какие самолеты собирают в казани
Ракетоносцы-бомбардировщики и спецборты: как в Казани строят и модернизируют самолеты «Туполева»
Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова (филиал ПАО «Туполев), которому более 90 лет, сейчас вступает в новый этап своего развития: на предприятии проходит модернизация и техперевооружение в рамках федеральной целевой программы. Мы посетили производство и поговорили со специалистами завода, чтобы узнать, какие перспективы ждут единственного в стране производителя стратегических ракетоносцев-бомбардировщиков и самолетов специального назначения.
ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
История Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова, как ни странно, началась в Москве, когда 14 мая 1927 года Совет Труда и Обороны постановил организовать в столице государственный авиационный завод № 22. В 1934 году в Казани в рамках ударной стройки пятилетки был построен свой авиазавод № 124, получивший имя Серго Орджоникидзе. В ноябре 1941 года, во время Великой Отечественной войны, московский авиазавод № 22 был эвакуирован на территорию казанского авиазавода № 124 и они были объединены. В декабре 1941 года Приказом Наркомата авиапромышленности СССР новое предприятие получило официальное название — «Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова».
В военные годы Казанский авиазавод выпускал дальний бомбардировщик Пе-8 и пикирующий бомбардировщик Пе-2, ставший основным бомбардировщиком советских ВВС — ежедневно на фронт отправлялось 10-12 таких самолетов.
Казанский авиазавод стойко пережил распад Советского Союза — в середине 1990-х стартовало производство пассажирского самолета Ту-214, продолжились и разработки в области военной авиации. С 1 июня 2014 года КАЗ им. С.П. Горбунова стал филиалом ПАО «Туполев». Здесь ведется масштабная модернизация производственного комплекса, внедряются новейшие технологии и отечественное оборудование, что позволит КАЗ им. С.П. Горбунова стать качественно новым предприятием.
«Сейчас мы внедряем единую информационную среду, которая позволит отказаться от бумажного документооборота, — рассказывает заместитель технического директора КАЗ им. С.П. Горбунова. — Параллельно у нас идет техперевооружение завода по федеральной целевой программе: проводится поставка нового оборудования, замена старых станков на станки числового программного управления, в цехах делается ремонт».
ПРОДУКЦИЯ
КАЗ им. С.П. Горбунова — единственное в стране предприятие, способное выпускать современные стратегические ракетоносцы-бомбардировщики. При этом в производстве военных самолетов используются только отечественные комплектующие.
Особая гордость авиазавода — один из мощнейших боевых самолетов в истории авиации и самый крупный в мире сверхзвуковой стратегический ракетоносец- бомбардировщик Ту-160. У летчиков он получил неофициальное название «Белый лебедь». Свои высокие летные характеристики самолет подтверждает 44 мировыми рекордами, в частности, по продолжительности полета и максимальной дальности. Сейчас на КАЗ проводится капитальный ремонт, модернизация и глубокая модернизация «Белого лебедя».
Другой значимый проект авиазавода — модернизация Ту-22М3, дальнего многорежимного ракетоносца-бомбардировщика, способного поражать морские и наземные цели на любой скорости и высоте в любое время суток. В 2018 году состоялся первый полет первого глубоко модернизированного ракетоносца-бомбардировщика с улучшенными характеристиками, получившего название Ту-22М3М. Сейчас самолет проходит испытания.
Также, на предприятии ведется производство самолетов специального назначения на базе пассажирских лайнеров Ту-214 для нужд государственных ведомств и организаций.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ
В связи с расширением производства Казанский авиационный завод особенно заинтересован в привлечении квалифицированных сотрудников. Чтобы готовить молодых специалистов на высоком уровне, предприятие наладило взаимодействие с Казанским национальным исследовательским техническим университетом. В настоящий момент в университете проходят обучение 270 целевиков авиазавода, остальные учащиеся также знакомятся с предприятием с первых месяцев обучения. КАЗ организует для студентов КНИТУ-КАИ учебно-ознакомительную, производственную и преддипломную практики, помогает в подготовке курсовых и дипломных работ и дает возможность совмещать работу с учебой на последних курсах.
Аналогичным образом Казанский авиазавод сотрудничает с КАТК им. П.В. Дементьева. В соответствии с разработанной на 2017-2021 годы программой взаимодействия осуществляется профориентационная работа, методическое сопровождение разработки учебных программ с учетом требований завода, предоставление учебно-производственных участков, а также обеспечение инструментом, материалами, заготовками для учебно-производственных работ при освоении первоначальных навыков по профессии. Внедрена дуальная форма обучения — теоретическую базу учащиеся осваивают в колледже, а практика проходит на заводе. Ежегодно производственную практику на авиазаводе проходят более 250 студентов КАТК, а в 2018 году на Казанский филиал «Туполева» был трудоустроен 231 выпускник.
Для студентов казанских вузов и старших школьников проводятся экскурсии на завод, совместные спортивные, праздничные и иные мероприятия, организуется отдых на корпоративных базах и в детских оздоровительных лагерях.
Подобные мероприятия позволяют молодежи лучше узнать о потенциальном месте работы и развенчать стереотипы — например, о том, что работа на заводе — не женское дело. Более сорока процентов персонала КАЗ им. С.П. Горбунова — представительницы прекрасного пола, они трудятся по более чем 200 специальностям. Преимущественно это инженеры-технологи и инженеры-конструкторы, мастера участков, контролеры, но есть среди женщин и представительницы других профессий — монтажник электрооборудования, слесарь-инструментальщик и слесарь-испытатель, дефектоскопист, фрезеровщик.
В связи со спецификой авиационного производства новые работники — как вчерашние выпускники, так и опытные специалисты — нуждаются в дополнительном обучении.
«Сегодня, в условиях роста производства и освоения новых горизонтов предприятие «Туполев» особенно заинтересовано в специалистах, профессионально подготовленных в короткие сроки, — рассказывает заместитель директора по персоналу КАЗа. — Такую подготовку можно получить только в условиях успешно реализованной системы адаптации персонала». Помимо вводно-ознакомительного обучения с 2016 года программа включает в себя систему наставничества. Для вновь назначенных наставников и мастеров производственных участков организованы «Школа наставника» и «Школа мастера». Как показала практика, такое взаимодействие полезно не только для обучаемого, но и для наставника, который также повышает свою квалификацию, получая навыки руководящей работы, планирования и контроля. Введение новой системы адаптации персонала позволило усовершенствовать систему материальной мотивации наставников, увеличив размер их денежного вознаграждения и расширив перечень категорий работников, за которыми закрепляется наставник. В 2018 году для повышения престижа роли наставника и освещения достижений и опыта самых успешных из них был проведен конкурс «Лучший наставник».
По словам заместителя директора по персоналу КАЗ им. С.П. Горбунова, на авиазаводе сильно развита преемственность поколений. Среди старейших династий предприятия — Назаровы, Фроловы, Перцевы, Батталовы, Кармаенковы, Салаховы.
Очевидно, что немалую роль в том, что сотрудники задерживаются на предприятии надолго, играет целый ряд действующих здесь социальных программ.
— компенсации (обеды, содержание детей в ДОУ, проживание в общежитии, найм жилья);
— оздоровительные программы (профилакторий, ДМС, здравпункт).
По мнению руководства КАЗ им. С.П. Горбунова, хорошие условия труда и амбициозные проекты должны поддержать мотивацию работников и привлекать на одно из ведущих отечественных предприятий авиационной отрасли новых специалистов. Благодаря модернизации производственных мощностей, внедрению современного оборудования, инновационных технологий коллектив Казанского авиационного завода нацелен успешно справляться с задачами и вызовами современности.
Марш авиаторов: кто завоевал небо оборонзаказа России
Крупнейшие авиационные компании Казани и России
Аналитическая служба «Реального времени» к Дню защитника Отечества подготовила исследование деятельности предприятий российского военно-промышленного комплекса. Сегодня наш цикл мы начинаем с топа крупнейших предприятий, связанных с авиационной промышленностью.
Один триллион авиации
Сразу скажем о методике и ранжире исследования. Аналитическая служба «Реального времени» за основу взяла список компаний из приказа Минпромторга России от 3 июля 2015 года «Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса». В этом перечне — 180 предприятий со всей страны. Суммарный их оборот в 2015 году составил 1,06 трлн рублей. При этом данных об обороте 25 компаний обнаружить не удалось. Что уж тут скажешь, военная тайна.
В 2014 году суммарный оборот компаний составил около 937 млрд рублей — на 12% меньше. Отметим, что эта сумма складывается из показателей большего числа компаний — в 2014 году лишь 14 предприятий не указали данные о своем обороте.
К слову, в представленном списке — семь компаний, зарегистрированных в Казани, не считая московского ПАО «Туполев», в который входит казанский филиал — Казанский авиационный завод имени Горбунова. О них чуть позже.
Пик могущества «Сухого»
Крупнейшей же российской авиационной компанией по обороту за 2015 год является авиационная холдинговая компания «Сухой», которая выиграла вечное соперничество с другими авиагигантом — туполевцами.
Оборот компании составил в 2015 году 100,7 млрд рублей. По сравнению с 2014 годом выручка выросла на 17% — тогда она составляла лишь 86,2 млрд рублей. Компания является одним из крупнейших авиационных холдингов, входит в Объединенную авиастроительную корпорацию.
Визитной карточкой «Сухого» является ближнемагистральный авиалайнер Sukhoi Superjet 100. Фото airspot.ru
На данный момент в состав компании входят филиалы в шести городах, два авиационных завода в Новосибирске и Комсомольске-на-Амуре, а также три представительства — в Индии, в Ханое и Пекине. Визитной карточкой концерна безусловно являются семейство истребителей Су, с 2008 по 2015 год компания занимала первое место в мире по экспорту новых истребителей по количеству заказанных самолетов (280 единиц) и многострадальный гражданский ближнемагистральный авиалайнер Sukhoi Superjet 100.
Как известно 2015 год, это еще время правления хорошо знакомого в Казани главы ОАК (а ранее руководителя «Сухого» и «МиГ») Михаила Погосяна. Именно с его именем связывают рост влияния «Сухого» в авиаотрасли.
From Siberia with love
Следом со сравнимыми оборотами идет научно-производственная корпорация «Иркут». В 2015 году оборот НПК составил 82,8 млрд рублей (рост на 39% по сравнению с 2014 годом). Как и «Сухой», она входит в Объединенную авиастроительную корпорацию. Предприятие создано в 2002 году на базе Иркутского авиационного производственного объединения. «Иркут» занимается серийным выпуском истребителей Су-30СМ и Су-30МК, Як-130, разрабатывает проект ближне-среднемагистрального узкофюзеляжного пассажирского самолета МС-21, поставляет компоненты для самолетов семейства А320.
Третье место по выручке за 2015 год — у авиационного предприятия из братского Башкортостана. Уфимское моторостроительное производственное объединение в 2015 году получило 67,5 млрд рублей выручки. По сравнению с показателем 2014 года он вырос на 38% — тогда он составлял 48,9 млрд рублей. Предприятие основано в 1925 году, занимается выпуском авиационных двигателей. За время существования УМПО выпущено около 50 моделей. В отличие от казанских коллег предприятие сумело сохранить свою авиационную специализацию. Завод на данный момент производит двигатели для Су-35, Су-27, перспективный двигатель для истребителя пятого поколения, участвует в проекте по созданию двигателя для самолета МС-21, производит узлы для вертолетов «Ка» и «Ми».
«Иркут» занимается серийным выпуском истребителей Су-30СМ и Су-30МК, Як-130. Фото oborona.gov.ru
Вентокрылья России
Четвертое место занимает предприятие с юга России — Ростовский вертолетный производственный комплекс ОАО «Роствертол» из Ростова-на-Дону. Оборот компании в 2015 году составил 56,9 млрд рублей. По сравнению с 2014 годом он вырос более, чем в полтора раза — показатель 2014 года составляет лишь 36,9 млрд рублей. Как и Казанский вертолетный завод, «Роствертол» входит в «Вертолеты России». Предприятие основано в 1939 году, сейчас занимается производством гражданских и военных вертолетов серии Ми-26, военных Ми-35М и Ми-28Н «Ночной охотник».
Пятое место занимает другой региональный авиационный завод — в Бурятии. «Улан-Удэнский авиационный завод» в 2015 году имел выручку в размере 50 млрд рублей. Это — на 30% больше, чем в 2014 году, когда она составила 38,4 млрд рублей. Как и в предыдущем случае, предприятие входит в холдинг «Вертолеты России». Предприятие занимается производством и модернизацией вертолетов серии Ми-8/17. Основано оно в 1939 году.
Шестое место занимает холдинг, в который входят несколько других крупных авиационных компаний — «Объединенная авиастроительная корпорация». В 2015 году ее оборот составил 49,3 млрд рублей. За год этот показатель вырос на четверть — в 2014 году он составлял лишь 39,9 млрд рублей. ОАК владеет долями в таких предприятиях, как «Компания «Сухой», корпорация «Иркут», «Туполев», ОАК-Антонов, ОАК-ТС. Корпорация создана в 2006 году.
На седьмом месте — входящий в «Вертолеты России» Казанский вертолетный завод с почти таким же показателем, как у «ОАК».
На седьмом месте — входящий в «Вертолеты России» Казанский вертолетный завод. Фото Максима Платонова
«МиГом» отдаем «Салют» и «Вымпел»
Восьмое место занимает базирующаяся в Москве «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ». Оборот компании в 2015 году составил 44,1 млрд рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 13%. Предприятие было основано в 1930-е под названием «Опытное конструкторское бюро Микояна и Гуревича» для производства истребителей со скоростями не менее 600 км/ч. Сейчас предприятие производит истребители-перехватчики и многофункциональные боевые самолеты семейства МиГ.
На девятом месте по обороту за 2015 год находится московский научно-производственный центр газотурбостроения «Салют». Оборот в 2015 году у предприятия составил 43,4 млрд рублей — на четверть больше, чем в 2014 году. Предприятие основано еще в 1912 году как завод по сборке авиационных семицилиндровых моторов. В разное время предприятие производило двигатели для Су-7, Ту-114, МиГ-17, Ил-28. На данный момент «Салют» производит двигатели для Су-27 и Як-130, а также двигатели для приводов электрогенераторов.
Замыкает десятку крупнейших российских авиационных компаний еще одно московское предприятие — Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Вымпел» имени Торопова. В 2015 году оборот компании составил 37,5 млрд рублей, увеличившись за год в полтора раза. «Вымпел» основан в 1949 году как опытный завод по вооружению самолетов — для проектирования и изготовления опытных образцов стрелково-пушечного и бомбардировочного вооружения самолетов. Сейчас «Вымпел» производит управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», а также другое авиационное вооружение.
Казанские крылья Родины
Крупнейшим казанским предприятием на данный момент остается Казанский вертолетный завод. В 2015 году выручка компании составила 49,1 млрд рублей. По сравнению с 2014 годом, когда выручка была в размере 53,8 млрд рублей, показатель снизился на 9%. Предприятие входит в холдинг «Вертолеты России». Он работает с 1940 года, на данный момент занимается модернизацией вертолетов марки «Ми», также выпускает транспортно-пассажирский вертолет Ми-38. В общероссийском списке крупнейших авиационных предприятий «Казанский вертолетный завод» занимает седьмое место по обороту. Правда, как известно, пик зарубежных контрактов сейчас поставил завод в достаточно сложную ситуацию. Сейчас предприятие пытаются поддержать внутренними заказами. КВЗ в прошлом году получил госзаказов лишь на 480 млн рублей (здесь все легко объясняется тем, что у КВЗ закончились зарубежные контракты и в сложных условиях с загрузкой мощностей завода предприятие пытается переключиться на внутренний заказ).
Второе место среди казанских авиационных предприятий занимает ЗАО «Казанский Гипронииавиапром». Оборот компании в 2015 году составил 2,3 млрд рублей. По сравнению с 2014 годом, когда оборот был около 2,4 млрд рублей, показатель снизился на 3%. На данный момент компания занимается реконструкцией и перевооружением корпуса казанского филиала ПАО «Туполев» за 2 млрд рублей. Кроме того, предприятие выполняет полный цикл работ по модернизации материальной базы и других предприятий авиационной промышленности, приборостроения и радиоэлектроники. Предприятие работает с 1941 года, в общероссийском рейтинге у «Казанского Гипронииавиапрома» — 69-е место.
Беспилотные орлы на Севере
Компания, занявшая среди казанских предприятий авиационной промышленности третье место, показала результаты ненамного меньшие, чем «Гипронииавиапром». Это предприятие — Казанское опытное конструкторское бюро «Союз». Оборот в 2015 году составил 2 млрд рублей. При этом за год он вырос в полтора раза — с 1,39 млрд рублей. По данным сайта предприятия, оно было создано в 1953 году как Опытное конструкторское бюро по разработке авиационных газотурбинных двигателей. Впоследствии оно было перепрофилировано на работы по созданию спецтехники. Сейчас опытное конструкторское бюро выпускает мобильные газовые блоки, агротехнику, передвижные средства заправки автомобилей сжатым природным газом, баллоны для метана. У «Союза» — 74-е место по России.
ОКБ им. Симонова известно прежде всего своими разработкам беспилотников. Фото okbsimonova.ru
Четвертое место среди казанских «авиационщиков» — у НПО «Опытно-конструкторское бюро имени Симонова». В 2015 году оборот предприятия составил 1,5 млрд рублей. За год он вырос на четверть — в 2014 году выручка составляла 1,2 млрд рублей.
ОКБ им. Симонова известно прежде всего своими разработкам беспилотников. В частности, по заказу Минобороны бюро ведет разработку тяжелого БПЛА с большой продолжительностью полета для мониторинга Северного морского пути. На разработку нескольких опытных образцов и проведение всех испытаний Минобороны выделило 2 млрд рублей. В итоговом рейтинге, у ОКБ Симонова — 88-е место в общероссийском списке.
Померить и продлить ресурс
Соседствует с ОКБ Симонова в общероссийском рейтинге другое казанское предприятие — казанский завод «Электроприбор». В 2015 году оборот завода составил 1,5 млрд рублей. Годом ранее показатель выручки был на 4% меньше — 1,43 млрд рублей. Завод был эвакуирован в Казань из Москвы в 1941 году, в Москве же он работал еще с 1917 года. С 2005 года завод входит в «Ак Барс Холдинг», выпускает различную аппаратуру для авиации (тахометрическая аппаратура, датчики, фазорегуляторы), датчики давления, концентраторы кислорода. Компания — на 89-м месте в общероссийском рейтинге.
Предпоследнее место среди казанских авиационных компаний по обороту занимает Казанское приборостроительное конструкторское бюро. Оборот предприятия в 2015 году составил 262 млн рублей. Годом ранее показатель выручки компании равнялся 246 млн рублей, что на 6% меньше результата 2015 года. КПКБ создавался для нужд завода «Электроприбор» на территории завода №230, как филиал московского ОКБ-12, подчиненный Министерству авиационной промышленности. С 2004 года находится в составе Федерального агентства по промышленности «Роспром». КПКБ производит измерительную аппаратуру, блоки управления регулятора температуры, датчики температуры, крутящего момента и частоты вращения, чувствительные элементы. По России у бюро — 138-е место.
Замыкает список казанских авиационных предприятий по обороту Конструкторско-производственное предприятие «Авиамотор». В 2015 году оборот предприятия составил 64 млн рублей. На фоне авиационных гигантов — совсем не много. Но тут интересно отметить, что за год выручка компании увеличилась в 2,2 раза — в 2014 году она составляла лишь 29,5 млн рублей. Компания является правопреемником Казанского проектного бюро машиностроения, созданного в 1966 году. Согласно сайту компании, «Авиамотор» является основным разработчиком конструкторских решений по повышению надежности, увеличению ресурса авиационных двигателей НК-8-2У, НК-86 и их модификаций, серийно изготавливаемых КМПО. Среди собственных разработок — двигатели НК-8-2У 2-й серии, НК-8-4К, НК-87 и НК-86А.
Какие самолеты собирают в казани
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
[ | website | | | Gelio Vostok | ] |
[ | userinfo | | | Обо мне | ] |
[ | archive | | | gelio@inbox.ru | ] |
|