какие функции в политике выполняют сми
СМИ в политической системе
Содержание:
↑ СМИ в политической системе
Средства массовой информации – это организации (издательства, теле- и радиокомпании и др.), основными целями деятельности которых являются сбор, обработка и открытая публичная передача различной информации для широких слоев населения с помощью специальных технических средств.
В современных условиях власть средств массовой информации (СМИ) становится решающей в управлении обществом, в борьбе за обладание рычагами государственной власти. Поэтому СМИ называют четвёртой властью в государстве. Еще в XIX веке Оноре де Бальзак назвал прессу «четвертой властью» после законодательной власти, исполнительной и судебной.
↑ Функции СМИ.
1. Информационная.
Удовлетворение потребности населения в информировании о событиях через газеты, радио, телевидение
Например, новостные программы сообщают о происшествиях за текущий день в регионе, стране или мире.
2. Формирование общественного мнения
Сопровождение рассказа о событиях оценками и комментариями, которые могут быть скрытыми, неочевидными и которые сильно влияют на восприятие происходящего населением. Иногда имеет место навязывание гражданам определённых политических ценностей, идеалов, идеологий, предопределяющих их оценку действий власти, программ политических партий
3. Выражение общественных интересов
Выявление актуальных проблем, формулирование интересов различных слоёв населения, их потребностей и оценок, что даёт власти возможность получать информацию о реальных настроениях населения
4. Объединение граждан
Мобилизация граждан на единые действия, поскольку гражданин информируется о том, что его интересы и потребности разделяются и другими людьми и что существует возможность объединиться с целью их достижения
5. Культурно-образовательная.
Это теле- или радио- передачи, а также статьи и журналы, которые содержат различные сведения о разных сторонах повседневной жизни, обучение иностранным языкам, исторические факты или сообщения рассказывающие, о законах и процессах живой и неживой природы, или же затрагивающие духовный мир человека.
6. Рекреативная (развлечение, отдых).
Развлекательные программы, ток-шоу, концерты, телесериалы, мультфильмы и т. д.
7. Рекламно-справочная.
Предоставление населению рекламы и справок о продаже товаров или деятельности каких-либо учреждений и организаций.
8. Организаторская.
Например, организация помощи пострадавшему от природных бедствий населению какого-либо региона или государства, распространение информации об открытии ярмарки, выставки, начале праздника или концерта.
9. Образование и социализация граждан.
Предоставление населению таких сведений (о политической жизни в России и иностранных государствах, о мировых ценностях, конфликтах и т. д.), которые позволяют ему ориентироваться в сфере политики, понимать суть происходящих процессов, оценивать те или иные события
10. Осуществление общественного контроля за действиями власти
Информируя население о злоупотреблениях власти, осуществляет контроль за ней, предотвращая, возможно, ещё большие злоупотребления. Власть, понимая, как она зависит от общественного мнения, стремится действовать таким образом, чтобы обеспечить себе положительную оценку. Реализация этой функции возможна при существовании независимых СМИ, т. е. неподконтрольных государству
Роль средств массовой информации возрастает, поскольку в их руках оказываются довольно существенные рычаги манипулирования общественным мнением.
Во-первых, именно СМИ определяют, какую информацию следует предоставлять населению, какие темы обсуждать и какое направление придать развёртывающейся дискуссии. Замалчивание неприятных для власти тем является одним из мощнейших средств обмана населения, потому что у граждан, как правило, нет способов узнать о событиях, происходящих в удалённых территориях либо в недоступных для них коридорах власти.
Во-вторых, многие темы, неприятные для власти, могут, если и не замалчиваться, то подаваться фрагментарно, в искажённом виде, так что у населения не может сложиться адекватного представления о реальной ситуации.
Эффективным средством манипулирования общественным мнением оказывается наклеивание ярлыков — «террорист», «преступник», «демагог», «бездельник» и т. п. Особенно это оказывается действенным для людей с неразвитым критическим мышлением.
Для более эффективного манипулирования практикуется создание социальных мифов, т.е. не соответствующих действительности, иллюзорных идей о ценностях, ситуации в стране, мире, которые воспринимаются людьми на веру, без критического осмысления.
↑ Виды СМИ
С политической точки зрения выделяют:
1. Правительственные
2. Оппозиционные
3. Независимые СМИ.
Важную роль СМИ играют в период проведения избирательной кампании, создавая для политических партий и кандидатов необходимый «пиар» (PR).
PR («паблик рилейшнз» или «пиар») – это деятельность политических, экономических или социальных структур, целью которой является формирование определенного общественного мнения. Задача политического PR состоит в том, чтобы установить благо- приятные взаимоотношения между государственными органами власти, с одной стороны, и общественностью – с другой. Никакая власть в современном обществе не может успешно функционировать, не приобретя легитимности, таким образом, PR – это своего рода механизм, регулирующий отношения власти и народа, призванный обеспечить легитимацию (общественное признание) и сформировать привлекательный имидж власти.
↑ Закон РФ о СМИ
В Российской Федерации деятельность СМИ регулируется рядом нормативных правовых актов, главным из которых является Федеральный закон «О средствах массовой информации».
Политические функции средств массовой информации
Дата публикации: 11.05.2015 2015-05-11
Статья просмотрена: 12737 раз
Библиографическое описание:
Башук, М. С. Политические функции средств массовой информации / М. С. Башук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 991-993. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18507/ (дата обращения: 09.11.2021).
В статье рассматриваются функции СМИ в качестве субъекта современного политического процесса. Анализируются функции СМИ, воздействие СМИ на политику и общество. Автор приходит к выводу, что главные функции СМИ должны быть связаны с задачами интеграции общества в мировые процессы.
Ключевые слова: средства массовой информации, политика, функции, общество, демократическое общество, гражданское общество, политические процессы.
На определенном этапе общественного развития для удовлетворения потребности людей в общении появился такой социальный институт как средства массовой информации (далее — СМИ), без которого сегодня невозможно представить функционирование мирового сообщества.
Однако, несмотря на некоторые различия в толковании основных понятий, большинство исследователей языка СМИ сходятся во мнении, что они не просто отображают окружающую действительность, объективно фиксируя происходящие вокруг события, они прямо или опосредованно, в открытой или скрытой форме, влияют на все политические процессы, и их роль в обществе определяется совокупностью функций, которые они выполняют.
Некоторые ученые выделяют следующие политические функции СМИ:
Информативная функция заключается в информировании аудитории о событиях в мире и реализуется в новостных материалах [6, c. 98].
В исследованиях некоторых американских лингвистов в рамках информативной функции выделяются две нижеследующие частные функции:
1. Удовлетворение общественных потребностей в получении информации, главным образом о важных политических, экономических событиях, непосредственно влияющих на жизнь каждого члена общества (public surveillance). Путем освещения негативных моментов, последствий того или иного события она дает возможность журналистам привлечь внимание аудитории, властей к той или иной актуальной проблеме.
2. Удовлетворение частных потребностей в получении информации (private surveillance), когда любой член общества может получить ту информацию, которая актуальна для него на данный момент [6, c. 126].
В США и странах Западной Европы журналисты также должны руководствоваться принципом социальной ответственности. Он заключается в том, что своими материалами корреспонденты должны способствовать улучшению, совершенствованию общества, призывая к этому аудиторию [6, c. 56].
Идеологическая функция считается одной из важнейших функций СМИ. Видение происходящих событий представляется массовой аудитории через призму определенных культурных ценностей и политических ориентиров. Данной функцией оказывается имплицитное влияние на строй мышления человека, стиль его мировосприятия.
Благодаря оценке и анализу конкретных фактов текущей политической, экономической и других сфер жизни посредством СМИ формируются ценностные ориентиры общественного сознания. При этом интерпретация и оценка событий осуществляются на уровне как отбора фактов, так и их освещения с тех или иных идеологических позиций с использованием определенных лингвостилистических средств.
Когнитивная функция СМИ заключается в том, что язык СМИ, как и язык других сфер деятельности (религиозно-мифологической, философской, научной и др.), создает определенную картину мира — публицистическую [5, c. 55].
В исследованиях, представляющих собой синтез коммуникативного и когнитивного начал, выделяется коммуникативно-когнитивная функция СМИ. Она проявляется в том, что посредством информирования осуществляется управление коллективным адресатом, т. е. контролирование и регулирование поведения огромных масс людей [4, c. 130].
При реализации образовательной функции осуществляется повышение образовательного уровня аудитории и распространение знаний в рамках специальных образовательных программ, каналов [3, c. 45].
Образовательная функция СМИ перерастает в функцию социализации. Политическая социализация означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов повеления. Она позволяет личности адаптироваться к политической и социальной действительности. [2, c. 120]
Функцию критики и контроля в политической системе осуществляют не только масс-медиа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и иного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта. Её контрольная функция основывается на авторитете общественного мнения. СМИ дают юридическую и моральную оценку тем или иным событиям и лицам. [1, c. 78]
В осуществлении контрольной функции в демократическом обществе СМИ опираются как на общественное мнение, так и на закон. Эта функция осуществляется в проведении журналистами журналистского расследования.
Необходимо отметить, что некоторые исследователи выделяют в качестве отдельных функцию воздействия, или социального управления и функцию манипуляции. Функция воздействия заключается в формировании моделей поведения, привычек, сознания в целом на основе тех ценностей и политических идеалов, которые задаются особенностями государственного устройства и демонстрируются в СМИ. Функция манипуляции представляет собой регулирование политических процессов с помощью СМИ. В большинстве же случаев СМИ поддерживают действующую политическую систему, поскольку политическая ситуация в стране и находящиеся у власти политики являются одним из главных источников новостей [6, c. 50].
По мнению Е. П. Прохорова СМИ способствуют выдвижению суждений и оценок деятельности социальных институтов (властных в том числе) и должностных лиц на предмет выполнения ими своих обязанностей перед обществом. В числе наиболее значимых функций СМИ называется функция формирования массового сознания (идеологическая или социально ориентирующая), которая включает в себя широкий диапазон воздействия — начиная с сообщений о фактах, событиях, воздействия на общественное мнение, до воздействия на ценности, идеалы, мировоззрение аудитории. [6, c. 60].
Значимой представляется функция СМИ применительно к уровню гражданского общества. Так, применительно к социуму выделяются следующие функции [8, c. 110]:
— информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире;
— информационное обеспечение инновационных процессов.
II. Социальной связи:
— комментирование и интерпретация происходящего;
— поддержка существующих норм и властных отношений;
— координация разнонаправленной социальной активности, формирование общественного согласия.
III. Обеспечение преемственности:
— выражение образцов доминирующей культуры, обеспечение «узнавания» субкультур, новых культурных направлений;
— поддержание общности социальных ценностей.
— создание возможностей для отдыха и развлечения;
— снижение социальной напряженности.
— организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере.
В. В. Ворошилов в качестве генеральной функции СМИ называет формирование и развитие общественного сознания с целью образования в людях социально-психологических качеств, взглядов и убеждений, отвечающих требованиям гражданского общества, основанного на демократизации и рыночных отношениях, и превращения убеждений в практические результаты в области материальной и духовной жизни [2, c. 86].
Представление о функциях СМИ менялось потому, что менялся сам предмет. В современном, информационно насыщенном обществе СМИ играют другую, несравненно более важную роль, нежели они играли в первой половине прошлого века.
Таким образом, СМИ, изначально возникшие для удовлетворения потребности людей в получении информации, в общении, стали неотъемлемой частью жизни человека. Они информируют, анализируют, формируют картину мира, развлекают. При этом любая функция СМИ в какой-то степени может рассматриваться как воздействующая: с целью сообщить новые знания о той или иной ситуации, сформировать или изменить ценностные ориентиры, модели поведения, привычки, создать определенную картину мира, приобрести тот или иной товар или услугу. [7, c. 95]
Средства массовой информации — это, прежде всего, институт гражданского общества, именно гражданского общества, а не власти (хотя, частично и это имеет место), и не коммерческих структур (хотя включение в систему экономических отношений имеет место во всем мире). Соответственно, главные функции СМИ должны быть связаны с задачами интеграции общества при том, что для аудитории наиболее важным выступает ориентирующая рекреативная, утилитарная функция СМИ, а для социальных институтов — организационная, агитационно-пропагандистская.
1. Бурдье П. О телевидении и журналистике. — М., 2003. С. 78.
3. Желтухина, М. Р. Тропологическая суггестивность массмедиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ: Монография. — В.: Изд-во ВФ МУПК, 2003. С. 45–50.
4. Журналистика в 2001 году: СМИ и вызовы нового века: тез. науч.-практ. конф. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. С. 130–145.
5. Кубрякова, Е.С., Цурикова, Л. В. Вербальная деятельность СМИ как особый вид дискурсивной деятельности // Язык средств массовой информации: Учеб. пособие по специализации. Ч. 2. — М.: Изд-во МГУ, 2004. С. 55–70.
6. Прохоров Е. П. Введение в журналистику / Е. П. Прохоров.- М.: Высш. шк., 1988. С. 50–130.
7. Комаровский В. С. Государственная Служба и СМИ. — Воронеж. Издательство ВГУ, 2003.
8. Филиппов С. СМИ как механизм формирования гражданского общества в переходных системах //Власть. — 2002. — № 8. — С. 110.
Функции и значение
Средства массовой информации — это неотъемлемая часть повседневной жизни демократического общества, важнейшая составляющая политической системы в государстве. Они выполняют несколько функций, главной из которых является распространение информации среди населения. К СМИ относятся журналы и газеты, каналы теле- и радиовещания, кинодокументалистика, а также другие формы передачи и донесения различных сведений. В некоторых случаях их деятельность настолько активна, что воздействие на общественное сознание перерастает в настоящую манипуляцию.
Такое явление особенно распространено в России, развитых азиатских странах и на Западе. При этом профессионалы действуют настолько умело и тонко, что влияние оказывается глубоким, но при этом незаметным. О том, каковы политические функции СМИ и их роль в политике, можно сделать вывод, рассмотрев их деятельность:
Выполнение всех перечисленных функций сводится к реализации мобилизационной роли средств массовой информации. Другими словами, они объединяют и побуждают общество к совершению каких-либо действий, привлекают их к участию в политической деятельности, призывают не оставаться в стороне от происходящих в государстве процессов.
Во все времена работа СМИ оказывала сильное влияние на сознание. Современному человеку сложно представить жизнь без радио и телевидения, а также других носителей информации, в том числе и Всемирной паутины. Специалисты отмечают, что они имеют практически безграничные возможности в сфере воздействия, используя при этом «мягкие» способы или предоставляя информацию без цензуры.
В настоящее время концентрация СМИ превращается в образование целых империй, последствием чего является монополизация рынка. Отсюда возникает угроза свободе слова и распространению разнообразных данных по одному и тому же вопросу.
Принципы деятельности и отбор материала
Для реализации поставленных задач массмедиа используют определенный набор приемов и правил. К примеру, важнейшим этапом их работы является выбор тем или направления дискуссий, которые смогли бы сконцентрировать внимание правительства и общественности. Сотрудники этой сферы обычно самостоятельно составляют план и конспект вопросов, которые следует затрагивать публично или, наоборот, не выносить в массы.
Однако определение политических тем связано не только с личными интересами и пристрастиями работников СМИ и их владельцев. К примеру, существуют строгие правила отбора информационного материала, которые позволяют выжить в огромном рыночном пространстве и завоевать внимание публики. Чтобы успешно влиять на сознание публики, массмедиа руководствуются следующими принципами:
Считается, что СМИ, которые ориентируются в своей деятельности лишь на прирост аудитории как главный признак конкурентной борьбы, не смогут стать лидерами в своей отрасли. Это подтверждает их склонность к поверхностной подаче информации. Отсутствие аналитических сообщений и несоответствие критериям отбора материала не позволяют таким каналам определить и преподнести реальную картину мира.
Способы подачи информации
Сложно оспорить довольно активную позицию СМИ в общественно-политической жизни. Они преследуют конкретную цель, имеют собственные интересы, которые приходится пропагандировать и отстаивать, выдерживая конкурентную борьбу.
Иногда мнения, выраженные редакцией, и взгляды разных ведомств и учреждений не совпадают, в результате чего возникают разногласия. Это влечет за собой дискуссии.
Даже если информационная компания провозглашает свою неполитическую ориентацию, могут развиваться противоречивые ситуации из-за несоответствия интересов канала и больших или малых социальных групп. В таких случаях наиболее активные СМИ выступают как группы давления, но при этом преследуют те же коммерческие цели и отстаивают собственный имидж. В обществознании выделяют несколько способов воздействия на население и гражданское мнение:
Несмотря на существующие различия в способах преподнесения информации, подавляющее большинство СМИ рассматривают как организации политического давления и повышения культуры населения в вопросах работы органов власти. Гражданин принимает решение, за какого лидера или партию отдать голос, на основании полноты и разносторонности имеющихся у него сведений, полученных из телепрограмм, радиоэфиров, интервью, дебатов и т. д. По этой причине в демократическом обществе приветствуют плюрализм взглядов и мнений, свободный обмен информацией и всесторонний охват реально существующей ситуации.
Многие аналитики высказывают мнение, что главная задача СМИ — контроль за деятельностью органов власти. Однако иногда реализация этой функции происходит в извращенных формах (незаконное подслушивание телефонных разговоров, подача дезинформации, выброс компрометирующих фактов, искажение данных). Эти кратко перечисленные способы также используются для распространения новостей, однако подобные источники информации быстро утрачивают свои лидирующие позиции и популярность в массах.
Роль СМИ в политике
Итак, мы убедились, что средства массовой информации выступают влиятельным политическим институтом современного общества. Важнейшей задачей СМИ является непрерывное транслирование политической информации и формирование общественного мнения по наиболее важным проблемам. В сфере политики СМИ выполняют целый ряд важных функций (табл. 6.2).
Таблица 6.2. Функции СМИ в сфере политики
Политологи отмечают, что в современном обществе силовое принуждение все чаще заменяется информационно-психологическим воздействием, поскольку благодаря своей биологической природе человек подвержен внушению и подражательности. Современные СМИ используют методы подсознательного воздействия, активно распространяя в печати и эфире определенные политические стереотипы, что позволяет формировать отношение общества к тем или иным событиям. Стереотипные представления, внедряющиеся в поток новостей, впоследствии автоматически вызывают в массовом сознании отрицательную либо положительную реакцию на конкретное политическое событие, что иногда помогает создать вполне устойчивое отношение к нему. С помощью информационных технологий формируется общественное мнение – особое состояние массового сознания, содержащее в себе скрытое или явное отношение различных социальных групп к наиболее значимым политическим проблемам и событиям общественной жизни.
Таким образом, современные СМИ выступают многогранным феноменом, который формирует взгляды, внедряет в общественное сознание установки, стереотипы, стремится побудить к определенным политическим действиям, оказать влияние на процесс принятия ключевых политических решений, воздействовать на общественное мнение.
Концепция известного ученого
Британский культуролог, теоретик программы культурных исследований Раймонд Уильямс (1921–1988), характеризуя роль средств массовой информации в политическом процессе, предположил, что система СМИ может быть коммерческой, авторитарной, патерналистской и демократической. Эта типология стала достаточно популярной и часто используется для анализа систем СМИ в разных странах.
Коммерческая система характеризуется значительной степенью свободы прессы. Однако у нее есть существенные ограничения, связанные с получением прибыли: «Можно говорить все, что угодно, при условии, что вы можете позволить себе говорить, и говорить с прибылью», – отмечает Уильямс.
Авторитарной принято называть такую систему СМИ, в которой основной задачей коммуникации выступает передача идей, инструкций и подходов правящей группы. Патерналистская модель является разновидностью авторитарной, но предусматривает наличие у правящей группы определенной ответственности перед обществом, поэтому ценности и цели здесь уже выходят за рамки удержания власти.
Теоретически возможна четвертая модель – демократическая, как некий набор принципов организации СМИ, однако реального примера демократической системы СМИ до сих пор не удалось обнаружить ни в одной стране.
С точки зрения приведенной классификации советская модель СМИ являлась патерналистской, американская система в целом относится к коммерческому типу. В Великобритании существует смешанная модель: печатные СМИ имеют коммерческий характер, а телевидение – патерналистский. Можно сказать, что в современной России также формируется смешанная модель, весьма напоминающая британскую. Это связано с тем, что СМИ всегда принимают окраску и форму тех социальных и политических структур, в рамках которых они функционируют, при этом СМИ напрямую зависят от системы социального контроля, посредством которой регулируются отношения между общественными установлениями и отдельными людьми.
Отечественные политологи разрабатывают два основных подхода к определению роли и значения средств массовой информации в современном российском обществе.
Инструментальная модель исходит из того, что основной задачей системы СМИ является функция инструмента управления, где СМИ рассматриваются как учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.
Модель «четвертой власти» весьма популярна среди российских исследователей. В рамках этой модели СМИ рассматриваются как самостоятельная общественная сила. Я. Н. Засурский, например, утверждает, что процесс становления в России демократии тесно связан с формированием гражданского общества, правового государства, рыночного хозяйства и независимой влиятельной прессы.
Дискуссии о свободе прессы
Заметим, что вопрос о свободе СМИ, об отношениях между государством и массмедиа в демократическом обществе далеко не прост. В свое время классики политической науки высказали целый ряд важных аргументов в пользу свободы печати. Достаточно вспомнить политический памфлет Джона Мильтона «Ареопагитика» (1644), сочинения Иеремии Бентама «О свободе печати и публичных дебатов» (1820–1821) и Джона Стюарта Милля «О свободе» (1859). В этих произведениях подчеркивалось, что люди наделены от Бога способностью находить истину среди различных мнений, поэтому свобода печати является важным противовесом деспотической власти, выступая гарантией от политических болтунов и парламентской лжи. Классики парламентаризма были убеждены, что в основе демократии лежат три фундаментальных начала – рынок, государство и общественное мнение, которое и должна представлять независимая печать.
Однако модель «четвертой власти» в современной ситуации не работает не только в России, но и в развитых странах Запада, поскольку средствам массовой информации в ней придается значение самостоятельной политической силы, а это не соответствует действительности. Если попытаться осмыслить реальную роль массмедиа в современном обществе, то необходимо отказаться от мифологии «четвертой власти», от представлений о прессе как о «независимой политической силе», «сторожевом псе на службе общества» (Г. Альтшулл). Очевидно, что пресса сегодня способна оказывать серьезное политическое влияние, но только в том случае, когда она становится проводником влиятельных политических организаций и структур.
Американский политолог Герберт Альтшулл, проанализировав состояние СМИ в США, пришел к таким же пессимистическим выводам. Он сформулировал два важнейших закона СМИ. Во-первых, содержание сообщений СМИ в большинстве случаев отражает политику тех, кто их финансирует. Во-вторых, газеты, журналы и телерадиовещание не являются независимыми, несмотря на то что потенциально способны выступать в качестве самостоятельной силы. На самом деле во всех системах СМИ пресса является агентом тех, кто обладает политической и экономической властью.
Действительно, существует серьезная зависимость СМИ от процессов накопления капитала. Средства массовой информации стали привлекательным инвестиционным объектом, благодаря которому бизнес может оказывать все возрастающее политическое влияние на общественное мнение и институты власти. Наиболее распространенной формой взаимодействия между средствами массовой информации и бизнесом становится покупка и последующее финансирование СМИ финансово-промышленными группами. Политологи приходят к неутешительным выводам, говоря о том, что СМИ во многом утратили функцию выражения общественного мнения, в связи с чем дискуссии в прессе отражают прежде всего соперничающие интересы финансово-промышленных групп. Процесс монополизации и концентрации СМИ развивается во всех странах мира, поэтому информационные монополии контролируют сегодня связи между элитой, обществом и властью.
Пример
В Германии 60 % публичных журналов выходит в четырех издательствах, а около 40 % ежедневных газет издается пятью издательскими группами, из которых крупнейшей считается BAUER. Чтобы препятствовать развитию процессов монополизации средств массовой информации, при Совете Европы был создан специальный экспертный комитет по проблеме концентрации СМИ и обеспечению плюрализма,
Политологи подчеркивают, что в России важным регулятором отношений между массмедиа и бизнесом должна стать государственная политика в области СМИ, призванная определять общественно необходимую систему приоритетов и обеспечивать цивилизованное сосуществование различных типов изданий. Среди российских журналистов популярна концепция «ответственной свободы СМИ», согласно которой конституционными положениями определяются границы свободы (права и обязанности журналистов), охраняются права и интересы личности, декларируется приоритет закона в журналистской деятельности.
Демократическое государство обязано осуществлять нормативно-правовое регулирование информационной среды, поскольку в противном случае привилегированные финансово-промышленные группы будут стараться создать систему нового типа, «серую зону корпоративизма» (У. Бек). Обладая огромными финансовыми и интеллектуальными ресурсами, эти группы, несомненно, решат в свою пользу и вопрос о том, какое государственное управление необходимо в информационном обществе. Можно уверенно утверждать, что система управления будет вовсе не демократической, а суперэлитарной.
Нормативные правовые акты России
Важнейшие идеи государственной политики России в информационной сфере содержат:
В документах подчеркивается, что в условиях появления новых вызовов и угроз государственная информационная политика должна защищать интересы всего общества, предотвращая экстремистские призывы, разоблачая террористическую опасность, своевременно информируя граждан о кризисных политических процессах.