какие функции выполняет электронная библиотека
2. Задачи, функции и классификация электронных библиотек
Вне зависимости от того, является ли электронная библиотека локальной или она выставлена в Интернете, ее создание должно быть направлено на достижение основной цели, которая видится в удовлетворении информационных потребностей. Используемые технологии и методики должны соответствовать специфике обозначенных информационных потребностей, рациональной организации массива электронных документов, сформированного по избранным критериям отбора. Посредством электронных библиотек могут быть решены следующие задачи:
обеспечение более широкого доступа к документам, предоставление которых читателям затруднено или ограничено (редких книг, фотоальбомов, рукописных книг, диссертаций и т. п.);
организация фондов документов/данных, существующих исключительно в электронной форме, их каталогизация и обеспечение доступа к ним потребителям информации;
предоставление пользователям качественно новых возможностей работы с большими объемами электронных данных.
Электронные библиотеки выполняют следующие функции:
информационная, направленная на удовлетворение потребности в информации различных категорий пользователей по всем отраслям знаний либо одной из предметных областей;
просветительная, реализуемая, в том числе за счет популяризации электронных документов, относящихся к истории и культуре;
научно-исследовательская, ориентированная на содействие глубокому изучения темы (предмета) научными работниками и специалистами, в том числе за счет предоставления полных текстов из удаленных фондов;
образовательная, в рамках которой осуществляется поддержка, как основного, так и дополнительного образования путем предоставления не только мультимедийного учебного материала, но и необходимой литературы;
справочная, позволяющая получать достоверные сведения, отраженные в документах определенного вида;
функция сохранения творческого наследия, особенно важная в условиях электронной среды.
Классификация электронных библиотек. В настоящий момент не существует выстроенной классификации электронных библиотек, учитывающей их особенности и разнообразие параметров.
Исходя из способов создания, электронные библиотеки могут быть разделены на три типа:
Генерируемые электронные библиотеки, когда электронные документы создаются держателями ее фонда.
Агрегируемые из уже существующих электронных изданий или целых коллекций.
Смешанные, состоящие как из заимствованных изданий, так и из подготовленных своими силами.
По составу документов электронные библиотеки можно разделить на монодокументные и полидокументные. В целом можно выделить две основные модели: формирование фонда однотипных электронных документов, в основном текстов (модификации — либо один тип публикации, либо смешанные); формирование комплексных мультидмедийных собраний.
Организационно электронные библиотеки могут быть самостоятельными или встроенными в более общий ресурс, скажем в научно-образовательный комплекс или систему дистанционного обучения; а также интегрированными (коллекции объединены общей тематикой и единым интерфейсом, но электронные документы находятся на различных сайтах, что близко к пониманию виртуальной библиотеки). В свою очередь, самостоятельные электронные библиотеки можно разделить на сопряженные с книжным фондом и автономные (к ним принадлежит основное число электронных библиотек), представляющие собой самостоятельную систему электронных информационных ресурсов.
По целевому назначению электронные библиотеки могут быть разделены следующим образом:
мемориальные, созданные в целях кумуляции документов о лице или событии;
научные, предназначенные для глубокого изучения темы (предмета) научными работниками и специалистами;
учебные, учебно-методические, ориентированные на поддержку образования;
справочные, создаваемые по типу универсальной энциклопедии для получения необходимой краткой информации по всем отраслям знания;
просветительские, имеющие научно-популярный характер и предназначенные для комплексного освещения темы (предмета) на общеобразовательном уровне;
без определенного целевого назначения. 2
По создателю или инициатору создания, среди электронных библиотек можно выделить следующие типы — создаваемые государственными и общественными структурами; научными и учебными институтами; коммерческими фирмами и отдельными любителями. Одни из них остаются открытыми для внешних пользователей, другие электронные библиотеки реализуются, как коммерческий проект, или дифференцируют доступ: на свободный и платный к разным частям фонда, например, к справочникам за предшествующие годы.
Типы электронных библиотек по содержанию:
Универсальные. Фонды универсальных электронных библиотек формируются в виде собрания тематических электронных коллекций по разным областям знаний. В таких библиотеках наряду с цифровыми версиями произведений художественной литературы можно встретить статьи по научной тематике, философские труды и т.д.
Специализированные (тематические). Фонды таких электронных библиотек формируются в соответствии с конкретной областью знаний, либо с учетом интересов и пристрастий создателя ресурса. Например: художественная литература, исторические науки, естественные науки, культура и искусство, детская литература, энциклопедии. 3
Задачи, функции и классификация электронных библиотек
Вне зависимости от того, является ли электронная библиотека локальной или она выставлена в Интернете (с различными условиями доступа), ее создание должно быть направлено на достижение основной цели, которая видится в удовлетворении информационных потребностей. Используемые технологии и методики должны соответствовать специфике обозначенных информационных потребностей, рациональной организации массива электронных документов, сформированного по избранным критериям отбора. Посредством электронных библиотек могут быть решены следующие задачи:
обеспечение более широкого доступа к документам, предоставление которых читателям затруднено или ограничено (редких книг, фотоальбомов, рукописных книг, диссертаций и т. п.);
организация фондов документов/данных, существующих исключительно в электронной форме, их каталогизация и обеспечение доступа к ним потребителям информации;
предоставление пользователям качественно новых возможностей работы с большими объемами электронных данных.
Как любой целостный фонд, электронная библиотека способствует выполнению следующих основных функций:
информационная, направленная на удовлетворение потребности в информации различных категорий пользователей по всем отраслям знаний либо одной из предметных областей;
просветительная, реализуемая, в том числе за счет популяризации электронных документов, относящихся к истории и культуре;
научно-исследовательская, ориентированная на содействие глубокому изучения темы (предмета) научными работниками и специалистами, в том числе за счет предоставления полных текстов из удаленных фондов;
образовательная, в рамках которой осуществляется поддержка, как основного, так и дополнительного образования путем предоставления не только мультимедийного учебного материала, но и необходимой литературы;
справочная, позволяющая получать достоверные сведения, отраженные в документах определенного вида;
функция сохранения творческого наследия, особенно важная в условиях электронной среды.
Несомненно, своей популярность электронные ресурсы обязаны не только общим процессам информатизации, они имеют ряд значительных преимуществ, в сравнении с традиционными библиотеками:
Пользователь получает информацию независимо от времени и места нахождения — своего или библиотеки.
Существенно повышается оперативность предоставления пользователям необходимой литературы, документов и данных.
Пользователь имеет возможность доступа к разнородным электронным ресурсам.
Использование машиночитаемых копий предотвращает ухудшение состояния оригинальных документов.
Облегчается реализация новых форм библиотечного и информационного обслуживания пользователей, в том числе — обслуживания инвалидов по зрению и инвалидов в связи с болезнями опорно-двигательного аппарата.
Документы, имеющиеся в библиотеках в ограниченном количестве, становятся доступными значительно большему числу пользователей.
Работа с цифровыми электронными документами может выйти далеко за рамки простого чтения текста или просмотра изображения. Фрагменты исходных данных можно использовать в работе, объединяя, добавляя и редактируя материалы.
Возможен быстрый и качественный поиск определенных фрагментов документа, его семантический анализ и прочие виды программной обработки.
Достигается экономия площадей и пространства по сравнению с обычной библиотекой.
Классификация электронных библиотек. В настоящий момент не существует выстроенной классификации электронных библиотек, учитывающей их особенности и разнообразие параметров.
Исходя из способов создания, электронные библиотеки могут быть разделены на три типа:
Генерируемые электронные библиотеки, когда электронные документы создаются держателями ее фонда.
Агрегируемые из уже существующих электронных изданий или целых коллекций.
Смешанные, состоящие как из заимствованных изданий, так и из подготовленных своими силами.
По составу документов электронные библиотеки можно разделить на монодокументные и полидокументные. В целом можно выделить две основные модели: формирование фонда однотипных электронных документов, в основном текстов (модификации — либо один тип публикации, либо смешанные); формирование комплексных мультидмедийных собраний.
Организационно электронные библиотеки могут быть самостоятельными или встроенными в более общий ресурс, скажем в научно-образовательный комплекс или систему дистанционного обучения; а также интегрированными (коллекции объединены общей тематикой и единым интерфейсом, но электронные документы находятся на различных сайтах, что близко к пониманию виртуальной библиотеки). В свою очередь, самостоятельные электронные библиотеки можно разделить на сопряженные с книжным фондом и автономные (к ним принадлежит основное число электронных библиотек), представляющие собой самостоятельную систему электронных информационных ресурсов.
По целевому назначению электронные библиотеки могут быть разделены следующим образом:
мемориальные, созданные в целях кумуляции документов о лице или событии;
научные, предназначенные для глубокого изучения темы (предмета) научными работниками и специалистами;
учебные, учебно-методические, ориентированные на поддержку образования;
справочные, создаваемые по типу универсальной энциклопедии для получения необходимой краткой информации по всем отраслям знания;
просветительские, имеющие научно-популярный характер и предназначенные для комплексного освещения темы (предмета) на общеобразовательном уровне;
без определенного целевого назначения.
По создателю или инициатору создания, среди электронных библиотек можно выделить следующие типы — создаваемые государственными и общественными структурами; научными и учебными институтами; коммерческими фирмами и отдельными любителями. Одни из них остаются открытыми для внешних пользователей, другие электронные библиотеки реализуются, как коммерческий проект, или дифференцируют доступ: на свободный и платный к разным частям фонда, например, к справочникам за предшествующие годы.
Типы электронных библиотек по содержанию:
Универсальные. Фонды универсальных электронных библиотек формируются в виде собрания тематических электронных коллекций по разным областям знаний. В таких библиотеках наряду с цифровыми версиями произведений художественной литературы можно встретить статьи по научной тематике, философские труды и т.д.
Специализированные (тематические). Фонды таких электронных библиотек формируются в соответствии с конкретной областью знаний, либо с учетом интересов и пристрастий создателя ресурса. Например: художественная литература, исторические науки, естественные науки, культура и искусство, детская литература, энциклопедии.
4. Роль электронной библиотеки в современном мире
Электронная библиотека — информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов (текстовых, изобразительных, звуковых, видео и др.), локализованных в самой системе, а также доступных ей через телекоммуникационные сети.
В составе электронной библиотеки можно выделить три блока:
— сервер связи, обеспечивающий доступ к программно-информационному комплексу электронной библиотеки;
— сервер управления доступом пользователей библиотеки к информационным ресурсам.
Сервер связи обеспечивает сетевое взаимодействие клиентской программы с программным обеспечением информационного сервера.
Информационный сервер – это хранилище данных, представляющих коллекции разнородных логически или физически взаимосвязанных баз данных (образующих компоненты трехуровневой модели электронной библиотеки), доступ к которым обеспечивается средствами информационно – поисковой системы. При этом поисковые и информационные компоненты, традиционно реализованы в виде структурированных баз данных, в то время как компоненты уровня первичной информации могут быть представлены полнотекстовыми базами данных, так и коллекциями файлов, каждый из которых хранит чаще всего образ в том или ином графическом или печатном формате.
Сервер управления доступом к информационным ресурсам, реализующий
ограничения доступа к компонентам электронной библиотеки, является
специализированной системой, обеспечивающей поддержку поискового процесса, а также возможности административного учета и управления доступом на уровне отдельного пользователя к отдельному информационному и функциональному ресурсу. Реализуется в виде специализированных баз данных, в том числе:
— каталога информационных ресурсов, хранящего сведения о локализованных и ассоциированных ресурсах;
— каталога пользователей, хранящего учетные данные о каждом пользователе и список доступных ему информационных ресурсов;
— технологические базы данных сеансов, содержащей информацию о текущем состоянии каждой поисковой сессии;
— базы данных учетно-статистической информации об использовании
Такие средства позволяют создавать каталоги доступных ресурсов для каждого отдельного пользователя, защищая определенные базы или массивы библиотеки от несанкционированного обращения. Кроме того, можно запретить доступ в случае, если физический адрес отправителя запроса отличается от адреса, зафиксированного в каталоге. Таким образом, сервер поддерживает уровень поисковой сессии как последовательность сеансов – операций, осуществляемых пользователем в среде информационно – поисковой системы электронной библиотеки. Такими операциями могут быть:
— выбор формата представления (схемы);
— установление параметров поиска, предпочтительных для данного пользователя;
— навигация в протоколе;
— завершение работы и т.д. (необязательно именно в такой последовательности – например, просмотрев результаты поиска, можно провести новый поиск).
При этом будем считать, что поисковый сеанс – это одна операция выполняемая в рамках одной транзакции – физического сетевого соединения, т.е. поисковая сессия – это последовательность функционально связанных поисковых сеансов, направленная на получение логически целостного результата. Сессионный уровень в рамках сеансового протокола реализуется с помощью специализированной базы данных сеанса, в которую заносятся параметры всех операций поиска: какие установлены базы, схемы просмотра и параметры поиска (тип поиска, объём выдачи, способ сортировки результата, способ отображения найденных документов, четкий/нечеткий поиск, с маскированием или нет), каков механизм поиска, сколько документов найдено. Каждому сеансу присваивается уникальный идентификатор, с которым все функциональные запросы и их параметры заносятся в базу данных сеанса. Идентификатор сеанса также заносится в регистрационную базу, и при следующем посещении пользователем электронной библиотеки, после осуществления аутентификации, по этому идентификатору можно восстановить продолжить поисковую сессию. К тому же, пользователь имеет возможность сохранить свой запрос с тем, чтобы воспользоваться им в дальнейшем, т.е поисковая сессия реализуется как последовательность поисковых сеансов, где каждый последующий сеанс использует параметры предыдущего.
Вывод: В составе электронной библиотеки можно выделить три блока,
обеспечивающих доступ, поиск и управление информационными ресурсами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Электронные библиотеки объединяют электронные документы и справочники различного вида с целью их широкого использованиядля предоставления пользователю возможностей манипулирования данными предпочтительно в функционально однородной среде, а также обеспечивают эффективную навигацию в них. Особенности представленияинформации определяются их назначением – обеспечением эффективного поиска нужных данных, а поскольку система является всего лишьинструментом, используемым человеком при поиске, а не интеллектуальным автоматом для поиска информации, то эффективностьеё использования зависит от того, насколько хорошо человек знает природу объектов и свойства инструмента, посредствомкоторого он с этими объектами работает. Тема электронных библиотек таквнедрилась в общественность, что большинство стран уже имеютнациональные программы создания, функционирования и дальнейшегоразвития электронных библиотек. В России же такой программой занимаетсяРоссийский Фонд Фундаментальных Исследований.Опыт РФФИ в областисоздания научных компьютерных сетей и их информационных и вычислительных ресурсов свидетельствуют о высокой эффективностиконкурсного подхода к отбору и финансированию проектов, так какпоследний, в условиях дефицита финансовых ресурсов позволяетконцентрировать их на наиболее приоритетных направлениях и привлекать ких реализации наиболее подготовленные коллективы. Проводимая РФФИнаучно – техинческая и финансовая политика во многом оказываетзначительное позитивное влияние как на темпы развития информационнойинфраструктуры, так ина уровень проводимых в этом направленииинформатики научных исследований и практической реализации новыхтехнических решений, создание баз данных и информационных систем, ужесегодня доступных российским ученным. Появление электронных библиотекдля целей обмена технологиями является весьма актуальной задачейразвития информационно – технологического общества, во многомопределяющей развития всего мирового сообщества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2. Глухов В. А., Лаврик О.Л. Электронная доставка документов. – М.:
ИНИОН РАН, 1999. – 132с.
Функции «электронной библиотеки».
1. «Доставка библиотеки» непосредственно пользователю. Доставляет библиотеку на рабочий стол пользователя.
2. Расширение возможностей по поиску и обработке информации. Автоматизированный поиск более эффективен по сравнению с ручным.
3. Расширение возможностей доступа к информации. Размещение цифровых материалов в сети делает их доступными для всех.
4. Быстрая актуализация информации. Библиотеки поддерживают онлайновые версии указателей, энциклопедий, каталогов и пр.
5. Информация доступна в любое время и в любом месте. Электронные библиотеки не имеют времени начала работы и времени завершения рабочего дня.
6. Доступ к различным видам информации. Формы представления информации: текст, графика, звук, анимация и др.
Основными задачами электронной библиотеки является интеграция информационных ресурсов и эффективная навигация в них.
Под интеграцией информационных ресурсов понимается их объединение с целью использования (с помощью удобных и унифицированных пользовательских интерфейсов – желательно одного) различной информации с сохранением ее свойств, особенностей представления и пользовательских возможностей манипулирования с ней. При этом объединение ресурсов не обязательно должно осуществляться физически. Главное – оно должно обеспечивать пользователю восприятие доступной информации как единого информационного пространства. В частности, электронные библиотеки должны обеспечивать работу с гетерогенными базами данных или системами баз данных, обеспечивая пользователю, эффективность информационных поисков независимо от особенностей конкретных информационных систем, к которым осуществляется доступ.
Эффективная навигация в электронных библиотеках понимается как возможность пользователя находить интересующую его информацию с наибольшей полнотой и точностью при наименьших затратах усилий во всем доступном информационном пространстве. При таком подходе хорошо известные информационные поиски, используемые в информационных системах и базах данных, являются частными случаями навигационных средств.
Во многих работах, посвященных электронным библиотекам, описываются возможности и преимущества, которые предоставляют электронные библиотеки: решаются три главные библиотечные проблемы: малая экземплярность изданий, нехватка площадей для хранения фонда, сохранность книжного фонда (создание страховых массивов документов на случай утраты оригиналов). Дополнительно появляется возможность восстановить утраченные или поврежденные издания;
— полнее удовлетворяются информационные запросы пользователей библиотеки, пользователь получает информацию независимо от времени и места нахождения;
-открываются новые формы библиотечного и информационного обслуживания пользователей, в том числе обслуживания инвалидов;
— существенно повышается оперативность предоставления пользователям необходимых документов и данных.
Для ряда пользователей электронная форма предоставляет единственную возможность получить требуемый документ;
-предоставляется возможность производить работу с электронными документами, которая выходит за рамки простого чтения текста или просмотра изображения (в том числе редактировать, соединять, добавлять, перестраивать электронные документы, создавать на их основе новые и т.д.);
— использование мультимедийных изданий, предоставляющих текстовую, аудио и видеоинформацию, позволяет лучше усваивать материал, т. к. информация воспринимается комплексно, несколькими органами чувств одновременно. Основной единицей хранения информации в электронной библиотеке является электронный документ.
Таким образом, обобщая все определения электронного документа необходимо отметить следующее:
1. электронный документ может представлять собой один или несколько файлов любого формата;
Систематизированный характер информационных ресурсов коллекции является принципиально важным ее свойством, отличающим коллекцию от других наборов информационных ресурсов. Адекватная систематизация информационных ресурсов не только облегчает доступ пользователей к ним, но и дает возможность целенаправленно и рациональным образом исследовать с их помощью предметную область коллекции.
В общем случае, как это было видно из вышеприведенных определений, электронная библиотека – это гетерогенная система, то есть объединяющая самые разнообразные данные. С другой стороны, обязательными свойствами электронной библиотеки являются структурированность, систематизированность содержания, что приводит к необходимости разделить ресурсы электронной библиотеки на группы, объединяя в них электронные документы по какому-либо признаку. Такие группы по самой своей сути соответствуют определению коллекций информационных ресурсов.
Таким образом, можно утверждать, что электронная библиотека в общем случае представляет собой иерархическую систему и может состоять из коллекций электронных документов, которые определяют логическую структуру библиотеки.
С точки зрения уровня абстракции, информационные ресурсы электронной библиотеки подразделяются на данные (информацию) и метаданные (метаинформацию). Ресурсы первого вида представляют интересующие пользователей сведения о предметной области этой электронной библиотеки. В свою очередь, метаданные электронной библиотеки характеризуют свойства самой электронной библиотеки в целом и принадлежащих ей ресурсов как сущностей реального мира, используемые средствами управления и/или пользователями для корректной интерпретации информационных ресурсов.
В заключение, необходимо отметить, что электронные библиотеки не являются альтернативой ни традиционным библиотекам, ни технологиям автоматизации библиотечных процессов. Для библиотеки развитие электронной библиотеки означает, прежде всего, формирование части своей коллекции в электронном виде, ее организацию и обслуживание локальных и удаленных пользователей.
В настоящий момент большинство электронных библиотек тематические –такой подход к созданию ЭБ гораздо проще, он позволяет организовать простую структуру библиотеки, ограничиться выбором одной схемы метаданных и, соответственно, обойтись более простым программным обеспечением. Наиболее распространенными на сегодняшний день являются научные и литературные (Библиотека Мошкова, Альдебаран и др.). Проекты создания ЭБ общего плана, такие, как Национальная электронная библиотека (elibra.ru), пока не имеют большого успеха именно из-за отсутствия конкретного направления развития.
На практике сложилось большое многообразие систем электронных библиотек. Их функциональные возможности варьируются в довольно широком диапазоне. Наряду с вырожденными случаями (Web-сайты, доступные в среде Web традиционные системы баз данных и системы текстового поиска, простейшие системы электронных библиотечных каталогов и др.) созданы и функционируют развитые системы электронных библиотек, обеспечивающие принципиально новые возможности для их пользователей.
Для того, чтобы оценить особенности научных (а также и образовательных) ЭБ будут рассматриваться следующие критерии оценки:
· характер и содержание информационных ресурсов;