какие функции коммуникации обычно выделяют

Функции коммуникации

1. Цели коммуникации и человеческие потребности.

Зачем мы вступаем в коммуникацию? Вне зависимости от средств и каналов коммуникации, мы передаем сообщения для того, чтобы предупредить других людей (дорожные знаки или крик), информировать других людей (телетекст или пресс-релиз), объяснить что-либо (учебник или план эксперимента), развлечь (анекдот или художественный фильм), описать что-либо (документальный фильм или устный рассказ), убедить кого-либо (плакат, призывающий: Храните деньги в сберегательной кассе!).

Это – цели коммуникации. Чаще всего их бывает несколько (фильм может и развлекать, и информировать, и описывать, и предупреждать, и объяснять). Исходной причиной, по которой люди нуждаются в коммуникации, служат потребности человека или группы людей.

Цели коммуникации обслуживают те или иные потребности: выживание, сотрудничество с другими людьми, личные потребности, поддержание отношений с другими людьми, убеждение других действовать или думать каким-либо образом, осуществление власти над другими людьми (сюда относится и пропаганда), объединение обществ и организаций в одно целое, получение и сообщение информации, осознание мира и нашего опыта в нем (во что мы верим, что думаем о себе, об отношениях с другими людьми, о том, что является истинным), проявление творческой натуры и воображения. Р.Димблби и Г.Бертон распределяют наши потребности по четырем группам: личные, социальные, экономические и творческие (artistic expression).

Часто для описания человеческих потребностей приводят схему-пирамиду, предложенную американским психологом Абрахамом Маслоу. Согласно его концепции мотивации, наши потребности представляют собой иерархию, то есть существуют базовые биологические и высшие потребности, потребности самореализации личности. В пирамиде Маслоу пять уровней:

физиологические потребности (пища, питье);

нужды безопасности (крыша над головой, одежда, чувство безопасности);

потребности взаимоотношений (любовь, дружба, семья, принадлежность к группе людей);

необходимость уважения (самоуважение, признание, власть);

необходимость самореализации (быть самим собой, самовыражение).

Разумеется, с развитием высших уровней низшие не исчезают, а в чем-то даже преобразуются (кулинария, культура питания, архитектура и дизайн жилища). Вот как выглядит ‘пирамида Маслоу’ в оригинальном варианте:

какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть фото какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть картинку какие функции коммуникации обычно выделяют. Картинка про какие функции коммуникации обычно выделяют. Фото какие функции коммуникации обычно выделяют

2. Функции коммуникации и коммуникативного акта.

Можно вести речь о функциях коммуникации в целом (о ее роли в жизни и деятельности человека и общества). Можно также говорить о функциях отдельных коммуникативных актов и коммуникативных событий. Функции коммуникации выделяются только в целях анализа. В реальном коммуникативном процессе, даже в одном, отдельно взятом коммуникативном акте могут сочетаться несколько функций, одна или две из которых будут основными, определяющими. Исходя из того, какая из функций является ведущей, можно построить классификацию коммуникативных актов.Функции коммуникации могут быть надстроены над моделью коммуникации и ‘прикреплены’ к ее участникам и элементам. Из модели Р.О.Якобсона вытекают шесть функций:

какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть фото какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть картинку какие функции коммуникации обычно выделяют. Картинка про какие функции коммуникации обычно выделяют. Фото какие функции коммуникации обычно выделяютэмотивная,

какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть фото какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть картинку какие функции коммуникации обычно выделяют. Картинка про какие функции коммуникации обычно выделяют. Фото какие функции коммуникации обычно выделяютконативная,

какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть фото какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть картинку какие функции коммуникации обычно выделяют. Картинка про какие функции коммуникации обычно выделяют. Фото какие функции коммуникации обычно выделяютреферентивная,

какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть фото какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть картинку какие функции коммуникации обычно выделяют. Картинка про какие функции коммуникации обычно выделяют. Фото какие функции коммуникации обычно выделяютпоэтическая,

какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть фото какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть картинку какие функции коммуникации обычно выделяют. Картинка про какие функции коммуникации обычно выделяют. Фото какие функции коммуникации обычно выделяютфатическая,

какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть фото какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть картинку какие функции коммуникации обычно выделяют. Картинка про какие функции коммуникации обычно выделяют. Фото какие функции коммуникации обычно выделяютметаязыковая.

Каждая из предложенных им функций связана с тем или иным участником или элементом коммуникации. Некоторые исследователи (А.А.Леонтьев, Н.Б.Мечковская) добавляют также магическую или заклинательную функцию, этническую (объединяющую на-род) функцию, биологическую функцию (для коммуникации животных). Другие исследователи предпочитают минимизировать количество функций, выделяя лишь основные и считая другие разновидностью основных. Так, известный психолог и лингвист Карл Бюлер (1879-1963) выделял три функции языка, проявляющиеся в любом акте речи: функцию выражения (экспрессивную), соотносимую с говорящим, функцию обращения (апеллятивную), соотносимую со слушающим, и функцию сообщения (репрезентативную), соотносимую с предметом речи. Отправитель сообщения выражает себя, апеллирует к получателю и репрезентирует предмет коммуникации.

Традиционно также выделяется либо две, либо три функции языка и коммуникации, которые, впрочем, пересекаются друг с другом. Считалось (и бытовое сознание очень легко воспринимает это мнение), что язык в первую очередь выполняет познавательную (когнитивную) или информационную функцию: выражение идей, понятий, мыслей и сообщение их другим коммуникантам. Вторая функция, которая обычно выделялась – оценочная: выражение личных оценок и отношений, третья – аффективная: передача эмоций и чувств. Роджер Т.Белл, известный американский автор работ по социолингвистике, соотносит с этими функциями языка три сферы гуманитарных наук: лингвистика и философия (когнитивная функция), социология и социальная психология (оценочная функция), психология и литературоведение (аффективная функция).

какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть фото какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть картинку какие функции коммуникации обычно выделяют. Картинка про какие функции коммуникации обычно выделяют. Фото какие функции коммуникации обычно выделяютАДРЕСАНТ

Адресант непосредственно выражает свое отношение к теме и ситуации:

какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть фото какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть картинку какие функции коммуникации обычно выделяют. Картинка про какие функции коммуникации обычно выделяют. Фото какие функции коммуникации обычно выделяютПо моему мнению, не стоило привлекать для работы эту ненадежную фирму.

какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть фото какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть картинку какие функции коммуникации обычно выделяют. Картинка про какие функции коммуникации обычно выделяют. Фото какие функции коммуникации обычно выделяютАДРЕСАТ

Внимание сосредоточено на адресате (обращения и императивы, привлечение внимания, побуждение):

какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть фото какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть картинку какие функции коммуникации обычно выделяют. Картинка про какие функции коммуникации обычно выделяют. Фото какие функции коммуникации обычно выделяютПрезидент! Уходите в отставку!

какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть фото какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть картинку какие функции коммуникации обычно выделяют. Картинка про какие функции коммуникации обычно выделяют. Фото какие функции коммуникации обычно выделяютПиктограммы мужчина и женщина

какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть фото какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть картинку какие функции коммуникации обычно выделяют. Картинка про какие функции коммуникации обычно выделяют. Фото какие функции коммуникации обычно выделяютКОНТЕКСТ

Наиболее обычная функция: внимание сосредоточено на объекте, теме, содержании дискурса.

какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть фото какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть картинку какие функции коммуникации обычно выделяют. Картинка про какие функции коммуникации обычно выделяют. Фото какие функции коммуникации обычно выделяютСолнце восходит на востоке.

какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть фото какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть картинку какие функции коммуникации обычно выделяют. Картинка про какие функции коммуникации обычно выделяют. Фото какие функции коммуникации обычно выделяютФорма предмета бытовой культуры (например, ложки) как обозначение его возможного применения

какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть фото какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть картинку какие функции коммуникации обычно выделяют. Картинка про какие функции коммуникации обычно выделяют. Фото какие функции коммуникации обычно выделяютСООБЩЕНИЕ

Фокусировка на самом сообщении и ради сообщения; иногда называется ‘праздничной’ функцией:

какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть фото какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть картинку какие функции коммуникации обычно выделяют. Картинка про какие функции коммуникации обычно выделяют. Фото какие функции коммуникации обычно выделяютРифма, аллитерация и т.п.

какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть фото какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть картинку какие функции коммуникации обычно выделяют. Картинка про какие функции коммуникации обычно выделяют. Фото какие функции коммуникации обычно выделяютИзображение игры света на картине.

какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть фото какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть картинку какие функции коммуникации обычно выделяют. Картинка про какие функции коммуникации обычно выделяют. Фото какие функции коммуникации обычно выделяютКОНТАКТ

Использование коммуникативной системы для начала, поддержания и окончания общения, фокусировка на контактном элементе ситуации:

какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть фото какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть картинку какие функции коммуникации обычно выделяют. Картинка про какие функции коммуникации обычно выделяют. Фото какие функции коммуникации обычно выделяютАлло? – Да-да!

какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть фото какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть картинку какие функции коммуникации обычно выделяют. Картинка про какие функции коммуникации обычно выделяют. Фото какие функции коммуникации обычно выделяютРадиопозывные (например, станция Маяк), заставки передач.

какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть фото какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть картинку какие функции коммуникации обычно выделяют. Картинка про какие функции коммуникации обычно выделяют. Фото какие функции коммуникации обычно выделяютКОД

Сосредоточение внимания на самом коде; теория языка и коммуникации представляют собой метаязык для описания коммуникативного процесса:

какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть фото какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть картинку какие функции коммуникации обычно выделяют. Картинка про какие функции коммуникации обычно выделяют. Фото какие функции коммуникации обычно выделяютЖи-ши пишется с буквой и.

какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть фото какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть картинку какие функции коммуникации обычно выделяют. Картинка про какие функции коммуникации обычно выделяют. Фото какие функции коммуникации обычно выделяютОбъяснение учителем правил невербальной коммуникации в школе: Сначала ученик должен поднять руку, затем уже выйти.

Рассмотрим более подробно наиболее известную модель Р.О.Якобсона, в которой выделяется шесть функций, в соответствии с участниками и аспектами его же модели коммуникации. Модель Якобсона применима как для анализа языка и коммуникативных систем в целом, так и для функционального исследования отдельных речевых и коммуникативных актов и коммуникативных событий.

Слабые места приведенных моделей связаны как с минимализацией функций (упрощение), так и с введением большого их количества; весьма незначительно исследована роль адресата (только в глазах говорящего, в его предположении о возможной реакции слушающего); не учитывается общий языковой фон и общественный характер коммуникации, рассматриваются два минимальных участника (групповая и массовая коммуникация требуют отдельного и дополнительного разговора). Хотя ‘фактор адресата’ и заложен в модели, обратная связь, реальный отзвук сообщения не всегда учитывается, модель носит однонаправленный характер (от отправителя к получателю). На деле же каждый из них участвует в коммуникации на равных правах, кроме того, участники коммуникации поочередно исполняют роли отправителя и получателя сообщения.

Функциональная характеристика сообщения (коммуникативного акта) может быть дана в зависимости от его направленности, его основной коммуникативной задачи. Р.Димблби и Г.Бертон выделяют шесть функций сообщений и коммуникативных актов:

Эта классификация функций является прагматической. то есть, связанной с употреблением коммуникативных средств для достижения определенных целей. О прагматике будет идти речь в лекции, посвященной семиотическим аспектах коммуникативного процесса.

Еще одна интересная модель языковых функций связана с именем австралийского лингвиста, автора ряда работ по функциональной грамматике, М.А.К.Хэллидея. Система Хэллидея содержит три макрофункции, в которые в процессе языкового развития индивида соединяются семь исходных дискретных (отдельных) функций в языковом поведении ребенка. Каждый акт взрослого, по мнению Хэллидея, обслуживает более чем одну функцию сразу. Три макрофункции в системе Хэллидея – это идеационная, межличностная и текстуальная. Идеационная близка традиционно выделяющейся когнитивной, но шире ее, включает ‘выражение опыта’, оценочные и аффективные аспекты. Межличностная функция включает в себя индексальную и регулятивную, выражая роль говорящего в речевой ситуации, его личные приверженности и взаимодействие с другими. Именно эта функция способствует установлению и поддержанию социальных отношений, посредством которых разграничиваются социальные группы, а индивид получает возможность взаимодействия и развития собственной личности. Текстуальная функция связана со структурированием речевых актов – выбором грамматически и ситуационно уместных предложений. Недаром именно Хэллидей называл функциональную грамматику грамматикой выбора. Модель Хэллидея позволяет описать ситуативно-обусловленное использование языка, в котором семантический компонент соотносится с социальным, с одной стороны, а с другой – с лингвистическим. По мнению Хэллидея, на входе семантика имеет социальное, а на выходе – лингвистическое. Семантика, таким образом – промежуточный, посредующий уровень между социальным (ситуацией) и лингвистическим (текстом и языковыми средствами конкретного речевого акта).

Источник

Функции коммуникации

Основные функции коммуникации:

информативная – передача истинных или ложных сведений;

перцептивная — восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;

Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя или более людьми. Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщение.

Принято выделять следующие элементы коммуникации:

Коммуникатор-источник (отправитель, адресант) посылает сообщение, под влиянием стимула выбирая код и канал. Коммуникатор-источник играет определяющую роль в процессе коммуникации. Он является инициатором процесса коммуникации, устанавливает ее цели, определяет получателя (адресата). От обоснованности действий коммуникатора-источника зависит эффективность коммуникации. Для осуществления эффективной коммуникации необходимо четко определить ее цели, правильно выделить целевую аудиторию и уяснить желаемую ответную реакцию.

Код – это правила, по которым сочетаются знаки, выражающие содержание сообщения;

Каналы – это естественные, презентационные носители сообщения, например, голос, лицо и т.д., и искусственные, репрезентационные: книги, картины, радио, телефон. Каждый канал обладает определенной пропускной способностью, т.е. объемом информации, которую можно по нему передать за определенное время;

Коммуникатор-реципиент (получатель, адресат) должен декодировать сообщение, т.е. он должен знать правила, по которым сформировано полученное им сообщение.

Обратная связь – это реакция на сообщение, получаемая источником от реципиента. Реакция говорить о понятности или непонятности, согласии и несогласии и др. и может вызвать дополнительное сообщение.

Шумы – это внутренние и внешние помехи у коммуникаторов, возникающие в процессе передачи и восприятии сообщений. В качестве помех выступают:

шумы в окружающей среде (например, разговор в аудитории);

физические повреждения (глухота, слепость и т.д.);

семантические проблемы (непонятные слов, многозначность слов, выражений, разное понимание знаков и т.д.);

организационный беспорядок (перескакивание с темы на тему, хождение по кругу);

социальный шум (несоответствие социальным нормам, например, то, о чем не принято говорить или может вызвать конфликт);

психологические проблемы (стресс, раздражение).

2. Виды коммуникации

По составу коммуникантов выделяют интраперсональную, межличностную, групповую и массовую коммуникацию.

Интраперсональная коммуникация приравнивается к разговору с самим собой, человек ведет разговор с самим собой, осуществляет внутренний «монолог».

Межличностная коммуникация связана с идеальной моделью коммуникации и во многом первична, в ней участвуют двое коммуникантов (но есть варианты наблюдателя, включенного наблюдателя, коммуникации на фоне присутствующих свидетелей и т.п.);

Групповая коммуникация осуществляется внутри группы, между группами, индивид-группа (например, интервью политического лидера или разговор руководителя со служащими); есть различия не столько количественные, сколько качественные: разные цели – в коммуникации в малых и больших группах (напр., чаты и форумы в интернете).

Массовая коммуникация происходит в случае, если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп (ТВ, радио, Интернет отличаются по степени охвата).

По способу установления и поддержания контакта коммуникации подразделяются на непосредственные (прямые) и опосредованные (дистанционные).

Непосредственная коммуникация – это коммуникация, осуществляемая напрямую с использованием вербальных и невербальных средств в пределах визуального восприятия (например, беседа, публичное выступление).

Опосредованная коммуникация – это взаимодействие, осуществляемое через посредников или с помощью различных средств коммуникации (средства массовой информации и рекламы) технических средств (рупор, телефон, радио, видеосвязь, компьютерные сети локального и глобального характера).

По степени организованности – случайные и неслучайные (организованные). Случайные коммуникации возникают стихийно. Происходит незапланированный обмен информацией между людьми. При случайных встречах обсуждаются и деловые вопросы, принимаются достаточно ответственные решения.

В зависимости от используемых знаковых систем коммуникации бывают вербальные и невербальные.

Вербальная коммуникация подразумевает словесное взаимодействие сторон. Вербальные коммуникации осуществляются с помощью знаковых систем, символов, главным из которых является язык. Язык как знаковая система является оптимальным средством выражения человеческого мышления и средством общения. Функционирование языковых знаков возможно лишь в системе на основе правил, которые регулируют построение знаковых рядов (предложений, высказываний) из исходных знаков.

Невербальная коммуникация. В качестве невербальных коммуникативных средств человек использует языки флажков, вышивку, орнаменты, фольклорные образы, ассоциирующиеся с символами и знаками. В межличностном общении большое значение придается позе, жестам, мимике, выражению лица, взгляду и т.д. Несмотря на богатство вербального языка общения, к невербальным средствам человек обращается довольно часто. Невербальные средства коммуникации (так же как и вербальные) выполняют базовые функции коммуникации. Невербальные знаки (жесты, мимика) чаще всего являются немотивированными знаками, которые раскрывают чувства, эмоции, оценочное отношение.

Модели коммуникации с позиции обратной связи

В зависимости от характера обратной связи все коммуникации могут быть описаны такими моделями как линейная, интеракционная и трансакционная.

Для изображения модели линейной коммуникации долгое время пользовались моделью Клода Шеннона и Уоренна Уивера, заимствованной из математики и кибернетик. Применительно к рекламе данная модель может быть представлена следующим образом:

какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть фото какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть картинку какие функции коммуникации обычно выделяют. Картинка про какие функции коммуникации обычно выделяют. Фото какие функции коммуникации обычно выделяют

Эта модель сыграла значительную роль в развитии многих наук, связанных с обменом информацией, однако в настоящее время она представляется неполной. Позднее данная модель была дополнена понятием обратной связи, что позволило приблизить ее реальности человеческого взаимодействия в коммуникации.

В трансакционной модели одноразовая смена коммуникативных ролей, присущая интерактивной модели, сменяется многоразовым, попеременным выступлением каждого участника в роли отправителя и реципиента. Каждый из них кодирует и раскодирует сообщение в соответствии с периодической, постоянной действующей обратной связью. В результате такого мультинанравленного взаимодействия коммуникации становятся наиболее действенными в плане взаимопонимания как в согласии, так и в разногласиях.

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ.

ТИПОЛОГИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ЕДИНИЦ

ФУНКЦИИ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ

Невербальная коммуникация (НВК) является самой древней формой общения людей. В межличностном общении НВК передает 65% всей информации. Это объясняется тем, что для успешной ком-муникации важна информация не только репрезентативного характера (о предметах, их местоположении, об идеях, явлениях данного времени), но также информация оценочного характера, позволяющая определить отношение говорящего к самой информации и/или адресату.

По данным экспериментов при выражении отношения телодви-жения передают 55% информации, голос – 38%, слова – всего 7%. Столь активное использование невербальных средств в межличност-ном общении объясняется рядом причин – невербальные сигналы, раз-вившиеся как средства коммуникации раньше, чем вербальный язык, оказались устойчивыми в своих первоначальных функциях и часто употребляются неосознанно; невербальные средства имеют опреде-ленные преимущества перед вербальными – они воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее воздействуют, несмотря на свою кратковременность; они передают тончайшие оттенки отношения, оценки, эмоций; наконец, они могут передавать информацию, которую трудно или по каким-либо причинам неудобно выразить словом.

Невербальная коммуникация использует различные неречевые знаковые системы. Обычно она представляется следующими система-ми: визуальная, акустическая, тактильная, ольфакторная.

Визуальная система общения включает в себя:

• кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение);

• пространственно-временную организацию общения;

• контакт глазами (визуальный контакт);

• вспомогательные средства общения, в т.ч.: подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы), использование средств преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, борода, мелкие предметы в руках) и пр.

Эта общая моторика различных частей тела отражает эмоцио-нальные реакции человека, благодаря чему общение приобретает но-вые нюансы.

Акустическая система подразделяется на следующие аспекты:

• паралингвистическая система (система вокализации, т.е. темп голоса, его диапазон, тональность);

• экстралингвистическая система (включение в речь пауз, а также других средств, как-то: покашливание, смех, плач, темп речи).

Тактильная система – прикосновения, пожатие рук, объятия, поцелуи.

Ольфакторная система – приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и искусственные запахи человека.

В основе НВК два истока – биологический и социальный – врожденный и приобретенный в ходе жизненного опыта человека как члена социума. Установлено, что мимика при выражении эмоций у человека и приматов, некоторые жесты, телодвижения и позы являют-ся врожденными и служат сигналами для получения ответной реакции. В основе этого вывода лежат известные труды Ч. Дарвина, эксперименты со слепыми и глухими детьми, у которых не было возможности имитировать мимику при выражении удовольствия или неудовольствия. Другим доказательством биологической природы некоторых компонентов НВК является то, что они плохо или с трудом поддаются сознательному контролированию – побледнение или покраснение лица, расширение зрачков, искривление губ, частота моргания и др. Унаследованные человеком сигналы эмоций в результате его познавательной деятельности получили мощный стимул для дальнейшего развития не только по форме, но и по функции.

С изучением природы НВК связаны вопросы соотношения намеренного – ненамеренного и сознательного – бессознательного. Эксперименты показали, что намеренно передаваемая информация о своих чувствах воспринимается легче, особенно в случае приятных эмоций и хуже в случае негативных переживаний.

На основе признаков намеренности – ненамеренности различа-ют три типа невербальных средств:

1) поведенческие знаки, которые обусловлены физиологически-ми реакциями человека на тот или иной стимул, например, потоотде-ление от волнения, дрожь от холода или страха и т.п.;

2) ненамеренные знаки, употребление которых обусловлено привычками человека, например, тереть переносицу, дергать себя за ухо без всякой надобности (такие знаки иногда называют самоадапто-рами);

3) собственно коммуникативные знаки – сигналы, которые пе-редают информацию об объекте, событии или состоянии.

Как вербальные, так и невербальные средства по своей природе являются знаками, они выполняют базовые функции коммуникации – информационную, прагматическую и экспрессивную. Но если словес-ные знаки, по преимуществу, являются условными символами, то есть немотивированными и обозначают реалии действительности, то не-словесные знаки, в частности, жесты и мимика в большинстве своем являются индексалъными знаками, немотивированными и сигнализи-руют о чувствах, эмоциях, оценочном отношении, например, нахму-ренные брови сигнализируют о недовольстве, несогласии, сомнении и др. Условные символы, обозначающие реалии, оценочные отношения (например, движения головой при положительном или отрицательном ответах) так же не имеют мотивированности. Лишь иконические знаки, имитирующие формы или размеры объектов, являются мотивиро-ванными.

Гораздо сложнее определить в этом плане фонационные сред-ства. По своим функциям они приближаются к условным индексам. В различных культурах отмечаются определенные ассоциации между качественными свойствами голоса и личностными характеристиками коммуникантов или их чувствами и эмоциями: сравните, например, интерпретации высокого и низкого голоса, хриплого и чистого безот-носительно к содержанию вербальных высказываний. Фонационные средства наиболее тесно связаны с вербальными средствами – факти-чески они «озвучивают» слова в речевом контексте, придают высказы-ваниям коммуникативную завершенность и выразительность, и в этом сложность выявления их собственных функций. К таковым относятся:

 социально-информационная – при помощи акцентных и других особенностей произношения актуализируются признаки социаль-ного статуса коммуникантов, демографических характеристик и оценочной ориентации;

 оценочная – выражается при помощи логического ударения и тона (при этом вербальное выражение оценки может не соответствовать тону намеренно или ненамеренно);

 регулирующая – выражается при помощи пауз, сигнализирующих о начале, продолжении или завершении высказывания, об ожида-нии ответной реплики.

Определить четко, какие функции закреплены за данным фона-ционным средством сложно, потому что в большинстве случаев их компоненты используются одновременно, например, тон и характер-ное свойство голоса.

Кинесические средства, включающие и мимику, используются в трех базовых функциях, в пределах которых актуализируются разнообразные частные функции. К информационным функциям относятся сообщения о кем-либо или чем-либо (поднятые вверх большой и средний пальцы образуют начальную букву английского слова «Победа», ладонь при этом должна быть развернута к аудитории), сообщения о свойствах кого-либо или чего-либо (широко расставленные ладони, показывающие большой размер, поднятый кверху большой палец, обозначающий высокое качество), сообщения о действиях (засучить рукава перед тем, как приступить к действию, работе), указания местонахождения кого-либо или чего-либо (указать в нужном направлении пальцем, движением головы, взглядом).

Прагматическую направленность имеют следующие частные функции:

установление контакта (при помощи взгляда или движения руки);

установление обратной связи (ответить взглядом или кивком голо-вы);

самопрезентация (стоять, скрестив руки на груди в знак своей не-зависимости или отчужденности);

социальная ориентация (соблюдение определенной долго ты и глубины поклона при приветствии или презентации, формы рукопожа-тия);

побудительная (заставить взглядом замолчать, призвать к тишине хлопком ладоней);

регулирующая (взгляд, обозначающий начало и конец высказыва-ния, жесты рукой, регулирующие синхронность реакции массовой аудитории на призывы оратора). К экспрессивным функциям относят-ся:

эмфатическая (поднятый вверх указательный палец подчерки-вает важность информации, помахивание пальцем из стороны в сторону подчеркивает категорическое несогласие или отрицание чего-либо);

эмотивная (при помощи выражения лица, взгляда, раз личных жестов и поз демонстрируются разнообразные чувства и эмоции);

адаптирующая (жесты и телодвижения, часто неосознанные, вы-ражающие смущение, нервозность, сомнение и т.п.).

Данный перечень частных функций кинесических средств не является исчерпывающим, а классификация – в какой-то степени условна, поскольку одно и то же невербальное средство может актуа-лизировать несколько функций. Например, чиркнуть указательным пальцем или ребром ладони по горлу может интерпретироваться как: «нужно до зарезу», «сыт по горло, надоело», «голову снимут (в ожида-нии неприятности, выговора)». С другой стороны, одна и та же функ-ция может быть актуализирована при помощи разных невербальных средств, например, знаки участия или ободрения при помощи выраже-ния лица, взгляда, жестов.

В отличие от фонационных средств, кинемы могут функциони-ровать самостоятельно. Автономное функционирование невербальных средств имеет место в трех случаях – когда нет возможности исполь-зовать вербальные средства (собеседник находится на далеком расстоянии, шумовые помехи, общение в условиях подводного плавания и т.п.), когда по каким-либо причинам нельзя пользоваться языковым кодом для передачи информации и в условиях адаптации к напряженной ситуации (неосознаваемое использование жестов и некоторых компонентов взгляда – расширение зрачка, частота моргания и т.п.). При автономном функционировании кинемы должны быть самодостаточны, то есть иметь однозначную интерпретацию. В самостоятельном режиме особенно активно функционируют взгляд и поза – казалось бы, наименее определенные по форме и содержанию невербальные единицы. Дело в том, что они обладают сложной структурой – включают множество компонентов – обязательных и факультативных. Взгляд включает размер зрачка, направленность, открытость, продолженность, частоту моргания. Эксперименты показали, что взгляд функционирует более активно во время слушания, а не говорения, чем сложнее тема беседы, тем реже и непродолжительнее взгляды. Поза, несмотря на свою малую динамичность, передает около тысячи единиц информации; основными компонентами позы являются положение корпуса, позвоночника, живота, плеч, рук, ног и наклон головы. Именно совокупность многих компонентов позволяет конкретизировать информацию и однозначно интерпретировать ее в данной коммуника-тивной ситуации.

Жесты, кроме (само)адаптеров и иконических, функционируют чаще в тесном взаимодействии с вербальными средствами. В связан-ном функционировании жесты могут использоваться: а) синхронно, одновременно с вербальными средствами, б) предваряя вербальные средства и в) следуя за ними.

Одновременное использование вербальных и невербальных средств обусловлено стремлением конкретизировать информацию, сделать ее более выразительной и значимой с тем, чтобы воздейство-вать на собеседника. Несмотря на то, что в связанном употреблении невербальные средства занимают «вторичный план» коммуникации, они выполняют функцию воздействия с большей эффективностью. Например, агент по продаже расхваливает товар и в то же время выражением лица и позой показывает, что клиент ему симпатичен – идут два потока информации, в которых – слова воспринимаются сознательно, а невербальное поведение агента – неосознанно, и тем не менее оно оказывает на клиента нужное воздействие, предусмотренное коммуникативной установкой. Синхронное употребление высказываний и жестов наблюдается при выражении чувств и эмоций.

Предваряющее употребление кинем выполняет прогнозирую-щую задачу коммуникативной установки. Так, например, имея наме-рение сообщить собеседнику конфиденциальную информацию, гово-рящий подается всем корпусом вперед или вбок, сокращая расстояние между ними, и произносит: «У меня есть доверительный разговор». Невербальное поведение как бы прогнозирует вербальную информа-цию. Предшествование жестов словам объясняется иногда тем, что говорящему выбрать нужный жест легче, чем слово, поскольку лекси-ческих единиц гораздо больше. Психологические эксперименты пока-зали, что некоторые наши жесты (особенно самоадапторы) связаны с трудностями порождения речи. Отсюда был сделан вывод о том, что жесты являются своего рода программированием лексики в речи, они помогают предвосхищать еще невысказанную мысль.

Третий вид связанного употребления жестов используется реже и преимущественно в экспрессивной функции. После высказывания «Помни об этом» и даже некоторой паузы указательный палец подни-мается вверх, подчеркивая важность сказанного. В ритуале привет-ствия может быть ситуация, когда сначала произносятся слова привет-ствия типа «Ну, здравствуй!», а затем протягивается рука для рукопо-жатия, при этом как бы подчеркивается значительность происходяще-го, а иногда передается почти неуловимая информация об отношении к собеседнику. Оно может быть и восторженным, и снисходительным – зависит от тона высказывания, формы рукопожатия и даже дистанции между коммуникантами. Исследования связанного употребления же-стов в информационной функции показывают, что она актуализирует-ся по-разному. Жесты, информирующие об объектах или их свойствах, обычно соотносятся с конкретным словом или кратким высказывани-ем. Например, рыболов, рассказывающий о «бо-о-ольшой рыбе», раз-водит руки в стороны, наглядно демонстрируя ее размеры. Но иногда речь сопровождается целой серией жестов, помогающих следить за ходом мысли оратора, его аргументацией, оценкой.

Изучение взаимодействия вербальных и невербальных средств обнаруживает определенные закономерности в координации некото-рых жестов и разных частей речи, жестов и синтактики высказываний; интересны процессы своеобразного взаимообогащения вербальных и невербальных единиц – все это входит в собственно лингвистический аспект проблемы.

Коммуникативная ценность невербальных средств определя-ется по пяти критериям:

 число актуализируемых функций в связанном и автономном упо-треблении;

 число актуализированных смыслов – единиц информации;

 число компонентов, составляющих невербальный знак,

 среднее время передачи невербального знака (продолжитель-ность)

 его обозримость, но как представление своей социальной роли в данной ситуации.

Обычно эта функция актуализируется согласно принятым в об-ществе нормам бессознательно, особенно в параметрах возраста и пола; сравните, например, типичную осанку и позу пожилого и молодого человека или «мужскую» и «женскую» манеру сидеть. Сознательное, а иногда и намеренное несоблюдение этих норм передает дополнительную информацию о социальной ориентации индивида. Интерпретация при этом может быть как положительная, так и отрицательная. Дело в том, что для некоторых людей важна не столько их истинная социальная роль в обществе, сколько оценочное восприятие этой роли другими членами общества.

В ритуальной функции (при встрече, прощании, благодарности, произнесении клятвы, присяги и т.п.) социальная дифференциация актуализируется по всем четырем параметрам социальных признаков в соответствии с принятыми правилами. Эти правила достаточно же-стки и стандартизированы в любом культурно-генетическом ареале, отсюда – национальные различия, проблема национального стереотипа, часть которого формируется на основе специфических социальных норм невербального поведения представителей данного ареала.

В эмотивной и адаптирующей функциях социальная дифферен-циация проявляется более четко по признаку пола. К числу типичных «мужских» невербальных знаков при выражении эмоций и чувств от-носятся: бить кулаком по своей ладони или колену, по столу от доса-ды, приложить руку к груди (сердцу) в знак признания, почесывать макушку, за ухом в состоянии растерянности, нерешительности, поче-сывать подбородок в состоянии сосредоточенности, дергать себя за усы, бороду в состоянии задумчивости и др. К «женским» знакам от-носятся: заламывать руки от отчаяния, закрывать ладонями глаза от страха; стоять, упершись руками в бедра, показывая свое негодование или решимость настоять на своем, сидя в задумчивости, подпереть голову ладонями, прикрыть лицо (рот) ладонью (рукавом) от смуще-ния (в сельской местности), вертеть кольцо на пальце в нервозном со-стоянии и др. Жесты-самоадапторы могут быть индивидуальны, но все равно передают информацию о состоянии человека.

Некоторые невербальные средства имеют постоянную социаль-ную значимость, например: рукопожатие, при котором ладонь направ-лена вниз, характерно для людей, осознающих свое доминирующее положение или власть; похлопать собеседника по колену в знак под-бадривания может старший по возрасту или главный по своей роли (врач по отношению к пациенту). Другие невербальные средства не имеют постоянной социальной значимости, они варьируют в зависи-мости от сферы общения, принятой коммуникативной роли, замысла коммуникации, необходимости корректировать невербальное поведе-ние в самом процессе коммуникации.

Большую роль в актуализации социальной дифференциации и варьирования играют ситуативные переменные коммуникации – прок-семика (лат. «ближайший»), то есть дистанция, устанавливаемая между коммуникантами во время общения; ориентация – определен-ное положение, позиция говорящего по отношению к слушающему и наоборот; временной фактор (длительность взгляда, рукопожатия); последовательность (кто первым начинает кланяться или подает руку). Сохранение определенной дистанции между коммуникантами достаточно четко нормировано в различных социальных группах и в социуме в целом, что объясняется спецификой культурно-генетических ареалов, имеющих свои традиции. Дифференциация обусловлена признаками социального статуса, коммуникативных ролей, пола, несколько в меньшей степени признаками возраста. Временной фактор может служить индикатором социальной дифференциации – какие паузы делает говорящий между предложениями, как долго ждет ответа от партнера, прерывает ли его. Замечено, что когда вышестоящий кивает в ответ, то подчиненный, поощренный вниманием, пользуется пространными высказываниями. Особое значение приобретают ситуативные переменные в деловых контактах, связанных со сферой общественных связей. Важно знать, какую позу следует принять во время официальной или неофициальной беседы, в каком направлении смотреть на партнера (прямо, сбоку, сверху вниз, снизу вверх), какая должна быть обстановка в рабочем кабинете, где должен сидеть хозяин кабинета и где посетитель и т.д. Здесь трудно провести границу между компонентами собственно невербальной коммуникации и поведенческого этикета, предписываемого социальными нормами.

К ситуативным переменным, выражающим социальную диффе-ренциацию, можно отнести одежду и цвет одежды. Социальная значи-мость этих факторов менялась в различные исторические эпохи. В наиболее отчетливом виде эти факторы проявляются в молодежных группах, представляющих различные субкультуры; достаточно срав-нить стиль одежды и атрибутику хиппи, рокеров, панков, неопанков, «металлистов» и др. Существует конвенциональный стиль одежды, связанный с социальным положением индивида в обществе, с родом его деятельности, сравните, например, стиль одежды работницы на стройке, учительницы и деловой женщины. Цвет одежды в некоторых случаях также указывает на социальную дифференциацию по статусу, по возрасту и имеет социальную значимость, особенно в ритуалах, церемониях. Пурпур – «королевский» цвет, синий – цвет консервативной партии Великобритании, черный (у некоторых народов – белый) – цвет траура и печали.

Ситуативные переменные тесно связаны с невербальной и вер-бальной коммуникацией. Они имеют большое значение для адекватно-го восприятия информации и установления межличностных отноше-ний коммуникантов. Проксемика, ориентация, временной фактор и последовательность являются обязательными компонентами невер-бальной коммуникации, способными актуализировать признаки соци-альной дифференциации и варьирования, поэтому их можно квалифи-цировать как социологические доминанты коммуникации.

При самостоятельном функционировании невербальные сред-ства, так же как и слова, передают законченный смысл, то есть форми-руют целостное высказывание. Эти высказывания могут быть интер-претированы вербальными средствами, например: указать пальцем на объект с целью уточнения его местонахождения – «вон там»; поманить к себе кого-либо согнутым указательным пальцем – «подойди сюда»; взглядом указать на дверь – «давай выйдем».

Для невербальных знаков, кроме иконических и ритмических, характерна непрерывистость, особенно в связанном употреблении. Они по своей природе недискретны, и поэтому слова служат для них как бы опорой, на которой «крепятся» различные невербальные знаки.

Паралингвистический уровень обладает мощным коммуника-тивным потенциалом и занимает важное место в естественной комму-никации. Вербальная и невербальная коммуникативные системы функционируют в тесном взаимодействии и дополняют друг друга, а иногда и взаимозамещают, благодаря общности базовых функций и различию структурных и системных характеристик словесных и не-словесных знаков.

какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть фото какие функции коммуникации обычно выделяют. Смотреть картинку какие функции коммуникации обычно выделяют. Картинка про какие функции коммуникации обычно выделяют. Фото какие функции коммуникации обычно выделяют

ЛЕКЦИЯ 2: Сущность массовой коммуникации

1. Сущность массовой коммуникации

2. Функции и характеристики массовой коммуникации

3. Массовая аудитория как компонент массовой коммуникации

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *