какие футбольные клубы спонсирует газпром в европе
Какие футбольные клубы спонсирует газпром в европе
«ГАЗПРОМ» СПОНСИРУЕТ ФУТБОЛ
Публичное акционерное общество «Газпром» (ПАО «Газпром») инвестирует в свои масштабные проекты десятки миллиардов долларов. Но круг его пристального внимания не ограничивается только бизнесом. Как компания высокой социальной ответственности ПАО «Газпром» направляет большие средства на развитие спорта и пропаганду здорового образа жизни.
Особое место здесь занимает футбол, который по праву называют игрой №1 в мире. Его широкая популярность прививает любовь к спорту сотням тысяч подростков. Футбол объединяет жителей многих стран и континентов, делает друзьями людей с разными взглядами на мир и разным образом жизни. Поэтому участие в развитии футбола — один из приоритетов социальных инвестиций ПАО «Газпром».
ЛИГА ЧЕМПИОНОВ УЕФА
Логичным продолжением участия ПАО «Газпром» в развитии и поддержке футбола стало вхождение компании в число официальных партнёров главного европейского клубного футбольного турнира — Лиги чемпионов УЕФА (UEFA Champions League), соревнования, в котором этап за этапом, начиная с раунда «плей-офф» и вплоть до финала, за звание сильнейшего клуба Европы борются лучшие из лучших, одним словом, европейские чемпионы! Сотрудничество с Лигой чемпионов УЕФА началось в сезоне 2012/2013.
Турниры УЕФА для сборных
Помимо Лиги чемпионов УЕФА, «Газпром» является официальным спонсором турниров УЕФА для национальных сборных, поддерживая таким образом самые главные соревнования в европейском футболе – как на клубном уровне, так и на уровне сборных. На уровне национальных сборных партнёрство «Газпрома» и УЕФА включает в себя чемпионаты Европы 2020 и 2024 гг., матчи отборочного турнира ЕВРО-2024 в отдельных странах, а также финальные этапы Лиги наций УЕФА 2021 и 2023 гг.
ЮНОШЕСКАЯ ФУТБОЛЬНАЯ ЛИГА
«ЗЕНИТ» (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)
Сотрудничество ПАО «Газпром» с футбольным миром началось со спонсорства футбольного клуба «Зенит» (Санкт-Петербург) — чемпиона России 2007, 2010, 2012, 2015, 2019, 2020 и 2021 годов. При поддержке ПАО «Газпром» любимец петербуржцев «Зенит» превратился в общенациональную гордость: он сумел стать одним из ведущих клубов не только в России, но и в Европе. Значительных успехов «Зенит» добился в 2008 году, сначала завоевав Кубок УЕФА, а затем и Суперкубок УЕФА.
«ЦРВЕНА ЗВЕЗДА» (БЕЛГРАД)
«ШАЛЬКЕ 04»
В 2007 году ПАО «Газпром» вышло на международную футбольную арену. Компания стала спонсором ФК «Шальке» — семикратного чемпиона Германии. Примечательно, что история этого клуба непосредственно связана с энергетикой: он был организован шахтерами города Гельзенкирхен, расположенного в Рурской области, — самом центре энергетической промышленности Германии. В последние годы «Шальке 04» заявляет о себе яркими выступлениями в матчах Лиги чемпионов УЕФА (UEFA Champions League) и Лиги Европы УЕФА.
Открой для себя мир «Газпром Футбол»!
Зарегистрируйся прямо сейчас, прими участие в наших уникальных розыгрышах и всегда оставайся в курсе наших акций и предложений.
Какие футбольные клубы спонсирует Газпром?
С недавнего времени Газпром оказывает огромное влияние на спорт и в том числе на футбол. Газпром всячески продвигает свои спортивные инициативы, а также футбольные клубы, которых он спонсирует. Основной причиной появления Газпрома в футболе — это огромнейшая популярность этого вида спорта, а значит и реклама для газового гиганта нашей страны.
Первым и главным футбольным активом Газпрома стал питерский клуб «Зенит». Спонсорство Газпрома прямым образом сказалось на успехах «Зенита». За время спонсорства Газпрома «Зенит» пять раз становился чемпионом России, а также смог добиться успехов на международной арене выиграв Кубок и Суперкубок УЕФА. Денежные вливания, строительство стадиона, брендирование — все то, что помогает «Зениту» и Газпрому сотрудничать в сфере футбола.
Еще одним клубом, который поддерживает Газпром является «Оренбург». Денежные вливания в этот провинциальный клуб не столь велики, как в случае с «Зенитом», однако эти деньги помогают «Оренбургу» вести успешную борьбу в Российской премьер Лиге.
Не забывает Газпром и про Футбольную Национальную Лигу, где оказывает спонсорскую поддержку футбольному клубу Томь. Однако стоит отметить, что есть вероятность того, что продление спонсорства будет зависеть от выхода или невыхода «Томи» в РПЛ.
С 2007 спонсорство футбола Газпромом вышло на международный уровень. Российская компания Газпром стала спонсором немецкого футбольного клуба «Шальке-04». Несмотря на переменные успехи в футболе «Шальке-04» успешно продвигает бренд Газпрома в футболе.
В 2010 году Газпром расширил свое влияние, на европейский футбол, взяв под свою опеку сербский футбольный клуб «Црвена Звезда». Особое внимание Газпром уделяет молодежной академии сербского клуба. Интересным моментом является побратимство «Црвены Звезды» и московского «Спартака», который является одним из главных соперников «Зенита».
В 2019 году Газпром пришел в австрийский футбол. Клубом, который выбрал Газпром для спонсорства стала команды из Вены «Аустрия». Как и в случае с «Црвеной Звездой» ФК «Аустрия» получила поддержку не только главного клуба, но и всей структуры подготовки молодых специалистов.
Футбольными клубами Газпром не ограничился и в 2012 году был заключен спонсорский контракт с главным футбольным турниром Европы — Лигой Чемпионов. В 2018 году соглашения между организациями было успешно пролонгировано.
Как и какие команды поддерживает «Газпром»
«Газпром нефть» реализует масштабную программу по поддержке и развитию отечественного спорта, которая направлена на создание и укрепление инфраструктуры для занятий массовым спортом, популяризацию спорта высоких достижений и помощь детским и юношеским спортивным школам и клубам.
В успехах главного спонсора российского спорта разбирается Nevasport.
Футбол
«Зенит» Санкт-Петербург
Начало сотрудничества: вторая половина 90-х, с зимы-2005/2006 — владелец клуба
Достижения: чемпион России (2007, 2010, 2012 и 2015), Кубок России (2010, 2016), Кубок УЕФА (2008), Суперкубок УЕФА(2008).
«Шальке» Гельзенкирхен, Германия
Начало сотрудничества: октябрь 2006-го
Достижения: 2-е место в бундеслиге (2007, 2010, 2018), Кубок Германии (2011), Суперкубок Германии (2011), полуфинал Лиги чемпионов (2011).
«Црвена Звезда» Белград, Сербия
Начало сотрудничества: 2010-й год
Достижения: чемпион Сербии (2014, 2016, 2018), Кубок Сербии (2012).
«Аустрия» Вена, Австрия (молодежные команды)
Начало сотрудничества: август 2018-го
Достижения: последний титул клуба на данный момент — победа в чемпионате Австрии в 2013 году.
Другие футбольные проекты: «Газпром» также является официальным партнером Лиги чемпионов (с 2012 года) и ФИФА (2015 — 2018). Спонсорские средства от корпорации получают также «Оренбург» (бывший «Газовик») (900 млн рублей в 2018 году) и «Томь» (600 млн).
Футбольные команды, которые поддерживает «Газпром».
Хоккей
СКА Санкт-Петербург
Начало сотрудничества: 2005 год
Достижения: чемпион КХЛ (2015, 2017), Кубок Континента (2018), Кубок Шпенглера (2010).
«Авангард» Омск
Начало сотрудничества: 2006 год
Достижения: финал Кубка Гагарина (2012), Кубок Континента (2011), Кубок Надежды (2014).
Слован Братислава, Словакия
Начало сотрудничества: апрель 2018-го
Достижения: за время выступления в КХЛ дважды выходили в плей-офф, не выиграли там ни одного матча.
Баскетбол
«Зенит» Санкт-Петербург
Начало сотрудничества: 2014 год, с момента основания клуба
Достижения: 3-е место в Единой лиге ВТБ (2016, 2017, 2018), финал Кубка России (2016).
Волейбол
«Зенит-Казань»
Начало сотрудничества: 2008 год
Достижения: чемпион России в (2009, 2010, 2011, 2012, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018), обладатель Кубка России (2009, 2014, 2015, 2016, 2017), победитель Лиги чемпионов (2012, 2015, 2016, 2017, 2018).
«Зенит» Санкт-Петербург
Начало сотрудничества: лето 2017-го, с момента основания клуба
Достижения: серебро Суперлиги (2018).
Другие волейбольные клубы, которые спонсирует «Газпром» — «Факел» (Новый Уренгой) и «Газпром-Югра» (Сургут).
Мини-футбол
«Газпром-Югра» Югорск
Начало сотрудничества: 2008
Достижения: чемпион России (2015, 2018), Кубок России (2012, 2016, 2018).
Велоспорт
«Газпром-Русвело»
Начало сотрудничества: 2016 год
Достижения: победы на этапах Джиро д’Италия, чемпионата России, Тура Словакии, Тура Эстонии.
Настольный теннис
«Факел-Газпром» Оренбург
Начало сотрудничества: 2003 год
Достижения: чемпион России (2005, 2006, 2008, 2011, 2012, 2014, 2015, 2018), победитель Лиги чемпионов (2012, 2013, 2015, 2017), Суперкубок Европы (2012).
Автоспорт
G-Drive Racing
Начало сотрудничества: 2012 год
Достижения: рекордсмен по количеству побед в категории LMP2.
«Газпром» платит Лиге чемпионов больше 40 млн евро. Для чего?
Вы будете видеть этот логотип еще три сезона.
Для УЕФА год начался успешно: в середине февраля там праздновали новый контракт Лиги чемпионов с «Газпромом». «Компания была ценным партнером турнира с тех пор, как мы объединили силы шесть лет назад, – сказал директор УЕФА по маркетингу Ги-Лоран Эпштейн. – Мы очень рады, что продолжим сотрудничать, ведь «Газпром» не только лидирует в своем бизнесе, но также обладает богатым футбольным наследием».
Стороны продлили соглашение уже во второй раз – логотип «Газпрома» будет сопровождать Лигу чемпионов и Суперкубок УЕФА в 2018-м, 2019-м и 2020-м.
За первое соглашение «Газпром» заплатил около 130 миллионов евро
Алексей Миллер заговорил о партнерстве «Газпрома» с Лигой чемпионов на газовом конгрессе в Малайзии 6 июня 2012 года. «Параметры контракта такие, что, по-видимому, мы сможем заменить одного из спонсоров Лиги чемпионов, хорошо известного по рекламным вставкам. Мы контракт еще не подписали – когда подпишем, тогда узнаете, на сколько лет», – произнес Миллер.
Через месяц все было готово. При оформлении сделки до 2015 года звучали восторженные речи: «Я очень рад, что «Газпром» стал официальным партнером Лиги чемпионов. Это огромная компания, которая представлена во всей Европе и вообще во всем мире», – отмечал менеджер УЕФА Дэвид Тейлор. Миллер был более красноречив: «У нас не только крупнейшая газовая компания в мире, но и корпорация, которая страстно любит футбол. Мы можем похвастаться очень долгой историей поддержки клубов в России и Европе. Уверен, что сотрудничество позволит еще больше укрепить репутацию компании и вывести бренд на фундаментально новый уровень».
Тогда «Газпром» стал шестым и последним спонсором Лиги чемпионов вместе с Heineken, UniCredit, Ford, MasterCard и Sony Computer Entertainment Europe. Миллер не уточнил, во сколько компании обошлась такая сделка, но в финансовом отчете УЕФА за сезон-2010/11 написано, что от всех спонсоров турнир получил 260 миллионов евро, то есть с каждого в среднем по 43 миллиона. До окончания первого контракта эта сумма практически не менялась – следовательно, за первое соглашение «Газпром» заплатил около 130 миллионов евро.
На фоне других вложений «Газпрома» в спорт эта сумма не выглядела монструозной: помимо «Зенита», компания уже спонсировала «Шальке» и «Црвену Звезду», тратила 100 миллиардов рублей на строительство объектов к Олимпиаде в Сочи, поддерживала хоккейный «Авангард» и через дочерние структуры помогала СКА.
«Газпром» терял имидж в Европе. И тогда пришел к УЕФА
В 2012-м для энергетического гиганта наступило трудное время. Чистая прибыль «Газпрома» снизилась на 15%, это случилось на фоне падения экспорта в Европу и на Украину. «Доля «Газпрома» на европейском рынке сократилась с 27 до 25,6%, – объяснял тогда аналитик «Инвесткафе» Григорий Бирг. – В Европе продолжается кризис, сокращается спрос, потребители не могут выдерживать высокие цены «Газпрома», условия «бери или плати». Рынок требует более гибких условий».
Учитывая обстоятельства, европейские клиенты «Газпрома» настаивали на скидках и поблажках. «Мы получили уведомления от ряда клиентов о пересмотре цен с 2013 года. В частности, от Wingas, Econgas, Gaz de France», – объяснял заместитель гендиректора «Газпром экспорта» Сергей Челпанов. Компания теряла доли и на рынке Украины. «Страна активно переводит ТЭЦ на уголь, заключает контракты с альтернативными поставщиками, например, с RWE. В России концерн теснят независимые производители. «Газпрому» нужно соответствовать меняющемуся рынку», – рассказывал Бирг.
Дополнительные трудности создавала Еврокомиссия, подозревавшая «Газпром» в нарушении антимонопольного законодательства. Там считали, что компания злоупотребляла доминированием на рынках Центральной и Восточной Европы: «Газпром» якобы пытался разделить газовые рынки в регионе, мешая трансграничной перепродаже газа, и завышал цены в отдельных странах. В августе 2012-го началось расследование, а в апреле 2015-го были сформулированы претензии и обозначен возможный штраф в 10% от годовой выручки всей группы. Год назад «Газпром» все-таки изменил сбытовую политику: компания отказалась от ограничений, мешающих ее клиентам перепродавать газ в другие страны Евросоюза, и привязала цены на газ в Болгарии, Польше и странах Балтии к конкурентным.
Именно в 2015 году «Газпром» в первый раз продлил соглашение с УЕФА – до 2018-го.
В мире считают, что «Газпром» продвигает интересы российской власти. Лига чемпионов – как раз для этого
В целом «Газпром» раздражает Европу. Болельщики смеются над его непривычной рекламой и шутят про то, что продукцию «Газпрома» не купить в магазине. Медиа задают намного более серьезные вопросы – и даже подозревают «Газпром» в коррупционных связях с УЕФА и ФИФА.
В 2014-м на Huffington Post вышел текст о первом контракте «Газпрома» с Лигой чемпионов. Вот два важных фрагмента:
• Это не только коммерческая реклама, но и политическая. «Газпром» хочет ассоциироваться у болельщиков со словами «Лига чемпионов», а не с «инструментом экономического давления на страны бывшего СССР».
• Репутация может быть отмыта так же, как и деньги. Готовность УЕФА сотрудничать с «Газпромом» говорит о растущем стремлении футбола к отмыванию денег.
Через год материал о целях «Газпрома» опубликовал Fox News:
• Подозрительная спонсорская империя может быть инструментом российской власти для влияния на политику в Европе. Или, возможно, это просто тщеславие.
Текст сопровождался комментариями профессора университета Ковентри и одного из главных теоретиков спортивного маркетинга Саймона Чадвика.
• «Конечно, «Газпром» хочет повлиять на другие страны. И речь не только про потребление газа – они хотят влиять на его распределение».
• «Вместо того чтобы заниматься нормальной дипломатией – например, договориться о встрече с премьер-министром Италии – вы заключаете сделку с Лигой чемпионов. Условный «Милан» играет там, и вы сразу попадаете в кулуары клуба, который принадлежит Берлускони. Речь идет о влиянии, попытках продвигать определенные интересы».
В том же году вышел еще один важный текст – на These Football Times. Он назывался «Громадная футбольная империя «Газпрома» и рассказывал о связях компании с государством, ее работе и влиянии на спорт в России и Европе.
• «Газпром» отличается от других энергетических компаний. Часть его стратегии – покупать СМИ. Корпорация выполняет желание власти ограничить доступ иностранцев к местным медиа. Вторая сторона их тактики – массовая поддержка спорта. Она распространяется не только на футбол и хоккей, но и на менее популярные виды – например, на бокс и гимнастику».
• «Круче Лиги чемпионов, возможно, только один турнир – чемпионат мира. И «Газпром» сюда тоже влез. Корпорации даже разрешено использовать логотипы FIFA и World Cup в рекламных кампаниях. Учитывая присутствие компании в Лиге чемпионов, бундеслиге, Англии [в 2012-м «Газпром» подписал трехлетний спонсорский контракт с «Челси»], России и Сербии, можно сказать, что «Газпром» – главная сила в европейском футболе».
В 2017-м англоязычное китайское издание South China Morning Post написало: «Мы убеждены, что «Газпром» участвует в спонсорских программах ФИФА и УЕФА, поскольку эти организации дают ему доступ к важным людям. Они либо имеют вес во власти какой-то страны, либо работают в важных корпорациях».
«Газпром», как и другие спонсоры Лиги чемпионов, старается освежать образ бренда через акции и конкурсы. Но работа компании пока не вдохновляет: если Heineken связывает болельщиков с Креспо и Морьентесом, а PlayStation позволяет пассажирам Uber порубиться в PES на заднем сидении, то «Газпром» просто разыгрывает билеты. В этом сезоне их главный конкурс так и называется – «Билетомания». Он дает шанс выиграть два билета на любой матч тура – достаточно победить в викторине и зарегистрироваться на сайте Gazprom Football.
В прошлом сезоне было почти то же самое – только розыгрыш назывался «Газпром: мир футбола» и еще включал тур по стадиону и посещение тренировки гостевой команды.
Сколько стоит новый контракт «Газпрома» с УЕФА – официально не сообщается, организация больше не рассказывает о деньгах, полученных от спонсоров. Источник Sports.ru, близкий к компании, рассказал, что речь шла о 47-50 миллионах евро в год.
В «Газпроме» не любят говорить о связях с футбольными организациями. Единственное более-менее большое интервью в апреле 2016 года сайту компании Sport Industry Group дал Вячеслав Крупенков, глава немецкого отделения «Газпрома». Да и то речь шла о детской социальной программе корпорации – «Футбол для дружбы».
«Главная цель проекта – продвигать наши ключевые ценности [на сайте «Газпрома» сказано, что это воспитанность, дружба, толерантность, уважение к другим культурам и национальностям]. Это самое важное для детей, которые участвуют в программе. Я уверен, что многие из них мечтают продолжить карьеру в профессиональном клубе – а если постараться, то все получится. Но это не главное. Они должны развивать свою личность, вот наша цель. Тогда мы точно увидим их на поле в финале Лиги чемпионов и будем ими очень гордиться».
Кажется, эмблема компании будет сверкать на рекламных щитах еще долго. Сложившаяся обстановка непреклонна: пока Европа не доверяет России, работа с такими брендами, как Лига чемпионов, – важнейшая потребность «Газпрома».
«Газпром» спонсирует европейский футбол: зачем, как и сколько
С чего все началось
Внедрение «Газпрома» в футбол началось с «Зенита». В 2005 году петербуржский бизнесмен Давид Трактовенко продал полный пакет акций клуба энергетической компании, и «Газпром» стал: а) полноправным владельцем клуба; б) его титульным спонсором.
Через год клуб несколько расширил свое влияние в Европе, подписав партнерское соглашение с «Шальке». По информации Marca, в то время «Газпром» обращался к клубам из английской и испанских лиг с предложениями о сотрудничестве, но всякий раз получал отказ.
Все изменилось ближе к концу первого десятилетия XXI века. Тогда Россия укрепила свое положение на материке за счет продаж газа и нефти. А спонсируемые «Газпромом» команды показывали заметные успехи. Весной 2008-го «Зенит» выиграл Кубок УЕФА, спустя пару месяцев после этого обыграл «Манчестер Юнайтед» в Суперкубке Европы. «Шальке» же только за четыре года сотрудничества с энергетической компанией один раз выиграл Кубок Германии и дважды завершал сезон Бундеслиги на втором месте в таблице.
«Шальке», Нойер, Путин
Первоначальное сотрудничество компании с Германией началось еще в 2005 году, когда «Газпром» назначил экс-канцлера Герхарда Шредера на должность председателя «Nordstream» − трубопровода на Балканах, соединяющего Россию и Германию.
Влияние России на немецкий рынок увеличивалось. С того момента «Газпром» поставлял около 35% от общего объема газа Германии. Некоторые немецкие политики удивлялись сильной зависимости от России в этом плане. Ровно такая же ситуация обстояла и в футболе.
На момент 2008 года большинство фанатов знали, что «Шальке» заключил с «Газпромом» супервыгодное предложение. Во-первых, за 5,5 первоначальных лет по контракту гельзенкирхенцы получили 125 млн евро. Во-вторых, по прибыли, приходящей от титульного спонсора, «Шальке» выходил на чистое второе место. Клуб уступал только «Баварии», но мюнхенцам тогда прилетали деньги от Telecom и Adidas.
Изначально фанаты боялись, что «Шальке» попадет под резкое влияние «Газпрома». Но компания и клуб выполняли исключительно партнерские обязанности в отношение друг к другу. В 2012 году издание Die Welt попыталось как-то подогреть ситуацию вокруг сотрудничества. На тот момент «Шальке» сотрясали слухи о возможном уходе Мануэля Нойера из команды. Клуб неоднократно предлагал ему улучшенный контракт, обговаривал с ним возможность остаться еще на один сезон. Контракт Нойера с «Шальке» заканчивался летом 2012 году, но уже в апреле 2011-го он объявил о своем уходе из команды.
По данным Die Welt, такое решение голкипера сильно расстроило верхушку «Газпрома». На тот момент Нойер считался если не главным вратарем Германии, то точно одним из самых перспективных. Руководители компании посчитали: уход вратаря сильно повредит имидж клуба и ухудшит результаты. Die Welt сообщало, что Алексей Миллер лично просил Владимира Путина вмешаться в эту ситуацию. Тем не менее от трансфера это не спасло. Летом 2011-го Нойер ушел в «Баварию», а банковский счет «Шальке» пополнился на 18 млн евро.
Зачем «Газпрому» контракт с УЕФА
Первые разговоры на тему сотрудничества «Газпрома» с Лигой чемпионов появились в июне 2012 года. Правда тогда европейские СМИ не очень верили в то, что влиятельная компания захочет тратить огромные деньги на сотрудничество с турниром. Но через месяц после появления в немецкой и английской прессе информации о партнерстве сторон, «Газпром» подписал контракт с УЕФА на три сезона.
Что включало это сотрудничество? Во-первых, реклама на всех матчах Лиги чемпионов. Во-вторых, появления на рекламных баннерах и продукции, связанной с ЛЧ. Вместе с «Газпромом» спонсорами турнира были Ford, Sony, UniCredit, Heineken и MasterCard. В финансовых отчетах Wall Street Journal говорилось: от общего партнерства с этим пулом УЕФА получил около 265 млн евро. The Times несколько конкретизировали сумму, потраченную «Газпромом» на контракт с ассоциацией. По данным издания, за три года контракта «Газпром» заплатил 135 млн евро, плюс – около 20-30 млн евро за срочное оформление соглашения.
Контракт «Газпрома» с УЕФА вызывал резонанс из-за нескольких пунктов.
1. Никто не понимал, каким образом даже важнейший турнир в Европе популяризирует «Газпром». На тот момент у компании были контракты с «Зенитом», «Шальке» и «Челси» (то есть, мелькание в чемпионатах России, Германии, Лиге Европы и Лиги чемпионов). Менеджеры и журналисты не понимали, зачем «Газпрому» нужно еще и тотальное влияние над турниром, где более-менее всегда играют ее команды-партнеры.
2. Многие считали, что за счет соглашения с Лигой чемпионов «Газпром» усиливает влияние в Европе, потому что компанию на самом деле интересует не футбольное развитие, а политический статус России.
3. После заключение сотрудничества между «Газпромом» и ФИФА (оно подразумевает использование логотипа организации в рекламных задачах компании) больше всех возмущались журналисты из китайского издания South China Morning Post. По их мнению, за счет сотрудничества энергетической компании с ФИФА и УЕФА Россия получает доступ к важнейшим политическим лицам, то есть, несколько влияет на политику других стран.
С кем еще сотрудничает «Газпром»
В первую очередь – с «Челси». В июле 2012-го (примерно в то же время, когда был подписан контракт с УЕФА) «Газпром» подписал контракт с лондонским клубом. По условиям, компания обеспечивала здания, принадлежащие лондонцам, электричествам и газом, платила за рекламу на баннерах. Английские СМИ не очень поверили во все эти заявления, поэтому копнули глубже. В ноябре 2012-го Оуэн Гибсон из The Guardian озвучил версию, из-за которого это сотрудничество вообще состоялось.
Во-первых, Гибсон прошерстил медиа вплоть до 2005 года и обнаружил, что в то время владелец «Челси» Роман Абрамович продал компанию «Сибнефть» «Газпрому», что уже говорит о связях функционера с главной энергетической компанией Европы.
Во-вторых, в 2012-м «Челси» подозревали в нарушении правил финансового фейр-плэй, поэтому клубу нужно было срочно увеличить свои доходы. Один из способов – подписание новых рекламных договоров. В тот год лондонцы оформили сотрудничество с «Газпромом», Sauber, Delta и Audi, получили 3 млрд фунтов от продажи телевизионных прав каналам Sky и BT и избежали бана на приобретение новых игроков и прочих санкций. Позднее эта информация от The Guardian никак не подтвердилась, и история осталась без продолжения.
Кажется, меньше всего на протяжении всех этих лет европейская пресса лезет во взаимоотношения «Газпрома» и «Црвены Звезды». Сотрудничество с сербским грандом началось за два года до связей с УЕФА и «Челси». В период с 2007 по 2010 года клуб терзали слухи о скором банкротстве. И в год проведения чемпионата мира в ЮАР «Газпром» разом решил все финансовые проблемы «Црвены». Компания подписала спонсорский контракт с командой на 2,5 млн евро в года (25% от годового бюджета). С одной стороны, сотрудничество объяснялось братскими отношениями с Сербией. С другой стороны, в 2012-м планировалось газопровода «Южный поток».
К концу 2018-го «Газпром» сотрудничает с лидерами английского, российского, немецкого и сербского чемпионатов. Компания спонсирует главный клубный футбольный турнир планеты. В 2005-м году, когда «Зенит» отдавали «Газпрому», никто и не мог подумать, что компания настолько сильно вольется в футбольную среду. Трудно представить то, что станет с командами и ЛЧ, если в один прекрасный день «Газпром» все же решит оставить футбол.