какие рога у черта
Почему у чертей растут рога?
А теперь кратко расскажем о чертях. В Библии нет конкретного описания черта и все же сложилось устойчивое представление об их внешнем виде, так черт – существо имеющее довольно человекообразную (антропоморфную) внешность, обычно черного (отсюда и название – черт) цвета, имеет добавления в виде чудовищных или фантастических деталей вроде свиного рыла, козлиных ног, копыт, шерсти, когтей, крыльев летучей мыши и многое, многое другое.
Кроме этого в различных описаниях черти являются как могучими созданиями, так и мелкими прислужниками, чуть ли не бегающими на посылках. Так черт высмеиваится во многих русских народных сказках как существо глупое, не имеющее возможности навредить смелому и находчивому человеку. Тем самым как бы добро побеждает зло.
Мы все ближе и ближе к сути нашего повествования, однако не лишним будет рассказать еще об одном, далеко не последнем, его участнике, а именно – Сатане. Сатана в разных трактовках является повелителем чертей, либо вообще им самим. Это сейчас не суть как важно, потому что мы хотим вам рассказать о взаимоотношениях черта и Сатаны из найденных материалов.
Так в иудаизме Сатана не является антагонистом Богу и повелителем Зла, он вообще как и все ангелы не имеет свободы воли и по приказу Бога завлекает людей в сети Зла, лишь для того чтобы у последнего был выбор между добром и злом.
Черти – производные от животных
И наконец мы дошли до ответа на вопрос: так почему же у чертей растут рога? Все дело в том что черти должны прислуживать в жилище Сатаны, в котором он и завлекает людей встать на сторону Зла. И находится он в далеко не благообразном образе, поэтому слуги его должны соответствовать антуражу окружающего. Не прислуживать же Сатане апостолам или зверью что бродит по Райскому Саду. Так Сатана взял оттуда оленят и козлят и создал черта таким как каким мы знаем его из многих описаний. Ну а рога получается лишь остаток прошлой личины.
Вот такой вот вывод дарят нам страницы древнего Ветхого Завета.
Кто такие черти и как они выглядят?
Многие люди время от времени поминают нечистую силу, не задумываясь о том, кто такие черти. Эти существа фигурируют в крылатых выражениях, становятся героями поговорок и даже сказок. Их происхождение окутано тайной, порождает многочисленные предположения и легенды. «Черти» приходят на помощь, когда человек хочет высвободить отрицательные эмоции, выругаться. Откуда же взялись эти мифические создания и что о них известно?
Кто такие черти: происхождение
Существует много легенд, приписывающих различное происхождение существам, которые ассоциируются с самим злом. Кто такие черти, если опираться на самую распространенную в народе версию? Когда-то эти создания были небесными ангелами, служившими добру. Но они отказались подчиняться Богу, что послужило причиной для их изгнания из рая.
Предлагаются и «мокрые» теории, отвечающие на вопрос о том, кто такие черти. К примеру, многие древние славяне не сомневались в том, что злые духи появляются тогда, когда Дьявол мочит руки и стряхивает воду. Другая версия предполагает рождение нечистой силы от плевка Бога.
Наконец, третья популярная легенда имеет собственное объяснение того, кто такие черти. Она приписывает создание мифических чертей Сатане – падшему ангелу, которому потребовалось преданное войско для борьбы со слугами света.
Когда они появились
Не способны исследователи и прийти к единому мнению о том, когда появились эти солдаты ада. Большинство теорий предполагает, что они возникли еще задолго до сотворения мира, сброшенные с небес божьей рукой. В пользу этой версии говорит и хромота, которой, по мнению славян, обладают падшие ангелы. В момент падения ноги злых существ были сломаны.
Есть и другая легенда, связанная со временем происхождения чертей. Они прятали за щеки глину, из которой Бог планировал создать мир, однако воровство открылось. Черти были вынуждены выплюнуть «строительный материал», что привело к появлению гор и озер. Карой, которую они понесли, стало изгнание.
Иерархия
Иерархия – явление, которое присутствует не только в человеческом обществе. Легендарные существа также верят в необходимость порядка, строго выполняют приписываемые им обязанности. Историки могут бесконечно спорить о том, кто такой черт. Но они единодушны в вопросе о том, кому подчиняются безжалостные духи, нарушающие людской покой. Разумеется, Сатане.
Дьявол повелевает своими верными слугами, распределяя между ними обязанности. Интересно, что помощники подразделяются на две группы. Наибольшим почетом пользуются «лихие» черти. Они большую часть жизни проводят в преисподней. Именно «лихих» представителей сил зла следует бояться тем, кто совершает грехи при жизни, так как они будут издеваться над ними в адской бездне.
Существуют также обыкновенные черти, гуляющие по земле. Их задача – сводить человечество с ума, заставляя отказаться от праведной жизни и грешить. Периодически такие существа отправляются в отпуск в ад, спускаются они в бездну и за новыми распоряжениями Дьявола.
Как они выглядят
Вопрос о том, кто такой черт, не является единственным, представляющим интерес. Занимательно и описание внешности, которой он обладает. Очевидно, что представление о внешнем облике мятежных духов является весьма расплывчатым. Исследователи еще в 19 веке пытались понять, какими видят этих ужасных существ представители народа.
В большинстве случаев последователям Сатаны приписывается маленький рост. Как и люди, они обладают двумя ногами и двумя руками. Все тело этих созданий покрыто густой шерстью, которая имеет скомканный и нечистый вид, цвет, близкий к коричневому или черному оттенку. Необычно и лицо, которым они обладают. В нем прослеживаются черты сразу нескольких животных, к примеру, свиньи, козла.
Характерные признаки
Когда историки пытались выяснить, кто такие черти и как они выглядят, опрашивая население страны, описания внешности страшных существ им предлагались различные. Однако присутствуют характерные признаки, которые практически всегда приписываются этим созданиям. Начать перечисление таковых можно с зубов, которые отличаются необыкновенной длиной и желтизной.
Интересны глаза, которыми обладают представители адского воинства. Люди полагают, что в них светится пугающий огонь. Пламя способно приобретать оранжевый или желтый цвет, но чаще всего представляется кроваво-красным. Конечно же, черти имеют злобный взгляд и глядят на человечество с ненавистью.
Рога, расположенные на голове, также нельзя не упомянуть в числе характерных признаков. Некоторые люди убеждены, что эти наросты имеют небольшие размеры, другие описывают их как огромные, ветвистые. Разумеется, у черта присутствуют копыта и длинный хвост. Необычно и представление о голосе, который видится отталкивающим, скрипучим.
Обязанности
Разобравшись с тем, кто такой черт в мифологии, исследователи попытались четко представить себе его задачи. Очевидно, что «лихие» представители нечистой силы занимаются в основном изобретением новых издевательств над теми, кого после смерти затягивает адское пекло. Но на чем же специализируются их «земные» собратья?
Где живут черти
Конечно же, встреча с безжалостным духом на протяжении нескольких веков сохраняла статус одного из главных страхов человечества. Места, где можно столкнуться с чертом, известны. Эти существа любят выбирать заброшенные дома, бани, мельницы. Пыльные чердаки также испокон веков привлекали их, равно как и пространство за печью, подполье. Но черт может появиться в жилом доме только тогда, когда его владельцы погрязают в семейных конфликтах, равнодушно относятся к уборке.
Гораздо больше чертей привлекает природа. Их можно отыскать в непроходимых лесных чащобах, на болотах. Кстати, одна из популярных легенд гласит, что именно в болотную вязь падших ангелов погрузил Бог, наказывая за восстание.
Черти, бесы, ангелы
Славянская мифология пестрит удивительными существами, в которых сложно разобраться. Кто такие черти и бесы, есть ли разница между ними? Одна из версий предполагает, что эти два слова являются синонимами, описывающими одних и тех же адских созданий. Другая теория настаивает на том, что бесы являются другими существами, отличающимися от чертей внешним видом и возможностями.
Если придерживаться второй версии, то у бесов к внешности чертей прилагаются крылья, от них разит смрадом. Эти создания способны управлять погодными явлениями, к примеру, вызывать грозу. Они могут организовать мор домашнего скота. Также среди их способностей числятся такие таланты, как вселение в человеческое тело, изменение своего облика.
Ответ на вопрос о том, кто такие черти, бесы (фото, распложенное выше, демонстрирует, какими в представлении фантастов могут быть эти исчадия ада), чаще всего звучит одинаково: падшие ангелы, изгнанные Богом. Существует также легенда, утверждающая, что помимо персонального ангела к человеку при рождении прикрепляется и представитель нечистой силы. Херувим и демон беспрестанно борются друг с другом. В зависимости от того, какая сторона победит, ребенок становится хорошим или плохим, достигнув взрослого возраста.
Как защититься от черта
В наши дни люди легко произносят имена злых духов, что было нехарактерно для их далеких предков. Древние славяне верили в то, что произнося слово «черт», они его призывают. Говоря о представителях нечистой силы, человек пытался использовать прозвище, а не настоящее имя. Именно отсюда появились такие определения, как «лукавый», «нечистый». Были у черта прозвища, которые даже могут показаться ласковыми, к примеру, «недобрик».
Молчание было далеко не единственным инструментом защиты, которые применяли наши предки. Едва ли можно было в прошлом отыскать дом, в котором не было бы оберега, охраняющего от порождений ада. Чаще всего предметы, которым приписывалась магическая сила, орошались святой водой. Также славяне использовали травы, которые в их воображении были наделены волшебными возможностями. К примеру, такие свойства приписывались полыни, зверобою.
Разумеется, встречались и смельчаки, которые совершали попытки не защититься от слуг Сатаны, а призвать их. В этих целях применялись разнообразные магические ритуалы, делались подношения злым духам.
Так выглядит самая интересная информация, известная о чертях.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Чёрт с рогами
Чёрт с рогами — распространенный облик демона, происходящий из фольклора. Исторически черты рогатого скота были присущи богам и духам охотничьих и сельскохозяйственных культов. Эти существа традиционно ассоциировались с хтоническими силами: непредсказуемыми, недружелюбными человеку, связанными с необузданными животными страстями. Традиционным временем власти этих сил считалась ночь — «рога» Луны связывались с рогами скота и дичи, связь лунных циклов с плодородием и женским началом (также важным для подобных культов, см. также «ведьма») была достаточно очевидной, да и в принципе ночь — время бессилия человека и созданного им порядка и торжества дикой природы и тёмных духов. Соответственно, олицетворяющие эти силы боги и духи обладали соответствующими чертами характера: необузданными сексуальными аппетитами, коварством, трикстерскими наклонностями, экспансивностью, бурным темпераментом, непредсказуемостью и недружелюбностью к человеку. Сегодня такой леший или Пан дает удачу охотникам и обильные урожаи земледельцам, а завтра по надуманному поводу украдет в свой гарем дочку старосты, сгубит в лесу охотника, нашлет на поля засуху, а на стада — хищных зверей. Не самые приятные боги, не находите?
Впрочем, едва ли наши предки думали иначе, поэтому по мере того, как распространялись культы солярных и небесных богов, ассоциировавшихся со жречеством и аристократией, идолы и служители культов хтонических стали понемногу демонизироваться. Ну а с приходом авраамизма ведьм и козлоподобных чертей и вовсе одними из первых записали в ряды вечного воинства сатаны. Тем более, у семитов тоже было немало рогатых богов, с культами которых боролись авраамисты древности.
С тех пор демонам в их материальном облике и стали приписывать те черты, которые традиционно ассоциировались с хтоническими богами: рога, когти, клыки, копыта, хвост, косматую шерсть, гипертрофированные половые признаки (нередко одновременно мужские и женские), скверный запах, как от немытого тела или серы. Характером черти тоже были под стать своим языческим прототипам: как сурово-пафосная внешность стереотипных ангелов указывает на то, что ангел чист душою и свободен от пороков, так и скотоподобный облик чёрта свидетельствует о не меньшем скотоподобии его духа, его подверженности грубым, животным, низменным страстям. Чертям принято было приписывать следующие черты характера:
Конечно, настолько карикатурен только рядовой чёрт: более-менее серьёзный демон куда чаще проявляет положительные качества: трудолюбие, храбрость, целеустремленность, ум, обаяние. Соответственно, демон и выглядит посолиднее — не буквальным «козлом», а, например, человеком с рогами, копытами и какими-нибудь светящимися глазами. Иногда — более монструозно, но пафосно, «по-ангельски» — скажем, «балрогом», который. конечно, рогат и страшен на вид, но могуч, внушителен, и снабжен устрашающими спецэффектами вроде короны из адского пламени и мантии из инфернальной тьмы. А может и вовсе оставить ангельскую внешность, иногда сохранив тёмные элементы (черные или перепончатые крылья, вместо нимба — те же рога или нимб в «демонической» цветовой гамме, пристрастие к злодейской атрибутике вроде шипастых лат и черных плащей), а иногда сохранив светлые — ну а что, вот сатана себя до сих пор Ангелом Света считает.
Но рога и копыта — до сих пор одни из самых узнаваемых элементов демонического и демоноидного облика. Часто демоны обладают скрываемыми (или, наоборот, активно демонстрируемыми) рожками или копытцами и в своем человеческом облике.
Откуда взялся черт и почему он с рогами и копытами?
Своими корнями этот персонаж уходит в древние языческие верования:
крючковатый нос, острые звериные уши и крылья он унаследовал от этрусского демона подземного мира Хару, а рога и козлиные ноги с раздвоенными копытами достались ему от греческого Пана. Таким образом, черт вобрал в себя внешние черты человека и черного козла.
Дьявол и черти являются главными противниками Бога и всех верных ему небесных и земных сил, а также врагами рода человеческого. Владения дьявола — подземный мир грешных душ, в котором Сатане прислуживают вооруженные трезубцем (в славянском варианте — вилами) и копьями бесы.
В земной жизни черт является главным символом зла, вдохновителем колдунов и ведьм, которых он после подписания с ним договора приобщает к тайному искусству черной магии. Сатана также представляет собой существо, воля и действия которого являются источником мирового зла, однако главным соперником дьявола на его уровне бытия выступает не Бог, а архангел Михаил, который является заступником верующих в их священной войне с хозяином преисподней.
Слуги дьявола бесы, или черти, помогают своему повелителю враждовать с ангелами, являясь его шпионами, а также сеятелями различных бедствий: дурных внушений, болезней, порчи и т.д. Бесам приписывались сверх-человеческое знание и могущество. Они абсолютно не связаны условиями пространства, могут повелевать стихиями, а также проникать в человеческие умы и сердца, вкладывая в них нужные им внушения. Еще одной отличительной особенностью бесов является оборотничество, т.е. способность превращаться в различных существ: черную кошку, змею, а иногда даже принимать облик Иисуса Христа.
Большое влияние на формирование фольклорного образа черта оказало христианство, хотя происхождение этого существа уходит корнями в язычество. Народные поверья славян и балтов рисуют черта как человекоподобное создание, покрытое черной шерстью, с рогами, хвостом и копытами. Для русской средневековой живописи было характерно изображать его с волосами, стоящими дыбом, т.е. шишом.
Восточные славяне называли чертями всякую нечисть: водяных, домовых и т.д. Эти существа часто вмешиваются в жизнь людей, причиняя мелкие неприятности и «вводят во грех», т.е. провоцируют на совершение необдуманных поступков.
Наивысшей точки развитие иконографии дьявола достигло в эпоху Ренессанса в Италии. Рогатые козлоногие символы мирового зла украсили стены церквей, заполнив фрески, изображавшие грядущий Страшный суд. Сатана изображался с обрезанными крыльями, стоящим за спиной Антихриста либо сидящим в центре ада с Иудой на коленях
Почему у черта есть рога и копыта?
Рогатый, крылатый, с копытами — достаточно этих эпитетов, чтобы каждый понял, что речь о черте. Но почему лукавый выглядит именно так, и откуда он позаимствовал свои атрибуты? Рога, крылья, пятак, шерсть и хвост — смешение черт разных животных подчеркивало фантасмагоричность. И противопоставляло его “низменную” животную природу разумной человеческой и возвышенной божественной.
В дохристианских религиях рога означали плодовитость и связь с природой. Они были атрибутом бога Пана и сатиров. Это отголоски доисторического поклонения животным. Например, корове — рудименты этого сохранились в сказке про Крошечку-Хаврошечку или древнеегипетском культе богини Хатор.
Любопытно, что рогами обладали Молох и Ваал в образе быка — боги язычников, которые исторически были в опозиции к иудеям. Видимо, отголоски неприязни к ним унаследовало и христианство, наделив демонов рогами. И все же Пан — самый вероятный прообраз черта. Там более, что у него тоже есть заостренные уши и бородка. Впрочем, всего двух рогов Иоанну Богослову показалось мало — у Зверя Апокалипсиса их аж 10!
Если вы когда-нибудь будете в Киево-Печерской Лавре, Вчеразавр советует присмотреться к фонарям на ее территории. Вы можете не верить, но они декорированы изображением рогатого героя статьи.
Со времен средневековья дьявола изображают с перепончатыми крыльями. Хрупкие и безобидные создания — летучие мыши получили зловещую славу из-за своей ночной жизни. Пристрастие к тьме в народном представлении роднило их с демонами. Поэтому их спины украшают их кожаные крылья — в противовес белым и пушистым крыльям ангелочков.
В “Божественной комедии” Данте описывает Сатану как гигантского демона с шестью крыльями летучей мыши и тремя лицами — красным, бело-желтым и «как у пришедших с водопадов Нила». Позже, в “Потерянном рае” Мильтон переосмыслил образ падшего ангела и наделил его мрачным очарованием. Но на образ это не повлияло. На гравюре 1688 года, иллюстрирующей поэму, Сатана по-прежнему крылат и рогат.
У демона есть далеко не всегда. Зачастую на старинных иллюстрациях их заменяют когтистые лапы. Копыта — видимо, тоже наследие фавнов и бога Пана. То, что раньше символизировало плодородие, тем должно было устрашать своей нелепостью. Первые христиане застали те времена, когда Пан еще был популярен. И ему если и не поклонялись всерьез, то по крайней мере всюду изображали.
Первая мысль, которая возникает — так дьяволу сподручней проверять, насколько поджарились грешники на адской сковородочке. Но не все так просто. Давайте вспомним еще одного бога древности — Посейдона или Нептуна, который изображался с трезубцем. Сложно сказать, чем провинился владыка морей перед христианством. Но тем не менее, иллюстраторы многие столетия изображают чертей с его главным атрибутом.
По закону подобия то, что обитает в пламени просто обязано быть красным. Так и дьявол. Зверь из откровения, о котором говорилось выше, тоже был красного цвета.
Любопытно, откуда пошло понятие Геенна Огненная. Это было реальное место рядом со старым городом Иерусалимом. Там огонь в прямом смысле слова почти никогда не угасал — там сжигали отбросы и мертвых животных. Однако, ученые считают, что у этого символа более древние корни. В языческие времена в долине Еннома проводились ритуалы проведением детей через огонь. А в еще более ранние времена тут, по видимому, сжигались люди в качестве жертвоприношения богу солнца. Этот образ эволюционировал и превратился в образ места вечных мучений грешников, которые поджариваются в огне. А отблески пламени окрашивают в алый цвет кожу Сатаны.
Неудивительно, что в дополнение к рогам и копытам лукавый получил еще и шерсть. Он описывается обычно неопрятным, грязным и всклокоченным. Но не таков литовский черт. В литовской мифологии вяльнас наоборот выглядит франтом. Как пишет Википедия “В основном описан как «пан», то есть человек выглядящий как господин или помещик, но иногда имеет облик Пана из греческой мифологии — торчащие из под шляпы рожки, копыта”.
Недаром говорят, что боги старой религии становятся демонами новой. Изгнанные в низшую мифологию в образах русалок и чертей они, тем не менее, продолжают жить в народных поверьях. И живут до сих пор повсюду — от религии до газетных карикатур.