какие самолеты участвовали во вьетнамской войне

Какие самолеты участвовали во вьетнамской войне

какие самолеты участвовали во вьетнамской войне. Смотреть фото какие самолеты участвовали во вьетнамской войне. Смотреть картинку какие самолеты участвовали во вьетнамской войне. Картинка про какие самолеты участвовали во вьетнамской войне. Фото какие самолеты участвовали во вьетнамской войне

Все возраставшая напряженность в отношениях между ДРВ и Францией, причиной которой был спор из-за Южного Вьетнама, переросла в боевые действия, начавшиеся 19 декабря 1946 г. Ввиду подавляющего превосходства французской армии, к середине 1947 г. под контролем правительства ДРВ находился только самый северный, труднодоступный горный район Вьетбак, все попытки захватить который закончились безрезультатно. Но на занятой французами территории Вьетминь, пользовавшийся колоссальной поддержкой населения, развернул постоянно нараставшую партизанскую войну. Причина популярности коммунистических идей среди вьетнамских крестьян кроется, вероятно, в преимущественно коллективном характере их труда по возделыванию риса и других культур, а также в сильном влиянии на быт и мировоззрение людей крестьянских общин, к религиозным лидерам которых сумел найти подход Хо Ши Мин.

В ответ на действия СССР и КНР, Соединенные Штаты и Великобритания в феврале 1950 г. официально признают Государство Вьетнам (Южный Вьетнам) и предоставляют Франции военную помощь. Однако размеры помощи ограничивались вспыхнувшей войной на Корейском полуострове. В результате Французский экспедиционный корпус во Вьетнаме попал в безнадежное положение. После нескольких месяцев тяжелых боев в мае 1954 г. Вьетминю удалось разгромить гарнизон укрепленного района Дьенбьенфу, при этом французы потеряли убитыми, ранеными и пленными более половины личного состава всех своих войск во Вьетнаме. В июне 1954 г. французское правительство было вынуждено подписать Женевские соглашения по урегулированию в Индокитае, которые регламентировали вывод французского экспедиционного корпуса, гарантировали нейтралитет, уважение независимости, суверенитета и территориальной целостности всех индокитайских государств, а также установили демаркационную линию между обоими Вьетнамами по реке, Бен-Хай и по линии 16╟5Г северной широты. В пределах пzти километров по обе ее стороны устанавливалась демилитаризованная зона.

Но после ухода французов мир на земле Южного Вьетнама так и не наступил: прокоммунистические партизанские отряды (позднее их назовут Вьет-Конг (4) ), опираясь на помощь Северного Вьетнама и значительной части населения Южного, продолжили боевые действия. В результате к 1957 г. Южный Вьетнам был объят пламенем гражданской войны. Масштабы ее неизмеримо возросли в 1960 г., когда на третьем съезде Коммунистической партии Вьетнама Хо Ши Мин объявил о начале «борьбы за освобождение» Южного Вьетнама. Отряды Вьет-Конга превратились в прекрасно вооруженные и обученные подразделения под единым командованием (находившимся на Севере). Для доставки им всего необходимого из ДРВ через территорию Лаоса и Камбоджи была протянута сеть стратегических коммуникаций, известная под названием «тропы Хо Ши Мина». Слабо оснащенная и подготовленная армия Республики Вьетнам не могла обеспечить стабильность и порядок. Поэтому Соединенные Штаты, следуя «теории домино», согласно которой потеря Южного Вьетнама приведет к потере Лаоса и Камбоджи (эта часть теории впоследствии оправдалась), а затем и всей Юго-Восточной Азии, в 1961 г. предоставили военную помощь правительству Республики Вьетнам. Поначалу это была чисто техническая помощь, но все увеличивающийся американский военный персонал (его численность к октябрю 1963 г. составила 16732 человека) постепенно начинает принимать участие в боевых действиях.

какие самолеты участвовали во вьетнамской войне. Смотреть фото какие самолеты участвовали во вьетнамской войне. Смотреть картинку какие самолеты участвовали во вьетнамской войне. Картинка про какие самолеты участвовали во вьетнамской войне. Фото какие самолеты участвовали во вьетнамской войнеЧерез пять дней и американская авиация одержала свою первую победу, хотя и дорогой ценой. 9 апреля в 8 часов 40 минут самолет F-4B Phantom II (сср.номер 151403, экипаж: лейтенант Т.Мэрфи и флагофицер Р.Фэган) из ставшей спустя семь лет знаменитой 96-й истребительной эскадрильи (VF-96) с авианосца «Рэнжер», вступил в воздушный бой с четырьмя МиГ-17. После того, как ракетой средней дальности AIM-7 Sparrow удалось сбить один МиГ-17, Phantom II сам попал под губительный огонь пушек МиГов и упал в море. Экипаж погиб. 3 мая лейтенант Фом Нгок Зан на МиГ-17Ф уничтожил А-4 Skyhawk. 20 июня 1965 г. в 18 часов 25 минут два МиГ-17Ф атаковали четверку палубных поршневых штурмовиков А-1Н Skyraider из 25-й штурмовой эскадрильи (VA-25) с авианосца «Мидуэй». Один из МиГов после неудачного маневра попал под мощный огонь 20-мм пушек двух А-1Н (пилоты Ч.Хартман и К.Джоисон), был сбит и упал в морс.

Всего в период с февраля по июль 1965 г. по американским данным северовьетнамские ВВС потеряли в воздушных боях четыре МиГ-17 (все на счету флота, три из них сбиты F-4B). Американские потери составили четыре или пять F-105D, два палубных штурмовика и один F-4.

Резко возросшее число боевых потерь и прежде всего психологический эффект, который произвело применение во Вьетнаме мощных зенитных ракет средней дальности, заставили американское авиационное командование отказаться от ранее выработанной тактики. Поскольку С-75 уверенно поражал цели на средних и больших высотах, то американской авиации пришлось перейти к полетам на малых и предельно малых высотах. При умелом использовании самолетами рельефа местности обнаружение и сопровождение их радиолокационными станциями становилось затруднительным. Эта переориентация сразу же отразилась на условиях ведения воздушной борьбы: северовьетнамские истребители теперь намного реже получали от РЛС наведения достоверную информацию о летевших у земли самолетах противника. Засады МиГ-17-х постоянно срывались, значительно снизилась эффективность атак по свободно маневрирующим целям.

Начало нового 1966 г. ознаменовано качественным скачком в применении авиации обеими сторонами, которому во многом способствовали переход американцев к новым тактическим приемам и появление на вооружении ВВС ВНА новых типов истребителей. Благодаря активному использованию средств РЭБ американцы получили возможность комбинировать действия маловысотных групп самолетов, прорывавших ПВО, с массированными ударами со средних высот.

какие самолеты участвовали во вьетнамской войне. Смотреть фото какие самолеты участвовали во вьетнамской войне. Смотреть картинку какие самолеты участвовали во вьетнамской войне. Картинка про какие самолеты участвовали во вьетнамской войне. Фото какие самолеты участвовали во вьетнамской войнеНаряду с продолжающимися поставками МиГ-17 советского и китайского производства, с 1966 г. отмечается применение новых модификаций этого МиГа, правда, не получивших широкого распространения. Это были МиГ-17ПФ (J-5A) с РЛС «Изумруд» и тремя пушками НР-23. В ходе исследований возможностей усиления вооружения МиГ-15 и МиГ-17, по заказу вьетнамского правительства в Чехословакии был изготовлен опытный образец МиГ-15, вооруженный помимо двух 23-мм пушек двумя ракетами Р-Зс (7) ; на месте демонтируемой 37-мм пушки устанавливался теплопеленгатор. Позднее, примерно с 1968 г., во Вьетнаме применяли и МиГ-17Ф со стандартным пушечным вооружением и двумя ракетами Р-Зс.

какие самолеты участвовали во вьетнамской войне. Смотреть фото какие самолеты участвовали во вьетнамской войне. Смотреть картинку какие самолеты участвовали во вьетнамской войне. Картинка про какие самолеты участвовали во вьетнамской войне. Фото какие самолеты участвовали во вьетнамской войнеВ 1965 г. на авиабазу Дананг (Южный Вьетнам) специально для борьбы с МиГами было переброшено авиакрыло известных американских истребителей F-104C Starfighter. Однако даже не вступая в воздушные бои, они быстро доказали свою неэффективность и использовались исключительно для нанесения ударов по наземным целям, и только в Южном Вьетнаме.

2 января 1967 г. летчики 555-й тактической истребительной эскадрильи 8-го тактического истребительного авиакрыла под командованием полковника Р.Олдса на F-4 сбили за один день семь МиГ-21, не потеряв при этом ни одного своего самолета (по американским данным). Другим способом борьбы с нараставшей угрозой со стороны северовьетнамских истребителей стали массированные удары по аэродромам базирования МиГов. Главной задачей этих налетов, начавшихся в мае 1967 г., стало систематическое выведение из строя ВПП и рулежных дорожек.

Таким образом, соотношение потерь 2:1, зафиксированное еще в начале войны в воздухе, было восстановлено, чему способствовали постоянные изменения в тактике действий противоборствующих сторон: на новые варианты воздушного нападения всегда изыскивались эффективные меры защиты. Основные причины, приведшие к снижению эффективности действий американской авиации, по мнению зарубежных специалистов, заключались в следующем:

Во-первых, если пилотов и удалось обучить ведению маневренного воздушного боя, то подогнать под него «неманевренный» самолет оказалось довольно сложно: экипаж тяжелого «Фантома» мог лишь уклоняться от атак противника, не имея при этом возможности из-за больших, чем у МиГ-21, радиуса и времени разворота занять тактически выгодное положение для ответной атаки.

Во-вторых, условия сопровождения бомбардировщиков к объекту удара сковывали действия пилотов F-4. Они не могли себе позволить бросить прикрываемую ударную группу и ввязаться в продолжительный бой с истребителями противника, а были обречены только на отражение их атак.

В-третьих, вьетнамским летчикам удалось навязать противнику свою схему боя, строившегося по плану перехвата, что вынуждало американцев действовать в оборонительном ключе и при переходе в атаку прибегать к выполнению сложных и недостаточно эффективных маневров.

31 марта 1968 г. американские бомбардировки севернее 19-й параллели были прекращены, в Париже начались мирные переговоры. Более трех лет воздушной войны, стоившей Америке 3495 потерянных самолетов, не дали ожидаемого эффекта, о чем красноречиво свидетельствовали события тех лет в Южном Вьетнаме

Источник

Раскаты грома над Вьетнамом

какие самолеты участвовали во вьетнамской войне. Смотреть фото какие самолеты участвовали во вьетнамской войне. Смотреть картинку какие самолеты участвовали во вьетнамской войне. Картинка про какие самолеты участвовали во вьетнамской войне. Фото какие самолеты участвовали во вьетнамской войне

Когда «Тандерчифы» и «Скайрейдеры» появились над рисовыми полями Демократической Республики Вьетнам, это стало закономерным развитием конфликта в Юго-Восточной Азии. С 1959 года северовьетнамцы активно поддерживали партизан в Южном Вьетнаме, что неизбежно ставило страну на путь военного столкновения с могущественным союзником южан – Соединёнными Штатами. В начале 1965 года успехи партизан и прибытие к ним на помощь первых батальонов Вьетнамской народной армии заставили руководство США серьёзно задуматься над вопросом — что делать с Северным Вьетнамом? Планы наземного вторжения существовали, но никогда не были реализованы – президент Линдон Джонсон слишком боялся повторения корейского сценария с «миллионом китайских добровольцев». Основным инструментом военного давления на Север стала авиация.

Перед грозой

В августе 1964 года произошел Тонкинский инцидент – сначала реальная, а потом воображаемая атака северовьетнамских катеров на занимавшиеся радиотехнической разведкой и демонстрацией флага американские эсминцы. В качестве ответа палубная авиация США 5 августа совершила налет под кодовым названием «Пирс Эрроу» (Pierce Arrow) на базы ВМС ДРВ и нефтехранилище в Вине, потеряв два самолета (восемь по северовьетнамским данным). Это был первый воздушный налет на Северный Вьетнам и единственный в 1964 году, хотя сами вьетнамцы так не считали. В частности, они зафиксировали удары по провинции Куангбинь 18 ноября. Американцы в тот день проводили крупную операцию по поиску летчика сбитого «Супер Сейбра» в приграничном районе Лаоса, и даже если вторгались в воздушное пространство ДРВ, то это было случайностью.

В феврале 1965 года состоялись две воздушные операции под кодовым названием «Флейминг Дарт» (Flaming Dart). Они опять были акциями возмездия, теперь – за действия южновьетнамских партизан, в которых Вашингтон усматривал руку Ханоя. 7-8 февраля после нападения партизан на два американских объекта в районе Плейку палубная авиация бомбила казармы 325-й дивизии Вьетнамской народной армии у Донгхоя, а ВВС Южного Вьетнама во главе со своим командующим Нгуеном Као Ки атаковали казармы Тяпле (Chap Le). Вьетконговцев это не остановило, и когда они подорвали отель в Куинене, где квартировались техники из подразделения обслуживания вертолетов, 11 февраля был совершен новый налет на казармы. Результаты оказались неубедительными, а потери в этих налетах составили пять самолетов (22 по северовьетнамским данным).

Февральские бомбардировки являлись единичными акциями, но в Вашингтоне уже созревали мысли о более веских мерах. 12 февраля Объединенный комитет начальников штабов (ОКНШ) предложил провести 8-недельную воздушную кампанию. На следующий день президент Джонсон в принципе одобрил воздушную войну против Севера. 18 февраля на заседании Совета национальной безопасности были окончательно утверждены ограниченные удары по ДРВ.

какие самолеты участвовали во вьетнамской войне. Смотреть фото какие самолеты участвовали во вьетнамской войне. Смотреть картинку какие самолеты участвовали во вьетнамской войне. Картинка про какие самолеты участвовали во вьетнамской войне. Фото какие самолеты участвовали во вьетнамской войне

К участию в первых ударах планировали привлечь стратегические бомбардировщики B-52, для чего усилили их группировку на Гуаме, но накануне операции от их использования отказались. Позднее этот вопрос поднимался снова. Предполагалось, что использование B-52 позволит избежать потерь в следующих налетах. В конечном счете генералы и политики «созрели» для отправки «Стратофортрессов» на Север только в апреле 1966 года.

Из списка 94 целей для первого удара были отобраны всего две, расположенные на юге страны, то есть на максимальном удалении от столицы: объект номер 64 – хранилище боеприпасов в Сомбанге (Xom Bang), объект номер 74 – военно-морская база Куангкхе (Quang Khe). Политика требовала участия в налете ВВС Южного Вьетнама. Американцы взяли себе Сомбанг, а южновьетнамцам поручили Куангкхе.

Операция стала своеобразной вехой для ВВС США – впервые они играли главную роль в налете на Северный Вьетнам. Предыдущие удары осуществлялись в основном палубной авиацией. В бой было брошено практически все, что имелось у ВВС в регионе – пять или шесть тактических эскадрилий, а также одна южновьетнамская:

Также участвовали разведчики RF-101C «Вуду» и самолеты-заправщики KC-135 «Стратотанкер», а от службы спасения – самолеты-амфибии HU-16 «Альбатрос» и вертолеты HH-43B/F «Хаски». Суммарное число задействованной авиатехники обычно указывается как «более чем 160 единиц», однако в американских источниках очень много противоречий относительно состава авиационной группировки (например, число F-100 в Сомбанге колеблется от 12 до 16, а общее число американских самолетов в Куангкхе – от 30 до 60). Скорее всего, около 80 самолетов были направлены на Сомбанг и 50-70 на Куангкхе.

Об элементе неожиданности говорить не приходилось. Накануне налета американская пресса сообщила со ссылкой на высокопоставленные источники, что администрация готовит ограниченную воздушную войну против Севера. Возмущаясь утечкой в газете «Нью-Йорк Таймс», Джонсон сказал: «Разве я не прав, что это выглядит почти как предательство? Господи, я думаю, каждая зенитка и все, что есть у них [северовьетнамцев], теперь наготове». Президент был прав в том плане, что северяне тщательно мониторили иностранные СМИ, и как раз в это время северовьетнамское правительство распорядилось о выселении из крупных городов людей, не задействованных в военном производстве. Сразу после налетов 2 марта международная служба ханойского радио упоминала ту самую статью с утечкой в «Нью-Йорк Таймс».

Система ПВО Северного Вьетнама в начале 1965 года имела на вооружении различные пулеметы и зенитные орудия калибра 23 мм (ЗУ-23-2), 37 мм (61-К) и 57 мм (С-60). Практически ничего более крупного не было – по данным американской разведки, арсенал 85-мм орудий (52-К) на тот момент составлял всего восемь единиц. Подготовка расчетов зенитно-ракетных комплексов СА-75М еще продолжалась, а истребители МиГ-17 к отражению налетов пока не привлекались.

Гром над Сомбангом

Первой над целью появилась группа подавления. Спустившись до высоты 30 метров, самолеты принялись атаковать вражеские огневые точки пушечным огнем, свободнопадающими бомбами и кассетными боеприпасами CBU-2/A. Для их использования требовалось заходить на цель на малой высоте и по прямой, что делало самолеты легкими мишенями. Первой жертвой этой тактики стал «Супер Сейбр» 1-го лейтенанта Хайдена Локхарта из 613-й эскадрильи (серийный номер 55-2857), пораженный огнем 37-мм орудия – пилот катапультировался на сверхмалой высоте и успел пробыть под куполом парашюта всего две или три секунды. На очереди был капитан Бэйрд, летевший ведомым Риснера на «Тандерчифе» 61-0214. Его свидетельство:

…когда я смотрел вперед, чтобы определить, какие деревья были выше меня, я увидел нечто вроде черного жирного дыма, спиралью выходящего со стороны деревьев прямо передо мной.

Спустя долю секунды, потребовавшуюся, чтобы подумать «Что это за чертовщина?», я уже знал, что «это» такое. Еще через долю секунды «это» превратилось в 23-мм зенитки и стучало по моему F-105. Очень спокойным голосом я сообщил миру, что в меня попали и я отхожу от цели.

Оценивая – тоже спокойно – степень повреждения моего «Тада», я заметил отверстия диаметром один-два фута в левой консоли крыла. Я не стал проверять правую консоль, потому что теперь в кабине пошел дым. У двигателя начался помпаж. Я быстро терял скорость. Индикатор пожара так и не загорелся.

Я не помню, сообщил ли о своем катапультировании или просто выполнил его.

Кроме двух самолетов, сбитых над Сомбангом, на базу не вернулись еще два F-105 из группы подавления ПВО, пытавшиеся доковылять до Кората с боевыми повреждениями. Борт 62-4260 майора Джорджа Панаса упал в Лаосе, а 62-4325 капитана Кеннета Спаньолы – уже в Таиланде, оба пилота катапультировались. Все три потерянных в налете «Тандерчифа» были из 67-й эскадрильи.

Гром над Куангкхе

Поиск и спасение

Пока самолеты возвращались домой, за работу принялась Служба воздушного спасения ВВС США. Ей требовалось найти и подобрать шестерых летчиков, из которых двое находились на территории Северного Вьетнама и еще двое в прибрежных водах. На раннем этапе войны оснащение спасателей оставляло желать лучшего. Имевшиеся вертолеты «Хаски» были предназначены для тушения пожаров и спасения катапультировавшихся летчиков в мирное время; прогнозировалась потеря 40% парка этих машин в первый год боевых операций. Но уже поступали на вооружение HH-43F с установленной броней и улучшенными характеристиками. Два таких вертолета вылетели из Куангчи (Южный Вьетнам) на поиски летчиков.

Летя над морем, они случайно наткнулись на лейтенанта Ван Фу и подняли его на борт. Затем они осмотрели место приземления капитана Локхарта, где лежали только его шлем и вещи. Наконец вертолетчикам удалось найти капитана Бэйрда, потерявшего весь свой набор выживания при посадке на кроны деревьев. Не растерявшись, Бэйрд развел костер, а когда появились вертолеты – подал сигнал тремя трассирующими пулями из револьвера. Он стал первым американским летчиком, спасенным с территории ДРВ. Во время поисков «Хаски» многократно обстреливались с земли, но повреждения ограничились одной пробоиной в несущем винте. Их прикрывала четверка палубных A-1 (авиация ВМС не участвовала в самом налете, но проявила себя в ходе поисково-спасательной операции), к которым присоединились F-100 и F-105, дежурившие над местами катапультирования. «Хаски» благополучно вернулись в Куангчи. Все восемь вертолетчиков были награждены за героизм медалями «Серебряная звезда».

Базирующийся в Таиланде HH-43 без проблем вытащил из Лаоса майора Панаса, хотя риск был немалым – вертолетчикам пришлось совершить посадку в темноте на потенциально враждебной территории у незнакомой деревни, не будучи уверенными в местонахождении пилота. Местные жители оказались дружелюбными и привели Панаса к вертолету. А в самом Таиланде капитана Спаньолу нашли и эвакуировали как на учениях. Не повезло лишь лейтенанту Хайдену Локхарту. Он стал первым летчиком ВВС США в северовьетнамском плену (и третьим по счету американцем, присоединившись к сбитым в августе 1964-го и феврале 1965-го летчикам палубной авиации Эверетту Альваресу и Роберту Шумейкеру). Сразу после приземления ему пришлось убегать от преследователей, и из-за этого он упустил спасательный вертолет. Радио было потеряно, а сигнал аварийного маяка спасатели не зафиксировали.

В течение недели Локхарт шел на юг, в сторону демилитаризованной зоны, пока не наткнулся на ополченцев, взявших его в плен. По его воспоминаниям, на пути в Ханой к нему относились совершенно нормально; дети в деревне поднесли ему еду и чай, ополченец-пленитель (имевший статус местного героя) его практически опекал, а в один момент, когда его будто бы оставили без присмотра, он зашел в какой-то бар, где ему налили пива… В дальнейшем по мере эскалации бомбардировок отношение к сбитым «воздушным пиратам Джонсона» стало совсем иным. Локхарт провел в плену восемь лет и был освобожден 12 февраля 1973 года.

Результаты

4 марта эхо громовых раскатов над Вьетнамом докатилось до Москвы. Двухтысячная толпа студентов из стран Азии, распевая «Интернационал», подошла к американскому посольству на улице Чайковского. Правоохранительные органы учли опыт бесчинств после февральских авианалетов, так что здание было оцеплено кордоном милиционеров, включая конную милицию, и огорожено снегоуборочной техникой (стояла зимняя погода). Толпу это не остановило, и произошло то, что журнал «Тайм» оценил как первую с 1918 года московскую демонстрацию, которую пришлось разгонять силой. Студентам удалось прорвать кордон, и они принялись закидывать здание камнями, чернильницами, выбивать стекла из рогаток.

Наиболее агрессивно вели себя китайцы, не боявшиеся лезть в потасовку с милицией. За четыре года до Даманского из толпы неслись крики «Вы хуже империалистов» и «Прекратите защищать американцев». Для успокоения демонстрантов пришлось привлечь внутренние войска. Были пострадавшие с обеих сторон, были задержанные. И посольство Китая, и американский посол Фой Колер выразили протест – одни в связи с чрезмерными, а другой в связи с недостаточными действиями милиции. Послу было на что жаловаться: здание заляпано разноцветными чернилами, а меткие стрелки разбили 310 окон. Глава советского МИДа Андрей Громыко принес послу извинения и пообещал компенсировать ущерб.

Американское командование оценило налет как успешный. По опубликованным данным, было поражено 70-80 процентов построек на территории обеих целей. В частности, в Сомбанге уничтожено от 36 до 49 построек (то есть вообще до 100 процентов). В Куангкхе позднейшая фоторазведка зафиксировала только 18 уничтоженных и 13 предположительно поврежденных зданий из 60-70 атакованных. Также сообщалось о потоплении от двух до пяти катеров класса Swatow (хотя один из южновьетнамских пилотов заявил, что катера не являлись их целью).

Собственные потери составили 6 самолетов сбитыми и более десятка поврежденными, в том числе: 3 сбитых и 7 поврежденных «Тандерчифов», 2 сбитых и 3 поврежденных «Супер Сейбра», 2-3 поврежденные «Канберры», один сбитый южновьетнамский «Скайрейдер». Пять из шести потерянных самолетов входили в группы подавления ПВО, причем три из них были поражены во время повторного захода на цель. С одной стороны, это говорит об эффективности ПВО и о неудачной тактике американцев. Вместе с тем в Сомбанге не был потерян ни один ударный самолет, а в Куангкхе сбит один южновьетнамский, так что группы подавления хорошо выполнили свою задачу, пусть и дорогой ценой. В плане потерь летного состава дела обстояли куда лучше: все шесть сбитых летчиков успели катапультироваться, и пятеро были спасены. Лишь один попал в плен.

Министр обороны США Роберт Макнамара был обеспокоен высокими потерями авиации, чего не скрывал на слушаниях в Конгрессе 3 марта.

Конгрессмен Дэниел Флуд: Вы потеряли шесть самолетов?

Генерал Уилер (председатель ОКНШ): Верно.

Макнамара: Это очень тяжелые потери относительно количества вылетов.

Озабоченность Макнамары была такой, что он поручил ОКНШ провести срочный анализ уровня потерь, что и было сделано к 10 марта. Изучив воздушные операции в Лаосе и Северном Вьетнаме в 1964-1965 годах, аналитики заключили, что относительный уровень потерь выше, чем в Корее, и ниже, чем во Второй мировой войне.

Северовьетнамцы поначалу точно определили число вражеских потерь – 6 самолетов по предварительным данным, что озвучено в заявлении верховного командования Вьетнамской народной армии, но позднее «уточнили» это число до 11. Советская пресса сообщала: «Информационные агентства сайгонских марионеток вынуждены были признать, что из 20 южновьетнамских бомбардировщиков “Скайрейдер”, которые по указке США приняли участие в налете на район реки Зянь в провинции Куанг-Бинь, “только 10 благополучно вернулись на базу”». Скорее всего, здесь лукавый подбор слов для создания впечатления, что южновьетнамцы потеряли десяток самолетов; оригинал процитированного южновьетнамского сообщения не найден, но можно предположить, что там говорится о 10 самолетах, вернувшихся без повреждений. И если речь действительно идет о подбитии половины из задействованных A-1, то это не вызывает удивления: уже был прецедент, когда в налете 8 февраля повреждения получила большая часть южновьетнамских штурмовиков.

Для ПВО ДРВ того времени с ее зенитными пулеметами и пушками до 57 мм уничтожение шести вражеских самолетов за день можно считать отличным результатом. Однако даже когда началось применение истребителей (с апреля 1965) и ЗРК (с июля 1965), зенитная артиллерия все равно оставалась на первом месте по результативности. И если судить по северовьетнамским коммюнике, то успех 2 марта был не случайностью, а закономерностью. Уже 31 марта рапортовалось об уничтожении над ДРВ с августа 1964 года первой сотни вражеских летательных аппаратов (северовьетнамцы не делали различий между самолетами, вертолетами и БПЛА, записывая всех в единую статистику). В течение апреля сбито еще 163 летательных аппарата, причем этот рекорд месячной результативности остался непобитым до конца войны. Во вьетнамских, советских, российских источниках можно найти следующие данные: за весь 1965 год всеми средствами ПВО ДРВ сбито 834 летательных аппарата, в том числе 93 записаны на счет зенитно-ракетных частей и 15 – на счет истребительной авиации. Таким образом, 87 процентов всех побед пришлось на долю зенитной артиллерии.

Американцы приводят намного меньшие цифры, в отличие от вьетнамских сопровождаемые номерами самолетов и именами летчиков, но и у них прослеживается аналогичная общая тенденция. В меморандуме ЦРУ, посвященном эффективности «Роллинг Тандер» в 1966 году, для сравнения приводятся данные о потерях авиации с марта по декабрь 1965 года с разбивкой по типам самолетов – в целом 168 машин (без учета потерь во время «Флейминг Дарт» в феврале, нескольких спасательных вертолетов и неизвестного числа БПЛА), среди которых первое место предсказуемо занимают «Тандерчифы» с 54 потерями. По другим источникам, за весь год официально подтверждены всего 11 потерь от зенитных ракет и 2 потери от северовьетнамских МиГов (еще два самолета были сбиты китайскими истребителями), то есть около 90 процентов потерь нанесено зенитной артиллерией. В дальнейшем, когда и авиация, и ЗРК стали использоваться более интенсивно, доля потерь от зенитной артиллерии уменьшилась, составив около 75 процентов за всю войну по американским данным и около 60 процентов по северовьетнамским.

Во время войны вьетнамцы не придавали налету 2 марта особого значения. С их точки зрения, регулярные бомбардировки начались еще 7 февраля: за февраль совершено три налета с перерывами, 2 марта произошел четвертый, следующие были 14-15 марта, и только потом налеты стали практически ежедневными. Такой взгляд перекочевал в советскую историографию (см. «Новейшую историю Вьетнама» под редакцией С.А. Мхитаряна). Начало операции «Роллинг Тандер» оказалось важным только для Вашингтона, считавшего, что теперь он подает вьетнамцам совершенно новый вид «сигналов». Символично, что вьетнамцы не заметили этой новизны. Впереди были три с половиной года медленной и ожесточенной воздушной войны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *