какие самолеты выпускает китай
Особо опасные военные самолеты, которыми гордится Китай
Chengdu J-10
Это Чэнду J-10 – всепогодный многоцелевой истребитель и «рабочая лошадка» военно-воздушных сил Китая. Все 400 ныне действующих «Стремительных драконов» были произведены компанией Chengdu Aircraft Industry Group (CAIG) в Китае при участии российских специалистов и с использованием узлов российского же производства. Этот J-10 пилотирует экипаж из двух человек, но есть и одноместный вариант под названием J-10A.
Китайский истребитель Чэнду J-10. Фото via cnet.com
На J-10 есть 11 фиксированных точек подвески: шесть под крыльями и пять под фюзеляжем. К ним могут крепиться ракеты класса «воздух-воздух» и «земля-воздух» или наружные топливные баки для увеличения дальности полёта. Самолёты J-10 также вооружены управляемыми со спутника бомбами с лазерным наведением. Прообразом двухствольной 23-миллиметровой пушки, установленной на J-10, является ГШ-23, которая впервые была разработана в Советском Союзе в 1965 году Грязевым и Шипуновым.
Практический потолок J-10 составляет 18 тыс. метров, его максимальная скорость – 2,2 Маха (свыше 2700 км/ч), что ставит его в один ряд с самыми быстрыми истребителями, кроме самолётов ВВС США.
Юй Сюй – первая китайская женщина-пилот J-10
В июле 2012 года командир лётного эскадрона Юй Сюй прославилась на всю страну как первая женщина-пилот самолёта J-10. Ещё более знаменита она стала как член демонстрационной команды «1 августа» – «китайского ответа» авиационной группе высшего пилотажа «Голубые ангелы» ВВС США.
Юй Сюй – первая китаянка-пилот истребителя J-10. Фото via cnet.com
Гибель Юй Сюй стала национальной трагедией. Это случилось 12 ноября 2016 года в результате аварии на тренировке, когда пилотируемый ею J-10 столкнулся с другим самолётом. Местные СМИ провозгласили её китайской героиней.
Истребитель четвёртого поколения Shenyang J-11
Шэньян J-11B – это китайский истребитель четвёртого поколения, который был продемонстрирован на проходящем раз в два года авиашоу в Чанчуне. Он рассматривается как конкурент самолётов F-15 и F-16, которые находятся на вооружении ВВС США. Для военно-воздушных сил Народно-освободительной армии Китая (НОАК) было построено 253 этих самолёта.
Несмотря на то, что США и Китай никогда не находились в состоянии войны, у американских военных лётчиков происходил ряд стычек с этими военными самолётами. Так, в августе 2014 года реактивные J-11 перехватили самолёт-разведчик P-8 ВМС США над Южно-Китайским морем. По данным военных докладов, летательные машины прошли очень близко друг от друга, и «китаец» показал своё днище. Американское министерство обороны интерпретировали манёвр как демонстрацию вооружения самолёта.
На этом снимке J-11 стреляет ракетой класса «земля-воздух» по условной наземной цели над Южно-Китайским морем во время учений в июле 2016 года. Фото via cnet.com
Первый палубный истребитель Китая
Это Шэньян J-15 – первая попытка Китая построить палубный истребитель. Самолёт совершил свой пробный вылет в мае 2010 года. Его длина составляет 22 метра, размах крыльев – 14,7 метров (7,4 метра в сложенном состоянии, как на фото ниже).
Китайские СМИ буквально лопаются от гордости за новые J-15, но международные военные аналитики не разделяют этого энтузиазма. Самолёт может взлететь с помощью трамплина, как, например, на первом в истории китайском авианосце «Ляонин» (CV-16).
Палубный истребитель Шэньян J-15. Фото via cnet.com
Первый китайский авианосец
305-метровый боеспособный «Ляонин» берёт на борт 24 многоцелевых истребителя J-15 – менее половины того количества, которое переносят американские авианосцы. Отсутствие стартовой катапульты, как у американцев, вынуждает использовать палубный трамплин. При этом самолётам требуется больше топлива на взлёте, а их максимальный вес ограничен.
Кроме того, быстроходность «Ляонина» ниже, чем у американских авианосцев типа «Нимиц». По сообщениям Центра стратегических и международных исследований, максимальная скорость корабля – всего около 20 узлов (37 километров в час) из-за «плохой конструкции и технической оснащённости» его силовой установки советского производства.
Китайский авианосец «Ляонин» совершает тренировочный выход в море. Фото AP Photo / Xinhua, Li Tang
J-15: дешёвая подделка?
Китайский J-15 – на самом деле не очень качественная копия российского палубного истребителя Су-33. Военно-воздушные силы Китая вели переговоры о покупке в России самолётов Су-33, но планы сорвались в 2006 году, когда выяснилось, что китайский J-11 скопирован с машины Су-27, которую Россия продала стране ранее.
J-20: первый стелс-истребитель Китая
Чэнду J-20 – новейший китайский военный стелс-истребитель пятого поколения, возможно, один из самых впечатляющих в этой стране. Он был введён в эксплуатацию 12 декабря 2016 года, что вывело Китай на третье место в мире как страну, производящую собственные истребители стелс (первые две – Россия и США). Как написал главный редактор китайского журнала «Мировые военные вопросы», самолёт способен атаковать большие надводные корабли, например, авианосцы.
Фото с 11-й Китайской международной авиационной и аэрокосмической выставки в Чжухае демонстрирует днище нового истребителя J-20. Фото via cnet.com
Конструкция стелс значительно снижает вероятность обнаружения радарами. Передняя часть J-20 снабжена маленькими крыльями в форме утиных, что помогает пилоту сохранять контроль и улучшает сверхзвуковые характеристики. Максимальная скорость самолёта – 1,7 Маха (2100 км/час). Предполагаемая стоимость постройки каждой машины – 110 млн долларов США.
Есть множество предположений, что для создания собственного стелс-истребителя Китай использовал информацию, украденную у США.
J-31 – следующий стелс-истребитель Китая
J-20 не единственный стелс-истребитель производства КНР. Корпорация авиационной промышленности создаёт многоцелевой истребитель J-31, который рекламируется как прямой конкурент американского F-35 Lightning II.
Этот самолёт, который прозвали «Соколом», будет в основном продаваться в страны, которым запрещено приобретать F-35. При этом собственные военно-воздушные силы Китая ещё не решили, будут ли покупать эти машины. Это породило слухи о том, что качество истребителя хуже ожидаемого.
Китайский многоцелевой стелс-истребитель нового поколения J-31. Фото via cnet.com
Тем не менее, J-31 – возможно, самый передовой китайский самолёт. Первые полёты запланированы на 2019 год. Он будет оборудован нашлемными прицелами, голографическими экранами в кабинах и высокотехнологичным покрытием стелс. Самолёт способен развивать скорость 1,8 Маха или 2200 километров в час.
JH-7: «Летучая камбала»
JH-7 был введён в эксплуатацию в середине 1990-х годов. JH-7A, переработанный вариант с более лёгкой и укреплённой авиационной конструкцией, вышел в 2004 году. Сейчас разработана версия JH-7B с новой системой авионики и более современным вооружением.
На этом фото одна из женщин-пилотов НОАК управляет бомбардировщиком JH-7 во время тренировочного полёта над Китаем. Фото via cnet.com
JH-7 снабжён 23-миллиметровой автопушкой с двойным стволом ГШ-23L, заряженной 300 патронами, и девятью фиксированными точками подвески. Они способны нести ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-земля», противокорабельные и антирадиационные ракеты. И его статус истребителя-бомбардировщика подразумевает вооружение бомбами с лазерным наведением, управляемыми со спутника.
H-6K – зловещий новый бомбардировщик Китая
Никакой рассказ о новых китайских военных самолётах не был бы полным без упоминания бомбардировщиков Н-6К. Это сильно модифицированная версия старшей китайской машины H-6, которая в свою очередь является лицензированным вариантом советского Ту-16. Самолёт поступил на вооружение в октябре 2009 года, что сделало Китай четвертой страной со стратегическими бомбардировщиками собственного производства.
Этот скриншот 2015 года с китайского ТВ показывает президента Си Цзиньпина в кабине H-6K. У самолёта стеклянная кабина, по меньшей мере пять многофункциональных дисплеев и катапультируемые места для экипажа из четырёх человек. Фото via cnet.com
Секреты большинства новых самолётов Китай тщательно охраняет, показывая лишь небольшую часть во время авиашоу.
KJ-2000 – ключевой китайский радарный щит
Этот странный летательный аппарат – KJ-2000, авиационный комплекс радиообнаружения и наведения. Самолёт, которому НАТО дал кодовое имя Mainring, оснащён мощными 360-градусными радиолокационными системами, способными отслеживать корабли и другие самолёты на большом расстоянии (около 470 километров). KJ-2000 может «видеть» 100 целей одновременно.
KJ-2000 ночью. Фото via cnet.com
Комплексы KJ-2000 наряду с некоторыми другими самолётами ВВС НОАК недавно участвовали в плановых учениях «Красный меч 2016», цель которых – повышение боеспособности войск. Максимальная скорость самолёта – 850 км/ч, а дальность полёта – 5470 км. В настоящее время на вооружении китайских ВВС насчитывается пять машин.
Китайские самолеты лучше российских? Доказать бы.
Пусть никого не смущает ссылка на «Форбс», автор нам хорошо известен. Это Себастьен Роблин (Sebastien Roblin) из The National Interest, так что все в порядке. По каким-то своим соображениям Себастьен решил сменить платформу и опубликоваться на страницах «Форбс», который, оказывается, имеет в секции «Бизнес» (Business) рубрику «Аэрокосмическая и оборонная промышленность» (Aerospace & Defense).
И от Украины сушка в подарок
Итак, чем «зацепил» Роблин? Прежде всего своим мнением, которое довольно оригинальное и противоречивое одновременно.
Стоит с ним согласиться в той части, что Китай (China) вообще в долгу перед СССР (USSR) в плане того, что если бы не поставки наших самолетов, то вряд ли китайские ВВС представляли бы сегодня столь значимую силу.
Первой ласточкой стал МиГ-15 (MiG-15) в далеком 1950 году. А потом, чего уж, Китай просто наладил копирование наших самолетов. Ибо первые приличные китайские самолеты J-5, J-6 и J-7 – это, по сути, клонированные МиГ-17, МиГ-19 и МиГ-21.
Зазорно? Ничуть. Это были классные машины, а МиГ-21 и до сих пор вполне нормально эксплуатируется в ряде стран. Эффективно, я бы сказал. Пакистанцы подтвердят, если что.
Допустим, не все так однозначно. J-15 – это копия Су-33, а вот его мы не продавали и не дарили. За J-15 китайцам стоит сказать спасибо украинцам, которые продав недостроенный «Варяг», вместе с ним подарили не просто два Су-33 из состава корабельной группировки, а еще и со всей документацией. Так что наладить их копирование для Китая стало делом исключительно техники.
Превзошел ли ученик своего ментора?
Роблин ссылается на исследование британского аналитика Джастина Бронка (Justin Bronk) из Королевского объединенного института оборонных исследований (Royal United Service Institute, RUSI, London, United Kingdom), старейшего (с 1831) британского аналитического заведения (the think tank) по оборонным вопросам.
Бронк считает, что «ученик, возможно, уже превзошел своего учителя». Аргументация? Естественно.
Смелое заявление, но согласитесь, в нем есть и зерно истины. То, что КНР экспортирует из России двигатели – это пока. Многие эксперты тоже употребляют это слово. Просто потому что у Китая есть для освоения производства двигателей почти все. И как только будет ликвидировано это «почти»…
Вообще-то, Китай сам производит двигатели для самолетов. Другой вопрос, что они пока сильно уступают российским в главном: в моторесурсе и надежности. Однако время работает на Китай. И вполне возможно, что через несколько лет альтернативные варианты двигателей WS-10B и WS-15 смогут догнать свои российские аналоги.
А как у нас с «Изделием 30»?
Россия в 2020 году потратит на оборону 70 миллиардов долларов, Китай — 190 миллиардов долларов.
Собственно, вот и разница. В два с половиной раза.
Наши ракеты с китайскими микросхемами в «мозгах»
Плюс не стоит забывать, насколько прекрасно развита в КНР электронная промышленность. И что наши ракеты летают с китайскими микросхемами в «мозгах», а не наоборот. И в случае необходимости, коммунистический Китай очень просто сможет реализовать свое преимущество в промышленных площадях и рабочих руках. Умножив все это на технологии, очень несложно будет обеспечить Китаю тотальное превосходство.
Тем более, что китайцы реально хотят иметь все самое лучшее и продвинутое. И не путем покупки за нефтедоллары, а путем изучения и производства на своих мощностях.
Обратный инжиниринг по-пекински
Да, конечно, обратный инжиниринг (прямое копирование) и промышленный шпионаж – это сегодня реалия китайского дня. Однако, если ресурсы и возможности разведок позволяют это сделать – почему нет? Далеко не все сегодня можно купить, а значит – почему не украсть?
Когда-то мы презрительно цыкали на китайские автомобили, называя их более чем уничижительно. Сегодня автомобиль китайского производства прочно занял место на улицах городов всего мира и даже в голливудских фильмах. Что будет дальше – предсказать непросто, самолет более сложная конструкция, но китайская вода и не такие камни может в пыль источить.
Конечно, это не означает, что все однозначно плохо для нас.
Стоит заметить, что скопировано китайцами далеко не все. Есть самолеты, которые пока не под силу соседям типа Ту-160 и МиГ-31. Правда, это и не российские модели, так что просто хорошо, что они у нас есть, и их нет у Китая.
Но и те самолеты, что сегодня строятся в России, пользуются в мире определенным спросом. Именно боевые. КНР тоже участвует во всемирной торговле авиатехникой, но у них более успешно идут беспилотники и учебно-тренировочные машины, как более дешевые.
Однако можно согласиться с американским и британским экспертами в том плане, что если Китай подтянет до уровня России свои двигатели, то самолеты, произведенные в КНР будут более привлекательны на рынке, особенно для тех стран, которые не могут себе позволить американские, европейские и российские самолеты из-за их цены.
А таких стран в мире более чем достаточно.
Треки опережения
И китайским военным есть чем заинтересовать представителей коллег из государств победнее, но амбициозных. Действительно, есть ряд пунктов, по которым китайские самолеты опережают российские.
Например, более широкое использование композитных материалов (composite materials). Здесь реально китайцы молодцы. И разумно, и в ногу со временем. J-11B, J-11D и J-16 – во всех этих самолетах композитные материалы используются очень широко. Что, в свою очередь, влечет уменьшение веса машины, а значит – возможность установки дополнительных систем и вооружений.
Считается, что эти самолеты уже опередили свой прообраз, Су-27. Дело за тем, чтобы догнать самолеты, которые сделаны на базе Су-27 в России. А это не так просто. Но внедрение композитных материалов – хороший шаг на этом пути.
Второе: радары с активной фазированной антенной решеткой (АФАР; the Active Electronically Scanned Array, AESA). Здесь Китай тоже идет вперед семимильными шагами.
Американцы используют на своих истребителях радары с активной фазированной антенной решеткой уже в течение почти двух десятилетий. Россия заявляет о том, что радары с активной фазированной решеткой стали, наконец, устанавливаться на малозаметный истребитель Су-57 и на МиГ-35. Однако на многих произведенных Су-35С нет радара с активной фазированной антенной решеткой. И пока неясной остается состояние работ над тем радаром, который планируется устанавливать на истребитель Су-57.
А сегодня Китай уже обыденно устанавливает радары с активной фазированной антенной решеткой на истребители J-11B/D, J-15 и J-16, а также на легкий однодвигательный J-10 и на малозаметный истребитель J-20.
А свои секреты китайцы хранить умеют
Правда, китайский радар с АФАР, скажем так, пока малоизвестен и засекречен. А свои секреты китайцы хранить умеют. Так что насколько китайский радар хорош, как уверенно он обнаруживает противника и на каком расстоянии – пока эти сведения недоступны широким массам. Равно как и сведения о том, сколько (в процентном отношении) самолетов ВВС НОАК уже оснащены радарами с АФАР.
Но то, что они есть и работают – вот в этом сомнений нет.
Но Р-77 – это все-таки 1994 год принятия на вооружение. Так что сравнение несколько не выгодно смотрится.
Однако у Китая есть и вторая разработка, ракета PL-15, которая имеет даже больший радиус действия, чем последняя модификация ракеты AIM-120D. Ракета PL-15 имеет также двигатель двойной тяги, который позволяет развить скорость до 4М.
Тем не менее, и Р-77, и AIM-120D – это ракеты прошлого века. То, что PL-15 их превосходит – это не удивительно, поскольку американская (1991 г.) и российская (1994 г.) ракеты откровенно устарели. Опередить ракеты с почти тридцатилетним сроком службы – не великая честь.
Есть смысл догонять и перегонять Россию в таком соревновании не с Р-77, а, скажем, с Р-33 или Р-37М, которых пока в войсках не так много, как хотелось бы, но они есть и продолжают поступать. А вот радиус действия этих ракет (320 км) – это предмет для разговора.
В общем – китайским инженерам еще есть над чем поработать.
Модная малозаметность
Следующим пунктом будет модная малозаметность (Stealth Aircraft Technology).
Некоторые эксперты сегодня называют китайский истребитель Chengdu J-20 первым заслуживающим доверия малозаметным истребителем пятого поколения, разработанным за пределами Соединенных Штатов.
В статье Роблин приводит очень любопытные высказывания из доклада все того же Королевского объединенного института оборонных исследований Великобритании в адрес Су-57.
По мнению британцев, у Су-57 эффективная поверхность рассеивания будет, по крайней мере, на порядок больше, чем у F-35 и на несколько порядков больше, чем у F-22. А потому он не может считаться достойным конкурентом ни американскому F-22, ни китайскому J-20 как самолет, предназначенный для завоевания превосходства в воздухе.
То есть британские эксперты ставят J-20 и F-22 намного выше Су-57, что однозначно является комплиментом в сторону китайского истребителя. Действительно, военное ведомство Китая потратило очень много денег на разработку своего самолета с технологией «стелс».
Другой вопрос, настолько ли J-20 соответствует истребителю пятого поколения в плане двигателей?
Конечно, в Китае продолжаются работы над палубной версией J-31 «Большой сокол», детище Shenyang Aircraft Corporation, но пока сложно сказать, насколько этот проект будет удачен.
Учитывая растущие потребности морской палубной авиации, скорее всего, проект будет доведен до конца.
Также проблемой является ограниченная точность российской спутниковой системы ГЛОНАСС, которая используется для расчетов и навигации. Но если сравнивать ГЛОНАСС с его точностью в 3 метра и «Бэйдоу-3» с точность в два раза больше – здесь, как говорится, комментарии излишни. И количество высокоточных ракет Китая будет легко и непринужденно нивелировано низкой точностью их навигационной системы.
Но – дорогу осилит идущий, и с навигацией вопрос может быть решен в ближайшем будущем. Тем более, что орбитальная группировка Китая растет день ото дня.
Что касается систем целеуказания, то здесь Роблин уверен в том, что российские самолеты остались в прошлом веке, используя более сложные и менее точные методы типа встроенных в самолет систем наведения или задействования операторов телеуправления в двухместных самолетах типа Су-30 или Су-34.
Американец и британцы уверены, что китайская электронно-оптическая система целеуказания, которую сейчас устанавливают на новейшие китайские истребители, включая J-10, J-16, и J-20, имеет явные преимущества перед российской системой.
Беспилотные баталии
О беспилотниках вообще стоит сказать отдельно.
При всем уважении к истребителям и бомбардировщикам, все больше внимания уделяется беспилотным аппаратам. Хотя бы потому, что при эксплуатации этих ЛА не расходуется такой сложновосполняемый ресурс, как пилоты. БПЛА и дешевле, а возможности ничуть не хуже, чем у нормальных самолетов. Потому, вполне естественно, что это направление будет привлекать и внимание, и средства.
Беспилотный аппарат (в роли и ударной, и разведывательной) уже сегодня становится незаменимым помощником самолету.
У Китая с дронами полный порядок.
В течение последних двух десятилетий Китай разработал широкий спектр как разведывательных, так и ударных беспилотников, начиная с небольших и дешевых CH-2 и «Wing Loong», которые оказались более чем удачными, поскольку их активно экспортируют. Далее идут реактивная «Тень облака», «Божественный орел», способный вести стратегическую разведку, сверхзвуковой разведывательный WZ-8.
И, если мы рассматриваем концепцию применения БПЛА совместно и на благо обычных ВВС, то здесь Китай заметно опережает многие страны, в том числе и Россию, которая вообще не имеет на вооружении ударных БПЛА.
Да, было объявлено о начале поставок в 2021 году в части каких-то ударных беспилотников, но даже не было оглашено их название. Хотя российские ВВС имеют в своем распоряжении целый комплекс тактических разведывательных аппаратов, прекрасно зарекомендовавших себя на Украине и в Сирии.
Но беспилотные аппараты – это только поддержка для нормальных самолетов.
Ученик не опередил учителя
Говоря же о преимуществе китайских самолетов перед российскими, как было сказано, в стиле «ученик перещеголял учителя», здесь стоит все разложить по полочкам.
Россия-Китай:
1. Двигатели. Пока однозначно Россия впереди. 1-0
2. АФАР. У Китая программа реализуется легко и просто, вопросы только в качестве. 1-1
3. Композитные материалы. Впереди Китай. 1-2
4. Системы РЭБ. Россия. 2-2
5. Вооружение. Россия. 3-2
6. Электроника. Целеуказание, авионика. Китай. 3-3
Хотя достаточно справедливо указали на наше отставание в отдельных видах. Что есть – то есть.
Сирия
Но это так же временно, как и отставание Китая.
И все может с течением времени получиться именно так, как хотелось бы господам роблинам и бронкам.
А чтобы не получилось… Необходимо постоянно и очень хорошо помнить о тех, кто дышит нам в затылок. И развиваться в правильном направлении.
10 китайских производителей самолётов
В последнее время появилось огромное количество китайских автомобилей. Некоторые просто вышли на международный рынок, ранее производя технику только для внутреннего потребления. Некоторые только-только появились и неожиданно начали доминировать на мировых автосалонах. И вот вопрос — а как в Китае дела с авиастроением? Сколько компаний строит самолёты и вертолёты?
Xi’an (Сиань). Один из крупнейших авиабрендов страны. Завод был основан в 1958 году в первую очередь для разработки и производства военных самолётов, в частности — истребителей и транспортников. Последняя разработка компании — транспортный гигант Xi’an Y-20 (на фото), совершивший свой первый полёт в 2013 году, а в июне 2016-го официально поступивший в серийное производство. На сегодняшний день в китайскую армию поступило две таких машины. Грузоподъёмность — 66 тонн, силовые агрегаты — четыре российских Д-30.
Shenyang (Шэньян). Другой крупный игрок военно-воздушного рынка. Завод основан в 1951 году, а в 1953-м выпустил первую продукцию — это один из старейших авиазаводов Поднебесной. Интересно, что Shenyang «грешит» тем же, чем многие китайские автомобилестроители — «клонированием» чужих разработок. Скажем, истребитель Shenyang J-11B считается нелицензионной копией российского Су-27. На заводе работает около 20 000 человек. На снимке — многоцелевой истребитель пятого поколения Shenyang J-31, совершивший первый полёт в 2012 году (серийное производство ожидается в 2018-м).
Shaanxi (Ханьчжун). Компания, основанная в 1969 году и несколько лет назад окончательно поглощённая корпорацией Xi’an с сохранением прежнего производства под собственным брендом. Продукция Shaanxi — это нелицензионные копии самолётов КБ Антонова. Самая ходовая модель, производящаяся с 1974 года Shaanxi Y-8, является копией Ан-12 (производств которого на Украине прекратилось ещё в 1973-м). Shaanxi Y-8 существует по меньшей мере в 44 вариантах и эксплуатируется, помимо Китая, вооружёнными силами Мьянмы, Пакистана, Судана, Танзании и Венесуэлы. Раньше эксплуатировался ещё и Шри-Ланкой, но все три шри-ланкийских машины попали в авиакатастрофы.
Hongdu (Наньчан). Военно-производственная компания, основанная в 1951 году и ранее работавшая под брендом Nanchang. Основная продукция — это учебные самолёты для тренировок военных пилотов. Последняя показанная модель (на снимке) — учебно-боевой сверхзвуковой Hongdu L-15, совершивший первый полёт в 2006 году и поступивший на рынок в 2010-м (на вооружение принят ещё тремя годами позже). Сегодня, помимо Китая, заказан ещё Замбией и Венесуэлой.
Harbin (Харбин). Основанный в 1952 года авиазавод, производящий вертолёты и самолёты — как собственной разработки, так и копии различного свойства, например, лицензионный бразильский бизнес-джет Embraer Legacy 600. Наиболее известен и распространён из линейки компании многоцелевой вертолёт Harbin Z-9 (на снимке), лицензионная копия французского Eurocopter AS365 Dauphin, производящаяся с 1994 года.
Guizhou (Гуйчжоу). И ещё один производитель военной техники, но более молодой, образованный лишь в 1993 году. Среди продукции — военные истребители, учебные самолёты, беспилотники, авиационные двигатели. На снимке основная модель компании, истребитель Guizhou JL-9. Модель совершила первый полёт в 2003-м, в серию поступила в 2013-м и сегодня, помимо Китая, заказана армией Судана. Интересно, что на экспорт самолёт поставляется под названием FTC-2000 Mountain Eagle.
Comac (Шанхай). Крупнейший китайский производитель гражданской авиации. Компания основана в 2008 году в рамках возрождения производства гражданских самолётов в Китае (до того все невоенные самолёты закупались за границей), а в июне 2016 года в серийное производство поступил первый гражданский авиалайнер Comac ARJ21, совершивший первый полёт восемью годами раньше. Существует четыре модификации самолёта; ARJ21 заказаны, помимо Китая, авиакомпаниями из Лаоса, Малайзии, Индонезии и других стран.
Chengdu (Чэнду). Основанный в 1990 году разработчик и производитель военной техники. История завода, правда, началась раньше, ещё в 1956-м, когда в Чэнду начали производить истребитель J-5 по советской лицензии. Впоследствии компания строила множество моделей по лицензиям различных компаний, в том числе американских. Последняя собственная разработка — это поставленный на вооружение в 2015 году истребитель пятого поколения Chengdu J-20 (на фото)
Changhe (Цзиндэчжэнь). Один из ведущих вертолётостроителей Китая, основанная в 1969 году компания Changhe, сегодня строит не только собственные машины, но и элементы для американских вертолётов Sikorsky. На снимке — ударный вертолёт CAIC Z-10, разработанный КБ Камова по заказу китайского правительства. CAIC в данном случае — аббревиатура полного названия Changhe, Changhe Aircraft Industries Corporation. Вертолёт впервые поднялся в воздух в 2003 году, на вооружении с 2012-го.
Yuneec (Шанхай). В первую очередь эта компания хорошо известна своими дронами, квадрокоптерами гражданского назначения. Она принимает участие в выставках мировой электроники, её продукция свободно продаётся в магазинах. Но у Yuneec есть отделение, специализирующееся на производстве лёгких электросамолётов — это вообще одна из немногих негосударственных компаний-авиапроизводителей в Китае. На снимке — представленная в 2009 году модель Yuneec International E430. Правда, с серийным производством у Yuneec пока не ладится — предзаказы есть, но поставки уже несколько раз переносились на следующий год.