какие рекламные расходы нормируются в целях начисления налога на прибыль
Рекламные расходы
Определение рекламы
Не является рекламой рассылка буклетов по определенным адресам с указанием Ф.И.О. получателей.
Также не являются рекламой вывески и указатели, которые не содержат информации рекламного характера.
Рекламные расходы и налог на прибыль
Расходы на рекламу учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.
Ненормируемые и нормируемые рекламные расходы
Рекламные расходы делятся на рекламные расходы, принимаемые к учету в полном объеме, и рекламные расходы, которые признаются в размере, не превышающем 1% от выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК РФ).
Ненормируемые рекламные расходы
К ненормируемым рекламным расходам (п. 4 ст. 264 НК РФ) относятся затраты:
на рекламные мероприятия в СМИ, в Интернете и вообще в информационно-телекоммуникационных сетях, кино и видео;
на световую и иную наружную рекламу (в том числе на изготовление рекламных стендов и рекламных щитов);
на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, в том числе на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самом предприятии, а также на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества впоследствии экспонирования.
Так, ненормируемыми рекламными расходами являются:
размещение информации об адресе, номере телефона, оказываемых услугах в базах данных платных телефонных справочно-сервисных служб;
затраты на размещение интернет-рекламы;
затраты на продвижение сайтов;
на изготовление рекламных брошюр, каталогов, календарей, листовок, буклетов, флаеров, содержащих рекламную информацию;
вступительные взносы для участия в выставках и ярмарках и т.д.
Данные затраты учитываются в полном объеме.
Нормируемые рекламные расходы
Остальные расходы на рекламу являются нормируемыми и признаются в размере, не превышающем 1% от выручки от реализации (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).
Примеры нормируемых рекламных расходов:
приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний;
размещение рекламных щитов в вестибюлях станций и на эскалаторных наклонах метро;
размещение рекламных стикеров на стенах, дверях и окнах электропоездов метро;
рассылка рекламной информации посредством СМС-сообщений на мобильные телефоны;
проведение дегустации продукции;
услуги по приоритетной выкладке товаров для обеспечения привлечения внимания покупателей к этим товарам.
Порядок расчета суммы нормирование рекламных расходов для целей налогообложения прибыли
При учете нормируемых рекламных расходов следует помнить, что при увеличении в течение года объема выручки автоматически изменяется и сумма лимита расходов, т.е. затраты, не признанные к примеру за первый квартал из-за превышения норматива, при увеличении размера выручки могут быть учтены в следующих отчетных периодах этого же года.
При этом рекламные расходы, не признанные по итогам года, на следующий год не переносятся.
Пример. Расчет суммы нормируемых рекламных расходов для целей налогообложения прибыли
В I квартале организация осуществила рассылку рекламной информации посредством СМС-сообщений на мобильные телефоны.
Общая стоимость услуги без НДС составила 35 000 руб.
Других расходов на рекламу в I полугодии у организации не было.
Выручка организации от реализации без НДС составила:
Предельный размер нормируемых рекламных расходов:
Организация признает рекламные расходы:
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Налоговый учет расходов на рекламу
Автор: Ермошина Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Автономные учреждения, осуществляющие приносящую доход деятельность, нередко несут расходы на рекламу такой деятельности. Естественно, в подобной ситуации возникает вопрос: можно ли затраты на рекламу учесть в расходах при расчете налога на прибыль?
Забегая вперед, отметим, что можно, в гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ даже предусмотрена специальная норма. Однако есть ряд нюансов, которые следует иметь в виду при включении данных расходов в расчет облагаемой базы. Каких? Узнаете из данной консультации.
Нюанс первый: некоторые виды расходов на рекламу нормируются
Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ для целей исчисления налога на прибыль к прочим расходам относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 данной статьи.
Из пункта 4 следует, что порядок учета расходов на рекламу зависит от вида рекламных расходов – нормируемые или ненормируемые.
Ненормируемые расходы на рекламу учитываются при исчислении налога на прибыль в полном объеме. К ним относятся:
затраты на рекламу через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети, при кино– и видеообслуживании;
расходы на световую и иную наружную рекламу;
расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
затраты на изготовление брошюр и каталогов о товарах, работах, услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, о самой организации;
уценка товаров, потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Все остальные расходы на рекламу относятся к нормируемым и учитываются при исчислении налога в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (без учета НДС и акцизов) за отчетный (налоговый) период, в котором они были произведены.
Нюанс второй: распространяемая информация должна отвечать понятию рекламы
Информацию о том или ином объекте можно считать рекламой, если она одновременно отвечает условиям, указанным в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ:
распространяется любым способом, в любой форме и любыми средствами;
адресуется неопределенному кругу лиц;
направлена на привлечение внимания к объекту, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Хотелось бы ознакомить читателей с разъяснениями по поводу применения этой нормы, которые давала Федеральная антимонопольная служба в Письме от 20.06.2018 № АД/45557/18. В частности, ФАС рассматривала вопрос, является ли рекламой информация о возможности приобретения определенных товаров/услуг ограниченным кругом лиц (например, клиентами компании).
Она отметила, что в п. 1 ст. 3 Закона о рекламе под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Таким образом, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение объекта рекламирования, в том числе если она направляется по конкретному адресному списку.
При этом реклама может иметь целевую аудиторию, к которой относятся некие лица, для которых в первую очередь предназначена такая информация. Однако направленность рекламы на неопределенный круг лиц оценивается исходя из выбранного способа и средства распространения рекламы, а также содержания самой рекламной информации. Если рекламная информация представляет интерес и доступна также иным лицам, не только входящим в ее целевую аудиторию, то направленность такой рекламы выходит за пределы целевой аудитории и относится к неопределенному кругу лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Таким образом, квалификация информации как рекламы либо иного рода информации зависит от совокупности направленности и содержания сведений, приведенных в такой информации.
Обратите внимание: по мнению специалистов ФАС, если информация отвечает признакам рекламы и, имея некую целевую аудиторию (например, клиенты компании, зрители телеканала, прохожие определенной территории), формирует интерес у неопределенного круга лиц, соответственно, выходит за пределы своей целевой аудитории, такая информация является рекламой и подпадает под регулирование Закона о рекламе.
Нюанс третий: не стоит забывать про положения ст. 252 НК РФ
Расходами для целей налогообложения прибыли признаются только те затраты налогоплательщика, которые соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ:
направлены на получение дохода.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
Такими документами являются договоры на производство, размещение и распространение рекламы, акты выполненных работ, отчеты исполнителей о проделанной работе, графики выходов рекламы, иные подобные документы.
Напомним, что в обязанности налогоплательщика входит обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих осуществление расходов, в течение четырех лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Если учреждение приобретает рекламные услуги через агентов по агентскому договору, ему необходимо учесть следующее.
По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (ст. 1005 ГК РФ). Принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, которые установлены в агентском договоре (ст. 1006 ГК РФ).
Если принципал через агента приобретает услуги, то в налоговом учете принципала на основании отчета агента и документов, представленных агентом в качестве доказательств его расходов, отражаются соответствующие затраты на приобретение услуг и (или) расходы, учитываемые согласно НК РФ.
При организации агентом рекламной кампании учреждение включит в расходы:
договорную стоимость услуг и работ рекламного характера;
сумму дополнительных расходов (без НДС), возмещаемых агенту;
сумму комиссионного вознаграждения.
При применении метода начисления расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени их оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ).
Еще один нюанс: в арбитражной практике появился новый подход к отражению расходов на рекламу на транспорте
В списке ненормируемых (а значит, учитываемых в полном объеме) расходов содержатся расходы на наружную рекламу.
Согласно п. 1 ст. 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы осуществляется с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.
Если реклама размещена на общественном транспорте, относятся ли расходы на ее производство к нормируемым?
Минфин считает, что реклама, размещенная на транспорте, не относится к наружной, поэтому расходы на такую рекламу должны нормироваться (см. Письмо от 02.11.2005 № 03-03-04/1/334).
Год назад в арбитражной практике была изложена позиция, что расходы на рекламу, размещаемую на наземном общественном транспорте, не нормируются (см. Определение ВС РФ от 30.05.2019 № 305-ЭС19-4394).
Суть дела заключалась в следующем. Организация отразила в расходах затраты на размещение рекламных материалов (баннеров) в троллейбусах. Налоговики не приняли затраты в полном объеме, посчитав, что они должны нормироваться.
АС МО поддержал налоговиков, отметив: услуги относятся к услугам на рекламу на транспортных средствах, их нельзя отнести к услугам на наружную рекламу. По его мнению, ключевым моментом здесь было то, что согласно п. 1 ст. 19 Закона о рекламе наружная реклама размещается на рекламных конструкциях стабильного территориального размещения, к которым транспортные средства не относятся.
Однако арбитры ВС РФ встали на сторону налогоплательщика, указав: в гл. 25 НК РФ отсутствуют положения, которые позволили бы сделать вывод о том, что воля законодателя направлена на ограничение возможности признания для целей налогообложения расходов на распространение рекламных материалов только в связи с тем, что местом их размещения выступают не стационарные объекты (например, остановочные павильоны наземного общественного транспорта), а транспортные средства (трамваи, троллейбусы, автобусы и т. п.). Такого рода дифференциация возможности вычета затрат не имеет под собой разумного экономического основания и, соответственно, приводит к неравному налогообложению хозяйствующих субъектов.
В статьях 19 и 20 Закона о рекламе установлены лишь отдельные особенности распространения рекламы. При этом с учетом того, что данный закон не относится к актам законодательства о налогах и сборах и имеет иные цели правового регулирования, установленные в нем различия в составе ограничений, действующих при распространении рекламы с использованием стационарных рекламных конструкций и с использованием транспортных средств, не должны рассматриваться как имеющие значение для налогообложения прибыли при отсутствии на то прямого волеизъявления законодателя.
Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ для целей исчисления налога на прибыль расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания относятся к прочим расходам, с учетом положений п. 4 данной статьи.
Порядок учета расходов на рекламу зависит от вида рекламных расходов – нормируемые или ненормируемые.
Ненормируемые учитываются в полном объеме, нормируемые – в размере, не превышающем 1% выручки от реализации за отчетный (налоговый) период, в котором были произведены.
По мнению высших арбитров, расходы на рекламу, размещаемую на наземном транспорте, можно отнести к ненормируемым.
Информацию о том или ином объекте можно считать рекламой, если она одновременно отвечает условиям, указанным в п. 1 ст. 3 Закона о рекламе.
При признании рекламных расходов необходимо учитывать общие требования, предъявляемые к расходам п. 1 ст. 252 НК РФ. Расходы должны быть документально подтверждены, экономически оправданы и направлены на получение дохода.
Что относится к нормированным расходам на рекламу
Трудно переоценить коммерческую роль рекламы, а значит, и экономическую эффективность затрачиваемых на нее средств.
Однако, эта статья расходов оказывается самой спорной с точки зрения налогообложения (базы налога на прибыль). Не каждое явление, считаемое обывателями рекламой, является таковой с юридической точки зрения. Кроме того, нужно принять во внимание важный критерий правомерности учета трат для налоговых целей – нормируемость расходов.
Рассмотрим, как отражается понятие нормы на рекламные расходы в бухгалтерском и налоговом учете.
Вопрос: ООО планирует заключить с юридическим лицом — исполнителем договор о выполнении работ по изготовлению и нанесению рекламных баннеров на внешние стороны городского наземного транспорта (трамваев) для рекламы производимой продукции в целях увеличения ее продажи. На запрос в налоговый орган о существующем максимальном размере учета расходов на данный вид рекламных расходов ООО получило ответ, что максимальный размер составляет 1% выручки от реализации, поскольку трамваи не являются средствами стабильного территориального размещения. Однако ООО полагает, что данный вид рекламных расходов учитывается в фактически произведенном размере. Обоснованна ли позиция ООО?
Посмотреть ответ
Законодательно определенные признаки рекламы
Рекламная деятельность предпринимателей регулируется федеральным законодательством – Федеральным законом «О рекламе» от 13 марта 2006 года № 38. Там дано определение рекламе как виду информации, направленной на создание и поддержание внимания и интереса к объекту, и указаны ее юридические признаки:
ВАЖНО! Последний критерий является определяющим. Так, например, сувенирные изделия с логотипом фирмы, которые дарятся партнерам и клиентам, нельзя отнести к рекламе, как и расходы на них, поскольку заранее известно, для кого они предназначаются.
Законодательно также определены объекты, не относимые к рекламе:
Вопрос: Учитывается ли реализация основных средств, используемых ранее для осуществления основного вида деятельности организации, при определении выручки от реализации в целях нормирования расходов на рекламу при исчислении налога на прибыль (а именно расходов на приобретение призов, которые будут вручены по результатам розыгрыша во время проведения рекламной кампании)?
Посмотреть ответ
Зачем нужна норма в рекламных расходах
Организация может тратить на рекламу значительные суммы, какие именно – решает руководство с учетом эффективности принятых на этот счет управленческих решений и финансовых возможностей организации. Так как реклама – не только информация, но еще и предпринимательская деятельность, она отражается в соответствующем учете и подлежит налогообложению.
С этой целью траты на рекламу принято делить на два вида:
От этого разделения зависит, какую сумму затрат фирма может учесть при определении базы для налога на прибыль: в лимитированных границах или полностью.
СПРАВКА! Расходы, предназначенные на рекламу, принято учитывать в составе «Прочих расходов» среди трат на производство или реализацию товара.
Расходы на рекламу, которые не нормируются
Ненормируемые рекламные расходы – те, которые относятся к рекламе во всех случаях и не могут быть расценены как иные. Закон «О рекламе» и Налоговый кодекс РФ (абзацы 2–4 п. 4 ст. 264) приводят закрытый перечень таких расходов.
Затраты на рекламу в СМИ могут трактоваться достаточно широко, к ним относят такие показатели, как:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Созданный рекламный продукт, если он будет существовать и действовать определенное время, становится нематериальным активом, а значит, будет иметь первоначальную балансовую стоимость и подвергаться амортизационным отчислениям в течение всего срока использования.
ВНИМАНИЕ! В состав этих расходов полностью включаются не только траты на саму рекламную информацию, но и на ее носитель. Если носитель принадлежит фирме, значит, является ее активом, со стоимости которого списывается амортизация.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В рамках этих мероприятий расходы на вступительные взносы, оформление разрешений, изготовление брошюр и каталогов, оформление витрин и демонстрационных комнат не нормируются, тогда как затраты, связанные с участием, но необязательные, например, раздача сувениров, дегустация, рассылка рекламных изданий и т.п., подлежат нормированию.
Чтобы рекламные расходы были признаны нормируемыми
Налоговая инспекция пристально следит за включением или исключением расходов в базу налога на прибыль. Во избежание налоговых споров следует строго соблюдать требования к обоснованию ненормируемых рекламных расходов:
НАПРИМЕР. Приведем несколько спорных моментов отнесения расходов к ненормируемым:
Нормируемые расходы на рекламу
Все остальные рекламные траты, не обозначенные в НК РФ, подлежат нормированию. Их можно списать с базы налога на прибыль, если они не превышают 1% от выручки за продукцию, реализованную в отчетный период.
Расчет нормы рекламных расходов
Чтобы найти искомый 1%, надо знать, от какой суммы нужно его вычислять. Выручка считается с учетом всех поступлений на баланс за данный период, как финансовых, так и натуральных:
От полученной суммы следует вычесть НДС, акцизы и поступления по выданным компанией займам (они относятся к внереализационным, а выручка предусматривает только доходы от реализации).
Документальное подтверждение рекламных расходов для налогового учета
Итак, база по налогу на прибыль уменьшается на сумму трат по ненормируемым расходам полностью, а по нормируемым – в размере 1% от выручки за данный период. Чтобы признать такие расходы рекламными, их нужно подтвердить документально. Такими подтверждениями могут быть:
Рекламный вычет по НДС
В состав рекламных расходов входит и НДС. Его сумму можно списать при соблюдении условий вычета:
Суммы НДС на рекламу не нормируются, даже если этот налог входит в состав нормируемых рекламных затрат.
Бухучет рекламных расходов
В отличие от налогового, в бухучете не происходит разделение расходов на нормируемые и ненормируемые. Они полностью отражаются в той сумме, какая значится в подтверждающей документации.
Для проводок используется счет 44 «Расходы на продажу» или 26 «Общехозяйственные расходы». В зависимости от вида рекламы, вид проводки может быть различным: