какие роли есть в цирке
Профессии тех, кто работает в цирке
Цирк — это не только названия места, где происходит представление, но и само представление. Каждый, кто работает в цирке, старается сделать все, чтобы представление шло по заранее оговоренному сценарию.
На самом деле, для полноценной работы цирка требуется множество сотрудников, каждый из которых должен максимально точно выполнять свои функции. Из этой статьи вы узнаете, люди каких профессий работают в цирке.
Клоун
Источник фото: Christian Diokno/pexels
Наверное, это первое что приходит в голову, когда говорят о цирке.
Клоуны — это артисты, которые для развлечения публики используют различные приемы:
Так как цирк создан для развлечения, то цель клоуна — рассмешить. Для этого он активно взаимодействует с аудиторией, вызывает в «круг», если это классический цирк, или на сцену, если представление проходит в здании для подобных мероприятий.
Также клоуны могут «неожиданно» врываться на сцену во время исполнения других номеров.
Несмотря на всю несерьезность образа, клоун — это тот, кто работает в цирке по профессии.
Код профессии и полное название:
Буффонада — это и есть основа актерской игры клоуна. Это направление искусства, которое подразумевает утрированность, комичность и неестественность проявлений актера.
Это выражается в гриме и костюмах клоунов. Например, с помощью грима они максимально выделяют глаза, рисуют удивленные брови и раскрашивают губы в яркие цвета.
Одежду они подбирают максимально нелепую, например, очень большую обувь или костюмы не по размеру.
В речи используют игру интонациями для создания комичности образа.
Так как клоун — это артист, то они получают актерское образование. Начать обучение можно после 9 и 11 класса. Чаще в этой профессии встречаются мужчины. Женщин, которые примеряют на себя эту роль, называют клоунессами.
Иллюзионист
Иллюзионист (фокусник, маг, волшебник или престидижитатор) — это тоже артист, который с помощью ловкости рук, специальных устройств, предметов и механизмов способен создать видимость существования необъяснимых явлений.
Иллюзионист — это тот, кто работает в цирке с вниманием аудитории. Он активно использует когнитивные искажения, магическое мышление и другие способы воздействия на публику, которые позволяют вводить человека в заблуждение.
Это искусство очень древнее. Изначально шаманы и жрецы использовали иллюзии для воздействия на людей с целью подчинения, внушения и управления. Позже это стало использоваться для развлечения.
В Средние века стали появляться профессиональные артисты, которые зарабатывали с помощью карточных фокусов, чревовещания и других приемов.
Самым популярным иллюзионистом конца XIX века стал Гари Гудини, который внес значительный вклад в развитие этого искусства.
С развитием технологий фокусы стали сложнее. С начала XXI века цирк стал приглашать иллюзионистов, которые используют обман зрения, электромагниты, лазеры, зеркала и компьютеры для создания масштабных шоу.
Так как иллюзионисты — это актеры, для получения образования они заканчивают колледж, техникум или вуз.
Униформисты
Униформист работает в цирке по профессии с кодом 19296. Это рабочая специальность, без которой представление в цирке не могло бы состояться.
Обязанности униформиста:
В некоторых случаях униформист может участвовать в клоунских представлениях.
Эти работники — важная часть внутреннего образа цирка, они выполняют декоративную функцию, встречают публику и помогают остальным актерам. Некоторые униформисты становятся артистами цирка.
Берейтор
Берейтор — это тот, кто работает в цирке с лошадьми. В его обязанности входит обучение лошадей, и обучение артистов верховой езде.
Тренировка лошади зависит от ее роли в цирковом представлении, например, она может выполнять:
Этот специалист должен учить лошадь не бояться скопления людей, громких звуков и правильно реагировать на команды наездника.
В XIX веке в Санкт-Петербурге даже была специальная школа для обучения на берейтора.
В цирке лошадь должна точно выполнять команды и безошибочно взаимодействовать с артистами и персоналом, так как это крупное животное, которое может травмировать человека при неверном исполнении своей роли.
Специальность этого работника в большинстве случаев — «тренер-наездник лошадей» с кодом специальности 4.36.01.03.
Получить профессию можно после 9 класса, минимальный срок обучения — 2 года и 5 месяцев.
Дрессировщики
В отличие от берейторов, которые работают исключительно с лошадьми, дрессировщики могут взаимодействовать с любыми животными. В их обязанности не входит постановка номера в цирке, подбор костюмов и декораций — они ответственны только за выполнение животными определенных действий. Часто дрессировщиков приглашают для обучения животных разных цирков.
Этот специалист учитывает множество факторов, которые влияют на выбор метода дрессировки.
Выделяют 4 основных метода дрессировки:
Из-за невозможности узнать какие люди работают в цирке с определенным животным, создается множество общественных инициатив с просьбами о закрытии цирков. Так как защитники животных имеют большое влияние, то цирки регулярно подвергаются критике за использование болевого метода в процессе дрессировки. В некоторых случаях это приводит к гибели зверей.
Так как животное постоянно находится в стрессовом состоянии, то увеличивается вероятность его нападения на зрителей и дрессировщика. Иногда это случается, что свидетельствует о том, что болевой метод действительно применяется.
В противовес цирку с животными существует популярный «Цирк Дю Солей», который не использует их для представления. Все номера — это смесь циркового мастерства, визуальных эффектов, хореографии и нарядов.
Люди каких профессий работают в цирке
Кроме перечисленных профессий, в цирке есть место и для других работников:
Также есть служба безопасности и множество административных должностей. Эти люди выполняют ту же работу, которую выполняли бы в любом другом месте по своей специальности.
Зарплата работников зависит от цирка, роли, количества выступлений и опыта.
Нередко приглашенные артисты выступают на контрактной основе, получая плату за выступление. Если у цирка есть своя постоянная труппа, то они могут работать за фиксированную плату.
Впервые на арене, или Как становятся циркачами
Для того, чтобы стать артистом цирка, человек должен обладать огромной работоспособностью, ведь жизнь артиста — это ежедневные тренировки из года в год. Циркач должен быть настоящим фанатом своего дела, без искренней любви к этой профессии в цирке делать нечего.
Обычно к профессии циркового артиста готовятся с раннего детства. Многие цирковые специальности требуют особой подготовки: невозможно пойти после школы «в гимнасты», никогда прежде не занимавшись спортом. В цирке все как в спорте: упустив момент, можно навсегда распрощаться с мечтой. Чем раньше будущий артист начнет тренироваться, развивать ловкость и выносливость, тем больших успехов он потом добьется.
Впрочем, в цирке можно выступать в самых разнообразных жанрах: на выбор — акробатика, атлетика, гимнастика, дрессировка, клоунада, эквилибристика, жонглирование и др. Поэтому попасть на арену — при желании — можно и в зрелом возрасте, но все же, как считают братья Запашные, цирк — это в большей степени искусство молодых.
Кроме того, для циркача очень важны здоровье и конституция: склонность к полноте — повод для «дисквалификации». Также для будущего циркового артиста необходимы пластика, гибкость, музыкальный слух и способность к импровизации.
Однако в цирке есть примеры того, когда артист выходил на арену не благодаря, а скорее вопреки физическим возможностям. Как, например, Лев Осинский, который стал акробатом незадолго до Великой Отечественной войны.
Ему посчастливилось попасть в цирковой номер «Лесная идиллия» к известному режиссеру-педагогу Владимиру Волжанскому. Война оборвала карьеру Осинского — с фронта он вернулся без руки. Но любовь к цирку и упрямство сделали свое дело: в 1950 году он снова вышел на манеж в номере-соло «Эквилибр на одной руке», с которым стал лауреатом Международного фестиваля циркового искусства в Варшаве.
Номер исполнялся на небольшой вращающейся площадке высотой 1,8 метра и на выдвигающемся стержне высотой 2,5 метра. Зрители и не подозревали, что у артиста нет левой руки. Когда об этом узнали западные журналисты, они были очень удивлены: «Мистер Осинский, что вы делаете? Вам надо выступать без рубашки, чтобы зрители видели, что вы без одной руки. Это такая реклама!» Осинский отказался: он считал, что зритель должен оценивать только работу артиста на арене.
Кстати, именно биография Осинского легла в основу повести Александра Аронова «Пассажир без билета» и снятого по ее мотивам фильма «Эквилибрист».
Уникальна и история воздушного гимнаста Валентина Дикуля, который после перелома позвоночника сделал то, что казалось невозможным, — стал силовым жонглером. Человек, которому пришлось заново учиться ходить, придумал множество уникальных трюков: удерживание двухтонной машины, жонглирование гирями в 80 кг, ловля на основание шеи 45-килограммовых шаров. И сейчас система тренировок, разработанная Дикулем, дает возможность и другим людям повторить его подвиг.
Цирк да и только
Очень часто цирковыми артистами становятся дети циркачей, которые с ранних лет буквально живут на манеже, проникаясь духом цирка, и которые с детства привыкают к большим нагрузкам, постоянным тренировкам, гастролям и кочевой жизни циркача.
Практически в каждом цирковом жанре есть свои династии, которые завоевали всемирную славу. Например, Дуровы — одна из самых известных в России династий дрессировщиков. Эта семья прославилась еще в XVIII веке благодаря кавалерист-девице Надежде Дуровой, которая послужила прообразом Шурочки из «Гусарской баллады».
Основателями династии считаются братья Анатолий (1865-1916) и Владимир (1863-1934) Дуровы. Анатолий больше увлекался клоунадой: животные играли вспомогательную роль в его выступлениях. А Владимир сосредоточился именно на дрессировке.
В 1910 году Владимир Дуров купил усадьбу в Москве на улице Божедомка, в которой устроил зоологический музей и зоопсихологическую лабораторию. В 1912-м он открыл здесь театр «Крошка», предшественника знаменитого «Уголка Дурова». В Театре зверей дедушки Дурова по-прежнему проходят представления с участием животных.
Знаменитая цирковая династия Запашных занимается дрессировкой, укрощением, акробатикой, гимнастикой. Она была основана в XIX веке клоуном Карлом Томсоном, который выступал под псевдонимом Мильтон. Дочь Томсона Лидия продолжила дело отца: уже в 15 лет она стала цирковой наездницей. Новую фамилию династии дал муж Лидии, Михаил Запашный, работавший в жанре силовой акробатики.
Михаил Запашный не хотел, чтобы его дети стали артистами цирка, поэтому он никогда не брал их на выступления. Но Вальтер, Мстислав и Игорь Запашные все равно стали выступать на манеже. Они работали в разных жанрах — акробатике, клоунаде, джигитовке, дрессировке и укрощении хищников. Вальтер и Мстислав сосредоточились на дрессуре, которую считали высоким цирковым искусством.
Сыновья Вальтера Запашного Эдгард и Аскольд стали дрессировщиками тигров. Они также работают и с другими животными — обезьянами, лошадьми. Династию продолжил также сын Мстислава Запашного — тоже Мстислав.
Кио — самая знаменитая в России династия иллюзионистов. Ее основал Эмиль Теодорович Гиршфельд-Ренард (1894-1965). Собственная фамилия казалась ему неподходящей для цирка, поэтому он взял псевдоним Кио. Он отказался от восточной атрибутики и ореола таинственности, который раньше окутывал профессия иллюзиониста, и неизменно выступает в элегантном фраке.
В 1960 году Эмиль Теодорович Кио в Англии был признан лучшим фокусником мира. В 1961 году он получил золотую медаль Международной артистической ложи.
Продолжателями династии стали сыновья великого артиста — Эмиль и Игорь. Игорь Кио, второй муж дочери генсека Галины Брежневой, получил Международную премию «Оскар» как лучший артист.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Как стать артистом цирка
Многих в детстве родители водили на представления в цирк. С замиранием сердца дети наблюдали, как под куполом цирка кружили и летали воздушные акробаты, а ловкие жонглеры и фокусники удивляли своей магией. Других же привлекали смешные клоуны. Цирк – это вечный праздник, поэтому неудивительно, что юные зрители под впечатлением от выступлений артистов начинали мечтать также постигнуть цирковое мастерство.
Конечно же, лишь единицы все же воплощали эту идею в реальность. Но все же интересно, какие образование надо иметь, чтобы быть артистом цирка.
Кто работает в цирке: творческие профессии
Для начала стоит пояснить, что цирк, как и любая другая организация, имеет в своем штате огромное число специалистов самых разных направлений. И глупо будет полагать, что там работают исключительно «люди творчества». На самом деле, для того, чтобы цирк работал там трудятся рабочие сцены, административный персонал и многие другие.
Но все же обратим свое внимание для начала на творческую категорию работников. Наверно, самыми зрелищными артистами цирка являются гимнасты. С замиранием сердца наблюдают зрители за их полетами на высоте. Гимнастом может стать не каждый, к этой профессии нужно готовиться с детства. Как и в профессиональном спорте, необходимы хорошая физическая подготовка, выносливость, гибкость.
Эквилибристика – еще один вид циркового искусства, который также поражает своей зрелищностью. Эквилибристы держат равновесие в неустойчивом положении или на предметах: например, канатоходцы, или вспомните знаменитую картину Пабло Пикассо «Девочка на шаре». Для того, чтобы покорить современного зрителя эквилибристы выполняют свои трюки на проволоке, велосипеде, стульях, лестнице, бутылках и других неустойчивых конструкциях. И профессия эта все еще считается достаточно опасной, пусть в современном цирковом деле никто никогда не пренебрегает правилами безопасности.
Конечно же, представить цирк невозможно без клоуна, а сама клоунада является одним из основных жанров. В цирковом искусстве клоуны работают, как правило, либо группой, либо парами, где у каждого участника четко и полно прописано амплуа, характер. Также есть и вариации сольного исполнения, но эта отдельная категория, требующая определенного мастерства. Удерживать внимание большой публики для одного артиста – достаточно сложно.
Иллюзионисты или фокусники также достаточно часто выступают в цирке. При этом они могут как работать в паре, так и давать сольные представления, где в выполнении трюков им будут помогать помощники.
Отметим, что каждая из творческих профессий цирка имеет множество специализаций. Например, цирковые клоуны могут быть пантомимистами, музыкальными эксцентриками. В целом, важно понимать, что строгого разграничения поджанров нет и поэтому артисты могут использовать в своих представлениях различные приемы.
Кем можно работать в цирке
Как уже отмечалось ранее, в цирке можно работать не только артистом и выступать с номерами, но и в других профессиях: костюмер, художник по костюмам, постановщик цирковых номеров, режиссер.
Но есть одна профессия, которая вызывает особенный интерес, хотя при этом не требует специальной физической подготовки или особых навыков, – это инспектор манежа. Он выходит перед номером и общается со зрителями. Необходимые качества для этой профессии – природное обаяние и владение ораторским искусством. И пусть может показаться, что профессия очень простая, но крайне сложно не дать заскучать зрителю в то время пока ведется подготовка к следующему номеру.
Как стать артистом цирка
Часто в цирке работают целые династии артистов. Дети воспитываются на арене цирка, тренируются с малых лет, гастролируют вместе с родителями. Например, цирковая династия Дуровых.
Получить цирковое образование можно только в Государственном училище Циркового и Эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева. Начинать подготовку лучше заранее, так как поступить в училище очень сложно.
При поступлении абитуриент проходит три этапа. На первых этапах творческого конкурса нужно продемонстрировать физическую подготовку и музыкальную импровизацию. На третьем этапе необходимо показать жюри полноценный цирковой номер. Также нужно предоставить медицинские справки, подтверждающие наличие хорошего здоровья и физических данных.
Многие артисты цирка активно тренируются, занимаются как минимум по четыре часа каждый день без выходных. В этом отношении вновь можно провести аналогию с профессиональным спортом, когда нельзя терять форму и поддерживать высокий уровень.
Как попасть в цирк работать
Попасть в цирк в качестве артиста не так просто. Например, акробатика является основой всего циркового искусства. Поэтому заниматься акробатическими номерами и гимнастикой нужно с детства.
Советы для будущих цирковых артистов:
Нужно понимать, что жизнь циркового артиста требует постоянные перемещения по стране и миру. Поэтому артисту цирка нужно быть готовым к жизни на чемоданах.
И немного попроще тем, кто хочет работать в цирке, но не выступать перед зрителями. Как уже ранее отмечалось, в цирке традиционно работают целыми династиями, поэтому «новые лица» там появляются относительно редко по сравнению с другими организациями. Так что текучка кадров там достаточно своеобразная. Поэтому если есть желание поработать по ту сторону цирковой арены, можно поработать в цирке инженером, поваром, разнорабочим и т.д.
Как устроиться в цирк и остаться там работать.
Пикабушник @Andrey, попросил пост про атмосферу цирка, как туда попадают.
Текстом атмосферу я думаю хорошо передать не получится. Вот объясни, как я должен передать запах в цирке? запах преющих опилок и сырости. Причем даже самый самый капитальный ремонт не помогает. Я не знаю почему. Может вентиляция плохая. Да и само внутреннее устройство цирка слишком обширно, чтобы уместить в один пост. В цирке не только артисты работают, по мимо артистов там очень много служб. Цирк — это не только репетиции и представления. Мы переезжаем из города в город постоянно, а так же отмечаем праздники, создаём семьи, потом разводимся. Ничто человеческое нам не чуждо))
В России есть как государственный цирк — РосГосЦирк, так и частные цирки. Самые известные частные — это цирк на цветном бульваре (Максим Никулин, сын Юрия Никулина), Цирк на ул. Вернадского. (братья Запашные). Я буду рассказывать в первую очередь про РосГосЦирк, т.к проработал там 5,5 лет. Ушел я из ГосЦирка в августе 2013 года.
Работать в цирк, можно попасть простым способом. устроиться туда на работу. Объявлений например в ВК в тематических группах предостаточно. Люди в цирк требуются всегда (зависит от должности). В цирке по мимо артистов и танцоров, есть и различные службы. Самая текучка кадров — это конечно рабочие по уходу за животными, или как в цирке их называют — служащие.
В обязанности служащего входит: уборка у животных, кормежка, чистка места, где содержаться животные, участие в репетициях и в представлениях.
Животных в цирке прямо скажем не мало и они разнообразные и всех перечислять смысла нет.
В служащие в основном идут люди без образования (9-11 классов или в лучшем случае закончили профтехучилище.) и как правило не горящие желанием работать (лентяи). Поэтому даже, если в порядке исключения в цирк устраивается парень или девушка, которые исполнительные (девушкам я бы не рекомендовал устраиваться в цирк в качестве служащей), и которые не привыкли к агрессивной среде, то к ним в любом случае будут относится точно также как и к остальным. В цирке не матерятся, там матом разговаривают.
Среднестатистический рабочий день выглядит следующим образом:
Начало работы зависит от типа животных, поэтому, кто-то обязан приходить к 5 утра, а кто-то может приходить и к 12:00. Ну и еще от дрессировщика зависит.
Раньше всех в цирк приходят тот, кто ухаживает за конями (кобыл в цирке не используют) это где-то 4:45 — 05:00. За час служащим нужно успеть почистить стойло, почистить коней, от опилочной пыли, покормить коней, сделать так, чтобы конь сходил в туалет, ну и потом еще раз стойло почистить. (тоже самое касается и верблюдов, зебр, и т.п)
В 05:30 — 06:00 начинается репетиция. Среднее время репетиции — час. Разумеется, что некоторые репетировали бы и больше, но больше не получится, потому, что в коллективе (в труппе. самое забавно, ты в цирке никогда слово «труппа» не услышишь. Используют слово «коллектив») репетиции расписаны на весь день, и получается, что манеж занят с утра до вечера
в 07:00 заканчивается репетиция. После репетиции, коней долго отшагиваю, т.е в закулисной части водят коней по кругу, чтобы восстановить им пульс, чтобы они остыли, ну и т.п. В общем тоже самое, что и для людей упражнение на дыхание. Потом коней ведут в стойло, дают им попить, оставляют немного сена (их же в 5 утра кормили уже). Рабочие заметают еще раз конюшню. Да, конюшню метут много раз за день. Потом начинают мыть морковь и перебирать сено, чтобы покормить уже в обед. Качество продуктов зависит от дирекции цирка. В некоторых городах в директорах сидят люди, которых просто поставили, потому, что они «удобные» Москве, а именно так называемому главку (центральному офису российской государственной цирковой компании.) Поэтому сено могу привезти гнилое.
примерно к 11:00 дня рабочие заканчивают все приготовления к обеду для коней и у них может быть свободное время, а может и не быть, т.к очень часто, что-то ломается, и это надо ремонтировать. Потом у животных обед, а вот после обеда если ничего экстренного нет, то всех кроме дежурного по конюшне отпускают. Где-то примерно в 14:00 тебя могут отпустить до 18:00. В это время делай, что хочешь. Можешь пойти по городу погулять, можешь с гостиницу спать пойти, но к 18:00 должен уже быть на конюшне. До 21:00 ухаживают за конями. Чистить, подметать, кормить, поить, и т.п. В 21:00 как правило конец рабочего дня, и всех кроме дежурного отпускают в гостиницу, дежурный же или до полуночи сидит на конюшне, или там ночевать остается, отводится место в комнате на конюшне, и рабочий остаётся ночевать там.
Это я описал день когда нет представления, если же представление есть, то рабочие как правило никуда не уходят, потому, что еще нужно готовить реквизит к представлению и следить за животными в оба глаза, чтобы не дай бог не испачкались. Но благодаря политике РосГосЦирка, который считает, что цирк это убыточное предприятие (разумеется на самом деле это не так), в данный момент за месяц порой даже 20 представлений не получается.
На этом думаю все пока. Разумеется я могу и дальше писать, но будет слишком длинно я думаю. P.s Я описал только примерно как ухаживают за конями, но в цирке же есть и другие животные, собаки например, и у рабочих по уходу за собаками будет другой график (да, точно так же в цирке целый день находится)
Алёнкина Ольга Арнольдовна
25 марта – День работника культуры
Циркач умеет гарцевать,
Зверей и птиц дрессировать,
И на трапеции вертеться,
И на канате танцевать.
Дрессировщик – тот, кто занимается дрессурой животных, приучает животных к выполнению каких-нибудь действий, вырабатывать нужные человеку навыки.
Клоун – цирковой артист, использующий приемы гротеска и буффонады. (развлекает и смешит взрослых и детей)
Фокусник – артист, показывающий фокусы, на арене цирка.
Жонглёр – цирковой артист, занимающийся жонглированием. Подбрасывает и ловит на лету одновременно несколько предметов.
Цирк – зрелищное предприятие, помещение, где даются представления с участием цирковых артистов.
Конферансье – (от франц. с onferencier – докладчик), артист эстрады, ведущий концерта, выступает самостоятельно, чаще всего с комедийными номерами. Занимает публику в перерывах между номерами.
Исторические факты (Как начался цирк?)
Первые цирки были совершенно не похожи на те, с которыми знакомы мы. Они существовали в Древнем Риме и давали представления на большой арене под названием «Циркус Максимус». Главным аттракционом были гонки колесниц. В промежутках между ними толпу развлекали акробаты, канатоходцы и наездники.
Цирк, такой, каким он известен сегодня, происходит от фургонных представлений, проводившихся в Англии в начале XVIII века. Труппы акробатов и фокусников путешествовали из одного города в другой в фургонах, которые использовали для переодевания. Они давали свои представления на ярмарках и рынках больших и маленьких городов.
Плата не назначалась, но после каждого представления хозяин обходил зрителей со шляпой, чтобы собрать деньги.
Первый цирк США был представлен зрителям в Филадельфии и Нью-Йорке в конце XVIII века Рикетсом. Это был маленький, но довольно популярный цирк. В то время 9 лошадей и 7 человек уже считались полной труппой. В состав оркестра входили шарманка, кларнет и большой барабан.
Около 1860 года цирк начал уже походить на сегодняшний. Стали привычными навесы, свечи на каркасе вокруг центрального столба позволяли давать представления в вечернее время, число исполнителей и животных увеличилось, и постоянно добавлялись новые аттракционы. Наконец, появился П. Барнум, который стал возить свой цирк по всей стране по железной дороге, и родилось «величайшее шоу на земле!»
Там, где всегда праздник…
(Цирк на Цветном бульваре)
В Москве есть два необыкновенных места, где можно увидеть неповторимые зрелища. И ЭТО ЦИРК!
Цирк на цветном бульваре. Один из старейших цирков России. И он находится в центре Москвы! В 2010 году ему исполнилось ему 230 лет. Цирк на Цветном бульваре – совершенствовался, достраивался – всегда! Но самым главным остаётся тот факт, что он всегда работал, даже в самые нелёгкие времена для страны… Никакие революции и мировые войны не могли и не смогут сломить дух этого прославленного цирка.
На манеже старого московского цирка выступали самые известные артисты. Цирк нам подарил: кучу положительных эмоций, смеха, доброты.
В 1983 году – стал любимый клоуном – ЮРИЙ НИКУЛИН. (Он народный артист СССР – всеобщий любимец России, НЕТ, МИРА. )
«Мне нравится, когда человек начинает смеяться ни с того ни с чего, и поэтому мне доставляет огромное удовольствие смешить людей». И ЦИРК на Цветном бульваре – этот просто НИКУЛИНСКИЙ ЦИРК. А после кончины гениального актёра цирк возглавил его сын – Максим Никулин.
Московский цирк Никулина на Цветном бульваре всегда был и остаётся неотъемлемой частичкой московского и российского циркового искусства. Легендарному клоуну поставлен бронзовый памятник прямо напротив входа в его цирк. И он по сей день улыбается всем прохожим своей обаятельнейшей, неповторимой никулинской улыбкой.
Цирк на проспекте Вернадского
Это один из самых главных цирков не только Москвы, но и всей России – цирк на проспекте Вернадского. Этот цирк – самый большой в мире. Там происходят грандиозные по своей красоте и зрелищности спектакли с великолепными акробатическими номерами, иллюзионистами, дрессировщиками и, конечно, клоунами. Цирк на Вернадского – больше чем просто сказка. Многие номера можно увидеть только в этом цирке, и больше нигде в мире! Ведь цирк имеет пять манежей, как по мановению волшебной палочки сменяющих друг друга. Только что по арене скакали лихие наездники, поражая всех чудесами джигитовки, а вот уже представление происходит на ледовой сцене. Дрессировщиков сменяет водное шоу в бассейне, а затем снова акробаты под куполом цирка. Даже представить себе невозможно. Это надо видеть! В канун Нового года обязательно устраивается специальная новогодняя программа для детей.
Это искусство началось в середине XIX когда «по городам и весям» ходили бродячие артисты: на Руси – скоморохи, в Западной Европе – жонглеры. Артисты часто бродили с медведями, которые были полноправными участниками представлений. И что же в итоге? Это цирк!
Цирк – происходит от латинского слова «циркус» – круг. Все в цирке происходит на круговой площадке, которую называют – манежем. Размер манежа в любом цирке неизменен: диаметр 13 метров.
Манеж – это площадка для тренировки лошадей. Потому что в 1780 году в Лондоне открылась первый в мире цирк. Там, в манеже под открытым небом, ежедневно в пять часов вечера начинались представления. Конные акробаты, канатные плясуны, прыгуны и жонглеры развлекали публику. За годы, прошедшие со времени появления первого цирка, выросло мастерство актёров, появились новые сложные номера.
Появились цирк на льду, где артисты выступали на коньках, а так же и цирк на воде.
На арене цирке выступают так же и животные: собаки, кошки, свиньи, бегемоты, слоны, тигры, обезьяны, лошади, ослики – с ними занимаются дрессировщики.
Есть в цирке воздушные гимнасты и жонглеры, фокусники и иллюзионисты, ну, конечно же, клоуны.
Веселыми людьми в старину называли скоморохов, ходивших по городам и сёлам и развлекавших народ. Они были профессиональными артистами, умели многое: играть на музыкальных инструментах, петь, сочинять стихи, плясать. Их мастерство вошло в поговорку: «И всяк спляшет, да не как скоморох».
Скоморохи отличались внешним видом от тогдашних жителей Руси:
«На нём голевой (без подкладки) кафтанчик,
Полудурьице раздувается (значит, расстегнутый),
Миткалинова рубашка белеется,
Скомороховы монетки трепещутся»
(монетки служили украшением)
Личина, обличье, наличник, харя – это все названия скоморошьей маски. Без масок не обходилось ни одно представление.
Была у скоморохов своя академия. Ее называли Сморгонской академией, потому что была она неподалеку от селения Сморгонь в Белоруссии. Там скоморохи дрессировали медведей. Медведи были помощниками скоморохов, а то и главными артистами. В одном документе говорится, что за бродяжничество оштрафовали 8 скоморохов на 16 копеек, а их медведя – на 12 копеек.
От скоморохов нередко доставалось тем, кто обижал народ – попам, царским воеводам, полицейским. Церковь называла скоморохов слугами беса, запрещала смотреть их представления.
Но скоморохи продолжали выступать, и из их веселых представлений, родился в России театр и началось развиваться цирковое искусство.
Как возникла магия?
Рис. Фокусник на манеже
Магия, в её первоначальном понимании, связывалась с заклинаниями, чарами и сверхъестественными силами, совершающими «чудеса». В древности священники и медики Египта, Греции и Рима, как правило, внушали людям, что обладают некой магической силой.
Но магия, какой мы знаем её сегодня, это один из видов развлечения для людей. Волшебник использует ловкость рук или какие-то механические приспособления, одурачивает своих зрителей и внушает им, что сделал нечто невозможное. Мы, зрители, понимаем, что за «волшебством» стоит какой-то трюк.
В древние времена каждый королевский двор имел своих магов. Менее успешные волшебники выступали на рыночной площади. И первая книга о магии была написана в 1584 году.
В средневековье фокусники стали совершать регулярные поездки по городам (сейчас это – гастроли), и люди ждали их приезда.
В начале XIX века магия постепенно начала приобретать тот вид, в котором она известна нам сегодня. Маскарадные костюмы сменились фраками, а трюки с громоздким оборудованием – такими, которые основаны на ловкости рук фокусника.
Отцом современной магии считается французский фокусник, Роббер Годен. Он настолько усовершенствовал оборудование, что мог использовать в своих трюках обычные, знакомые всем предметы. Считая очень важной форму преподнесения трюков, он уделял этому очень много времени и знаний.
Со временем появилась другая форма магических трюков, называемая «иллюзион». Их целью является создание у зрителей видимости того, что люди якобы парят в воздухе или исчезают, что женщину «распиливают» пополам и т.д. оригинальный вид магии создал один из величайших магов всех времён Кардини. Он является автором серии трюков, в которых внезапно появлялись «ниоткуда» и исчезали «никуда» горящие трубки и сигареты, игральные карты, причём все совершенствовалось без специального оборудования.
Фокусник во фрак одет,
Факел превратит в букет,
Фея выскочит оттуда.
Фокус это или чудо?
У него такие ловкие пальцы, что кажется, будто ему ничего не стоит на глазах у изумленной публики вытащить из шляпы десяток голубей, а изо рта – несколько метров цветных платков. Если сказать какому-нибудь малышу, что было время, когда цирка ещё не было – он посчитает вас обманщиком. Цирк так любим всеми, с ним связано так много волшебства, что трудно поверить, что он не всегда существовал.
Фокусник – очень увлекательная профессия, но вместе с тем очень сложная. Ведь фокусник должен постоянно тренироваться, чтобы чудеса, которые он делает, были эффектны и невероятны.
Ну, как, скажите, в одной ладони может умещаться десять яиц?! А никак. Яйцо одно. Всё остальное – это поразительная ловкость рук, умение, вырабатываемое годами тренировок.
Жонглёра пожалел обжора:
«Жаль, ужинать ему нескоро.
Тарелок много, много блюд,
Но в них жаркого не дают»
Жонглер – это артист одного из самых древних жанров циркового искусства, основанного на умении подбрасывать и ловить одновременно несколько одинаковых или различных предметов. Предметы могут быть всевозможных форм и назначений – мячики, кольца, тарелки, булавы и т. д. жонглёр может выступать, как один, так и в паре, или группе. Существуют жонглёры-антиподисты, то есть артисты, жонглирующие ногами.
От жонглёра требуется ловкость, реакция, чувство ритма. Артист должен держать в поле зрения все предметы, с которыми он работает. Такие качества вырабатываются упорными тренировками, которая длится всю творческую жизнь артиста.
С чем работает жонглёр?
Едет клоун по шоссе
На блестящем колесе.
Для чего? Зачем? – Для смеха!
Пожелайте мне успеха.
Все люди любят ходить в цирк, но особенно он нравится детям, потому-что там есть клоун. Клоун – это артист, который исполняет комические сценки в перерывах между номерами цирковой программы. Клоун смешит, изображая из себя нелепого, глуповатого и неловкого человечка. На своем лице он может отобразить массу чувств – испуг, удивление, счастье, горе, тоску, радость. Он может заплакать и через минуту уже улыбаться, и корчить забавные рожицы.
Издавна людям во всех странах нравилось смотреть на ярких и весёлых клоунов, развлекавших народ на различных ярмарках и рыночных площадях городов, где собирались не только горожане, но и жители окрестных деревень. В цирковых представлениях XVII-XVIII веков вместе с канатоходцами и наездниками всегда участвовали клоуны, которые выделывали смешные трюки и показывали фокусы.
Традиционный облик клоуна, появился только в 70-х годах XIX века. В Германии его называли АВГУСТ, а в России – Рыжий клоун, потому что он носил рыжий парик. На выступлениях клоуны всё делали невпопад и были крайне неловкими.
В современном цирке есть разные клоуны: одни смешат зрителей, показывая различные трюки и фокусы, другие выступают с дрессированными животными, в основном с маленькими собачками, а третьи показывают акробатические номера. Причём клоун не всегда выступает один – их может быть двое или даже трое.
Перед выступлением артист тщательно гримируется, чтобы выглядеть смешным и ярким: он красит лицо специальной белой гримировальной краской, рисует ярко-красные щёки и нос, а также улыбку до самых ушей. Клоун надевает рыжий парик, пёстрые широкие штаны-шаровары с подтяжками, огромные нелепые башмаки и носки с полосками всех цветов радуги.
Глядя на клоуна, кажется, что стать им очень легко, однако на самом деле это тяжелый труд: попробуй сделать так, чтобы много самых разных людей смеялись до слёз. Чтобы стать настоящим озорным и весёлым клоуном, нужно учиться в театральном училище, потому что клоун – это актёр, как в кино или на сцене театра. Человек, выбравший эту профессию, должен обладать чувством юмора, быть жизнерадостным и общительным, а также любить детей: ведь именно они являются его главными поклонниками.
«Весь вечер на манеже…»
Кто такие Карандаш, Борис Вяткин, Олег Попов, Леонид Ингибаров, Юрий Никулин? Это – известные на весь мир советские клоуны XX века!!
Обычно в афишах пишут: «Весь вечер на манеже клоун…». И действительно, клоун на манеже весь вечер: он заполняет паузы между номерами. Клоуны любят выступать парами, эта традиция идет ещё из старого цирка: на манеж выходили двое – Рыжий и Белый.
Рис. Грустный и веселый клоун
Рыжий в самом деле всегда был рыжим, с большим красным носом, одет рыжий был в пиджак, ниже колен, огромные ботинки, на шее – бант. Рыжему давали оплеухи, ставили подножки. Он частенько терял свои широченные штаны и убегал в не менее широких трусах… Но несмотря на все свои злоключения, Рыжий никогда не унывал.
Белый одевался очень элегантный, но очень просторный шелковый костюм. Лицо и шея его всегда скрывались под толстым слоем белой пудры, а губы и мочки ушей горели пунцовой краской. Черные брови были нарисованы гораздо выше настоящих.
Белый с Рыжим, несмотря на разные характеры, были неразлучными друзьями. Белый, очень спокойный, выдержанный, извинялся перед публикой за своего дурно воспитанного друга. Рыжий же выкидывал смешные фортели и старался подшутить над приятелем.
Мода меняется и в цирке. Клоуны сейчас другие, и шутки у них не такие, как были когда-то, но по-прежнему, идя в цирк, мы ищем в афише строчку:
Кепка Олега Попова
Клоуна Олега Попова знают все. Она «объездила» с гастролями Европу, Америку, Азию…
В Бельгии, с легкой руки таможенников, ее окрестили «паспортом русского клоуна». В Англии репортеры цирковой хроники присудили кепке Попова почетный титул «Кепка № 1».
А началось все это в 1953 году, на съемках фильма «Арена смелых». Хотелось внести в костюм клоуна яркое пятно. Олег в костюмерной стал рыться в коробке со шляпами и нашел кепку, сшитую из кусочков бархата черного и белого цвета. Вот так впервые Олег Попов познакомился со своей кепкой.
Рис. Знаменитая кепка Олега Попова
Дайте сахару скорей!
Долго звери вас учили,
Чтоб награды им вручили.
Дрессировщик – очень увлекательная профессия. Это человек, который дрессирует зверей, чтобы потом выступать с ними в цирке. Дрессировщики хорошо знают повадки животных и могут заставить самого свирепого тигра прыгать через горящий обруч, громадного медведя – кататься на велосипеде, а смешных обезьян – играть в футбол. Дрессировщики очень любят своих воспитанников и никогда их не обижают, и звери доверяют им и выполняют все команды с удовольствием.
Дуровы – клоуны-сатирики и дрессировщики
Выдающиеся клоуны-сатирики и дрессировщики братья Дуровы – Владимир Леонидович (1863-1934) и Анатолий Леонидович (1864-1916) – слава и гордость циркового искусства. Они первыми принесли на манеж острое политическое слово, использовав для этого животных, действия которых поясняли шутками и прибаутками.
Публика любила братьев Дуровых, особенно дети. Анатолия Леонидовича называли «шутом его величества народа». Он был талантливый и самобытный клоун. Ныне в Воронеже в доме, где он жил, открыт мемориальный музей.
Старший Дуров – Владимир Леонидович полюбил животных с раннего детства. Он подолгу наблюдал за поведением зверей и птиц, внимательно присматривался к их нравам, привычкам, стараясь понять их характеры, повадки. Поэтому ему легко удавалось приручать собак, кошек, кур, голубей, лягушек. Он мог заставить сидящую у него на ладони лягушку квакать, а курицу – танцевать.
У Владимира Леонидовича были гусь Сократ, кот Васька, козёл Василий Васильевич и собака Каштанка. Замечательный русский писатель А.П. Чехов рассказ о В.Л. Дурове и его питомцах в повести «Каштанка».
Дрессировать животных нелегко. Но Владимир Леонидович ни разу не ударил животное. Он был ласков и терпелив со всеми своими питомцами, поэтому его слушались и маленький мышонок, и огромный слон.
Постепенно у Дурова собралось довольно много животных, и он разместил их в большом красивом доме, который купил на одной из тихих улиц Москвы. Этот дом стал называться «Уголок Дурова». Теперь здесь Театр зверей, зверинец и музей.
Эстафету старших Дуровых подхватили их дети и внуки.
Владимир, сын Владимира Леонидовича Дурова, по примеру отца стал выступать как клоун-сатирик и дрессировщик. Специалисты отмечали незаурядное дарование Владимира Дурова-младшего. К сожалению, этот одарённый, многообещающий артист умер молодым от туберкулёза.
По стопам отца пошла Анна Владимировна Дурова (1900-1978). С юных лет она ассистировала отцу на арене. Впоследствии выступала самостоятельно, самостоятельно, стала известной дрессировщицей.
Прославился и другой представитель этой дуровской ветви – народный артист республики клоун-дрессировщик Юрий Владимирович Дуров (1910 – 1971), сын старшей дочери В.Л. Дурова Дурова Натальи Владимировны, выступавшей на эстраде и в кино.
Представителем другой ветви дуровской династии был сын Анатолия Леонидовича – Анатолий Анатольевич. Высокоодарённый клоун-сатирик и дрессировщик, он быстро завоевал повсеместное признание своими выступлениями на острые политические темы, а также цирковыми номерами с участием животных и птиц. Жизнь талантливого клоуна безвременно оборвалась в рассвете его творческих сил. Его племянник Владимир Григорьевич Дуров (1909 – 1972) унаследовал от дяди большую группу дрессированных животных. И в срок стал выдающимся цирковым артистом. Группа его четвероногих и пернатых исполнителей по своему подбору и количеству значительно превосходила прежние дуровские зверинцы, притом номера отличались значительным разнообразием.
Нельзя не упомянуть и о женщинах – цирковых артистках рода А.Л. Дурова. Жена его, Тереза Ивановна, была первой русской клоунессой. На манеже выступали и его дочери – Евлампия и Мария.
С честью продолжают дело своих замечательных предков другие потомки Дуровых. Так, народная артистка Наталья Юрьевна Дурова долгое время возглавляла Театр зверей. Здесь и сейчас зрители с удовольствием смотрят выступления четвероногих и пернатых артистов.
Рассказы о животных
Питомцы Театра зверей имени В.Л. Дурова
(из воспоминаний народной артистки РСФСР, художественного руководителя
Театра зверей Н.Ю. Дуровой)
Здоровье у животных так же, как и у людей, часто зависит от обстановки. Если обстановка необычная, не свойственная тому или иному виду животных, то они, конечно, будут плохо себя чувствовать. Скажем, морские животные, которые выходят на поверхность, на сушу, подвержены пересыханию. У них от пересыхания трескается кожа. То же самое у бегемотов. И у слона при жаркой сухой погоде начинают развиваться разные болезни кожи, появляются трещины, их надо смазывать, чтобы не было очагов, где скапливаются всякие паразиты, мухи и т.д. Даже петухи, куры и то заболевают часто, как люди. Из всех наших актеров самые крепкие – это собаки, дворняги.
Все без исключения «новенькие» артисты проходят карантин.
Первые уроки обращения с животными и их лечения я брала у отца. Сначала надо научиться наблюдать, понимать четвероногих. Ну, скажем, у слона болит зуб. Слоны отличаются от нас тем, что они раз в пять лет меняют свои зубы. И лечение кариеса, и пломба слону возможны, но иногда помогают и простые содовые полоскания – успокаивают нерв. Сложнее лечить накожные заболевания слона или его подлость. Всегда это связано с хитростью, с обманом. Здоровье-то дороже!
Чтобы морской лев принял лекарство, мы делаем такой бутерброд: за жабры рыбы прячем таблетки и кидаем льву. Но слон, один раз почувствовав вкус горькой таблетки на языке, в другой раз уже начинает растаптывать буханку хлеба, чтобы проверить, нет ли там этих невкусных таблеток… Слону очень трудно делать уколы (инъекции), поэтому врач должен знать, что самое нежное место у него – за ухом. Кожный покров в других местах настолько толст, что игла просто не достигает цели.
Первое животное, которое мне удалось вылечить, была собака. У нее оказались раздроблены передние конечности, она попала под машину. Папа научил меня накладывать гипс. Она была в гипсе около двух месяцев. Потом мы делали ванны из морской соли, чтобы уменьшить образовавшиеся костные мозоли.
А вторым существом, которое мне удалось вылечить, был морской лев. Он брал рыбу только из моих рук. Рыбку с таблетками. А когда я спереди подходила к нему совсем близко и поглаживала его, папа успевал сделать ему укол в заднюю ласту, в мышечную ткань. У льва было тяжелое заболевание кишечно-желудочного тракта. Почти полгода мы лечили его и спасли.