какие реквизиты самозанятого указывать в договоре
Как компании платить самозанятому
1 января 2019 года в силу вступил закон о налоге на профессиональный доход. Теперь исполнители регистрируются как самозанятые и сами платят налоги, а компания не перечисляет за них НДФЛ и не сдает отчеты. Но кое-какие документы всё же понадобятся.
Подписать договор с самозанятым
Если компания или предприниматель оплачивает услуги самозанятого, понадобится договор. По закону, сделки между компаниями и гражданами должны совершаться в «простой письменной форме», то есть по договору. Самозанятые — не исключение.
Для работы с самозанятым подойдет самый простой договор: договор-счет-акт, или ДСА. Он занимает одну страницу и не требует согласования с юристами.
Самый простой договор
Договор-счет-акт описывает условия сотрудничества с самозанятым, показывает, сколько денег платить, а еще заменяет счет и акт. Такой договор вправе заключать компании, предприниматели и самозанятые.
Если у компании есть стандартный договор услуг, можно использовать его. Никаких ограничений нет: в договоре с самозанятым прописывают всё то же самое, что и в договоре с ИП или другой компанией.
Перевести деньги или оплатить наличными
Компании и предприниматели оплачивают услуги самозанятых с расчетных счетов или наличными. Наличными можно платить не больше 100 000 рублей в месяц.
Чтобы перевести деньги самозанятому с расчетного счета, понадобится три реквизита:
В назначении платежа компания вписывает номер, дату договора и за что платит. Например, оплата по договору-счету-акту № 1 от 1.01.2019 за редакторские услуги без НДС.
Получить от самозанятого чек
Итак, компания оплатила, теперь исполнитель формирует чек в приложении «Мой налог». Чек отправляется клиенту по электронной почте или в смс.
Так выглядит чек в приложении «Мой налог»:
Если компания переводит оплату частями, например половину авансом, а остальное потом, исполнитель должен отправить по чеку на каждый платеж.
В таком виде чек получает клиент:
Чек нужен, чтобы учесть оплату исполнителю в расходах компании на общей системе налогообложения или на упрощенке доходы минус расходы.
Расходы для упрощенки 15%
Налоги самозанятый платит сам. Компании не нужно сдавать отчеты или переводить за него НДФЛ. Если не заплатит вовремя — его проблемы.
Какие риски у компании
Риск есть в одном случаем: когда компания заплатила, и оказалось, что самозанятый не вправе использовать налог на профессиональный доход. Тогда налоговая может попытаться доначислить компании взносы и НДФЛ. Но судебной практики по таким делам еще нет.
Я советую проверить две вещи:
У налоговой есть сервис для проверки самозанятых, но пока он не работает. Сейчас компания может попросить у исполнителя скриншот из приложения или личного кабинета, на котором видно, что он зарегистрировался.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Самозанятые: заключение договоров и налогообложение
Кто может быть самозанятым
Вести деятельность в качестве самозанятого правомерно на территории только тех субъектов РФ, в которых действует спецрежим НПД. С 1 июля 2020 года решения об установлении на своей территории указанного спецрежима принимают региональные власти (Федеральный закон от 01.04.2020 № 101-ФЗ).
Зарегистрироваться в качестве плательщика НПД вправе любое физлицо, являющееся гражданином РФ или гражданином государства, входящего в состав ЕАЭС (ч. 2, 3 ст. 5 Закона № 422-ФЗ). Наличие или отсутствие статуса индивидуального предпринимателя не имеет значения (ч. 1 ст. 2 Закона № 422-ФЗ). Однако применять указанный спецрежим вправе только те предприниматели (физлица), у которых нет работников, нанятых по трудовому договору (пп. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ).
Кроме того, не могут применять спецрежим лица, перечисленные в ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ. Это физлица, которые:
Зарегистрироваться в качестве плательщика НПД физлицо вправе в любой момент. Однако если ИП применяет какой-либо из спецрежимов (ЕНВД, УСН, ЕСХН, ПСН), то в течение месяца после постановки на учет в качестве плательщика НПД он обязан направить в налоговый орган уведомление о прекращении применения указанных режимов налогообложения (ч. 3, 4 ст. 15 Закона № 422-ФЗ).
Если ИП платил налоги в рамках ОСН, никаких уведомлений в налоговый орган направлять не нужно. Но потребуется выполнить определенные действия в части НДС (ч. 7 ст. 15 Закона № 422-ФЗ). Так, НДС, принятый к вычету по товарам (работам, услугам), которые не были использованы в период применения ОСН, нужно восстановить. Сделать это потребуется (п. 2 ч. 7 ст. 15 Закона № 422-ФЗ):
НДС с авансов в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав), которые состоятся после перехода на НПД, можно принять к вычету при условии возврата сумм налога покупателям (заказчикам). Факт возврата необходимо подтвердить документально.
НДС можно зачесть (п. 1 ч. 7 ст. 15 Закона № 422-ФЗ):
Плательщики НПД утрачивают этот статус, если доходы в текущем году превысят 2,4 млн руб. либо если налоговому органу станут известны факты, препятствующие применению спецрежима (например, самозанятый осуществил реализацию подакцизного товара) (п. 8 ч. 2 ст. 4, ч. 19 ст. 5 Закона № 422-ФЗ).
Как проверить статус самозанятого
Физлица встают на учет в качестве плательщиков НПД с помощью мобильного приложения «Мой налог». Уведомления о регистрации в бумажном виде получить от налоговой невозможно. Однако в мобильном приложении физлицо может самостоятельно сформировать справку в электронном виде о постановке на учет. Она приравнивается к справке, выданной на бумажном носителе в налоговом органе. Соответственно, заключая договор с физлицом, можно потребовать от него указанную справку.
Кроме того, есть специальный сервис на сайте ФНС России для проверки статуса плательщика НПД. Для получения информации следует ввести ИНН проверяемого физлица и дату, по состоянию на которую необходимы сведения (например, дата подписания договора).
Кто может заключать договоры с самозанятыми
Договор с самозанятым может заключить любое физлицо (в т.ч. ИП) или организация. Это может сделать и работодатель, в т.ч. бывший. Однако в Законе № 422-ФЗ предусмотрены налоговые ограничения для таких договоров.
Если работодатель в течение двух лет после увольнения сотрудника заключил с ним гражданско-правовой договор в качестве самозанятого (без статуса ИП), то с вознаграждения по договору придется заплатить НДФЛ и страховые взносы в общем порядке (п. 8 ч. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ). Только если самозанятый зарегистрирован в качестве ИП, он должен самостоятельно уплатить НДФЛ с выплаченного вознаграждения и перечислить за себя страховые взносы.
Какой договор можно заключать с самозанятыми
С самозанятыми заключаются гражданско-правовые договоры. В частности, договор подряда, выполнения работ (оказания услуг).
Организация (или ИП) может заключить с физлицом, имеющим статус плательщика НПД, трудовой договор. Но в этом случае со всех выплат в рамках такого договора работодателю нужно платить НДФЛ и страховые взносы в общем порядке (даже если самозанятый зарегистрирован как ИП).
Должен ли самозанятый выдавать чек ККТ
ККТ плательщики НПД не используют в расчетах. Они должны формировать иной чек с помощью приложения «Мой налог» (ч. 1 ст. 14 Закона № 422-ФЗ). Он формируется на бумажном носителе или в электронной форме (ч. 4 ст. 14 Закона № 422-ФЗ). Обязательные реквизиты, которые содержит такой чек, названы в ч. 6 ст. 14 Закона № 422-ФЗ. Среди них – указание на применение физлицом спецрежима НПД.
Момент передачи самозанятым лицом чека покупателю (заказчику) зависит от способа передачи денежных средств (ч. 3 ст. 14 Закона № 422-ФЗ):
Нужно ли организации (ИП) применять ККТ при расчетах с самозанятыми
Если организация (или ИП) выступает в качестве покупателя (заказчика), то ККТ применять в расчетах с самозанятыми не нужно.
Это объясняется следующим образом.
Организации и ИП обязаны использовать онлайн-кассу при совершении расчетов. Расчетом является прием (получение) и выплата денежных средств наличными и (или) в безналичном порядке за товары (работы, услуги) (ст. 1.1, п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).
Когда происходит расчет, организация (предприниматель) обязана выдать покупателю (клиенту) кассовый чек (БСО) в бумажном виде или направить его в электронной форме, если покупатель (клиент) попросил об этом до момента расчета (п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). Как следует из положений Закона № 54-ФЗ, онлайн-кассу необходимо применять тому лицу, которое реализует товары (работы, услуги).
Если организация (или ИП) выступает в качестве продавца (исполнителя), то обязанность применять ККТ при расчетах с самозанятыми зависит от способа расчетов и наличия у самозанятого статуса ИП. Это пояснили специалисты ФНС России в письме от 20.07.2020 № АБ-3-20/5322@.
Так, если плательщик НПД не зарегистрирован как ИП, то организация (ИП) при расчетах должна применять онлайн-кассу. При этом порядок расчета (наличными или в безналичном порядке) значения не имеет.
Если у плательщика НПД есть статус ИП, то:
Кто платит налоги с выплат самозанятым
Все плательщики НПД перечисляют налог с полученных доходов (в качестве самозанятых) самостоятельно на основании уведомления от налогового органа (ч. 2 ст. 11 Закона № 422-ФЗ). Контрагент самозанятого не удерживает с вознаграждения в его пользу НДФЛ и не начисляет страховые взносы. Но эта норма действует только при условии, что самозанятый выдал покупателю (заказчику) чек (ч. 8 ст. 2, ч. 1 ст. 15 Закона № 422-ФЗ).
Возможна ситуация, когда самозанятый утрачивает статус плательщика НПД. В частности, когда его доход в текущем году превысил 2,4 млн руб. (ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ). Если такой самозанятый не зарегистрирован как ИП, покупатель (заказчик) обязан исчислить и уплатить НДФЛ и страховые взносы с выплаченного дохода с даты утраты им права на спецрежим НПД. При этом переоформлять договор, ранее заключенный с бывшим самозанятым, не требуется (п. 10 письма ФНС России от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@).
С помощью сервиса на сайте ФНС России следует проверять статус физлица в качестве плательщика НПД на дату каждой проводимой с ним операции. Например, в момент заключения договора, выплаты аванса, получения чека. Если на дату какого-либо из событий окажется, что статус плательщика НПД у физлица утрачен, его контрагенту необходимо удержать НДФД с выплачиваемого дохода и уплатить страховые взносы. По нашему мнению, перечислить НДФЛ и взносы необходимо с той суммы вознаграждения, которая предусмотрена договором, либо с суммы аванса (если утрата статуса произошла после уплаты аванса, но до перечисления остатка платежа по договору).
В какой момент учитываются расходы при сделках с самозанятыми
Законом № 422-ФЗ установлено следующее. Для организаций и ИП наличие чека, сформированного плательщиком НПД, является обязательным для учета расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль, единому налогу при УСН, ЕСХН, НДФЛ (ч. 8-10 ст. 15 Закона № 422-ФЗ, п. 4 письма ФНС России от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@).
Из формулировок Закона № 422-ФЗ не вполне ясно, должен ли чек быть в наличии именно на дату признания расходов.
Если выплата самозанятому вознаграждения происходит в момент приобретения товара, работы или услуги, то проблем с признанием расходов не возникает. В момент передачи денег, совпадающий с приобретением товара (работы или услуги), самозанятый выдает чек. Именно в этом периоде можно учесть расходы на выплату самозанятому.
Расходы по налогу на прибыль, если оплата производится до или после приобретения товаров (работ, услуг)
В отношении налога на прибыль законодательство не содержит ответа на вопрос, когда можно учесть расходы по договорам с самозанятыми в виде предварительной (аванс) или последующей оплаты (постоплаты).
Есть общие правила признания расходов в соответствии с НК РФ:
Другими словами, на дату подписания документа, на основании которого происходит передача товаров (работ, услуг). Например, договора, акта приема-передачи.
Из совокупности положений НК РФ и Закона № 422-ФЗ не следует однозначного вывода о дате, на которую учитываются расходы при сделках с плательщиками НПД. По нашему мнению, до уточнения норм законодательства либо появления официальных разъяснений контролирующих органов безопасно действовать следующим образом.
Если договором предусмотрена предоплата, то при методе начисления такой аванс не учитывается при расчете налоговой базы (п. 4 ст. 270 НК РФ). Соответственно, даже при наличии чека учесть понесенные затраты не получится. Необходимо дождаться подписания акта выполненных работ и на дату подписания и при наличии чека учесть эти расходы.
При кассовом методе затраты признаются после их фактической оплаты. Следовательно, поскольку наличие чека является обязательным, нужно признать расходы на дату получения чека от самозанятого. Если дата перечисления аванса и получения чека от физлица совпадают, то оплата признается в расходах на дату осуществления платежа. Когда эти даты разные, расход следует признать на дату получения чека.
Если договором предусмотрена постоплата, то при методе начисления целесообразнее учесть расходы в периоде получения чека от самозанятого. При этом, по нашему мнению, расходы можно включить в декларацию прошедшего отчетного периода, если чек получен до истечения срока сдачи отчетности за этот период.
Пример
В случае заключения с самозанятым договора, предусматривающего постоплату, затраты признаются на дату перечисления платежа физлицу (если она совпадает с получением чека от плательщика НПД) либо на дату получения чека (если даты разные).
Нужно ли подавать на самозанятых персонифицированную отчетность
Особенности представления сведений персучета в отношении самозанятых в Законе № 422-ФЗ не прописаны. Следовательно, нужно руководствоваться общими положениями.
Персонифицированная отчетность (СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ) подается на лиц, застрахованных в сфере обязательного пенсионного страхования. Это (в частности) те, с кем заключены трудовые договоры или гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) и выплаты по которым облагаются взносами (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
К застрахованным не относятся плательщики НПД, получающие выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающие по трудовым договорам (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).
На дату сделки с самозанятым следует проверять, действует ли его статус плательщика НПД на сайте ФНС России. Если статус действующий, в форму СЗВ-М по итогам такого месяца сведения о самозанятом не включаются и не отражаются в отчетности СЗВ-СТАЖ за этот год.
Если при проверке окажется, что статус утрачен, это означает, что при сделке такой гражданин выступал как физлицо, застрахованное в сфере ОПС в связи с заключением ГПД. Значит, сведения о нем нужно включить в СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, а также в расчет по страховым взносам (поскольку в этом случае с суммы его вознаграждения потребуется исчислить взносы).
Потеряет ли самозанятый право на пенсию
Страховой стаж для назначения пенсии по старости напрямую зависит от уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды трудовой деятельности (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Доходы от деятельности в рамках НПД не облагаются взносами на пенсионное страхование (ч. 11 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 15 Закона № 422-ФЗ). Поэтому страховой стаж для назначения пенсии у самозанятых в период применения спецрежима НПД не формируется.
Однако самозанятые вправе добровольно перечислять за себя взносы в ПФР (пп. 6 п. 1 ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ). Для этого нужно подать заявление по специальной форме в орган ПФР о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (п. 3 ст. 29 Закона № 167-ФЗ). ФНС России отмечает, что заявление можно подать также через приложение «Мой налог».
Заметим, что самозанятый может вести дополнительную деятельность, которая не облагается в рамках НПД. Например, как плательщик НПД сдавать в аренду помещение одной организации и одновременно с этим работать по трудовому договору в другой организации. С доходов от деятельности по найму работодатель должен платить взносы на ОПС в общем порядке. Соответственно, в этом случае (несмотря на применение НПД) стаж для будущей пенсии у физлица будет формироваться.
В качестве плательщика НПД вправе зарегистрироваться физлицо, которое уже получает пенсию. Законодатель не установил для этого каких-либо ограничений. Работающие пенсионеры получают страховую пенсию без учета плановых индексаций, которые имеют место в период осуществления ими трудовой деятельности (ч. 1 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ). В полном объеме (с учетом всех индексаций) пенсионер получит пенсию после того, как прекратит работать (ч. 3 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ).
Не вполне ясно, будет ли индексироваться пенсия у тех самозанятых, которые платят НПД и одновременно с этим работают по найму. На наш взгляд, они признаются работающими пенсионерами. Поэтому пенсия для них должна быть проиндексирована после прекращения деятельности по трудовому договору.
Как работать с самозанятым. Инструкция для ИП и юрлиц
При обращении нового клиента каждый раз я рассказываю одну и ту же телегу — поэтому решил написать ее и просто давать ссылку всем интересующимся.
Что такое самозанятость
Самозанятость или НПД (Налог на Профессиональный Доход) — экспериментальный налоговый режим, который может применяться как к физ.лицу так и к ИП. Я предполагаю, что он появился как более простой и доступный УСН.
Основная его цель — “вывести из тени” всех фрилансеров, которые принимают оплату “черным налом” — и заставить их платить деньги в бюджет.
Обращаю особое внимание на то, что самозанятый — это не профессия, а льготный налоговый режим (так сказал Мишустин). То есть самозанятый — это специалист, работающий на себя, а не “швец и жнец и на-дуде-игрец” в одном флаконе.
И вот — сначала режим вводился в 4 регионах России, а теперь же он действителен по всей РФ. Получается, что самозанятость — это такой же налоговый режим, как УСН, ПСН, ОСНО и ЕСХН (только с некоторыми ограничениями по разным организационным моментам).
Ну и конечно же с официальным самозанятым сотрудничать выгоднее.
Преимущества сотрудничества с самозанятым
Если сравнивать самозанятого и обычного фрилансера, то сотрудничать с самозанятым выгоднее по 2 причинам.
Не нужно платить дополнительные налоги за обналичку. И за перевод тоже не нужно. Самозанятый платит свой налог сам (4% или 6%).
Все официально. Договор, чек. При необходимости можно организовать счет и АВР (Акт Выполненных Работ) — но требовать их заказчик не имеет права.
Однако не все гладко.
Минусы работы с самозанятыми
Доходы самозанятого не должны превышать более 2,4 млн. рублей за год (не более 200 000 рублей/месяц). Если доходы превысят 2,4 млн. рублей, то самозанятый должен будет уплатить НДФЛ со всех сумм сверху, а организация страховые взносы (об этом читайте далее).
Организация не может расторгнуть отношения с работником, а потом сотрудничать с ним, как с самозанятым — в течение 2 лет после его увольнения и регистрации..
А то была такая мошенническая схема — предприниматель “типа увольняет” сотрудника, но начинает сотрудничать с ним, как с самозанятым Это такая схема для уменьшения налоговой нагрузки.
Но ФНС бдит — и быстренько обнаружила эту схему и уточнила наказание за нее в соответствующей статье (пункт 2, подпункт 8).
Налоговая может расценить отношения с самозанятым как трудовые. В этом случае грозит штраф — Штраф — от ₽10 000 до ₽100 000. (В соответствии с КоАП ст 5.27). А также придется платить доп.налоги и страховые.
Чтобы этого не случилось, обязательно нужно требовать у самозанятого чек (образец ниже). Это основной документ плательщика НПД.
Также можно заморочиться и найти информацию о нем в Интернете, но это того не стоит. Чек “решает”.
В чем разница между ИП и самозанятым
По большому счету разницы между ИП и самозанятым нет (по-крайней мере, после 19 октября 2020 года, когда режим распространился на всю Россию). Раньше разница была, но с 1 июля 2020 года статус самозанятого фактически приравнен к статусу ИП.
Разница между НПД и ИП — в том, что самозанятые не имеют право нанимать персонал, ограничены по выручке и видам деятельности.
Получается, что НПД — это налоговый режим для фрилансеров-одиночек, которые не хотят быть ИП — им дали возможность работать официально, с минимальной налоговой нагрузкой и абсолютно без отчетности.
Какие документы предоставляет самозанятый
Чек (который имеет юридическую силу и является полноценным платежным документом).
Такой чек формируется в мобильном приложении “Мой налог”. Можно переслать его по e-mail или в каком-нибудь из мессенджеров. Вы можете распечатать его или сохранить в JPG — и приложить к вашим отчетным документам.
АВР (но это не обязательно). Скачать его образец из Интернета, заполнить и отправить вам.
Предоставлять счет тоже можно, но для самозанятых это не обязательно (даже где-то читал, что требовать это незаконно). Но если прям сильно горит, могу заключить договор с Яндексом или с АлиЭкспресс — и тогда будет счет. Но не хотелось бы делать это.
Как платить тогда самозанятому? Читайте далее.
Как юридическому лицу и ИП оплачивать услуги самозанятого
Есть возможность работать через расчетный счет без оплаты дополнительного налога. Как? По банковским реквизитам.
Например, вот мои реквизиты.
Здесь реквизиты банковской карты и ИНН физического лица. Заказчик вносит их в 1С — и переводит денежку непосредственно с р/с.
Без дополнительных налогов, НДФЛ и прочего. По крайней мере мне так платили за разработку некоторых прототипов и текстов.
Вот так — просто и без лишних заморочек.
Какие налоги юрлицо должно платить за сотрудничество самозанятым
Никаких. Если самозанятый не бывший работник, заказчик не платит в налоговую ни рубля.
Налог на профессиональный доход самозанятый платит сам. Штрафы получает тоже он.
Главное доказательство, что за самозанятого не надо платить, — это чек на оплату из приложения «Мой налог». До перевода денег с самозанятого можно взять электронную справку о статусе на текущую дату (формируется в приложении автоматически).
Если у заказчика есть давний договор с фрилансером, то с даты его регистрации в качестве самозанятого НДФЛ отменяется. Так пояснил Минфин в письме от 20.11.2020 № 03-11-11/101180.
Оплата взносов по добровольному страхованию за самозанятого не перекладывается на заказчика — соцстрах разъяснил это в письме от 28.02.2020 № 02-09-11/06-04-4346. Кстати, это же касается взносов в Пенсионный Фонд (говорится там же).
Но иногда все же происходят сложные случаи.
Что-то непонятное
В статье про сотрудничество с самозанятыми автор рассказывал интересный случай.
Когда юрлицо пытается перевести деньги самозанятому, то с точки зрения банка, это платеж в пользу физлица и с этого платежа удерживается процент за обналичку. Плюс, это в лимиты на вывод средств считается. В результате юрлица с удивлением обнаруживают, что и очередного платежа само занятому банк удержал 20%, например.
Так вот: я поразбирался в данной ситуации — и пришел к некоторым выводам.
Банк не является налоговым агентом, он — просто посредник. Начислять налоги он не имеет права. Другой разговор, что банк удержал комиссию как “за обналичку” — это уже более вероятно (уточняйте банковские тарифы).
Самозанятый платит налог сам — 4% за работу с физическим лицом, 6% — с юридическим.
А еще возможно, что произошло мошенничество. Нужно выбирать честный банк.
Других оснований для решения данного вопроса не известно.
Резюмируем
Сотрудничать с самозанятым — это выгодно и просто: просто переводите ему денежку и просите чек. В большинстве случаев, проблем не должно возникнуть (к слову: у меня не было ни одной проблемы за 3 года статуса).
Иногда в этом плане случаются проблемы. Но от большинства уже разработано решение.