какие реальные события могли послужить основой для рассказа хитрый лис и умная уточка
Какие реальные события в рассказе «Хитрый лис и умная уточка» Бианки?
Какие реальные события послужили основой рассказа Бианки «Хитрый лис и умная уточка»
Кто принес живую воду в рассказе «Хитрый лис и умная уточка»
Конечно, это не документальные повествования, рассказы Гоголя, особенно ранние, основаны на народном фольклоре, то есть на сказках, легендах и преданиях. Ну, разве может «Ночь перед Рождеством» написана на реальных событиях?
Уехав в Петербург, Гоголь начал писать свои первые рассказы, и в писмьах матери просил ее больше сообщать сведения о народных сказках. Вероятно, в России первой половины девятнадцатого века был интерес к этой теме. Недаром сборник Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» сделал молодого автора знаменитым.
Сериал «Крепость Бадабер», который вышел 12 февраля 2018 года на Перовм канале. Основан на реальных событиях. За основу взята реальная история, которая произошла во время Афганистанской войны. Конечно, для того, чтобы сериал был интересен зрителю некоторые моменты приувеличены, но в целом все правда.
Ленинград 46. Безусловно, нечто похожее в послевоенном Ленинграде могло происходить. Город ещё не успел оправиться от голода и разрухи и в этих условиях происходило всякое. Но какой конкретной информации о степени документальности этих событий, создатели сериала не приводят. Это просто талантливо сделанный художественный фильм режиссёра Игоря Копылова.
А вот образ Меглина-Хабенского полностью выдуман. Хотя конечно же при желании можно найти кого-то похожего в жизни или литературе. Например, агент Грэм, который поймал Ганнибала Лектора, тоже расследовал преступления про маньяков именно благодаря тому, что сам мыслил похожим образом, понимал их и в этом был с ними схож.
Интегрированный урок чтения и окружающего мира в начальных классах по теме «В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка»»
Описание разработки
Цель урока:
1. Познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки.
2. Развивать навыки выразительного чтения.
3. Учить делить текст на смысловые части и составлять план.
4. Учить подробно пересказывать художественный текст согласно составленному плану.
5. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.
6. Формировать навыки учебной деятельности учащихся, умение планировать свою деятельность, оценивать результат своей деятельности, развитие коммуникативной культуры учащихся, формирование интереса к изучению литературного чтения.
Задачи урока:
Читать сообщение об авторе; находить в тексте сообщения известную и неизвестную информацию.
Дополнять информацию об авторе.
Читать художественный текст и делать его анализ (название, жанр, тема, герои).
Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.
Пересказывать текст на основе опорных слов.
Развивать память, внимание, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.
Формировать у учащихся рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Совершенствовать культуру речи учащихся.
Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя, делать выводы.
Воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;
Формировать интерес к изучению литературного чтения.
Этапы урока.
1. Организационный момент.
Цель – активизация учащихся.
1. Знакомство с автором В.Бианки. Слайд 1,2.
2. Актуализация знаний.
2. Отгадай загадку: В лесу живет, кур в деревне крадет.
— Что мы знаем про лису?
3. Постановка учебной задачи.
3. Словарная работа. Слайд 4.
Нырк отлет раздобуду
Ключ камыш всполошилась
Ведь полынья кинулся
Хвать кинусь распушилась
Подберите к словам синонимы
Найдите многозначное слово
4. Открытие нового знания.
4. Сегодня мы прочитаем произведение В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка».
Стр. 106 учебник по чтению.
5. Первичное закрепление.
5. Чтение с остановками.
— Почему лис остался ни с чем?
— Как уточка спаслась второй раз?
— Как поступила уточка, когда за ней пришел лис в третий раз?
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
6. Работа по содержанию.
— Как вы думаете, какому жанру относится это произведение?
— Какие реальные события могли послужить основой для сказки?
— Сколько частей в этом произведении?
Содержимое разработки
Открытый интегрированный урок по чтению с окружающим миром
по теме: В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка» программа «Перспектива» автор Л.Ф.Климанова
1.Познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки.
2.Развивать навыки выразительного чтения.
3. Учить делить текст на смысловые части и составлять план.
4. Учить подробно пересказывать художественный текст согласно
5.Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.
6.Формировать навыки учебной деятельности учащихся, умение планировать свою деятельность, оценивать результат своей деятельности, развитие коммуникативной культуры учащихся, формирование интереса к изучению литературного чтения.
Читать сообщение об авторе; находить в тексте сообщения известную и неизвестную информацию.
Дополнять информацию об авторе.
Читать художественный текст и делать его анализ (название, жанр, тема, герои).
Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.
Пересказывать текст на основе опорных слов.
Развивать память, внимание, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.
Формировать у учащихся рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Совершенствовать культуру речи учащихся.
Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя, делать выводы.
Воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;
Формировать интерес к изучению литературного чтения.
Конспект урока по литературному чтению по рассказу В.В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка»
Тема урока: «Модель урока литературного чтения в контексте
1.Познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки.
2.Развивать навыки выразительного чтения.
3. Учить делить текст на смысловые части и составлять план.
4. Учить подробно пересказывать художественный текст согласно
5.Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.
6.Формировать навыки учебной деятельности учащихся, умение планировать свою деятельность, оценивать результат своей деятельности, развитие коммуникативной культуры учащихся, формирование интереса к изучению литературного чтения.
Читать сообщение об авторе; находить в тексте сообщения известную и неизвестную информацию.
Дополнять информацию об авторе.
Читать художественный текст и делать его анализ (название, жанр, тема, герои).
Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.
Пересказывать текст на основе опорных слов.
Развивать память, внимание, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.
Формировать у учащихся рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Совершенствовать культуру речи учащихся.
Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя, делать выводы.
Воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;
Формировать интерес к изучению литературного чтения.
Учитель. Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь. Набирайтесь ума. (Слайд 1)
— Что мы должны узнать и чему должны научиться на уроках литературного чтения?
— Какие правила будем соблюдать, работая на уроке?
— Кто пришёл на урок в отличном настроении. Покажите сигнальную карточку с восклицательным знаком.
У кого просто хорошее настроение – поднимите карточку с плюсом.
Кто не может определить, какое у него настроение, пусть поднимет карточку с вопросительным знаком.
-Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке.
Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Учитель: Внимание на экран! Сейчас мы проведём небольшую викторину. Я буду задавать вопросы. Вы – внимательно слушать и отвечать на них. За правильные ответы вы получите баллы.
Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, то
тише, то громче, то реже, то чаще. Трещотка трещит деревянная, да и только. Так разошёлся, что и про завтрак свой забыл.
— О ком говорится? Как называется произведение? (об аисте «Кто чем поёт?»)
2. Одеяло убежало, улетела простыня.
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня…. (о грязнуле «Мойдодыр»)
Мы пчелиный рой – друг за дружку горой. Кружим, жужжим, жалим, грозим большим и малым. ( о пчёлах «Теремок»)
Ножки у меня слабые, тонкие, я ими грести не могу. А хвост у меня широкий. Сильный. Я как шлёпну хвостом по воде, так меня и подбросит. (Рак «Хвосты»)
Закрутил, закрутил головой. Заскрипела его жёсткая шея – тоненький-тоненький писк послышался. (Жук – усач «Кто чем поёт»)
Учитель: Какое произведение было лишним? (Ответы детей. Одеяло убежало…. Потому что это произведение К. Чуковского, а остальные В. Бианки).
Посмотрите на таблицу, которая лежит у вас на парте. Напишите своё имя. Если вы считаете, что правильно ответили на все вопросы викторины, то поставьте (!), если вы немного ошиблись, поставьте (+), если вы почти ничего не угадали (?).
Определение темы урока.
Учитель: Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Ответы детей).
(Учитель открывает доску. На ней написано Виталий Валентинович Бианки).
Учитель: Используя запись на доске, прочитайте фамилию, имя, отчество писателя.
(Другая часть закрыта.)
Эту часть мы откроем в течении урока.
( Под надписью картинки с изображением деревьев, цветов, птиц, зверей.)
Учитель: Разделите эти картинки на группы. Сколько групп получилось?
(два ученика выходят к доске). Какие группы можно объединить? (деревья и цветы-растения, птицы и звери – животные). А если объединить все эти картинки, какая группа получится? (Природа).
Предположение: О чём писал Виталий Витальевич Бианки?
Оцените свою работу. Поставьте нужный знак в таблицу.
Учитель: Откройте читательские дневники и запишите тему урока.
Учитель: Предлагаю поработать в парах. Нам надо составить план урока. Возьмите конверты. Разложите карточки в нужном порядке.
(Учащиеся выполняют задание – составляют план урока, выбирают порядок деятельности при помощи карточек с надписями: Знакомство с писателем. Знакомство с произведением. Составление плана. Пересказ. Закрепление нового материала.) два-три ученика читают получившийся план.
Учитель: Вы хорошо потрудились, оцените свою работу. Поставьте в таблицу знак (!), если вы без ошибок составили план работы. Поставьте знак (+), если вы немного ошиблись. Если вы не смогли составить план урока, поставьте знак (?). Учитель : Предлагаю отдохнуть.
4. Учебно – познавательная деятельность.
Слово об авторе (знакомство с писателем).
Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки. Почему его называли не только писателем. Но и учёным, вы узнаете чуть позже.
Сообщения учащихся (индивидуальное домашнее задание).
Учитель: Предлагаю послушать сообщения о писателе. (слайды)
1. Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Возможно, от них же он стал увлекающимся и артистичным человеком. От отца он унаследовал талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».
2. Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира находилась прямо напротив музея, и дети — трое сыновей — часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара.
Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной.
Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником.
А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом.
Разными были интересы. Но своим главным учителем Бианки считал отца.
Он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они превратились
в увлекательные рассказы и сказки.
5.За 35 лет творческой работы Виталий Валентинович Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и заметки о жизни животных, о природе. Читатели ему писали много писем и он отвечал на них. Его произведения переводили на многие языки мира.
Свои сообщения дети прикрепляют на доску на магниты.
Учитель: Вы уже обратили внимание на небольшую выставку книг. Эти книги из нашей школьной библиотеки. Я предлагаю вам их прочитать. Здесь книги не только В. Бинки, но и других авторов, которые пишут о природе для детей.
Работа с учебником стр. 105
Учитель: Откройте учебник на стр. 105. Прочитайте самостоятельно жужжащим чтением статью о писателе . 2-3 учащихся читают вслух.
Учитель: Вы послушали выступления ваших одноклассников, прочитали текст в учебнике. Что вам запомнилось из жизни писателя В.В. Бианки? Теперь вы сможете ответить на вопрос. Я его напомню.
— Как вы думаете, почему В.В. Бианки называют не только писателем, а ещё и учёным?
(Ответы детей: он не просто писал о природе, он её изучал. Записывал все свои наблюдения и потом писал рассказы и сказки).
Учитель: Какой пункт плана мы уже выполнили? Что мы будем делать дальше?
(Знакомиться с произведением)
Учитель: Откройте учебник на стр. 106.
-Как можно узнать, о чём будет произведение?
( Ответы детей: можно догадаться по названию. Можно догадаться по иллюстрации).
Учитель: На какие же мысли вас наводит название произведения и иллюстрация?
Учитель: Допишите тему урока.(Открыть оставшуюся часть: Хитрый лис и умная уточка.)
Продолжение учебно-познавательной деятельности.
Давайте прочитаем произведение В.В. Бианки, которое называется «Хитрый лис и Умная Уточка». Возьмите в руки простой карандаш, чтобы отметить точкой непонятные слова и выражения. Будьте внимательны!
— (утки в отлёт собрались, утятинкой раздобудусь, поднялась на крыло, ключ из-под земли бьёт, полынья,)
Учитель: Вы прослушали произведение «Хитрый лис и умная уточка».
— Определите – это художественный текст или научный?
(Ответы детей: художественный, потому что автор передаёт нам свои чувства. Эмоции).
(Ответы детей: сказка, потому что…. ) а какая это сказка? (авторская)
— А теперь пришло время вспомнить про непонятные слова и выражения, которые вам встретились? Каждая группа получает конверты с заданием – выяснить значение непонятных слов и выражений. Выбрать вариант ответа. Можно ответить по-своему.
(Словарная работа) (Ответы детей).
Учитель: Кто смог найти в тексте непонятные слова и выражения и выяснил их значение, поставьте в таблице (!). если у вас были затруднения – (+), если вам так и не удалось понять смысл этих слов и выражений- (?)
Продолжение работы над текстом.
— Какой момент в сказке вам показался самым захватывающим?
Найдите его в тексте и прочитайте.
— Кого в сказке можно считать положительным персонажем. А кого отрицательным?
— Кому из героев вы больше всего сопереживали? Поделитесь своими чувствами.
— Учитель: На странице 107 вопросы и задания к сказке.
Учитель: Давайте определим, какие пункты плана урока мы уже выполнили и что будем делать дальше.
(Ответы детей: познакомились с писателем, познакомились с произведением.
Теперь будем составлять план).
Учитель: Вспомним как говорил Ива Иваныч Самоваров- составлять план – дело очень важное и ответственное. План помогает правильно и красиво пересказать произведение.
(На доске алгоритм составления плана «Шаги к умению»
— определить смысловые части и опорные слова.
— определить тему каждой части и озаглавить её.
— выписать по порядку заголовки каждой части.
— прочитать получившийся план.
— сверить план с содержанием текста.
— пересказать текст по плану.)
Учитель: Переходим к составлению плана.
Чтение сказки – с каждого ряда по два человека.
Вы заметили. Что сказка делится на части? Назовите опорные слова, по которым сказку можно поделить на части. (Осень, Зима, Весна).
Разделимся на группы. 1 ряд будет читать об Осени и составлять план. 2 ряд –о Зиме и составлять план. 3 ряд –о Весне и составлять план. Записывайте заголовки. Приступаем к работе.
Учитель: Запишите в читательском дневнике слово «План».
— 1 ряд: сколько смысловых частей у вас получилось? (н-р, 3. Читают 2 ученика свои варианты. Наиболее удачные записываем на доске и в тетрадях).
1. Осень. Хитрый Лис мечтает поймать уточку.
2. Лис хватает уточку за крыло.
3. Уточка спряталась в камышах.
-2 ряд: 1. Зима. Хитрый Лис хочет найти уточку по следам.
2. Тёплая полынья спасла уточку.
— 3 ряд: 1. Весна. Хитрый лис снова мечтает поймать уточку.
2. Лис хочет кинуться в воду.
Учитель: Вот и план готов. Оцените свою работу в таблице. Напомните, что мы должны сделать дальше? (Пересказать текст). С каждого ряда по одному пересказу.
Учитель: Оценим пересказ при помощи сигнальных карточек. (учащиеся оценивают пересказ-поднимают нужную карточку).
Учитель: Вот мы и с пересказом справились. Что у нас дальше по плану?
(Закрепление нового материала).
— С творчеством какого писателя вы сегодня познакомились?
— Что вы узнали о писателе?
— С каким его произведением вы познакомились на уроке?
— Чему вас научило это произведение? ( добро побеждает зло. На всякую хитрость найдётся ум, который её победит. И т.д.)
— На какое произведение похожа сказка «Хитрый Лис и Умная Уточка?»
— Совсем скоро мы познакомимся с ещё одной сказкой В.В. Бианки.
Я оцениваю свою работу на уроке ….. (показать сигнальную карточку)
Больше всего мне понравилось как отвечал (отвечала)…..
Мне хочется сказать спасибо…..
Учитель: Сегодня хорошо отвечали и получили оценки :…… Кто сегодня не получил оценку, получит на следующем уроке.
Какие реальные события могли послужить основой для рассказа хитрый лис и умная уточка
2)»дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым ; есть отечество, которому служить. тогда не было б таких дворян, которых благородство, можно сказать, погребено с их предками. дворянин, недостойный быть дворянином! подлее его ничего на свете не знаю.»3)»где государь мыслит, где знает он в чем истинная слава, там нечеловечеству не могут возвращаться его права.»
«скось великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться.»
«имей сердце, имей душу — и будешь человеком во всякое время»
кладовая солнца учит нас бережно относиться к ней и любить её. серьёзно, я читала))
«волшебная красота зимы»
в предисловии к роману автор показывает отношение к своему герою. так же как и пушкин в “евгении онегине” (“всегда я рад заметить разность между онегиным и мной”), лермонтов высмеял попытки поставить знак равенства между автором романа и его главным героем. лермонтов не считал печорина положительным героем, с которого надо брать пример. автор подчеркнул, что в образе печорина дан портрет не одного человек, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала xix века.
в романе лермонтова “герой нашего времени” показан молодой человек, от своей неприкаянности, в отчаянии себе мучительный вопрос: “зачем я жил? для какой цели я родился? ” он не питает ни малейшей склонности к тому, чтобы идти проторенной дорогой светских молодых людей.
печорин — офицер. он служит, но не выслуживается. печорин не занимается музыкой, не изучает философию или военное дело. но мы не можем не видеть, что печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен. нас отталкивает равнодушие печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. но печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. он глубоко несимпатичен нам “жалкостью действий”, пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям. но мы видим, что и сам он глубоко страдает.
характер печорина сложен и противоречив. герой романа говорит о себе: “во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит ” каковы причины этой раздвоенности?
“я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке ” — признается печорин. он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой. печорин — эгоист. еще пушкинского онегина белинский называл “ эгоистом” и “эгоистом поневоле”. то же самое можно сказать и о печорине. печорину присущи разочарование в жизни, пессимизм. он находится в постоянной раздвоенности духа.
в общественно-политических условиях 30-х годов xix века печорин не может найти себе применения. он растрачивается на мелкие любовные похождения, подставляет лоб чеченским пулям, ищет забвения в любви.
но все это лишь поиск какого-то выхода, лишь попытка рассеяться. его преследуют скука и сознание, что не стоит жить такой жизнью. на всем протяжении романа печорин показывает себя как человека, привыкшего смотреть “на страдания, радости других только в отношении к себе” как на “пищу”, поддерживающую его душевные силы. именно на этом пути ищет он утешения от преследующей его скуки, пытается заполнить пустоту своего существования.
и все же печорин — натура, богато одаренная. он обладает аналитическим умом, его оценки людей и их поступков точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. его дневник — не что иное, как саморазоблачение. он наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать (смерть бэлы, свидание с верой) и сильно переживать, хотя пытается скрыть душевные переживания под маской равнодушия. равнодушие, черствость — маска самозащиты. печорин все-таки является человеком волевым, сильным, активным, в его груди дремлют “жизни силы”, он способен к действию. но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. в этом печорин сходен с героем поэмы “демон”. и правда, в его облике (особенно в начале романа) есть что-то демоническое, неразгаданное.
во всех новеллах, которые лермонтов объединил в романе, печорин предстает перед нами как разрушитель жизней и судеб других людей: из-за него лишается крова и погибает черкешенка бэла, разочаровывается в дружбе максим максимыч, княжна мери и вера, погибает от его руки грушницкий, вынуждены покинуть родной дом “честные контрабандисты”, погибает молодой офицер вулич.
белинский видел в характере печорина “переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем”.