какие функции выполняет образовательная программа доу
Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ в соответствии с ФГОС
Ольга Кабанкова
Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ в соответствии с ФГОС
Главными целями любого дошкольного образовательного учреждения являются обеспечение доступности, повышение качества и эффективности дошкольного образования.
Методическая служба в ДОУ относится к управленческой деятельности, т. к. призвана направлять работу педагогического коллектива на решение задач образовательной программы. Поэтому грамотная организация методической службы невозможна без знания основных особенностей и закономерностей управленческой деятельности
Понятие качества образования многогранно, включает не только качество образованности и уровень развития воспитанников, но и качество воспитательно-образовательного процесса – педагогического мастерства, образовательной предметно-развивающей среды.
Процесс организации методической работы, как и любой управленческой деятельности, цикличен, представляет собой совокупность связанных между собой стадий, составляющих законченный круг развития.В каждом цикле методической работы можно выделить несколько направлений: педагогический анализ, планирование, организация, контроль, регулирование и коррекция.
Педагогический анализ позволяет мне оценить педагогический процесс,
выявить причины, определяющие уровень воспитательно-образовательной работы. На основе проведенного анализа вырабатываются рекомендации по совершенствованию педагогического процесса в ДОУ.
По результатам наблюдений за работой воспитателей и специалистов я выявила, что основным методом работы педагогов с детьми (как того и требует программа) является педагогика сотрудничества, когда воспитатель и ребенок общаются и действуют «на равных». Педагоги обращают особое внимание на создание проблемных ситуаций, экспериментально- поисковой и строительно-конструктивной деятельности, в которой ребенок может ярко проявить себя, выразить свое истинное отношение к тем или иным явлениям. Широко используются ими и игровые методы, активизирующие самостоятельность и инициативу ребенка, его творческие способности. Учитывая актуальность реформирования Российского образования, изменения и совершенствования содержания образования, форм и методов обучения, деятельность детского сада № 65 комбинированного вида направлена в первую очередь на повышение качества образования, доступность и эффективность.
За текущий учебный год в рамках открытого просмотра педагогического процесса проведена непосредственно образовательнаядеятельность по темам:
«Знаменитый утенок Тим»
«Развитие мелкой моторики и творческих способностей детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности», дети старшего дошкольного возраста изучали свойства бумаги.
«Путешествие в страну музыкальных инструментов» средний дошкольный возраст.
«В гостях у золотой рыбки» младший дошкольный возраст.
Мастер-класс «Квиллинг», который проводили дети подготовительной к школе группы и их воспитатель. Мастер-класс проходил в стенах ОГИ.
Артикуляционная гимнастика в группе компенсирующей направленности.
При организации образовательного процесса были учтены принципы интеграции образовательных областей.
В результате образовательной деятельности у детей получаются вот такие шедевры.
Приоритетными направлениями работы детского сада являются театрализованная деятельность детей дошкольного возраста и приобщение детей к истокам русской народной культуры Подмосковья в условиях городского детского сада. Накоплен большой опыт, созданы костюмы, как сценические, так и фольклорные, сшитые по всем канонам русского народного костюма. Работа ведется систематически, 2 раза в год по этим направлениям работает школа передового педагогического опыта.
Педагогический коллектив, понимая значение игровой деятельности в жизни дошкольников, уделяет особое внимание её развитию. В группах имеются специально оборудованные уголки для сюжетно – ролевых игр, театральные зоны. Игры переходят в праздники. В детском саду прошел КВН по правам ребенка, праздник встречи с летом, Масленица, в гости приходил сотрудник ГИБДД, День защитника отечества дети с родителями встретили спортивным состязанием, а мамы в свой праздник не прочь были поучаствовать в веселых играх детей.
В нашем детском саду 2 года работает творческая группа. Целью деятельности творческой группы является создание условий для профессионального общения педагогов, развития их творческой активности, формирования и совершенствования профессиональных умений и навыков. В начале учебного года разрабатывается план работы. Это конкурсы для воспитателей, родителей, детей. Участие в конкурсах не является обязательным, но за участие дается сертификат на уровне ДОУ, который учитывается при аттестации.Вашему вниманию представлены конкурсы: «Украшение группы к Новому году», номинация «Необычные елки»; «Рождественская звезда» (поделки детей с родителями); «Огород на подоконнике».
Специалисты ДОУ регулярно проходят курсы повышения квалификации, за последние пять лет на одного педагога в среднем приходится 191,6 часов курсовой подготовки, что составляет 88,7% от необходимой нормы. Выстроенная таким образом работа с кадрами, обеспечила непрерывное образование педагогов, их творческий рост, способствовала созданию атмосферы психологического комфорта в коллективе. Работа педагогического коллектива строилась в рамках основных направлений деятельности учреждения в соответствии с Уставом, в соответствии с поставленными задачами реализуемых программ.
В результате правильно построенного на основе педагогического анализа образовательного процесса, созданных условий и знания технологий, дошкольное учреждение систематически и объективно отслеживает динамику развития детей. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы показывает устойчивую положительную динамику. По сравнению с прошлым учебным годом показатель успешности детей вырос в среднем на 1,2%.
Развитие детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования Возрастные особенности В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия В процессе игры роли.
Анализ основной общеобразовательной рабочей программы дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС Рабочая программа для 2 младшей группы МБДОУ детский сад «Солнышко» с. Большеустьикинское разработанная в соответствии с Образовательной.
Реализация парциальной образовательной программы дошкольного образования «В гостях у сказки» Реализация парциальной образовательной программы дошкольного образования «В гостях у сказки» в МБДОУ Д/с «Веснушки» п. Первомайский.
Необходимое количество и качество социальных услуг, без которых невозможна реализация основной общеобразовательной программы В соответствии с Уставом дошкольного учреждения от 03.12.2015 г. предметом деятельности дошкольного учреждения является• реализация конституционного.
Организация развивающей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования На основании годового плана работы МБДОУ «Детский сад № 30 «Северное сияние» на 2014-2015 учебный год, Положения о внутреннем контроле,.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ «Эффективная организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с основной образовательной программой ДОО» Вопрос.
Особенности организации речевого центра в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования [b]Автор: Картавых Е. А. Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Жемчужинка» г. Тамбова[/b] Особенности организации речевого центра в соответствии.
Презентация адаптированной программы по реализации основной общеобразовательной программы педагога-психолога АДАПТИРОВННАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте 6-7 лет группы.
Разработка основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным стандартом Тема: «Разработка основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного.
Обзор образовательных программ дошкольного образования
Анастасия Косинова
Обзор образовательных программ дошкольного образования
3 слайд – О вариативности в дошкольном образовании. Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается реализацией той или иной программы
В условиях вариативности образования закрепленной в «законе об образовании» для дошкольных учреждений разработан целый ряд отечественных программ нового поколения.
4 слайд – Особенности программ.
1. Системность. Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты, поэтому необходима работа по развитию речи и моторики, зрительного восприятия и зрительно-моторной координации, организации деятельности, запаса сведений, знаний и т. п.
2. Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
3. Соответствие возрастным и функциональным способностям. Индивидуальная программа может быть разработана с учетом особенностей развития каждого ребенка.
6 слайд – Комплексные – Комплексные (или общеразвивающие)— включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих, становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).
Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ
8 СЛАЙД – комплексные программы.
• Программа «Радуга»
• Программа «Детство»
• Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» «Детский сад 2100»
• Программа «Развитие»
• Программа «Одаренный ребенок»
• Программа «Истоки»
• Программа «Преемственность» под редакцией Н. А. Федосовой.
• Программа «Детский сад – дом радости» под. ред. Н. М. Крыловой и др.
Созданная на основе Типовой программы воспитания и обучения в детском саду, она является адаптированным вариантом для российских детских садов.
Цель: охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее воспитание, обучение и подготовка к школе.
Программа предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание и развитие дошкольников в соответствии с из возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями.
Программа воспитания и обучения составлена по возрастным группам (ранний возраст, младший школьный, средний возраст и старший дошкольный возраст).
11 СЛАЙД – Программа От рождения до школы Предусматривает разнообразные виды детской деятельности,
строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника
12 СЛАЙД – учебно- методический комплект программы.
Авторы: Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и др.
Название программы отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального возраста, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.
В программе «Истоки» ребенок является центральной фигурой воспитательного процесса.
• Целеполагание, целенаправленность детской деятельности (в младшем дошкольном возрасте)
• Выходы за пределы действительности и интерес к знаковой системе (в среднем дошкольном возрасте)
• Произвольность психических процессов (в старшем дошкольном возрасте).
15 СЛАЙД – умк программы.
Авторы: Н. О. Березина, И. А. Бурлакова,
Е. Н. Герасимова. Процесс разработки программы на всех этапах сопровождался гигиенической, физиологической и психологической экспертизой.
17 слайд. – В программе предусмотрены:
1. Исключение из образовательного процесса учебной деятельности (для детей 3-6 лет) Образовательная работа осуществляется не на традиционных учебных занятиях, которые часто не слишком интересны ребенку дошкольного возраста, а в ходе организации детских видов деятельности. Значимость и интерес к данным видам деятельности обеспечиваются построением образовательного процесса на основе календаря праздников.
2. Учтена гендерная специфика образования дошкольников. В программе «Успех» впервые учитываются особенности гендерного воспитания, основной целью которого является овладение способами общения и взаимодействия со сверстниками противоположного пола, а также формирование собственной гендерной идентичности (осознание себя в качестве представителя определенного пола).
20 слайд- Содержание программы соответствует,как в настоящей радуге семи различным видам детской деятельности:
Программа является современной интегративной программой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования.
Цель программы состоит в том, чтобы в семье и воспитательно-образовательном учреждении создать благоприятные условия для образования, направленного на развитие личности ребенка, его дарований и способностей как способов самостоятельного решения творческих и других задач, развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника.
В основе лежит важнейший стратегический принцип современной системы образования- его непрерывность, которая на этапах дошкольного и школьного детства обеспечивается тесной координацией трех социальных институтов образования-семьи, детского сада и школы.
Первое направление программы — «Здоровье» — обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их развитие и эмоциональное благополучие. Родителям предоставляется возможность вместе с педагогами и медицинскими работниками детского сада вначале изучить и оценить здоровье каждого ребенка, а затем выбрать индивидуальную тактику для его формирования.
Второе направление программы — «Развитие» — нацелено на развитие личности ребенка (компетентности, инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению) и приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Цель программы: обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.
Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.). В программе Пред-ставлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня. В программе
выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание).
Например, блок «Гуманное отношение»-ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру; назначение блока «Познание» — помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные способы познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.).
• Данная программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет
• Является одним из структурных компонентов образовательной системы «Школа 2100»
Цель программы: подготовка в процессе дошкольного и школьного развивающего обучения грамотной личности как показателя качественного обучения, обеспечение готовности школьника к дальнейшему развитию.
1. Развитие произвольной деятельности
2. Овладение познавательной деятельностью, ее эталонами и средствами
3. Переключение с эгоцентризма на способность видеть происходящее с точки зрения другого человека
4. Мотивационная подготовленность
Этими линиями развития определяется дидактика и содержание дошкольного обучения. Программа «Детский сад 2100» разрабатывалась с учетом накопленного положительного опыта современного дошкольного образования, а также с учетом новейших подходов и научных открытий в данной области. На универсальность данная система не претендует, однако ее авторы убеждены, что она помогает преодолевать негативную тенденцию примитивного представления о дошкольном образовании, а также обеспечивает непрерывное развитие ребенка в условиях единой системы на всех образовательных этапах.
Цель: развитие умственных и художественных способностей детей 3—7 лет.
Программа акцентирована на развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л. А. Венгера о развитии способностей детей.
О самоценности дошкольного периода развития (ребенок не «опекаемый», а «созидатель»)
О развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентированные в окружающем с помощью специфических для дошкольников задач.
Основное отличие предлагаемой программы от использовавшихся ранее программ обучения в детском саду состоит в переносе основного внимания с содержания обучения на его средства. В программе широко используются наглядные модели, в которых выделены и представлены в обобщенном и схематизированном виде основные отношения их компонентов.
• Ознакомление с пространственными отношениями.
• Развитие элементов логического мышления.
• Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.
• Развитие элементарных математических представлений.
• Подготовка к обучению грамоте.
• Подготовка к сюжетно-ролевой игре.
• Ознакомление с природой.
• Ознакомление с элементарными физическими явлениями.
• Изобразительное искусство.
В каждом разделе программы даются основные задачи занятий, указываются те формы образовательной работы, которые не требуют специальных средств обучения и могут быть спланированы самим воспитателем.
36 слайд – программа «Преемственность» Дошкольный компонент данной программы содержит вариативные подходы к организации работы по подготовке детей к школе, включая пропедевтические курсы на базе ДОУ с кратковременным пребыванием детей, учреждения «Начальная школа-детский сад», ОУ, а также в условиях семьи.
37 слайд- Основные положения программы
1. Подготовка к школе носит развивающий характер;
2. Не допускает дублирования программ первого класса;
3. Помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, со взрослыми);
4. Ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных способностей (зону ближайшего развития);
5. Организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности;
6. Готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности.
39 слайд – программа «Кроха» Предлагаемая программа «Кроха» – адаптационная программа к условиям детского сада для детей 1,5-3 лет, учитывающая психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста, и представляющая собой модель взаимодействия детского сада и семьи в этот непростой для ребенка период.
Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Цель программы:
Создать благоприятные условия социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.
• «Мы ждем тебя, малыш!» (предродовая педагогика)
• «Гуленька» (развитие и воспитание детей первого года жизни)
• «Как я буду расти и развиваться» (характеристика особенностей психического развития ребенка от рождения до 3-х лет)
• «Я сам» (развитие и воспитание детей второго и третьего года жизни)
42 слайд – специализированные программы.
«Программа «Юный эколог«(Автор: С. Н. Николаева)
«Наш дом – природа» (Рыжова Н. А.)
Программа «Паутинка» (Автор: Ж. Л. Васякина-Новикова
1. Программа «Природа и художник» (Автор Т. А. Копцева)
2. Программа «Интеграция» (Автор Т. Г. Казакова)
3. Программа «Семицветик» (Авторы: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова)
4. Программа «Конструирование и ручной труд в детском саду» (Автор Л. В. Куцакова)
5. Программа «Умка» — ТРИЗ (Авторы: Л. М. Курбатова и др.)
6. Программа «Гармония» (Авторы: К. В. Тарасова, ТВ. Нестеренко, Т. Г. Рубан)
7. Программа «Малыш» (Автор В. А. Петрова)
8. Программа «Музыкальные шедевры» (Автор О. П. Радынова)
45 слайд- Программы социально-нравственного развития дошкольников
• Программа «Я, ты, мы» (Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина)
• Программа «Я — человек» (Автор С. А. Козлова)
• Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева)
• Программа «Развитие у детей представлений об истории и культуре» (Авторы: Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова)
Программа «Наследие» (Авторы: М. М. Новицкая, Е. В. Соловьева)
Программа «Играйте на здоровье» и технология её применения в ДОУ (Авторы: Волошина Л. Н, Курилова Т. В)
Программа «Искорка» (Автор Л. Е. Симошина)
Программа «Здравствуй!» (Автор М. Л. Лазарев)
Технология «Старт» (Автор Л. В. Яковлева)
Программа «Здоровье» (Автор В. Г. Алямовская)
Программа «Дошкольник и. экономика» (Автор А. Д. Шатова)
Прикреплённые файлы:
Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС до Тема моей презентации: «Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС ДО»Необходимо помнить, что воспитательно.
Анализ образовательных дошкольных программ В настоящее время существует множество образовательных и вариативных программ дошкольного образования. Перед образованием часто встает вопрос,.
Анализ работы по освоению образовательных программ Качественный анализ. Очевиден положительный результат проделанной работы. Результаты мониторинга образовательного процесса показали, что.
Социальная практика подростков через реализацию дополнительных образовательных программ по парикмахерскому искусству и макияж Парикмахерское искусство и макияж тесно связаны с человеком, даже неотделимы от него. Прическа – один из элементов мировой и национальной.
Сравнительный анализ двух образовательных программ ДО Название примерной общеобразо вательной программы «Развитие +» «Радуга» Целевые установки или Концептуальные основы программы Основные.
Консультация «Сравнительный анализ программ дошкольного образования в рамках ФГОС» Консультация по программе «Детский сад 2100» Более доступное и приемлемое содержание Программа «Развитие» Программа «Детский сад 2100».
Внедрение современных образовательных программ и технологий в работу дошкольных организаций. Часть 2 В профессиональной деятельности педагогическим кадрам ДО рекомендуется использовать следующие технологии 1. Технологию развивающего обучения.
Внедрение современных образовательных программ и технологий в работу дошкольных организаций. Часть 3 Информационно-коммуникативные технологии Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные.
Внедрение современных образовательных программ и технологий в работу дошкольных организаций Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский Инновационность.