какие художественные средства использовал автор в создании образов рассказа зеленая лампа

Анализ рассказа Зелёная лампа Грина

После прочтения произведения «Зеленая лампа» Александра Грина на душе остается осадок теплоты и добра. Казалось бы, такой небольшой рассказ, но в нем имеется уйма смысла. Рассказ был написан автором в тяжелые для него времена, именно с себя он и взял образ для главного героя произведения, для Джона Ива. Вторым героем произведения является Стильтон, миллионер, который попробовал все, что можно купить за деньги и которому в жизни стало скучно.

Джон Ив простой работяга из Ирландии приехал в Лондон попытать здесь свое счастье. Но удача была не на его стороне, и ему пришлось слоняться по улицам. В один из таких дней у Джона случился обморок, именно в этот момент его и находит Стильтон. Ему приходит в голову пошутить над бродягой, что он в итоге и делает еще, не зная, что все может обернуться не так как он задумал.

Миллионер Стильтон возомнивший себя человеком, который может купить все что угодно, покупает главного героя для того чтобы он зажигал зеленую лампу в определённом месте и в определенное время, обещая тому, что скоро к нему придут люди, которые сделают его богатым. Стильтон, придумавший эту шутку, ожидал, что вскоре бродяга сойдет с ума или же просто сопьется, он принимает Джона лишь за игрушку в своих руках, даже не задумываясь, что это живой человек. Два года Джон Ив выполнял все то что ему было велено, но так и не дождавшись никого он решил что-то предпринять и он начал читать книги, что привело к тому что Джон поступил в медицинский колледж и стал врачом. А Стильтон в это время разорился.

Грин в своем рассказе «Зеленая лампа» показал, к чему может привести материальный переизбыток и его утрата. Стильтон всю жизнь был богатым и успешным и не смог справиться с небольшими трудностями. Он опустил руки и даже не попытался что-то исправить в своей жизни, а лишь взялся за бутылку. Джон же с раннего детства боролся, падая, всегда вставал и шел вперед к своей цели. Именно это и хотел донести автор до своих читателей, что никогда и не при каких обстоятельствах нельзя сдаваться, нужно идти, вперед преодолевая все трудности на своем пути.

«Зеленая лампа» учит не только не падать духом, но учит еще и прощать. В конце рассказа, после операции, Джон Ив предлагает работу Стильтону, тем самым показывая, что он давно не в обиде над злой шуткой бывшего миллионера. Человек всегда должен оставаться человеком, будь то миллионер или же простой бродяга, ведь никогда не знаешь, как повернется жизнь.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Зелёная лампа Грина

Популярные сегодня темы

По словам самого Френсиса Скотта Фицджеральда, представителя так называемого в литературе «потерянного поколения», люди всегда приходят в восторг от жизни голливудских звезд, не зная

А.П. Чехов – один из самых талантливых писателей в истории русской литературы: виртуозно используя слово, он сделал его главным инструментом для того, чтобы обнажать самые тонкие грани души как своих героев

Вера Николаевна Шеина является главным персонажем произведения, супругой дворянского предводителя губернии князя Василия Львовича.

Источник

Сочинения и анализ рассказа «Зеленая лампа»

Рассказ «Зеленая лампа» Грина был написан в 1930 году. При написании сочинений и анализе «Зеленой лампы» в 8 классе опирайтесь на материал с сайта ЛитФест.ру, представленный в данной статье.

какие художественные средства использовал автор в создании образов рассказа зеленая лампа. Смотреть фото какие художественные средства использовал автор в создании образов рассказа зеленая лампа. Смотреть картинку какие художественные средства использовал автор в создании образов рассказа зеленая лампа. Картинка про какие художественные средства использовал автор в создании образов рассказа зеленая лампа. Фото какие художественные средства использовал автор в создании образов рассказа зеленая лампа

Подробный анализ названия «Зеленая лампа»

«Зелёная лампа» — небольшой рассказ русского писателя-прозаика, представителя неоромантизма, Александра Степановича Грина, жившего и творившего в начале 20 века. Его произведения наполнены легкой романтикой, некой сказкой, но вместе с тем представлены как глубокие по смысловой нагрузке и весьма поучительные.

«Зелёная лампа» не становится исключением, и далее я постараюсь разобраться с идеей, проблематикой, темой и смыслом данного произведения.

Начнём разбор с названия. Зелёная лампа — основа рассказа. Необходимая деталь, без которой этой истории просто не существовало бы.

В образе зелёной лампы можно увидеть и саму судьбу, которая была благосклонна к бедняку Джону Иву и справедливо жестока к Стильтону: для одного свет в окне — знаменование нового этапа в жизни, благодать, а для другого – это шутка, подлость, насмешка над человеком, вышедшая из-под контроля и приведшая к моральной гибели человека.

Настроение, преобладающее в тексте, по большей мере мрачное, серое, тяжёлое. Лишь развязка сопровождается расхождением дымчатой завесы и появлением на сцене легкого теплого свечения, подобно свету от спички: крохотному, но яркому и обнадеживающему в этой беспросветной мгле.

Настроение является необходимым сопровождением для сюжета: оно позволяет глубже прочувствовать мораль, подкрепляет действия героев, держит в секрете неожиданную развязку. Идея и смысл рассказа, я думаю, ясны каждому.

Автор хотел показать судьбу-бумеранг, которая воздает каждому по его заслугам, никто не получает больше или меньше беспричинно, и стоит постоянно помнить об этом.

Также произведение поучительно в плане морали — добрый Джон Ив, обманутый, бывший игрушкой в руках Стильтона, не обижается и не разливается ядовитой злобой на жалкого лжеца, а лишь сострадательно предлагает помощь в трудоустройстве, что говорит о его понимающем сердце и благородной душе.

Потому жизни Джона и Стильтона сложились именно так: первый — олицетворение добра и великодушия, второй – олицетворение зла и подлости. А, как известно любому читателю, благодетель всегда побеждает порок.

Поэтому люди должны быть добры друг к другу, не насмехаться и не издеваться над другими ради забавы, шутки, поднятия настроения и получения авторитета.

Я думаю, что можно провести параллель между рассказом «Зелёная лампа» и романом Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» в следующем ключе: Пётр Андреевич Гринёв, добродушный парень, благородный, честный, совестливый, и Алексей Иванович Швабрин, подлый, бессовестный, бесчестный лгун, способный пойти по головам ради спасения своей жалкой жизни.

Судьба в этой истории благосклонна к тому, кто олицетворяет собой благо, и каждый из героев получает то, что он заслужил, как и в «Зелёной лампе»: Гринёв — свободу, счастье и любовь, Швабрин — позор, тюрьму, унижение.

Из вышеперечисленного вытекает логический вывод: люди должны отодвинуть на последний план врожденный эгоизм, склонность к насмешкам и грязному удовольствию, разврату и подлости.

Человек тем и возносится над животными, что он человек, что он умеет весьма глубоко и объемно чувствовать, мыслить. И мы не должны падать ниц и терять право называться «людьми», а должны гордо носить это имя и соответствовать ему во что бы то ни стало.

О чем рассказ Грина – сюжет

Эта история о судьбах двух мужчин — Стильтона, немолодого владельца торговых складов города, и Джона Ива, молодого двадцатипятилетнего парня, приехавшего в Лондон, чтобы найти работу, но потерпевшего неудачу в своих поисках и оказавшегося на улице в голодном обмороке.

Джентельмен решает сыграть злую шутку с юношей, лестью и обманом заставив его каждый вечер зажигать на окне своей квартиры керосиновую лампу с зеленым абажуром в обмен на 10 фунтов каждый месяц.

Джон соглашается, покорно зажигает свет каждый день в условленные часы, читает много книг, упорно самостоятельно учится, приобретает покровительство одного студента, который помогает ему сдать экзамены и поступить в медицинский колледж, случайно узнает о подлом умысле Стильтона и, наконец, становится хорошим хирургом, способным зарабатывать себе на жизнь достаточно, чтобы больше не тратить керосин на зелёную лампу на подоконнике.

Стильтон же, будучи развращённым подлецом и повесой, проигрывает огромные суммы, разоряется, оказывается в абсолютной нищете, но не изменяет себе: посещает бордель и ломает там ногу.

Конечно, мысль о том, что материальное благосостояние не всегда благо, в мировой литературе была не нова. Но Грин показал, что деньги могут стать инструментом для воплощения своих высоких целей. Оставаясь нищим, Джон Ив ничего не добился бы в жизни.

Шутка миллионера, принятая героем как благодеяние, стала его шансом в жизни, а благодаря упорству и терпению, он добился высокой цели. Стильтон, пресыщенный жизнью, не умел преодолевать трудности, поэтому первая же неудача сломила его: недаром в какой-то момент он завидует «дураку» Иву, у которого есть надежда.

Таким образом, название рассказа «Зеленая лампа» символизирует надежду, которая помогает выжить и остаться человеком в любых условиях, даже самых бесчеловечных. Писателю удалось показать, как на смену равнодушию приходит прощение и сострадание. Ведь испытывавший прежде нужду Джон готов помочь нищему старику — дать ему хоть какую-то работу.

Он даже предлагает ему свой вариант зеленой лампы: советует зажигать спичку, спускаясь по темной лестнице. Даже здесь он проявляет заботу и доброту. Белла Ахмадулина когда-то сказала: «Прочитаешь «Зеленую лампу» Грина, и ляжет на душу добро».

Смысл финала рассказа «Зеленая лампа»

«Зеленая лампа» — небольшой рассказ, в котором Грин затрагивает очень важные вопросы: как нужно относиться к людям? Каково значение денег в человеческом мире?Какова роль человека в его судьбе? что нужно для того, чтобы сбывались мечты?

«… Быть может, я дам вам работу в нашей амбулатории: записывать имена приходящих больных. А спускаясь по темной лестнице, зажигайте… хотя бы спичку», – такими словами заканчивается рассказ А. Грина «Зеленая лампа». В этих фразах заключается итог жизней двух центральных героев произведения.

А все началось восемь лет назад, когда зимой 1920 года на углу Пикадилли богач Стильтон и его друг увидели умирающего от голода молодого человека. Это был Джон Ив. И тогда же у Стильтона родилась идея, что можно сделать с этим несчастным человеком.

Правда, Ив не казался богачу несчастным, он был для него просто вещью, с которой можно поиграть, ничего не стоящей жизнью, которой можно манипулировать.

Злая шутка заключалась в том, чтобы Ив снял себе квартиру на дарованные ему десять фунтов. Каждый вечер, никуда не выходя и никого не принимая, он должен был зажигать у окна зеленую лампу. Для чего это было нужно, Стильтон не объяснил. Но заметил, однако, что когда-нибудь к Джону придут люди, которые сделают его «состоятельным человеком».

На этом герои расстались. Ив безупречно выполнял поручение. И, между тем, прочел все имеющиеся в квартире книги. Особенно его привлекла анатомия. Джон стал посещать библиотеку и готовиться к экзаменам в медицинский колледж. В итоге он добился своей цели и стал доктором.

Но об этом мы узнаем не сразу. Все разъясняется восемь лет спустя, когда в больницу для бедных привезли старика, который был «грязный, скверно одетый… с истощенным лицом». Этим человеком оказался Стильтон.

Как выяснилось, богач разорился: «несколько крупных проигрышей… паника на бирже», и вот уже три года, как он стал нищим. Да, он совсем не тот, каким мы видели его в начале рассказа. Грин так пишет о нем:

«Стильтон в сорок лет изведал все, что может за деньги изведать холостой человек, не знающий забот о ночлеге и пище. Он владел состоянием в двадцать миллионов фунтов».

И вот теперь этот герой превратился в ничто, а Ив нашел себе место в жизни, хотя сначала скитался по улицам и искал работу. Но свет зеленой лампы озарил ему дорогу в жизни. Действительно, у Ива появилась надежда, что он еще может обрести себя, но для этого надо много трудиться.

Что он и делал, когда прибывал в той самой квартире и ежедневно включал зеленую лампу. А Стильтон-то думал, что его шутка удалась. Ему было интересно, что произойдет с Джоном в этом заточении.

Но на самом деле в заточении находился Стильтон, так как жизнь, с ее однообразными днями и ночами, проведенными без смысла, стала казаться ему пресной. К чему было ему, состоятельному человеку, стремиться? Для чего жить? Гораздо легче не жить, а прожигать жизнь! Мы видим, к чему это привело.

Любопытно то, что контрастны друг другу не только образы Стильтона и Джона Ива, не только две части рассказа, которые композиционно выражают идею произведения. Противопоставлены и такие, казалось бы, неприметные, но важные образы-символы, как лампа и спичка.

Дело в том, что зеленый свет лампы как бы освещает жизненный путь Джона Ива, тогда как Стильтону могла бы понадобиться лишь спичка. Последние слова рассказа, принадлежащие Джону Иву и обращенные к Стильтону, следующие:

«… спускаясь по темной лестнице, зажигайте… Хотя бы спичку».

Надо сказать, что финал произведения А. Грина является жизнеутверждающим. Рассказ учит нас оставаться людьми, несмотря на разные, порой очень тяжелые, жизненные ситуации. Рассказ учит нас не отчаиваться, работать для того, чтобы достичь цели.

Джон Ив в этом случае – пример для подражания. И последние слова в диалоге с больным и беспомощным стариком Стильтоном тому подтверждение. Несмотря на издевательскую шутку богача, Ив готов дать ему возможность работать.

«Зеленая лампа» — это история о том, как бродяга Джон Ив, умирающий на лондонских улицах, благодаря жестокой шутке богача Стильтона стал достойным человеком.

Сочинение о рассказе Грина

После прочтения произведения «Зеленая лампа» Александра Грина на душе остается осадок теплоты и добра. Казалось бы, такой небольшой рассказ, но в нем имеется уйма смысла.

Рассказ был написан автором в тяжелые для него времена, именно с себя он и взял образ для главного героя произведения, для Джона Ива. Вторым героем произведения является Стильтон, миллионер, который попробовал все, что можно купить за деньги и которому в жизни стало скучно.

Джон Ив простой работяга из Ирландии приехал в Лондон попытать здесь свое счастье. Но удача была не на его стороне, и ему пришлось слоняться по улицам.

В один из таких дней у Джона случился обморок, именно в этот момент его и находит Стильтон. Ему приходит в голову пошутить над бродягой, что он в итоге и делает еще, не зная, что все может обернуться не так как он задумал.

Миллионер Стильтон возомнивший себя человеком, который может купить все что угодно, покупает главного героя для того чтобы он зажигал зеленую лампу в определённом месте и в определенное время, обещая тому, что скоро к нему придут люди, которые сделают его богатым.

Стильтон, придумавший эту шутку, ожидал, что вскоре бродяга сойдет с ума или же просто сопьется, он принимает Джона лишь за игрушку в своих руках, даже не задумываясь, что это живой человек.

Два года Джон Ив выполнял все то что ему было велено, но так и не дождавшись никого он решил что-то предпринять и он начал читать книги, что привело к тому что Джон поступил в медицинский колледж и стал врачом. А Стильтон в это время разорился.

Грин в своем рассказе «Зеленая лампа» показал, к чему может привести материальный переизбыток и его утрата. Стильтон всю жизнь был богатым и успешным и не смог справиться с небольшими трудностями. Он опустил руки и даже не попытался что-то исправить в своей жизни, а лишь взялся за бутылку.

Джон же с раннего детства боролся, падая, всегда вставал и шел вперед к своей цели. Именно это и хотел донести автор до своих читателей, что никогда и не при каких обстоятельствах нельзя сдаваться, нужно идти, вперед преодолевая все трудности на своем пути.

Вывод

«Зеленая лампа» учит не только не падать духом, но учит еще и прощать. В конце рассказа, после операции, Джон Ив предлагает работу Стильтону, тем самым показывая, что он давно не в обиде над злой шуткой бывшего миллионера. Человек всегда должен оставаться человеком, будь то миллионер или же простой бродяга, ведь никогда не знаешь, как повернется жизнь.

Эссе про рассказ Зеленая лампа

В рассказе А. Грина «Зеленая лампа» повествуется об удивительной судьбе бродяги Ива, ставшего знаменитым врачом и обеспеченным человеком, и жизненном падении богача Стильтона, превратившегося в жалкого, больного нищего.

Это рассказ-притча. В нем есть все присущие этому жанру особенности: исключительное заострение главной мысли, морально-философское суждение писателя, элементы фантастики, условности и гротеска.

Рассказ построен на контрасте: вторая часть противопоставлена первой, один герой противопоставлен другому. В первой части источник света — лампа, во второй — Ив советует Стильтону осветить себе дорогу хотя бы спичкой. Смысл этого рассказа-притчи — противоестественность стремления позабавиться судьбой человека, превратить его в игрушку. За это и наказан Стильтон.

«Я давно не подходил к вашему окну, — произнес потрясенный рассказом Ива Стильтон. — Давно… Очень давно. Но мне теперь кажется, что там все еще горит зеленая лампа… лампа, озаряющая темноту ночи… Простите меня».

Другая важная мысль, выраженная в притче, — тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы. Именно это и произошло с Ивом, проявившим жизненную стойкость и целеустремленность.

Зеленая лампа, которая должна была, по мысли Стильтона, превратиться в символ никчемности жизни одураченного человека, стала источником света, осветила этому человеку путь в будущее.

«Если желание сильно, то исполнение не замедлит. В одной со мной квартире жил студент, который принял во мне участие и помог мне через полтора года сдать экзамен для поступления в медицинский колледж. Как видите, я оказался способным человеком…»

Читайте также: О мышах и людях краткое содержание романа Стейнбека.

Таким образом, «зеленая лампа, озаряющая темноту ночи» — это символ надежды на лучшее, символ желания жить, которое порой помогает человеку исполнить самую заветную и, казалось бы, самую несбыточную мечту.

Источник

Конспект урока по литературе в 8 классе по рассказу А. Грина «Зеленая лампа»

Урок

по рассказу А. Грина «Зелёная лампа»

8 класс.

Тема: Два мира. Две жизни. Две судьбы…

(по рассказу Александра Грина «Зелёная лампа»)

Учитель: Кузнецова Лариса Викторовна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Новоильинский агротехнический лицей»

Познакомить учащихся с рассказом и его композицией: экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминацией, развязкой;

научить находить ответы на поставленные вопросы в самом произведении;

уметь дать определение художественным приемам и показать применение их автором в тексте;

способствовать развитию критического мышления и творческих способностей учащихся; развитию умения анализировать текст, задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выделять главную мысль в тексте и его отрывке, сравнивать, обобщать, систематизировать.

Оборудование. Портрет писателя; иллюстрации к рассказу; иллюстрации картин

известных художников; аудиозапись; высказывания о писателе (на доске);

словарь литературоведческих терминов, презентационный материал.

Запись на доске.Словарные слова: антитеза – художественный прием в рассказа. Это противопоставление понятий, положений, образов.

Эпиграф урока.

«Два мира есть у человека:

один, который нас творил,

другой, который мы от века творим

Ход урока.

1. Работа над высказыванием Н. Заболоцкого.

«Два мира есть у человека:

один, который нас творил,

другой, который мы от века творим

— Как вы понимаете эти строки? Аргументируйте свой выбор ответа!

— Сегодня перед нами новый рассказ Александра Грина – “Зелёная лампа”. Какие ассоциации у вас вызывает это словосочетание?

(Дом, свет, уют, семья, чтение, книга, учение, ночь, зелёная трава, зелёный свет светофора, литературное общество А. Пушкина, весна)

— Почему именно так называется произведение?

— Что может произойти в рассказе с таким названием?

— Сформулируйте свои догадки письменно, записав пять-шесть предложений о сюжете.

— Как можно связать название рассказа и, взятый к уроку, эпиграф?

2. Стадия осмысления.

• Приём «Чтение с остановками»

Текст разбивается на три части и последовательно прочитывается в классе.

• Чтение первого отрывка (до слов “… а Стильтон при одобрении толпы и при помощи полисмена усадил беспризорного человека в кэб”).

• Вопросы учителя классу

— Где происходят события, описанные в рассказе?

— Когда происходят описанные события?

— Назовите действующих лиц.

— В какой момент жизни они описаны?

— Что настоятельно подчёркивает автор в двух героях, вышедших из ресторана?

(Хорошо одетые, дорогой ресторан.)

— Что произошло с человеком лет двадцати пяти?

— Как его описал автор?

(Лежащий без движения, плохо одетый)

— Что мы можем сказать о позиции автора?

(Автор осуждает богатых за их презрение к бедному.)

— А в чём это выражено?

(В авторских ремарках: брезгливо сказал толстый джентльмен, пробормотал несчастный.)

— Проследите, какие синонимы к слову “человек” использует автор?

(Богачи – двое людей, толстый джентльмен, сказал приятелю; бедняк – человек, лежащий, падаль, несчастный, лежащий, человек.)

— Чем вы объясните такой выбор автора?

(Слово “человек” употребляется автором только в отношении бедного, лежащего на улице.)

— Какая стилистическая фигура помогает в этом автору?

— Почему два богато одетых господина подошли к плохо одетому человеку, лежащему на дороге? Они хотели ему помочь?

(Скорее, им было скучно.)

— Только ли скука привела их сюда?

(Возможно, и любопытство, ведь здесь собралась толпа.)

— А почему вы не допускаете, что они из жалости могли остановиться?

(Тогда бы они не называли его падалью, пьяным, не смотрели бы на него брезгливо.)

— А толпа по какой причине могла собраться?

— Почему автор так бегло описывает эту сцену?

(Это краткая экспозиция, в которой представлены все герои и обрисовано их социальное положение.)

— Какие слова вы считаете ключевыми в этой части? Прочитайте их.

(“Мне надоели обычные развлечения,а хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки”.)

— Почему вы их считаете ключевыми?

— Как вы думаете, какой “интересный замысел” задумал Стильтон? Что это может быть?

(Дети высказывают свои предположения относительно планов Стильтона.)

— Как бы вы поступили, окажись рядом с несчастным человеком, упавшим в голодный

Работа над сопоставительной таблицей «Две судьбы» (работа в группах).

• Чтение второго отрывка рассказа (от слов “Экипаж направился к одному из трактиров … до конца первой части).

Беседа по вопросам:

— Какое чувство у вас вызвал этот отрывок и почему?

— Насколько он не соответствует вашим предположениям?

— Изменилось ли ваше отношение к героям? Почему? Чем вы можете это объяснить?

— О ком из героев ваше мнение не изменилось? Что вас в этом убеждает?

— Как приём антитезы помогает нам в восприятии содержания?

(Автор детальнее знакомит нас с прошлым героев, подчёркивая трудные условия жизни, постоянную борьбу за выживание Джона Ива и праздную жизнь холостого миллионера Стильтона, не знающего забот о ночлеге и пище)

— Прав ли Стильтон, считая себя “человеком большого воображения и хитрой фантазии”?

(Нет, играть с человеческой судьбой никому не позволено.)

— А какие его решения, поступки позволили бы именно так назвать его?

— Почему у Стильтона нет семьи, детей?

(Его жизнь – это шутки над людьми, лишённые доброты и смысла)

— Почему Ив был изумлён предложением Стильтона и назвал происходящее “благоденствием”?

(Все прежние попытки Ива найти работу были безуспешны, поэтому такой поступок богача был для него настоящим спасением)

(Он приобрёл живую игрушку – “дурака”, который живёт по его правилам; “игрушка из живого человека – самое сладкое кушанье”)

— Почему именно такую судьбу предсказывает Стильтон Иву?

— Почему Реймер назвал своего давнего друга Стильтона “дураком”? Что заставило его поступить так?

(Реймеру чужды циничные игры с людьми, обещание неосуществимого; он не приемлет таких забав.)

— Почему Реймер не остановил Стильтона, не потребовал от него других решений судьбы Ива или не предложил Иву собственную помощь?

Эвристическое задание «Напишите продолжение рассказа»

— Как дальше будут разворачиваться события?

— Свои предположения о дальнейшем развитии сюжета оформите в виде “Дерева предсказаний”. Первый вариант – предскажите дальнейшее развитие судьбы Джона Ива, второй вариант – судьбы богача Стильтона.

— Выскажите свои предположения и аргументируйте их.

— Какую судьбу Джону Иву вы предсказываете?

— Какую судьбу Стильтону приготовили?

Чтение третьего отрывка (вторая часть рассказа).

Беседа с классом:

— Какие ваши предсказания подтвердились? Почему именно так произошло? Аргументируйте.

— Какие версии не нашли своего отражения? Почему?

— Какую развязку предложил нам автор? Что же произошло с героями?

(Герои практически поменялись местами: богатый Стильтон стал несчастным бродягой, голодным, грязным, истощённым, а прежде несчастный Ив превратился в образованного хирурга, помогающего всем, без исключения, людям.)

— Почему же прежде уверенный в себе, надменный Стильтон вдруг “стал ничем”?

— Как оценивает своё нынешнее состояние Стильтон?

(Он понял, что его прежняя шутка была жестока и глупа по отношению к человеку, поэтому просит его простить.)

— За что наказан Стильтон?

(За противоестественное стремление позабавиться судьбой человека, превратить его в игрушку.)

— Почему Джон Ив смог добиться многого?

(Жизнь была жестока с ним с самого начала: он сирота, голодный и бездомный, познал трудности, и поэтому полагался только на себя; шутку Стильтона принял как благоденствие, но и тут положился на себя, став усиленно готовиться к профессии врача.)

— Почему Джон Ив после не ударил прежде жестоко пошутившего над ним Стильтона, когда тот, уже разорившийся, назвал его “дураком”, хотя и завидовал ему?

(Он был благодарен ему за эту “глупую шутку”, которая помогла ему стать образованным человеком.)

— Где же момент истины? В чём его суть?

3. Стадия рефлексии.

Работа над сопоставительной таблицей «Два мира» (работа в группах).

— Проследите динамику судьбы Джона Ива и Стильтона.

Презентация таблиц. Защита. Аргументация.

— В чём особенность композиции рассказа?

Рассказпостроен на контрасте:

вторая часть противопоставлена первой, один герой противопоставлен другому.

В первой части источник света — лампа, во второй — Ив советует Стильтону осветить себе дорогу хотя бы спичкой.

— Какое значение для выражения авторской позиции имеет зеркальная композиция?

— Выразите своё мнение относительно содержания следующих строк. Какие морально-философские суждения автора содержатся в них?

“Если желание сильно, то исполнение не замедлит”;

“А спускаясь по тёмной лестнице, зажигайте … хотя бы спичку”.

(Учащиеся рассуждают, аргументируя своё мнение.)

— Чем была зелёная лампа для Стильтона и чем стала для Джона Ива?

Для Стильтона – это возможность проявить своё превосходство, преимущество, подчеркнуть презрение к людям; для Джона – это надежда, вера в осуществление мечты. Тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы. Именно это и произошло с Ивом, проявившим жизненную стойкость и целеустремленность. Зеленая лампа, которая должна была, по мысли Стильтона, превратиться в символ никчемности жизни одураченного человека, стала источником света, осветила ему путь в будущее.

— Какова тема рассказа?

(Удивительная судьба бродяги Ива, ставшего знаменитым врачом и обеспеченным человеком, и жизненное падение богача Стильтона, превратившегося в жалкого, больного нищего)

(Тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы.)

— Каковы жанровые особенности рассказа А. Грина?

4. Домашнее задание.

Написать эссе на тему:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *