какие реакции на фрустрирующие проективные ситуации характерны для заикающихся
Какие реакции на фрустрирующие проективные ситуации характерны для заикающихся
ДИНАМИКА НЕКОТОРЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ
В ПРОЦЕССЕ ПСИХОТЕРАПИИ ЗАИКАЮЩИХСЯ
Нарушение коммуникации, наблюдаемое при заикании, часто сопровождается психологическими изменениями личности. Согласно концепции Н.И. Жинкина, при заикании нарушается единство работы двух систем управления звуковыми механизмами — произвольным и непроизвольным, когда человек при произношении пытается произвольно управлять непроизвольно управляемыми функциями, отчего затруднения в речи только усугубляются. Причем такое нарушение коммуникации начинает в той или иной степени проявляться при условии наличия двух или более партнеров по общению [3]. Понимание заикания как психологического нарушения коммуникации в корне отличается от представлений старой дефектологической школы, которая трактовала заикание лишь как нарушение речи (чисто моторное нарушение темпа, ритма, плавности).
Тот факт, что в одиночестве заикающийся говорит без затруднений, дает возможность предположить, что при заикании большую роль играют факторы психологического характера, связанные прежде всего с отношением к себе и другим людям. Это, в свою очередь, отражается на характере целого ряда деятельностей (учебной, трудовой, общественной, социально-бытовой, семейной и т.д.). Образуется порочная цепочка взаимодействий: заикание — нарушение речевого общения — нарушение личности — усугубление заикания.
Ф.Д. Горбов, позиции которого мы придерживаемся, считал, что заикающиеся, попадая в разнообразные коммуникативные ситуации, могут испытывать возникновение «целого семейства» отрицательных психических состояний, близких к фрустрации [4] и стрессу (функциональные нарушения личности); это способствует формированию у них отношения к ситуациям общения как к проблемным, фрустрационным. Ф.Д. Горбов даже объединял понятия заикания и фрустрации, поскольку фрустрация в переводе (словарь Ларусса) означает «обделение, лишение», а заикание, безусловно, лишает человека возможности нормально общаться с окружающими людьми.
Но для каждого заикающегося отнюдь не все коммуникативные ситуации оказываются фрустрационными: в одних фрустрационный момент выражен сильнее, в других слабее либо вовсе отсутствует. На трудности в общении каждый заикающийся реагирует некоторым типичным для себя способом в зависимости от основных установок, индивидуально-психологических особенностей, отношения к ситуациям общения, индивидуальных стереотипов преодоления стресса и т.д. Исследование взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей личности заикающихся и нарушения речевого общения в разнообразных коммуникативных ситуациях, как нам кажется, может стать определяющим для создания дифференцированного, целенаправленного психолого-педагогического подхода к восстановлению нарушенной коммуникации при заикании.
Мы предположили, что экспериментальной моделью нарушения общения может служить фрустрационная коммуникативная ситуация, а способ реакции на нее является индивидуальной стереотипной характеристикой личности.
В настоящей статье представлен анализ изменений фрустрационных реакций при восстановлении речевой коммуникации
в процессе психолого-педагогического воздействия на заикающихся.
Восстановление коммуникации проводилось методом Дубровского—Некрасовой и строилось по тиру лечебного перевоспитания в коллективе, цель которого — воздействие на самую основу невроза, на невротическую личность. Лечебное перевоспитание предполагает использование приемов педагогики в процессе разъяснительной и тренирующей психотерапии [5]. Сюда входят как исправление (коррекция) отдельных черт характера заикающихся, так и изменение их отношения к переживанию речевых срывов, в частности к проблемным речевым ситуациям.
Применялась система комплексного обследования заикающихся, разработанная Ю.Б. Некрасовой (формы ведения дневников, сбор анамнестических сведений, наблюдения и т.д.) [6] и существенно дополненная Ф.Д. Горбовым (фрустрационный тест Розенцвейга, оригинальная гомеостатическая методика, классификационный тест Дж. Келли). Тест Розенцвейга [9] и гомеостатическая методика, которая предполагала воспроизведение состояния фрустрации в лабораторных условиях [1], использовались для анализа личности заикающихся. Тест Келли, а точнее его вариант — методика, предназначенная для контроля состояния больных, страдающих заиканием [8], применялся для исследования степени проблемности сугубо речевых ситуаций до лечебного воздействия и возможности оценки изменения отношения к ним после прохождения больными курса социореадаптации. Результаты теста Келли, фрустрационного теста, гомеостатической методики и самоотчетов больных представляли лишь один канал информации о психологических особенностях каждого испытуемого и дополнялись данными анамнеза, дневниковых записей испытуемых, самохарактеристиками, а также наблюдениями за пациентами. Для получения информации о восстановлении речевого общения, моделью которого служила фрустрационная ситуация и способ реакции на нее, мы повторяли комплекс тех же исследований (за исключением использования методики гомеостата) после проведения курса социальной реадаптации.
Тестирование по Розенцвейгу осуществлялось с помощью типовой методики, разработанной в Институте психоневрологии им. В.М. Бехтерева. Ранее тест Розенцвейга в применении ко взрослым заикающимся был использован А.Б. Хавиным для изучения особенностей социальной адаптации пациентов по сравнению с группой здоровых и больных неврозом [7]. Следует подчеркнуть, что работа с тестом Розенцвейга не требовала от испытуемых-заикающихся развернутой речи, следовательно, она не травмировала их.
Работа на гомеостате была для испытуемых весьма значимой, ибо, по условиям, их прием в лечебную группу зависел от качества выполнения задания. Пациентам предлагалось решить две-три задачи — одну сложную и одну простую, что заведомо предполагало возникновение ситуации успеха и неуспеха. Работа на гомеостате сопровождалась фрустрационными моментами: действия испытуемых были взаимосвязанными и взаимозависимыми, в то время как реализовывались они в условиях изоляции одного испытуемого от другого и в отсутствие представления о реальном достижении группы в каждый момент времени.
Данные гомеостатического эксперимента в дальнейшем сопоставлялись с данными фрустрационного теста. Возможность их сопоставления была обоснована ранее на контрольной группе испытуемых [2].
Само по себе наличие фрустрирующих моментов в жизни заикающихся и фрустрации в малозначимой ситуации группового гомеостатического эксперимента еще не могло определить диагностической ценности применяемых методов. Поэтому полученные с их помощью данные сопоставлялись с материалом самоотчетов испытуемых, в которых они оценивали свои действия, анализировали причины неудач и трудности работы на гомеостате.
Сбор анамнестических сведений осуществлялся
в процессе бесед с матерью и с самим пациентом до начала лечебного процесса, в которых затрагивались вопросы, касающиеся внутриутробного развития ребенка, особенностей течения родов, наследственности, причин, приведших к заиканию, раннего речевого, физического и психического развития. Далее разбирались течение заболевания с момента его возникновения, развитие логофобии (страха речи), изменение свойств личности под влиянием дефекта, отношение окружающих к дефекту в семье и коллективе, где находился ребенок. Подробно выяснялись вопросы, касающиеся трудностей речевого общения и взаимоотношений пациента в настоящий момент; трудности общения в различных условиях, ситуациях; сопутствующие дефекту вегетативно-сосудистые изменения; результаты лечения в прошлом и т.д.
Дневниковые записи испытуемым предлагалось вести поэтапно, по заданным образцам. Формы ведения дневников были разработаны Ю.Б. Некрасовой, использовались не только в научно-исследовательской работе, но и непосредственно в лечебной практике [6].
В начале и в конце курса социореадаптации испытуемым предлагалось самим дать себе характеристику, т.е. ответить на ряд вопросов, направленных на выявление динамики отношений к самим себе, к окружающим людям, к будущему. Перечень вопросов по изучению динамики отношений был составлен Е.М. Крутовой.
Наблюдения проводились с момента знакомства с больным и включали все этапы социореадаптации.
За время экспериментальной работы был создан архив магнитофонных записей и диапозитивов, регистрирующих динамику речи и состояния испытуемых-заикающихся, под руководством Ю.Б. Некрасовой снят учебный кинофильм.
В эксперименте принимали участие три группы испытуемых-заикающихся в возрасте 18—45 лет (21 мужчина и 10 женщин), из них трое в возрасте 15 лет. Многие больные до лечения у Ю.Б. Некрасовой долго и безнадежно лечились.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ С ТЕСТОМ РОЗЕНЦВЕИГА
В табл. 1 и 2 приводятся данные трех групп испытуемых-заикающихся, прошедших курс лечения (всего 31 человек).
В литературных источниках имеются сведения о том, что тест Розенцвейга отражает базисные характеристики личности, стереотипные реакции на фрустрацию, которые не изменяются в течение жизни человека. Следовательно, тест не должен выявлять динамики фрустрационных реакций. Но, учитывая мощное воздействие на заикающихся с помощью метода Дубровского—Некрасовой, направленное на перевоспитание невротической личности, мы вправе предположить чувствительность этой методики к такого рода воздействию (выявление с помощью теста показателей, которые отражают более адекватную оценку реальной ситуации, а также возможность найти выход из нее). По этим изменениям психотерапевт мог бы оценить, возросли ли адаптивность и активность пациента, возможность противостоять разного рода жизненным трудностям.
Результаты тестирования, представленные в табл. 1 и 2, показывают, что после курса социореадаптации в группе испытуемых в целом изменилось отношение к фрустрирующему препятствию на 1) на 16% снизилось количество реакций, свидетельствующих о наличии фрустрации (Е в OD ) и одновременно на 24 % увеличилось количество реакций, свидетельствующих о почти полном игнорировании фрустрирующего препятствия (М в OD ). Это говорит о снижении значимости фрустрирующих ситуаций, которые как бы перестают замечаться испытуемыми; 2) характерно снижение показателей в защите «я» (ЕД), по которым можно судить об изменении отношения к себе и окружающим; на 13,6 % снизилось чувство собственной вины ( J в ED ) и неуверенности, а также потребность в защите; 3) особого внимания заслуживает значительное увеличение (на 31 %) реакций, направленных на разрешение проблем, где ответы принимают форму требования испытуемыми помощи со стороны каких-либо других лиц (Е в WP ); этот факт можно интерпретировать
как увеличение активности пациентов, стремление найти выход из фрустрирующей ситуации, а не просто ее переживать, что указывает на лучшую адаптивность пациентов, выработку у них активной жизненной позиции.
СУММАРНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ПО РОЗЕНЦВЕЙГУ И ИХ РАЗЛИЧИЯ ДО И ПОСЛЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ЗАИКАЮЩИМИСЯ ЛЕЧЕБНОГО КУРСА, СГРУППИРОВАННЫЕ ПО ТИПУ И НАПРАВЛЕННОСТИ РЕАКЦИИ, В БАЛЛАХ
Какие реакции на фрустрирующие проективные ситуации характерны для заикающихся
Одним из широко применяемых методов оценки меры социальной дезадаптации детей с нарушениями речи является проективная методика С. Розенцвейга, в которой оценивается поведение детей в ситуации, создающей препятствие для достижения поставленной цели (Волкова Г.А., 1988; Калягин В.А., Степанова Г.М.,1996; и др.). Реакции на фрустрирующую ситуацию подразделяют по направленности на экстрапунитивные (направленные на окружающих) и интрапунитивные (самоообвинительные) или импунитивные (самозащитные). По типу они делятся на самозащитные, обвинительные и конструктивные.
Г.А. Волкова (1979; 1982; 1988) провела экспериментальное исследование заикающихся детей пяти-семи лет методикой «тест — конфликт», являющейся модификацией рисуночного фрустрационного теста для детей С. Розенцвейга (ХудикВ.А., 1992). Использование нестандартной методики ограничивает возможности интерпретации ее результатов, так как ее нельзя сравнивать с данными других авторов, но вместе с тем она позволяет составить определенное представление об этих характеристиках у заикающихся дошкольников. Проективные методы, к которым относится данная методика, ставят исследуемого в такое стимулирующее положение, в котором он получает возможность проявить свои личностные потребности, свое собственное восприятие, свои интересы и другие характерологические особенности. Способ разрешения индивидом неопределенности является его общей и фундаментальной характеристикой.Из всех возможных реакций на ситуацию и решений он выбирает то, которое имеется в его опыте, закреплено через действие или переживание, т.е. проецирует присущий только ему и никому более способ подхода и разрешения ситуации (Волкова Г.А., Панасюк А.Ю., 1979; Терентьева В.И., 1996).
Одна из типичных черт фрустрации — эмоциональность. Известно, что заикающимся детям свойственна повышенная эмоциональная напряженность. Боязнь допустить ошибку (или боязнь судороги) в ответственной предстоящей деятельности (в том числе речевой) вызывает напряжение, которое уже само влияет на результаты деятельности (Досужков Ф. Н., 1997; Неткачев Г.Д., 1997;
Какие реакции на фрустрирующие проективные ситуации характерны для заикающихся
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи.
Статья:
Термин заикание (balbuties) греческого происхождения и означает повторение судорожных сокращений речевых органов. Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Интерес к лечению заикания имеет многовековую давность, однако только в XIX столетии началась научная разработка этой проблемы. Изучением, предупреждением и лечением заикания стали тщательно заниматься специалисты таких научных дисциплин, как психиатрия, логопедия, психология, физиология и другие.
Долгое время исследователи придерживались того мнения, что заикание в дошкольном возрасте следует рассматривать как возрастное явление, которое постепенно с возрастом должно пройти само. И рекомендовалось на заикании у детей дошкольного возраста не фиксировать внимание, создавая дома полный покой. В некоторых случаях это и приводило к благоприятным результатам, но в большинстве случаев такие меры не помогали, и заикание у детей принимало все более тяжелую форму, накладывая свой отпечаток на все поведение ребенка и отражаясь на развитии его личности. Лечение его в последующем было несравненно сложней, чем в начале заболевания. Чем старше возраст заикающегося ребенка, тем тяжелее степень заикания и те изменения, какие оно производит в характере, поведении и во взаимоотношениях ребенка с окружающей средой.
Такие ученые как М. Зееман (1962), М.Е. Хватцев (1959), В.М. Шкловский (1994), В.И. Селиверстов (2001), доказали необходимость лечения этого страдания на ранних этапах его возникновения, то есть в раннем детстве.
В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (Л.С. Волкова, 2003).
Внешне заикание выражается в том, что речь прерывается вынужденными остановками, запинками, повторениями отдельных звуков, слогов, слов. Это происходит вследствие судорог в речевом аппарате, которые, как правило, распространяются и на мышцы лица, шеи. Они могут быть различны по частоте и длительности, форме и месту локализации. Строгой закономерности в возникновении запинок нет. Они могут быть в начале фразы, в середине, в конце, на согласных или на гласных звуках.
Однако запинками, остановками и повторениями, нарушающими плавное течение речи, не исчерпывается понятие «заикание». При заикании расстраиваются дыхание и голос: дети пытаются говорить на вдохе и в фазе полного выдоха, голос становится сдавленным, монотонным, тихим, слабым. Речь заикающегося ребенка обычно сопровождается сопутствующими движениями (покачивание головой, туловищем и т. п.).
Сложность этой речевой патологии выражается и в том, что заикание, затрудняя свободное речевое общение ребенка с окружающими людьми, отличая его от нормально говорящих сверстников, накладывает отпечаток на все поведение ребенка, на всю его личность (С.В. Леонова, 2004).
В настоящее время нет единой научно обоснованной теории, с позиций которой можно было бы обобщить и систематизировать экспериментальные данные и различные гипотезы, высказанные многими авторами по поводу причин возникновения этого нарушения речи. В то же время все исследователи сходятся во мнении, что при появлении заикания отсутствует специфическая одиночная причина, вызывающая данную речевую патологию, поскольку для этого необходимо сочетание ряда факторов.
Исследователи (М.Е. Хватцев, 1959; М. Зееман, 1962; В.А. Куршев, 1973; Л.И. Белякова, 1992; В.М. Шкловский, 1994; В.И. Селиверстов, 2001; Л.Я. Миссуловин, 2002 и др.) выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать развитию заикания и непосредственно вызывать его (Л.С. Волкова, 2003).
К предрасполагающим причинам относят:
1. Определенный возраст ребенка (от 2 до 6 лет), так как формирующиеся в дошкольном возрасте координаторные механизмы речевой деятельности находятся в стадии интенсивного формирования. Любая функциональная система, находящаяся в стадии интенсивного развития, является избирательно ранимой под влиянием вредоносных факторов.
2. Состояние центральной нервной системы. Нередко при возникновении заикания отмечается органическое поражение мозга во внутриутробном, пренатальном и постнатальном периодах развития. Эти причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сфеpax, приводят к задержке речевого развития и к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания. У части заикающихся не обнаруживается органического поражения мозга. В то же время они характеризуются повышенной впечатлительностью и ранимостью нервной системы, тревожностью, низким уровнем адаптации, особой подверженностью к психическим травмам.
4. Функциональная ассиметрия мозга. В.А. Куршев (1973) указывает на то, что заикание нередко возникает при переучивании леворукости на праворукость, если оно доведено до истязания. А по мнению М.Е. Хватцева (1959), при переучивании левшей не только перестраиваются и нарушаются связи и соотношения между полушариями мозга, но и ухудшается состояние правого полушария, в котором расположены у левши ведущие центры речи. Ослабление взаимодействия между симметричными структурами мозга у заикающихся делает такую центральную нервную систему особо ранимой.
Большое значение в появлении заикания может иметь и темп речевого развития, особенно появление фразовой речи: замедленное или ускоренное. В эти периоды речевая система особенно подвержена влиянию неблагоприятных факторов. Особое значение в этих случаях имеет поведение взрослых, окружающих ребенка. Дополнительная речевая и эмоциональная нагрузка, фиксация на итерациях могут провоцировать заикание (Л.И. Белякова, 1992).
6. Половой деморфизм. Л.М. Белякова и Е.А. Дьякова (1998) отмечают, что среди детей, страдающих заиканием, соотношение девочек и мальчиков составляет примерно 1 к 3-4. А Л.Я. Миссуловин (2002) в своей работе показал, что с возрастом заикание уменьшается или исчезает совсем, но у ряда больных оно остается, причем у мужчин встречается чаще, чем у женщин в соотношении 2,2-5,3 к 1.
Кроме перечисленного, к врожденным предрасполагающим факторам В.М. Шкловский (1994) относит тяжелые нервно-психические и инфекционные заболевания родителей. Ученый отмечает, что такие заболевания, как шизофрения, туберкулез, сифилис и др., вредные химические факторы производства, повышенная радиоактивность во многих случаях поражают раньше всего нервную систему еще неродившегося ребенка. Вредно могут отразиться на состоянии нервной системы потомства и различного рода травмы, переживания, неблагоприятные условия жизни и работы матери в период беременности, родовые травмы.
В группе производящих причин В.И. Селиверстов (2001) выделяет анатомо-физиологические, психические и социальные.
1. Анатомо-физиологические причины: а) Физические заболевания с энцефалитическими последствиями и травмы (внутриутробные, природовые, с асфиксией, сотрясения мозга); б) Органические поражения мозга, при которых повреждаются подкорковые механизмы, регулирующие движения; в) Истощения и переутомления нервной системы в результате интоксикации и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи (корь, рахит, коклюш, болезни внутренней секреции и обмена); г) Болезни носа, глотки, гортани, несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержки речевого развития.
Первичными являются физиологические особенности личности заикающегося, на их основе формируются психологические, которые усугубляют симптоматику заикания.
Хроническая психическая травма – это длительные, отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляющихся конфликтных ситуаций. Они часто связаны с напряженным психологическим климатом в семье или трудностью адаптации ребенка в детском учреждении.
В целом при наличии каких-либо из перечисленных неблагоприятных условий достаточно чрезвычайного по своей силе раздражителя, и будет вызван нервный срыв, вызывающий заикание.
Таким образом, дети дошкольного возраста в силу своей эмоциональной возбудимости и неподготовленности к переработке внешних воздействий окружающей среды больше, чем взрослые подвержены бурным эмоциональным реакциям. Совокупность отдельных из вышеперечисленных факторов, воздействуя в период формирования речевой функции (от 2 до 6 лет), может вызывать появление заикания (Л.Я. Миссуловин, 1997).
М. Беккер, М. Совак (1981), обращают внимание на различные нарушения высшей нервной деятельности заикающихся, их физического здоровья, вегетативные нарушения: обидчивость, плаксивость, нарушения аппетита и сна, подверженность инфекционным и простудным заболеваниям, соматическая ослабленность и т. п. В процессе речевого высказывания у заикающихся резко усиливается потоотделение, краснеет или бледнеет кожа лица, учащается сердцебиение, то есть проявляются вегетативные реакции, которые наблюдаются и у нормально говорящих в состоянии сильного эмоционального напряжения.
Еще одним характерным симптомом заикания является страх перед устной речью, боязнь звуков или слов, которые наиболее трудны для произнесения заикающимся. Страх речи называется логофобией. Логофобия включает в себя навязчивые переживания, страх возникновения речевых судорог, боязнь речевого общения. (Н.М. Асатиани, Л.И. Белякова, И.О. Калачева, 1978).
Под понятием фиксированности на дефекте подразумевается особое свойство внимания (устойчивое, застревающее, навязчивое, концентрированное), осознание дефекта, представление о нем, разное эмоциональное отношение к нему (страх, тревожность, боязливость и переживания). Вначале происходит непроизвольное эмоциональное реагирование на дефект, но постепенно формируется свое отношение к дефекту, связанное с эмоциональными переживаниями и отражаемое в волевых усилиях (действиях и поступках), самостоятельной безуспешной борьбе с заиканием.
Г.А. Волкова (1976) выделяет несколько степеней болезненной фиксированности на дефекте: 1) нулевая степень: дети не испытывают ущемления от сознания дефекта, либо не замечают его. Нет элементов стеснения, обидчивости за неправильную речь, попыток преодоления дефекта; 2) умеренная степень: старшие школьники, подростки переживают дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к уловкам и стараются меньше общаться. Знают о заикании, стараются его скрыть и замаскировать; 3) выраженная степень: переживание находит выражение в чувстве неполноценности. Дети концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, возникает мнительность, страх перед речью, людьми, ситуациями и пр.
Осознание дефекта, неудачные попытки его преодоления порождают различные психологические особенности у заикающегося: уязвимость, беззащитность, боязливость, робость, внушаемость и т. д. Поэтому, в настоящее время для обоснованной психотерапевтической направленности коррекционной работы глубже изучаются индивидуальные психологические особенности заикающихся.
Исследования Г.А. Волковой (2003) взаимоотношений в семье заикающегося ребенка показали некоторые изменения в характере детей с появлением заикания: проявление агрессивности, использование некорректных слов, резкий отказ от речи, от игр. По мнению родителей у детей проявились упрямство, настойчивость в осуществлении их желаний, просьб, высказываемых в категоричной форме.
По данным Г.А. Волковой (2003), для заикающихся дошкольников показательны несформированность игровых умений и навыка коллективного общения, снижение активности, бедность игровых замыслов. Эти особенности обусловливают и недоразвитие общественного поведения заикающихся детей.
При характеристике экспрессивной речи заикающихся детей В.И. Селиверстовым (2001) отражены следующие ее особенности: а) нарушение плавности, темпа и частично мелодики. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, а то и вовсе трудным произнесением отдельных звуков, их сочетаний или просто затрудненное начало фраз; б) речевые уловки в виде вспомогательных звуков, их сочетаний или слов (эмболофразия); в) ограничение речевой активности у многих детей, снижение общения с окружающими, что говорит об определенных нарушениях коммуникативной функции речи; г) недостатки произношения звуков, неправильное употребление слов, построение фраз и пр.; д) в школьном возрасте недостатки устной речи могут отражаться в письменной речи в виде повторения одинаковых букв, слогов, разрыва слова, неправильного построения предложения и пр.
Начиная с середины 60-х годов утверждается взгляд на заикание как на нарушение коммуникативной функции речи (Р.Е. Левина, Н.А. Чевелева, С.А. Миронова, А.В. Ястребова). Проявления заикания изучаются в тесной связи с особенностями коммуникативной ситуации и реакции на нее ребенка, которые определяют его речевое поведение.
Таким образом, заикание отражается на деятельности и поведении ребенка, отрицательно влияет на психическое развитие. Этот речевой дефект оказывает влияние на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности; мешает речевому общению (Л.С. Волкова, 2003).
В целом, анализ литературы позволяет сделать следующие краткие выводы:
– Рассмотрев структуру дефекта можно отметить, что первичными при заикании являются физиологические особенности личности заикающегося, и так как заикание характеризуется сложной, полиморфной симптоматикой в подавляющем большинстве случаев оно является причиной вторичных психологических и логоневротических наслоений, которые усугубляют симптоматику заикания. Кроме специфического речевого дефекта, для заикающихся детей характерны нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения. Исследователи отмечают у этих детей отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, чрезвычайно неустойчивое внимание, трудность сосредоточивания и удержания внимания на чисто словесном материале вне наглядной ситуации, замедленное включение в деятельность, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии наглядно-образного мышления. Поэтому работа по коррекции заикания у детей должна строиться с учетом особенностей их внимания, памяти, мышления и восприятия. Только учет всего многообразия и взаимосвязи речевой и неречевой симптоматики у заикающихся дает возможность осуществлять целенаправленный подход к отбору не менее многообразных методов и приёмов терапии указанного дефекта речи.
Список литературы: