какие функции выполняет общественное мнение
Функции общественного мнения
1. Экспрессивная функция — самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства.
Таким образом, объективным содержанием общественного мнения государственные институты, их лидеры ставятся в положение контролируемых. Обладая только одной моральной властью, общественное мнение бывает весьма эффективным своим результатам. Этот эффект будет, безусловно, выше, если он подкрепляется разнообразными формами контроля со стороны широких масс населения.
2. Консультативная функция — общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым, если, конечно, институты власти заинтересованы в таких советах. Прислушиваясь к этим советам, политические лидеры, группы, кланы вынуждены корректировать решения, методы управления.
3. Директивная функция общественного мнения проявляется
в том, что общественность выносит решения по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющие императивный характер, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Народ в данных случаях не только дает мандат доверия тому или иному лидеру, но и высказывает свое мнение. Императивные высказывания занимают в политике весьма значительное место.
В зависимости от содержания суждений, сформированных общественностью, мнение может быть оценочным, аналитическим, конструктивным и регулятивным.
Оценочное мнение выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам. В нем больше эмоций, чем аналитических выводов, умозаключений.
Аналитическое и конструктивное общественное мнение тесно связаны между собой: принятие какого-либо решения требует глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементы теоретического мышления, а порой и напряженной работы мысли. Но по своему содержанию аналитическое и конструктивное мнения не совпадают.
Смысл регулятивного общественного мнения состоит в том, что оно вырабатывает и внедряет определенные нормы общественных отношений и оперирует целым сводом не писанных законом норм, принципов, традиций, обычаев, нравов и т.д. Обычно оно реализует тот кодекс правил, который закреплен в нравственном сознании людей, групп, коллективов. Общественное мнение может также выступать в форме позитивных или
Изучение общественного мнения социологическими методами позволяет уловить (при объективном анализе) малейшие его оттенки, тенденции его изменения, уточнить количественное соотношение между различными его оценками, узнать реальную расстановку политических сил. Применять методы социологического анализа можно и при изучении поступающих в различные государственные и общественные организации писем от населения.
Анализ общественного мнения имеет не венного мнения только большое практическое, но и теоретическое значение, способствует развитию наук об обществе. Социология, юридические и политические науки, экономические и этические теории не могут обойтись без такого анализа, пытаясь найти ответы на вопросы типа; «Чего хочет читатель, радиослушатель и т.д.?», «Что по тому или иному поводу думает народ?» и т.п. Верный ответ на подобные вопросы помогает увязывать научную работу с жизнью, теорию с практикой, гарантирует от ошибок в обобщениях, оценках. Серьезные выводы возможны на основе точной, разносторонней, объективной и многократно проверенной информации об общественном мнении.
На протяжении последних лет в России изучались проблемы формирования нравственного и политического сознания, проявления его в виде общественного мнения. Был проведен ряд исследований в Тульской, Калужской областях, в Москве, в одном из малых городов Красноярского края. В общей сложности было опрошено свыше 2000 респондентов. Из них более 40% составляли рабочие малых городов и поселков городского типа, а также крупных городов (Тула, Калуга) и мегаполиса (Москва). Около 40% опрошенных — служащие и инженерно-технические работники, почти 10% — пенсионеры, остальные — учащиеся, студенты, домохозяйки, 55% опрошенных — мужчины.
Как показал опрос, на изменение динамики общественного мнения и социальных ожиданий большое влияние оказывают несколько взаимосвязанных факторов. К ним относится нарастающее разочарование в реформах, особенно в экономической и социальной сферах. Отсюда — усиление пессимизма и неуверенности в завтрашнем дне. В начале 1991 г. тревогу за свое будущее испытывали почти 40% опрошенных. В конце 1994 г. эти опасения разделяли уже почти 60%, а в конце 1996 г. — 80% респондентов. Сегодня число надеющихся на улучшение жизни в условиях перехода к рыночной экономике не составляет и 20% опрошенных. Лишь немногим более 20% респондентов считают, что экономическая ситуация начнет улучшаться через год, 10% высказывают мнение, что улучшение произойдет через три—пять лет, а наибольшая часть опрошенных (65%) уверена, что для радикального улучшения экономической ситуации потребуется не менее десяти лет. Более трети опрошенных считают, что положение в стране чревато социальными взрывами.
Общественное мнение
Общественное мнение – это множество суждений, выражающих отношение общества, групп и слоев, личности к социально значимым явлениям. Общественное мнение существует в форме взаимодействия индивидуальных и групповых оценочных суждений в коммуникационном процессе.
Общественное мнение – это результат отношений между людьми и социальными общностями. Оно существует исключительно в виде коммуникаций. Если нет коммуникаций, есть только сумма индивидуальных знаний и мнений людей, но отсутствует общественное сознание.
Общественное мнение группы не является специфическим и может совпадать с мнением других общностей (также свойство именно массового сознания). Республика Башкирия и Нижегородская область как различные типы территориально-региональных общностей ориентированы на разные модели государственно-территориального устройства, но по проблемам экологии общественное мнение может иметь общие черты. Признаком массового сознания является и то, что члены общности, оценивая проблему, выступают как самостоятельные субъекты, имеющие собственное мнение. Общественное мнение может быть выявлено только через фиксацию индивидуального мнения. Но общественное мнение не сводится к множеству индивидуальных мнений, а выражает внутригрупповые типы сознания, отношения к данному явлению. Эти типы общественного мнения есть результат взаимодействий между индивидами. Часто индивиды меняют свое мнение в процессе этого взаимодействия вопреки своим установкам и даже интересам.
Общественное мнение не только форма массового сознания, но и социальный институт: существует как довольно устойчивое образование, выполняющее важные социальные функции. В институте общественного мнения имеется распределение социальных ролей. Так, можно выделить участников и тех, кто не участвует в социальных коммуникациях. Участники общественного мнения занимают разные позиции в коммуникационном процессе: отправитель, посредник, получатель. Так, политическая элита представлена чаще всего позицией отправителя, а избиратели – позицией получателя. В итоге мнение по ключевым вопросам политической жизни формируется самой элитой и в ее интересах.
Известная доля специализации в рамках данного института находит выражение в разделении на производителей (лидеры общественного мнения, референтные группы) и потребителей общественного мнения. Выразителем общественного мнения являются любая общность, отдельный индивид, если их публично высказываемое мнение отражает отношение общности более высокого порядка к данной проблеме. В качестве выразителя первоначально выступали элитарные слои общества, деятели культуры, с XIX века – представители политических партий. В современных условиях с ростом образовательного уровня, политической культуры населения, все большая его часть способна выражать общественное мнение
Лидерами общественного мнения являются те, кто обладает возможностью не только высказывать мнение но и оказывать реальное воздействие на его формирование и функционирование. Обычно это авторитетные личности, должностные лица, социальные организации. Референтная группа включает ту часть выразителей общественного мнения, влияние которой, в отличие от влияния лидеров мнения имеет в основном опосредованный характер. Это определение значимости проблемы, сбор и анализ информации, выявление предпочтительных позиций. В референтную группу входят люди с достаточно высоким уровнем образования, политически активные, компетентные в социальных проблемах.
Особое место в социальной коммуникации занимают знания и мнения. Знания – это информация об объективных характеристиках окружающего мира. Мнение – это суждения, выражающие эмоциональное отношение к чему-либо, переживание событий и фактов. Если знание ориентировано на выявление истины, то мнение ориентировано на выявление ценности объекта.
Социальные интересы человека зависят от его статуса в социальной иерархии общества и его социальных функций. Поэтому знания и мнения людей по отношению к определенному общественному явлению не бывают единодушными. Знания и мнения разных социальных слоев и общностей различаются между собой.
Общественное мнение, как было отмечено выше, имеет коммуникативную природу. В результате социального общения образуются разные типы мнений, связанные с различными социальными интересами. Так, можно выделить мнения большинства и мнения меньшинства. В любом случае общественное мнение зарождается только тогда, когда различные мнения связаны между собой. А эта взаимосвязь возникает тогда, когда люди общаются, обмениваются мнениями, спорят или соглашаются, вырабатывают общую позицию. Иными словами, способом существования общественного мнения является социальная коммуникация. Поэтому тоталитарные режимы во всех странах и во все времена стараются всячески ограничить возможности коммуникации., а СМИ находятся под жестким контролем.
Межличностное общение как субъективно переживаемые отношения людей благодаря частоте и прочности коммуникативных связей, возможности активного включения каждого в процесс обсуждение и принятия групповых решений обеспечивает более быстрое объединение индивидуальных мнений в доминирующие и авторитет последних. Но межличностное общение может носить и жесткий, авторитарный характер. Особая роль принадлежит неформальному общению. Оно основывается преимущественно на демократических нормах взаимоотношений, добровольности, отказе от навязывания взглядов и оценок, реальной возможности для любого человека стать в определенных условиях лидером общения, мнения. Массовые коммуникации и межличностное общение являются каналами как формирования, так и выражения, функционирования общественного мнения.
Каналом выражения, активного функционирования общественного мнения являются формы прямой демократии (референдум, всенародное обсуждение, выборы, решения митингов, собраний) и представительной демократии (через выборочных представителей).
Общественное мнение может выражаться в ходе специальных социологических исследований (различного рода опросов, наблюдений, анализа документов и т.д.). Первые попытки измерения общественного мнения относятся к первой половине XIX века и связаны с «прогнозами выборов» На первых порах их инициаторами выступали газеты и журналы, которые организовывали «предварительное голосование», то есть неофициальный подсчет голосов избирателей по социально-значимым вопросам и кандидатам на государственные должности. Совершенствование техники опросов общественного мнения во многом обязано также специалистам по маркетингу, рекламе товаров и услуг.
Существует ряд закономерностей, отражающих наиболее устойчивые и существенные связи между основными элементами процесса формирования и функционирования общественного мнения.
Общественное мнение формируется в отношении не всех социальных проблем. Объектом общественного мнения является та часть действительности, которая представляет собой активный общественный интерес, заключает в себе момент дискуссионности, доступа знанию и пониманию общественности. Социальных проблем существует немало, а общественное мнение в определенный промежуток времени формируется по ограниченному кругу явлений, это происходит, когда определенный общественный интерес по объективным причинам или под сознательным воздействием субъективных факторов оказывается в фокусе внимания людей, приобретает высокую степень актуальности.
Общественное мнение распространяется от лидера мнения одной общности к лидеру мнения другой общности по принципу цепной реакции. К основным социально-психологическим механизмам взаимодействия людей в процессе формирования общественного мнения относятся внушение, убеждение, подражание, психическое заражение, влияние авторитета. Внушение представляет форму психологического воздействия, связанную с ослаблением контроля в отношении воспринимаемых сведений. Оно воздействует, прежде всего, на чувства и предполагает некритичность восприятия информации. Внушение может быть стихийным компонентом повседневного общения и специально организуемым видом коммуникаций. Убеждение как метод воздействия основан на осознанном восприятии передаваемой информации. Для него характерны аргументация, доказывание, обоснование. Подражание представляет осознанное или неосознанное следование примеру: действиям, поступкам, мыслям, чувствам соответствующего эталона.
Общественное мнение по типу очень редко бывает единым (монистическим), обычно состоит из множества мнений (плюралистическое мнение). Оно может быть истинным или ложным, выражать позиции большинства или меньшинства, лидирующим или оппозиционным.
В компетенцию оценочной функции входит выражение отношения к тем или иным фактам, событиям, процессам социальной действительности, выбор ценностей и норм поведения, деятельности группы. Особенно отчетливо это проявляется в периоды, когда в общественном мнении утверждаются новые идеи, взгляды, представления, которые постепенно расшатывают устаревшие порядки и нормы, пришедшие в противоречие с интересами и логикой развития общества. Однотипная реакция общественного мнения на одни и те же социальные ситуации в течение долгого времени ведет к «кристаллизации» общественного мнения в виде традиций, обычаев, которые затем оказывают активное воздействие на формирование мнений по другим проблемам. Общественное мнение опирается на социальный опыт масс, глубокий анализ социальных явлений. С другой стороны, массовые оценочные суждения не всегда адекватно оценивают многообразную действительность, интересы масс, групп и личности.
Консультативная функция находит выражение в том, что в случае необходимости общественное мнение может дать консультацию (например, социальному институту), в которой содержатся определенные способы решения проблемы. Это требует от субъекта общественного мнения определенных способностей: умения анализировать, программировать социальные отношения и процессы.
Контрольная функция заключается в том, что общественное мнение практически всегда по заинтересовавшему вопросу занимает определенную позицию и стремится к тому, чтобы ей отвечала соответствующая деятельность официальных организаций и лиц. Контроль посредством общественного мнения является специфической формой социального контроля, который отличается повседневностью, постоянством, быстротой реагирования на возникающие ситуации, неформальным характером, конкретностью форм проявления. Реализация контрольной функции обеспечивается, во-первых, моральными санкциями, которые бывают достаточно эффективны в силу авторитета субъекта общественного мнения, во-вторых, организованными формами контроля, участием масс в управлении социальными процессами.
Директивная функция связана с тем, что общественное мнение не только может советовать, но и диктовать, предписывать органам социального управления решение по определенной проблеме (решения плебисцитов, референдумов). Пребывание общественного мнения в данной роли обусловлено его высоким престижем, морально-политическим авторитетом и взаимодействием с государственными органами.
В условиях современного массового общества общественное мнение стало важнейшим социальным фактором, сфера влияния которого распространяется на все основные социальные институты. В политике от общественного мнения зависит авторитет и политическое влияние партий, результаты избирательных процессов. В экономике общественное мнение влияет на уровень рыночного спроса на те или иные товары и услуги. В сфере массовой культуры общественное мнение определяет успех продукции индустрии культуры, спрос на нее.
Роль, которую играет общественное мнение в современном обществе, определяет стремление тех или иных сил воздействовать и контролировать его.
Нарушение данных условий ведет, как правило, к манипулированию сознанием масс, формировании искаженного общественного мнения, не соответствующего объективной реальности, интересам общности; а также к разрыву официального и неофициального общественного мнения.
Приемы противодействия манипулированию:
Вместе с тем, надо отметить, что манипулирование – более высокая ступень в коммуникационном процессе. Манипулирование предполагает конкуренцию суждений и оно невозможно в тоталитарных государствах, где действует только директивная модель коммуникации. В условиях тотального подавления масс нет необходимости манипулировать людьми. В условиях массовой социальной мобильности современных обществ осуществляется постоянный приток как в высшие, так и в средние слои общества.. Поэтому манипулируемые превращаются в манипуляторов.
Степень значимости общественного мнения для деятельности социальных институтов и групп определяет основные сферы воздействия на общественное мнение.
Общественное мнение является объектом воздействия и комерческо-предпринимательских сил. Его содержание составляет формирование позитивного отношения к тем или иным потребительским товарам и услугам с помощью рекламы. Осуществляясь в групповых целях всевозрастающего производства, это воздействие принимает характер манипулирования: рекламируются товары и услуги низкого качества, в массовое сознание внедряются определенные стандарты, образ жизни, а вместе с ними многие искусственно-создаваемые потребности.
В духовной жизни общества общественное мнение представляет объект внедрения эстетических, нравственных, религиозных ценностей. Реалии современного общества объясняют преимущественность положения индустрии культуры, „электронной» церкви в качестве духовных регуляторов массового сознания.
Использование общественного мнения в социальных целях предполагает не только воздействие на него, но и точное прогнозирование, изучение. В значительной мере это обеспечивается регулярными опросами, мониторингами общественного мнения.
Массовые оценочные суждения не всегда адекватно оценивают действительность и прогрессивную динамику. Нередко реформы, нововведения, нетрадиционные действия, новые идеи негативно оцениваются общественным мнением. Социальный прогресс инициируют передовые группировки, которые всегда в меньшинстве. Новые нормы и ценности, социальные институты, образцы статусного поведения становятся законными (легитимными) после их утверждения общественным мнением. В процессе социальной динамики «неправильное» превращается в «правильное». Дискуссии и обмен мнениями рождают новую культуру и новый социальный порядок. Поэтому важнейшей функцией общественного мнения выступает личностное, культурное и социальное творчество, которое ведет к утверждению более совершенных форм и технологий социальной жизни.
Набор для практики
Темы для курсовых работ, рефератов, эссе:
Научная электронная библиотека
2.1. Понятие «общественное мнение». Сущность,структура и функции
В последнее время значительно усилилось внимание на разных уровнях к общественному мнению. Его изучают, формируют, результаты опросов публикуют, используют в повседневной практике. И это не случайно. Ведь общественное мнение выполняет важные социальные, политические и педагогические функции, является конкретным выражением оценки населением решаемых социально-экономических проблем, помогает связывать различные организации с жизнью, с интересами людей.
В связи с этим у органов управления вузом возрастает потребность в формировании компетентного общественного мнения о высшем образовательном учреждении. Ведь в конечном счете опора на единое мнение обеспечивает успешное решение задач, связанных с позиционированием и продвижением вуза, с созданием позитивного имиджа образовательного учреждения и поддержанием его репутации.
Анализ практики показывает, что зачастую деятельность по формированию общественного мнения становится если не достаточной, то необходимой слагаемой успеха в управлении вузом.
Решить эту проблему можно опираясь на глубокую теоретическую базу и обобщенный практический опыт, чего в современных исследованиях применительно к вузу явно недостает. Механический же перенос методов паблик рилейшнз на отечественную почву не всегда позволяет достигать желаемых результатов.
Для того, чтобы использовать силу общественного мнения в управлении, важно знать, что же представляет собой общественное мнение, каковы закономерности его формирования, какова структура, какие функции оно выполняет, как изменяется.
Прежде чем перейти к анализу современных взглядов на общественное мне ние, мы считаем необходимым сделать краткий экскурс в историю проблемы.
Исторически формирование представлений об общественном мнении скла дывалось в западной философии. Считается, что впервые термин «общественное мнение» (public opinion) был употреблен английским писателем XII в. Д.Солсбери для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения страны и с конца XII века стал общепринятым. Осмыслению феномена общественного мнения способствовало творчество итальянского мыслителя Н.Макиавелли, английских философов-материалистов Ф.Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка.
Первым, кто разработал цельную теоретическую концепцию общественного мнения, был Г. Гегель. К числу позитивных сторон его воззрений на сущность общественного мнения следует прежде всего отнести определение им субъекта и объекта общественного мнения в их диалектической взаимосвязи, а также условий и факторов его становления и проявления. В «Философии права» Г. Гегель трактует общественное мнение как «всеобщее, субстанциональное и ис тинное», которое отражает «правильные тенденции действительности» и «связанное в нем со своей противоположностью, со стоящим само по себе своеобразным и особенным мнением многих» [25, с. 336-337].
Среди исследователей конца XIX-начала XX вв., специально занимающихся проблематикой общественного мнения, можно выделить французского социолога Г. Тарда, немецкого юриста Ф. Голь-цендорфа и профессора московского университета В. Хвостова.
Хотя в работах Г. Тарда (прежде всего в книге «Общественное мнение и толпа») содержится немало заслуживающих внимания частных положений о содержании общественного мнения, социально-психологическом механизме его формирования и проявления, в целом его концепция динамики умонастроений зиждется на идеалистических основаниях, игнорируя классовый аспект суждений и оценок социальных общностей.
ние и политические партии» он непосредственно связывал процесс зарождения общественных суждений с интересами классов и социальных групп, с активной ролью политических партий в жизни общества. При этом возможности тех или иных социально-классовых, политических общностей воздействовать на формирование общественного мнения он выводил из «социального веса».
Дальнейшее развитие теория общественного мнения получила в работах американских социологов А.Л.Лоуэлла и У.Липмана, в которых были сформулированы основные проблемы социологии общественного мнения: формы выражения, соотношение мнений большинства и меньшинства, границы компетентности общественного мнения, сферы его влияния и др. Таким образом, как показывает обзор теоретических работ, на протяжении многих веков философы и ученые проявляли большой интерес к явлению общественного мнения. Ими было высказано немало глубоких идей о значении и роли его в государственной и общественной жизни, о высоком статусе народного мнения, о противоречивом характере природы мнений, их зависимости от интересов и социальной структуры, о связи их направленности с направленностью поступков и действий людей. Вместе с тем их взгляды на общественное мнение так и не сложились в подлинную научную концепцию, дающую всестороннюю, адекватную трактовку данного явления.
Общественное мнение является одной из актуальных проблем современной философии, социологии, психологии и педагогики. Степень ее разработанности по-разному оценивается исследователями. А. И. Уледов оценивает, что общественное мнение за последние годы являлось предметом интенсивного изучения и многие его особенности довольно подробно выяснены [93, с. 215]. В.С.Коробейников напротив считает, что общественное мнение является одним из интереснейших и сравнительно мало исследованных проявлений человеческого духа [43, с. 43]. Б.А.Грушин категорично утверждает: «. вряд ли се годня найдется в социологии другое понятие, содержание которого было бы столь неясно и вызывало бы столь многочисленные споры» [31, с. 7].
Действительно, в научной литературе существует около 30 разнообразных определений понятия «общественное мнение», что отражает сложность и многоаспектность этого явления. Каждая из дефиниций обычно акцентирует внимание на той или иной стороне или проявлении общественного мнения и связана с определенным подходом к ее анализу. Можно выделить следующие важнейшие аспекты трактовки общественного мнения.
Такое понимание общественного мнения позволяет раскрыть его структуру, основными компонентами которой являются его объект, субъект, формы, механизмы и способы проявления.
Между тем, попытки рассматривать феномен общественного мнения под одним углом зрения позволяют увидеть лишь его отдельные аспекты. В реальной практике общественное мнение, как явление, более многогранно, включая единство отношения и функции.
Под общественным мнением мы понимаем отношение индивидов, социальных групп, социальных общностей к конкретным фактам, процессам, явлениям общественной жизни, посредством которого они на нее влияют, подчиняют, управляют. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения в системе муниципального образования по злободневным проблемам общественной жизни и влияние его на развитие общественных отношений отражает суть общественного мнения как особого социального явления.
Широкое распространение науки и техники, рост грамотности, образования больших масс населения, кардинальные изменения эмпирических условий жизни людей, конечно, способствовали как изменению самого обыденного соз нания, так и увеличению роли самого теоретического сознания в повседневной деятельности людей. Признавая нарастание роли теоретического сознания в современный период, нельзя забывать, что и в обыденном сознании увеличива ется рациональное звено-объем эмпирических знаний, происходит процесс его «онаучивания».
Надо отметить, что общественное мнение всегда и, прежде всего, связано с оценками того или иного явления, процесса. А социальная оценка « представляет собой выражение одного из видов отношения объекта к субъекту, отношения, которое заключается в том, что субъект определяет соответствие объекта или его отдельных сторон и свойств критериям, им выдвигаемым» [89, с. 99].
Согласно классификации В.Коробейникова, социальная оценка по своему характеру может быть положительной (одобряющей), отрицательной (осуждающей), нейтральной (последнее в ряде случаев может выступать как сбалансированная оценка). Как правило, оценочная деятельность связана (подкрепляется) эмоциями (радостью, враждебностью и т.д.). Однако с течением времени эмоции ослабевают, и отношения к явлению (событию) реализуется только посредством оценки.
В научной литературе сложилось представление о том, что в зависимости от распространения, т.е. от его субъекта, общественное сознание делится на специализированное и массовое [94, с. 18]. По своей сущности специализирован ным является сознание, которое вырабатывается не всеми членами общества, а отдельной личностью или группой и только в зависимости от конкретных исторических условий может также найти распространение и охватить массы. Массовое сознание прежде всего распространено в больших социальных группах. В силу характера проявления особенностей носителя массовое сознание иногда сводится только к чувственному восприятию и к степени отражения и отождествляется с обыденным сознанием. В действительности же в массовом сознании отражается множество моментов общественной психологии и обыденного сознания, которое в ряде случаев определяют его конкретные особенности. По своему характеру и особенностям массовое сознание не может быть отождествлено не только с обыденным, но и с теоретическим сознанием.
Как подчеркивает исследователь Д.Ганчев, понятие массового сознания гораздо уже, чем понятие общественного сознания, т.е. в него входят такие элементы общественного сознания, которые на каждом отдельном этапе его развития еще не усвоены широкими массами, еще не превратились в убеждения и отношения к тем или иным фактам, явлениям [24, с. 13]. Вот почему К.Маркс указывал, что теория может стать мощной материальной силой только тогда, когда она овладевает массами. Общественное мнение как социально- психоло гическое, мы считаем, и педагогическое явление всегда связано не с отдельной личностью или группой, а с массами. Следовательно, общественное мнение связано прежде всего с массовым сознанием и является одной из специфиче ских форм его проявления.
Специфической особенностью общественного сознания в целом является то, что оно не только должно отражать общественное бытие, но и определенным образом воздействовать на его изменения. Анализируя общественное сознание в этом социологическом аспекте, мы раскрываем его двойственный характер, который выражается его состоянием. Конкретно-исторический подход при рассмотрении общественного сознания в социологическом плане позволяет установить, что непосредственное воздействие на деятельность людей оказы вают не сами по себе политические, правовые, нравственные и другие идеи и взгляды, представления и чувства в отдельности, а их комплекс, сплав, т.е. образования, которые возникают в результате взаимодействия различных идей и взглядов, представлений и чувств. Эти-то образования и представляют собой состояние сознания.
Общественное мнение связано и с состоянием общественного сознания, так как оно содержит не просто оценку, а всегда определенную форму действия людей.
Конкретизация содержания общественного мнения требует от нас рассмотрения понятия «мнение». Существуют различные подходы к его анализу. Рассмотрим их, исходя из подхода М.К.Горшкова.
И в просторечии, и в научной литературе утвердилось понимание мнения как суждения людей. Однако если всякое мнение есть суждение, то не каждое суждение может быть определено как мнение. Это объясняется существованием различных видов суждений. Различают дескриптивные (описательные) суждения, выражающие внешние признаки предмета; нормативные суждения (суждения-предписания), широко применяемые в праве и морали; оценочные суждения, выступающие результатом взаимодействия субъекта и объекта и выра жающие одобрение или осуждение, предпочтение или отклонение объекта, т.е. не что иное, как мнение о нем [30, с. 178].
Можно сделать вывод о том, что для понимания природы мнения весьма важен и тот факт, что в процессе образования его оценочного элемента объект оценки приобретает для субъекта определенное значение, т.е. осознается им как целая некая ценность. Вот почему мнение, являясь суждением оценочным, в то же время выступает и как целостное суждение. При этом, однако, включенность в структуру мнения ценностного начала и тем более его представленность (характер, объем) всецело зависят от субъекта мнения. Речь идет о том, что объект «раскрывается» своей ценностной стороной настолько, насколько субъект способен ее воспринимать и должным образом интерпретировать.
Вместе с тем, с нашей точки зрения, любое мнение должно рассматриваться и как своеобразный результат взаимного сравнения познанных и значимых для субъектов объектов. В самом деле, оценочно-ценностные суждения могут возникнуть только путем сопоставления качеств и свойств (ценностных сторон) объектов, т.е. их сравнения. Для того, чтобы сделать такое сравнение и остановиться на том, что более ценно, необходимо опираться на определенные критерии, мерила, нормы и т.д. В этом качестве выступают знания, взгляды, представления и ощущения субъекта о предмете сравнения и оценки, которые и помогают ему прийти к оценочному суждению-мнению. Как отмечает В. Брожик, «в процессе оценки каждый субъект всегда выбирает в качестве критерия и эквивалента оцениваемого как раз то, что соответствует его потребностям и интересам. Именно это делает сравнение оценкой, в которой неотъемлемым критерием выступает сам объект, поскольку именно на основе его интересов и потребностей всегда решается вопрос о выборе или принятии, а в конечном счете и создании эквивалента, посредством которого сравнивается оцениваемое» [14, с. 63-64].
Тем самым мнение оказывается не чем иным, как субъективной формой отражения объективной реальности. В то же время, будучи неразрывно связано с нею, особенно с жизненными потребностями и интересами субъекта, с общественными связями, которые его окружают, мнение становится объективно значимым по своему содержанию. Поэтому субъективность мнения вовсе не признак его слабости. Мнения, основывающиеся на общественном интересе, на прогрессивном мировоззрении, воплощают в себе единство субъективного и объективного, что свидетельствует об их силе. Отсюда понятна ущербность позиции тех руководителей органов управления вузом, которые под предлогом субъективности мнений людей неохотно идут на организацию работы по изучению и формированию общественного мнения.
Исчерпывается ли специфика мнения его оценочно-ценностной природой к субъективно-объективной обусловленности? Нам представляется, что нет. Ведь за каждым мнением стоит определенное более или менее явно выраженное отношение субъекта к объекту Действительно, оценивая по достоинству положительные свойства и качества объекта и отражая их в своем мнении, мы тем самым проявляем к нему позитивное отношение. И наоборот, объект, вызывающий нашу отрицательную оценку и соответствующую реакцию мнения, порождает и наше негативное отношение к нему.
Данный характер отношения сказывается и на сущностных потенциях мнения, которое может иметь три уровня самовыражения.
Характеризуя феномен мнения, исследователи отмечают, что в основе почти любого мнения лежит определенный объем знаний о предмете, это позволяет считать мнение истинным или неистинным. Чем глубже, полнее знания субъекта о предмете, тем объективнее и его мнение о нем. Словом, именно в знаниях лежат истоки повышения зрелости, объективности, компетентности мнения, его правдоподобности. Именно наличие в структуре мнения определенного объема знаний дает основание наделять его познавательной функцией.
Вместе с тем, мнение является мнением, а не знанием, поскольку не обладает завершенной логической и научной обоснованностью. В его содержании всегда есть доля неопределенности, дискуссионности. Объемом мнения может выступать только то, что допускает многозначность своего толкования, спорность и не безусловность оценочных суждений. В том смысле любое мнение является продуктом взаимодействия субъекта с дискуссионным по характеру объектом, допускающим расхождение взглядов и точек зрения.
Итак, мнение не есть знание, хотя и основывается на нем, и не есть убежде ние, хотя и связано с некоторой степенью убежденности. Возникает вопрос: так продуктом чего же является мнение?
Но если говорить о том, где сходятся все факторы, воздействующие на мне ние, где они взаимодействуют и сливаются воедино, то таким местом является сознание субъекта. Причем все стороны и элементы сознания (рациональные, эмоциональные и волевые) так или иначе участвуют в процессе возникновения мнения и накладывают свой отпечаток на его качественные характеристики.
Надо отметить, все жизненное многообразие мнений, относящееся к роду «мнения вообще», самой общественной практикой классифицируется по различным основаниям. Мы солидарны с М.К.Горшковым, по утверждению которого существующие в обществе мнения различаются по степени их разновидности: одни еще зарождаются, другие активно формируются, третьи проявляют себя как вполне сложившиеся [30, с. 183]. Не одинаковые мнения, с его точки зрения, и по степени соответствия общественным потребностям. Одни идут в ногу со временем, другие в чем-то опережают его, устремлены в будущее. Но есть и такие, которые уже не соответствуют интересам и потребностям общества, сдерживают его поступательное движение. Кроме того, есть мнения ин дивидуальные и надындивидуальные, общие (групповые, коллективные, общественные). Мнения могут быть истинными и ложными, устойчивыми и изменчивыми, ясными и расплывчатыми, иметь обыденно житейский и научно- теоретический характер. В жизни сталкиваются, борются мнения господствующие и оппозиционные, официальные и неофициальные, публичные и анонимные, консервативные и новаторские, оригинальные и тривиальные, запоздалые и своевременные, незрелые (отсталые) и зрелые (передовые) и многие другие, порожденные диалектикой общественных процессов (30, с. 184). Помимо общих черт, в мнении конкретного субъекта всегда присутствуют и активно проявляют себя черты особенные, присущие только данному мнению. Поэтому ключ к пониманию того, как связаны общее и особенное в сущностных на-58
чалах общественного мнения и что они собой представляют, лежит в ответе на вопрос о том, кто является субъектом данного мнения.
Приводившиеся нами ранее определения общественного мнения свидетельствуют о разноголосице исследователей по данному вопросу. В роли субъекта общественного мнения в философской, психолого-педагогической и социологической литературе исследователи нередко называют народ или его большую часть; или же общество в целом, или большие социальные группы, классы; или любую социальную, экономическую, демографическую, территориальную группу. Другие, встречающиеся в литературе определения предлагают считать субъектом общественного мнения еще и общественность, совокупность трудовых коллективов и даже отдельного человека [30, с. 184].
Поскольку общественное мнение отражает определенную коллективную позицию, проявляющуюся как в отношениях, так и в поведении людей, то оно возникает по проблемам, представляющим общественный интерес. К.Маркс обращает внимание на интерес, как основу существования различных форм выражения мнений. Он отмечает, «что народ же придает сословным собраниям, в которых он видит обеспечение своих интересов, больше значения, чем другим институтам. » [48, с. 85]. А. К. Уледов отмечает, что «сформировавшееся мнение всегда имеет в качестве своей основы общие интересы, которые обусловливают появление коллективных суждений» [93, с. 31].
Следует учитывать, что интерес существует и как объективная реальность и как проявление сознания. «Соотношение объективно данного интереса» с «интересом в сознании» (В.Н. Лавриен-ко) воспроизводит соотношение общественного бытия и общественного сознания. Интерес как явление сознания отражает более или менее адекватно, объективно данный интерес. Вместе с тем ему присущ ряд специфических признаков. Он обладает относительной самостоятельностью, что проявляется, в частности, в его активности, направленной в конечном счете на реализацию объективно данных интересов». Кроме того, В.Н. Лавриенко выделяет ряд и других, основных призна ков, возникающих в сознании интересов. Среди них специфика их объективного содержания, идеальность, субъективность, волевая направленность на социальное самоутверждение. Указанная совокупность признаков соединяет в себе как гносеологические, так и социологические моменты.
Интерес как явление сознания существует в различных формах, например, в виде доктрин, программ, теорий и т.д. Общественное мнение есть также одна из форм проявления субъективного интереса. Следовательно, интерес в созна нии может существовать и вне общественного мнения, а само общественное мнение всегда существует только на базе интереса.
Мы уже отмечали, что общественное мнение формируется по проблемам, представляющим общественный интерес. Однако, констатации указанного факта для объяснения механизма возникновения общественного мнения еще явно, на наш взгляд, недостаточно. Ведь общественных интересов существует превеликое множество, а общественное мнение в определенный промежуток времени формируется только по весьма ограниченному кругу проблем. Види мо, сам общественный интерес (делает предположение В.С.Коробейников) может принимать различные формы, и лишь некоторые из них способны быть основой развитого общественного мнения (43, с. 52). Под содержанием интереса Г. Глазерман понимает потребности людей, «то, что объективно необходимо для жизни и развития общества, класса человека для удовлетворения их жиз ненных потребностей и нужд». Это, как он считает, составляет предмет их интереса [28].
Заметим, что общественный интерес есть лишь та основа, которая обеспечивает возможность возникновения общественного мнения, для реализации которой нужны определенные условия.
Можно сделать вывод, что они возникают тогда, когда какой-либо общественный интерес по объективным причинам или в силу субъективных факторов становится центром внимания людей, приобретает высокую степень актуализации. Поэтому, по нашему мнению, более близки к действительному положению вещей утверждения, характеризующие интерес, лежащий в основе общественного мнения как «непосредственный».
Вторым важным критерием выделения объекта общественного мнения является дискуссионность. Общественное мнение возникает в связи с расхождением взглядов людей по интересующему вопросу. На наш взгляд, дискуссионность в данном случае связана с самой сущностью интереса, которая включает обусловленный социальной действительностью способ его реализации.
Говоря о взаимоотношениях интересов и общественного мнения, следует иметь в виду, что суждения людей возникают по поводу различных по типу интересов. В отечественной литературе, в частности, указывается на необходи мость различения интересов ближайших, частичных, временных и интересов коренных, общеклассовых, длительных. Осознание ближайших интересов теми или иными группами данного класса проявляется, как правило, через обыденное сознание. Выражение же коренных интересов идет через идеологию, тео ретическое сознание. Эти различные проявления интересов тесно взаимосвязаны [48].
Существование различных типов интересов, их неодинаковое развитие обеспечивает, с одной стороны, устойчивость общественного мнения, а с другой стороны, дает ему импульс для изменения.
Общественное мнение, будучи сложным и многогранным явлением, выполняет различные функции. Все они взаимосвязаны, в большинстве случаев взаимообусловлены и дополняют друг друга.
В философии, психологии и педагогике функции общественного мнения до вольно подробно проанализированы. Свой вклад в разработку теории внесли отечественные и зарубежные авторы В.К. Падерин, В.С.Коробейников, А.К. Уледов, Д. Ганчев, П.Ф. Ла-зарсфельд, Б. Герельсон, Г. Годэ, А. Возьмитель, А.А. Вайсбург, М.К. Горшков.
Функции общественного мнения разнообразны. Рассмотрим их подробно, поскольку этот анализ имеет существенное значение для исследуемой нами проблемы формирования общественного мнения органами управления вузом, создания его имиджа в глазах населения. Пожалуй, важнейшей из них является информационно-оценочная функция, дающая сведения (моральную оценку) об отношении индивидов, социальных групп, социальных общностей к наиболее важным фактам, событиям и явлениям, к деятельности официальных учреждений и должностных лиц.
Как правило, позитивная или негативная оценка также аккумулирует конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов и интеграции на их основе индивидов, социальных групп и социальных общностей.
Общественное мнение выполняет образовательную и воспитательную функции. Образовательная функция синтезирует теоретическое и обыденное сознание. Хотя в этом синтезе могут преобладать элементы обыденного, результаты реализации образовательной функции бывают весьма значительными. Они проявляются в сообщении информации и формировании на этой основе новых знаний о явлениях и процессах социальной действительности, в расширении познавательных и оценочных возможностей личности, в утверждении между людьми «воспитывающих отношений», усвоении человеком нравственно- правовых норм, ценностей и образцов поведения и воспитании у него чувства высокой ответственности за свои дела.
Авторитет общественного мнения позволяет ему выполнять контрольно-регулятивную функцию. Ее своеобразие заключается в том, что общественное мнение практически всегда способно с пристрастием следить за деятельностью социальных институтов, «вставать над ними», контролировать их, а также вы рабатывать и прививать членам общества определенные нормы общественных отношений. При этом общественное мнение проявляет себя как регулятор отношений не только между отдельными людьми, но и личностью и коллективом, коллективом и обществом, а также между обществом и личностью.
Близка по духу и характеру к контрольной защитная функция. Она заявила о себе в ходе всей истории классовой борьбы трудящихся масс, служила ее духовно-психологическим проявлением. Да и в наше время функция не потеряла своей актуальности. Ликвидировать все несомненно тормозящее реформирование, продвижение вперед, отстоять и развивать истинные ценности образа жизни силами одного государства практически невозможно. Осуществить такого рода задачу можно лишь при активном участии самих масс, постоянной волевой заряженностью общественного мнения.
Смысл консультативной функции вытекает уже из самого его названия и заключается в том, что в случае необходимости общественное мнение может дать консультацию, совет, предложение какому-либо социальному институту. В них могут содержаться те или иные способы разрешения назревших социально-политических, экономических, нравственных и других проблем.
Общественное мнение выполняет директивную (предписывающую) функцию. О ее проявлении можно говорить в том случае, когда результатом функционирования общественного мнения выступают решения, касающиеся различных сторон жизнедеятельности общества и имеющие заданный характер. Это означает, что общественное мнение может не только советовать, предлагать, но диктовать, предписывать органам социального управления, как поступить в отношении какой-либо проблемы.
Оперативная функция общественного мнения направлена на обслуживание интересов различных социальных групп и социальных общностей (партий, ассоциаций), осуществление их политики.
Наконец, все рассмотренные функции общественного мнения прямо или косвенно служат осуществлению ими мобилизационной функции. Она проявляется в побуждении людей к определенным социальным действиям (или сознательному бездействию) для утверждения защиты истинных ценностей общества, его продвижения вперед, к прогрессу [28, с. 215-223].
Таким образом, анализ сущности общественного мнения показывает, что оно представляет собой такое проявление общественного сознания (в виде суждений или актов поведения), в котором отражается оценка социальными группами, народом в целом актуальных явлений действительности, представляющих общественный интерес.