какие функции относятся к функциям рабочей программы
Рекомендации к созданию рабочей программы
Учебная программа – это нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений, навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и количества времени на их изучение.
В соответствии с «Классификатором учебных изданий»
учебная программа – учебное издание, определяющее
а также порядок изучения и преподавания какой-либо дисциплины,
Как всякий образовательный проект, она проходит следующие этапы :
проект как таковой,
Основные характеристики учебной программы:
единство преподавания и учения;
единство содержательной и процессуальной сторон;
единство обучения и воспитания как гарантия обеспечения единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения.
1) описательная – излагается содержание учебного курса;
2) идейно-мировоззренческая – знания, включенные в программу, направлены на формирование духовности и научного мировоззрения школьника;
3) организационно-методическая – организует деятельность учителя (отбор материала, видов практических работ, форм и методов обучения, контроль и диагностика) и учебную деятельность учащихся (характер деятельности).
Виды учебных программ
Примерные (типовые) учебные программы разрабатываются на основе требований Государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. Такая программа – результат кропотливой работы представителей различных областей знаний: специалистов конкретной науки, определяющих основной круг знаний, умений и навыков; педагогов и психологов, формирующих и распределяющих материал по годам обучения в соответствии с возрастными возможностями детей; методистов, разрабатывающих научно-методическое обеспечение, необходимое для эффективного усвоения знаний, умений и навыков. Типовые учебные программы утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации и имеют рекомендательный характер.
Рабочие учебные программы строятся на основе примерных программ и утверждаются педагогическим советом ОУ.
Они могут исходить непосредственно из требований Государственного стандарта к образовательным областям. В отличие от примерной программы в ней описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся конкретного учебного учреждения.
Авторские учебные программы учитывают требования Государственного стандарта, но могут следовать иной логике построения учебного предмета в отличие от примерной программы, иметь собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, выражать свои точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Эти программы должны иметь внешние рецензии ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов. При их наличии программы утверждаются экспертным советом. Авторские программы, получившие широкую общественную значимость в практике преподавания предмета и прошедшие экспертную оценку Экспертного совета Министерства образования и науки РФ, получают статус «Рекомендовано». Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся (обязательных и факультативных).
Академические свободы учебного заведения проявляются в праве самостоятельно разрабатывать рабочие учебные программы. При их составлении учебное заведение может опираться на примерные учебные программы, конкретизируя их в соответствии с дидактическими требованиями. Рассмотрим ограничения и возможности учебного заведения в разработке учебной программы.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности в рабочей учебной программе должны быть отражены и конкретизированы все требования к знаниям и умениям выпускника, которые могут быть отнесены к данной учебной дисциплине, содержащиеся во втором разделе Государственных требований, а также все дидактические единицы, относящиеся к данной учебной дисциплине, поименованные в третьем разделе Государственных требований.
Следует особо отметить требования к уровню общей образованности выпускника среднего специального учебного заведения, которые могут быть успешно реализованы только в том случае, если будут отражены в том или ином виде в каждой учебной дисциплине.
Основными контрольными точками реализации стандарта содержания образования по дисциплине являются:
отражение требований к уровню подготовленности студента по данной дисциплине;
включение в содержание учебной программы всех поименованных дидактических единиц;
конкретизация степени участия данной дисциплины в решении задач обеспечения общей образованности студента.
Какова степень самостоятельности у составителя учебной программы по дисциплине?
Он может по-своему раскрывать содержание тех основных разделов и тем, которые обозначены в стандарте в качестве дидактических единиц, опираясь на научные школы и учебные пособия, которые он считает целесообразными.
Исходя из своих соображений (логика науки, межпредметные связи, необходимость более быстрой подготовки студентов к практике и др.), он может устанавливать последовательность изучения учебного материала, распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их значимости, разрабатывать перечень лабораторных работ и практических занятий, выбирать темы для самостоятельного изучения студентами, конкретизировать требования к знаниям и умениям студентов, включать материал национально-регионального компонента в объеме выделенных на данную дисциплину учебных часов, выбирать исходя из стоящих перед учебной дисциплиной задач, технологии обучения и контроля подготовленности студентов по предмету.
Остановимся на некоторых дидактических нормативах разработки и оформления рабочих учебных программ.
Рабочая программа учебной дисциплины является единой для всех форм обучения: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, экстерната.
Рабочая программа должна содержать:
содержание учебной дисциплины;
перечень лабораторных работ и практических занятий;
Какие функции относятся к функциям рабочей программы
Учебно-методический образовательный центр
ПО РАЗРАБОТКЕ И УТВЕРЖДЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ
УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА
Составитель: зам. директора МОУ ДО «УМОЦ» Семенова И.И.
1. Общие положения о учебной программе…… … … … … … … 3 2. Основные функции учебной программы……… … … … … …4 3. Ответственность образовательного учреждения… … ….5 4. Структура рабочей учебной программы… … … ……………6 5. Введение (утверждение) рабочей учебной программы в образовательный процесс……………………………………. 8 6. Делопроизводство…… … … ……………………………………9 7. Литература…………………… … ………………………………..10
1. Общие положения о учебной программе
1.1 Основой образовательной деятельности в школе является учебная программа –нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и навыки, подлежащие усвоению по учебным предметам. Она включает перечень тем и их реферативное описание (изложение основных вопросов в заданной последовательности), рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения. К учебным программам относятся:
– примерная учебная программа – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана, рекомендуется Министерством образования и науки Российской Федерации и носит рекомендательный характер (письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).
Примерная программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться при тематическом планировании курса учителем. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
– авторская программа – программа, не имеющая аналогов, основана на авторской концепции построения содержания учебного курса по данному предмету, разрабатывается на основе примерной учебной программы.
–рабочая учебная программа – учебная программа, разработанная на основе примерной или авторской, но вносящая изменения и дополнения в содержание учебного предмета, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и т.п. Отражает, прежде всего, специфику конкретного образовательного учреждения.
2. Основные функции учебной программы:
2.1 Учебная программа в образовательном учреждении выполняет следующие функции:
– нормативную (программа обязательна для выполнения в полном объёме);
– целеполагающую (программа определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область);
– содержательную (программа фиксирует состав учебных элементов, подлежащих усвоению обучающимися, а также степень их трудности);
– процессуальная (программа определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения)
– оценочную (программа выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности школьников).
3. Права образовательного учреждения
3.1 В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 32) образовательное учреждение разрабатывает и утверждает образовательные программы, включающие учебные планы, рабочие программы учебных курсов, а также перечень используемых учебников и средств обучения и воспитания.
Структура образовательной программы ОУ включает:
3.2 Составитель рабочей учебной программы может самостоятельно:
– раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте, опираясь на научные школы и учебные пособия (из федерального перечня), которые он считает целесообразными;
– устанавливать последовательность изучения учебного материала;
– распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их значимости;
– разрабатывать перечень практических занятий;
– конкретизировать требования к знаниям и умениям обучающихся;
– включать материал регионального компонента в объеме выделенных на данный предмет учебных часов;
– выбирать, исходя из стоящих перед учебным предметом задач, технологии обучения и контроля подготовленности обучающихся по предмету.
4. Ответственность образовательного учреждения
4.1 В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 32) образовательное учреждение несет ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ согласно учебному плану и графику учебного процесса.
4.2 При разработке рабочей учебной программы учитель должен учесть требования федерального компонента государственного образовательного стандарта. Основными положениями реализации стандарта содержания образования по предмету являются:
– отражение требований к уровню подготовленности обучающегося по данному предмету;
– включение в содержание рабочей учебной программы всех поименованных дидактических единиц федерального компонента стандарта;
– конкретизация степени участия данного предмета в реализации компетентностного подхода.
5. Структура рабочей учебной программы
5.1 Рабочая учебная программа включает в себя: титульный лист; пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; контроль уровня обученности; требования к уровню усвоения предмета перечень литературы и средств обучения.
5.2 Титульный лист содержит: наименование образовательного учреждения; гриф утверждения программы; наименование учебного предмета (курса); указание параллели, на которой изучается предмет; год разработки.
Оборотная сторона титульного листа содержит: сведения об авторе и рецензентах (внутренняя и внешняя рецензии).
5.3 В пояснительной записке к программе могут быть отражены следующие моменты:
– место данного учебного предмета в решении общих целей и задач на данной ступени общего образования;
– цели и задачи данного учебного предмета в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии со стандартом);
– новизна данной учебной программы, ее отличие от примерной или действующей (авторской);
– межпредметные связи: на какие учебные предметы опирается данный предмет, для каких предметов является базой; если эти связи сильны, то целесообразно отметить, как они могут быть реализованы;
– особенности организации учебного процесса по предмету; предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетания; предпочтительные формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового).
В пояснительной записке могут быть даны пояснения к каждому из разделов программы и краткие методические указания по изложению теоретического материала, выполнению лабораторных работ и практических занятий, а также пояснения, обусловленные требованиями реализации регионального компонента, специфики образовательного учреждения.
5.4 В учебно-тематическом план е раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, показывается распределение учебных часов по разделам и темам из расчета максимальной учебной нагрузки (табл.1). Учебно-тематический план составляется на весь срок обучения. По предметам, не вынесенным на экзамены, проводятся зачеты, контрольные работы и т.д. за счет времени, отведенного на изучение предмета. Форма учебно-тематических планов программ определяется методическим Советом.
Образовательное учреждение имеет право включать дополнительные темы по сравнению с примерными программами учебных предметов. Перечень лабораторных работ и практических занятий, а также количество часов могут отличаться от рекомендованных примерной программой, но при этом уровень подготовки учащихся должен соответствовать требованиям к уровню подготовки, определенным государственным образовательным стандартом.
5.5 Раздел «Содержание учебного предмета» – основная часть программы. Он строится по разделам и темам в соответствии с тематическим планом. При его разработке следует опираться на обязательный минимум содержания образовательных программ государственного образовательного стандарта. Все дидактические единицы должны быть отражены и конкретизированы в содержании учебного материала.
5.6 При описании содержания тем учебной программы (содержание тем курса) может быть рекомендована следующая последовательность изложения:
– необходимое количество часов для ее изучения;
– обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме;
– содержание учебного материала (дидактические единицы);
– темы практических и лабораторных работ.
5.7 Разде л «Контроль уровня обученности» включает систему контролирующих материалов качества знаний, умений и навыков ( далее – ЗУН), позволяющих оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета. Средства контроля должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню освоения предмета.
5.8. В требованиях к уровню усвоения предмета (уровень обученности) отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков (способов деятельности); перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет. Требования к уровню усвоения должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта.
5.9 В раздел е «Литература и средства обучения» указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень рекомендуемых средств обучения. В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для учителя.
6. Учебно-методическое обеспечение образовательной программы ОУ
6.1 Учебно-методическое обеспечение образовательной программы ОУ включает следующие материалы:
– учебно-программные (учебный план ОУ, рабочие учебные программы);
– учебно-теоретические (учебники, учебные пособия);
– учебно-практические (сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии);
– учебно-справочные (словари, справочники);
– учебно-наглядные (альбомы, атласы, карты, таблицы).
6. Введение (утверждение) рабочей учебной программы в образовательный процесс
6.1 Введение учебной программы в образовательный процесс допускается только после согласования с зам. директором по УВР соответствия часов, отводимых на реализацию данной программы учебному плану ОУ и внутреннего рецензирования: представления педагогом разработанной программы; оценки программы коллегами и ее обсуждения на заседании методического объединения (ШМО или ГМО) и коррекции программы. Методическим Советом школы дается рецензия и рекомендации по реализации программы. Утверждается программа педсоветом или научно-методическим советом, отдельно издается приказ директора ОУ об утверждении рабочей программы. При необходимости и по запросу администрации ОУ рабочая программа может быть рассмотрена и согласована специалистами учебно-методического образовательного центра.
6.2 Рецензируемая рабочая учебная программа должна удовлетворять следующим требованиям:
– учет основных положений образовательной концепции школы;
– взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования;
– наличие признаков нормативного документа;
– последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы;
– полнота раскрытия целей обучения с включением в программу всех элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке; опыт известных способов деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности);
– конкретность представления элементов содержания образования.
6.3 Введение рабочей учебной программы в учебный процесс допускается также после внешнего рецензирования программы. В тексте рецензии должна содержаться формулировка: «Программа рекомендована к реализации…».
7.1 Заместитель директора по учебной работе осуществляет контроль за:
а) рецензированием и утверждением рабочих учебных программ на заседаниях методических объединений, научно-методического совета, педагогических советов;
б) хранением копий программ, их рецензий, выписок из протоколов заседаний методических объединений, научно-методических советов, педсоветов в учебной части.
7.2 Администрация ОУ осуществляет контроль уровня учебных достижений обучающихся по авторским и рабочим учебным программам, анализируя статистические данные о результатах реализации программ учителем в аналитических справках по реализации программ.
7.3 Администрация ОУ осуществляет систематический контроль выполнения учебных программ, их практической части, регионального компонента, соответствия записей в классном журнале о пройденном на уроке материале учебной программе. Итоги прохождения учебных программ подводятся на педагогических советах, заседаниях методических объединений и отражаются в протоколах.
7.4 Администрация ОУ осуществляет систематическую проверку (один раз в полугодие) календарно-тематического планирования учителей с регистрацией результатов проверки в протоколах, которые помещаются в индивидуальные папки контроля учителя с предварительным ознакомлением его с итогами проверки под роспись.
Список использованной литературы:
1. Приказ Министра образования Правительства Московской области 26.10.200
№ 1806 «Об утверждении порядка проведения экспертизы деятельности общеобразовательных учреждений Московской области при государственной аккредитации».
2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196.
3. Материалы выступления начальника отдела лицензирования и аккредитации учреждений АСОУ, к.п.н. Фоменко И.А. на семинаре «Экспертиза образовательных программ при проведении государственной аккредитации»
Какие функции относятся к функциям рабочей программы
Нормативно-правовые основы создания рабочей программы учебного курса.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден и введен в действие с 1 января 2010 (приказ Министерства образования и науки от 06.10.2009 № 373). С 01 сентября 2011 года стандарт начал действовать во все общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
Этот документ зафиксировал новую систему требований для общеобразовательных учреждений. В числе этих норм – разработка и утверждение основной образовательной программы, разработка рабочих программ учебных курсов, требования к результатам освоения основной образовательной программы. Причем, требования к результатам, сформулированные в стандарте, ставят перед учителями новые задачи, которые требуют новых подходов, средств и методов.
Рабочая программа учебного курса является неотъемлемой частью Основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, ее разработка и утверждение регламентируется действующими федеральными нормативно-правовыми актами.
С другой стороны, рабочая программа учебного курса должна стать тем «настольным» документом для учителя, который конкретизирует предметные, метапредметные и личностные результаты освоения курса и зафиксирует те средства, приемы и методы, с помощью которых данный учитель в данных условиях сможет их достичь.
В соответствии с ФГОС НОО и действующим Законом РФ «Об образовании» рабочая программа учебного курса должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для подробной характеристики средств и путей достижения этих результатов.
Создание рабочей программы учебного курса регламентируется следующими положениями действующего нормативно-правового поля на федеральном уровне:
Таким образом, требование к разработке рабочих программ учебных курсов является обязанностью и компетенцией образовательного учреждения.
При создании рабочей программы учитель должен опираться на
· основную образовательную программу образовательного учреждения (учебный план начального общего образования; планируемые результаты освоения ООП НОО, программу формирования универсальных учебных действий у учащихся);
· Федеральный государственный стандарт начального общего образования (разделы «Требования к результатам освоения основной образовательной программы», «Требования к структуре ООП»);
· Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
· Закон РФ «Об образовании» (ст атья 9 в редакции от 03.06.2011 N 121-ФЗ «Образовательные программы» и статья 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения»).
Историческая справка. Виды программ. Требования к содержанию рабочей программы учебного курса. Титульный лист рабочей программы. Структура рабочей программы.
1. Историческая справка
Предыдущая версия образовательного стандарта называлась Федеральный компонент государственного стандарта общего образования и была утверждена приказом министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 108. В этом документе был зафиксирован обязательный минимум содержания образовательных программ и требования к уровню подготовки ученика по учебным курсам. Стандарт 2004 года являлся основой для разработки примерных программ учебных курсов и фиксировал федеральный базисный учебный план.
Понятие «Рабочая программа учебного курса» в прежнем нормативном поле не существовало. Это понятие не было закреплено ни в стандарте 2004 года, ни в действующей тогда редакции Закона РФ «Об образовании». Таким образом, учитель опирался в своей работе на примерную (типовую) программу, как на документ регламентирующий содержание программы учебного курса и не разрабатывал никаких отдельных документов.
В нормативно-правовом поле, действующем сегодня, закреплены понятия примерной программы, и рабочей программы, закреплены компетенция и ответственность образовательного учреждения в части создания и утверждения рабочих программ учебных курсов.
Изменения, произошедшие в законодательстве, напрямую затрагивают функциональные обязанности учителя. Созданиерабочих программ учебных курсов – это новая задача для учителя, которая вызывает большие затруднения и вопросы.
Эта лекция поможет учителям осознать новое понятие «рабочая программа учебного курса» и соотнести его с уже устоявшимися понятиями учебных программ.
Учебная программа курса
В настоящее время среди учебных программ в общеобразовательных учреждениях принято выделять следующие программы.
· Примерные программы учебных курсов,
· Авторские программы учебных курсов,
· Рабочие программы учебных курсов
Примерная программа учебного курса.
По действующему в настоящий момент законодательству разработка примерной учебной программы курса относится к компетенции органов государственной власти в сфере образования (ст. 28 п. 19. закона РФ «Об образовании»).
Исторически, основной функцией примерных учебных программ является сохранение целостности образовательного пространства, соблюдение принципов преемственности между ступенями образования. В настоящем нормативном поле примерная программа фиксирует и раскрывает требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы и структуре учебной программы.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться учителем при составлении рабочей программы учебного курса. Федеральный государственный образовательный стандарт оставляет за учителем право самостоятельно определять продолжительность изучения каждой из тем курса, последовательность изучаемых тем, используемые методики и технологии в процессе изучения курса.
Авторская программа учебного курса
Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта, имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним автором или группой. Для неё характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Авторской программы предшествует её экспертиза и апробация.
Рабочая программа учебного курса.
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом для конкретной школы и класса на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определённого класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.д.
Важным замечанием о рабочей программе нам представляется то, что составляться она должна на весь период изучения курса (если курс рассчитан на 4 года обучения, значит, и рабочая программа должна быть составлена на 4 года обучения). Это положение объясняется тем, что важнейшим разделом рабочей программы является раздел «результаты освоения учебного курса». Очевидно, что этот раздел может быть разработан только с учетом всего периода изучения курса.
Рабочие программы дают представление о том, как в практической деятельности педагогов реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт при изучении конкретных предметов с учетом:
3. Требования к содержанию рабочей программы учебного курса.
Основной целью рабочей программы учебного курса является максимальная реализация специфики образовательного учреждения через:
а) расширения тем (возможно, как за счет увеличения часов на изучение курса, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);
б) внесения дополнительных тем (возможно как за счет увеличения часов в учебном плане образовательного учреждения, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);
в) углубления тем (возможно только за счет увеличения часов в учебном плане образовательного учреждения);
г) изменения логики освоения содержания материала;
д) уменьшения количества часов на изучение материала по предмету;
е) конкретизацию предметных, метапредметных и личностных результатов обучения для условий данного образовательного учреждения.
Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую:
· Нормативная функция определяет обязательность выполнения программы в полном объеме.
· Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения этого материала курса, а также путях достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.
· Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Функции программы определяют следующие требования к ней:
Во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих программ, закрепив Положением о рабочей программе.
Рабочая программа разрабатывается на основе локального акта образовательного учреждения, принимается педагогическим советом и утверждается приказом руководителя образовательного учреждения.
Следует заметить, что Законом РФ «Об образовании» на данный момент не определены требования к рабочей программе. Каждый учитель выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы.
4. Структура рабочей программы
Являясь составной частью основной образовательной программы образовательного учреждения, рабочая программа призвана обеспечить гарантии в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (так же и к другим ступеням обучения).
Это возможно при полной реализации рабочей программы, где основным условием является необходимость её поэтапного (пошагового) описания. Именно поэтому, рабочая программа по структуре и содержанию представляет собой методику собственной реализации с учётом:
Федеральным государственным образовательным стандартом определена структура программы учебного курса. Таким образом, структура рабочих программ должна исходить из этого раздела ФГОС НОО.
Согласно ФГОС НОО программы отдельных учебных предметов, курсов, модулей должны содержать:
· пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели данной ступени образования с учётом специфики учебного предмета, курса;
· общую характеристику учебного предмета, курса;
· описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
· описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
· личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
· содержание учебного предмета, курса;
· тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
· описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.
Предлагаем структуру рабочей программы, которая создана с опорой на требования ФГОС НОО. Обращаем ваше внимание, что эта структура носит рекомендательный характер. Каждое образовательное учреждение вправе самостоятельно определить структуру, закрепив ее во внутришкольном положении о рабочей программа учебного курса.
· планируемые результаты изучения курса;
· содержание учебного предмета по годам обучения;
· планируемые результаты обучения учащихся в рамках учебного курса (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; универсальные учебные действия, формируемые в рамках изучения курса);
· критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся;
· описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
· список литературы (основной и дополнительной);
· учебно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Титульный лист (приложение 1) должен содержать:
· полное наименование образовательного учреждения в соответствии с лицензией и уставом;
· где, когда и кем утверждена рабочая учебная программа;
· наименование учебного предмета (курса);
· указания на принадлежность рабочей учебной программы к ступени, уровню общего образования;
· срок реализации данной программы;
· Ф.И.О. педагога, составившего данную рабочую учебную программу;
· год составления программы.
5. Порядок утверждения рабочей программы
Структура рабочей программы, сроки и порядок их рассмотрения устанавливаются локальным актом образовательного учреждения (положением о рабочей программе). В соответствии с этим локальным актом, порядок рассмотрения рабочей программы может быть, например, таковым: вначале она рассматривается на заседании методического объединения учителей школы (научно-методического совета школы). Школьное методическое объединение учителей или научно-методический совет после экспертизы дает заключение об одобрении или доработке рабочих программ. Решение школьного методического объединения (НМС) оформляется протоколом. При необходимости допускается получение рецензии (экспертного заключения) по заявке руководителя образовательного учреждения, после чего при положительном решении рабочие программы представляются в администрацию общеобразовательного учреждения. Также положение о рабочей программе может содержать регламент изменений, вносимых в рабочую программу.
Директором школы издается приказ об утверждении рабочих программ учебных курсов. На всех рабочих программах указывается дата их принятия на заседании школьного методического объединения (НМС) и рецензии с указанием авторов или реквизитов решений соответствующих кафедр и подпись директора школы об их утверждении с указанием даты и номера приказа. Утверждение рабочих программ по учебным предметам осуществляется до начала реализации учебного плана, но не позднее 31 августа текущего учебного года. После утверждения руководителем образовательного учреждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении.
6. Этапы составления рабочей программы
Разрабатывая Рабочую программу, практически каждый педагог сталкивается с определёнными трудностями, преодолеть которые возможно при поэтапном выполнении этой работы.
Шаг 1. Выбрать авторскую программу по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю) (далее – учебному курсу) и соответствующий ей учебник из перечня, рекомендованного Министерством образования РФ.
Шаг 2. Сравнить цели изучения учебного курса в выбранной авторской программе с целями и задачами основной образовательной программы школы. Убедиться, что выбранная авторская программа способствует реализации целей и задач основной образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения.
Шаг 3. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы. Определить знания, умения, навыки, способы деятельности выпускников, не включенные в Авторскую программу. Выделить знания, умения и навыки, превышающие требования к результатам освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.
Шаг 4. Оформить требования к результатам освоения учебного курса.
Шаг 5. Выделить и конкретизировать ожидаемые результаты обучения из прописанных в требованиях к уровню подготовки выпускников, согласно содержанию авторской программы.
Шаг 6. Определить разделы, темы, вопросы авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.
Шаг 8. Определить и структурировать содержание учебного материала курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой.
Шаг 9. Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы.
Шаг 10. Создать контролирующие материалы: выделить перечень проверяемых умений (кодификатор) согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку планируемых умений; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса.
Шаг 11. Составить Рабочую программу: оформить материалы согласно структуре.
Данная последовательность конструирования Рабочей программы не является каким-либо нормативным документом, а выполняет функцию методических рекомендаций. При этом разработчик может оперировать предложенным маршрутом по своему усмотрению или выбрать свой путь.
Однако в любом случае результатом работы в данном направлении должна стать полноценная и эффективная рабочая программа, которая позволит достичь всех запланированных предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
Проектирование рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС
Практическая работа: на основе материалов лекции и презентации разработать рабочую программу в соответствии с ФГОС по преподаваемому предмету. Программу загрузить прикрепленным файлом на данной странице.