какие храмы восстанавливаются в россии сейчас
Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы молодых реставраторов и волонтеров, восстанавливающих храмы
13 декабря 2019 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с молодыми представителями профессионального сообщества реставраторов и волонтерами, задействованными в программах по спасению памятников церковной архитектуры Русской Православной Церкви. В ходе мероприятия Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы участников встречи.
— Меня зовут Юрий, я приехал из Тюмени. Благодарим Вас за репортажи по телеканалу «Спас» о Русском Севере, благодаря которым я узнал о проекте «Общее дело» и в сентябре смог осуществить поездку. Скажите, пожалуйста, будут ли продолжаться репортажи на эту тему? На мой взгляд, люди из дальних регионов могут узнавать об этом проекте и с помощью телеканала «Спас».
— Вы имеете в виду телевизионные репортажи по каналам «Спас» и «Союз»? Очень бы это приветствовал, и я передам Ваше пожелание относительно репортажей о Севере, с тем чтобы реставрация храмов и вообще проблемы, связанные с сохранением культурных ценностей, получали должное освещение. Попрошу отца Леонида подготовить мое распоряжение руководству телеканала «Спас».
— Меня зовут Владислав, я из Санкт-Петербурга, где мы создаем филиал проекта «Общее дело». Я знаю, что в молодости Вы участвовали в геологических экспедициях. Скажите, пожалуйста, как, по Вашему мнению, экспедиция влияет на развитие личности, ее рост и становление?
— Очень непростой вопрос. В 15 лет я решил уйти из дома и пойти работать в геологическую экспедицию. Когда об этом узнали мои родители, папа воспринял происходящее как волю Божию, а мама всячески сопротивлялась, и первое, что она мне сказала: «Я очень боюсь, что ты попадешь в коллектив людей, которые будут оказывать на тебя плохое влияние». Я еще не представлял себе, что такое геологическая экспедиция, в голове была только романтика, и я подумал: а какое может быть плохое влияние? Но не знаю, чему бы я научился в первой же экспедиции, если бы не главный геолог партии, мудрая женщина, которая ко мне отнеслась как мать и никуда не отпускала. Можете себе представить: осень, идем по болоту, все мокрые, грязные, поздно вечером приходим в какую-то деревню. Кто-то пускает к себе на постой, кто-то нет, и первое, что делает мужская половина — ищет чем бы согреться. Конечно, для пятнадцатилетнего мальчика это было не самое лучшее окружение. Но что, несомненно, помогало мне справляться с этими вызовами, — ясное понимание того, кем я должен был стать. А я хотел стать священником и понимал, что это — определенный этап моей жизни, который нужно обратить во благо. Должен вам сказать, что такая установка мне очень помогла: в конце концов я познакомился с интеллигентными, хорошо образованными геологами, картографами (тогда я занимался картографией), которые меня многому научили.
Так что в любом окружении, даже в том, что несет в себе определенные культурные вызовы, можно находить нечто, что способствует становлению личности. Но я бы не стал особо идеализировать свою ситуацию. Думаю, и сравнивать нельзя с тем, чем занимается отец Алексий. В двух местах мне довелось посетить эту замечательную молодежь — вдохновенную, верующую, интеллигентную; и если бы меня попросили сравнить с тем, что было в моей молодости, я бы сказал, что это день и ночь. Но еще раз хочу сказать: если у человека есть внутренняя позиция, которой он дорожит и которую он готов отстаивать, то даже соприкосновение с очень сильным вызовом, культурным и религиозным, или, лучше сказать, антикультурным и антирелигиозным, можно обратить во благо.
У меня нет однозначной оценки моего личного опыта участия в экспедициях. По крайней мере надеюсь, что не сидел бы здесь с вами, если бы результат был плохой.
— Ваше Святейшество! Меня зовут Егор, я студент из Москвы. Нас часто спрашивают, зачем вы восстанавливаете часовни и храмы в заброшенных местах, там, где никого нет. Для себя я ответил на этот вопрос, но как бы Вы посоветовали на него отвечать?
— Вы знаете, так могут говорить люди, которые просто не понимают, о чем говорят. Здесь уже говорилось, какие памятники помогают современному человеку понять историю архитектуры, историю всей нашей культуры. В первую очередь это культовые сооружения, они словно вехи эпохи. Конечно, человек далекий от культуры может быть к ним невосприимчив. Но задача заключается в том, чтобы и в школе, и, может быть, посредством телевидения помочь людям разобраться в этих темах. Это ведь не просто осколки прошлого, не просто руины — памятники несут в себе определенный стиль, гармонию и красоту. Это словно окна, через которые можно заглянуть в прошлое. А что еще у нас осталось? Каменная архитектура довольно позднего времени, потому что города в основном были деревянные и часто горели. В швейцарской деревне, особенно на востоке страны, где-нибудь в кантоне Граубюнден, легко увидеть традиционный дом с табличкой «XV век». И это жилой дом! Нижняя часть — каменная, верхняя — деревянная. По таким строениям действительно можно изучать историю европейской архитектуры. Нам же от прошлого мало что досталось, значительная часть нашей истории была связана с деревянным зодчеством, которое сохранилось лишь в малой степени. Поэтому то, что сохранилось, представляет собой несомненную ценность, вне зависимости от того, можно ли конкретный памятник назвать шедевром. В любом случае он представляет ценность историческую, культурную, религиозную, напоминая нашему народу о том, что в каждой селе был храм.
Летишь над Московской областью — огромное количество храмов, поистине святая земля! Однако большинство из них полуразрушены. Думаю, восстановление храмов, в том числе в дальнем Подмосковье, может способствовать возрождению деревень. Доводилось видеть такую картину: храм восстанавливается, вокруг ни одного дома, но уже какие-то люди сгружают стройматериалы с грузовичка, и складывается впечатление, что хотят строиться. Ведь места вокруг — невероятной красоты, а присутствие храма притягивает людей, по крайней мере чтобы построить дачу и проводить на ней лето. Так что наши храмы, даже руинированные, имеют очень большое значение; но оно будет еще больше, если мы сумеем их отреставрировать.
— Спасибо.
— Здравствуйте. Я магистрант 2-го года обучения кафедры храмового зодчества МАРХИ. Мой вопрос касается архитектуры храмов отдаленных регионов Арктики: должны ли они представлять собой что-то особенное или должны напоминать храмы Русского Севера?
— Если Вы имели возможность наблюдать за моими перемещениями по стране, то, наверное, обратили внимание на то, что я делаю акцент на Дальнем Востоке, Сибири, Севере. И это совершенно не случайно, потому что нигде каток атеистических гонений не прокатился так страшно, как по самым хрупким, в плане сохранения культурной и духовной традиции, территориям России. Мне удалось побывать в устьях всех великих рек, вдоль российского побережья от Сахалина до Мурманска, во всех портовых городах и населенных пунктах, и я благодарю Бога, что за последнее время в значительной части этих населенных пунктов стали появляться храмы. Но скажу Вам откровенно: не всегда удается задуматься о стиле. Люди строят в соответствии с возможностями, поскольку прежде всего храм нужен как храм. Вспоминаю встречу в Тикси с нашими верующими людьми. Храм очень неплохой, но до шедевров Севера ему далеко. Может быть, на следующем этапе удастся приступить к реализации того, о чем Вы говорите, и вырабатывать некий стиль. Но на данном этапе, когда денег мало, людей мало, всего не хватает, нужно строить то, что возможно. Впрочем, учитывая, что у нас появились специалисты на общецерковном уровне, мы бы смогли оказать поддержку местным энтузиастам в возведении храмов, которые бы соответствовали северной архитектурной традиции.
— Спасибо.
— Добрый день, Ваше Святейшество. Меня зовут Александра, я архитектор Центра классической традиционной архитектуры МАРХИ. У меня следующий вопрос: какую роль, по Вашему мнению, должны играть традиции в творчестве современного архитектора при проектировании православных храмов? Спасибо.
— Очень важный вопрос, поскольку сейчас появилась тенденция экспериментировать при разработке архитектурного облика храмов, как в экстерьере, так и в интерьере. Вообще, Православие — это традиционная религия в том смысле, что она сохраняет ценности прошлого. Это не значит, что Церковь нечувствительна к современности, но потеря способности охранять ценности прошлого грозит колоссальными опасностями для Церкви и общества. Нам иногда говорят: «Как вы нечувствительны к восприятию новых тем». Вы, наверное, слышали, какие упреки бросаются в адрес Церкви: «вы несовременные», «вы нечувствительные», «вы не понимаете». На это мы отвечаем: «У нас несколько иной взгляд. Для нас современность — это часть исторического процесса. А если вы отрываете современность от прошлого, то это очень опасно, потому что тем самым происходит ценностный разрыв. Собственно говоря, в чем заключалась катастрофа революции? В том, что революционеры добились искусственного разрыва между прошлым и настоящим. Предание как поток идей, мыслей, несущий в себе ценности прошлого и актуализирующий эти ценности в современном контексте, — вот что такое традиционализм. Без этого жить невозможно. Но почему революционеры отказывались от традиции? И откуда современная тенденция пренебрегать традицией? Дело в том, что традиция обязывает; традиционные ценности, которые вошли в плоть и кровь народа, имеют нормативное значение. В частности, нравственность, основанная на евангельских принципах, имеет реальные проявления в личной и общественной жизни. Мы говорим, что этими ценностями нельзя жонглировать, ими нельзя пренебрегать, потому что мы тогда потеряем свою культурную идентичность, мы потеряем связь с нашими предыдущими поколениями. В одной из бесед я привел простой пример: «Наверное, есть люди, которых не устраивает церковная архитектура, и они бы хотели вместо храмов видеть какие-нибудь современные здания, супермаркеты, еще что-то. Так вот, можно ли допустить снос церковных зданий в угоду интересам и потребностям современного человека? Конечно, нет!» Вот так же и в системе нравственных ценностей. Нам говорят: «Нужно от этого отказаться, это несовременно». А мы говорим: «Не надо отказываться, потому что это часть традиции, сформировавшей наш национальный облик».
Соединить современные вызовы с системой традиционных ценностей — это и есть задача Церкви. Мы не можем отказаться от ценностей, но мы должны быть чувствительны к вызовам современности, в частности к тому, чем живет молодежь. И мы должны уметь актуализировать ценностные традиции для того, чтобы они жили в сознании людей, а не отвергались как ненужные экспонаты из прошлого.
Восстанавливающиеся и малоизвестные монастыри и
Елена Иванова запись закреплена
https://www.sestroretsk.com/main/135133/
Показ «Вестника Духовно-просветительского центра» Сестрорецка состоится 7 ноября на ТК «Залив ТВ». Репортаж также будет показан на телеканале «Союз». Он приурочен к роковой дате Октябрьской революции в истории России.
В программу включен репортаж о посещении митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием храма Тихвинской иконы Божией Матери и совершении правящим архиереем Всенощного бдения.
Показать полностью.
Казачья община подарила владыке икону Божией Матери «Непобедимая Победа» (Сестрорецкую). https://www.sestroretsk.com/main/95171/
Образ, родившийся на берегах Разлива, выражает молитвенное воздыхание к Царице Небесной о разрушении коммунистических капищ, победе над идолопоклонничеством и искоренении классовой непримиримости.
А так же предлагаем Вашему вниманию Фильм архимандрита Гавриила (Коневиченко) «Набат к покаянию» https://www.youtube.com/watch?v=hMiAqrx9flE
Вадим Иванович запись закреплена
Вадим Иванович запись закреплена
Вадим Иванович запись закреплена
Вадим Иванович запись закреплена
Вадим Иванович запись закреплена
Вадим Иванович запись закреплена
Елена Кирикова запись закреплена
https://www.sestroretsk.com/main/134752/
9 октября 2021 года. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель архимандрит Гавриил (Коневиченко) с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
За Богослужением вместе с прихожанами и гостями храма молились казаки общины «Невская сечь». В числе молящихся был помощник Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А. А. Ваймер.
Во время чтения канона владыка попросил отца Гавриила показать приход. Настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка архимандрит Гавриил (Коневиченко) показал митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию поклонный Царский крест, который установлен у Духовно-просветительского центра и Библиотеку памяти Государя Императора Николая II. В Библиотеке Памяти Государя Императора Николая II отец Гавриил рассказал владыке об истории ее создания. Фонды библиотеки сейчас насчитывают более 28 000 единиц хранения.
Также отец Гавриил показал владыке вещевую службу «Петербургской станицы».
Затем владыка и отец Гавриил спустились в Мемориал памяти мученического подвига Царской Семьи «Расстрельная комната», в то место, которое напоминает о доме Ипатьева и о подвале Ипатьевского дома, где пролилась Царская кровь, где Царская Семья приняла мученическую кончину. В «Расстрельной комнате» отец Гавриил рассказал о написании картины «Преисподняя Ипатьевского дома».
Царский мемориал «Расстрельная комната» очень впечатлил владыку Варсонофия.
Затем батюшка Гавриил показал владыке выставочный павильон «Спасская башня», который находится перед зданием на территории Духовно-просветительского центра и храма Тихвинской иконы Божией Матери. Сейчас в павильоне инсталляция, посвященная 800-летию святого благоверного великого князя Александра Невского, установленная 11 сентября 2021 года.
«Каждый воскресный вечер на богослужении мы прославляем воскресшего Господа, благодарим Его за подвиг, совершенный ради нашего спасения, — сказал владыка в проповеди. — Поклоняясь Его Воскресению, Святая Церковь совершает память угодников Божиих. Мы должны внимательно слушать чтение за Всенощным бдением канонов, стихир: в них раскрывается суть подвига святых. Если слушаем внимательно, можем их примером вдохновиться. Нам кажется, что мы живем трудно, молимся, соблюдаем посты, все правильно делаем. Но если посмотреть на подвиг святых, то все наши дела далеки от этого, как земля от неба. Сегодня мы чтим память нескольких святых, я кратко о некоторых из них скажу. Например, мученик Каллистрат, который жил во втором веке, в еще языческом мире. Его дед стоял у Креста на Голгофе, был из Карфагена, служил в войске Понтия Пилата. Увидев, как распинают Сына Божия, уверовал во Христа и передал свою веру сыну Нестору, который тоже был военным, как и его сын Каллистрат, отличавшийся кротким нравом. По ночам, когда в казарме все спали, он уходил молиться в тайное место. Его выследили и донесли начальству. Начальники стали угрожать, что если он не откажется от веры, его замучают. Он не принес жертвы языческим богам и выбрал Христа. После истязаний его зашили в мешок и бросили в море. Мешок зацепился за острую скалу и разорвался, а дельфины по промыслу Божию вынесли Каллистрата на берег. Сорок пять воинов были поражены этому чуду и уверовали во Христа. Всех их бросили в темницу, и там Каллистрат рассказал воинам, что Христос — Сын Божий и не нужно бояться смерти: они получат мученические венцы. Военачальник приказал воинов утопить, но не в море, а в пруду, где дельфинов нет. Их связали по рукам и ногам и бросили в пруд. Но веревки развязались. Видя это чудо, еще сто тридцать пять воинов уверовали во Христа. Тогда этих сорок пять казнили, а те сто тридцать пять их погребли».
«Второй святой, о котором я хочу рассказать, это преподобный Савватий Соловецкий, — продолжил архипастырь. — Он жил в пятнадцатом веке в монастырях, устроенных учениками преподобного Сергия Радонежского. Начал подвизаться в Кирилло-Белозерской обители, принял там монашеский постриг и решил уйти в более уединенное место. Пришел сначала на Валаам, но и здесь не нашел покоя, и направился дальше на север. Достиг Белого моря и Соловецких островов. Здесь вместе с преподобным Германом основал монастырь, позже к ним присоединился преподобный Зосима. Так появилась обитель, где они подвизались в суровейших условиях. Это сейчас на Соловках все благоустроено, а тогда ничего не было. Остров не был населен, иногда приплывали туда охотники или рыбаки. В уединении, в суровых условиях они подвизались много лет. Я не знаю, какими для этого нужно обладать духовными силами. Господь укреплял их, посылал им ангела, и в конце концов они все стали святыми. Прошли века, Соловецкая обитель тоже стала известной, но наступили революционные времена, и мощи святых угодников «помешали» советской власти. Их осквернили. Тогда многие святыни привозили в Казанский собор, где был антирелигиозный музей. Мощи преподобного Савватия были здесь до 1990 года. Патриарх Алексий Второй обратился к властям, и их передали Церкви. Два года они находились в Александро-Невской лавре, а потом были перенесены в обитель».
За усердное служение Святой Церкви и в связи с 55-летием настоятель был награжден патриаршей грамотой.
Правящему архиерею была подарена икона Божией Матери «Непобедимая Победа» (Сестрорецкая). «Мы находимся у озера Разлив, в котором истории больше, чем воды, — сказал отец Гавриил. — На его берегах — шалаш и сарай, это второе место поклонения злодею, из-за которого погибла Царская Семья и Великая Империя. Первое — это мавзолей на Красной площади, где заблудшие поклоняются идолу. Иконописный образ — это видимое молитвенное воздыхание нашей казачьей общины Церкви Небесной. Мы взываем ко Господу, Божией Матери, святым. Божия Матерь на этой иконе является с Крестом, на котором был распят Ее Божественный Сын. Крестом Она попирает мавзолей, это капище проваливается в преисподнюю, оттуда выползает змей, его прокалывают архангелы Михаил и Гавриил, а святой Лонгин сотник делает контрольный прокол. Здесь изображены и священномученики Вениамин и Серафим Петроградские, и архимандрит Гавриил (Ургебадзе), и священномученик Николай, епископ Сестрорецкий, небесный ангел нашего города, и лейб-медик Боткин, и профессор права Юрий Новицкий — новомученики. Мы также видим Успенский собор Кремля с Владимирской иконой Божией Матери на фасаде, храм Христа Спасителя, Никольскую башню с воинственным образом Николая Чудотворца. Этот образ родился здесь, мы назвали его «Непобедимая Победа» (Сестрорецкая). Доска сделана в виде креста. Казаки написали две иконы: одну подарили нашему храму, другую мы приготовили к вашему приезду».
Храм построен в 2004 году, освящен 4 мая 2005 года. При нем действуют духовно-просветительский центр и библиотека.
По материалам ИА «Вода живая»,
09. 10.21
Какие храмы восстанавливаются в россии сейчас
Многовековая история Троице-Сергиевой лавры началась в XIV веке. После нескольких лет пустынножительства преподобный Сергий Радонежский основал там особножительный монастырь. Так называли монастыри, в которых каждый монах спасался по своему разумению. Общежительный устав, по которому обитель живет и сегодня, тоже ввел преподобный Сергий.
Первым игуменом монастыря был Митрофан, постригший Варфоломея в монахи под именем Сергия, потом игуменом стал сам преподобный. Именно здесь, как считается, Сергий Радонежский благословил войска князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. Именно отсюда вышли иноки-богатыри Пересвет и Ослябя.
Монастырь сжег хан Едигей в 1408 году, в нем, у гроба преподобного, схватили Василия II и увезли в Москву ослепить во время жестокой междоусобной войны. В Смутное время Троицкий монастырь выстоял в 16-месячной осаде польско-литовских войск, щедро обстреливавших стены обители, а потом стал оплотом Второго ополчения героев Минина и Пожарского. Жизнь монастыря неразрывно связана с жизнью и историей нашей страны.
Троице-Сергиева Лавра в советские годы
В начале двадцатого века Лавру, центр духовного и культурного просвещения, ждали тяжелые времена. Сначала монахов записали в трудовую артель, а в 1919 году ее закрыли. Патриарх Тихон напрасно писал председателю Совнаркома Ленину о том, что немыслимо закрывать главную русскую обитель. В 1920 году на территории Лавры устроили музей и институт.
После войны, в 1946 году, монашеская жизнь в Лавре восстановилась, а самое главное – Церкви вернули мощи преподобного Сергия Радонежского. Тогда же понемногу начали проводить реставрационные работы. Именно здесь прошли все Поместные соборы в 1971, 1988 и 1990 годах.
Конечно, архитектура всех многочисленных построек Лавры предполагает неустанную заботу. В 1993 году монастырь вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Николо-Радовицкий мужской монастырь
В первой половине XV века инок Пахомий, грек по происхождению, пришел на берег небольшого чистого озера среди глухих лесов, на полдороге между Москвой и Рязанью. На острове он основал Акакиеву пустынь, а местность вокруг назвал «Радовицами» в честь своей родины в Фессалии.
В середине XVI века монах обители Иона по прозвищу Рогожа обрел образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, одного из самых почитаемых святых на Руси. Образ сразу признали чудотворным, и отовсюду к нему стали стекаться паломники. В 1584 году Иван Грозный дарственной грамотой пожаловал монастырю окрестные земли и разрешил возвести новую обитель «на суше», потому что маленькая пустынь на острове уже не вмещала всех желающих посетить это место.
Московский Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь
Василий III, сын византийской принцессы и великий князь, после падения Константинополя в 1453 году считал себя единственным наследником Константинополя и защитником православной веры. Именно в честь главной святыни Богоматери Одигитрии, по преданию написанной апостолом Лукой, возвели главный соборный храм Новодевичьего монастыря. Его начали строить после присоединения Смоленска, долгие годы находившегося под властью Литвы.
В Москве монастырь называли Домом Пречистой Богородицы, он сразу получил высокий статус Царского богомолья. Крестный ход 28 июня возглавляли московские правители и высокое духовенство, а москвичи широко гуляли на Девичьем поле. Во время Смутного времени монастырь разорили, а под его стенами произошла решающая битва русского ополчения с поляками.
Современный облик Новодевичьего монастыря сложился при царевне Софье (1682–1689). Стены обители расширили и украсили зубцами, построили церковь Преображения Господня над северными вратами и Покрова Божией Матери над южными.
В 1918–1919 годах в монастыре были закрыты все благотворительные и учебные заведения, а в монашеских кельях жили красноармейцы. В 1922 году монастырь упразднили и открыли «Музей эпохи царевны Софьи и стрелецких бунтов». Сестры монастыря устроились в него реставраторами, хранителями и даже уборщицами, но в 1922 году здание закрыли окончательно и отдали под Гохран, Государственное хранилище музейных ценностей.
Монашеская жизнь восстановилась в Новодевичьем только в 1995 году, а в 2004-м монастырь включили в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. У южной стены монастыря находится одно из самых знаменитых кладбищ Москвы, в советское время превращенное в национальный пантеон.
Сейчас реставрация продолжается, ее планируют закончить в 2018 году.
Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов
В первой половине XIV века митрополит Петр, первый из митрополитов Киевских, переехавших в Москву, получил от московского князя Ивана Калиты место для своего дворца рядом с Успенским собором. Сначала на нем возвели каменную церковь Ризоположения и небольшую каменную палату, но во время страшного московского пожара Патриарший двор выгорел. В конце XV века мастера из Пскова построили новую церковь, которая стоит и сегодня.
Второй раз Патриарший двор горел, когда поляки стояли в Кремле в Смутное время. Новый этап начался с приходом Патриарха Никона. Именно тогда появились трехэтажные палаты и новая церковь Двенадцати апостолов. После упразднения патриаршества в нем находилась Московская контора Синода. Во время революции 1917 года и церковь, и палаты сильно пострадали от артобстрела, а в 1918 году здания передали музею. Для посетителей он открылся только в 1967 году, до этого в палатах находились разные хозяйственные службы. До сих пор в бывшем дворце русских патриархов находится музей прикладного искусства и быта России XVII века, а в Соборе Двенадцати апостолов – экспозиция икон.
Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память трехсотлетия дома Романовых
Задолго до строительства храма Феодоровской иконы Божией Матери земля, на которой он расположен, принадлежала подворью Феодоровского Городецкого мужского монастыря. Новый храм решили построить в 1907 году, в ознаменование трехсотлетия дома Романовых. Строительство такого масштабного здания в короткие сроки представлялось сложной задачей. Комитет по строительству находился под августейшим покровительством великого князя Михаила Александровича. Первый камень заложили только в 1911 году, но со строительством успели в срок: крест на центральную главу строящегося собора подняли 7 сентября 1913 года.
В 1917 году строительство прекратилось. Настоятель Досифей (Степанов) ушел к обновленцам, но впоследствии вернулся обратно. Окончательно храм закрыли в 1932 году. Храм превратили в молокозавод и перестроили, купола снесли, вокруг него появилось множество пристроек. В 1970-е годы демонтировали и барабаны.
Храм решили передать Санкт-Петербургской епархии еще в 1993 году, но окончательно это состоялось только в августе 2005 года. Теперь реставрация пошла полным ходом. В сентябре 2013 года Патриархом Московским и всея Руси Кириллом совершен чин великого освящения трех престолов верхнего храма.