какие функции в жизни и деятельности человека выполняет внимание
Функции и виды внимания
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности — словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.
Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большето достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.
Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.
Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он, как мы уже отмечали, связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны.
Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в атом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.
Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе — с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.
Понятие внимания, его функции, свойства и виды
Внимание – сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо яркое отражение.
Функции внимания:
1. Отбор значимых, соответствующих потребностям, воздействий и игнорирование других.
2. Удержание какой-либо деятельности на протяжении длительного времени.
3. Регуляция и контроль протекания действия.
Внимание может проявляться в сенсорных, мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Поэтому, в зависимости от объекта сосредоточения выделяют следующие формы проявления внимания: сенсорное (перцептивное), интеллектуальное, моторное (двигательное). Наиболее изученным является сенсорное внимание (зрительное и слуховое).
Виды внимания. Выделяют несколько видов внимания: непроизвольное, произвольное (волевое) и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенностей как раздражителя.
Т.е. непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Оно возникает без каких-либо усилий со стороны человека, невольно.
Причины возникновения непроизвольного внимания:
1. Внешние причины (обусловлены качеством раздражителя):
2. Внутренние причины (связаны с личностными характеристиками):
Основная функция непроизвольного внимания: быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.
Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованием деятельности.
Произвольное внимание возникает, если в деятельности человек ставит перед собой задачу и вырабатывает программу действий. Это и определяет выделение объектов его внимания. В таких условиях, когда внимание направлено не на то, что ново и интересно, а на то, что нужно для осуществления деятельности, нередко требуются усилия воли. Поэтому данный вид внимания часто называют волевым.
Произвольное внимание будет поддерживаться, если:
Послепроизвольное внимание – возникает после произвольного внимания, на его основе. Т.е. вначале внимание было произвольным, но потом человек заинтересовался работой.
По своим характеристикам оно схоже с непроизвольным, т.к. присутствует интерес, но оно не может быть сведено к непроизвольному, т.к. здесь присутствует и сознательно поставленная цель. Оно не может быть сведено и к произвольному, т.к. здесь для человека уже становится интересным и значимым не только результат деятельности (как при произвольном), но и сам процесс деятельности.
В первые два года жизни внимание ребенка лишь непроизвольное, затем постепенно ребенок учиться быть внимательным благодаря речевым инструкциям взрослых. И постепенно дети овладевают способностью внутренней речевой инструкции (самоприказ).
Кроме этого, в зависимости от того, на какой объект направлено внимание, выделяют такие его виды: внешнее (направлено на окружающие предметы) и внутреннее (направлено на собственные мысли).
Выделяют также внимание коллективное, групповое и индивидуальное.
Способы привлечения и поддержания внимания:
1. Прием «нейтральной фразы» (вначале сообщения произносится фраза, не связанная с темой, но имеющая важное значение для всех). Например, история из жизни, парадокс.
2. Прием завлечения (говорящий произносит что-то трудновоспринимаемое неразборчиво или тихо и слушателю приходится концентрировать внимание).
3. Зрительный контакт (пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание).
4. «Навязывание ритма» (постоянно менять характер и темп речи, не давать расслабиться).
5. Прием акцентировки (обратить на что-то внимание).
Свойства внимания. К свойствам внимания относят следующие:
1. Концентрация – наличие связи с определенным объектом или стороной деятельности и интенсивность этой связи. Концентрация обратно пропорциональна объему внимания (чем больше мы сконцентрированы, тем меньше объектов мы замечаем).
2. Объем – количество одновременно отчетливо воспринимаемых объектов. При восприятии простых объектов объем внимания у взрослого человека равен 5-7 элементам, а у детей – 2-3 элементам (5+2). Поэтому необходимо уметь осмысливать и структурировать воспринимаемый материал, что позволит увеличить объем внимания.
3. Распределение – свойство, с которым связывают возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности (или нескольких действий).
Возможность распределения внимания зависит от ряда условий: а) чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределить внимание, б) успешность совмещения зависит и от того, насколько связаны между собой совмещаемые деятельности (если близко, то распределить внимание становится сложно). Например, трудно совмещать два вида умственной деятельности. Более эффективно распределение внимания при одновременном выполнении двигательной и умственной деятельности. В процессе постоянных упражнений возможно развитие данного свойства.
4. Переключение – проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому. Например, переключение может быть обусловлено необходимостью включения в новую деятельность, либо осуществляться с целью отдыха.
5. Устойчивость – это длительность сохранения интенсивности внимания (как долго). Показатель устойчивости – высокая продуктивность деятельности в течении относительно длительного времени. 1) Одним из важных условий длительного сосредоточения является изменчивость, подвижность объектов внимания (невозможно длительное сосредоточение на одном объекте, если он не меняется, т.е. однообразие снижает внимание). 2) Устойчивость также повышается с увеличением сложности объекта (сложные объекты вызывают активную мыслительную деятельность). Но эта сложность должна быть оптимальной, иначе быстро наступит утомление. 3) Чем сильнее интерес к деятельности, тем длительнее сосредоточение. 4) Внимание может быть устойчивым, если человек понимает важность выполняемой работы. 5) Большое значение для сохранения устойчивости играет активность личности (внешняя или внутренняя) по отношению к объекту.
Но даже в рамках повышенной устойчивости возможны некоторые колебания внимания. Флуктуации (колебания внимания) – это периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания, периодическое непроизвольное его усиление или ослабление (от 2 до 12 сек.). Такие колебания в рамках устойчивого сосредоточения часто не замечаются и не оказывают существенного влияния на эффективность деятельности. Кроме этого, необходимо учитывать так называемые сдвиги устойчивости, которые могут происходить в течение длительной работы даже у самого внимательного человека (например, в начале урока и в конце).
Если у человека сформировалась привычка всегда быть внимательным, то в таком случае можно говорить о присутствии важного качества личности – внимательности. Если же человек внимателен по отношению к другим людям, то говорят о такой моральной черте, как чуткость, отзывчивость.
Внимание и его значение, виды внимания
Внимание и его значение. В жизни человека внимание имеет большое значение, и это необходимое психологическое состояние. Вниманием называют направленное действие человека на определенные предметы, процессы, образы мысли, разговоры. В трудовом процессе, обучении, воспитании внимание имеет особое значение. Чем сложнее и ответственнее умственная и физическая работа, тем более устойчиво должно быть внимание. Благодаря вниманию вся деятельность человека достигает успехов. Например, в бытовых условиях внимательное использование электрических, газовых и других приборов предотвращает возникновение неблагоприятных ситуаций. Во время работы на станках по изготовлению предметов из металла и дерева внимание способствует повышению качества изделий. Внимательное отношение к родителям, братьям и сестрам, родственникам, взрослым людям и т.д. характеризует высокую нравственность человека. Во время спортивных игр и соревнований внимание способствует достижению лучших результатов. В обучении, познании мира, в восприятии и выполнении правил воспитания, адаптации организма к условиям внешней среды и в сохранении здоровья школьников значение внимания очень велико.
В познании окружающего мира, в выборе качественных его видов и свойств важная роль принадлежит вниманию. Следовательно, внимание — направленное и сосредоточенное (концентрированное) состояние сознания. При проявлении внимания повышается активность органов чувств, умственной или физической деятельности, человек становится собранным, внимательным. Внимание очень важное психофизиологическое состояние в любом возрасте и при любой деятельности человека.
Виды внимания. Внимание разделяется на генетически обусловленное непроизвольное внимание (пассивное) и произвольное (активное). Непроизвольное внимание имеет в своей основе безусловный ориентировочный рефлекс В его проявлении не участвует волевой акт человека. Произвольное внимание с физиологической стороны отличается от непроизвольного тем, что ориентировочный рефлекс не имеет значения. Произвольное внимание обусловлено волевым актом человека, и оно связано с его сознательной деятельностью. Внимание имеет сложную структуру. Оно отличается проявлением поведения и формой через косвенно организованный метод взаимоотношений. Объем внимания не превышает объема временной памяти.
Для проявления непроизвольного внимания необходим ряд условий. К ним относятся сильные раздражители (сильный запах, сильный звук и другое) и изменение видов и качества окружающих предметов и интенсивность изменений процессов во внешней среде.
В этом виде внимания особое значение имеют проявления таких реакций, как интерес, любование красотой, прекрасным, любовь и т.д. Произвольное и непроизвольное внимание очень близки друг к другу. Произвольное внимание может переходить в непроизвольное, и наоборот. Например, прочитанная книга или просмотренный фильм вскоре окажутся малоинтересными и изменят впечатления, появившиеся поначалу. Это показывает, что произвольное внимание сменилось непроизвольным вниманием. Бывает и обратное. Произвольное внимание может поначалу быть непроизвольным независимо от силы раздражителя. Однако вскоре теряется пассивный характер внимания, и оно сменяется активным вниманием. Например, поначалу казавшаяся неинтересной игра или книга потом становятся интересными. Следовательно, решающая роль для жизнедеятельности человека принадлежит произвольному вниманию.
Кроме этих двух видов внимания есть и третий его вид, который называется привычным. В проявлении такого внимания играют роль привычки человека в процессе приспособления к труду, которые характеризуются- устойчивостью. Такой вид внимания осуществляется без каких-либо усилий, т.е. автоматически. Ученик внимательно читает, пишет, чертит, домашние задания постоянно выполняет добросовестно, аккуратно. Это превращается в привычку. Поэтому такой ученик может легко усвоить любой предмет. Он характеризуется как прилежный ученик. Такой ученик отличается сознательным отношением к учебе, хорошими знаниями, собранностью, воспитанностью.
В жизни человека встречается немало отрицательных привычек. К ним относятся рассеянность, забывчивость, безалаберность, безразличие, безответственность, несобранность, несосре- доточенность, небрежность, неаккуратность в действиях и др. Человек с такими отрицательными привычками не может достичь каких-либо успехов в жизни, отстает в учебе и попадает в неблагоприятные ситуации. У людей, не обладающих достаточным уровнем знаний, неустойчивостью жизненных позиций и мировоззрения, относящихся безответственно к своей жизни и не умеющих использовать время с толком, формируются отрицательные свойства поведения. У них появляются зависть, ревность, ненависть, что является толчком к созданию плохого мнения об окружающих. Они сплетничают, обманывают, угрожают, нападают на других в целях самозащиты.
Внимание у детей развивается с разной скоростью в разные возрастные периоды. У детей дошкольного возраста формирование непроизвольного внимания происходит в результате обучения, воспитания и организации различных игровых ситуаций взрослыми людьми. Объем и устойчивость внимания формируются на должном уровне. На развитие и совершенствование зрительных, слуховых, вкусовых, кожных, опорно-двигательных рецепторов и речи большое влияние оказывают различные игрушки, игры. Они способствует формированию и развитию внимания. В свою очередь, развитие и формирование непроизвольного внимания очень важны для формирования произвольного внимания.
У школьников внимание развивается в тесной связи с условиями обучения и воспитания. Это связано с деятельностью коллектива школы, особенно учителей. Воспитание ребенка в семье, подготовка к школе, его здоровье имеют особую роль в проявлении внимания, а также в его формировании. Дети переступают порог школы с мечтой войти в мир знания, прекрасного, научиться многому, получить возможность всестороннего развития. Поэтому для осуществления своей мечты каждый ученик должен стремиться и приложить все силы к формированию и развитию внимания. Внимание формируется, если к усвоению предметов, самовоспитанию, всестороннему развитию каждый ученик будет относиться ответственно, критически анализировать свои действия, поступки и давать им самооценку. Если каждый ученик будет это знать и помнить, тогда он достигнет нужных результатов.
1. Что называется вниманием?
2. Какие бывают виды внимания?
3. Какие условия необходимы для развития внимания у детей?
4. В чем важность внимания?
5. Какому предмету вы больше уделяете внимание и в чем причина желания усвоить его лучше?
6. Какую художественную литературу читаете с интересом?
7. Какие игры, вечера, кинофильмы, спектакли вас интересуют?
3 основные функции вашего внимания
Внимание называют «сквозным» психическим процессом. Он не существует как отдельное явление, но «сопровождает» память, восприятие, мышление. Без него эти психические процессы не работают. Мы чувствуем, запоминаем и воспринимаем только то, на что обратили внимание. Обращаем же внимание на важное и необходимое. Получается, этот психический процесс связан с нашими интересами, установками, потребностями, целями, т.е. принимает участие в развитии личности человека. Значение внимания в нашей жизни выражается его направленностью, ибо от того, на что оно направлено, зависят наши действия, жизненные выборы и итоги деятельности.
Какие функции внимания важны в нашей повседневной жизни? Какие факторы их обуславливают? Как и для чего нужно развивать свою внимательность? Об этом сегодня поговорим.
Как работает наше внимание?
Окружающий мир наполнен информацией. Психика человека устроена таким образом, что ей важно отбирать только актуальную в данный момент информацию и структурировать ее, иначе нам грозит полная дезориентация. Внимание выполняет функции «фильтра» для корректной работы памяти и мышления. Нам, также, необходимо, удерживать свое внимание на текущей деятельности, конструктивно общаться с окружающими людьми, быть успешными в выполнении работы.
Функции внимания помогают нашему сознанию и подсознанию справиться с этими задачами. О каких же функциях идет речь?
Избирательность
Другими словами — отбор необходимой в данный момент информации и удержания на ней внимания.
Ни для кого не секрет, что у человека есть различные органы чувств. Мы видим, слышим, ощущаем вкус, чувствуем свое тело. У каждого из нас есть ведущая репрезентативная система, при помощи которой легче всего получать информацию. Аудиалам проще воспринять речевое сообщение, визуалам — то, что они могут прочитать, кинестетикам — то, что чувствуют. Это одна сторона избирательности внимания. Мы предпочитаем получать значительную часть важной информации удобным для нас способом.
Другая сторона избирательности — способность «отсеивать» помехи, умение сосредоточиться на самом актуальном в данный момент. Это произвольный процесс. Зачастую нужно заставить себя длительное время удерживать внимание на неинтересной, незнакомой или трудной работе.
Избирательность связана с концентрацией внимания. Существует понятия «глубина сосредоточенности».
Вам знакомо состояние, когда занимаясь какой-то деятельностью, вы «не слышали и не видели» ничего вокруг? Например, что вас окликают или что-то вам говорят. Это означает, что вы глубоко «нырнули» в выполняемую задачу.
При «поверхностной» сосредоточенности, наоборот, мы все время отвлекаемся на другие объекты.
Факторы, влияющие на избирательность:
Сложно работать с «хаотичной» информацией, намного проще воспринимается структурированная.
Развитие избирательности
Избирательность внимания можно и нужно улучшать, развивая работу репрезентативных систем. В сложной жизненной ситуации всегда существует множество выходов, но часто они не видны «благодаря» избирательности.
Расширить свою «картину мира», открыть в себе дремлющие таланты и повысить свой энергетический потенциал можно, выполняя простое упражнение «Слышу-вижу-чувствую». 5 минут отслеживайте только то, что вы видите, 5 — то, что слышите, 5 — то, что чувствуете. Последние 5 минут побудьте в состоянии, когда вы видите-слышите-чувствуете одновременно. Упражнение прекрасно снимает тревогу и помогает вашему подсознанию увидеть самый лучший способ решения жизненных задач.
Направленность
Существуют следующие виды направленности:
Внимание направлено «вовнутрь», когда человек медитирует, решает жизненную проблему, ведет внутренний диалог, концентрируется на ощущениях в теле.
Направленность на внешний мир связана со способностями, стремлениями и установками человека. Продавец направляет свое внимание на общение с клиентами, люди технических профессий — на различные механизмы. Направленность внимания влияет на выбор профессии и успешность в ней.
Эта функция внимания связана, также, с эмоциями и чувствами. Интересное дело будет «подпитывать» внимание. Установки тоже, независимо от того, какие эмоции с ними связаны. Для справки: установки — это значимость, придаваемая сигналам внешнего мира, т.е. информация, которая «задевает вас за живое».
Направленность на один объект связана с устойчивостью и высокой концентрацией внимания, на несколько объектов — с переключаемостью и распределением. Учителя, водители, летчики вынуждены делать несколько дел одновременно, т.е. распределяют внимание на несколько объектов. Ученые сосредотачиваются на решении единственной актуальной задачи. Распределение возможно только при условии, что одна из деятельностей выполняется машинально.
Факторы, влияющие на направленность:
Значительную роль играют личностные факторы (характер, воспитание).
Контроль и регуляция
По отношению к собственному поведению
Роль внимания, как контролирующей функции, задействована вместе с процессами:
Мы можем сосредоточиться на выполнении текущих задач, на прошлых событиях или наших планах на будущее. Работаем, соответственно, с оперативной, краткосрочной и долгосрочной памятью, извлекая из нее нужные факты и события.
В пределах одной интеллектуальной деятельности возникает необходимость распределять внимание и удерживать его до окончания работы. Например, студент, выполняя курсовую работу должен делать расчеты, рисовать схемы, писать теоретическую часть. Распределение внимания облегчает выполнение деятельности.
Фактор волевого усилия является превалирующим.
По отношению к другим людям
Выражается в коммуникативных способностях человека.
Когда мы общаемся, то сосредотачиваемся на том, чтобы формулировать свои мысли, следить за интонациями, усваивать информацию, сообщаемую собеседником и адекватно на нее реагировать.
Одновременно мы отслеживаем невербальные сигналы и реагируем на них.
Факторы эффективного общения:
Научившись быть внимательным собеседником, можно поднять свой уровень жизни и изменить ее качество.
Заключение
В современной психологии существует множество теорий внимания. Изучаются его свойства и «сбои», вырабатываются рекомендации «как стать внимательным», проводятся различные эксперименты.
Психологи рекомендуют множество упражнений на развитие этого психического процесса и к ним нужно прислушаться.
Развитие внимания обеспечит улучшения функционирования памяти, восприятия, мышления и сделает вашу жизнь интересной, наполненной и многообразной.