какие функции выполняет дополнительное образование в детском саду
Консультация «Дополнительное образование детей в ДОУ: организация и содержание»
Наталья Горбунова
Консультация «Дополнительное образование детей в ДОУ: организация и содержание»
Дополнительное образование-вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
• Дополнительное образование детей целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.
• Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале
90-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании»
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребёнка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей, Развитие творческой активности каждого ребёнка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации своего свободного времени.
Основные принципы организации дополнительного образования в ДОУ:
• учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста
• соблюдение требований СанПиН
• использование здоровьесберегающих технологий
Цели дополнительного образования детейдошкольного возраста:
• включение ребенка в новую деятельность в новых условиях в новом коллективе
• создание условий для более интенсивного индивидуального развития личности дошкольника, которые не всегда обеспечивают ДОУ и семья
Наряду с понятием «образовательная услуга» существует категория «дополнительная образовательная услуга». Дополнительная образовательная услуга – комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его основной образовательной программы и приобретение дополнительных знаний, умений, навыков, развитие творческих и других способностей под руководством специалистов, с целью удовлетворения образовательных потребностей.
Особенности организации дополнительных образовательныхуслуг вдетском саду на современном этапе:
Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам,детский сад обычно выбирает следующие направления: художественно-эстетическое развитие (кружки и студии по изобразительной, театрализованной деятельности, обучение танцам, хореография, игра на музыкальных инструментах); физическое воспитание и развитие (плавание, гимнастика, спортивные танцы, фигурное катание); интеллектуальное развитие (шахматы, разнообразные развивающие игры, занимательная математика, физика для малышей, экономика, иностранный язык, информатика); раннее развитие (сенсорное, развитие логики, речи и др.); экологическое образование; экскурсионные и культурно-массовые мероприятия.
В сфере дополнительного образования ребёнок может реализовать своё личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения. Свободный выбор ребёнка есть существенный признак дополнительного образования поэтому, в широком смысле слова, дополнительное образование – это образование целевого выбора.
В детском саду всегда есть дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельности, но требования СанПиН и других нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, не позволяют проводить большее количество занятий, чем это предусмотрено программой. С целью выхода из сложившейся ситуации в детских садах организуются кружки и студии. Дополнительные образовательные программы осуществляются с учётом концепции А. В. Запорожца об амплификации психического развития ребёнка путём его вовлечения в специфически детские виды деятельности. Идеи известного ученого остаются особо актуальными в связи с воспроизводимыми из поколения в поколение завышенными амбициями родителей, стремящихся ускорить темп психического (прежде всего — интеллектуального) развития своих детей, добиться от них высоких познавательных достижений в ту пору, когда речь следовало бы вести о достижениях совсем иного рода.
Реализация дополнительных образовательных услуг в дошкольных учреждениях осуществляется на протяжении нескольких лет. Некоторые из них не останавливаются на достигнутом, а задумываются над тем, как и где их воспитанники будут продолжать образование.
Реализация современной модели дополнительных образовательныхуслуг в ДОУ призвана способствовать:
— Позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей граждан на основе государственных гарантий;
— Созданию необходимых условий для развития индивидуальных способностей, базовых компетенций ребёнка, творческой сферы в интересной и значимой для него деятельности на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг;
— Повышению эффективности созданного программно – методического обеспечения по оказанию дополнительных образовательных услуг;
— Обеспечению вариативности образовательных траекторий в реализации направлений дополнительного образования;
— Созданию механизмов как внешней, так и внутренней системы оценки качества, ориентированной не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты;
— Улучшению качественного состава педагогических кадров, занятых в организации кружковой, студийной работы ДОУ.
Дополнительные программы рассматриваются и утверждаются на педагогическом совете ДОУ, реализуются во всех возрастных группах, начиная со среднего возраста.
Дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка,наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, возможна творческая, авторская позиция педагога
Организация и содержание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья Аннотация: предлагаемая статья раскрывает ведущие направления, принципы организации и формы работы деятельности Службы ранней помощи в ДОУ.
Педагогическая поддержка, организация и содержание работы с талантливыми и одаренными детьми Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» Первомайского района Тамбовской области Публичная.
Дополнительное образование в форме кружка по пластилинографии Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах.
Дополнительное образование — приоритетное образование в развитии творческих способностей ребёнка Дополнительное образование детей, дополняющее базовое в соответствии с образовательными запросами развивающейся личности, имеет в основании.
Эссе «Дополнительное образование спасет школу» Дополнительное образование необходимо школе. Я считаю, что дополнительное образование может спасти школу. Долгие годы именно основное образование.
Дополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколения Внедрение дополнительного образования в ДОУ позволяет создать необходимые условия для развития индивидуальных талантов и способностей детей,.
Консультация для родителей «Дополнительное образование в ДОУ» Главная задача дополнительного образования – помощь в реализации врожденных способностей детей и помощь в приобретении новых знаний и умений.
Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности Деятельность экспериментирования.
Консультация «Организация и содержание прогулок с детьми 2–4 лет» Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены.
Консультация для педагогов «Дополнительное образование в ДОУ»
Елена Ческидова
Консультация для педагогов «Дополнительное образование в ДОУ»
Дополнительное образование в ДОУ позволяет разнообразить и углубить учебно-воспитательный процесс, сделать его более интересным для воспитанников, добиться более высоких образовательных результатов. Поскольку дополнительное образование в детском саду позволяет выявить и развить творческие способности воспитанников, оно обязательно включается в программу современных ДОУ. Кроме того, на занятиях по дополнительному образованию в дошкольных учреждениях ведется работа по углублению, расширению и практическому применению знаний, навыков, полученных во время основной образовательной деятельности. Дополнительное образование в ДОУ по ФГОС Внедрение второго поколения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) выступает одним из наиболее актуальных вопросов образования. Документ предполагает, что организация учебно-воспитательного процесса в ДОУ происходит путем объединения основного и дополнительного образования. Поэтому дополнительное образованиев ДОУ должно отвечать таким требованиям: дифференцированность, то есть возможность использования при работе как с сильными, так и со слабыми детьми; деятельностный характер – ориентированность на развитие личности ребенка; направленность на повышение социализации воспитанников. Чтобы учебно-воспитательный процесс в ДОУ соответствовал требованиям ФГОС, педагогам следует перерабатывать свои программы в соответствии с требованиями времени. Организация дополнительного образованиядолжна решать такие задачи:формирование социально-востребованных знаний и навыков у детей: умений самостоятельно ставить цели и добиваться их, адаптироваться к новым социальным условиям, проявлять активность; развитие творческих способностей, любознательности и самостоятельности у воспитанников. Для реализации поставленных задач в работу следует включать метод проблемного обучения, исследовательскую и проектную деятельность, задания, предполагающие работу с информацией. Примером удачно организованной дополнительной деятельности является создание мультфильма,который для детей является очень привлекательным и включает различные виды детской деятельности: игровую, речевую, изобразительную, познавательную, музыкальную и пр. В процессе работы над мультфильмом у воспитанников развивается активность, любознательность, способность контролировать свое поведение, эмоциональная отзывчивость, умение коммуницировать с окружающими и т. д.
Чтобы образование в ДОУ отвечало потребностям детей и родителей, необходимо обеспечить вариативность его содержания, что в полной мере относится и к дополнительному образованию в ДОУ, в том числе к кружковой работе. Воспитатель самостоятельно готовит программу, учитывая запросы детей, семьи, образовательного учреждения, местные традиции, а также собственные интересы и умения.
В общем случае алгоритм разработки программы выглядит следующим образом:
анализ образовательных задач, исходных данных и потребностей;
определение целей учебно-воспитательной деятельности;
изучение требований нормативных документов;
составление программно-методического комплекта;
определение структуры программы;
планирование образовательного процесса;
выбор критериев контроля;
определение критериев освоения программы.
Результатом обучения детей по программе дополнительного образования в детском саду выступает достижение ими планируемого уровня развития личностных качеств, формирование определенного объема знаний, навыков и умений. Контроль знаний, умений и навыков позволяет выполнять обучающую, воспитательную, проверочную, корректирующую функции. При этом проверочные средства должны соответствовать содержанию учебной программы. Как определить, что программа дополнительного образования является пригодной для использования в учебном процессе?Стоит проанализировать ее на соответствие таким требуемым характеристикам: актуальность – помогает ли программа решить существующие проблемы обучения; прагматичность – соответствует ли она требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня; реалистичность – насколько возможной является полная реализация программы; контролируемость – возможность измерить достижение результатов в процессе и после прохождения программы; вариативность – насколько программа может адаптироваться при отклонениях от намеченного плана. Организация кружков в рамках дополнительного образования ДОУ Кружки представляют собой свободное и неформальное объединение детей в группу для занятий, основанных на их интересах. Работа в кружках строится на базе дополнительного материала к задачам программы и осуществляется под руководством воспитателя. Организация кружков помогает повысить качество образовательного процесса. По ФГОС кружки, как форма дополнительного образования в ДОУ,выполняют такие функции: образовательная: воспитанники получают возможность развивать свои познавательные потребности, умения, навыки в интересной для них области;социально-адаптивная: дети приобретают социально значимый опыт взаимодействия, испытывают «ситуацию успеха», учатся правильно самоутверждаться;коррекционно-развивающая: воспитанники развивают творческие, интеллектуальные и физические способности;воспитательная: методика работы в кружке, ее содержание влияет на развитие личности, коммуникативных навыков, воспитывает социальную ответственность, чувство коллективизма. Использование кружков как формы дополнительного образованияв детском саду может преследовать следующие цели: углубление базовых знаний, опережающее или компенсирующее развитие; при работе с одаренными детьми ознакомление с областями знаний, которые не вошли в государственную Программу; развитие самопознания, саморегуляции, навыков межличностных коммуникаций. Кружки как одна из форм дополнительного образования в ДОУ регулируется такими документами, как образовательная программа ДОУ, которая утверждена приказом руководителя; уставом; Положением о кружке; планом работы кружка на год; Программой, которая включает цели и задачи, описывает планируемый результат от посещения детьми кружка; расписанием; списком воспитанников; документами, которые позволяют определить результативность работы кружка (диагностические карты).
Для успешной организации работы кружка педагогдолжен следовать такому алгоритму: Ознакомление с нормативно-правовой базой.
Поиск потребностей ДОУ, детей и родителей в дополнительных занятиях.
Анализ результатов усвоения детьми госпрограммы дошкольного образования.
Разработка программы и плана кружка на учебный год, их утверждение у руководства ДОУ. Реализация запланированной работы в кружке.
Анализ полученных результатов.
Демонстрация результативности обучения в кружках педагогам и родителям.
Стоит помнить, что участие в кружках является добровольным. Детям должно быть интересно и комфортно на занятиях, а для этого следует грамотно организовать рабочее пространство, предоставить детям возможность заниматься по силам, делать подачу материала в легкой, игровой форме.
Воспитатель, который организует кружок,может выбирать различные формы взаимодействия:с детьми:
фронтальные занятия, тематические прогулки, экскурсии, участие в конкурсах;
с педагогами: мастер-классы, консультации, семинары;
с родителями: доклады на родительских собраниях, консультации, мастер-классы, информирование через сайт.
Кружки также могут различаться по направлению развития:
Тематика выбирается в зависимости от интересов детей и задач педагога. При составлении программы дополнительного образования в детском саду следует учитывать возрастные особенности детей, их опыт, нормы нагрузки, а также необходимость согласования основной и дополнительной программы образования в ДОУ.Разработанная программа оформляется по такой схеме: Титульный лист. Пояснительная записка с указанием актуальности, целей, задач работы. Ожидаемые результаты. Учебно-тематическое планирование. Методы диагностики, диагностические карты. Список используемой литературы. Таким образом, дополнительное образование в ДОУ позволяет значительно расширить имеющийся методологический инструментарий педагога. Однако достижение поставленных результатов возможно, если у воспитанников сохраняется высокий интерес и мотивация. Поэтому воспитателю следует провести тщательную подготовку к дополнительным занятиям, убедиться в их эффективности и актуальности.
Мое высшее образование Уважаемые коллеги и друзья! Хочу поделиться с вами дорогие мои, незабываемым событием которое произошло в моей жизни. Сегодня я получила.
Дополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколения Внедрение дополнительного образования в ДОУ позволяет создать необходимые условия для развития индивидуальных талантов и способностей детей,.
Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо» Детский кукольный театр всегда популярен у маленького зрителя. Каждое представление вызывает неописуемый восторг у малышей! Для них то,.
Консультация для педагогов «Гиперактивность-что это?» От автора. Над изучением проблемы гиперактивности, я работала в течение всего 2015-2016 учебного года, выкладывая материал на разные сайты,.
Консультация для педагогов о майолике «Сувенирами чувств-с» Сегодня, дорогие коллеги, я предлагаю освежить наши знания о старинном ремесле-искусстве, родившемся вдали от нашей.
Консультация для педагогов «Трудный родитель» Педагоги часто говорят, что самое трудное в их работе – не подготовка к занятиям, не воспитанники и не ученики, даже не отчетность, а общение.
Консультация для педагогов «Виртуальные экскурсии» Интерактивные технологии все больше используются в дошкольных образовательных организациях. Использование виртуальных экскурсий является.
Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника» «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества» В. А. Сухомлинский. Все, чему человек учится в.
Консультация для педагогов по робототехнике Консультация, обмен опытом для педагогов по робототехнике. В городе Биллунд, Дания, находится завод, который производит всемирно известный.
Организация дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС
Олеся Сингелейцева
Организация дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС
Организация дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительном у образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Дополнительного образования детей даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. При организации деятельности дополнительного образованиядетей детский сад учитывает:
-интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий;
-необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
-понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;
-необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
-нормы нагрузки на ребенка.
Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ
Кружок-это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы под руководством взрослого (педагога).
Кружки в детском саду выполняют несколько функций:
Кружки как форма дополнительного образованияв ДОУ могут открываться с различными целями:
1. Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).
2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).
3. Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.
Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами:
-Образовательной программой ДОУ;
-Положением о кружке;
-Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат);
-Планом работы кружка на год;
-Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты).
Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии):
1. Изучение нормативно-правовой базы.
2. Выявление потребностей ОУ, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.
3. Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования.
4. Разработка (подбор) программы кружка.
5. Разработка плана кружка на учебный год.
6. Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ.
7. Реализация плана работы кружка на практике.
8. Анализ результативности работы кружка.
9. Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью. (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т. д.)
Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность,поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий:
-организация рабочего пространства;
-возможность детей заниматься по своим силам и интересам;
-игровой характер подачи любого материала.
Руководители кружков организовываютсвою деятельность посредством следующих форм:
-Фронтальные занятия (групповые)
-Участие различного уровня конкурсах
Кружки могут быть различной направленности:
При организациидеятельности кружков педагоги должны учитывать:
-интересы детей и добровольность выбора ими кружка;
-возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия такого рода занятиях;
-необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
-понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;
-необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
-нормы нагрузки на ребенка.
«Способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятия произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности».
Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Дополнительное образование не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Целевые ориентиры в области современной педагогики дополнительного образования определяются процессами модернизации, суть которых изложена в стратегических федеральных документах. Одним из них для системы дополнительного образования является подпрограмма «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей» проекта государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы». В этом документе определены приоритетные задачи развития сферы дополнительного образования детей, которыми названы повышение доступности услуг и обеспечение их соответствия изменяющимся потребностям населения.
Организация инклюзивного образования в ДОО в соответствии с ФГОС 1. Программно-методическое обеспечение. Нищева Н. В. система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР. 1.
Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях Понятие о здоровой личности ребенка дошкольного возраста. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетным направлением в работе.
Комплексное использование средств физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Введение Физическое воспитание для детей то же, что и фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена.
Метод биологической обратной связи в комплексе здоровьесберегающих образовательных технологий в образовательных учреждениях Добрый день, уважаемые коллеги! С января 2017 года я являюсь специалистом по «БОС Здоровью» в ГБДОУ детский сад № 45 Пушкинского района.
Методические рекомендации по проведению творческих выставок в учреждениях дополнительного образования Методика организации и проведения творческих выставок по изобразительному и декоративному творчеству в учреждениях дополнительного образования.
Проведение музыкального занятия в соответствии с требованиями ФГОС до. Консультация для педагогов дошкольных учреждений Проведение музыкального занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО (Консультация для педагогов дошкольных учреждений)Федеральный государственный.
Технологии физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, как средство преодоления школьной дезадаптации Реутова О. В., старший преподаватель, ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина Замашкина А. Е., инструктор.
Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях “Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества”. (Дмитрий.