какие республики граничат с татарстаном
Татария
Достопримечательности
На территории Татарии сохранилось большое число археологических памятников, в их числе остатки городов Волжско-Камской Булгарии 10—13 веков — Сувара (городище близ села Кузнечиха), Биляра (городище в селе Билярск) и Болгара. Наиболее интересными с архитектурной точки зрения городами являются Казань, Елабуга, Болгар, а также село Свияжск. В деревнях Кшкар, Верх, Верески сохранились образцы архитектуры 18 века с элементами барокко, в основном, мечети. Храмы 19 века в стиле классицизма находятся в Чистополе и Елабуге.
На территории области сохранены образцы народного зодчества казанских татар — деревянные срубные дома со своеобразной раскраской (две цветные горизонтальные полосы) и многочисленными декоративными деталями (ниши, колонки на фронтонах домов). В Татарстане действуют множество музеев вместе с филиалами — в Казани, Елабуге, Бугульме, Тетюшах, Чистополе, Булгаре. В их числе музей В. И. Ленина в селе Ленино-Кокушкино Пестречинского района: в 1985—1887 годах. здесь была осуществлена реставрация и реконструкция усадьбы А. Д. Бланка, деда В. И. Ленина по материнской линии.
Билярский историко-археологический и природный музей-заповедник был создан в 1992 году в селе Билярск Алексеевского района. На территории заповедника можно познакомиться с особенностями природы лесостепи Восточной Европы, а также с комплексом археологических и историко-культурных памятников. Здесь сохранились развалины булгарского города Биляр; в музее представлены предметы, обнаруженные на билярском городище. Иске-Казанский историко-культурный и природный музей-заповедник был создан в 1992 году. Его экспонаты знакомят с археологическими и этнографическими памятниками периода Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. На территории заповедника расположены Камаевское городище 13—15 веков и Русско-Урматское селище 13—14 веков.
Полезное
Смотреть что такое «Татария» в других словарях:
Татария — Татария. Кремль в Казани. ТАТАРИЯ (Республика Татарстан), в России. Площадь 68 тыс. км2. Население 3696 тыс. человек, городское 73%; татары (48,5%), русские (43,3%), чуваши и др. Столица Казань. 43 района, 19 городов, 22 поселка городского типа.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Татария — Татария. Цифрами обозначены: 1. Волжско Камский заповедник 2. Национальный парк Нижняя Кама Татария, Республика Татарстан, расположена на востоке Европейской части России. Входит в Поволжский экономический район. Площадь 68,0 тыс. км2. Население… … Словарь «География России»
ТАТАРИЯ — ТАТАРИЯ, Республика Татарстан, субъект Российской Федерации; расположена на востоке Европейской части России. Входит в Поволжский экономический район. Пл. 68,0 тыс. км2. Население 3773,8 тыс. чел. (1998). Столица Казань. Др. крупные города… … Русская история
ТАТАРИЯ — (Татарстан) Республика Татарстан, в Российской Федерации. 68 тыс. км². Население 3723 тыс. человек (1993), городское 73%; татары (1765 тыс. человек, перепись 1989), русские, чуваши и др. 43 района, 18 городов, 22 поселка городского типа… … Большой Энциклопедический словарь
татария — сущ., кол во синонимов: 1 • татарстан (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Татария — (Республика Татарстан), в Российской Федерации. 68 тыс. км2. Население 3773,8 тыс. человек (1998), городское 73,6%; татары (1765 тыс. человек; перепись, 1989), русские, чуваши и др. 43 района, 19 городов, 22 поселка городского типа. Столица … … Энциклопедический словарь
Татария — Sp Totõrija Ap Татария/Tatariya rusiškai Sp Tatarstãnas Ap Татарстан/Tatarstan totoriškai L RF respublika … Pasaulio vietovardžiai. Internetinė duomenų bazė
Татария — … Википедия
ТАТАРИЯ — Республика Татарстан, входит в Рос Федерацию Пл 68 тыс. км2 Нас 3658 тыс. чел (1989, перепись), 48,5% татары, 43,3% русские, 3,7% чуваши Гос. языки татарский и русский Столица Казань В 1989 на 1000 чел населения в возрасте 15 лет.н. старше… … Российская педагогическая энциклопедия
Какие республики граничат с татарстаном
Основные сведения о Республике Татарстан
3. НАСЕЛЕНИЕ
На территории Республики Татарстан зарегистрировано более тысячи религиозных объединений. Наибольшее распространение в Республике Татарстан получили две религии: ислам и православное христианство.
Ислам суннитского толка был принят в качестве официальной религии в Волжской Булгарии еще в 922 году. В настоящее время его исповедует значительная часть татар и башкир. Руководство мусульманами осуществляет Духовное Управление мусульман Республики Татарстан.
Христианство православного толка появилось в середине XVI века после присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Последователями этой религии являются русские, чуваши, марийцы, мордва, удмурты и часть татар (кряшены). В связи с раскольничеством в рядах православной церкви на территории республики наряду с Казанской епархией Русской Православной Церкви действует и Казанская митрополия Русской Истинно Православной Церкви. Имеются мелкие общины и других направлений христианства: старообрядцы, католики, лютеране, баптисты, адвентисты Седьмого дня и другие. Незначительно распространены иудаизм, буддизм и кришнаизм.
5. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ
Согласно Конституции Республики Татарстан, татарский и русский языки признаются равноправными на всей территории Республики Татарстан. Татарский язык относится к тюркской группе алтайской семьи языков наряду с казахским, узбекским, турецким и др. Русский язык вместе с украинским и белорусским составляют восточнославянскую подгруппу славянской группы индоевропейской семьи языков.
7. ИСТОРИЯ
Практически с 1922 года татарская элита стала предпринимать усилия, чтобы добиться статуса союзной республики. В той или иной форме этот вопрос обсуждался перед принятием Конституции в 1937 году, в годы «хрущевской оттепели», а в процессе разработки Конституции СССР в 1977 году были даже подготовлены предложения по преобразованию Татарстана в союзную республику.
Татарстан относится к высоко урбанизированным регионам: доля городского населения составляет 73,6%. В республике насчитывается 20 городов и 21 поселок городского типа. Крупными городами являются Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск, Зеленодольск.
Международный аэропорт «Бегишево» обслуживает весь северо-восток республики.
Исторические и географические факторы обусловили расположение Татарстана на стыке двух крупных цивилизаций: восточной и западной, что во многом объясняет многообразие его культурного богатства.
10.1 Театры
В настоящее время в Татарстане насчитывается 12 профессиональных театров, в том числе 7 в Казани. Наибольшей популярностью в республике и за ее пределами пользуется Татарский государственный театр оперы и балета имени М. Джалиля, действующий с 1939 года. В нем ежегодно проводятся международные фестивали оперного искусства (имени Ф. И. Шаляпина) и классического балета (имеимени Р. Нуриева) с участием известных мастеров мировой сцены. Традиционные поездки труппы театра по странам Европы принесли ему международную известность и популярность.
Татарский государственный академический театр имени Г. Камала известен своими постановками классиков татарской драматургии: Н. Исанбета, Г. Камала, Ф. Яруллина, Т. Миннуллина и др. Уже традиционными стали его гастроли в Москве и странах с многочисленной татарской диаспорой.
Казанский академический русский большой драматический театр имени В. И. Качалова является постоянным участником международных театральных фестивалей и пользуется большой любовью казанцев и гостей столицы.
10.2 Музеи
В Татарстане насчитывается 88 государственных и свыше 300 ведомственных музеев, помогающих узнать историю и культуру края.
Государственный объединенный музей Республики Татарстан действует с 1894 года. В основу его экспозиции были положены материалы научно-промышленной выставки 1890 года и собрания коллекционера А. Лихачева. Музей рассказывает о природе края и его истории с древнейших времен.
В музее изобразительных искусств, созданном в 1959 году на базе картинной галереи Государственного музея, представлено более 21 тысячи произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. Среди них работы Рембрандта, Дюрера, К. Брюллова, И. Айвазовского, В. Перова, И. Крамского, А. Саврасова, И. Шишкина, А. Куинджи, И. Левитана, И. Репина, В. Верещагина, В. Серова, Н. Рериха, Н. Фешина, Б. Урманче и других.
В геологическом музее Казанского государственного университета имеется богатая коллекция метеоритов, минералов и кристаллических пород Урала и Сибири.
Интерес для гостей Татарстана могут представлять также музеи-квартиры М. Джалиля, Н. Жиганова, музеи Е. Боратынского, А. Горького, Б. Урманче, С. Сайдашева в Казани, Я. Гашека в Бугульме, И. Шишкина, М. Цветаевой и кавалерист-девицы Н. Дуровой в Елабуге.
11 ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
Татарстан известен высоким уровнем развития академической, вузовской и отраслевой науки. Вот уже два столетия его столица Казань является одним из ведущих научных центров Восточной Европы. Здесь появились всемирно известные школы математиков, химиков, астрономов, физиков, востоковедов, лингвистов и физиологов. Имена Н. И. Лобачевского, Н. Н. Зи-нина, А. М. Бутлерова, А. Е. Арбузова, Е. К. Завойского, В. В. Радлова, К. Фукса, Ш. Мар-джани и К. Насыри вошли в историю мировой науки.
В годы Великой Отечественной войны казанские научные школы внесли огромный вклад в дело укрепления обороноспособности страны, тесно взаимодействуя с Академией наук СССР, эвакуированной в Казань.
Казань является одним из старейших образовательных центров в России. В Татарстане насчитывается более 30 высших учебных заведений (в том числе 16 государственных), большая часть которых сосредоточена в Казани. Четыре казанских вуза (Казанский финансово-экономический институт, Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина, Казанский государственный технологический университет, Казанский государственный технический университет им. Туполева) входят в число пятидесяти лучших вузов России.
Географическое положение республики Татарстан (региональный компонент)
Разделы: География
Ключевые слова: география
Изучение географии Татарстана ведется по учебнику «География Республики Татарстан», автора Тайсина А.С., а так же на уроках использую учебное пособие «Экономическая и социальная география Республики Татарстан», под редакцией И.Т. Тайсина. Но для преподавания географии необходимо иметь еще дополнительные методические пособия к урокам, УМК (поурочные разработки, ит.п), рабочие тетради, атласы, которых на сегодняшний день не хватает или просто нет в продаже. На своих уроках испытывала трудности в выборе форм и методов, так как у учащихся не были атласы с картами республики, не было рабочих тетрадей, которые можно было бы использовать на уроках национально-регионального курса. Я нашла выход из сложившейся ситуации. Для начала тесты составляла сама, использовала их для закрепления изученного материала, а затем давала учащимся как творческие задания: составить тест после изучения темы, используя текст учебника и дополнительную литературу. Все составленные учащимися тесты мы обсуждаем на уроках, в чем логика постановки вопросов, правильное оформление вариантов ответов, которые предлагает автор (ученик) и т.п. Учащиеся давали свою оценку и находили ошибки в постановке вопросов, таким образом, формируется умение не только правильно написать вопрос и составить тест, но и географическая культура, речь. Это очень важно. Каждый учитель знает, какое значение имеет атлас на уроках географии. К сожалению, атласов по географии Татарстана, которые могли бы приобрести учащиеся (как например, за 7,8 классы) я не встречала, но есть большой атлас Татарстана, который на всю школу всего один. Я решила сделать карты атласа самодельные. Сейчас есть такие услуги как ламинирование, и я в учебнике выбрала необходимые для уроков картосхемы, отдала их ламинировать, (за определенную плату конечно), получились отличные карты, лучше чем в атласе, двухсторонние, на одной стороне, например, карта Республики Татарстан – физическая карта, на другой стороне – экономическая карта. Обращалась за помощью и к ученикам, у некоторых учащихся родители имеют возможность ламинировать карту на работе, таким образом, на уроке мы можем использовать такие карты по Татарстану.
Применение на уроке интерактивной доски во многом облегчило бы работу и учителя и учеников, но у нас, к сожалению, нет такой возможности и поэтому я радуюсь тому, что могу использовать сегодня, сейчас хотя бы такую возможность. Первый урок по изучению региональной географии – географическое положение республики Татарстан. Конспект урока прилагается.
Географическое положение Республики Татарстан. Урок в 8 классе
Урок № _______ Дата___________ н.р.к.
Тема: Географическое положение республики Татарстан.
Цели и задачи:
Оборудование: политико-административная карта Российской Федерации, настенная карта Татарстана, учебник А.С. Тайсина «География Татарстана», большой атлас Татарстана, справочно-информационный материал, дополнительная литература по Татарстану, журнал «География в школе», газета «География. Первое сентября».
Тип урока: вводный, изучение нового материала.
Методы работы: рассказ учителя с элементами беседы, фронтальная работа по картам; сообщения учащихся
Практическая работа: Определение географических координат крайних точек республики и её протяжённости с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах. Нанесение на контурную карту крайних точек республики.
Опорные знания и умения: описание географического положения страны, особенности ГП России, определение по карте расстояния между точками в километрах и градусах.
Этапы урока
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Изучение нового материала.
1. Вводная беседа учителя.
Понять особенности природы и жизни людей различных стран, их сложную хозяйственную деятельность возможно только путем сравнения с тем, что вам близко, что можно самим рассмотреть и изучить. Таким близким и доступным для изучения является родной край с его полями и лесами, заводами и фабриками, с людьми живущими и работающими в родном селе (из учебника авт. Тайсин А.С.).
— А что по-вашему означает «родной край», какой образ рисуется в вашем понятии когда мы говорим: наша республика? Попробуйте описать.
— Взгляните на карту РФ. Найдите на ней нашу республику Татарстан. Определите место республики на карте России, каковы ее размеры. На фоне крупнейшего государства в мире, Российской Федерации наша республика выглядит как «маленький островок». Но так ли это на самом деле?
Откройте тетради, запишите тему урока: «География Татарстана. Географическое положение РТ»
— С чего начинается изучение любой территории, государства? Правильно с описания географического положения. Вспомните план, по которому дается характеристика географического положения страны, по которому мы изучали Россию. (после ответов учащихся, открывается доске на которой помещен План характеристики страны) Можно раздать на парты лист с Планом характеристики страны (приложение 1, раздаточный материал)
2. Особенности природно-географического положения республики.
Задание: Используя типовой план характеристики ГП страны, определите географическое положение Татарстана.
— Республика Татарстан расположена в Европейской части Российской Федерации, в месте слияния рек Волги и Камы. Территория республики протянулась с запада на восток на 400 км, с севера на юг на 250 км.
(Записать в тетрадь.)
Граница имеют вид сильно извилистой и ломанной линии и не связаны с какими-либо природными рубежами. Исключение составляет лишь граница с Башкортостаном, которая на большом протяжении проходит по реке Ик.
— Скажите пожалуйста, какую долготу будут имеет крайние точки республики? (восточную), а какую широту? Правильно, северную, такую же как и Россия. Территория республики находится между 530 58, и 56039, северной широты и 47015,и 54 0 18, восточной долготы
3. Соседи Татарстана.
Рисунок 1. Карта республики Татарстан
— Татарстан граничит с восемью субъектами Российской Федерации: (записать в тетрадь, и перенести таблицу в тетради)
Стороны горизонта
Субъекты РФ
На западе и северо-западе
Чувашская республика Республика Марий-Эл
Кировская область, Республика Удмуртия
На востоке и юго-востоке
Оренбургская область и Республика Башкортостан.
Самарская и Ульяновская области.
Ее территория включает северную часть Поволжья и соседствует с Предуральем.
В физико-географическом отношении такое ГП республики определяет континентальность климата. Что отражается на почвенном покрове, растительности, животном мире и других компонентах природы о которых мы поговорим на последующих уроках.
IV. Сообщения учащихся.
История образования, хозяйственного освоения и заселения республики Татарстан (сообщение заранее подготовленного ученика).
V. Закрепление.
1-й вариант. Задание краеведческого характера. Дайте характеристику географического положение Альметьевского района, используя карты атласа и план.(устно)
2-й вариант. Практическая работа.
Работа с контурной картой Татарстана. (приложение 3)
Задание.1. Обведите цветом границы Татарстана.
Задание 2. Отметьте крайние точки, подпишите их координаты. (приложение 2)
Задание 3. Подпишите пограничные районы (области, республики), с которыми граничит наша республика, используя таблицу, заполненную на уроке и выделите их цветом.
Задание 4. Определить протяженность в градусах и километрах с севера на юг по 50° в.д, и с запада на восток по 56° с.ш.
VI. Итоги. Рефлексия.
1. Посмотрите на карту России, месторасположение на ней нашей республики. Лишь прочные знания, которыми вы уже обладаете, позволяют оценить разнообразие природных условий и ресурсов, и помогут рационально использовать богатство нашего края.
Таким образом, географическое положение Республики на европейской части России, соседское положение с экономически развитыми районами России, характеризуют его выгодное положение, как в природно-географическом, так и в экономико-географическом положении.
2. Результаты урока: Учащиеся могут показывать на карте пограничные государства, области, граничащих с Татарстаном.
Дают оценку физико-географического положение Татарстана.
3. Оценки ученикам, активно работающим на уроке.
4. Представить материалы, литературу (журналы, газеты, брошюры) в которых можно найти дополнительные сведения о Татарстане.
VII. Домашнее задание.
Доделать работу по контурной карте, знать области и республики, граничащих с республикой Татарстан.
Вспомнить темы о рельефе Европейской части России.
Приложение № 1. План характеристики географического положения России.
Приложение № 3. Контурная карта Татарстана. (на отдельном листе)
Вопросы и задания по теме:
Некоторые сведения о республике Татарстан
1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Практически с 1922 года татарская элита стала предпринимать усилия, чтобы добиться статуса союзной республики. В той или иной форме этот вопрос обсуждался перед принятием Конституции в 1937 году, в годы «хрущевской оттепели», а в процессе разработки Конституции СССР в 1977 году были даже подготовлены предложения по преобразованию Татарстана в союзную республику.
Граница республики от ТАССР до Республики Татарстан
Решение о создании ТАССР было принято в конце января 1920 года. Именно тогда создана межведомственная комиссия для разработки вопросов, касающихся экономического положения, этнического состава населения, границ республики, а так же для подготовки в целом проекта декрета об образовании Татарской республики.
В начале мая 1920 года завершилась работа по подготовке проекта декрета о создании ТАССР. 4 мая 1920 года Постановлением ЦК РКП и советом народных комиссаров РСФСР была создана правительственная комиссия для подготовки разработки вопроса о границах Татарской Республики.
27 мая 1920 года по постановлению Всероссийским центральным избирательным комитетом и советом народных комиссаров была образована Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика. Ее территория складывалась из уездов и волостей пяти губерний (Казанской, Уфимской, Самарской, Вятской и Симбирской) с большинством татарского населения.
Правительственная комиссия созданная решением политбюро ЦК от 4 мая 1920 года при определении границ ТАССР исходила из учета в первую очередь национального состава населения и его волеизъявления.
12 августа 1920 года состоялось первое заседание административной комиссии по поводу детального установления границ ТАССР. В результате продолжительной и кропотливой работы по согласованию и решению спорных вопросов к началу июня 1921 года административной комиссией было составлено описание границы и территории ТАССР.
В последующие годы границы и территория ТАССР претерпела значительные изменения. Национально-территориальный принцип при определении границ автономных образований, который проводился в начале гражданской войны, теперь осуществлялся с некоторыми изменениями. Если прежде обращалось главное внимание на то, чтобы выделить территории, наиболее компактно заселенные той или иной народностью, то в дальнейшем придается большое значение экономической целостности автономных республик и областей. Приводится так называемое “округление”, т.е. к прежнему национальному ядру присоединяется территории, хотя и менее густо заселенные коренным населением, но зато состовляющих экономическое целое с этим ядром.
30 августа 1990 года Верховный Совет Республики принял декларацию о государственном суверенитете Татарстана, утвержденную референдумом в марте 1992 года. С апреля 1992 года официальное название республики – Республика Татарстан. Столица – город Казань.
В настоящее время в республике 43 муниципальных района и 2 городских округа (Казань и Набережные Челны). Районы состоят из городов районного значения, поселков городского типа и сельских населенных пунктов с подчиненными им территориями, составляющими в системе административно-территориального устройства республики первичный уровень. Города республиканского значения могут территориально подразделяться на районы в городе.
Общая площадь республики составляет 6783,7 тыс.га. Максимальная протяженность территории – 290 км с севера на юг и 460 км с запада на восток. Границ с иностранными государствами Татарстан не имеет.
Республика граничит с 8 субъектами Российской Федерации, на западе – с Чувашской Республикой, на северо-западе – с Республикой Марий-Эл, на севере – с Кировской областью, на северо-востоке – с Удмуртской Республикой, на востоке – с Республикой Башкортостан, на юго-востоке – с Оренбургской областью, на юге – с Самарской и Ульяновской областями.
На сегодняшний день, границы субъектов Российской Федерации нуждаются в корректировке. Между границами разных субъектов имеются расхождения: где-то границы накладываются друг на друга, что приводит к двойному учету земель, где-то имеются большие зазоры между границами, что приводит к недоучету земель, также имеются реестровые ошибки в установлении границ.
Со второго полугодия 2019 года в Республике Татарстан ведутся работы по уточнению границы. ГБУ «Фонд пространственных данных РТ» на основе архивных материалов, с учетом интересов населения республики готовит проект границы. Проект границы Республики Татарстан готов на 75% и проходит согласование с соседними субъектами. После согласования, граница утверждается Правительством Татарстана и ставится на кадастровый учет.