какие самолеты есть в монино
Посещение музея Военно-воздушных сил в Монине
Музей Военно-воздушных сил в подмосковном Монине всегда привлекал к себе интерес своей уникальной экспозицией авиационной техники, о которой много пишется, но мало кто видел ее воочию. Меня в этом музее привлекали уникальные изделия гения советского авиастроения Мясищева, которые на десятилетия опережали свое время.
Музей был создан в 1958 году при Военно-воздушной академии имени Гагарина, переведенной в 2011 году в Воронеж, и теперь он существует самостоятельно рядом с огороженными забором строениями, оставшимися после академии.
Много лет назад знакомые офицеры из академии организовали нам посещение этого музея, но в этот день музей оказался закрыт, и мы могли только увидеть выставленную за забором на поле технику.
Так сложилось, что я смог попасть в музей спустя годы и ознакомиться с гордостью военной авиации Советского Союза, который заслуженно считался одной из ведущих авиационных держав мира.
Посещение музея оставляет двойственные ощущения: с одной стороны, гордость за великую страну, создававшую на протяжении многих лет шедевры военной авиации, с другой, практическое отсутствие таких шедевров за годы после развала Союза и, по всей видимости, невозможность достойно представить то, что было сделано ранее. Чувствуется какая-то запущенность музея и неуверенность в завтрашнем дне, многие экспонаты обветшали и требуют восстановления.
Структура экспозиции музея
Что из себя представляет музей? Добротно выглядит только главное здание музея с двумя благоустроенными ангарами, построенными в 2005 году в соответствии с необходимыми требованиями. В одном ангаре уникальная экспозиция авиационных двигателей, в другом самолеты времен Великой Отечественной войны.
Основная экспозиция выставлена на травяном поле с асфальтированными дорожками для осмотра экспонатов. На границе поля два больших древних ангара, очень похожих на постройки 50-х годов. Один закрыт, что там, непонятно. В другом экспозиция в основном времен зарождения российской и советской авиации.
Наибольший интерес вызывает самолеты и вертолеты, выставленные на поле. Здесь более сотни летательных аппаратов разного класса. От небольших истребителей до гигантских стратегических бомбардировщиков и транспортных самолетов, а также вертолетов от самых маленьких до самых больших. Описать все невозможно, можно рассказать только о самых оригинальных и интересных экспонатах.
Открывает экспозицию гигантский вертолет В-12 (Ми-12), никак не напоминающий современные вертолеты. Внешне он больше похож на оригинальной конструкции самолет.
Стратегические бомбардировщики
Продолжает экспозицию плеяда первых советских стратегических бомбардировщиков Ту-4, Ту-16, Ту-22 и не совсем обычный самолет семейства «Ту» – высотный сверхзвуковой истребитель-перехватчик Ту-128, достигавший скорости 1910 км/час.
Изюминкой экспозиции, по всей видимости, являются гигантские самолеты Мясищева и Сухого, поражающие своей оригинальностью, характеристиками и красотой.
Стратегический бомбардировщик Мясищева 3М создан еще в далеком 1954 году! Трудно представить, что в те далекие времена с соответствующим уровнем техники и технологий можно было создать такую машину. Самолет был принят на вооружение и долгие годы служил в стратегической авиации (до середины 80-х).
Применение этому самолету неожиданно нашлось в конце 80-х в качестве самолета-носителя для доставки из Москвы в Байконур космического челнока «Буран». Перевозка «Бурана» должна была производиться специально разработанным для этой цели самолетом «Мрия», но его изготовление вовремя не завершили, и на базе 3М был создан самолет-носитель ВМ-Т «Атлант», осуществивший перевозку «Бурана» и крупных узлов космической системы «Энергия – Буран».
Рядом с 3М следующий шедевр Мясищева — стратегический сверхзвуковой бомбардировщик М50, созданный в 1959 году. Изготовлен был только один образец, в процессе испытаний которого выяснилось, что из-за отсутствия необходимого двигателя достигнуть сверхзвуковой скорости 2000 км/час не удается, и работа была закрыта.
Поражает своей оригинальностью сверхзвуковой разведывательно-ударный бомбардировщик или «истребитель авианосцев» Сухого Т-4, «сотка», созданный в 1971 году. Опущенный нос самолета открывает кабину пилотов, которая закрывалась при подъеме носового обтекателя при полете на сверхзвуковой скорости и пилоты управляли машиной по приборам.
Самолет должен был достигать скорости 3200 км/час, и начавшиеся испытания подтверждали возможность достижения таких характеристик. Но усилиями Туполева и министра авиационной промышленности Дементьева вместо Т-4 был продвинут самолет Ту 22М со скоростью всего лишь 2300 км/час, который и приняли на вооружение, а работы по «сотке» были прекращены.
В экспозиции выставлены десятки истребителей и перехватчиков, у каждого своя история, и о всех не расскажешь. Поражает своими размерами высотный истребитель-перехватчик Миг-25, он кажется гигантом на фоне своих «маленьких» собратьев истребителей, стоящих рядом с ним.
Гиганты представлены транспортным Ан-22 «Антей» с неестественно большим фюзеляжем и стратегическим бомбардировщиком Ту-95. Здесь же сверхзвуковой пассажирский Ту-144, затесавшийся в строй военных самолетов.
Советский беспилотник
Рядом с гигантами был образец и советского разведывательного беспилотника Ту-141, разработанного в 1974 году и принятого на вооружение. Взлетал беспилотник с мобильного шасси, посадка осуществлялась с помощью парашютной системы.
Семейство самолетов Мясищева было представлено и одной из его последних разработок — высотным самолетом «Стратосфера» М-17.
Космические системы
Космические системы представлены экспериментальным пилотируемым орбитальным самолетом «ЭПОС» МиГ-105.11, или «аппарат Бор», разработанным в рамках советской программы многоразовой космической системы «Спираль» в середине 60-х в ОКБ Микояна под руководством Лозино-Лозинского, будущего главного конструктора «Бурана». В 1976-1978 годах были проведены испытания самолета при воздушном старте с бомбардировщика Ту-95 и его запуски ракетой в космос, откуда он возвращался самостоятельно на землю.
Самолет МиГ-105.11 был изготовлен в масштабе 1:3 к прототипу космического корабля, побывал в космосе и прошел цикл летных испытаний, подтвердивших возможность создания такой многоразовой системы, но в конце 70-х работы были прекращены в пользу куда более дорогостоящего проекта «Энергия – Буран», а задел по проекту «ЭПОС» был использован при создании «Бурана». По проекту «Спираль» старт многоразового корабля должен был производиться с самолета-разгонщика Ан-225 «Мрия», но Союз развалился, и такие проекты уже никого не интересовали.
Конечно, в Монине не хватает образца «Бурана», в таком музее он должен быть обязательно. Ему не место на ВДНХ и тем более в парке Горького, где он находился до недавнего времени в качестве развлекательного аттракциона. Из примерно 9 образцов «Бурана» и его макетов, изготовленных для различных видов испытаний, можно было найти один и экспонировать в музее. Между прочим, один из экземпляров «Бурана» находится в частном музее в Германии, который в 90-е кто-то удачно продал любителям авиации.
Вертолеты
Отдельно рядом с ангарами площадка с экспонатами вертолетов, выставленных скопом, к которым нельзя подойти и посмотреть их, по всей видимости, не хватает площадей для экспозиции. Среди всех собратьев выделяется самый большой в мире Ми-26 и рядом с ним «старичок» Ми-6, отличающийся наличием самолетных крыльев. Он сразу напомнил мне годы юности, в 60-е он был основным транспортным средством при освоении Западной Сибири, и мне приходилось летать на нем, в то время это был самый большой серийный вертолет в мире.
У стены ангара стоял забытый всеми тяжелый десантно-транспортный вертолет Яковлева Як-24, чем-то напоминающий американский Chinook. Созданный в начале 50-х и запущенный в серийное производство в 1955 году, Як-24 мог перевозить до 30 десантников или груз весом до трех тонн.
С чего начиналась российская и советская авиация
В древнем ангаре экспозиция летательных аппаратов эры зарождения авиации, выставленная как-то несистемно вперемешку с современными образцами. Здесь и знаменитый «Илья Муромец» Сикорского, первый советский гигант Туполева АНТ-25, макеты первых «этажерок», современные истребители и подвешенные в глубине под крышей какие-то аппараты без всяких табличек.
Изюминками ангара являются два образца – тяжелый 4-моторный бомбардировщик «Илья Муромец» Сикорского, созданный в 1913 году, и самолет рекордной дальности одномоторный АНТ-25 Туполева с дальностью полета да 13 тысяч километров, созданный в 1932 году. На таком самолете экипаж Чкалова в 1937 году совершил беспосадочный перелет Москва –Северный полюс – США, и это на одномоторном самолете при скорости 240 км/час!
Следует отметить, что экспозиция в ангаре организована плохо и выглядит как-то бедненько. Интерес могли бы вызывать летательные аппараты непонятной конструкции, подвешенные вдалеке под крышей без табличек, что это за техника, я так и не понял. При желании можно даже из того, что там есть, организовать достойную экспозицию с соответствующими поясняющими табличками.
А где экзотика?
Никак не были представлены в музее аппараты типа «летающих тарелок», а они существовали и представлены в других российских музеях. А где экранопланы еще одного нашего гения Алексеева? Экраноплан «Орленок» в ужасном состоянии стоит в Военно-морском музее на набережной в Северном Тушине.
Состояние музея
Что можно сказать в целом об экспозиции музея? На поле экспонаты выставлены так, что к некоторым образцам подойти невозможно, особенно это касается вертолетов. Они перекрывают друг друга и далеко не у всех стоят поясняющие таблички. Выделенной территории под стоянку самолетов явно мало, хотя рядом заброшенная территория и музею есть куда расширяться. Хотелось бы видеть экспозиции по соответствующим типам самолетов: истребители, перехватчики, тяжелые самолеты, беспилотники, вертолеты. Складывается впечатление, что по мере поступления экспонатов их просто устанавливали на свободные места на поле, особо не стремясь собирать по типам.
Территория под самолетами ухожена и трава подстрижена, но стоящие вдалеке самолеты заросли травой и до них видно руки не доходят. По внешнему виду многие самолеты сильно постарели и они медленно разрушаются. Если какая-то профилактика и проводится, то этого явно недостаточно для нормального их содержания.
За Ту-144 на земле лежал брошенный истребитель. Видно, у него подломились стойки шасси, самолет никуда не убрали и бросили у кромки поля, где он и догнивает. Как я понял, музей находится на балансе Минобороны, а экспонаты как памятники техники на балансе Минкультуры. Финансирование музея после переезда из Монино академии имени Гагарина резко сократилось, и по состоянию экспонатов и территории видно, что его недостаточно.
Перспективы музея
Меня поразила информация, что у музея нет штата для его содержания в достойном виде и во многом все держится на энтузиазме сотрудников музея и волонтеров, которые убирают территорию, моют и чистят самолеты, по возможности восстанавливают их и зимой чистят от снега!
Получается, по большому счету музей никому не нужен. Трудно поверить, но реальная картина говорит об этом. Масса такой уникальной техники, представляющей гордость нашей страны, и на ее содержание не выделяются необходимые средства! Такое наплевательское отношение к истории нашей авиации! В архивах музея находится конструкторской документация на часть экспонатов, их можно было бы восстанавливать и возвращать к жизни, ведь многие самолеты прибыли в музей «своим ходом», рядом до сих пор действующий аэродром.
Проблемы музея связаны и с тем, что распоряжением Шойгу музей планируют перевести в парк «Патриот» под Кубинкой. В музее уже работали комиссии, которые оценивали возможность передислокации экспонатов, результаты пока неизвестны. По заключению специалистов, делать это нельзя. Без разборки большинство экспонатов перемещать невозможно. А после такого перемещения восстановить их в первоначальном виде будет невозможно, и они станут не экспонатами, а муляжами. Тем более что в парк «Патриот» планируется перевезти только часть экспонатов. Что будет с остальными?
Такие беды существуют вокруг уникального музея, и чем это закончится, пока непонятно. Музей авиации в Монине надо сохранять, в парке «Патриот» и так есть что показать, зачем ломать то, что создавалось десятилетиями и существует благодаря усилиям неравнодушных людей? По всей видимости, нужна четкая государственная программа поддержки и развития музея авиации с обеспечением необходимого финансирования, привлечения специалистов для разработки программы восстановления и сохранения уникальной авиационной техники, строительства необходимых современных ангаров и укомплектования музея необходимым штатом, способным содержать его в достойном виде.
Списки экспонатов Музея
На данный момент мы подготовили описания по множеству экспонатов и продолжаем работать над наполнением сайта. Если вы можете подготовить статью по какому-либо экспонату — напишите нам, мы будем рады сотрудничеству!
— Су-2 — бомбардировщик — Бортовой номер: 38 — Расположение: Ангар 6Б
— Су-7Б — истребитель-бомбардировщик — Бортовой номер: 25 — Расположение: Сектор 2
— Су-7Л (С-26) — экспериментальный — Бортовой номер: 17 — Расположение: Сектор 2
— Су-7БКЛ — истребитель-бомбардировщик — Бортовой номер: 15 — Расположение: Сектор 2
— Су-9 — истребитель-перехватчик — Бортовой номер: 68 — Расположение: Сектор 2
— Су-11 — истребитель-перехватчик — Бортовой номер: 14 — Расположение: Сектор 2
— Су-15 — истребитель-перехватчик — Бортовой номер: 11 — Расположение: Сектор 2
— Су-17 — истребитель-бомбардировщик — Бортовой номер: 24 — Расположение: Сектор 2
— Су-17М3 — истребитель-бомбардировщик — Бортовой номер: 93 — Расположение: Сектор 2
— Су-17М4 — истребитель-бомбардировщик — Бортовой номер: 05 — Расположение: Сектор 2
— Су-17УМ-3 — истребитель-бомбардировщик — Бортовой номер: 56 — Расположение: Сектор 2
— Су-24 (Т-6-1) — опытный бомбардировщик — Бортовой номер: 61 — Расположение: Сектор 2
— Су-24 — бомбардировщик — Бортовой номер: 54 — Расположение: Сектор 2
— Су-24М — бомбардировщик — Бортовой номер: 09/31 — Расположение: Сектор 6
— Су-25 — штурмовик — Бортовой номер: 09 — Расположение: Сектор 4
— Су-25 (Т-8-11) — опытный штурмовик — Бортовой номер: 66 — Расположение: Сектор 2
— Су-27 (Т-10-1) — опытный истребитель — Бортовой номер: 10 — Расположение: Сектор 2
— Су-27СК — истребитель — Бортовой номер: 28 — Расположение: Сектор 4
— Су-35 (Су-27М / Т-10М-1) — опытный истребитель — Бортовой номер: 701 — Расположение: Сектор 2
— Т-4 («100») — ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец — Бортовой номер: 101 — Расположение: Сектор 6
Военная авиация
— Як-9У — истребитель — Расположение: Ангар 6А
— Як-17 — истребитель — Бортовой номер: 02 — Расположение: Ангар 8
— Як-23 — истребитель — Бортовой номер: 15 — Расположение: Сектор 6
— Як-25 — истребитель-перехватчик — Бортовой номер: 03 — Расположение: Сектор 6
— Як-25РВ — разведчик — Бортовой номер: 11 — Расположение: Сектор 6
— Як-27Р — разведчик — Бортовой номер: 14 — Расположение: Сектор 6
— Як-28Л — фронтовой бомбардировщик — Бортовой номер: 44 — Расположение: Сектор 6
— Як-36 — экспериментальный — Бортовой номер: 36 — Расположение: Сектор 6
— Як-38 — штурмовик — Бортовой номер: 38 — Расположение: Сектор 6
— Як-38 — штурмовик — Бортовой номер: 37 — Расположение: Сектор 6
— Як-130Д — учебно-тренировочный — Бортовой номер: 01 — Расположение: Сектор 6
— Як-141 — палубный истребитель — Бортовой номер: 141 (77) — Расположение: Сектор 6
— Вертолет — Як-24 — десантно-транспортный — Бортовой номер: 51 — Расположение: Сектор 5
Гражданская авиация
— Як-40 — пассажирский — Бортовой номер: СССР-87490 — Расположение: Сектор 4
— Як-42 — пассажирский — Бортовой номер: СССР-42302 — Расположение: Сектор 4
Военная авиация
— АНТ-2 — опытный — Расположение: Ангар 8
— АНТ-25РД — рекордный — Бортовой номер: 25 — Расположение: Ангар 8
— АНТ-40 — Расположение: Ангар 6Б
— СБ — бомбардировщик
— Ту-2 — бомбардировщик — Бортовой номер: 103 — Расположение: Ангар 6Б
— Ту-4 — бомбардировщик — Бортовой номер: 01 — Расположение: Сектор 1
— Ту-16 — бомбардировщик — Бортовой номер: 50 — Расположение: Сектор 1
— Ту-16К — бомбардировщик-ракетоносец — Бортовой номер: 53 — Расположение: Сектор 1
— Ту-22 — бомбардировщик — Бортовой номер: 32 — Расположение: Сектор 1
— Ту-22М0 — бомбардировщик — Бортовой номер: 33 — Расположение: Сектор 1
— Ту-22МЗ — бомбардировщик — Бортовой номер: 33 — Расположение: Сектор 2
— Ту-128 — истребитель-перехватчик — Расположение: Сектор 1
— Ту-95ЛЛ — летающая лаборатория — Расположение: Сектор 6
— Ту-95МС — ракетоносец — Бортовой номер: 31 — Расположение: Сектор 4
— Ту-141 — Беспилотный летательный аппарат — Бортовой номер: 05 — Расположение: Сектор 6
Гражданская авиация
— Ту-104АК — летающая лаборатория — Бортовой номер: 46 (СССР-42390) — Расположение: Сектор 4
— Ту-114 — Бортовой номер: СССР Л-5611 — Расположение: Сектор 4
— Ту-124 — Бортовой номер: СССР-45825 — Расположение: Сектор 4
— Ту-144 — Бортовой номер: СССР-77106 — Расположение: Сектор 2
— ДБ-3 — бомбардировщик — Бортовой номер: 12 белый — Расположение: Ангар 6Б
— Ил-2 — штурмовик — Бортовой номер: 19 — Расположение: Ангар 6А
— Ил-10М — штурмовик — Расположение: Ангар 6А
— Ил-12Т — транспортный — Бортовой номер: 10 — Расположение: Сектор 4
— Ил-28 — бомбардировщик — Бортовой номер: 04 — Расположение: Сектор 6
— ИЛ-76М — военно-транспортный — Бортовой номер: СССР-86047 — Расположение: Сектор 4
— Ил-18В — пассажирский — Бортовой номер: СССР-75737 — Расположение: Сектор 4
— Ил-62 — пассажирский — Бортовой номер: СССР-86670 — Расположение: Сектор 4
— Ан-8 — транспортный — Бортовой номер: 10 — Расположение: Сектор 4
— Ан-12 — военно-транспортный — Бортовой номер: 04 — Расположение: Сектор 4
— Ан-14А — многоцелевой — Бортовой номер: 01 — Расположение: Сектор 1
— Ан-22 — военно-транспортный — Бортовой номер: СССР-09334 — Расположение: Сектор 4
— Ан-2 — пассажирский — Бортовой номер: СССР-70992 — Расположение: На реставрации
— Ан-24 — пассажирский — Бортовой номер: СССР-46746 — Расположение: Сектор 4
— Ан-10А — пассажирский — Бортовой номер: СССР-11213 — Расположение: Сектор 4