какие функции выполняет маркетинг

Цель, задачи и функции маркетинга

В 99% случаев теория важнее практики по одной простой причине: теория масштабируется, практика — нет. И теория маркетинга здесь не исключение.

Обязательные составляющие этого ножа — цель, задачи и функции маркетинга.

Что такое цель, задача и функция?

Независимо от того, на какой отдел в компании мы смотрим, наше понимание понятий «цель», «задача» или «функция» меняться не должны.

Цель — ради чего существует маркетинг или любой другой отдел. Зачем он нужен. Если компания не преследует заявленную цель, то этот отдел компании не нужен.

Задачи — это цель, разложенная на составляющие. Задачи взаимосвязаны между собой, а игнорирование любой из задач делает достижение цели невозможным.

Функции — что конкретно делает отдел, чтобы решить задачи и достичь цели. Так как достижение цели невозможно без решения всех задач, то все задачи равнозначны. В отличие от функций. В рамках одного и того же отдела двух разных компаний отличен не только вес каждой функции, но и сам набор функций.

Но у каждого отдела все равно есть набор обязательных функций. Сложно себе представить отдел продаж, который не отвечает за заключение договоров или продуктовую команду, не разрабатывающие прототипы продуктов.

Разобравшись с определениями, перейдем к тому, как эти определения раскрываются в маркетинге.

Цель маркетинга

Мы все понимаем, что цель маркетинга крутится вокруг решения задач потребителей и финансовых результатов организации. Давайте конкретизируем, что это значит.

Само по себе решение задач потребителей мало к чему приводит. Тысячи брендов одежды удовлетворяют запрос «дешевая и практичная одежда», но известных и крупных брендов в этом сегменте меньше десяти во всем мире.

Поэтому первая часть цели маркетинга — это решать задачи потребителей лучше, чем конкуренты в сегменте.

Вторая часть вопроса — финансовые результаты. Кажется, очевидно: маркетинг должен приносить прибыль. Но не все компании ставят перед собой задачу извлечения прибыли.

Так, согласно исследованию Deloitte, для 32% стартапов стратегия «экзита» — это поглощение другой компанией, для 26% — слияние с другой компанией.

какие функции выполняет маркетинг. Смотреть фото какие функции выполняет маркетинг. Смотреть картинку какие функции выполняет маркетинг. Картинка про какие функции выполняет маркетинг. Фото какие функции выполняет маркетинг

Чтобы вас купила другая компания, вам не обязательно приносить прибыль.

Мое мнение: маркетинг без финансовых направляющих бесполезен, но это не значит, что этой направляющей должна быть прибыль.

Цель маркетинга — выявлять и помогать решать задачи потребителей лучше конкурентов по нише, принося организации нужный финансовый результат

Маркетинг не решает проблемы потребителей, потому как в редкой компании разработка продукта напрямую подчиняется маркетингу. Что маркетинг делает — это выявляет проблемы потребителей, и вносит свой вклад в создание подходящего продукта.

Так как маркетинг — не абстрактный отдел, а одно из ключевых звеньев компании, то его финансовые успехи привязаны к финансовым успехам компании. Если цель компании — нарастить выручку, то и перед маркетингом стоит такая цель. Если цель компании — увеличить маржинальность, маркетинг адаптирует свои действия под эту цель.

Задачи маркетинга

Мы определились с целью, теперь нужно разложить ее на задачи. Решение лишь одной из поставленных задач не поможет нам в достижении цели.

Например, недостаточно изучить запросы потребителей и адаптировать продукт под их запрос. Мы ничего не знаем о конкурентом окружении или о том, как меняется спрос.

Поэтому, повторюсь, все задачи решаются в комплексе.

1. Изучение структуры и динамики спроса

Работа маркетинга начинается с потребителей. Задача включает в себя:

Что это дает: понимаем, чьи задачи решаем и сколько таких людей.

2. Изучение рыночной среды

Мы ничего не знаем о технологиях, об изменениях в цепочках поставок, об изменениях экономики рынка. В общем, ничего не знаем.

Поэтому задача маркетинга — изучить рынок вдоль и поперек.

Что это дает: понимаем, куда идет рынок и что в нем меняется.

3. Оценка конкурентоспособности компании и продукта

Неважно, насколько хорошо компания знает потребителей и рынок, если она не понимает, насколько она конкурентоспособна. Конкурентоспособность зависит от нескольких вещей:

Оценка конкурентоспособности находится на стыке анализа потребителей, конкурентов, рынка и продукта.

Что это дает: понимаем, насколько наш продукт силен.

4. Определение рыночной позиции

Я большой фанат поиска собственной ниши. И без поиска своей рыночной позиции маркетингу не обойтись. Нельзя создавать продукты для всех, только если вы не P&G.

И недостаточно выбрать свой сегмент. Компании нужно поставить рыночную цель, которая опишет желаемую рыночную позицию.

Что это дает: понимаем, как хотим, чтобы нас воспринимали.

5. Подбор предложения

Предложение компании отталкивается от всего, что я описал выше. Формулируя, какой продукт компания выводит на рынок, маркетинг опирается на информацию о рынке, потребителях, конкурентах. Кроме того, он учитывает возможности организации, желания руководства.

Собрав воедино всю информацию, маркетинг формулирует ценовую и ассортиментную политику, разрабатывает бренд, упаковывает продукт (буквально или фигурально).

Что это дает: понимаем, что будем продавать.

6. Разработка и реализация коммуникационной стратегии

Выбор каналов, разработка плана под каждый канал, формулирование рекламных посылов, запуск рекламных кампаний и акций — все это входит стратегию коммуникации.

Без коммуникации нет и рыночной позиции. На регулярной основе доносите ее до всех: потребителей, конкурентов, поставщиков, сотрудников компании.

Что это дает: понимаем, как доводим до потребителей информацию и управляем их восприятием продукта.

7. Анализ результативности

Наконец, маркетинг отвечает за собственную эффективность: на что он тратит деньги, что эти траты дают и как инвестиции маркетинга сказываются на общих финансовых результатах организации.

В идеале классические маркетинговые показатели, как LTV или CPL, рассматриваются в контексте общей финансовой отчетности. То есть маркетинг понимает, на что и сколько денег тратит компания.

Что это дает: понимаем, насколько маркетинг эффективен.

Функции маркетинга

Разницу между задачами и функциями не всегда просто уловить. В интернете много статей на тему задач/функций маркетинга, и нередко эти понятия смешиваются.

Смотрите на функции, как на методы решения задач. Функции — это инструментарий маркетинга. То, что он должен уметь делать.

1. Аналитическая функция

Все описанные задачи предполагают анализ. Он заключается в сборе и систематизации данных, описании этих данных, получение выводов и формулирование гипотез или дальнейших действий.

К аналитической функции маркетинг прибегает на ежедневной основе, будь то анализ результатов рекламных кампаний или задач потребителей.

Описанная цепочка универсальна независимо от задач анализа.

2. Синтетическо-стратегическая функция

Маркетинг — дисциплина комплексная. Реализация задач маркетинга требует не только глубины понимания вопросов из разных плоскостей, но и умения синтезировать знания из разных областей.

Лучшим маркетологам требуются знания экономики, психологии, социологии, географии, математики. Только тогда рождается синтез. А на основе синтеза информации рождается стратегия.

Стратегия определяет логику маркетинга и создает для него опорные точки.

3. Коммуникационная функция

Так как маркетинг владеет наиболее полной информацией с разных точек зрения, то он и отвечает за коммуникацию.

Он понимает, как общаться с потребителями, поэтому формулирует стратегию коммуникации с ними.

Он знает задачи потребителей, поэтому снабжает производителей продукта — от завода до программистов — актуальной и нужной информацией о решаемых потребителями задачах, их предпочтениях и неудовлетворенных желаниях.

Он знает, что нужно компании, поэтому отвечает за образ компании в прессе, за донесение позиционирования компании до сотрудников.

4. Сбытовая функция

Отдельная функция — это поиск ответа на вопрос «Как мы доставим продукт до потребителя?». Классический пример — производитель FMCG-товара. У него вариантов много:

В каком объеме, в каких каналах, когда и как поставляется продукт — за это отвечает маркетинг.

Кроме того, сбытовая функция подразумевает сбор обратной связи о продукте от потребителей и партнеров.

5. Управленческая функция

Последняя ключевая функция маркетинга — управленческая. Маркетинг отвечает за контроль не только собственной работы, но и за нарратив вокруг компании в медиа, за повсеместную коммуникацию позиционирования и корпоративных ценностей.

На маркетинге лежит ответственность за информирование руководства компании о последних потребительских, рыночных и технологических трендах, изменениях конкурентной среды.

Зачем это все знать?

Понимая цель, задачи и функции маркетинга, вы сразу видите пробелы в отделе: какие задачи не решаются, какие функции проседают.

Конкретизировав цель и задачи для своей компании, вы видите свои сильные и слабые стороны, и моментально обрисовываете для себя долгосрочный план действий.

Источник

Discovered

О финансах и не только…

Принципы, цели и функции маркетинга

Маркетинг (англ. «market» — рынок) — это рыночная концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью предприятия.

Филипп Котлер определил маркетинг как вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Питер Друкер сформулировал основную цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными, его цель так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами.

Принципы и цели маркетинга

Фирма, действующая на рынке в условиях сложной, очень изменчивой ситуации, может рассчитывать на успех только при условии постоянного пересмотра своих целевых, стратегических и тактических установок. При этом ее деятельность должна опираться на вполне конкретные принципы (основы), среди которых важнейшими считаются следующие:

Управленческая деятельность, в том числе и в сфере маркетинга, должна носить целенаправленный характер. Среди общих целей маркетинга выделяют следующие:

Анализировать цели маркетинговой деятельности фирмы можно и нужно на фоне множественности других задач, которые характеризуют ее функционирование. Эти задачи тоже не постоянны, их следует постоянно пересматривать и прежде всего в тех случаях, когда:

Вместе с проблемами маркетинга фирме необходимо решать комплекс задач в области производства, финансов, учета, снабжения, юриспруденции, НИОКР, техники и технологии, работы с персоналом, машинной обработкой информации. Только в этой совокупности видов деятельности можно рассматривать совмещенную разновариантность развития фирмы, ее интенсивный, интеграционный, диверсификационный рост.

Существует три основные разновидности возможностей интенсивного роста:

Что касается интеграционного роста, то это прежде всего:

Диверсификационный рост фирма выбирает в тех случаях, когда:

Достичь намеченных фирмой целей можно в том случае, если грамотно создана и эффективно действует система управления. Процесс этот перманентный с замкнутым циклом, в составе которого:

Функции маркетинга

Для того чтобы углубиться в содержание маркетинговой деятельности, рассмотрим основные функции маркетинга, то есть комплекс задач, которые необходимо осуществить для достижения поставленных целей, которые позволят перевести систему в новое, более прогрессивное состояние.

Маркетинговые функции — это отдельные виды или комплексы видов специализированной деятельности, осуществляемые в процессе функционирования предприятия как участника рынка.

Функции маркетинга конкретны — комплексное исследование рынка и экономической конъюнктуры, анализ производственно-сбытовых возможностей предприятия, разработка маркетинговой стратегии и программы, проведение товарной, ценовой, дистрибуционной и коммуникационной политики, формирование структур маркетинговых служб, контроль маркетинговой деятельности и оценка ее эффективности.

Ориентируясь на принципиальную методологию маркетинга как рыночной концепции управления и сбыта, целесообразно выделить четыре блока комплексных функций, каждый из которых содержит в своей структуре ряд подфункций:

Аналитическая функция маркетинга

Аналитическая функция маркетинга реализуется путем использования ряда инструментов анализа рынка и его составляющих для проведения маркетинговых исследований различных масштабов и целевого направления, результат которых — разработка обоснованных маркетинговых планов стратегического, тактического и оперативного уровня.

Основное содержание аналитической функции маркетинга — проведение маркетинговых исследований для снижения неопределенности и риска и принятия обоснованных маркетинговых решений.

Аналитическая функция содержит такие составляющие:

Изучение рынка как такового — это аналитическая работа для выбора из множества потенциальных рынков таких, которые будут привлекательными для предприятия с учетом потребностей потребителей, потенциала рынка, наличия конкурентов и обеспечения прибыльной деятельности предприятия. Цель изучения рынка — определение тех приоритетных рынков, на которые целесообразно прежде всего направить ресурсы предприятия и маркетинговые усилия.

Изучение потребителей имеет целью проведение сегментации рынка и определение целевой группы потребителей, для которой формируется привлекательное товарное предложение и разрабатывается программа маркетинга. Такое исследование рынка создает осведомленность маркетологов о социодемографических характеристиках потенциальных покупателей, уровне их материальной обеспеченности, особенностях желаний, мотиваций и моделей поведения, которые в совокупности позволяют эффективно воздействовать на целевую группу и формировать спрос на продукцию предприятия.

Изучение фирменной структуры рынка позволяет определить контрагентов, которые будут способствовать маркетинговой деятельности предприятия (посредники, поставщики) и тех контрагентов, которые будут создавать проблемы и противодействовать эффективной маркетинговой деятельности.

Изучение товара осуществляется для определения степени удовлетворенности потребностей рынка тем товарным предложением, которое предоставляют имеющиеся производители, и определить направление ее совершенствования.

Анализ внутренней среды предприятия предполагает изучение внутренней среды предприятия для оценки ее соответствия условиям рынка, наличия инструментов адаптации и гибкости в адаптации к изменениям внешней среды.

Производственная функция маркетинга

Производственная функция маркетинга предназначена для формирования и реализации инновационного компонента в товарной политике предприятия путем разработки и поддержки программ создания новых товаров и совершенствования имеющихся.

Производственная функция маркетинга содержит такие составляющие:

Организация производства новых товаров направлена ​​на принятие и реализацию решения о разработке и постановке на производство таких новых товаров, продажа которых позволит повысить уровень удовлетворенности потребителей предложением предприятия, усилит или сформирует конкурентное преимущество и обеспечит получение прибыли. Особое внимание уделяется организации производства тех товаров, которые способны обеспечить потребителям наивысшую потребительскую ценность, принципиально новое удовлетворение существующих потребностей или удовлетворение новых потребностей.

Организация материально-технического обеспечения коррелирует с организацией производства новых товаров, поскольку, используя маркетинговый и логистический подходы к рынку ресурсов, можно с меньшими затратами времени и средств организовать материально-техническое обеспечение как уже производящихся товаров, так и новых.

Управление качеством и конкурентоспособностью продукции имеет целью создание конкурентоспособного предложения учитывая имеющуюся на рынках аналогичную продукцию. Поскольку конкурентоспособность продукции составляет совокупность свойств товара, которая обеспечивает его способность конкурировать с аналогами на конкурентном рынке в определенный период времени, то перед отделом маркетинга стоит задача сформировать конкурентоспособное предложение и управлять этой конкурентоспособностью.

Сбытовая функция маркетинга

Сбытовая функция маркетинга направлена ​​на создание эффективной сбытовой сети для поддержания конкурентоспособного предложения предприятия и ее реализации с наибольшей выгодой для предприятия. Эффективное выполнение сбытовой функции маркетинга является достаточно сложной и проблематичной задачей, учитывая масштабы современного рынка, пространственные и временные препятствия, имеющиеся на пути от производителя до конечного потребителя, необходимость привлечения к сбыту посредников и др.

Сбытовая функция маркетинга включает такие составляющие:

Организация системы товародвижения — содержит все процессы и процедуры, которые происходят с товарами предприятия от завершения производства до начала потребления. Система товародвижения обеспечивает предприятию создание условий для того, чтобы товар был в наличии именно в то время, когда он нужен, там, где он нужен, и в том количестве, в котором он нужен.

Надо понимать, что товародвижение существенно влияет на размеры и структуру сбытовых расходов предприятия, поэтому эффективно организованый процесс товародвижения — залог прибыльной деятельности предприятия.

Внедрение целенаправленной товарной политики предполагает определенные целенаправленные действия по управлению товарным предложением в сбыте продукции, которые обеспечивают наличие в каждой сбытовой точке именно того товарного ассортимента, в котором нуждается целевая группа потребителей, периодического его обновления и удаления устаревших или неактуальных товаров.

Организация сервиса важна в тех случаях, когда предприятие предлагает сложную техническую продукцию потребительскому рынку или организованным потребителям. И в том, и в другом случае неотъемлемой составляющей эффективной маркетинговой деятельности является организация предпродажного и особенно послепродажного сервиса, доступного в сбытовых сетях, который способен сформировать приверженность потребителей и является ценным источником маркетинговой информации.

Внедрение целенаправленной сбытовой политики предполагает организацию и формирование сбытовых сетей, способных охватывать целевой рынок, а также быстро и эффективно сбывать объемы продукции, адекватные производственным мощностям. Сбытовая политика связана с проблемами привлечения посредников, договорными отношениями, определением форм и типов сбыта предложения предприятия с учетом специфики продукции, условиями конкретного целевого рынка и сбытовой политикой конкурентов.

Функция управления маркетингом

Управление маркетингом — это систематическое целенаправленное воздействие на маркетинговую деятельность через планирование, организацию, мотивацию и контроль для достижения маркетинговых целей предприятия.

Управление маркетингом включает следующие составляющие:

Планирование маркетинговой деятельности имеет своей целью установление максимально возможной системности маркетинговой деятельности предприятия, особенно в пределах его долгосрочных стратегических целей. В то же время руководство предприятия пытается уменьшить степень неопределенности и риска, базируя планирование на результатах маркетинговых исследований, и обеспечить концентрацию ресурсов на выбранных приоритетных направлениях маркетингового развития предприятия.

Организация маркетинговой деятельности направлена ​​на формирование на предприятии организационных структурных единиц, на которые возлагается выполнение маркетинговых функций. В рамках организации маркетинговой деятельности определяется место структурного подразделения маркетинга в общей структуре управления предприятием, его место в управленческой иерархии, подчиненности и подотчетности. Важным является формирование должностных функций сотрудников отдела маркетинга, их полномочий и ответственности.

Информационное обеспечение является залогом эффективного выполнения всех функций маркетинга за счет оперативной организации информационного обеспечения предприятия разноплановой маркетинговой информации. Решение этой проблемы на современном уровне предусматривает создание маркетинговых информационных систем, облегчающих процессы сбора, обработки, анализа маркетинговой информации и ее использования в режиме реального времени.

Контроль маркетинговой деятельности направлен на измерение и оценку результатов реализации стратегий, планов и программ, определение корректирующих действий, которые в совокупности обеспечивают достижение маркетинговых целей. Контроль завершает и одновременно начинает новый цикл планирования маркетинговой деятельности.

Источник

Маркетинг

Маркетинг – это совокупность процессов, направленных на создание, продвижение и предоставление продукта покупателям, а также управление взаимоотношениями с ними. В переводе с английского marketing – это рыночная деятельность. То есть маркетинг – это деятельность компании по удовлетворению рыночных потребностей. Главная задача – извлечение прибыли. Понятие маркетинга включает в себя очень широкий спектр мероприятий, направленных на улучшение позиций организации на рынке. У каждой компании свои методы, стратегии и инструменты, начиная с конкурентного анализа и заканчивая повышением конкурентоспособности товара или услуги. Конкретные мероприятия и каналы определяются маркетологами предприятия в соответствии с поставленными целями и задачами. Маркетинг – очень гибкая наука. Маркетинговая деятельность может иметь как положительный, так и отрицательный эффект. Зависит от правильности определения конкретных стратегий, методов, инструментов, а также от умения маркетологов ими пользоваться.

какие функции выполняет маркетинг. Смотреть фото какие функции выполняет маркетинг. Смотреть картинку какие функции выполняет маркетинг. Картинка про какие функции выполняет маркетинг. Фото какие функции выполняет маркетинг

Цели и задачи маркетинга

Из определения ясна главная задача маркетинга – повышение рыночных позиций предприятия, получение прибыли. Кроме этого, к задачам, которые способна решать маркетинговая деятельность, относятся следующие.

Анализ рынка – текущая ситуация, спрос и предложения, тренды и т. д.

Анализ целевой аудитории – ее потребности, «боли», признаки, особенности.

Анализ конкурентов – цены, ассортимент, определение сильных и слабых сторон, разработка стратегий по «обгону» лидеров рынка.

Грамотная разработка ценовой политики компании, изучение системы ценообразования.

Создание и улучшение ассортимента.

Повышение качества сервиса и предоставляемых услуг.

Налаживание связей с клиентом, повышение доверия и лояльности потребителя.

Продвижение своих товаров и услуг в офлайн- и онлайн-пространстве.

Повышение узнаваемости бренда, деловой репутации и имиджа.

Повышение конверсионных показателей компании.

Увеличение объемов производства, продаж.

Как вы понимаете, продолжать этот список можно еще очень долго, так как существует очень много задач, которые способен решить маркетинг. Все они так или иначе связаны с повышением конкурентоспособности компании и ее прибыли. Каждая организация определяет свои цели и задачи индивидуально. Они должны соответствовать финансовым и производственным возможностям предприятия. Иначе они будут просто недостижимыми. Это могут быть как одноуровневые, так и многоуровневые задачи.

Задача маркетолога заключается не только в верной постановке целей, но и в грамотной их реализации.

Функции маркетинга

Маркетинг может выполнять несколько функций.

Подразумевает исследование и изучение внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на компанию в той или иной степени, рынка – его текущее состояние, конкурентов и потребностей аудитории. Все данные, полученные в ходе проведения этих исследований, помогают увидеть объективную картину текущей ситуации, принять более качественные решения, правильно определить стратегии, методы, выбрать используемые инструменты.

Подразумевает все, что связано с производством продукции, начиная с разработки и освоения технологий и заканчивая организацией материально-технических ресурсов. Производственная функция маркетинга позволяет улучшить качественные характеристики товара и, как следствие, его конкурентоспособность.

3. Функция управления и контроля.

Любая деятельность на предприятии требует контроля и управления – в этом заключается еще одна функция маркетинга. Грамотная реализация управленческой структуры, отделы планирования и прогнозирования, организация коммуникации и обеспечение информацией – без всего этого не обойтись ни одному крупному предприятию.

Подразумевает мероприятия, нацеленные на повышение продаж и стимулирование спроса: грамотное ценообразование, создание ассортимента, соответствующего спросу и желаниям потребителей, продвижение и реклама, стимулирование сбыта.

Данная функция подразумевает разработку и внедрение в производство инновационных технологий, создание нового товара или услуги.

Методы маркетинга

Все вышеописанные задачи и функции выполняются следующими методами маркетинга:

планирование и прогнозы;

разработка политики ценообразования;

PR и рекламные методы;

Маркетинг – обширная область деятельности предприятия, потому и методы в разных ситуациях могут кардинально отличаться.

Сферы маркетинга

Сферы маркетинга (области применения):

потребительские товары – вся та продукция, которую мы приобретаем в магазинах (еда, одежда, техника и т. д.);

потребительские услуги – рынок услуг, предоставляемых обычным людям (образование, юриспруденция, авиаперевозки, парикмахеры и т. д.);

средства производства – продукция, связанная с производством других продуктов (техника, сырье, производственные услуги и т. д.);

собственность – рынок недвижимости и ценных бумаг;

опыт – рынок трудоустройства;

идеи и информация – сфера деятельности по предложению новых идей и информации;

события – мероприятия различного характера, от выставок до спортивных соревнований;

личности – рынок знаменитостей;

географические территории – рыночная борьба за территории (туристические точки внимания, размещение офисов, производственных мощностей).

По сути своей маркетинг – это универсальный инструмент, который можно применить практически везде. Все, что требует продвижения или конкурентной борьбы, подпадает под область применения маркетинга.

Виды маркетинга

Классификация осуществляется по нескольким различным признакам.

демаркетинг – направлен на снижение спроса, так как тот слишком высокий и компания не способна удовлетворить его;

конверсионный – вид маркетинга, направленный на создание спроса, так как тот слишком низкий;

стимулирующий – применяется при нулевом спросе. Задача – стимуляция спроса с учетом причин его отсутствия;

развивающий маркетинг – направлен на конвертацию потенциального спроса в реальный. Например, изучение потребностей аудитории и создание нового продукта, который эти потребности закроет;

ремаркетинг – направлен на возврат ушедших клиентов с помощью дополнительного мотивирования. При падении спроса создаются УТП и условия, способные этот спрос оживить. Например, если человек зашел на сайт, положил товар в корзину, а затем закрыл вкладку, так и не оформив заказ, можно предложить ему скидку на этот товар с помощью контекстной рекламы;

синхромаркетинг – применяется в ситуациях, когда спрос колеблется (например, сезонные продажи). Цель – стабилизировать спрос путем повышения цен в пики популярности и снижения во время падения спроса;

поддерживающий – тип маркетинга, направленный на поддержание имеющегося спроса, который соответствует предложению;

противодействующий маркетинг – применяется в ситуациях, когда на вредную продукцию есть постоянный иррациональный спрос. Его необходимо свести к нулю. Пример – табачная и алкогольная продукция.

недифференцированный – когда продукция предназначена для всех сегментов рынка;

концентрированный – когда продукция предназначена для определенного сегмента рынка;

дифференцированный – когда продукция предназначена для нескольких сегментов рынка (для каждого отдельное предложение).

По типу потребителя:

B2B (Business to business) – продукт предназначен для бизнеса. Например, услуги рекламного агентства;

B2C (Business to Customer) – продукт предназначен для конечного потребителя (человека). Например, еда, одежда.

По типу места применения:

онлайн-маркетинг (интернет-маркетинг) – применяется в онлайн-пространстве;

офлайн-маркетинг – применяется в офлайн-пространстве.

Стратегии маркетинга

Так же как и виды, стратегии маркетинга классифицируют по нескольким признакам.

По направлению деятельности:

расширение рынка – горизонтальное развитие компании. Направлено на повышение конкурентных характеристик, охват большей доли рынка по уже существующим товарам;

инновации – вертикальное развитие компании. Направлено на освоение новых областей, создание новой для рынка продукции, по которой еще нет конкуренции;

диверсификация – движение компании в новом направлении (производство нового продукта, предоставление новой услуги). Желательно в том, в котором отсутствует или минимальная конкуренция. Данная стратегия применяется, когда компании слишком тяжело конкурировать в текущем направлении;

сокращение – реорганизация с целью повышения эффективности работы.

По охвату рынка (аналогично видам):

стратегия недифференцированного маркетинга – направлена на массовый охват;

стратегия дифференциации – охват нескольких сегментов с отдельным предложением для каждого;

стратегия индивидуализации – направлена на охват конкретного сегмента аудитории.

Маркетинговая стратегия компании является основным, фундаментальным элементом. Именно выбранная стратегия определяет дальнейшую работу, используемые методы, инструменты. Для грамотного выбора стратегии маркетолог предприятия обязан знать текущее состояние рынка, положение компании в нем и объективно оценивать имеющиеся ресурсы. Вся эта информация должна быть добыта исключительно опытным и аналитическим путем. Стратегия должна включать в себя:

аналитические данные по рынку, конкурентам, потребителям;

объективную оценку возможностей самого предприятия и его конкурентов;

пути «обгона» лидеров рынка,либо «отрыва» от конкурентов, если компания сама является лидером;

грамотно поставленные цели;

позиционирование предприятия, методы позиционирования;

методы и инструменты продвижения;

экономическое обоснование всех вышеизложенных аспектов.

Маркетинговый план

Маркетинговый план – это документальное представление принятых стратегий. Иными словами, это документ, бумага, на которой расписан каждый этап, каждый шаг компании. Маркетинговый план подразумевает не только теоретическую, но и практическую часть. В нем описано, кто, что и как делает. Буквально каждый шаг каждого сотрудника предприятия. При составлении плана необходимо руководствоваться следующими принципами маркетинга.

Принцип скользящего планирования – компания должна быть готова к регулярному внесению правок в имеющийся план в зависимости от меняющейся ситуации на рынке.

Принцип дифференциации – предполагает, что у каждого сегмента ЦА свои вкусы, потребности и «боли». Продвигаемый товар или услуга может понравиться не всем, следовательно, компания должна быть готова к обслуживанию каждого сегмента отдельно.

Принцип многовариантности – компания должна быть готова к разным вариантам развития событий. Все они должны быть прописаны и проработаны в одном или отдельных маркетинговых планах.

Интернет-маркетинг

Интернет-маркетинг (ИМ) – это отдельная наука. Деятельность маркетологов в Сети отличается от деятельности маркетологов в офлайн-пространстве. Помимо традиционных методов и инструментов, применяемых в офлайне, в ИМ есть свои уникальные способы продвижения и продаж. К ним относят:

SEO (Search Engine Optimization) – поисковая оптимизация, направленная на получение максимально высоких позиций сайта в поисковиках. Это бездонный источник трафика, где свою целевую аудиторию сможет найти каждый средний и малый бизнес;

поисковая контекстная реклама – показ текстовых рекламных объявлений на первых строчках поисковой выдачи без необходимости оптимизировать сайт. Контекст позволяет нацелиться на максимально «горячий» трафик. Рекламодатель сам выбирает, по каким запросам показывать свои объявления. Зная, что именно вводит целевой потребитель в поисковую строку, можно получить очень хороший ROI; какие функции выполняет маркетинг. Смотреть фото какие функции выполняет маркетинг. Смотреть картинку какие функции выполняет маркетинг. Картинка про какие функции выполняет маркетинг. Фото какие функции выполняет маркетинг

медийная контекстная реклама – показ рекламных объявлений на тематических площадках (сайтах). Такая реклама показывается только заинтересованным в продукте пользователям (на основе их действий в Сети, интересов, посещаемых страниц, вводимых в поисковую строку запросов и т. д.). В отличие от поисковой рекламы содержит медийный контент (изображение, видео), способный повысить CTR (кликабельность); какие функции выполняет маркетинг. Смотреть фото какие функции выполняет маркетинг. Смотреть картинку какие функции выполняет маркетинг. Картинка про какие функции выполняет маркетинг. Фото какие функции выполняет маркетинг

маркетинг в социальных сетях (SMM) – позволяет создать официальное представительство в соцсетях, общаться с аудиторией и совершать онлайн-продажи. SMM – это не только реклама и продвижение компании, это возможность повышения лояльности и доверия целевой аудитории, это возможность наладить контакт с потребителем и сблизиться с ним;

таргетинг – реклама в социальных сетях. Таргетированную рекламу стоит выделить в отдельную группу, так как это самостоятельный инструмент для продвижения товаров, услуг, сайтов через социальные сети. Пользователи сами оставляют информацию о себе, своих интересах и потребностях, чем и пользуются маркетологи в таргетинге; какие функции выполняет маркетинг. Смотреть фото какие функции выполняет маркетинг. Смотреть картинку какие функции выполняет маркетинг. Картинка про какие функции выполняет маркетинг. Фото какие функции выполняет маркетинг

баннерная реклама – аналог медийно-контекстной рекламы, только в данном случае рекламодатель сам выбирает площадки, где будет размещена реклама, и договаривается с их владельцами. Объявление показывается всем посетителям сайта;

e-mail-маркетинг – рассылка сообщений через электронную почту. Используется не как способ привлечения новых клиентов, а как способ удержания существующих и мотивирования повторных продаж.

Маркетинг – это важный аспект работы любого предприятия. Это философия бизнеса. Без него невозможно выжить на рынке, без него компания не способна развиваться. Успешное применение маркетинговых стратегий, методов и инструментов позволяет компаниям расти, обходить конкурентов и увеличивать свои доходы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *