какие функции выполняет аис

Функции АИС

В решении задач АИС важная составляющая — набор ее функций. Функция АИС — это постоянный набор процедур, выполнение которых обеспечивает реализацию задач АИС. Функции АИС заключаются в установлении и осуществлении управляющих воздействий, определяемых целями и задачами системы, а также другими характеристиками объекта и субъекта управления экономической деятельностью.

АИС обеспечивает реализацию следующих общих функций управления:

• планирование и прогнозирование деятельности предприятия;

• нормирование производственной деятельности;

• анализ производственной деятельности.

Форма планирования качества АИС — обеспечение субъекта управления информацией для разработки прогнозных и тактических планов предприятия. В рамках данной функции осуществляется прогнозирование деятельности фирмы по основным и обеспечивающим категориям производства. Стратегические цели и задачи любой фирмы требуют систематического и постоянного внимания к планомерному воздействию на развитие предприятия.

Основные направления в планировании следующие: достижение и превышение объемов производства и уровня качества лучших отечественных и зарубежных аналогов; своевременная модернизация или снятие с эксплуатации устаревших видов продукции. Кроме того, к задачам планирования относятся: снижение трудоемкости и ресурсоемкости создания и эксплуатации выпускаемой продукции; повышение конкурентоспособности, обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, технических условий и другой нормативно-технической документации и т.

Прогнозирование проводится на базе аналитической информации о динамике развития потребностей общества и возможностях удовлетворения запросов, касающихся продукции определенного вида. Прогнозирование осуществляют специалисты предприятий и ведущих научноисследовательских институтов с привлечением экспертов из других отраслей, сбытовых, торговых организаций, а также заказчиков и потребителей продукции.

Нормирование реализуется путем обработки информации по фактическим затратам времени и других ресурсов при выполнении трудовых и производственных процессов. Функция нормирования АИС предполагает выдачу информации для выполнения следующих работ:

• определение обоснованных показателей и параметров технологических процессов с учетом технологических и функциональных возможностей и экономической целесообразности;

• обоснование параметров технологических процессов, подлежащих нормированию;

• обоснование выбора объектов стандартизации применительно к уровням, участкам, этапам и функциям предприятия;

• установление в нормативно-технической документации требований и норм, ориентированных на удовлетворение перспективных потребностей и ресурсных возможностей предприятия (фирмы).

Для выполнения этих работ проводят более конкретные мероприятия:

• организацию пересмотра или разработки новой нормативно-технической документации фирмы с целью установления прогрессивных требований к показателям производства и его составных частей;

• выбор и установление номенклатуры, а также значений нормативных показателей по производству и продукции;

• расчет нормативов расхода ресурсов при изготовлении и эксплуатации продукции и изделий. Обычно нормирование осуществляется в соответствии с общепринятыми методиками, установленными в стандартах и других нормативных документах.

Планирование, прогнозирование и нормирование базируются на функции учета. Обработка информации здесь осуществляется по широкому набору категорий предприятия и его производственной деятельности. Учету подвергаются основные фонды и оборотные средства, персонал предприятия, финансовые ресурсы, документы предприятия и др.

Информационное обеспечение контроля — доминирующее по объему в комплексе функций АИС. В зависимости от масштаба и уровня контроля его объектом может быть деятельность как предприятия в целом, так и его отдельных подсистем, например сборка двигателей моторного цеха автозавода. Для АИС предполагается несколько уровней реализации контроля:

1) обработка информации по диспетчеризации отдельных этапов и (или) технологии предприятия в целом;

2) управление производством и (или) эксплуатацией оборудования;

3) управление развитием отдельных звеньев и (или) предприятия в целом.

какие функции выполняет аис. Смотреть фото какие функции выполняет аис. Смотреть картинку какие функции выполняет аис. Картинка про какие функции выполняет аис. Фото какие функции выполняет аис

Рис. 2.1. Контрольная карта АИС параметра качества технологии обработки данных: Рф — фактическое значение параметра качества (обозначено звездочкой); Тз — требуемое значение Р; Вп — верхний предел значения Р; Нп — нижний предел значения Р; В-Впп-Н — область допустимых значений параметра Р, или «фазовое пространство» (обозначено штриховой линией).

что и было выполнено системой управления качеством на пятом временном этапе. Подробный анализ выполняется с целью выявления успешности (неуспешности) выполненных управляющих воздействий. Кроме того, АИС выдает информацию по выявлению факторов и участков технологического процесса, наиболее сильно снижающих уровень качества продукции.

Функция анализа обеспечивает проникновение в суть качественного состояния управляемых экономических объектов и их частей. Анализ состоит в делении объектов на составные элементы. Например, в комплексной системе производства продукции выделяются части (подзадачи) — цеха, подразделения, участки. АИС выдает аналитическую информацию об управляемом объекте, на основе которой изучается состояние объекта, проводится оценка его функционирования, уточняется уровень отклонений в деятельности объекта от установленного регламента функционирования и принимается решение о корректировке работы управлемого объекта. В свою очередь, каждый из этих элементов может быть разделен на более мелкие элементы по выбранному критерию. При этом по каждому анализируемому объекту (его элементу) определяется состав конкретных свойств, что в значительной мере упрощает и улучшает изучение и анализ состояния управляемого объекта.

АИС выдает информацию, выполняя специальные функции, которыми она обладает в соответствии со своим классом. К специальным функциям можно отнести, в частности, следующие:

• прогнозирование покупательского спроса;

• аттестация и сертификация выпускаемой продукции;

• организация разработки и управление качеством создания новых видов продукции;

• организация материально-технического обеспечения;

• подготовка и повышение квалификации кадров;

• анализ финансово-экономического состояния фирмы;

• организация и подготовка производства, и др.

Для реализации каждой из указанных общих и специальных функций, в зависимости от масштабов АИС, могут быть предусмотрены следующие этапы управленческого цикла, по которым система выдает соответствующую информацию:

1) анализ состояния выполнения функции;

2) разработка и принятие решения по ее реализации;

3) организация выполнения принятого решения;

4) контроль за исполнением решений.

Разработка и принятие управленческих решений по улучшению реализации общих функций АИС наиболее значимы, так как без принятия соответствующих решений система управления существовать не может. Способы принятия управленческих решений различны и зависят по существу от характера функции и ее объема. Применительно к управлению экономическим объектом способы принятия решений носят сложный, многофакторный, оптимизационный или эвристический характер. В АИС предусматривается многоуровневая структура организации и реализации функций управления: отдельное рабочее место, этап технологии производства, производство в целом, структурное подразделение, предприятие (организация), экономический регион (город, область, республика), отрасль (министерство), государство, экономическое сообщество государств.

Принципиальная категория функциональной составляющей АИС — комплекс информационно-технологических функций. Среди них:

• сбор сведений об управляемом объекте;

• индексирование данных (аналитико-синтетическая переработка документов);

• ведение баз данных;

• хранение данных (базы данных);

• копирование и тиражирование информации;

• выдача производных документов пользователю;

В зависимости от уровня реализации каждая из вышеуказанных функций модифицируется по своему содержанию, объему и способу выполнения работ. Некоторые из указанных функций могут находиться в соподчинении. Так, например, функция «ведение баз данных» может включать в себя подфункции или процедуры актуализации, корректировки, реорганизации, копирования и тиражирования данных. Подфункция тиражирования в распределенных базах данных заключается в своевременном представлении пользователям откорректированных данных в соответствии с регламентом функционирования АИС.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Сформулируйте определение и дайте характеристику цели АИС.

2. Сформулируйте определение понятия «задача АИС».

3. Каковы основные задачи АИС?

4. Сформулируйте определение понятия «функция АИС».

5. Назовите общие функции АИС.

6. Назовите специальные функции АИС.

7. Назовите информационно-технологические функции АИС.

Источник

Функции АИС

какие функции выполняет аис. Смотреть фото какие функции выполняет аис. Смотреть картинку какие функции выполняет аис. Картинка про какие функции выполняет аис. Фото какие функции выполняет аис какие функции выполняет аис. Смотреть фото какие функции выполняет аис. Смотреть картинку какие функции выполняет аис. Картинка про какие функции выполняет аис. Фото какие функции выполняет аис какие функции выполняет аис. Смотреть фото какие функции выполняет аис. Смотреть картинку какие функции выполняет аис. Картинка про какие функции выполняет аис. Фото какие функции выполняет аис какие функции выполняет аис. Смотреть фото какие функции выполняет аис. Смотреть картинку какие функции выполняет аис. Картинка про какие функции выполняет аис. Фото какие функции выполняет аис

какие функции выполняет аис. Смотреть фото какие функции выполняет аис. Смотреть картинку какие функции выполняет аис. Картинка про какие функции выполняет аис. Фото какие функции выполняет аис

какие функции выполняет аис. Смотреть фото какие функции выполняет аис. Смотреть картинку какие функции выполняет аис. Картинка про какие функции выполняет аис. Фото какие функции выполняет аис

· сбор и регистрация данных; подготовка информационных массивов;

· обработка, накопление и хранение данных; формирование промежуточных отчетов;

· формирование результатной информации; формирование сводных отчетов

· передача данных от источников возникновения к месту обработки, а результатов (отчетов) – к потребителям информации для принятия управленческих решений.

Состав процедур преобразования и особенности их выполнения во многом зависят от экономического объекта, являющегося составляющим объектом автоматизированной информационной системы.

Сбор и регистрация информации наиболее сложны в автоматизированных управленческих процессах промышленных предприятий, фирм, где производится сбор и регистрация первичной учетной информации, отражающей производственно-хозяйственную деятельность объекта, а также в финансовых органах, где происходит оформление движения денежных средств. Эта функция наиболее трудоемка, т.к., как правило, выполняется вручную.

Обработка экономической информации производится на ПЭВМ, как правило, в местах возникновения первичной информации, где организуются автоматизированные рабочие места специалистов той или иной управленческой службы (отдела материально-технического снабжения и сбыта, отдела главного технолога, конструкторского отдела, бухгалтерии, планового отдела и т.д.). Однако дальнейшая обработка информационных массивов производится централизованно, в отделах АСУП (автоматизированных систем управления производством).

Хранение и накопление экономической информации вызвано многократным ее использованием, применением условно-постоянной, справочной и других видов информации. Осуществляется в информационных базах, на машинных носителях в виде информационных массивов, где данные располагаются по установленному в процессе проектирования порядку.

В ходе решения задач на ЭВМ в соответствии с алгоритмом и программным кодом формируются результатные сводки, которые печатаются на бумаге или отображаются на экране.

Передача информации осуществляется различными способами: пересылка по почте, с помощью курьера, с использованием технических средств и сетевых технологий.

Принятие решения осуществляется специалистом с применением или без применения технических средств, но всегда на основе тщательного анализа результатной информации, полученной на ПЭВМ. Этому способствуют новые технологии экспертных систем поддержки принятия решений.

Источник

АИС: что такое и где используется?

Содержание статьи

какие функции выполняет аис. Смотреть фото какие функции выполняет аис. Смотреть картинку какие функции выполняет аис. Картинка про какие функции выполняет аис. Фото какие функции выполняет аис

Что это такое

По определению финансового словаря, автоматизированная информационная система (АИС, англ. ais) представляет из себя совокупность программных и аппаратных средств, предназначенных для хранения и/или управления данными и информацией и производства вычислений.

Кроме того, в понятие «АИС» включают еще и специалистов, которые обеспечивают работу системы. Это могут быть не только программисты, но и менеджеры, руководители предприятий и другие лица.

АИС выполняют такие функции:

Виды АИС

В зависимости от предназначения и сферы применения выделяют несколько типов АИС.

Информационные АИС. Они помогают человеку накапливать, систематизировать и использовать информацию. Сюда относятся:

Автоматизированные системы управления (АСУ) помогают человеку управлять теми или иными процессами. Они нужны, например, в крупных компаниях, на производственных предприятиях, на транспорте. АСУ включают в себя, в частности:

Примеры других АИС:

АИС для школы и школьников

Рассмотрим подробнее применение АИС в одной из сфер.

В последние годы в России ведется активное внедрение автоматизированных информационных систем в среднем образовании. Они направлены, в первую очередь, на упрощение взаимодействия школы и родителей. В различных регионах могут действовать свои АИС, но обычно они имеют ряд общих функций:

Таким образом, родители могут следить за учебой ребенка и получать ответы на большинство своих вопросов посредством электронных каналов. Образовательные АИС в разных регионах могут иметь и свой дополнительный функционал.

Еще одна АИС

Сокращение «АИС» также может расшифровываться как «Автоматическая идентификационная система». В этом смысле АИС — это система в судоходстве, служащая для идентификации судов, их габаритов, курса и других данных с помощью радиоволн диапазона ультракоротких волн (УКВ). Эта система повышает безопасность мореплавания, предотвращает столкновения, помогает при спасательных операциях и т.п.

Впрочем, как сообщает Википедия, в настоящее время и здесь аббревиатуру «АИС» нередко расшифровывают как «автоматическая информационная система». С учетом того, что функционал системы идентификации судов в последние десятилетия стал гораздо шире, корректировка термина вполне обоснована.

Источник

Тема 5. Понятие информационных систем.

Информационная система – это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемая для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащённые специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

В настоящее время бытует мнение об информационной системе как о системе, реализованной с помощью компьютерной техники. Это не так. Информационные системы могут функционировать с применением технических средств, и без такого применения. Это вопрос экономической целесообразности.

Преимущества неавтоматизированных (бумажных) систем:

¾ простота внедрения уже существующих решений;

¾ просты для понимания, для их освоения требуется минимум тренировки;

¾ не требуются технические навыки;

¾ гибкие и способные к адаптации для соответствия деловым процессам.

В автоматизированной ИС появляется возможность целостно и комплексно представить все, что происходит с организацией, поскольку все экономические факторы и ресурсы отображаются в единой информационной форме в виде данных.

Под информационной системой понимается организованная совокупность программно-технических и других вспомогательных средств, технологических процессов и функционально-определённых групп работников, обеспечивающих сбор, представление и накопление информационных ресурсов в определённой предметной области, поиск и выдачу сведений, необходимых для удовлетворения информационных потребностей установленного контингента пользователей.

Исторически первыми видами информационных систем являются архивы и библиотеки. Им присущи все атрибуты инф. системы. Они обеспечивают в какой-либо предметной области сбор данных, их представление и хранение в определённой форме (книго-, архивохранилища, каталоги и т.д.), в них определяется порядок использования информационных фондов (т.е. определены абоненты, режимы и способы выдачи информации – абоненты, читальные залы и т.п.).

Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить в виде следующей схемы (см. рис. 1.1).

SHAPE \* MERGEFORMAT

Аппаратная и программная части информационной системы

Персонал организации или другая информационная система

Рис. 1.1. Процессы в информационной системе

Схема состоит из следующих блоков:

¾ ввод информации из внешних или внутренних источников;

¾ обработка входной информации и представление её в удобном виде;

¾ вывод информации для представления потребителям внутри организации или передачи в другую систему;

¾ обратная связь – это информация, переработанная персоналом данной организации для коррекции входной информации.

Исходя из сказанного в составе инф. системы можно выделить три подсистемы, представленные на рис. 1.2.

SHAPE \* MERGEFORMAT

Организационно-технологическая подсистема сбора информации

представления и обработки информации

Нормативно-функциональная подсистема выдачи информации

Рис. 1.2. Состав информационной системы

Организационно-технологическая подсистема сбора информации обеспечивает отбор и накопление данных в информационную систему. Без правильно организованной, оперативно и эффективно действующей организационно-технологической подсистемы сбора информации невозможна эффективная организация функционирования всей инф. системы в целом.

Подсистема представления и обработки информации составляет ядро инф. системы и является отражением представления разработчиками и пользователями системы структуры и картины предметной области, сведения о которой должна отражать инф. система. Подсистема представления и обработки информации является одним из наиболее сложных компонентов при разработке инф. системы.

Нормативно-функциональная подсистема выдачи информации определяет пользователей, или иначе абонентов системы, реализует целевой аспект назначения и выполнения задач инф. системы.

2. Цели, задачи, свойства и функции информационных систем.

Цель ИС – обеспечение специалистов информацией для решения стоящих перед ними задач.

Кроме того, результатом работы ИС должно быть требуемое качество информационной продукции. Отсюда цель ИС – это также и повышение уровня качества информации, выдаваемой специалистам-пользователям ИС.

В соответствии с целью основными универсальными задачами ИС являются:

¾ выполнение процессов преобразования информации и выдача её в удобном для восприятия виде;

¾ получение более рациональных вариантов решения управленческих задач за счёт внедрения математических методов, интеллектуальных систем и т.д.;

¾ производство достоверной, надёжной, своевременной и систематизированной информации;

¾ освобождение работников от рутинной работы за счёт её автоматизации;

¾ совершенствование структуры потоков информации и системы документооборота в фирме.

Специальные задачи определяются характером производства и теми задачами, которые решает предприятие для достижения поставленной цели. Они включают:

¾ обеспечение необходимого объёма производства продукции;

¾ обеспечение ритмичности в производстве продукции или услуг предприятия;

¾ поведение мероприятий по обеспечению заданного уровня качества продукции;

¾ обеспечение маркетинговой деятельности предприятия и др.

В системе управления специальные задачи для статуса ИС приоритетны.

Информационная система определяется следующими свойствами:

¾ любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;

¾ информационная система является динамичной и развивающейся;

¾ выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения;

¾ информационную систему следует воспринимать как человеко-компьютерную систему обработки информации;

¾ структура информационной системы, её функциональное предназначение должны соответствовать целям, стоящим перед организацией, например, в коммерческой фирме – эффективному бизнесу, в государственном предприятии – решению социальных и экономических задач;

¾ информационная система должна контролироваться людьми, ими пониматься.

Функция ИС – это постоянный набор процедур, выполнение которых обеспечивает реализацию задач ИС.

Функции ИС можно разделить на функции управления и функции информационно-технологические.

ИС обеспечивает реализацию следующих функций управления:

a) планирование и прогнозирование деятельности предприятия;

b) нормирование производственной деятельности;

c) учёт и отчётность;

d) контроль производства;

e) анализ производственной деятельности.

Выделяются следующие информационно-технологические функции информационной системы:

a) сбор сведений об управляемом объекте;

b) регистрация данных;

d) ввод данных в ЭВМ;

e) обработка данных.

Рассматриваются два типа обработки:

¾ анализ данных (сравнение с нормами, критериями).

Операционная обработка данных ведется в системах, ориентированных на преобразование данных. Анализ данных осуществляется в системах поддержки принятия решений, где анализируется информация (часто больших объемов), на основе которой информационная система помогает принимать решения.

b) ведение баз данных;

Существуют два способа хранения информации:

¾ централизованный (информация хранится в одном месте),

¾ распределенный (информация хранится в нескольких местах).

d) актуализация информации;

e) копирование и тиражирование информации;

f) предоставление информации (выдача производственных документов пользователю);

Эта функция обеспечивает сохранность и конфиденциальность информации.

3. Понятие АИС. Этапы развития АИС.

Современный уровень информатизации общества предопределяет использование компьютеров и других современных технических и программных средств в различных информационных системах. Такие информационные системы называются автоматизированными.

Информационные системы, в которых представление, хранение и обработка информации осуществляются с помощью вычислительной техники, называются автоматизированнымим, или сокращённо АИС.

Этапы развития информационных систем можно свести в следующую таблицу.

Изменение подхода к использованию информационных систем

Вид информационных систем

Бумажный поток расчетных документов

Информационные системы обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах

Повышение скорости обработки документов

Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты

Основная помощь в подготовке отчетов

Управленческие информационные системы для производственной информации

Ускорение процесса подготовки отчетности

Управленческий контроль реализации (продаж)

Системы поддержки принятия решений

Системы для высшего звена управления

Выборка наиболее рационального решения

Стратегические информационные системы

Выживание и процветание фирмы

Первые информационные системы появились в 50-х годах. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчёта зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счётных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.

60-е годы знаменуются изменением отношения к информационным системам. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчётности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее. Данное поколение информационных систем строилось на базе центральной ЭВМ по принципу «одно предприятие – один центр обработки».

В 70-х годах – начале 80-х информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений. Были сделаны первые шаги к децентрализации инф. систем, в процессе которой пользователи стали продвигать информационные технологии в офисы и отделения компаний, используя мини-компьютеры. Параллельно началось активное внедрение высокопроизводительных СУБД типа D В2 и пакетов коммерческих прикладных программ.

К концу 80-х годов концепция использования информационных систем вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные системы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта и многое другое. Наблюдается бум распределённой сетевой обработки, главной движущей силой которого был массовый переход на персональные компьютеры. Логика корпоративного бизнеса потребовала объединения разрозненных рабочих мест в единую инф. систему – появились вычислительные сети и распределённая обработка. Однако очень скоро в одноранговых сетях стали обнаруживаться первые признаки иерархичности – сначала в виде выделенных файл-серверов, серверов печати, телекоммуникационных серверов, а затем и серверов приложений. При развитии инф. систем третьего поколения идея чистой (одноранговой) распределённой обработки заметно потускнела и уступила место иерархической модели клиент-сервер.

Отличительной чертой современных инф. систем, инф. систем четвёртого поколения, является прежде всего иерархическая организация, в которой централизованная обработка и единое управление ресурсами инф. системы на верхнем уровне сочетается с распределённой обработкой на нижнем. Инф. системы четвёртого поколения характеризуются следующими основными особенностями:

¾ полное использование потенциала настольных компьютеров и среды распределённой обработки;

¾ модульное построение системы, предполагающее существование множества различных типов архитектурных решений в рамках единого комплекса;

¾ экономия ресурсов системы за счёт централизации хранения и обработки данных на верхних уровнях иерархии ИС;

¾ наличие эффективных централизованных средств сетевого и системного администрирования, позволяющих осуществлять сквозной контроль за функционированием сети и управление на всех уровнях иерархии, а также обеспечивающих необходимую гибкость и динамическое изменение конфигурации системы;

Вопросы к теме

1. Дайте определение информационной системы.

2. Какова разница между компьютерами и информационными системами?

3. На какие виды делятся ИС-мы по степени автоматизации?

4. Преимущества неавтоматизированных систем.

5. Назовите исторически первые виды ИС-м. Почему?

6. Каковы основные процессы, обеспечивающие работу ИС-мы?

7. Каков состав ИС-мы? (Каковы основные элементы ИС?)

9. Каковы основные универсальные задачи ИС?

10. Каковы специальные задачи ИС?

11. Какие задачи (универсальные или специальные) являются приоритетными в системе управления?

12. Перечислите основные свойства ИС.

13. На какие виды делятся функции ИС? Назвать основные функции каждой группы.

15. Какие основные этапы прошли в своём развитии АИС?

16. Как менялась концепция использования информации на различных этапах развития ИС?

17. Как изменялись цели использования ИС на различных этапах их развития?

18. Как изменялись виды ИС на различных этапах их развития?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *