какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов

Анатомия нервной системы раздел анатомии человека, в котором рассматриваются

какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов. Смотреть фото какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов. Смотреть картинку какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов. Картинка про какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов. Фото какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответовкакие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов. Смотреть фото какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов. Смотреть картинку какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов. Картинка про какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов. Фото какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответовкакие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов. Смотреть фото какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов. Смотреть картинку какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов. Картинка про какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов. Фото какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответовкакие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов. Смотреть фото какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов. Смотреть картинку какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов. Картинка про какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов. Фото какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответовкакие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов. Смотреть фото какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов. Смотреть картинку какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов. Картинка про какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов. Фото какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответовкакие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов. Смотреть фото какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов. Смотреть картинку какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов. Картинка про какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов. Фото какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответовкакие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов. Смотреть фото какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов. Смотреть картинку какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов. Картинка про какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов. Фото какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответовкакие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов. Смотреть фото какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов. Смотреть картинку какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов. Картинка про какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов. Фото какие функции речи выделил гоббс в своем учении выберите несколько правильных ответов

Выберите один ответ:

Первые, кто выделил человеческую психику или «душу» из материальных явлений. Выберите несколько правильных ответов.

Выберите один или несколько ответов:

Где по мнению Авиценны локализовались психические процессы?

Выберите один ответ:

Какие признаки характеризующие ощущения выделял Авиценна? Выберите несколько правильных ответов.

Выберите один или несколько ответов:

Какой вид восприятия подробно изучил Альгазен?

Выберите один ответ:

b. зрительное восприятие

Какой вклад Плотин внёс в современную психологию?

Выберите один ответ:

a. ознаменовал начало метода интроспекции

Какой известный принцип восприятия сущностей открыл Оккам?

Выберите один ответ:

Кто из философов выделил волю, как принцип, организующий деятельность души?

Выберите один ответ:

Что Оккам выделил в составе души? Выделите несколько правильных ответов.

Выберите один или несколько ответов:

Какие функции речи выделил Гоббс в своем учении? Выберите несколько правильных ответов.

Выберите один или несколько ответов:

Какими душами наделен человек по мнению Ф. Бэкона? Выберите несколько правильных ответов.

Выберите один или несколько ответов:

Кого считают основателем экспериментальной психофизиологии?

Выберите один ответ:

Кто из философов одним из первых предложил ввести эксперимент?

Выберите один ответ:

Что Декарт относит к психическому?

Выберите один ответ:

Что нового внес в развитие психологической науки Г.Лейбниц? Выберите несколько правильных ответов.

Выберите один или несколько ответов:

a. открыл изменчивость сознания

b. показал активную природу сознания

Что основатели эмпиризма считали источником возникновения знаний?

Выберите один ответ:

В чем закон «кривой забывания»?

Выберите один ответ:

a. быстрее всего материал забывается в первые часы после запоминания, а затем скорость забывания медленно снижается

В чем заслуга Гельмгольц в развитии экспериментальной психологии?

Выберите один ответ:

b. провел первые эксперименты по измерению скорости прохождения нервного импульса

Какие важные методы в психологии открыл Фехнер? Выберите несколько правильных ответов.

Выберите один или несколько ответов:

a. метод установления порога

c. метод средней ошибки

Какой прорыв в науки сделал Фехнер?

Выберите один ответ:

c. выявил связь между телом и мозгом

Кем была основана наука психофизика?

Выберите один ответ:

Кто из ученых создал первую психологическую лабораторию?

Выберите один ответ:

Кто открыл закон «кривой забывания»?

Выберите один ответ:

Что такое абсолютный порог чувствительности?

Выберите один ответ:

a. наименьшая интенсивность раздражителя, при воздействии которого человек испытывает ощущение

Что такое волюнтаризм?

Выберите один ответ:

Выберите один ответ:

c. выделил связь между эмоциями и физиологическими изменениями. Физиологические изменения организма первичны по отношению к эмоциям

Какие характеристики сознания выделяет В. Джемс? Выберите несколько правильных ответов?

Выберите один или несколько ответов:

Какой метод изучения предмета использовал Титченер?

Выберите один ответ:

Какой предмет психологии выделял последователь функционализма К. Штумпф?

Выберите один ответ:

c. функции сознания

Какую главную цель перед психологией ставил Титченер?

Выберите один ответ:

c. выявление структуры сознания

Кто был первым создателем американской психологической лаборатории?

Выберите один ответ:

С какой наукой важно связывать психологию по мнению В. Джемса?

Выберите один ответ:

Что в структурализме Титченер выделял предметом психологии?

Выберите один ответ:

c. сознательный опыт

Что измерят формула, введенная в психологию В. Джемсом?

Выберите один ответ:

В чем заключается теория рекапитуляции С. Холла?

Выберите один ответ:

a. онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека

Какая возрастная категория измерялась тестами А.Бине.

Выберите один ответ:

Какие методы для изучения умственных качеств использовал Ф. Гальтон? Выберите несколько правильных ответов.

Выберите один или несколько ответов:

a. биографические метод

Какие новые методы в своем исследовании стал использовать А. Гезелл? Выберите несколько правильных ответов.

Выберите один или несколько ответов:

a. лонгитюдный метод

b. метод наблюдения

c. близнецовый метод

Какой возраст изучался в Иельской клинике, созданной А. Гезеллом?

Выберите один ответ:

Какой вывод сделал Ф. Гальтон после проведения своего исследования?

Выберите один ответ:

b. выявил, что способности являются наследственным фактором

Кто был основателем сравнительной психологии?

Выберите один ответ:

Что изучает сравнительная психология?

Выберите один ответ:

b. различие между психикой человека и животного

Что означает понятие синкретизм?

Выберите один ответ:

c. слитность детских представлений о мире

Что определяли тесты А. Бине?

Выберите один ответ:

c. уровень интеллекта

Как называются обобщенные представления людей относительно того, в какой степени они могут контролировать результаты собственной деятельности?

Выберите один ответ:

Как происходит изучение поведения личности в бихевиористической психологии?

Выберите один ответ:

Какие методы использовались в бихевиоральной психологии? Выберите несколько правильных ответов.

Выберите один или несколько ответов:

a. ведение дословной записи

c. формирование условных рефлексов

Каким термином можно охарактеризовать следующие описание: организм активно воздействует на свое окружение, с целью добиться желаемого положения вещей.

Выберите один ответ:

c. оперантное поведение

Какой новый метод ввел в психологию Э.Л. Торндайк?

Выберите один ответ:

c. метод проб и ошибок

Кто из последователей бихевиоризма трансформировал формулу S-R, в S-O-R?

Выберите один ответ:

Кто из ученых открыли условный и безусловные рефлексы? Выберите несколько правильных ответов.

Выберите один или несколько ответов:

Что является предметом психологии в бихевиористическом направлении?

Выберите один ответ:

Выберите несколько правильных ответов, означающих понятие гештальт.

Выберите один или несколько ответов:

b. целостность объекта

Выберите определение, подходящее к описанию принципа простоты в гештальт-психологии.

Выберите один ответ:

b. мы стремимся видеть фигуры настолько завершенными, насколько это возможно

Как формируется годологическое пространство?

Выберите один ответ:

a. формируется личностными потребностями человека

Каким понятием можно назвать: внезапное осознания или постижение неизвестных ранее взаимосвязей?

Выберите один ответ:

Кто из последователей гештальт-психологии открыл теорию поля?

Выберите один ответ:

Чем характеризуется принцип фигура-фон гештальт-психологии?

Выберите один ответ:

d. мы стремимся организовывать наше восприятие таким образом, чтобы видеть объект и задний план, на котором она представлена

Чем характеризуется феномен константности восприятия?

Выберите один ответ:

a. восприятие объекта остается постоянным, даже, несмотря на то, что сенсорные данные, воспринимаемые органами чувств, изменяются

Чем является фи-феномен?

Выберите один ответ:

a. архаические образы

З. Фрейд выделил, что психические процессы и структуры обладают особой формой психической энергии. Как называется данная энергия?

Выберите один ответ:

Какой механизм психологической защиты описан далее: в поиске удовлетворения инстинкта, личность сталкивается с препятствиями, если их нельзя избежать, то субъект вынужден “отодвинуть” их на задний план или убрать его из области сознательного.

Выберите один ответ:

Кто первый из научных деятелей ввёл в психологию метод гипноза?

Выберите один ответ:

О чем говорил З. Фрейд используя, следующее высказывание: королевская дорога к бессознательному?

Выберите один ответ:

С каким психическим состоянием связано недостижение инстинктом своей цели? Выберите несколько правильных ответов.

Выберите один или несколько ответов:

b. возрастает активность в поисках разрядки

c. активизируются механизмы защиты

d. чувство напряжения или энергия либидо

Сколько способов психической деятельности известно, исходя из психоаналитической теории?

Выберите один ответ:

Чем характеризуется архетип тени?

Выберите один ответ:

b. человек боится, презирает и не может принять в себе отрицательные качества

Что помогает личности добиться успеха, по теории Адлера?

Выберите один ответ:

c. комплекс неполноценности

Что согласно Юнгу является конечной жизненной целью человека?

Выберите один ответ:

Выберите, что изучает гуманистическая психология?

Выберите один ответ:

c. здоровый творческий индивид

Какие наиболее распространенные препятствия личностному росту выделял К. Роджерс? Выберите несколько правильных ответов.

Выберите один или несколько ответов:

a. потребность в любви и позитивном признании

b. переживания, находящиеся в несоответствии с “Я” концепцией

c. поведение или отношение, которое отрицает некоторую часть самости

Какие потенциалы личности выделяет гуманистическая психология? Выберите несколько правильных ответов.

Выберите один или несколько ответов:

a. творческий потенциал человека

c. способность к аутентичному существованию

Какие потребности находится на самой высокой ступени иерархической пирамиды потребностей Маслоу?

Выберите один ответ:

a. потребность в самоактуализации личности

Какие потребности находится на самой низкой ступени иерархической пирамиды потребностей Маслоу?

Выберите один ответ:

b. физиологические потребности

Маслоу утверждает, что удовлетворить потребность полностью сложно, но это может сделать сильная личность.

Выберите один ответ:

Сколько личностных мотивов выделяет К. Роджерс?

Выберите один ответ:

Чем является следующее описание: процесс реализации человеком своих возможностей?

Выберите один ответ:

Что важно при недирективной психотерапии? Выберите несколько правильных ответов.

Выберите один или несколько ответов:

b. безусловное принятие клиента

c. эмпатия со стороны психотерапевта

Что значит понятие: экзистенциальный образ жизни?

Выберите один ответ:

c. тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент своего существования

Что по Маслоу характерно для самоактуализирующийся личности?

Выберите один или несколько ответов:

b. выраженная индивидуальность

d. демократическая структура характера

Как можно выйти из когнитивного диссонанса? Выберите несколько правильных ответов.

Выберите один или несколько ответов:

a. расширить свои знания

b. изменить свое поведение

d. изменить когнитивные элементы, относящихся к среде

Какая цель ставилась перед когнитивной психологией?

Выберите один ответ:

c. объяснить поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов

Какой возрастной период входил в репрезентативную выборку исследований Ж. Пиаже?

Выберите один ответ:

Какой метод является основным в когнитивной психологии?

Выберите один ответ:

a. лабораторный эксперимент

Какой основной метод в генетической психологии использовал Ж. Пиаже?

Выберите один ответ:

Что означает понятие когнитивного диссонанса? Выберите несколько правильных ответов.

Выберите один или несколько ответов:

b. возникновения противоречия между тем, что человек знает, или между тем, что он знает и тем, что он делает

c. субъективное переживание дискомфорта

Что такое аккомодация?

Выберите один ответ:

c. приспособление организма к особенностям элементов внешней среды

Выберите один ответ:

c. ведущая деятельность

Кто в России создал первую психофизиологическую лабораторию?

Выберите один ответ:

Кто из отечественных психологов относился к ленинградской научной школе?

Выберите один ответ:

Кто из отечественных психологов относился к московской научной школе? Выберите несколько правильных ответов.

Выберите один или несколько ответов:

Кто из отечественных ученых провёл сравнительное исследование специфических психологических особенностей людей, живущих в различных социально-экономических и культурных условиях?

Выберите один ответ:

Что главное в психическом развитии человека выделял А.Н. Леонтьев?

Выберите один ответ:

b. решающую роль в развитии человека играет присвоение отдельным индивидом исторического опыта людей

Выберите один ответ:

b. чувствительность организма к определенной деятельности

Источник

Томас Гоббс

Материализм Бэкона прошел систематизацию и получил дальнейшее развитие в работах другого знаменитого философа английской буржуазии XVII века — Томаса Гоббса (1588—1679). Главным философским сочинением Гоббса является работа «Левиафан» (1651 г.). Систематизируя бэконовский материализм, Гоббс придал метафизическому материализму XVII века классическую механистическую формулировку.

Механистический материализм Томаса Гоббса

Гоббс признавал материальность природы, первичность материи и вторичность сознания. Как материалист, Гоббс решительно выступал против дуализма и идеализма. Критикуя идеалистов, считающих мир духовной субстанцией, он отмечал, что такой взгляд равносилен признанию существования бестелесных тел. Являясь материалистом механистическим, Гоббс давал материи только чисто количественную характеристику. В материальных телах он видел лишь протяжение, форму, объем и тому подобные количественные величины. Материальные тела лишены у Гоббса таких свойств, как цвет, звук, запах и т. п., которые он относил к субъективными качествами. Материя в трактовке Гоббса — это система количественных величин — что-то качественно однородное и бесцветное.

Механистический характер метафизического материализма Гоббса проявился не только в чисто количественной, математической характеристике материи, но и в механистическом понимании им движения. Считая движение свойством материи, Гоббс не знал о многообразии его форм. Он признавал движение материи лишь в одной-единственной его форме, в форме механического движения, то есть простого перемещения тел в пространстве. По Гоббсу, тело находится в движении лишь тогда и постольку, когда и поскольку оно перемещается из одного места в другое.

Движение — это оставление телом одного места и приобретение другого.

Понимание движения как самодвижения материи, как изменения, проявляющегося в качественно разнообразных формах, в силу состояния естествознания того времени для Гоббса оказалось недоступным.

Метафизический, односторонне аналитический подход к материальным телам, игнорирование их качественного многообразия, механистический взгляд на движение привели к тому, что материя оказалась у Гоббса сведенной к голому, абстрактному количеству. Гоббс геометризировал материю. Систематизируя материализм Бэкона, правильно понимая материю как субстанцию, Гоббс лишил ее качественного многообразия, неисчерпаемой качественной многогранности.

Материалистически решая вопрос о пространстве и времени, Гоббс видел источник мысленного образа пространства в протяженности тел, а источник образа времени — в реальном движении тел. Однако при рассмотрении этого вопроса он обнаруживал непоследовательность. Говоря о пространстве, Гоббс имел в виду лишь представление человека, «мнимое пространство», явление сознания. Точно так же, говоря о времени, он тоже имел в виду лишь представление человека, утверждая, что время существует не в вещах самих по себе, а только в нашем сознании. Такого рода метафизическим противопоставлением пространства и времени как образов в сознании объективным пространству и времени в дальнейшем воспользовались идеалисты, начавшие изображать пространство и время как чисто субъективные формы чувственного созерцания.

Разрабатывая основы теории познания метафизического материализма, Гоббс признавал познаваемость мира и видел источник знаний человека в объективной действительности. Познание, по Гоббсу, начинается с ощущений. При этом источником ощущений он считал материальный мир, воздействующий на органы чувств. У человека, говорил Гоббс, нет не только ни одного ощущения, но и ни одного понятия в уме, которое не было бы порождено в органах чувств. Но, материалистически решая вопрос об источнике ощущений, Гоббс, будучи механистом, не смог дойти до правильного понимания ощущения как субъективного образа объективного мира, как специфического свойства и функции нервной системы. Он полагал, что ощущение есть не что иное, как движение телесных частиц в организме, вызванное движением внешнего объекта. Следует всегда иметь в виду, говорил Гоббс, что движение может производить лишь движение.

Познание, начинаясь с ощущений, завершается, по теории Гоббса, в разуме. Если посредством чувств человек получает целостные образы вещей, то благодаря деятельности разума он познает их составные части. Вещь может считаться познанной лишь тогда, когда человек знает ее общие свойства, что достигается в результате аналитической деятельности разума. Для того чтобы знать, например, золото, необходимо разложить его на такие общие свойства, как тяжесть, твердость и т. п.

Роль языка в познании

Исторически интересным моментом гносеологии Гоббса является подчеркивание в ней роли языка в познании. Познавая мир, указывал Гоббс, человек оперирует именами, названиями, которые он дает вещам и явлениям. Имена, слова выступают в двух значениях: в качестве меток и в качестве знаков. Имена, имеющие значение для самого данного человека,— это слова-метки вещей и явлений. С их помощью он восстанавливает в памяти забытые мысли. Имена, с помощью которых осуществляется обмен мыслями между людьми,— это слова-знаки вещей и явлений. Если имена рассматриваются в отдельности, то это слова-метки; употребляемые же в определенном порядке, то есть в качестве составных частей речи, они выступают как слова-знаки.

«Слова служат для того, чтобы регистрировать для нас самих и сообщать другим наши мысли и представления»

Речь, язык Гоббс характеризовал как необходимое средство познания и взаимного общения людей.

Разрабатывая основы теории познания метафизического материализма, Гоббс дал элементы материалистического понимания истины. Истиной он считал суждения человека, правильно отражающие вещи и их причинные связи; заблуждением — неправильные, ложные суждения. Вне суждений человека, по Гоббсу, не может быть ни истины, ни заблуждения, так как истина содержится не в самих вещах, а в наших суждениях о вещах, их свойствах и причинных связях, то есть в утверждении или отрицании человеком чего-либо.

«…Истина и ложь — суть атрибуты речи, а не вещей. Там, где нет речи, нет ни истины, ни лжи»

Гоббс отмечал, что вопрос об истине и заблуждении имеет отношение только к человеку, так как лишь он владеет языком, речью. По отношению же к животным, поскольку у них речь отсутствует, этого вопроса вообще не существует. У животных имеет место простой факт восприятия той или иной вещи, причем это восприятие для них тождественно с самой вещью.

Наряду с элементами материалистического понимания истины у Гоббса в этом вопросе имелся и значительный налет субъективизма. Истину и заблуждение он склонен был сводить к правильному или неправильному расположению человеком имен в суждениях и не дошел до понимания того, что объективная истина — это такое содержание в человеческих представлениях, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Рационализм Гоббса

В своей теории познания Гоббс был непоследовательным сенсуалистом-эмпириком, сбивающимся на позиции рационализма. Определив философию как рациональное познание причинной связи вещей, он в своем обосновании научного познания завысил роль разума и принизил роль чувств. Рационализм Гоббса особенно отчетливо проявился в преувеличении им роли математического, аналитического метода в познании. Всю познавательную деятельность Гоббс склонен был сводить к простейшим математическим операциям: сложению и вычитанию. Любое рассуждение человека как элемент научного познания есть, по Гоббсу, процесс сложения или вычитания. Где нет операций сложения или вычитания, там нет и научного познания. Гоббс обращал внимание на всеобщность этих математических операций. Если арифметика, говорил он, учит нас сложению и вычитанию чисел, то геометрия учит тем же операциям в отношении линий, фигур и т. п., логика занимается сложением и вычитанием слов, а законодатели складывают законы и факты, чтобы найти обязанности людей и определить, правильно или неправильно их поведение.

«Всякое рассуждение как одна из способностей человеческого ума есть не что иное, как подсчитывание (т. е. складывание и вычитание) связей общих имен с целью отметить и обозначить наши мысли. Я говорю, отметить их, когда мы считаем про себя, и обозначить, когда мы доказываем или сообщаем наши подсчеты другим»

Гоббс не смог, да и не мог в условиях XVII века правильно обосновать единство чувственного и рационального моментов в познании человеком внешнего мира.

«Левиафан». Гоббс как автор теории государства

В естественном состоянии отсутствовала собственность, владение, отсутствовало точное разграничение между «моим» и «твоим».

Естественным состоянием людей Гоббс, по существу, называл первобытнообщинный строй. Однако взаимоотношения между людьми в этот период он изображал в ложном свете. Гоббс утверждал, что равенство физических и умственных способностей людей и равенство их естественных прав в догосударственный период жизни обусловливали враждебные отношения между людьми, отношения взаимной борьбы. Каждый человек, стремясь к достижению своих целей, сталкивался с любым другим человеком, обладающим такими же способностями и правами и равно стремящимся реализовать их в своих интересах.

Естественное состояние — это состояние войны всех против всех, состояние, где характер взаимоотношений между людьми выражается в формуле: «Человек человеку волк».

Подобная война всех против всех, порожденная равенством способностей и прав, в силу этих же причин не только не может прекратиться, но и таит в себе реальную опасность взаимного истребления борющихся, гибели общества. Чтобы избежать этой опасности, под угрозой страха взаимоистребления люди пришли, согласно теории Гоббса, к сознанию необходимости достичь мира путем ограничения естественных прав всех и каждого в отдельности. Они заключили между собой договор об этом ограничении и о перенесении своих прав в целях взаимной защиты на одно лицо или на собрание лиц, которые выражали бы волю всех. Реализация этого договора и нашла свое воплощение в создании государства.

Государством Гоббс называл множество людей, объединенных в одном лице. Он обожествлял и увековечивал государство, характеризовал его как всемогущую силу, обладающую всеми правами, принадлежавшими людям в естественном состоянии, как силу, которой люди обязаны беспрекословно подчиняться.

Государство есть высшее из всего, что создано человеческим родом, это Левиафан — смертный бог, которому все мы под владычеством бессмертного бога обязаны своим миром и защитой.

Любое нарушение законов государства, по Гоббсу, открывает дверь для возврата к естественному состоянию, к взаимной истребительной войне.

Гоббс указывал на три возможные формы государства: монархию, аристократию и демократию. Наиболее совершенной формой он считал абсолютную монархию. Выражая интересы крупной буржуазии, нуждавшейся в сильной централизованной власти, Гоббс выступил как противник разделения исполнительной и законодательной власти, как абсолютист буржуазного типа. Только сильное централизованное государство, полагал Гоббс, способно окончательно упразднить естественное состояние войны всех против всех и установить в обществе мир и порядок. Государство, по Гоббсу, есть мать порядка.

Таким образом, причину появления государства Гоббс видел в сознании людей. Государство, согласно его взглядам, возникает как результат договора между людьми. Эта типично идеалистическая теория государства, не знающая материальных классовых причин его происхождения и сущности, была, однако, для XVII столетия передовой, прогрессивной теорией, направленной против господствовавших в то время теологических учений, которые изображали государство как божественное творение.

С вопросом о государстве Гоббс связывал и свою трактовку морали как учения о том, что в обществе называется добром и злом, добродетелью и порядком. Нравственными поступками Гоббс считал все те поступки людей, которые разумны, а к числу разумных он относил поступки, способствующие сохранению государства. Критерий разумного и неразумного, нравственного и безнравственного в поведении людей Гоббс видел, таким образом, в их отношении к государству и его законам. Все, что ведет в поведении людей к нарушению законов и ослаблению государства,— безнравственно, все же, что связано с беспрекословным исполнением законов государства и его укреплением,— нравственно.

Гоббс о религии

Исторический интерес представляют высказывания Гоббса о религии. Причину возникновения религии он как идеалист во взглядах на общество видел в невежестве людей, в низкой степени развития их сознания. Естественные семена религии, по Гоббсу, коренятся в природе человека, в страхе людей перед неизвестным будущим и в незнании ими действительных причин явлений. Все боги язычников, заявлял Гоббс, были созданы человеческим страхом. Позднейшие же религии, связанные с признанием единого бога, возникли из стремления людей познать причины вещей и их свойств. Исследуя причины, люди, говорил Гоббс, в силу своего невежества в конечном счете пришли к заключению, что существует предвечный двигатель, первичная причина всех вещей, единый бог.

Учение Гоббса о происхождении и сущности религии, исходящее из того, что в основе религии лежит страх, порожденный невежеством, не является научным. Однако свое ложное, идеалистическое учение о религии Гоббс завершил правильным выводом о ее связи с политикой. Он отметил, что естественные семена религии, культивируемые основателями государств и законодателями, в итоге привели к появлению религии как составной части политики, религии, указывающей на те обязанности, выполнения которых земные цари требуют от подданных.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *