет хлеб только в таком количестве, сколько нужно бывает для собственного хозяйства, продавая лишь избыток. Но таково плодородие здешней почвы, что и при настоящем стесненном положении жители, в особенности северных отраслей Черных гор, имеют возможность продавать восемь своих мер (3/4 нашей четверти) кукурузы за один рубль серебром. Чеченцы считают количество посева днями пахатьбы, и один день работы бывает достаточен для прокормления довольно большого семейства в течение года.
В настоящее время довольно большие поля, засеваемые хлебом, находятся только по Тереку. Казаки, живущие по левому берегу Сунжи, имеют тоже значительные поля. Остальные же чеченцы — мирные, не рискуют распространять своих посевов за круг крепостных выстрелов; а непокорные, живущие по плоскости, сеют в лесах, для чего с осени расчищают небольшие поляны, срубая и сжигая деревья.Главный посев составляет кукуруза, сеют также немного пшеницы, ячменя; в городах арбузы, дыни, тыквы, огурцы и лук, рассаживая иногда эти овощи между кукурузой. В городах, кроме того, некоторые сеют овес, бобы и морковь. Лучшая кукуруза родится в Гехах и Герзели, а пшеница — в Чечне и Герзели. Затем следует скотоводство, которое тоже могло бы быть источником значительного богатства, но известно, что успех этой промышленности неразрывно связан с успехом землевладения, и потому только некоторые чеченцы, живущие по Тереку, разводят домашних животных для продажи. Большая же часть имеет только необходимое: одну или две лошади, пару, редко более, быков, корову и несколько мелких животных. Буйволов имеют очень немногие.
Вообще скот в Чечне не отличается крупностью. Молоко употребляют сами в разных видах, продавая только или излишек, или от нужды. Из овечьего молока некоторые делают сыр (нехч), очень впрочем невкусный. Садоводство прежде процветало, чему очевидным доказательством служит множество садов, которыми окружены развалины аулов. Лучшие аулы были в Гехах и Герзели. В садах растут груши, яблоки, сливы, вишни, айва, алыча, персики, кизил, тутовник и виноград. Лет пятнадцать еще тому назад сады приносили хороший доход своим хозяевам, возившим множество свежих и сушеных плодов в Кизляр и Моздок на продажу; теперь же сады эти глохнут и ныне переносятся частью в соседственные укрепления и станицы. Виноград, растущий во многих местах Чечни в диком состоянии, разводится в небольшом количестве по Тереку и Сушке; часть его продают, едят, а из остального чеченцы делают вареное вино (джана).
Казачки делают из винограда жидкое и слабое вино — чихирь. Немногие также занимаются пчеловодством, хотя ароматные леса Чечни могли б много способствовать этой промышленности. Несмотря на превосходные качества здешнего меда, он от неопрятности и от бурдюков скоро портится. Охоты, несмотря на обилие зверей и птиц в лесах, как промысла в Чечне не существует: бьют зверя или дичь, которые попадутся навстречу; мясо едят или продают вместе со шкурою.
Пища чеченцев состоит из тощих кукурузовых или пшеничных лепешек (чурек), молока и огородных овощей; в особенности они употребляют много луку и черемши. Мясо едят очень редко, только на праздниках, или когда хотят угостить какого-нибудь важного гостя. Водку очень любят; в горах она запрещена и часто чеченец подвергается большой опасности, чтоб пробраться в мирный аул и купить водки. До табаку также большие охотники, курят его из крошечных трубочек, часто выдолбленных из камня».