какие роли нужно распределить в группе детей дошкольного возраста для организации мозгового штурма
Презентация «Использование метода мозговой штурм на занятиях в ДОУ»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентация «Использование метода мозгового штурма на занятиях в ДОУ»
Алекс Осборн 1888-1966
Цель метода: развитие быстроты мыслительных процессов
Постановочный Генерационный Синтезирующий Критикующий Завершающий
Достоинства данного метода:
Для проведения мозгового штурма:
Темы мозгового штурма: 3-4 года 4-5 лет 5-7 лет
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Успехов, терпения и радости в общении с детьми!
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Выступление
«Использование метода «Мозговой штурм» на занятиях в ДОУ»
Приглашаю Вас познакомиться или освежить в своей памяти методику мозгового штурма. Интересно, что… В процессе правильно организованного мозгового штурма человек средних интеллектуальных способностей начинает высказывать почти в два раза больше интересных идей, чем в том случае, когда он думает над решением задачи один.
Во время второй Мировой войны английский офицер А. Осборн как-то раз собрал на палубе весь экипаж и предложил каждому высказаться по поводу жизненно важной проблемы: как можно защитить корабль от немецких торпед?
Матросами была выдвинута свежая гипотеза, что, если выстроиться всем у борта и дружно подуть на торпеду — может быть, она свернет в сторону. Смешно? Глупо. Но Осборн запатентовал изобретение, где в борт корабля монтируется небольшой дополнительный винт, который гонит вдоль борта струю воды. И в этом случае торпеда может изменить курс и скользнуть вдоль борта…
Данный метод, метод мозгового штурма, необходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой на первый взгляд нет реального выхода. При проведении мозгового штурма: должна быть атмосфера доверия и непренуждённости; запрещена критика на все высказывания; не нужно устанавливать авторство; допускаются хоровые ответы.
Каков же порядок проведения мозгового штурма?
«Генераторы идей» могут высказывать любые идеи, самые дикие и фантастичные, непредсказуемые и при этом никто смеяться не будет. Чем больше идей, тем лучше. За все идеи можно выдавать фишки, возможно разного цвета. Если будет гвалт у «генераторов», то это нормально, даже хорошо. Дети должны выплеснуть свои эмоции вместе со своими идеями.
Аналитики внимательно слушают, запоминают идеи, но молчат. Когда идеи генераторов заканчиваются, то аналитики выбирают несколько лучших, оценивают каждое выбранное решение, а также могут предложить свои. Предоставляется возможность каждому ребенку защитить свое решение. Это очень важный момент, т.к. вырабатывается умение отстоять свое мнение или согласиться с более сильными доводами.
Необходимо похвалить всех детей, отметьте самых активных и остроумных. В следующий раз можно поменять детей ролями. Тем самым вы быстро выявите лучших «генераторов» и «аналитиков». Вообще говоря, делить ребят на две группы не обязательно, обе операции могут выполнять одни и те же дети, но только операции надо разнести во времени.
Великолепным стимулом активности является постановка детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать. Только этот «кто-то» должен быть «хорошим человеком». «Давайте поможем птенчику, Красной Шапочке, Аленушке. «
Как работает данный метод? Можно выделить 5 основных этапа:
1. Постановочный – введение в деловую игру, мобилизация группы, постановка проблемы
2. Генерационный – осуществление выдвижения идей
3. Синтезирующий – синтез и прогноз идей
4. Критикующий – критика идей и подготовка вариантов их решения
5. Завершающий – принятие решения, конструктивная проработка, разбор игры
При проведении данной методики:
Похвалив идею робкого, застенчивого ребёнка, пусть даже она и слабая, вы поддержите его и поднимите мотив и придадите уверенности
При использовании данной методики дети очень активны. Необходимо поощрять свободное ассоциирование. Перед проведением занятий на основе мозгового штурма необходимо собрать информацию по теме обсуждения, разработать цепочку вопросов, подобрать предметы или картинки, продумать варианты организации продуктивной деятельности.
Для проведения мозгового штурма можно использовать следующую литературу: Сборники развивающихся сказок Анатолия Гина «Задачки – сказки от кота Потряскина». Например сказка «Лиса и журавль». Дочитав сказку до определённого момента используем методику мозгового штурма.
Что придумать журавлю, чтобы и стол был накрыт и лиса бы ничего не съела? В книги даны подсказки: Н-р- к данной сказке: Из какой посуды журавлю будет удобно есть, а лиса не сможет?
Так же можно использовать рассказы Владимира Богата «В жаркой Африке», где предложены задачи на применения мозгового штурма
Необходимо учитывать возрастные особенности детей при подборе тем:
для детей 3-4 лет они должны быть взяты из ближайшего бытового окружения (как уберечь продукты от мышей)
Для детей 4-5 лет проблемная ситуация с обостренным противоречием (с собачкой надо гулять зимой, но нельзя, т. к. очень короткая шерсть).
Для детей 5-7 лет в темах предполагаются элементы фантазии. Проблемы формируются самими детьми. Обсуждение может быть разноплановым в зависимости от инициативы детей (Как сохранить кусочек зимы летом).
Универсальная тема в любой группе: спасение любимого героя из сказки.
Мозговой штурм проводится с группой детей не менее 5 и не более 30 человек. Не надо давить на детей такими словами как «давайте скорее», «думайте сами», «это неправильно». Любое мнение и версия достойны рассмотрения. Задача — помочь, а не заставить. И обязательно хвалить детей.
Сейчас у нас проект «Лодки плывут по волнам». Работали по сказке Сутеева «Кораблик». Помогали животным перебраться с одного берега на другой, использовали метод «Мозгового штурма»
Этот метод развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить, вырабатывает активную жизненную позицию, что очень актуально в современной жизни.
Успехов, терпения и радости в общении с детьми!
Метод «Мозговой штурм в работе с детьми ДОУ
Метод «Мозговой штурм в работе с детьми ДОУ
Воспитателю необходимо определить такие способы и формы организации образовательного процесса, которые позволяют в пределах определенного времени без перегрузки детей получить качественный результат — усвоение воспитанниками материала. Одним из эффективных средств организации, проведения и отслеживания результатов обучения детей является метод «Мозговой штурм» (один из методов технологии ТРИЗ), так как дает возможность смело высказывать свои мысли, развивать идеи друг друга, преодолевать страх перед критикой, страх ошибиться, развивает умение позитивно оценивать идеи других, умение сотрудничать.
Автором метода «Мозговой штурм» стал морской офицер из США Алекс Осборн. Метод «мозгового штурма» еще называют «мозговой атакой», имея в виду атаку на задачи.
Но существует красивая и поучительная легенда о торпедной атаке, связанная с автором этого метода коллективного мышления. Эта легенда придает методу наряду с красивым названием еще некий героический шарм, столь важный для детей.
Во время Второй мировой войны морской офицер США Алекс Осборн был капитаном торгового судна, которое совершало рейсы между Америкой и Европой, переправляя из Америки военную технику и продукты питания. Однажды в Атлантическом океане судно оказалось без охраны и была получена радиограмма о возможной атаке немецкой подводной лодки. Против вооруженной до зубов лодки судно было беззащитной мишенью для учебной стрельбы. По традициям времен Великих географических открытий Осборн собрал всю команду на палубе и объявил о том, что скоро они могут стать пищей для акул.
Один из членов экипажа предложил «гениальную» идею: когда экипаж увидит пенный след торпеды, мчащейся к борту судна, надо всем морякам встать у борта и дружно дунуть на торпеду, и она, как воздушный шарик, отвернет от судна. (Известно, что торпеда пробивает обшивку торговых судов и взрывается внутри судна.) К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно «отдул» сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе. Осборн задумался: бредовая идея спасла жизни, что-то здесь есть! Может быть, в любой идее есть рациональное зерно?
Как вы заметили, Осборн решение проблемы разделил на два этапа:
® генерирование идей без всякой критики;
® осмысление, критика, анализ идей и выработка решения.
Почему Осборн сделал так? Он нашел решение противоречия:
® противоречие 1: если новые идеи жестко критиковать, то они приобретут «прочность», улучшатся, но при этом у «генераторов идей» пропадет всякая охота генерировать новые идеи, а генерировать их надо;
® противоречие 2: если новые идеи не критиковать и не обсуждать, то это не отбивает охоты генерировать новые идеи, но принимать сырые идеи к исполнению без критики неразумно.
Говорят, так родилась идея создания метода мозгового штурма, который в 1960-е годы был очень популярен, его считали самым перспективным, преподавали в университетах и выработали много модификаций.
На современном этапе этот метод снова стал актуален, причём, как для взрослых, так и для детей, начиная с дощкольного возраста.
«Мозговой штурм» — это метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при которой детям предлагают высказывать, возможно, большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических.
Он позволяет в пределах определенного времени без перегрузки детей получить качественный результат — усвоение воспитанниками материала.
Технология может быть использована:
® на этапе изучения и закрепления нового материала;
® для организации совместной деятельности воспитателя с детьми при решении задач образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»;
® в рамках исследовательской работы технологию можно использовать на этапе постановки проблемы.
Основная цель «Мозгового штурма» — помочь детям «расковать» сознание и подсознание, стимулировать воображение, чтобы получить наибольшее количество необычных, оригинальных идей.
® Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной.
® Научить детей смело высказывать свои идеи «на людях».
® Научить детей фантазировать.
® Научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение.
® Поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она слабая.
® Оценить общую активность детей.
Достоинства метода мозгового штурма:
® Метод весьма прост, доступен и детям, и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников, кроме ведущего, который должен знать теорию метода, методику проведения сеансов и виды мышления.
® Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей.
® Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.
® Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться.
® Можно научить слушать товарищей, уважать и свое и чужое мнение, сдружить группу.
® Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.
® Можно научить детей позитивной критике.
® Метод почти не требует от преподавателя предварительной подготовки к занятиям.
Недостатки метода мозгового штурма:
® Не пригоден для решения сложных проблем и трудных задач. Например, такой: «Свободен ли солдат от этических норм?» Это дискуссионный вопрос, ведь солдат принял присягу выполнять любые приказы. А если приказ безнравственный?
® Метод мозгового штурма не имеет критериев оценки силы решений.
® Отсутствует четкий алгоритм целенаправленного движения к сильному решению.
® Бывают затруднения при определении авторства хороших идей. Поэтому этот щекотливый вопрос следует оговорить до начала штурма.
Методические рекомендации
Перед проведением «Мозгового штурма» педагогу необходимо:
Учитывать возрастные особенности детей при подборе тем.
Собрать информацию по теме обсуждения.
Подобрать наглядность.
Разработать вопросы к детям.
Продумать варианты организации продуктивной деятельности.
Продумать оригинальные решения обсуждаемой проблемы.
Быть готовым к появлению непредвиденных педагогических ситуаций.
Познакомить детей с правилами игры.
При проведении «Мозгового штурма» необходимо:
1. Мозговой штурм проводить с группой детей не менее 5 и не более 20 человек.
2. Строить систему работы по обучению ребенка умению слушать другого.
3. При повторении выдвинутых идей не фиксировать на них внимания.
4. При затруднении детей в решении заданной проблемы обращаться к более активным детям, внести наглядность по теме обсуждения, заранее подготовить провокатора (взрослый, старший ребенок).
5. Необходимо поощрять свободное ассоциирование: чем более «дикой» кажется идея, тем она интересней. Идей должно быть как можно больше.
6. При большом количестве выдвинутых идей предложить детям самостоятельную их разборку в продуктивной деятельности; индивидуально обсудить каждую идею в другие промежутки времени.
А также для проведения «Мозгового штурма» должна предшествовать предварительная работа. Детей следует познакомить с правилами и ходом игры. Для лучшего усвоения и наглядности, целесообразно введение символического обозначения. Символы можно придумать вместе с детьми.
Возможный порядок проведения мозгового штурма в группе:
® подумать над её решением;
® разделиться на «Создателей идей» и «Экспертов»;
® рассказать свою идею;
® выслушать и обсудить идеи;
Технология содержит всего четыре шага:
1. Постановка задачи.
4. Принятие решения.
Рассмотрим этапы технологии более подробно:
1. Постановка задачи.
Разделить детей на две группы. Одна группа – «генераторы идей», другая группа – «проницательные аналитики», или «эксперты».
Объяснить детям правила игры, рассказать об обязанностях обеих групп. Поставить обеим группам задачу. Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи, самые дикие и фантастичные, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. За все идеи выдавать фишки, можно разного цвета. Попросить «генераторов» высказывать свои решения, а «аналитиков» внимательно слушать, запоминать все идеи, но молчать!
Идеи высказываются без доказательств и объяснений. Можно выдвигать любые идеи, даже абсурдные, так как они могут послужить трамплином к сильному решению. Каждому дается право на ошибку. Обсуждение идей запрещается. Все идеи детей надо умудриться записать на доске или запомнить. Уместен диктофон.
4. Принятие решения.
Из всех идей выдвинуть самую важную, ту, которая даст плодотворный результат при решении поставленной задачи.
Надо отметить большую роль руководителя обсуждения. Он должен хорошо знать цели и предмет обсуждения, быть терпеливым, благожелательным и остроумным. От того, как он настроит аудиторию и будет управлять процессом генерирования, зависит успех обсуждения. Желательно, чтобы руководитель сказал о важности хорошего решения для постановщика задач, стимулировал наградой за сильное решение. Руководитель должен следить за уровнем идей. Если стали поступать только банальные, практичные идеи без «изюминки», он должен либо сам предложить фантастическую идею, либо предложить группе в течение 5-10 минут генерировать только фантастические, сказочные идеи. Руководитель должен следить за развитием «цепочек идей», не допускать «потери идеи»: если кто-то предложил новую идею, открывающую новое направление, и все забыли про старую цепочку идей, то надо найти подходящий момент и вернуть аудиторию к старой идее.
Примерные вопросы к детям при обсуждении:
® Какая идея наиболее подходит?
® Подходит ли эта идея? Почему?
® Давайте подумаем вместе?
® А как сделать, чтобы?
® Как вы думаете, если…?
® Какие условия отбора?
7. В следующий раз поменяйте детей ролями. Скоро выявятся лучшие «генераторы» и «аналитики».
8. Вообще говоря, делить ребят на две группы не обязательно, обе операции могут выполнять одни и те же дети, но только операции надо разнести во времени.
Темы для обсуждения.
Методические рекомендации
Перед проведением «Мозгового штурма» педагогу необходимо:
Учитывать возрастные особенности детей при подборе тем.
Собрать информацию по теме обсуждения.
Подобрать наглядность.
Разработать вопросы к детям.
Продумать варианты организации продуктивной деятельности.
Продумать оригинальные решения обсуждаемой проблемы.
Быть готовым к появлению непредвиденных педагогических ситуаций.
Познакомить детей с правилами игры.
При проведении «Мозгового штурма» необходимо:
1. Мозговой штурм проводить с группой детей не менее 5 и не более 20 человек.
2. Строить систему работы по обучению ребенка умению слушать другого.
3. При повторении выдвинутых идей не фиксировать на них внимания.
4. При затруднении детей в решении заданной проблемы обращаться к более активным детям, внести наглядность по теме обсуждения, заранее подготовить провокатора (взрослый, старший ребенок).
5. Необходимо поощрять свободное ассоциирование: чем более «дикой» кажется идея, тем она интересней. Идей должно быть как можно больше.
6. При большом количестве выдвинутых идей предложить детям самостоятельную их разборку в продуктивной деятельности; индивидуально обсудить каждую идею в другие промежутки времени.
Символические обозначения при подготовке к проведению «мозгового штурма».
Алгоритм проведения «мозгового штурма» с детьми дошкольного возраста.
1.Обозначение темы для обсуждения. Выделение проблемной ситуации (задачи), которая ставится перед детьми в общем виде (надо сделать, узнать, помочь..). Деление детей на группы («создатели», «эксперты»).
2. Работа «создателей». Высказывание нескольких возможных решений поставленной проблемы для получения полного впечатления о том, что необходимо решить (мы можем разобрать, попробовать на прочность и другие качества, изменить эти качества). Фиксация идей.
3. Работа «экспертов» и «создателей». Обсуждение идей. Объявление списка факторов, которые можно улучшить (какие ресурсы у нас есть). Формулирование способов решения проблемы (как можно сделать).
4.Совместное принятие окончательного решения. Самоанализ деятельности.
® подумать над её решением;
® разделиться на «Создателей идей» и «Экспертов»;
® рассказать свою идею;
® выслушать и обсудить идеи;
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Консультация для воспитателей «Метод мозгового штурма»
светлана юкляева
Консультация для воспитателей «Метод мозгового штурма»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Светлячок»
Сообщение на заседании проблемной группы
Метод мозгового штурма
Выполнила воспитатель 1 категории
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
Одним из методов технологии ТРИЗ является мозговой штурм.
Мозговой штурм –это построенный особым образом коллективный метод или поиск нетрадиционных путей
Это метод, позволяющий избежать инерционной направленности поиска, активизирующий ассоциативные способности человека.
Достоинства метода мозгового штурма.
— Метод весьма прост, доступен и детям, и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников кроме ведущего, который должен знать теорию метода, методику проведения сеансов и виды мышления.
— Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей.
— Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.
— Снять у детей страх перед критикой и страх ошибиться, не бояться высказывать свои мысли.
Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.
— Помочь детям высказывать позитивную критику.
— Метод почти не требует от преподавателя предварительной подготовки к занятиям.
— Позволяет оценить общую активность детей.
Существует несколько разновидностей мозгового штурма.
1. Это прежде всего Синектика – объединение разнородных элементов.Синектика предусматривает применение четырех приемов:
§ Прямая аналогия –«Подумайтекак решается задача,похожая на данную».
§ Личная симпатия или эмпатия Попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждайте с его точки зрения».
§ Символическая аналогия- «Дайте в двух словахобразное определение сути задачи.
«Представьте,как бы вы эту задачу решили,если бы были сказочными героями»
2. Метод фокального объекта (МФО)—
признаки несколько случайно выбранных объектов переносятся на рассматриваемый (фокальный, то есть находящийся в фокусе внимания) объект, в результате получается необычное сочетание.
3. Морфологический анализ (МА)—
выявление всех возможных вариантов решения данной проблемы,кото
рые могут быть упущены при простом переборе вариантов.
4. Системный анализ- (системное мышление,или многоэкранное мышление –автор Г. С. Альтшуллер) Творческое мышление могоэкранно, оно не замыкается на рассматриваемых объектах,то есть человек мыслит о явлении,событии в определенной системе, при этом он осуществляет анализ не только системы,но и подсистемы,надсистемы а также представляет явление в настоящем прошед
Использование методики мозгового штурма при работе с детьми.
В детском саду может быть использовано групповое обсуждение с целью формирования у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы, а также для обучения критическому отноше
нию к результатам обсуждения,умению выбрать оригинальное решение
Возможный порядок проведения мозгового штурма в группе.
1. Разделить детей на две группы.Одна группа: «Генераторы идей»,другая группа: «Проницательные аналитики» или «Эксперты».
2. Объяснить детям правила игры, рассказать об обязанностях обеих групп. Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи, самые дикие и фантастичные, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. За все идеи выдавать фишки, можно разного цвета.
3. Поставить обеим группам задачу.
4. Попросить «генераторов» высказывать свои решения, а «аналитиков» внимательно слушать, запоминать или записывать все идеи, но молчать! Если будет гвалт у «генераторов», то это нормально, даже хорошо. Дети должны выплеснуть свои эмоции вместе со своими идеями.
Если дети уже обучены началам сильного мышления, то при проведении сеанса мозгового штурма предложите им помогать себе фантазировать (управлять своим мышлением, используя методы аналогий, ассоциаций, эмпатии, инверсии, образного представления и т. д. 5. Все идеи детей надо умудриться записать на доске или запомнить. Хорошо иметь под руками магнитофон. Если ответы детей слишком общи,то задаются вопросы:
-по функционированию данной системы;
— по обеспечению ее жизнедеятельности;
— вопросы из прошлого
— вопросы из будущего
Детям должна быть дана установка : можно высказать любую мысль,так как критика исключается как со стороны сверстников,так и со стороны воспитателей.
6. Когда идеи иссякнут, надо дать слово «аналитикам». Пусть они дружелюбно оценят каждое решение и выберут несколько лучших, а также предложат свои решения.
Похвалите всех детей, отметьте самых активных и остроумных.
7. В следующий раз поменяйте детей ролями. Скоро выявятся лучшие «генераторы» и «аналитики».
8. Вообще говоря, делить ребят на две группы не обязательно, обе операции могут выполнять одни и те же дети, но только операции надо разнести во времени.
9. Великолепным стимулом активности является постановка детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать. Только этот «кто-то» должен быть «хорошим человеком». «Давайте поможем птенчику, Красной Шапочке, Аленушке. «
Методические рекомендации:
1.Необходимо учитывать возрастные особенности детей при подборе тем: для детей 3-4 лет они должны быть взяты из ближайшего бытового окружения (как уберечь продукты от мышей)
2. Для детей 4-5 лет проблемная ситуация с обостренным противоречием
(с собачкой надо гулять зимой,но нельзя, т. к. очень короткая шерсть).
3. Для детей 5-7 лет в темах предполагаются элементы фантазии. Проблемы формируются самими детьми. Обсуждение может быть разноплановым в зависимости от инициативы детей (Как сохранить кусочек зимы летом).
Универсальная тема в любой группе: спасение любимого героя из сказки.
§ Ведущий должен «хотеть» решить проблему, эмоционально показать детям желание думать над задачей
§ Перед проведениемзанятий на основе мозгового штурма необходимо собрать информацию по теме обсуждения, разработать цепочку вопросов к детям, подобрать 1,2предмета или картинки, продумать варианты организации продуктивной деятельности.
Замечательно, если ведущий сам имеет набор оригинальных решений обсуждаемой проблемы.
Готов к проявлению непредвиденныхпедагогических ситуаций и умеет решать их.
§Необходимо поощрять свободное ассоциированние: чем более «дикой» кажется идея, тем она интересней. Идей должно быть как можно больше. Высказывание идеи можно комбинировать как угодно.
§ Мозговой штурм проводится с группой детей не менее 5 и не более 30 человек. Боритесь с желанием читать лекции и долго объяснять заданную ситуацию. Если дети не поняли, чего вы от них хотите, то стоит перенести этот разговор на другое время или вовсе к нему не возвращаться. Не давите на детей такими словами как «давайте скорее», «думайте сами», «это неправильно». ТРИЗ-технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения. Кроме того, дети учатся мыслить постепенно, и задача педагога — помочь, а не заставить. Не забывайте про похвалу. Конечно, она должна быть искренней и конкретной. Пусть дети чувствуют себя уверенно в общении и высказывают свои самые смелые идеи. Опирайтесь на те знания и понятия, которыми дети хорошо владеют. Чтобы построить цепочку гипотез, нужно иметь полное представление о данной задаче и ситуации.
Если обратиться к классическому детскому стишку про бычка, у которого «доска кончается, сейчас я упаду»,то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами: как помочь бычку не упасть? Пусть он остановится. Но ему нужно идти дальше, что делать? Подложить другую досочку и так далее. Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности. Таким же образом задача может возникнуть в любом другом случае. Мы читали в с детьми книгу С. Михалкова «Упрямый козлёнок».там ситуация, в которой оказался козлёнок идеально подходила для мозгового штурма. И мы с детьми попробовали решить эту проблему. В средней группе было много высказываний, но в основном говорили одни и те же дети, на другой день я предложила проблему в старшей группе. Их ответы были разнообразнее так как опыта у них больше и детей,участвующих в обсуждении тоже было больше. Но если регулярно использовать этот приём то я думаю разговоряться все дети.
Этот метод развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить, вырабатывает у них активную жизненную позицию,что очень актуально в современной жизни.
Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольника» Мастер класс для ГМО воспитателей Тема: «Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольника» Выполнила:.
Консультация для воспитателей и помощников воспитателей «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.
Консультация для педагогов «Метод проектов в ДОУ в соответствии с ФГОС» Консультация для педагогов «Метод проектов в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» И. И. Литвинова старший воспитатель МКДОУ Быковский детский сад.
Консультация для педагогов «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников» МБДОУ «Детский сад №126» Консультация для педагогов «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников» Воспитатель:.
Консультация для родителей «Метод проектов в детском саду и в семье» Уважаемые родители! С целью интеллектуального развития в нашем детском саду применяется метод проектов. Метод проектов актуален и очень.
Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Консультация для воспитателей: «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» С самого рождения ребенок является первооткрывателем,.
Консультация для воспитателей «Рекомендации для воспитателей по организации детского досуга летом» Консультация для воспитателей Рекомендации для воспитателей по организации детского досуга летом. Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного.
Консультация-практикум для воспитателей и воспитателей групп раннего возраста. Взаимодействие с семьёй Содержание: 1. Мини-лекция. Особенности взаимодействия с родителями с учётом личностных особенностей. 2. Разбор педагогических ситуаций.
Краткосрочный проект «Реконструкция штурма Кёнигсберга в честь 72-й годовщины» Тип проекта: информационно-развивающий, познавательный. Участники проекта: дети, родители, воспитатели. Срок реализации: 1 неделя. Формы.
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования — метод тычка» Приложение 11 КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования – метод тычка» Цель: развивать творческий потенциал, художественное.