какие самолеты базируются в кубинке
Кубинка (авиабаза)
Ку́бинка — военный аэродром в Московской области, в 5 километрах северо-западнее города Кубинка.
Аэродром основан в 1939 году (в исторических источниках с 1933 года упоминается отдельная эскадрилья самолётов Р-1, базировавшихся вблизи Кубинки в посёлке Подлипки. [1] ).
До июля 2009 года являлся аэродромом совместного базирования. [2] По состоянию на 2012 год возможен эпизодический приём воздушных судов гражданской авиации (Ту-134, Challenger-300, Learjet-60, Bombardier BD 100, Bombardier GE XRS, Bombardier Global 5000) в светлое время суток с посадочным курсом 220° (при метеоминимуме 240х4500 м) по разовым разрешениям. [3]
На аэродроме Кубинка дислоцированы:
В 2009 году некоторые СМИ сообщали о возможной передаче аэродрома частному инвестору для создания на его базе аэропорта бизнес-авиации, однако последующее развитие событий опровергло такую точку зрения. [5]
В апреле 2010 года две трети территории аэродрома были проданы на аукционе компании ЗАО «Аэропорт Кубинка», принадлежащей холдингу «Нафта-Москва» бизнесмена Сулеймана Керимова. [6]
В декабре 2011 СМИ сообщали, что подмосковный аэродром «Кубинка» открыт правительством для выполнения международных полетов. [7] Однако это не соответствует действительности и не подтверждается действующими аэронавигационными документами Российской Федерации. [3]
На аэродроме Кубинка дислоцированы:
Ранее (в советский период) здесь дислоцировались:
Командиры 234-го ИАП:
Командиры 237 ЦПАТ:
Кубинка (аэродром)
На авиабазе Кубинка дислоцированы:
На авиабазе Кубинка базируются также пилотажные группы «Стрижи» и «Русские Витязи» и спортивная авиация — Кубинский АТСК РОСТО.
Ранее (в советский период) дислоцировались:
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Кубинка (аэродром)» в других словарях:
Кубинка (авиабаза) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кубинка (значения). Кубинка Страна: Регион: Россия Московская область Тип: военный … Википедия
Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе — Страна: Регион: Россия Москва Тип: совместного базирования (до 2003 года) Индекс: ЬУМФ … Википедия
Дубровицы (аэродром) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дубровицы. Дубровицы Аэродром … Википедия
Су-27 — Су 27 … Википедия
Памятники техники в России — Список памятников военной и гражданской техники на территории России. Содержание … Википедия
Старый Городок (Московская область) — Посёлок Старый Городок Страна РоссияРоссия … Википедия
Одинцовский район — Герб … Википедия
Список военных аэродромов России — Эта страница информационный список … Википедия
Стрижи (пилотажная группа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Стрижи (значения). Стрижи Пилотажная группа «Стрижи» 237 го Центра показа авиационной техники ВВС России им. И.Н. Кожедуба … Википедия
Список штурмовиков Як-38 — См. также: Список потерянных Як 38 Як 38 (изделие ВМ, по кодификации НАТО: Forger рус. поддельщик) советский палубный штурмовик, первый и единственный в СССР серийный самолёт вертикального взлё … Википедия
Военный аэродром Кубинка в Московской области: как добраться
Что собой представляет авиабаза Кубинка? Какова её деятельность? Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте в статье. Кубинка – военный аэродром в Московской области, размещённый в пяти километрах северо-западнее одноименного города.
Описание
Аэродром Кубинка до 2009 г. (до июля) являлся аэроузлом совместного базирования. В 2012 г. здесь стал возможен эпизодический приём бортов гражданской авиации (Bombardier Global 5000, Ту-134, Bombardier BD 100, Bombardier GE XRS, Challenger-300, Learjet-60) днём с посадочным курсом 200° (при метеоминимуме 240 Х 4 500 м) по разовым разрешениям Росавиации.
Территория авиабазы с 2012 г. находится в составе военно-патриотического парка ВС РФ «Патриот». Известно, что на аэродроме Кубинка размещены:
Аэроузел оснащён одной взлётно-посадочной полосой, которая покрыта бетоном и имеет параметры 2 500 Х 79.
Как добраться?
Решить проблему, как добраться до аэродрома Кубинка, просто. Вы сюда можете доехать на маршрутном такси № 28, 69, 28А или 29. Ехать нужно до остановки «Первое КПП» (сегодня КПП не функционирует).
История
Какова история аэродрома Кубинка? Этот аэроузел основан в 1932 году. В советское время здесь дислоцировались такие соединения:
Некоторые СМИ в 2009 г. сообщили, что возможна передача аэроузла частному инвестору для создания на его основе терминала коммерческой авиации. Однако последующие события развивались по-иному.
Две трети земель воздушных ворот в 2010 году, в апреле были проданы на аукционе предприятию ЗАО «Аэропорт Кубинка», которым владеет холдинг «Нафта-Москва» (собственник Сулейман Керимов). А в 2011 г., в декабре, СМИ сообщили, что аэродром Кубинка правительство открыло для исполнения транснациональных полётов. Однако действующие аэронавигационные документы РФ это не подтверждают.
Центр показа
На аэродроме Кубинка (Московская область) размещён центр демонстрации авиатехники, о чём мы говорили выше. ЦПАТ выполняет такие задачи:
Клуб РОСТО
На аэродроме Кубинка (Московская область) действует Кубинский авиатехнический спортивный клуб РОСТО (ДОСААФ), о чём мы говорили выше. Он создан в 2004 г. группой пилотов во главе с полковником Александром Горновым, который является заслуженным армейским лётчиком. В 2006 г., 18 марта, парашютный отряд впервые исполнил прыжки под руководством первого командира этого отряда Осовика Владимира.
Сегодня эту бригаду возглавляет Вячеслав Евгеньевич Валюнас (заслуженный тренер РФ, заслуженный мастер спорта РФ, трёхкратный фаворит мира по классическому парашютизму). Аэроузел Кубинка предлагает:
В период подготовки, взлёта, свободного падения и приземления парашютистов может сопровождать видеооператор, который отснимет это удивительное приключение. Будущих профессионалов обучают мастера спорта межнационального класса и заслуженные мастера спорта. Также здесь можно просто покататься на бортах и великолепно отдохнуть на природе в компании дружных парашютистов.
Обновление
Прыжки с парашютом на аэродроме Кубинка нравятся всем. Этот аэроузел сегодня открыт для межнациональных рейсов гражданских самолётов. Это сегмент проекта С. Керимова по возведению коммерческого терминала на месте бывших воздушных ворот совместного размещения. К 2018 г. батальоны воинской авиации будут из аэроузла выведены.
Воздушная гавань Кубинка была открыта правительством для исполнения межнациональных рейсов воздушных гражданских судов. С 1938 г. с этого аэродрома по транснациональным маршрутам вылетали лишь военные борта.
Инициатором разгосударствления аэроузлов является Росимущество. Решение правительства принято в пределах программы приватизации. Пару лет назад Росимущество предложило сдавать аэроузлы в аренду. А Минэкономразвития заявило, что необходимо снять запрет на продажу воздушных гаваней.
Возведение на территории авиабазы межнационального коммерческого терминала планируется выполнить в несколько этапов. Первый этап (строительство комплекса аэропорта) обойдётся в 6,5 млрд рублей. Полный объём инвестиций оценивается в 1 млрд долларов. Специалисты думают начать строительство на территории площадью 46 га. Сегодня на ней размещены 24 объекта недвижимости, созданные во времена СССР. Взлётную полосу и сопутствующую инфраструктуру на переходной стадии будут применять для полётов как лайнеры Минобороны, так и гражданские борта.
Ранее предприятие «Нафта-Москва» заявляло, что возведёт в воздушных воротах первый коммерческий терминал для межнациональных рейсов. Эту функцию сейчас исполняет Внуково-3. Дорогов Владимир (аналитик «Альфа-банка») утверждает, что аэроузлу необходимо найти базового клиента. С этим вопросом Кубинке может помочь запланированное расширение Москвы.
Ганелин Михаил (эксперт из «Тройки диалог») уверен, что Керимов может создать продуктивный бизнес лишь на предоставлении услуг малой авиации. Ведь во Внуково и Шереметьево есть свои коммерческие терминалы, и конкурировать Керимову с ними будет сложно. Вообще, в Московском авиаузле наблюдается большая конкуренция. И интерес к проекту могут проявить владельцы малых спортивных бортов, вертолётов, планеров, которые желают на выходных полетать по России, а обслуживание в госавиаузлах для них слишком дорого.
Парк «Патриот»
На базе парка «Патриот» в Кубинке ежегодно проводится техническо-военный форум. Парк «Патриот» является самой масштабной площадкой РФ для показа воинской и особой техники, современных моделей вооружения. В мероприятии участвуют крупные зарубежные и отечественные предприятия оборонного комплекса, НИИ и конструкторские ведущие бюро.
Известно, что прошлогодний форум «Армия-2016» посетили более 500 тысяч человек. На полях форума работали представители более 800 государств, 35 из которых представляли официальные делегации. Сюда можно добраться с Белорусского вокзала до ж/д станций «Кубинка-1» или «Голицыно». От станций до парка на момент проведения форума следуют бесплатные автобусы.
«Роснефть» купила аэропорт «Кубинка»
Структура «Роснефти» — ООО «РН-Аэрокрафт» приобрела аэропорт «Кубинка», расположенный в Одинцовском районе. Появится ли здесь корпоративный аэропорт?
В конце июля ООО «РН-Аэрокрафт» стало владельцем ООО «Восходинвест», при этом весной 2016 года сообщалось, что «Восходинвест» и «ООО «Регион Портфельные инвестиции» завершили сделку по покупке 100% ЗАО «Аэропорт Кубинка». ООО «РН-Аэрокрафт» была учреждена в 2010 году. Основным владельцем компании стала «дочка» «Роснефти» — «РН Актив».
Цена поднялась только на два шага, причем один шаг равен 2,5 млн рублей, и составила чуть более 217 млн рублей. По этой цене лот — 46 гектаров территории военного аэродрома «Кубинка» с находящимися на них 24 объектами недвижимости площадью более 7 тыс. м² — выиграла структура «Нафты Москва».
«Нафта Moсква» собиралась переоборудовать военный аэродром в аэропорт бизнес-авиации. Тогда же встал вопрос о судьбе всемирно известных пилотажных групп «Стрижи» и «Русские витязи». Планировалось, что лётчики покинут Кубинку к 2018 году.
Однако в феврале 2016 года стало известно, что «Нафта Москва» продаёт аэропорт. Как сообщил СМИ близкий к Керимову источник, миллиардер охладел к проекту. По его словам, компании удалось выйти «плюс-минус в ноль» после продажи актива с учётом затрат на покупку, а также инвестиций в инфраструктуру (проект, оборудование и работы). Тогда покупателями аэропорта стали ООО «Восходинвест» и ООО «Регион Портфельные инвестиции».
«Кубинка» станет корпоративным аэропортом?
Будет ли новый владелец продолжать строительство аэропорта для бизнес-авиации, пока не сообщается. Известно, что «РН-Аэрокрафт» является оператором авиационных активов «Роснефти». Компания осуществляет авиаперевозки сотрудников «Роснефти» — от вахтовиков до топ-менеджмента.
В задачи «РН-Аэрокрафт» входит доставка персонала на буровые платформы и удаленные месторождения, разведка месторождения с воздуха, проведение спасательных операций, перевозка топ-менеджмента, взаимодействие с организациями-эксплуатантами и техническое сопровождение.
Компания использует как отечественные, так и иностранные самолёты и вертолёты: отечественные машины Ми-8 и Ми-171, итальянские вертолёты Agusta Westland AW139, AW109 и AW189, канадские легкомоторные самолёты DHC-6 Twin и бизнес-джеты Falcon и Bombardier. Точное количество бортов в собственности компания не раскрывает, однако по данным СМИ речь идёт как минимум о 22 вертолётах, 10 легкомоторных самолётах и пяти бизнес-джетах.
Всё это позволяет предположить, что «Роснефть» может использовать аэродром в Кубинке в качестве корпоративного для своих самолётов. При этом эксперты отмечают, что построить здесь полноценный аэропорт очень сложно. Сейчас здесь только взлётно-посадочная полоса и строение для наблюдений за показательными выступлениями. Для строительства аэропорта всю инфраструктуру придётся возводить с нуля.
В 2010 году реакция жителей Одинцовского района на покупку части военного аэродрома «Кубинка» была неоднозначной. Если одни были возмущены тем, что пилотажные группы после этого покинут Кубинку, то другие говорили о том, что создание аэропорта для бизнес-авиации может положительно сказаться на поселении в части рабочих мест и инфраструктуры. Но проект Сулеймана Каримова реализован не был. Возможно, воплощать его в жизнь теперь будет «Роснефть».
Для создания собственного аэропорта у «Роснефти» уже есть пример. С 1997 года в подмосковном Остафьево базируется «Газпромавиа». Самолетами и вертолетами «дочки» «Газпрома» летают не только его сотрудники. Компания также выполняет чартеры на внутренних и международных линиях.
Позже информацию прокомментировал пресс-секретарь «Роснефти» Михаил ЛЕОНТЬЕВ:
Это земля, землеотвод, который никакого отношения к аэродрому Кубинка не имеет, потому что он расположен рядом.
Речь идёт о переоформлении в контуре компании некого ЗАО «Аэродром Кубинка», которое является владельцем земли рядом с аэродромом. С аэродромом ничего не происходило: он двойного назначения, там базируются «Стрижи» и «Русские витязи». Он эксплуатируется как и раньше, там не менялся собственник, ничего не менялось, ничего не отчуждалось.
При этом он не стал конкретизировать, с какой целью куплена эта земля:
Мало ли что мы планируем с этим сделать? Аэропорт, как минимум, это структура, которая имеет соответствующие сертификаты. Для этого надо иметь взлётную полосу, диспетчерские службы, необходимо договориться с Министерством обороны. Сейчас там нет ничего. Мы приобрели определенный актив на выгодных для нас условиях и дальше имеем возможность думать, что с ним делать.
Кубинка
Официальное название с 2011 года: «Центр показа авиационной техники 4 Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Минобороны РФ»
Лётный, технический и командный состав авиационных групп высшего пилотажа ВВС России работает для того, чтобы своим мастерством вызывать в зрителях гордость за нашу страну, восхищение достижениями наших авиастроителей и выучкой наших ВВС.
«Русские Витязи» и «Стрижи» являются хранителями традиций высшего одиночного и группового пилотажа на боевых реактивных самолётах, продолжателями пилотажной школы Кубинки, которая появилась благодаря любви и преданности профессии лётчиков 234-го гвардейского Проскуровского истребительного авиационного полка.
Современная история авиационных групп высшего пилотажа “Небесные Гусары”, “Русские Витязи” и “Стрижи” – продолжателей пилотажного дела военлётов Российской империи, летного состава Советского Союза и России, сведения об авиаполках-предшественниках, интересные исторические материалы.
История пилотажного полка
Историческая информация опубликована на нашем сайте с разрешения и при содействии автора книги «Страницы истории пилотажного полка» Сергея Исаева.
Читайте эту книгу онлайн на нашем сайте!
Как это было? Информация из первых рук.
Полковник В.П.Басов рассказывает о создании пилотажных групп.
Авиабаза Кубинка
На подмосковной авиабазе Кубинка дислоцируется Центр показа авиационной техники 4 Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Минобороны РФ.
До 2011 г. Центр имел название «237 гвардейский Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского Центр показа авиационной техники имени И.Н. Кожедуба (ЦПАТ)».
Центр стал наследником знаменитого 176-го гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского истребительного авиационного полка.
ЦПАТ выполняет следующие задачи
В состав ЦПАТ сегодня входят две авиационные группы высшего пилотажа: «Русские Витязи» на истребителях Су-27(УБ) и «Стрижи» на истребителях МиГ-29(УБ).
Современный «Кубинский Бриллиант». 9 истребителей в едином строю, 4 МиГ-29 и 5 Су-27.
Современная воздушная видеосъемка полета совместной группы «Русских Витязей» и «Стрижей» из 5 Су-27 и 4 МиГ-29
Фото одного из предыдущих вариантов совместного строя «Стрижей» и «Русских Витязей».
«Кубинская Десятка»: 4 Су-27 «Русских Витязей» и 6 МиГ-29 «Стрижей». Фото середины девяностых.
ИСТОРИЯ КУБИНКИ
История полков-предшественников Центра показа авиационной техники (ЦПАТ)
19 истребительный авиаполк
История 237-го Центра показа авиационной техники им. И.Н. Кожедуба восходит к 1938 г., когда на аэродроме Горелово Ленинградской области на базе 70-й и 58-й истребительных и 33-й отдельной разведывательной эскадрилий был сформирован 19-й истребительный авиационный полк. Уже в 1939 г. летчики полка выполнили важное задание Правительства — провели войсковые испытаний истребителя И-16 с двигателями М-63. Осенью того же года полк принимал участие в освободительном походе на Западную Украину.
Зимой 1939-1940 г.г. летчики полка отличились в воздушных боях над Карельским перешейком. За период боевых действий было выполнено 3412 боевых вылетов, налет составил 4090 ч. Летчики вывели из строя 74 паровоза, подожгли 5 эшелонов, уничтожили на земле 2 и в воздушных боях 3 самолета противника. Полк не понес потерь ни в людях, ни в самолетах. В апреле 19-й ИАП был награжден орденом Красного Знамени.
Первые боевые вылеты в Великой Отечественной войне летчики полка выполнили 22 июня 1941 г.
За доблесть и мужество, проявленные личным составом при освобождении г. Проскуров (г. Хмельницкий), приказом Верховного Главнокомандующего от 03.04.1944 19-му ИАП присвоено почетное наименование «Проскуровский».
176-й гвардейский истребительный авиаполк
Приказом НКО № 0270 от 19.08.1944 г. за проведенную боевую работу с 22.06.1941 г. по 6.06.1944 г. (выполнено 5574 боевых вылета, в воздушных боях сбито 172 самолета противника, 48 самолетов противника уничтожено на земле) полк преобразован в 176-й гвардейский.
За отличное выполнение заданий командования за период с 20.01.1944 г. по 6.06.1944 г. 09.08.1944 г. в составе 1-го Украинского фронта полк награжден орденом Александра Невского
176-й ГИАП стал одним из немногих полков ВВС КА, который получил поистине всемирную известность – единственный советский полк воздушных охотников. Войну летчики полка закончили в поверженном Берлине.
В Великую Отечественную войну летчики 176-го гвардейского Проскуровского орденов Красного Знамени, Александра Невского и Кутузова истребительного авиационного полка совершили 8535 боевых вылетов, провели 711 воздушных боев и сбили 398 самолетов противника, еще 56 самолетов противника было уничтожено на земле, штурмовыми действиями летчиков полка уничтожено 3 танка, 256 автомашин, 213 повозок, 7 автоцистерн, 7 зенитных батарей, выведено из строя 36 паровозов, сожжен 1 железнодорожный эшелон. Десять пилотов одержали в воздушных боях более 15 побед каждый. Боевые потери составили 48 летчиков и 104 самолета, небоевые 5 летчиков и 15 самолетов.
Один из лучших в ВВС истребительных авиаполков недолго оставался в Германии — уже в 1946 г. 176-й ГИАП с германского аэродрома Шеневальде был перебазирован на аэродром Теплый Стан, практически — в Москву. В Теплом Стане на базе полка проходили войсковые испытания истребители Ла-9 и Ла-11, одним из первых в ВВС полк получил реактивные истребители МиГ-15. Весной 1951 г. полк был отправлен на Корейский полуостров…
После возвращения из Кореи 176-й ГИАП был передан из ВВС в систему ПВО (приказ от 16.02.1952 г.). Полк базировался на аэродроме Орешково, Калужской области. На основании директивы МО от 15.03.1960 г. прославленный полк был расформирован…
234-й истребительный авиаполк
Когда 176-й полк в составе «кожедубовской» 324-й истребительной авиационной дивизии убыл в Корею, его преемником стал 234-й истребительный авиационный полк. Формирование 234-го ИАП на аэродроме Теплый Стан под Москвой началось согласно Директиве Военного министра Союза ССР ОРГ/5/396479 от 15.11.1950.
Преемственность 234-го ИАП по отношению к легендарному 176-му ГИАП подчеркивает тот факт, что первым командиром 234-го ИАП стал гвардии полковник Николай Николаевич Шульженко. Ранее гвардии полковник Шульженко командовал 176-м ГИАП.
Боевое знамя 234-й ИАП было вручено в торжественной обстановке 22 апреля 1951 г.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ПИЛОТАЖНОГО ПОЛКА
«1 декабря 1950 года на аэродроме Теплый Стан Московской области гвардии полковником Шульженко Н.Н. на базе материальной части – самолетов МиГ-15 и оставшегося летного и технического состава 176-го гвардейского истребительного авиационного полка 324-й истребительной авиационной дивизии было начато формирование истребительного авиационного полка в составе 3-х эскадрилий по штату № 15/901. Полк получил наименование «234-й истребительный авиационный полк» и вошел в состав 9-й истребительной авиационной дивизии ВВС Московского военного округа». Такими словами начинается исторический формуляр 234-го гвардейского истребительного авиационного Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского полка имени Ленинского Комсомола.
234 гиап, сформированный в декабре 1950 года на подмосковном аэродроме Теплый Стан, с февраля 1952 года и до момента своей реорганизации в декабре 1992 года базировался на аэродроме Кубинка.
«Пилотажный» полк, так 234 гиап часто называли в авиационной среде, – уникальная авиационная часть, в которой совмещались повседневная учебно-боевая подготовка, участие в многочисленных учениях, обязательных для любого «строевого» полка, с регулярными показами советской авиационной техники на земле и мастерского владения ею в воздухе многочисленным отечественным и зарубежным делегациям, руководителям иностранных государств и правительств.
«Пятерка» МиГ-15бис подполковника Бабаева А.И. над Московским государственным университетом. Август 1953 года. Фото Ю.Н. Скуратова, опубликованное в журнале «Крылья Родины».
В 1950-е и 1960-е годы полк принимал самое активное участие во всех авиационных парадах, проводимых над Москвой; летчики-«пилотажники» сопровождали в качестве почетного эскорта самолеты глав иностранных государств, первых советских космонавтов при подлете к Москве.
Схема эскорта самолета Ю.А. Гагарина 14 апреля 1961 года. Рисунок С.Г. Вахрушева
МиГ-17 летчика Николаева П.Ф. из группы эскорта самолета Ю.А. Гагарина. Аэродром Кубинка, 1961 год. Рисунок С.Г. Вахрушева
В 1983 году летный и инженерно-технический состав 234 гиап первым в ВВС начал переучивание и освоение истребителя МиГ-29. Именно «пилотажники» проводили воинские испытания нового самолета, учили этот самолет летать и воевать.
Летчики Кубинки выступали носителями и хранителями (в годы забвения) традиций высшего одиночного и группового пилотажа на боевых реактивных машинах. Только благодаря преданности своей профессии летчиков 234-го гвардейского Проскуровского авиаполка, появилось и существует до сих пор такое понятие как «пилотажная школа Кубинки», продолжателями которой ныне являются летчики авиационных групп высшего пилотажа «Русские Витязи» и «Стрижи», созданных в 1991 году на базе 1-й и 2-й эскадрилий этого полка.
В конце 1992 года 234 гиап был переформирован в 237-й гвардейский Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского центр показа авиационной техники имени трижды Героя Советского Союза маршала авиации И.Н. Кожедуба.
КУБИНКА
Близость огромного города осложняла проведение полетов, особенно – проведение полетов в сложных метеоусловиях. Поэтому в 1952 г. полк из Теплого Стана был переведен в подмосковную Кубинку (согласно Директиве Военного министра Союза ССР № 47648 от 07.04.1952).
Кубинка. Аэродром. Конец 50-х.
В 1966 г. преемственность 234-м полком традиций 176-го гвардейского Проскуровского полка была узаконена официально. В целях улучшения военно-патриотической и воспитательной работы с личным составом полка и сохранения боевых традиций особо отличившихся в боях за Родину авиачастей директивой Генерального штаба № ОРГ/9/.110964 от 11.05.1966 234-му полку переданы по преемственности ордена и почетные наименования 176-го ГИАП.
Полк отныне именуется «234-й гвардейский Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского истребительный авиационный полк». Гвардейское знамя ему было вручено 18 августа 1966 г.
Кубинка, 1960 г. В учебном классе на занятиях с летчиками звена. Слева — кр.звена к-н Лебедев
Особый статус полка
В 1967 г. был узаконен особый статус полка – демонстрация авиационной техники и высшего пилотажа, в связи с чем всему командному составу полка на одну ступень повысили штатную категорию.
Кубинка, июнь 1967 г. МиГ-21ПФМ 32 гиап, выстроенные на ВВП для взлета во время тренировки к параду.
«По самолетам!». Летчики 9 иад бегут к МиГ-21ПФМ.
Командир 9 иад генерал А.В. Мазур
Приказом Министра обороны № 0254 от 17.10.1968 в ознаменование 50-летия ВЛКСМ полку присвоено имя Ленинского Комсомола.
МиГ-21ПФ 3-й аэ 32-го гиап. Кубинка, 1965 г.
237-й ЦПАТ
Изменения в стране не могли не коснуться «витрины» советских ВВС — 234-го Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского истребительного авиационного полка им. Ленинского Комсомола. Директивой МО СССР № 314/1/00160 от 25.01.1989 полк переформирован в 234-й гвардейский смешанный авиационный Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского полк (показной).
Свое современное наименование авиачасть из Кубинки обрела в 1992 г. — Директивой ГШ ВВС 123/3/0643 от 13.08.1992 г. полк переименован в 237-й Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского Центр показа авиационной техники. В августе 1993 г. Центру присвоено имя Ивана Никитовича Кожедуба.
Особые задачи полка
В первые послевоенные годы неизменными участниками воздушных парадов над Москвой являлись летчики 176-го ГИАП. После отправки гвардейского полка в Корею их место заняли пилоты 234-го ИАП. Демонстрировался не только пролет в плотном строю, но высший пилотаж. К примеру, на параде 1960 г. в День воздушного флота над Тушино прошло 52 истребителя из 234-го ИАП, затем был показан встречный пилотаж пары МиГ-15, групповой пилотаж девятки и пятерки реактивных истребителей.
С 1954 г. в Кубинке стали проводиться наземные и летные показы авиационной техники правительственным и военным делегациям иностранных государств. Первыми иностранными зрителями стали представители Индии. В июне 1956 г. Кубинку посетил шахиншах Ирана, став первым гостем самого высокого уровня.
За 40 с лишним лет показы в Кубинке посетили делегации из Алжира, Афганистана, Бирмы, Ганы, Венгрии, Вьетнама, Египта, Индии, Индонезии, Ирана, Йемена, Китая, Кубы, Лаоса, Мали, Марокко, Польши, Судана, США, Уганды, Финляндии, Чехословакии, Эфиопии, Югославии. Многие делегации возглавляли первые лица государств, так одним из первых высоких гостей Кубинки стал Иосип Броз Тито.
Помимо демонстраций перед правительственными и военными делегациями проводились показы перед делегациями партийными, от делегации пионерских организаций Московской области до делегации иностранных гостей XXV съезда КПСС.
Почетной обязанностью полка являлось эскортирование самолетов с главами иностранных государств, в числе первых — сопровождение самолета с Фиделем Кастро, в числе «крайних» — встреча сопровождение самолета с президентом Франции Жаком Шираком на борту. Особое место в истории полка занимает сопровождение в августе 1962 г. самолета Ил-18 с летчиками-космонавтами П.Р. Поповичем и А.Г. Николаевым на борту. Павел Попович до поступления в отряд космонавтов служил в 234-м ИАП. Истребители почетного эскорта пилотировали летчики Галкин, Кисаев, Коробейников, Николаев, Ткаченко, Уницкий, Цветков.
Боевая работа
Когда летчики 176-й ГИАП попали в Корею с момента окончания Великой Отечественной войны прошло чуть меньше шести лет. В воздушных боях над Корейским полуострове гвардейцы одержали 107 побед, ценой гибели пятерых летчиков и потери 12 самолетов. Четверо пилотов, гвардии капитаны Г.И. Гесь, С.М. Крамаренко, С.П. Субботин были удостоены звания Герой Советского Союза. Гвардии старший лейтенант Б.А. Образцов, стал Героем посмертно, он погиб в воздушном бою с численно превосходящей группой «Сейбров». Приказом Военного министра Союза ССР № 09 от 14.01.1952 Образцов Борис Александрович зачислен навечно в списки полка.
234-й полк продолжил традиции 19-го ИАП и 176-го ГИАП в плане освоения новой техники — в 1983 г. полк первым в ВВС получил новейшие истребители 4-го поколения МиГ-29.
Дружественные визиты
Определение «визитная карточка» к «кубинскому» полку подходит как нельзя более — единственный в СССР авиаполк, демонстрировавший самолеты и высший пилотаж на Западе. Первый визит состоялся в 1967 г. — группа из 12 истребителей МиГ-21ФЛ посетила Швецию. В сентябре 1971 г. шестерка МиГ-21 234-го ГИАП приземлилась на французской авиабазе Реймс.
Фурор вызвал в 1978 г. визит истребителей МиГ-23МЛА в Финляндию (июль-август) и Францию (сентябрь).
Впервые на Западе вблизи могли увидеть МиГ-23 и оценить мастерство летчиков, пилотировавших истребители с изменяемой стреловидностью крыла.
В 1981 г. состоялся второй дружественный визит в Швецию.
Первое появление истребителей МиГ-29 на Западе также связано с Кубинкой
Пятерка МиГ-29 234-го полка 1 июля приземлилась на финской авиабазе Kuoppio. Визит продлился четыре дня.
Западных экспертов особенно поразила высокая тяговооруженность новейших советских самолетов. Дань уважения наблюдатели отдали как конструкторам МиГа, так и летчикам, показавшим возможности истребителя в небе Финляндии.
Гости Кубинки
Полк не только наносил визиты, но и принимал гостей с Запада, опять же — единственный в Советском Союзе.
Кубинка встречает иностранных гостей
Первыми Кубинку посетили в 1974 г. истребители SAAB J-35 «Дракен» ВВС Швеции. В 1979 г. состоялся визит «Миражей» F.1 из эскадрильи «Нормандии-Неман», французские летчики стали тогда гостями пилотов из Кубинки в первый, но далеко не в последний раз.
Les chevaliers du ciel: в небе «Русские Витязи» и французские рыцари в одном строю
Почетный эскорт из Mirage F-1 в юбилейной (1942-1992) окраске Normandie Niémen и Mirage 2000 для истребителей Су-27 пилотажной группы «Русские Витязи»
В июне 1990 г. в небе Кубинке в составе ромба летали два МиГ-29 и два французских «Миража». Гостили на подмосковной земле в сентябре 1992 г. и летчики пилотажной эскадрильи ВМС США Blue Angels.
Командиры полка
Командиры 19-го ИАП
майор Третьяков 1938 г.
майор Зайцев Александр Андреевич 1938-1939 г.г.
майор Ткаченко Андрей Григорьевич 1940-1942 г.г.
майор Пустовой Григорий Андреевич 1943 г.
полковник Шестаков Лев Львович 1943-1944 г.г.
Командиры 176-го ГИАП
полковник Чупиков Павел Федорович 1944-1947 г.г.
подполковник Котельников Константин Константинович 1947-1948 г.г.
подполковник Куманичкин Александр Сергеевич 1948 г.
подполковник Шульженко Николай Николаевич 1948-1951 г.г.
Командиры 234-го ИАП
Командиры 237-го ЦПАТ
Награды
1940
В апреле 1940 года 19-й ИАП был награжден орденом Красного Знамени.
1944
За отличное выполнение заданий командования за период с 20.01.1944 г. по 6.06.1944 г. 09.08.1944 г. в составе 1-го Украинского фронта полк награжден орденом Александра Невского.
Приказом НКО № 0270 от 19.08.1944 г. за проведенную боевую работу с 22.06.1941 г. по 6.06.1944 г. (выполнено 5574 боевых вылета, в воздушных боях сбито 172 самолета противника, 48 самолетов противника уничтожено на земле) полк преобразован в 176-й гвардейский.
В целях улучшения военно-патриотической и воспитательной работы с личным составом полка и сохранения боевых традиций особо отличившихся в боях за Родину авиачастей директивой Генерального штаба № ОРГ/9/.110964 от 11.05.1966 234-му полку переданы по преемственности ордена и почетные наименования 176-го ГИАП.
Приказом Министра обороны № 0254 от 17.10.1968 в ознаменование 50-летия ВЛКСМ полку присвоено имя Ленинского Комсомола.
В августе 1993 г. Центру присвоено имя Ивана Никитовича Кожедуба.
Герои
Азаров Евгений Александрович
Александрюк Виктор Ильич
Бабаев Александр Иванович
Базаров Евгений Александрович
Баклаш Андрей Яковлевич
Беликов Олег Степанович
Васько Александр Федорович
Гесь Григорий Иванович
Гарнаев Александр Юрьевич
Грошаковский Владимир Александрович
Дексбах Михаил Сергеевич
Зайцев Александр Евгеньевич
Караев Александр Акимович
Клыков Виктор Петрович
Кожедуб Иван Никитович
Корзун Валерий Григорьевич
Крамаренко Сергей Макарович
Куманичкин Александр Сергеевич
Образцов Сергей Александрович
Попович Павел Романович
Руденко Николай Сергеевич
Степанов Евгений Николаевич
Субботин Серафим Павлович
Ткаченко Андрей Григорьевич
Чупиков Павел Федорович
Шестаков Лев Львович
Шлепов Виктор Петрович
Щербаков Александр Александрович
Щербаков Иван Иванович.
Матчасть в истории полка
Личный состав ЦПАТ бережно хранит традиции гвардейской части.
Высокая пилотажная культура, доведенная до степени искусства, позволила стать Центру показа «визитной карточкой» Военно-воздушных сил.