какие функции выполняет мода

ФУНКЦИИ МОДЫ

какие функции выполняет мода. Смотреть фото какие функции выполняет мода. Смотреть картинку какие функции выполняет мода. Картинка про какие функции выполняет мода. Фото какие функции выполняет мода какие функции выполняет мода. Смотреть фото какие функции выполняет мода. Смотреть картинку какие функции выполняет мода. Картинка про какие функции выполняет мода. Фото какие функции выполняет мода какие функции выполняет мода. Смотреть фото какие функции выполняет мода. Смотреть картинку какие функции выполняет мода. Картинка про какие функции выполняет мода. Фото какие функции выполняет мода какие функции выполняет мода. Смотреть фото какие функции выполняет мода. Смотреть картинку какие функции выполняет мода. Картинка про какие функции выполняет мода. Фото какие функции выполняет мода

какие функции выполняет мода. Смотреть фото какие функции выполняет мода. Смотреть картинку какие функции выполняет мода. Картинка про какие функции выполняет мода. Фото какие функции выполняет мода

какие функции выполняет мода. Смотреть фото какие функции выполняет мода. Смотреть картинку какие функции выполняет мода. Картинка про какие функции выполняет мода. Фото какие функции выполняет мода

1.Инновационная — мода стимулирует экспериментальное начало в обще­стве и культуре, поиск нового, выявляет новые, более совершенные по срав­нению с предыдущими, культурные образцы.

2. Регулятивная — мода внедряет в образ жизни новые формы поведения и новые культурные образцы, отбирая из множества культурных моделей одну, которая на какое-то время становится нормой, облегчая человеку выбор и помогая тем самым приспосабливаться к меняющемуся миру. Мода обеспечивает возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготавливает к ближайшему будущему.

3.Психологическая — мода удовлетворяет психологические потребности человека в новизне, создавая иллюзию изменений, в самовыражении, компен­сирует неудовлетворенность своим социальным статусом. Мода является спо­собом эмоциональной разрядки, будучи элементом механизма защиты от психологических перегрузок, предлагая готовые образцы поведения личности в массовом масштабе.

4.Социальная — мода приобщает человека к социальному и культурному наследию, помогает восприятию определенных социальных норм и ценностей и способствует воспроизводству определенной социальной системы. Кроме того, мода регулирует социальное напряжение в обществе, выполняя регулирующую функцию, одновременно обозначая и маскируя социальное неравенство.

5.Престижная — мода обозначает социальный статус, демонстрируя либо высокий социальный статус, либо создавая иллюзию более высокого социального статуса. Путем подражания модным стандартам и объектам элитарных социальных групп мода позволяет преодолевать чувство неполноценности.

6. Коммуникативная — мода представляет собой одну из форм массовой коммуникации.

7.Экономическая — мода является формой потребления и формой рекламы новых товаров, регулятором поведения потребителей и средством расширения сбыта. Мода влияет на поведение человека в сфере потребления, на формирование определенной структуры потребностей. В области моды вырабатываются стандарты потребления и социальные образы вещей.

8. Эстетическая — мода удовлетворяет эстетические потребности, отражая особенности массового эстетического вкуса, является способом распространения и изменения эстетических оценок в обществе. Современная мода отражает изменения, происходящие в обществе, соответствующие переходному периоду от индустриального общества к постиндустриальному (эпоха постмодерна), который отвергает иерархическую систему норм и оценок. Многообразие, плюрализм и принципиальный эклектизм постмодерна привели к тому, что в современной моде отсутствует единый для всех модный стандарт, как это было раньше (так же, как отсутствует понятие хорошего вкуса). Различные социальные группы имеют различные системы ценностей и соответственно различные множественные и постоянно изменяющиеся модные стандарты. Вместо одной «моды» мы наблюдаем много «мод», так как мода связана с образом жизни и особенностями поведения определенной социальной группы.

Источник

Структура и функции моды

Мода является важнейшим фактором эволюции не только костюма, но и современного общества в целом. Изучать моду как особый феномен человеческой культуры начали еще в конце XVIII в., трактуя ее как эстетическое явление, связанное прежде всего с изменением эстетического идеала и вкуса в области искусства и в костюме. Однако понять истинную сущность явления «мода», раскрыть глубинные механизмы ее возникновения и функционирования в обществе дал возможность социологический подход к изучению моды. Исследователи моды в конце XIX—XX вв. рассматривали моду прежде всего как социальный феномен, анализируя социальные причины ее происхождения и развития, а также социальные, экономические и культурные последствия ее действия. Моду изучали с самых разных точек зрения: социальной психологии и психоанализа, экономики рыночного капитализма и культурологии, — и в каждом случае мода представала как важнейший компонент современного человеческого общества, определяющий динамику его развития. Дизайнеру, создающему культурные образцы, которые могут стать (а в ряде случаев и должны стать) модными, необходимо иметь целостное представление о природе модного феномена, ведь мода является одним из регуляторов социальных и экономических отношений в современном обществе.

В каждом европейском языке есть слово, аналогичное русскому «мода» (от лат. modus — мера, правило, предписание, образ действия): французское «mode», итальянское «moda», немецкое «Mode», английское «mode», хотя чаще употребляется «fashion».

Многие исследователи моды давали ее толкование исходя из того, что мода связана с правилами массового поведения. Можно предложить несколько подобных определений понятия «мода»:

Мода — это особый способ, образ, мера обработки социальной информации (определение психолога Л.Петрова).

Мода — тип реагирования на нововведения, свойственный значительному количеству людей. Она зачастую проявляется в периодической смене объектов выбора, как новый образ действия или мышления (определение социального психолога Э.Богардуса).

Мода наряду с обычаем и социальными институтами (правом) является формой социальной регуляции поведения. Мода — специфическая регуляция, обусловливающая периодическую смену и циклический характер развития образцов массового поведения (определение социолога А. Гофмана).

Мода распространяется на все явления культуры — на все, что относится к материальным и духовным ценностям и находится в процессе изменения: искусство, литература, наука (особенно медицина, социология, экономика, философия), техника, политика, идеология, спорт. Дизайн является областью культуры, в которой активно действуют механизмы моды. Может быть мода на действия, идеи, вещи. Структура моды состоит из следующих элементов:

1) модные стандарты. Модный стандарт — способ или образец поведения или действия;

2) модные объекты. Модные объекты могут быть материальными и немате­риальными — это вещи, идеи, слова и их свойства;

3) модные значения, или ценности моды. Когда модный стандарт или объект приобретает модное значение, он становится модным, когда утрачивает модное значение — «выходит из моды». Каждое проявление моды предоставляет возможность ее последователям стремиться к достижению определенных ценностей. Выделяют первичные (внутренние) ценности моды: современность, универсальность (мода не признает никаких границ, кроме временных), демонстративность (мода является способом коммуникации и позволяет демонстрировать социальный статус и сообщать информацию о себе), игра (мода связана с эвристической творческой деятельностью, стимулирует поиск нового, создание нового и открытие старого в качестве нового). Культурология XX в. рассматривает игру как универсальный элемент человеческой культуры. Игра является формой постижения мира, а мода — одной из форм игрового поведения, следования своеобразным «правилам игры» (модные стандарты). Мода также связана с понятиями «ролевая игра» и «социальная роль», являясь знаком определенного социального статуса или имитации социального статуса. Существуют также вторичные (внешние) ценности моды, которые определяются конкретной ситуацией и категорией участников моды, которые могут преследовать противоположные ценности: социальное равенство или элитарность, красоту или комфорт (удобство) и т.п. Вторичные ценности демонстрируют отношение человека к миру и самому себе, к обществу и социальным институтам, к природе (экологические ценности);

4) модное поведение участников моды — поведение, ориентированное на модные стандарты, объекты и ценности.

Моде свойственны следующие функции:

1.Инновационная — мода стимулирует экспериментальное начало в обществе и культуре, поиск нового, выявляет новые, более совершенные по сравнению с предыдущими, культурные образцы.

2.Регулятивная — мода внедряет в образ жизни новые формы поведения и новые культурные образцы, отбирая из множества культурных моделей одну, которая на какое-то время становится нормой, облегчая человеку выбор и помогая тем самым приспосабливаться к меняющемуся миру. Мода обеспечивает возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготавливает к ближайшему будущему.

3.Психологическая — мода удовлетворяет психологические потребности человека в новизне, создавая иллюзию изменений, в самовыражении, компенсирует неудовлетворенность своим социальным статусом. Мода является способом эмоциональной разрядки, будучи элементом механизма защиты от психологических перегрузок, предлагая готовые образцы поведения личности в массовом масштабе.

4.Социальная — мода приобщает человека к социальному и культурному наследию, помогает восприятию определенных социальных норм и ценностей и способствует воспроизводству определенной социальной системы. Кроме того, мода регулирует социальное напряжение в обществе, выполняя регулирующую функцию, одновременно обозначая и маскируя социальное неравенство. Мода позволяет демонстрировать либо высокий социальный статус, либо создавать иллюзию более высокого социального статуса. Путем подражания модным стандартам и объектам элитарных социальных групп мода позволяет преодолевать чувство неполноценности. Различные социальные группы имеют различные системы ценностей и соответственно различные множественные и постоянно изменяющиеся модные стандарты. Вместо одной «моды» мы наблюдаем много «мод», так как мода связана с образом жизни и особенностями поведения определенной социальной группы.

5.Престижная или сословная функция проявляется в том, что во все времена одеждой старались подчеркнуть достоинство и общественное положение человека, принадлежность владельца к определенному сословию. Длина шлейфа в средневековье и количество израсходованного материала на платье, ширина кринолина, цветовое решение костюма, наличие отделки из драгоценных камней и т.п.

6.Коммуникативная — мода представляет собой одну из форм массовой коммуникации.

7.Экономическая — мода является формой потребления и формой рекламы новых товаров, регулятором поведения потребителей и средством расширения сбыта. Мода влияет на поведение человека в сфере потребления, на формирование определенной структуры потребностей. В области моды вырабатываются стандарты потребления и социальные образы вещей.

8.Эстетическая — мода удовлетворяет эстетические потребности, отражая особенности массового эстетического вкуса, является способом распространения и изменения эстетических оценок в обществе. Многообразие, плюрализм и принципиальный эклектизм постмодерна привели к тому, что в современной моде отсутствует единый для всех модный стандарт, как это было раньше (так же, как отсутствует понятие хорошего вкуса).

9. Функция биостимулирования и обновления. В течение жизни, в течение года, сезона и даже в течение суток нам хочется выглядеть по-разному. Нам удобно одевать ту или иную одежду и всегда мы ощущаем стремление к обновлению. Вспомните, с каким удовольствием в конце зимы мы снимаем немного надоевшую верхнюю одежду и облачаемся в модные легкие плащи и куртки.

10. Эротическаяфункция моды прослеживается и в историческом и в современном костюме, от декольте и прозрачных тканей, которые привлекали женщин еще в эпоху Наполеона до современных мини юбок и просвечивающихся материалов. Эротичность заметна и в плотном облегании женских брюк и в коротких топах.

11. Функция стимулирования потребления и функция стимулирования производства. Благодаря развитию и изменению моды потребитель чаще, нежели этого требует необходимость в одежде покупает новинки моды или изделия, соответствующие направлению моды. Специалисты на производстве также стараются не отстать от моды, т.е. систематически обновляют ассортимент выпускаемой продукции, более модными изделиями.

Источник

Гофман А. Б. Семь социальных функций моды (из книги «Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения»)

Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. Глава 7. СПб: Питер, 2004. С. 164-182.

Основной постулат социологии в действительности состоит в том, что созданный людьми институт не может основываться на ошибке и обмане; в противном случае он не мог бы сколько-нибудь долго сохраняться. Если бы он не коренился в природе вещей, он встретил бы в ней сопротивление, которое не смог бы преодолеть.
Эмиль Дюркгейм. Элементарные формы религиозной жизни

Для того, чтобы распознавать социальную функцию костюмов, необходимо научиться читать эти знаки (костюмы) так же, как мы учимся читать на других языках и понимать их.
П. Г. Богатырев. Функции национального костюма в Моравской Словакии

1. О трех социальных функциях моды

Под социальной функцией в социологии чаще всего понимают влияние того или иного явления на социальную систему, его последствия для социальной системы в целом. Соответственно, выявление социальных функций моды предполагает ответ на вопрос: «Что она «делает» для социальной системы, какова ее роль в этой системе?».
В самом общем виде можно дать такой ответ на поставленный вопрос: «Мода регулирует поведение индивидов и групп, составляющих социальную систему, и способствует адаптации последней к изменяющимся внутренним и внешним условиям ее существования». Но столь общего ответа, разумеется, недостаточно, тем более что ту же или подобную функцию выполняет практически любое более или менее масштабное социокультурное явление, существующее более или менее продолжительное время. Названная общая функция реализуется посредством ряда частных функций, которые мы и постараемся здесь рассмотреть, не претендуя при этом ни на охват всех функций, ни на полноту их анализа.
Обратимся вначале к уже существующим трактовкам. Естественно, представление об основных функциях моды непосредственно вытекает из общей концепции моды; иными словами, ответ на вопрос «Что она «делает» в обществе?» неразрывно связан с ответом на вопрос, что она представляет собой по существу. Так, например, интерпретация моды как преимущественно социально-статусного явления выдвигает на первый план функцию выражения социально-статусных различий. Эгалитаристская концепция, моды подчеркивает ее уравнительную функцию. Трактовка моды как явления эстетического порождает представление о том, что ее основная функция – удовлетворение эстетической потребности. Рассмотрение моды в качестве социально-коммуникативного явления влечёт за собой истолкование коммуникации как ее основной функции. Разнообразные психологические трактовки акцентируют внимание на роли моды в удовлетворении тех или иных психических потребностей человека: в новизне, самовыражении, выражении бессознательных импульсов (психоаналитические концепции) и т. д.
В свою очередь, понимание функций моды часто определяет понимание исследователем ее сущности; иными словами, общая концепция моды является преимущественно функционалистской: через функции описывается мода как таковая.
В конце 60-х годов итог различных трактовок социальных функций моды подвел известный американский социолог и социальный психолог Г. Блумер в «Международной энциклопедии социальных наук», и с тех пор в изучении этого вопроса не произошло радикальных изменений. Отмечая в целом, что вопрос о социальной роли моды еще не получил удовлетворительного ответа, Г. Блумер следующим образом резюмирует наиболее типичные трактовки ее социальных функций. Мода обеспечивает возможность:

2. Еще о четырех социальных функциях моды

Источник

Функции моды

Огромное влияние моды, ее распространение в культурной и социальной жизни общества, влияние на экономику, объясняется тем, что мода выполняет определенные важные культурные, социальные функции. Под функцией чаще всего понимается влияние того или иного явления на систему, его последствия для системы в целом.

В конце 60-х годов XX в. итог различных трактовок социальных функций моды подвел Г. Блумер в «Международной энциклопедии социальных наук». А. Гофман [1, с. 166−184] и М. Килошенко [3, с. 62−63] определяют функции моды следующим образом:

· функция социальной дифференциации и нивелирования;

· функция психофизиологической разрядки;

· функция создания и поддержания единообразия и разнообразия в культурных образцах.

Кроме этих функций, моде присущи:

Инновационная функция.Сфеноменом моды связывают быстрые и масштабные изменения внешнего окружения людей. Тем самым полагая, что мода сама по себе стимулирует экспериментальное начало и поиск нового в обществе, культуре, промышленности, выявляет новые, более совершенные по сравнению с предыдущими культурные образцы. Действие моды распространяется на самые различные сферы социально-экономической и культурной жизни. Мода не только увеличивает инновационный потенциал общества, готовность к созданию, внедрению и принятию нововведений. Она способствует адаптации общества, групп, индивидов к изменяющимся условиям их существования, как внутренним, так и внешним.

Коммуникативная функция. Мода представляет собой одну из форм массовой коммуникации. Модная коммуникация состоит в том, что от одних людей к другим передаются модные стандарты, т. е. определенные правила поведения и культурные образцы, наделяемые модными значениями. Вместе с этими стандартами происходит передача обозначаемых ими ценностей моды.

Функция социализации. Социализация − процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, принятых в данном обществе. Мода − одно из средств приобщения человека к социальному и культурному опыту, к восприятию и усвоению определенных социальных норм и ценностей, отсюда ее особое значение для молодежи. Примером этому является приобщение к музыке, живописи, театру.

Следование моде тесно связано с конформизмом, который предполагает некий конфликт между личностью и группой, расхождение их взглядов, желаний, интересов. При этом личность вынуждена приспосабливаться к ценностям группы, либо отказываясь от собственных убеждений, либо маскируясь под стандарты, принятые группой. Мода смягчает конфликт между необходимостью подчиниться и необходимостью индивидуального выделения, обеспечивая одновременно и то, и другое.

Функция социальной дифференциации и нивелирования. В отношении классовой и социально-групповой структуры мода выполняет две противоположные функции: демаркационную (разделяющую) и нивелирующую (сглаживающую).

Демаркационная функция была присуща моде изначально. Зиммель отмечает, что функция моды состоит именно в том, чтобы «внутренне соединить определенный круг, вместе с тем, чтобы отделить его от других» [11, с. 136]. Классовые, социальные и групповые различия проявляются посредством определенных модных стандартов, например, в одежде, в посещении клубов, выборе мест отдыха.

В одежде для этого существует так называемый «dress code» − буквально «одежный код», позволяющий определить род занятий человека или его принадлежность к некой социальной группе. Так, в уличной молодежной толпе легко узнать разные облики молодежных «субкультур» − агрессивно выглядящие панки в тяжелых ботинках, декоративные металлисты в заклепках и цепях, рэперы, рокеры.

Нивелирующая функция моды состоит, наоборот, в размывании социально-групповых отличительных признаков вследствие того, что мода становится массовой, и особенности моды отдельных социальных групп становятся всеобщим достоянием. Отдельные стандарты и образцы, обозначающие в течение какого-то времени социальную принадлежность, в результате всеобщего принятия перестают выполнять эту свою знаковую функцию.

Функция социального престижа. В обществе мода всегда выступает как один из факторов повышения (или понижения) престижа тех или иных явлений, ценностей, образцов. Поддержание престижа как основную функцию моды подчеркивали Г. Зиммель и Т. Веблен.

Психоаналитики трактовали следование моде как способ преодоления чувства неполноценности человека, возникающего в результате неудовлетворенности своим социальным положением. Приверженность моде компенсирует отсутствие престижа: «Изменение в одежде дает иллюзию изменения личности, домохозяйка в фартуке чувствует себя как служанка, в вечернем платье − она уже чувствует себя леди» (Пол Нистром).

Л. И. Ятина [31], анализируя современную моду, отмечает, что если даже абстрактная модель (престиж фирменного знака), а не реальная стоимость обладает «виртуальным» социальным статусом, то привлекательность собственно модели, независимо от того, приобретают ли и носят ли ее реальные люди, будет легко «конвертироваться» в престижность «реального» социального статуса.

какие функции выполняет мода. Смотреть фото какие функции выполняет мода. Смотреть картинку какие функции выполняет мода. Картинка про какие функции выполняет мода. Фото какие функции выполняет мода

Для моды важно, что и как выбирается. Следование моде вызывает уважение у самого потребителя (внутренний престиж), так и у его социальной среды (внешний престиж).

Современная мода, «производя» модность того или иного объекта, придает ему социальный статус, т. е. положение, связанное с определенными общественно признаваемыми притязаниями на социальные блага.

Модность предшествует престижу, престиж − богатству и авторитету. Если когда-то престиж мог быть прямым следствием богатства и власти, то теперь зачастую богатство и власть становятся следствием престижа, т. е. следствием следования моде.

Функция психофизиологической разрядки (или психофизиологического комфорта). В современных условиях эта функция моды особенно значима. Утомляемость нервной системы и психики человека в современной жизни с ее динамизмом и интенсивностью чрезвычайно высока.

Американский социолог Дж. К. Гэлбрейт указал на то, что следование моде связано с определенной психической реакцией. Модные вещи вызывают у потребителя чувство личного успеха, равенства с соседями, освобождают его от необходимости думать, вызывают сексуальные потребности, обещают ему престиж в обществе, улучшают его физическое самочувствие, содействуют пищеварению, сообщают внешнему облику привлекательность в соответствии с общепринятыми стандартами, удовлетворяют психические запросы. В противном случае человек чувствует себя ущемленным, вне нормы.

Ношение модной одежды усиливает ощущение психофизиологического комфорта личности. Приобретение новых модных вещей считается одним из эффективных способов получения радостных и приятных эмоций: это явление даже получило в настоящее время специальное название − «шопинг».

Мода сводит к стереотипу человеческое поведение, эмоции, вкусы. Принимая готовый модный стандарт человек не тратит время и энергию на плаванье в океане новых вещей. Мода исключает подлинный выбор, предлагая человеку готовые варианты, стандартные образцы поведения, которым можно бездумно следовать, и вместе с тем поддерживает иллюзию развития индивидуальности. В этом как раз проявляется защитная, компенсаторная функция моды.

Функция создания и поддержания единообразия и разнообразия в культурных образцах. Единообразие проявляется в том, что благодаря моде один и тот же культурный образец (музыкальные или литературные произведения, произведения живописи) усваивается и принимается в качестве своего множеством людей, различными социальными группами и глобальными обществами. Именно за порождаемое модой единообразие ее часто критикуют, обвиняя ее в повсеместной стандартизации и утверждении одинаковых вкусов. Однако с таким же успехом мода стимулирует к различию. Следование моде выявляет отношение человека к обществу, к окружающему миру, к самому себе. С одной стороны, личность хочет сохранить свою индивидуальность, с другой стороны, стремится идентифицировать себя с другими членами общества. Скрытое желание подчиниться моде борется со стремлением быть независимым от нее, не подражать другим, а отличаться от них.

Эстетическая функция. Мода удовлетворяет эстетические потребности, отражая особенности массового эстетического вкуса, является способом распространения и изменения эстетических оценок в обществе. Современная мода отражает изменения, происходящие в обществе, соответствующие переходному периоду от индустриального общества к постиндустриальному (эпоха постмодерна), который отвергает иерархическую систему норм и оценок. Многообразие, плюрализм и принципиальный эклектизм постмодерна привели к тому, что в современной моде отсутствует единый для всех модный стандарт, как это было раньше (так же, как отсутствует понятие хорошего вкуса). Различные социальные группы имеют различные системы ценностей и соответственно различные множественные и постоянно изменяющиеся модные стандарты. Вместо одной «моды» мы наблюдаем множество «мод», так как мода связана с образом жизни и особенностями поведения определенной социальной группы.

Экономическая функция. Мода является формой потребления и формой рекламы новых товаров, регулятором поведения потребителей и средством расширения сбыта [27]. Мода влияет на поведение человека в сфере потребления, на формирование определенной структуры потребностей [2]. В области моды вырабатываются стандарты потребления и социальные образы вещей. Например, при продаже одежды мода − это компонент, который способствует успешной продаже, так как потребность в моде переносится на потребность в новой одежде, при этом одежда входит в число базовых человеческих потребностей, а мода − нет.

Дата добавления: 2015-02-09 ; просмотров: 109 ; Нарушение авторских прав

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *