какие функции выполняют выборы в обществе
Выборы в политической системе общества
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и общая характеристика выборов в политической системе общества
Выборы и опосредующая их проведение избирательная системы выступают важнейшими компонентами политической системы любого современного демократического государства. При этом необходимо обратить внимание на то, что, несмотря на распространение выборных начал в самых разнообразных сферах социального взаимодействия (партии, профсоюзы, организации, и т.д.), применительно к выборам, как компоненту политической системы общества, речь идет о выборах в масштабах всего государства либо его отдельных субъектов (муниципальных образований).
В наиболее общем виде дефиниция рассматриваемого механизма может быть сформулирована следующим образом:
Выборы – это основной способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления, а также избрания отдельных должностных лиц, в демократическом государстве, осуществляемый посредством выражения в строго установленном порядке политической воли граждан, обладающих избирательным правом.
Результатом проведения выборов в строгом соответствии с установленной в современной избирательной системе порядке, выступает наделение избранных кандидатом полномочиями по отправлению политической власти.
Проводя характеристику выборов, как элемента политической системы общества следует также обратить внимание на то, что рассматриваемых механизм всегда связан с проведением голосования. Тем не менее, как обоснованно отмечается в политологической литературе, обозначенные понятия имеют и существенные различия.
Так, выборы преимущественно понимаются как закрепленный в Конституции и иных законах относительно регулярный, производимый периодически процесс формирования органов государственной власти. При этом голосование не всегда связывается с выборами, поскольку используется также и в различных иных формах непосредственной демократии – референдумах, опросах, принятии решений на местных сходах граждан и т. д.
Таким образом, подводя итог общей характеристике роли и значения выборов в политической системы общества, представляется целесообразным особо подчеркнуть, что в условиях современных демократических государств выборы выступают их стержневым механизмом, главной формой проявления суверенитета народа и его политической роли как источника власти. Кроме того, именно они служат ключевым каналом представления в органах государственной власти интересов различных социальных групп.
Готовые работы на аналогичную тему
Иными словами, именно выборы позволяют гражданам осуществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять парламенты и правительства, обеспечивать их ответственность перед народом, изменять политический курс и т.д.
Функции выборов в политической системе общества
Роль и значение избирательных механизмов в условиях современных обществ отчетливо проявляется исходя из проведения характеристики тех функций, которые выполняются выборами в соответствующей сфере.
Так, анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что посредством проведения выборов в политической системе общества выполняются следующие функции:
Принципы выборов в политической системе общества
Эффективность и демократичность выборов, проводимых в политической системе современного государства, обеспечиваются только тогда, когда соответствующие механизмы в части их организации и проведения, соответствуют ряду основополагающих принципов:
Функции выборов в политической системе общества и избирательное право.
Выборы – важнейший компонент современной политики.
Выборы – способ существования демократии.
Выборы показывают уровень политической культуры, степень организованности самого общества. Это связано с тем, что у выборов и у выборной системы есть различные функции.
Функции выборов:
— функция формирования органов власти, их легитимизация (избиратели путём выборов определяют своих представителей в органах власти, наделяют их правом принимать решения)
— функция реализации представительства разнообразных интересов населения (в избирательных платформах формируются основные требования конкретных групп населения)
— функция контроля институтов власти (выборы позволяют избирателям вынести свой вердикт о правительстве и оппозиции, изменить состав органов власти, воздействовать на политический курс)
— функция коммуникативности (выборы позволяют расширить коммуникацию между политическими субъектами, между гражданами и властью)
— функция мобилизационная (победившая партия (группа) старается привлечь на свою сторону как можно больше граждан к реализации поставленных задач)
— функция конституирования оппозиции (формирование оппозиции, выполнение ею функции критики правительства и контроля его деятельности, разработка альтернативных власти проектов)
Все вышеназванные функции выборы выполняют только в том случае, если они организованы демократически.
Избирательное право – совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти.
Принципы избирательного права:
— всеобщность выборов (активное избирательное право имеют все граждане, достигшие определённого возраста)
— свобода выборов (избиратель вправе лично решать, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать)
— прямое голосование (избиратель непосредственно голосует за конкретного кандидата)
— равенство выборов (избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, все кандидаты имеют равные возможности)
— тайное голосование (голосование, которое исключает какой-либо контроль волеизъявления избирателя)
Понятие и типы избирательных систем. Особенности, достоинства и недостатки мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательных систем.
Существует 3 типа избирательных систем:
1) мажоритарная система (от франц. «мажуре» – большинство. Избранным считается кандидат, набравший большинство голосов)
Два типа мажоритарных систем:
— мажоритарная система абсолютного большинства (для победы кандидат должен получить 50% голосов +1 голос)
— мажоритарная система относительного большинства (для победы кандидат должен набрать большее количество голосов, чем другие кандидаты)
Недостатки мажоритарной системы:
Она может искажать реальную картину предпочтений и волю избирателей. Возможная ситуация, когда партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, одерживает победы над партией, получившей в целом по стране большинство голосов.
Достоинства мажоритарной системы:
— сравнительная лёгкость формирования правительства и его стабильность и формирования парламента
— формирование устойчивых связей между депутатами и избирателями
2) пропорциональная система (голосование осуществляется по партийным спискам и распределение депутатских мандатов между партиями производится строго по числу голосов, поданных за партии)
Недостатки пропорциональной системы:
— как правило, очень трудно, если нет устойчивого большинства, принять конкретные решения, поэтому при пропорциональной системе существует система блоков (система союзов)
Достоинства пропорциональной системы:
— в парламенте (в правительстве) могут быть представлены интересы различных политических партий
3) смешанная система (сочетает элементы мажоритарной и пропорциональной систем: часть депутатских мест замещается по мажоритарному принципу, другая – по пропорциональному представительству от партии)
Технология выборов. Мех-зм организации и проведения избирательных компаний. Референдум.
Этапы избирательного процесса:
— подготовительный этап (достижение в обществе определённого консенсуса (согласия), создание необходимых политических условий для проведения выборов, принятие решений о назначении выборов в начале избирательной кампании)
— формирование избирательных органов (осуществляется в соответствии с законодательством, определяются их полномочия и сроки деятельности)
— создание избирательных округов и участков (осуществляется в соответствии с законодательством)
— выдвижение и регистрация кандидатов (определяется круг кандидатов путём существующей практики выдвижения, из числа которых будут избираться депутаты)
— регистрация избирателей (процедура включения гражданина в список избирателей)
— агитационная кампания
— проведение голосования (голосование проходит на избирательных участках, в специальных помещениях)
— подведение итогов голосования (производится подсчёт голосов по избирательным участкам, округам, население информируется об итогах выборов)
Нарушения в ходе избирательной компании:
— изготовление и учёт поддельных бюллетеней;
— прямая переписка голосов одному из депутатов;
— изъятие бюллетеней за неугодного кандидата.
В последнее время устанавливается контроль за проведением выборов.
Референдум –всенародное голосование по какому-либо важному вопросу в гос-ой жизни. В отличии от выборов, в референдуме объектом является опред-ый вопрос или закон, а не кандидат.
В РБ было 3 референдума:
1) 1995 г. – касался символики и связи с РФ
2) 1996 г. – изменения в конституции
3) 2006 г. – участие Лукашенко в избирательной компании.
По конституции РБ сущ-ет право проводить местные референдумы.
Избирательная система РБ.
Избирательное право и соответствующие нормы закреплены в избирательном кодексе РБ. Этот избирательный кодекс был принят в 2000 г. Он включает многие вопросы, касаемые выборов президента, совета министров и т.д. В РБ присутствует мажоритарная система выборов. Выборы в президенты, депутаты, советы представителей и т.д. являются всеобщими. Правом участвовать в выборах имею граждане, достигшие 18-ти лет. Не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособные, психически неуравновешенные, лица содержащиеся в местах лишения свободы. Выборы в РБ являются прямыми. Президент, депутаты парламента, депутаты советов избираются прямым голосованием. Президентом РБ может быть выбран рождённый в РБ гражданин, и проживающий на территории РБ не менее 10-ти лет непосредственно перед выборами. Кандидат должен быть не моложе 35-ти лет и должен обладать избирательным правом. Депутатом Палаты Представителей может быть гражданин, достигший 21 года и проживающий на территории РБ не менее 10-ти лет. Чтобы кандидат в президент мог быть зарегистрирован, он должен набрать не менее 100 тысяч голосов.
СМИ и их функции.
Средства массовой информации – учреждения, созданные для открытой публичной передачи с помощью специального ритмического и инструментария различным лицам.
Отличительные черты СМИ:
— публичность (неограниченный круг потребителей)
— наличие специальных технических приборов
— взаимодействие коммуникационных партнёров
— однонаправленность взаимодействий от коммуникатора к зрителю/читателю
— непостоянных характер аудитории
К СМИ относятся:
— пресса (радио, телевидение)
— различные массовые справочники
— кино- и звукозапись
Функции СМИ:
— функция политической информации
— образовательная функция (проявляется в сообщении гражданам знаний в различных областях, есть даже целые образовательные каналы, газеты и т.д.)
— функция социализации (читаем газеты, слушаем радио, смотрим ТВ, и усваиваем определённые требования и нормы, образцы поведения)
— функция критики и контроля (правительство зачастую огрызается на критику в его сторону, СМИ могут диктовать различные стороны жизни. В демократическом обществе опирается, во-первых, на закон, и во-вторых, на общественное мнение. Эта критики связана с журналистскими расследованиями. Некоторые публикации становятся основой или поводом для расследования уголовных дел, по ряду политических материалов могут создаваться парламентские комиссии и приниматься соответствующие политические решения)
— функция артикуляции (выражения) политических интересов и интеграция политических субъектов
— мобилизационная функция (связана с предыдущей, выражается в побуждении людей к определённым политическим действиям или сознательному бездействию, вовлечении в политику)
Реальная демократия невозможна без реальных СМИ, но реальная свобода СМИ не означает абстрактную зависимость. В любом случае, любое СМИ выражает чьи-то интересы. СМИ должны объективно отражать те процессы, которые происходят в обществе.
СМИ РБ.
В РБ широко представлены различные СМИ, 2/3 из них – негосударственные СМИ. В РБ зарегистрировано около 60 телевизионных каналов. Государственные каналы – 1-й канал и СТВ.
6 основных социальных типов СМИ на информационном поле:
— государственные СМИ (создаются гос. органами и финансируются органами гос. власти. Газеты: «Беларусь сегодня», «Республика», «Звезда», «Народная газета», «Белорусская Нива»)
— государственно-общественные СМИ (рассчитаны на определённую аудиторию, в какой-то степени являются приложениями к определённым газетам)
— СМИ организаций и структур гражданского общества (выражают интересы определённых общественных организаций, пропагандируют их позиции (газета «Белорусский час»)
— альтернативныеСМИ (негосударственные СМИ) печатные, интернет-издания, которые финансируются различными негосударственными структурами. Газеты: «Народная воля», «Белгазета», «Белорусы и рынок», различные интернет-ресурсы «Белорусские новости», «Белорусский партизан», «TUT.BY»)
— СМИ коммерческого характера (газета «Отдыхай», «Огород» и т.д.)
— СМИ неполитических структур и организаций, которые имеют узкую специализацию («Медицинский вестник», «Лесная газета», «Железнодорожник Беларуси» и т.д.)
Для всех этих типов гос. и негос. изданий существует определённая структура распространения, поэтому элементами этой информационной структуры являются:
— гос. объединение «Белпочта», которая имеет 730 городских отделений связей, свыше 3000 сельских отделений связи и 118 районных узлов связи, которые распространяют газеты и издания, обеспечивают подписку)
— «Белсоюзпечать» (распространение продукции печати через розничную торговлю. По РБ свыше 300 торговых точек)
— типографии, которые осуществляют тираж этих газет. БГТУ ведёт подготовку специалистов для этих типографий. В РБ в настоящее время насчитывается 4000 различных типографий, которые в той или иной степени издают республиканские газеты и газеты районного масштаба.
Существует система взаимодействий и взаимоотношений государства и СМИ. Базовым элементом является Министерство информации, на которые возложены функции регулирования деятельности гос. СМИ.
Производством новостей занимаются:
— соответствующиеминистерства и ведомства. Сегодня практически каждое министерство и ведомство имеет свой интернет-сайт,
— различные телеграфные агентства (БелТА – гос.структура, Интерфакс Запад – часть российского агентства Интерфакс, Пресслужба президента РБ, которая сообщает о деятельности президента, Национальный прессцентр РБ, который существует при администрации президента, и организует мероприятия, где журналисты получают непосредственно информацию от чиновников, представителей правительства и т.д.,
Направления деятельности Национального пресс-центра РБ:
— информирует о деятельности госструктур
— организует пресс-туры зарубежных журналистов по территории РБ
— информирование о деятельности крупных промышленных предприятия и о деятельности общественных организаций
— анализ прессы белорусский, российской и другой
— информирование гос. структур
Агентства:
— Белапан (негос. агентство)
Есть определённые структуры, которые занимаются взаимодействием госструктур с читателями, в дальнейшем нуждаются в совершенствовании
Функции выборов
Выборы выполняют ряд основных функций:
— Выражение интересов различных социальных слоев и групп.
— Обеспечение возможности смены власти (элит) мирным путем.
— Формирование органов государственной власти.
— Мирное разрешение конфликта между политическими силами и их лидерами, претендующими на властей.
— Политическая социализация и мобилизация граждан.
Это наиболее общие функции выборов, присущие стабильным политическим системам. К ним могут быть добавлены другие, характерные для стран, вступающих на путь демократизации. Это:
— Возможность узаконить новую политическую систему, основанную на принципе разделения власти.
— Формирование и легитимация многопартийной системы.
— Рекрутирование политической элиты, ее обновление, появление новых лидеров.
— Способ презентации политических партий, общественных объединений, их раскрутка и возможность увеличения численности.
— Способ манипулирования общественным мнением, общественным сознанием и др.
Политические выборы могут приобрести действительно демократический характер при соблюдении следующих общих принципов:
1. Обязательность выборов означает, что они являются единственно легитимным способом формирования государственной власти.
2. Периодичность выборов позволяет гарантировать сменяемость выборных лиц по итогам голосования. Процедура проведения периодичных выборов должна войти в привычку, как граждан, так и власти. Вся политическая элита должна быть заинтересована в принятии такого избирательного законодательства, которое давало бы ей возможность после поражения на очередных выборах – выиграть их в следующий раз, через определенный период.
3. Всеобщность избирательного права.
Политические выборы осуществляются на основе избирательного права закрепленного в конституции и соответствующем законодательстве государства.
Соблюдение общих принципов, признаваемых мировым сообществом, позволяет предоставить выборам действительно демократический характер.
1. Обязательность выборов означает, что выборы являются единственно легитимным способом формирования государственной власти.
2. Периодичность выборов, позволяет гарантировать переменность выборных лиц по итогам голосования.
Ценз гражданства распространяет пассивное избирательное право только на граждан по рождению.
Ценз пола, ограничивающий участие женщин в выборах, сохраняется в некоторых мусульманских странах, например, в Саудовской Аравии, Кувейте, Иордании.
Моральный ценз устанавливает определенные моральные требования, предъявляемые перед избирателем, например, запрет на участие в выборах людей, лишенных родительских прав, отбывающих наказание по приговору суда. В разных странах устанавливаются дополнительные цензы. В Великобритании особый ценз установлен для членов партии лордов (они не имеют права участвовать в голосовании), а служители церкви не могут быть избраны в Палату Общин.
4. Альтернативность выбора предполагает наличие двух и более претендентов на власть и состязательность между ними. Нет смысла проводить выборы из одного кандидата, однако, и при видимой альтернативности выборов это условие может быть не выполнена. Например, реально на власть претендует один кандидат, а остальные приглашаются им для создания демократического антуража. Действительно свободные и честные выборы требуют предоставления реальных возможностей для презентации своих программ всех кандидатов.
Известны и другие способы нарушения этого принципа:
6. Соблюдение закона при проведении выборов на всех стадиях.
8. Прозрачность выборов позволяет обеспечить открытый характер выборов и доверие к ним. Данный принцип реализуется в предоставлении общественности права наблюдать за избирательным процессом через институт наблюдателей (в том числе международных) и СМИ, а также права знать, от кого и откуда кандидаты и партии получают деньги и сколько их тратят на избирательную кампанию.
Пугачев В., Соловьев А. Введение в политологию
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел VII. ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛИТИКЕ
Глава 22. ВЫБОРЫ
§ 1. Роль выборов в демократической политической системе
Понятие выборов и их место в демократическом государстве
Выборы — важнейший компонент современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы используются в различных демократических организациях: партиях, профсоюзах, добровольных ассоциациях, кооперативах, акционерных обществах и т.д. В данной главе речь идет главным образом о выборах в масштабах государства, всей политической системы.
Выборы всегда связаны с голосованием. Однако при всей близости этих понятий они имеют и существенные отличия. Выборы обычно понимаются как закрепленный в конституции и других законах относительно регулярный, периодичный процесс избрания состава органов государства. Голосование же не всегда связано с выборами. Оно используется и в различных формах прямой демократии: в референдумах, опросах, принятии коллективных решений на собраниях и т.п.
Выборы как неотъемлемый элемент демократии несут на себе отпечаток ее различных форм и играют в ее различных моделях неравноценную роль. Сравнительно низка значимость выборов в политических системах, базирующихся на прямых формах демократии, непосредственном участии граждан в подготовке и принятии важнейших государственных решений. В таких случаях властные полномочия избираемых гражданами руководителей государства сильно ограничены, что снижает и политическую значимость самих выборов. Примером такого рода государств являлась древнегреческая Афинская республика в периоды непосредственного правления большинства, решения плебсом на площадях вопросов размера налогов, войны и мира, смены судей и военачальников и т.д.
В условиях современных демократий выборы — их стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого гражданина. Для многих, а в некоторых странах и для большинства граждан они являются единственной формой их реального участия в политике. Они позволяют осуществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять парламенты и правительства, обеспечивать их ответственность перед народом, изменять политический курс и т.д.
Выборы — достаточно частое в политической и общественной жизни явление, поскольку они распространяются на различные институты и уровни правления: парламент, президента, представительные, а часто и исполнительные органы субъектов федерации, местные органы власти. Так, в США один раз в четыре года проводятся федеральные, общенациональные президентские выборы, каждые два года — выборы в палату представителей — нижнюю палату конгресса. В эти же сроки — раз в два года, но не на два, а на шесть лет, избирается одна треть членов верхней палаты конгресса — сената. На уровне штатов регулярно избираются губернаторы, законодательные собрания, генеральные прокуроры и другие должностные лица, на местном уровне — мэры, советники, казначеи, клерки, судьи, шерифы, констебли, надзиратели школ и т.д. Общую картину дополняют выборы в партиях, профсоюзах и многочисленных добровольных ассоциациях. Многообразие электоральных форм открывает перед гражданами достаточно широкие возможности для проявления политической активности и влияния на государственные и общественные дела.
Функции выборов в условиях демократии
Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в их важнейших функциях. В научной литературе выделяются следующие функции выборов:
— артикуляция, агрегация и представительство разнообразных интересов населения. В период выборов создаются наиболее благоприятные возможности для осознания гражданами своих интересов и включения их в избирательные программы партий и отдельных депутатов. Во время выборов, стремясь получить массовую поддержку, депутаты и участвующие в избирательной кампании СМИ особенно восприимчивы к запросам и пожеланиям населения. Это активизирует процесс осознания и представления гражданами своих интересов. В избирательных платформах интересы артикулируются, получают четкую формулировку и агрегируются, освобождаются от крайностей и усредняются, приобретают непротиворечивую, пригодную для реализации форму. И хотя после победы на выборах многие депутаты забывают о своих обещаниях, депутатский корпус в целом, не только руководствуясь нравственными мотивами, но и заботясь о престиже партии и поддержке избирателями на будущих выборах, ориентируется на свои обязательства и запросы электората;
— контроль за институтами власти. В результате выборов создается важнейший институт контроля за правительством — парламент, а также оформляется оппозиция, обычно ревностно следящая за соблюдением конституции и закона. Парламентский контроль опирается как на собственные права, судебные инстанции, так и непосредственно на мнение избирателей. Опасаясь поражения на ближайших выборах, правительство обычно вынуждено прислушиваться к критике. Кроме того, сами выборы представляют собой важнейший институт контроля, поскольку они позволяют избирателям регулярно выносить свой вердикт о правительстве и оппозиции, изменять состав органов власти, корректировать политический курс;
— интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли. Плюрализм современного общества имеет свои границы. Чтобы не привести к анархии, хаосу и острым разрушительным конфликтам, он нуждается в государственном регулировании, отражающем общие ценности и интересы граждан: С помощью выборов обеспечивается объединение большинства граждан вокруг определенной политической платформы и представляющих ее лидеров, формируется доминирующая в государстве политическая воля. Выражение этой воли обеспечивает правительству авторитет и поддержку, что повышает его дееспособность;
— легитимация и стабилизация политической системы, а также легитимация конкретных институтов власти: парламента, правительства, президента и т.п. Участие граждан в выборах обычно означает принятие ими данного типа политической системы, политического режима, правил формирования органов власти, независимо от отношения населения к конкретным должностным лицам, правительству и правящим партиям. Выборы дают гражданам шанс переизбрать неугодное правительство или депутатов, заменить их людьми, пользующимися доверием. Тем самым кризис конкретного правительства и его политики не приводит к отторжению гражданами всего политического строя и дестабилизации политической системы, не перерастает в стремление разрушить существующий политический порядок путем революции. Неслучайно выборы нередко уподобляют предохранительному клапану, выпускающему накопившийся пар народного недовольства и предохраняющему весь политический «котел» от перегрева и взрыва. С помощью выборов легитимируется не только политическая система в целом, но и конкретный состав парламента, правительства и некоторых других структур власти, признается их право руководить государством;
— расширение коммуникаций, отношений представительства между институтами власти и гражданами. В ходе избирательного процесса кандидаты регулярно встречаются с гражданами, выслушивают их мнения и просьбы, вносят коррективы в свои избирательных платформы. Выборы — важнейший канал обратных связей между гражданами и властью. От их действенности очень во многом зависит характер отношений между руководителями государства и населением, возникновение доверия или недоверия, политического участия или отчуждения, поддержки или борьбы;
— канализация, перевод политических конфликтов в русло их институциализированного мирного урегулирования. Выборы позволяют открыто и публично представить противоречивые интересы, ценности, идеи на суд народного мнения, определить реальную поддержку позиций той или иной стороны конфликта, с помощью авторитета общественного мнения и государственных институтов убедить конфликтующих отказаться от наиболее радикальных требований и незаконных форм борьбы. Уже сама ориентация участников конфликта на его электоральное разрешение как правило побуждает их к отказу от крайностей, смягчению позиций, компромиссам, поиску приемлемых для большинства решений;
— мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач. Разъясняя гражданам собственные программы, убеждая людей в необходимости принятия и поддержки определенных политических ценностей и целей, указывая пути их реализации, партии и отдельные депутаты тем самым мобилизуют широкие слои населения и общественное мнение на важные для страны политические действия;
— политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия. В ходе избирательного процесса граждане особенно интенсивно усваивают политические ценности и нормы, приобретают политические навыки и опыт. В это время резко расширяется поток политической информации и пропаганды, активизируется разнообразная политико-образовательная работа, концентрируется внимание людей на актуальных политических проблемах и альтернативных путях их решения. Широкие слои активистов непосредственно включаются в пропагандистско-агитационную и организационную работу партий и отдельных депутатов. Делая выбор, избиратели в большей или меньшей степени отождествляют себя с определенными политическими силами. Все это повышает их политическую ангажированность и активность;
— рекрутирование политической элиты. Выборы — важнейший канал вхождения граждан в состав политической элиты, делания политической карьеры, утверждения и заката политических лидеров. В результате выборов обновляется состав правящей и оппозиционной элит, изменяется политический вес партий и их представителей;
— генерирование обновления общества посредством конкурентной борьбы альтернативных политических программ. Выборы — это своеобразное окно, открытое для упорядоченных, институциализированных влияний на государство и общество. Они дают возможность различным политическим силам представить собственное видение общественных проблем и выдвинуть программы их решения. Тем самым стимулируется поиск оптимальных путей развития, обеспечивается конкурентный отбор политических ценностей и альтернатив, создаются благоприятные возможности для преодоления неэффективной политики и утверждения новых, жизнеспособных идей и политических платформ;
— конституирование эффективной оппозиции и ее подготовка к выполнению функций политического руководства. Эффективность оппозиции предполагает выполнение ею функций критики и контроля за правительством, а также способность к выработке альтернативной политики. Выборы, побуждая различные политические силы к открытому сопоставлению своих программ, компромиссам и коалициям, способствуют консолидации оппозиции. Кроме того, будучи представленной в результате выборов в парламенте, а нередко и возглавляя правительства в субъектах федерации, оппозиция подготавливается к ответственному и компетентному руководству государством после прихода к власти.
Вышеназванные функции выборы выполняют лишь в том случае, если сами они организованы демократически. Выборы изначально призваны служить демократии, неразрывно связаны с ее общей концепцией и ценностями. Их главное социальное назначение — адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных общественных групп в органах власти, а также сформировать эффективное правительство.
§ 2. Основные принципы свободных демократических выборов
Принципы избирательного права
Соответствовать своему социальному назначению выборы могут лишь в том случае, если они базируются на определенных принципах. Можно выделить две группы таких принципов: во-первых, принципы избирательного права, определяющие статус, положение каждого гражданина на выборах; во-вторых, общие принципы организации выборов, характеризующие основополагающие организационные, в том числе социальные, условия их демократичности. Демократические принципы избирательного права включают: 1. Всеобщность — все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, богатства, образования, конфессии или политических убеждений, имеют активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидатов) право на участие в выборах. Всеобщность ограничивается лишь крайне небольшим количеством цензов, т.е. условий допуска граждан к участию в выборах. Возрастной ценз разрешает участие в выборах лишь с определенного возраста, как правило, по достижении совершеннолетия. Возраст кандидатов должен быть несколько выше. Ценз недееспособности ограничивает избирательные права психически больных, что должно быть подтверждено судебным решением. Моральный ценз ограничивает или лишает избирательных прав лиц, находящихся по приговору суда в местах лишения свободы. Широко распространен также ценз оседлости, выдвигающий в качестве условия допуска к выборам определенный срок проживания в данной местности или в стране.
2. Равенство — каждый избиратель имеет только один голос, который оценивается одинаково, независимо от его принадлежности тому или иному человеку. При этом ни имущественное положение, ни должность, ни какие-либо другие статусные или личные качества не должны влиять на положение гражданина как избирателя. Равенство избирательных прав предполагает также примерное равенство избирательных округов, которое необходимо, чтобы голоса избирателей имели приблизительно одинаковый вес при избрании депутата. На практике постоянно обеспечивать точное равенство избирательных округов достаточно сложно и дорого, поэтому некоторые отклонения от этого принципа допускаются. Так, по избирательному закону ФРГ избирательные округа могут отличаться по численности населения на одну треть.
3. Тайна выборов — решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно. Этот принцип обеспечивает свободу выбора, предохраняет граждан от возможных преследований, а также подкупа. Он действует применительно лишь к пассивному избирательному праву. Практически тайна выборов обеспечивается закрытой процедурой голосования, наличием специальных кабин для голосования, стандартной формой, одинаковостью бюллетеней для голосования, включением в них имен всех кандидатов или же использованием вместо бумажных бюллетеней специальных машин, сохраняющих тайну избирательного решения и облегчающих технику голосования и подсчет его результатов, опечатыванием избирательных урн, строгим наказанием за нарушение избирательной тайны и т.д.
4. Прямое (непосредственное) голосование — избиратель принимает решение непосредственно о конкретном кандидате на выборную должность, голосует за реального человека. Между избирателями и кандидатами нет каких-либо инстанций, опосредующих их волеизъявление и непосредственно определяющих персональный состав депутатов. В случае, если граждане выбирают лишь выборщиков или специальный орган, непосредственно избирающий кандидата, имеют место непрямые (косвенные) выборы. Такие выборы из-за деперсонализации, абстрактности выбора гасят интерес граждан к участию в голосовании и способствуют развитию абсентеизма. Они искажают волю избирателей в пользу крупных партий или блоков, поскольку на каждом уровне выборов теряются голоса, полученные партиями-аутсайдерами. В наши дни непрямые выборы используются редко.
Общие принципы демократической организации выборов
На базе демократических избирательных прав сформировались принципы, характеризующие организацию избирательного процесса. К таким принципам относятся:
1. Свобода выборов, предполагающая прежде всего отсутствие политического, административного, социально-экономического, психологического и информационного давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов. Примеры политического давления — расправы с противниками, с активистами или сторонниками партий-конкурентов; административного — угроза снятия с руководящей должности руководителей и других должностных лиц, не сумевших «организовать» победу правящей партии, запугивание увольнением работников, отказывающихся ставить подписи в поддержку выдвижения угодного кандидата и т.п.; социально-экономического — подкуп, угрозы или реальные санкции, в том числе по отношению к целым категориям населения с помощью повышения оплаты труда, выплаты задержанных зарплат, пенсий, пособий и т.п., обещания льгот и привилегий для отдельных регионов и т.п., психологического — запугивание избирателей угрозой гражданской войны, массовыми репрессиями и т.п. в случае прихода к власти на выборах партии-оппонента; информационного — систематическая односторонняя и (или) искаженная подача информации. Кроме того, свобода выборов предполагает свободу, конечно, в рамках закона с некоторыми этическими и иными ограничениями предвыборной агитации;
2. Наличие выбора, альтернативных кандидатов. Сам термин «выборы» предполагает отбор из различных предложений. В случае, если есть лишь один кандидат (или партия), речь может идти о его (ее) одобрении или неодобрении избирателями, но не о выборах в полном смысле этого слова. Конечно, на практике, особенно в странах с еще не сложившейся многопартийностью, иногда создается ситуация, когда из-за высокого авторитета, мощной организационной и материальной поддержки национального политического лидера оппозиционные силы, не имея сколько-нибудь реальных шансов на успех, не решаются выставлять своих кандидатов. В таком случае демократический потенциал выборов существенно ограничивается. В условиях же политического плюрализма наличие альтернативных кандидатов — важный показатель демократизма выборов.
3. Состязательность, конкурентность выборов. Различные политические силы должны иметь возможность бороться за доверие избирателей на выборах, знакомить и убеждать их в правильности, преимуществах своей предвыборной программы, недостатках электоральных платформ конкурентов. Известно, что истина рождается в споре. И в этом смысле «политическая истина» — наиболее приемлемые для большинства граждан программы, партии и кандидаты — обычно определяется в электоральном споре за властные позиции в государстве. В западных демократиях чрезмерную остроту политической конкуренции призван сдерживать принцип лояльности, обязывающий терпимо, без нарушения этических норм относиться к политическим конкурентам, не допускать оскорблений в их адрес, фальсификаций и т.п.;
4. Периодичность и регулярность выборов. Выборы способны выполнять конструктивные функции, служить инструментом демократии при условии, что носители мандатов избираются на определенный, не слишком большой срок. Это необходимо для того, чтобы избиратели могли контролировать своих представителей, предотвращать злоупотребления властью и корректировать политический курс правительства.
5. Равенство возможностей политических партий и кандидатов. Оно предполагает прежде всего примерное равенство их материальных и информационных ресурсов. Обеспечить такое равенство возможно за счет установления максимального для любой партии уровня расходов на проведение выборов, ограничения размера взносов организаций и отдельных лиц в избирательные фонды партий и кандидатов, предоставления им на принципах равенства бесплатного времени на государственном телевидении и радио и др. В некоторых странах, рассматривающих выборы как «государственно-политическое» дело, существует государственное финансирование избирательных кампаний. Так, в ФРГ каждой партии, получившей на выборах в бундестаг и в Европарламент не менее 0,5 % голосов, выделяется из государственного бюджета по 5 марок за каждый голос. Кроме того, слабые в финансовом отношении партии получают от государства немалые средства для «выравнивания шансов». В других же странах, например, в США, финансирование выборов — частное дело. Реализация на практике равенства возможностей — пожалуй, наиболее часто нарушаемый на выборах принцип, что в большей или меньшей степени искажает их результаты и демократический характер.
§ 3. Выборы в тоталитарных, авторитарных и переходных обществах
Выборы как орудие политического манипулирования
Соблюдение указанных принципов свободных выборов непосредственно зависит от типа политической системы, в частности, от наличия или отсутствия в обществе системных гарантий их демократичности: распространенности благоприятной для демократии политической культуры, разделения властей, организованной и влиятельной оппозиции, независимого и авторитетного суда и т.п.
В некоторых случаях важной или даже решающей гарантией соблюдения демократических принципов выборов могут выступать внешние факторы: международный контроль, оккупационные войска демократических государств, как это было, например, в ФРГ после второй мировой войны и т.п. Однако такого рода ситуации — редкое явление. Обычно характер выборов определяется внутренними для страны условиями. Без системной обеспеченности — наличия целого комплекса взаимосвязанных факторов — выборы как относительно самостоятельная политическая процедура могут использоваться в далеких от демократии и даже прямо противоположных ей целях.
В современном мире выборы широко применяются авторитарными и тоталитарными режимами. Помимо тех, сравнительно редких случаев, когда они служат инструментом перехода к демократии, главным социальным назначением выборов в условиях ав-торитаризма или тоталитаризма является укрепление соответствующих типов политического господства с помощью манипулирования сознанием собственных граждан и (или) международным общественным мнением. Хотя в таком случае выборы не определяют состав правительства, они, выступая утонченным по сравнению с методами прямого принуждения инструментом стабилизации и сохранения власти, выполняют в политической системе важные функции. При всем сходстве социального назначения выборов, их функции в тоталитарных и авторитарных политических системах значительно различаются.
Тоталитарные режимы используют неконкурентные выборы, главной особенностью которых является наличие одного кандидата (или одного избирательного списка), выставляемого правящей группой или партией. Такие выборы не ставят под сомнение существующий политический режим и даже персональный состав власть имущих. В тоталитарных политических системах коммунистического типа они выполняют главным образом функции политической пропаганды, разъяснения официальных целей и ценностей политики; мобилизации масс на их достижение; упрочения «морально-политического единства» общества; демонстрации сплоченности партии и народа, вождей и масс посредством единодушной поддержки и всеобщего участия в выборах, формирования массовых иллюзий участия в политике и демократизма политического строя.
В авторитарных государствах выборы выступают демократическим фасадом, красивой декорацией, прикрывающей монополию на власть узкой группы лиц или одного человека. Здесь применяются как неконкурентные, так и полуконкурентные выборы. Последним обычно присущи такие черты, как допущение к выборам лишь угодных или по крайней мере лояльных к властям кандидатов и партий, ограничение компетенций избираемых с помощью выборов институтов власти и т.п. На практике это часто проявляется, например, в проведении выборов в фактически бесправные парламенты, которыми окружают себя многие авторитарные правители в Латинской Америке, Африке, Азии, а также в государствах бывшего СССР. Современные недемократические режимы обычно используют целый комплекс способов, фальсификации результатов выборов и превращение их в инструмент манипулирования, средство организации самообмана собственных граждан и введения в заблуждение международного общественного мнения.
Выборы как инструмент перехода к демократии
Значение выборов для утверждения (или предотвращения) демократии непосредственно зависит от общественно-политических условий каждой конкретной страны. В тех авторитарных государствах, где складывается благоприятное для нее соотношение сил и хотя бы в основном обеспечиваются принципы свободных выборов, они являются наилучшим инструментом демократизации общества.
Предпочтительность выборов как мирного средства борьбы за демократию не отрицает важности опоры ее сторонников на силу и прежде всего на поддержку демократически настроенных военных. Лишь в редких случаях смена авторитарных режимов обходится без актов политического насилия: попыток запретить оппозиционные партии, запугать или устранить, в том числе с помощью террора, их лидеров, разогнать неугодный парламент и т.п. От поддержки демократических сил военными очень часто зависит само согласие авторитарных правителей на проведение демократических выборов и признание их результатов.
Важное достоинство выборов как инструмента демократизации общества состоит в том, что они сами по себе выступают крупным шагом на пути демократизации: либо вообще означают утверждение демократического режима, либо кладут начало процессу интенсивной демократизации политической системы, завершающемуся принятием демократической конституции.
Важнейшее значение выборов как инструмента перехода к демократии связано также с утверждением ими основополагающих прав и свобод личности, общечеловеческих ценностей. Свободные выборы сами по себе предполагают уважение правящим режимом (и оппозицией) свободы слова, собраний и объединений, равноправия граждан и других политических прав граждан. Они утверждают в обществе атмосферу осуждения насилия, уважения достоинства личности, мнения большинства народа, что способствует развитию демократического сознания граждан, повышению их политической активности, стремления к демократическим переменам.
Значение выборов как инструмента перехода общества к демократии и важнейшего условия ее жизнеспособности и эффективности, реализация рассмотренных выше основных принципов свободных выборов непосредственно зависят от организации избирательного процесса.
§ 4. Основные стадии избирательного процесса
Нормативные основы выборов. Мажоритарная избирательная система
Избирательный процесс осуществляется по определенным правовым нормам, правилам, содержащимся в конституции и избирательном законе. Главным регулятором выборов является избирательная система, определяющая общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Главное назначение избирательной системы — обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти.
Существует два основных типа избирательных систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная). При мажоритарной, системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаще используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50 % плюс один голос), и системы относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.), где для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены лишь два кандидата, получивших наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).
Каждая из основных избирательных систем имеет свои сильные и слабые стороны. К числу достоинств мажоритарной системы обычно относят: 1) сравнительную легкость формирования правительства и его большую стабильность. Это достигается за счет распределения парламентских мандатов в основном среди крупных партий-победителей, отсеивания мелких партий, которые обычно не в состоянии обеспечить своим кандидатам большинство в избирательных округах, а также побуждения партий к коалициям или слиянию еще до начала выборов; 2) формирование устойчивых связей между избирателями и депутатами. Поскольку депутаты непосредственно избираются гражданами определенного округа и обычно рассчитывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, который, в свою очередь, лучше знает депутатов, чем при их избрании в общем партийном списке при пропорциональной системе.
Наряду с определенными достоинствами, мажоритарная избирательная система имеет и ряд существенных недостатков. Она во многом искажает реальную картину предпочтений и волю избирателей. При ней возможна ситуация, когда партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, одержит победу над партией, получившей в целом по стране большинство голосов. Это может быть достигнуто за счет различной степени концентрации в избирательных округах сторонников различных партий. Так, например, партия А может провести больше депутатов в парламент, чем партия Б, победив с минимальным отрывом в 51 избирательном округе, в то время как за партию Б проголосует подавляющее большинство избирателей в 49 избирательных округах и большинство избирателей в целом по стране.
Непосредственная зависимость результатов выборов от распределения избирателей по округам создает опасность манипулирования посредством тенденциозного нарезания избирательных округов. Такая практика искажения воли избирателей получила название «избирательной географии» или «джерримендеринг» (по имени ее изобретателя — американского губернатора штата Массачусетс Джерри).
Создавая возможность формирования правительства, не пользующегося поддержкой большинства населения и сильно ограничивая доступ в депутатский корпус представителей меньшинств, в том числе небольших партий, мажоритарная система может ослаблять легитимность власти, вызывать у граждан недоверие к политическому строю, абсентеизм или даже склонность к радикальным, недемократическим методам политической борьбы. Непосредственная зависимость депутатов от населения определенного избирательного округа побуждает их к местничеству, недостаточному учету общенациональных интересов.
В условиях остроконфликтного общества мажоритарная система достаточно опасна для демократии, поскольку полярно разделяя и противопоставляя кандидатов, она может ориентировать соперников, особенно при близости их программ, не на поиск позитивного решения общественных проблем, а на критику и прямое очернение противника, разжигание атмосферы ненависти. Это может привести к политической поляризации общества, забвению демократических правил игры и разрушению самого демократического строя.
Пропорциональная система
На преодоление этих и некоторых других недостатков мажоритарной системы претендует пропорциональная избирательная система. Ее суть состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом.
Однако пропорциональная система имеет и определенные недостатки. Важнейший из них — относительно меньшая стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-нибудь одной партии иметь устойчивое большинство и побуждает к образованию коалиций. Объединение же во многом разнородных по своим целям партий часто приводит к обострению противоречий между ними, к распаду межпартийных коалиций и правительственному кризису. Кроме того, политика правительства, сформированного на базе межпартийной коалиции, отличается большей эклектичностью и меньшей последовательностью.
Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей крайне радикальных или даже экстремистских сил многие страны используют т.н. заградительные барьеры, или оговорки, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от двух (Дания) до пяти (ФРГ) процентов всех поданых голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.
К. недостаткам пропорциональной системы нередко относят и непосредственную зависимость выдвижения депутатов от позиций партийного аппарата, бюрократии, которая может, руководствуясь своими узкогрупповыми интересами, включать в партийные списки и непопулярных людей. Однако возможность такого рода действий зависит от характера внутрипартийных отношений. В партиях с развитой внутрипартийной демократией она минимальна. Кроме того, предотвращение вхождения в состав выборных органов непопулярных людей зависит от принятой в стране разновидности списков для голосования.
Существуют три основных вида списков для голосования: жесткие списки, когда голосуют за партию в целом и кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках; полужесткие — в этом случае обязательно мандат получает кандидат, возглавляющий партийный список, распределение же остальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от полученных кандидатом голосов (преференций); свободные — распределение всех депутатских мест происходит в соответствии с преференциями избирателей.
Смешанная и консенсусная системы
В современном мире применяются различные модификации как мажоритарной, так и особенно пропорциональной систем. Многие страны, стремясь максимально использовать достоинства каждой из них и смягчить их недостатки, применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина — по пропорциональной системе. Подобная избирательная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.
В последние десятилетия некоторые организации (ООН, партии «зеленых» и др.) используют консенсуснуго систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т.е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. Так, например, если на пост президента претендуют 5 кандидатов, то голосующий определяет место каждого из них. За 1-е место дается 5 баллов, за 2-е — 4, за 3-е — 3, за 4-е —2, за 5-е— 1 балл. После голосования полученные баллы суммируются и по их количеству определяется победитель.
Ориентируя субъектов политики на определенный порядок борьбы за власть, различные избирательные системы непосредственно влияют на характер партийных систем и всю избирательную кампанию.
Основные стадии избирательного процесса. Подготовка выборов
В зависимости от временной последовательности и особенностей решаемых задач избирательный процесс делится на несколько этапов, стадий: 1) подготовительный этап, характеризующий ту общественно-политическую почву, из которой «вырастают» выборы, а также организационные мероприятия, делающие возможным проведение выборов; 2) выдвижение кандидатов, завершающееся их регистрацией; 3) агитационно-пропагандистская кампания; 4) голосование и подведение итогов выборов. Строго говоря, лишь последние три этапа характеризуют непосредственно сам избирательный процесс. Однако подготовительный этап также оказывает важное влияние на все его стадии.
Выборы всегда осуществляются в конкретной общественно-политической среде, которая во многом определяется их подлинно демократический или манипулятивный характер. Эта среда (исторический контекст) включает ряд параметров, отражающих ее влияние на избирательный процесс, К ним относятся:
— наличие в обществе ценностного консенсуса, атмосферы доверия, готовности политических партий подавляющего большинства граждан уважать результаты выборов. В частности поэтому свободные выборы либо вообще невозможны, либо становятся инструментом манипулирования в странах, политические элиты и основные общественные группы которых видят в выборах не средство примирения и нахождения баланса политического влияния, а орудие укрепления своего господства и принуждения противников к повиновению;
— уважение в государстве прав человека. Это необходимо для того, чтобы избиратели и кандидаты чувствовали себя свободными, не подвергались разного рода угрозам, чтобы в обществе существовала атмосфера уважения личности, воли большинства и прав меньшинства;
— электоральная (гражданская) просвещенность избирателей. Она предполагает знание назначения и процедур выборов, основных политических партий, их программ и кандидатов, информированность и т.д. Гражданская просвещенность обеспечивает сознательность и компетентность решений, без которых выборы являются не волеизъявлением народа, а инструментом массового манипулирования, используемым элитами;
— демократический характер регистрации избирателей. Это означает прежде всего отсутствие любого рода дискриминации: по национальному, расовому, имущественному или какому-либо другому признаку. В большинстве демократических стран мира составлением списков избирателей занимаются местные органы власти, которые автоматически вносят в них изменения в связи с переездом гражданина на другое место жительства, достижением им избирательного возраста и т.п. В США участие в выборах рассматривается как сугубо личное дело и заботиться о регистрации должен сам голосующий. Точность и полнота списков избирателей, а также наличие документов, позволяющих идентифицировать каждого человека, предотвращают возможность фальсификаций с помощью лишения одних людей права голоса и многократного голосования других;
— демократический порядок регистрации и взаимоотношений партий. Партии — главный субъект электоральной активности, политического участия, организации и мобилизации граждан. Они — основной претендент на формирование парламента и правительства. Во всех стабильных демократических государствах характер отношений между партиями определяет общую канву и атмосферу выборов. Для свободных выборов крайне важно, чтобы все признающие демократическую конституцию партии имели возможность регистрации, выдвижения депутатов и электоральной борьбы. Удержать партии от нарушений закона и этических норм и тем самым укрепить общую атмосферу доверия помогают межпартийные соглашения о кодексе поведения партий, для контроля над соблюдением которых обычно создаются специальные комиссии, представляющие всех участников избирательного процесса;
— формирование независимых, беспристрастных и компетентных органов управления избирательным процессом. К ним относится прежде всего избирательная комиссия. Ее функции разнообразны, хотя и не одинаковы в различных странах. Обычно это: толкование избирательного закона, определение правил и процедур проведения выборов, организация избирательных участков, проверка подлинности собранных в поддержку кандидатов подписей, регистрация избирателей и кандидатов, подготовка предвыборных материалов и подбор аппарата, необходимого для проведения выборов, урегулирование возникающих споров, проведение мероприятий по электоральному просвещению граждан, подсчет и сведение результатов выборов и их объявление, общий контроль за процессом выборов. Беспристрастность и независимость членов избирательных комиссий призвано гарантировать наделение их особыми правами (привилегиями) и иммунитетом, как это имеет место у судей. Избирательные комиссии могут оказывать большое влияние на протекание и характер выборов, в том числе служить инструментом их фальсификации. Помимо избирательных комиссий важные функции по организации выборов выполняют местные органы власти, оказывающие им разностороннюю практическую помощь;
Выдвижение кандидатов
После проведения подготовительных мероприятий и официального назначения сроков выборов начинается избирательная кампания. Сам этот термин применяется по отношению как ко всему государству, так и отдельным кандидатам или партиям. В первом случае избирательная кампания представляет собой комплекс организационных, политических, информационно-пропагандистских и агитационных мероприятий по непосредственному обеспечению избирательного процесса в государстве, во втором — систему мероприятий, направленных на успех конкретного кандидата или партии.
Первый шаг избирательной кампании — выдвижение кандидатов и (или) партий (движений). Существуют различные способы их выдвижения и регистрации: 1) сбор подписей в поддержку кандидата или партии; 2) предоставление регистрационного взноса или денежного залога, а также документов, свидетельствующих о наличии у кандидата определенной поддержки, например списка партийных активистов или членов группы поддержки; 3) автоматическая регистрация кандидатов в случае занятия ими оспариваемых на предстоящих выборах постов.
Наибольшее распространение имеет выдвижение кандидатов партиями, общественными движениями и организациями, группами граждан, собравшими определенное количество подписей в их поддержку. Число подписей, необходимых для регистрации кандидата, зависит от уровня выборов (президентские, парламентские, региональные и т.п.), а также от особенностей избирательного закона страны. В одних государствах требуется миллион и более подписей; в других же, например в Великобритании, для формальной регистрации в качестве кандидата достаточно подать личное заявление, подписанное несколькими избирателями. Большое число подписей, а также короткий срок их сбора могут служить серьезным препятствием для претендентов, представляющих малообеспеченные слои населения, которые обычно не обладают большими финансовыми (деньги), информационными (СМИ) и организационными (поддержка партии и (или) других организаций) ресурсами. Поэтому для обеспечения демократизма выборов процедура выдвижения кандидатов не должна быть чрезмерно сложной и дорогой и в то же время должна ограждать избирательную комиссию от претендентов, не пользующихся значительной общественной поддержкой. Слишком большое количество претендентов и депутатов может затруднять проведение выборов, дезориентировать избирателей и требует больших финансовых затрат со стороны государства. Международно признанные нормы свободных выборов предполагают ограничения для баллотировки кандидатов лишь по признакам гражданства, возраста, срока проживания в стране, судимости по уголовным делам, психической и физической полноценности.
Стадия выдвижения депутатов непосредственно определяет возможности и диапазон электорального выбора. История, в том числе новых государств, образовавшихся на территории СССР, знает немало примеров, когда власть имущие отсеивали неугодных кандидатов еще на этапе их выдвижения, оставляя в списках для голосования лишь «своих людей». В таких случаях создается иллюзия выбора, а само народное волеизъявление превращается в фарс.
Агитационная кампания
Выдвижение кандидатов завершается их регистрацией, после чего начинается агитационная (предвыборная) кампания. На этой стадии наблюдается максимальная активность конкурирующих партий и кандидатов, они получают широкие возможности убеждать избирателей в своих преимуществах с помощью СМИ, рекламы, наглядной агитации, непосредственного личного общения кандидатов и их доверенных лиц с гражданами в ходе многочисленных поездок по стране или электоральному округу. Агитационная кампания оказывает большое влияние на решения избирателей, во многом предопределяет успех или неудачу претендентов. Поэтому ее организации и проведению уделяется особое внимание.
Для ведения избирательной кампании и главным образом для ее агитационного этапа создается специальный штаб, куда обычно входят главный распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический организатор, координатор графика кампании, технический секретарь и помощники. К этому штабу примыкают доверенные лица, группа поддержки кандидата, группа социально-политологического обеспечения, состоящая из профессиональных политологов, социологов, психологов, юристов, имиджмейкеров (специалистов по политической рекламе), а также активисты-добровольцы и агитаторы, спонсоры кампании и некоторые другие ее активные участники.
Любые выборы требуют наличия немалых материальных (деньги, помещения и т.п.), временных (время, необходимое для подготовки и проведения выборов, обучения аппарата, печатания бюллетеней и предвыборных материалов, выработки программы и избирательной стратегии, сбора средств и т.п.) и человеческих (люди, участвующие в избирательной кампании) ресурсов. Без таких ресурсов выборы либо вообще не состоятся, либо дадут явные преимущества обладателям электоральных ресурсов: представителям правящей группировки, крупного капитала, владельцам СМИ и т.п.
Голосование и подведение итогов выборов
Агитационная кампания, завершаясь за одни или несколько суток до голосования, оставляет избирателям возможность самостоятельно, без давления извне обдумать свой выбор и принять окончательные решения, которые они выражают непосредственно в день выборов. Голосование и подведение его итогов — кульминационный этап избирательного процесса. В этот период непосредственно выражается воля граждан, определяющая состав органов власти.
В наши дни голосование осуществляется с помощью либо специальных избирательных машин (их первые образцы уже в конце XIX в. начали использовать в США), либо избирательных бюллетеней. Последний способ голосования распространен гораздо шире. Основным местом голосования служат избирательные участки, хотя в некоторых странах, например в Швеции, разрешается голосовать дома и по почте. В одних государствах (Австрия, Австралия, Бельгия, Италия, ФРГ и др.) голосование рассматривается не только как право, но и как обязанность граждан, а за неучастие предусматриваются денежные штрафы, общественное порицание или другие наказания. В других же странах (США) голосование — дело добровольное.
Сразу же после завершения голосования избирательная комиссия или другой специальный избирательный орган начинают подсчет его результатов. Между голосованием и подсчетом голосов не должно быть перерыва или задержки, поскольку это может быть использовано для различного рода фальсификаций. В международной практике наиболее часто встречаются такие нарушения правил голосования и подсчета, как изготовление и учет лишних избирательных бюллетеней, прямая приписка голосов одному из депутатов, изъятие бюллетеней, поданных за неугодного кандидата, и др.
Для того чтобы предотвратить подобные фальсификации и обеспечить доверие граждан к результатам выборов, необходим надежный контроль за голосованием и подведением его итогов. Это обеспечивается формированием пользующейся доверием конкурирующих партий избирательной комиссии; использованием независимых, в том числе международных, наблюдателей; независимое параллельное подведение итогов голосования, которое могут осуществлять совместно или раздельно представители партий, СМИ, церкви, авторитетные отечественные или международные наблюдатели. Отсутствие надежного контроля за ходом и результатами выборов может превратить их в инструмент манипулирования, скомпрометировать их в глазах граждан, породить массовые протесты и обострить политическую ситуацию. Поэтому прозрачность выборов, предполагающая открытость всего избирательного процесса для наблюдения и контроля со стороны общественности, самих политических конкурентов и независимых наблюдателей, — важнейшее условие их демократичности.
См.: Методическое пособие по организации избирательной кампании. Национальный демократический институт международных отношений (США). М., 1991. С. 4 и др.