какие самолеты выпускают в россии в 2020 году
Готовимся к взлету: новинки российского гражданского авиапрома
Несмотря на эпидемиологическую обстановку, Объединенная авиастроительная корпорация продолжает работу над новыми гражданскими самолетами. Продолжаются испытательные полеты будущего флагмана российской авиации МС-21-300, завершается сборка планера дальнемагистрального Ил-96-400М, вскоре начнется стыковка ключевых агрегатов регионального Ил-114-300.
С самого начала пандемии COVID-19 предприятия ОАК не прекращали свою работу. Современные IT-решения позволили быстро перевести сотрудников инженерных и корпоративных центров на удаленные рабочие места. Заводы также не останавливались, была организована посменная поддержка непрерывных производственных процессов, от которых зависит реализация программ ГОЗ и ВТС. Введен строгий контроль за состоянием здоровья сотрудников, проводится дезинфекция территорий и помещений предприятий ОАК, принимаются и другие меры безопасности. Работа продолжается.
МС-21-300: флагманские испытания
Главный проект гражданской авиации России последних лет – узкофюзеляжный среднемагистральный авиалайнер нового поколения МС-21-300 – продолжает программу летных испытаний. В связи с пандемией COVID-19 произошел небольшой перерыв, но работы уже возобновлены. Сейчас в рамках программы сертификации по российским и европейским нормам МС-21-300 проходит большой комплекс наземных, летных, стендовых испытаний.
В программе принимают участие четыре опытных самолета. Два из них оснащены пассажирскими салонами. В деле проверяются модификации с двухклассной компоновкой на 163 места и сверхплотной компоновкой на 211 мест. Полеты выполняют экипажи корпорации «Иркут», а также совместные экипажи: летчики корпорации и представители сертификационных центров. Темп летных испытаний наращивается. Нередко в полете одновременно находятся два самолета.
Во время полетов испытательное оборудование последнего поколения позволяет регистрировать около 40 тысяч параметров. Уже проведены испытания МС-21-300 на устойчивость к флаттеру и на предельные углы атаки. Протестированы основные двигатели и вспомогательная силовая установка, в том числе при взлете и посадке с отказавшим двигателем. Определена минимальная скорость отрыва самолета. Подтверждена работоспособность системы инструментальной посадки и оборудования для полета в темное время суток.
Авиалайнер МС-21-300 создается в широкой кооперации предприятий Ростеха. Более половины авионики разработано холдингами Госкорпорации, поставляются титановые и композитные детали. На Иркутском авиационном заводе строится первый самолет МС-21-300, который пройдет летные испытания с двигателями ПД-14, разработанными Объединенной двигателестроительной корпорацией.
Стартовало производство самолетов МС-21-300 для поставки заказчикам, собирается фюзеляж первой машины. Начать серийное производство позволили позитивные результаты летных и наземных испытаний, которые доказали правильность основных конструкторских и технологических решений.
Ил-96-400М: для дальних полетов
В цехе окончательной сборки воронежского авиазавода ВАСО, входящего в авиационный комплекс Ростеха, продолжается сборка широкофюзеляжного, дальнемагистрального авиалайнера Ил-96-400М. Этот широкофюзеляжный самолет – новая модификация Ил-96-300. Сегодня самолеты Ил-96-300 эксплуатируются в специальном летном отряде «Россия», который обеспечивает перелеты высших должностных лиц страны.
Проект Ил-96-400М стартовал в 2017 году. Одним из отличий глубоко модернизированной версии от предшественника является удлиненный фюзеляж, который увеличен на 9,35 метра. Это позволит перевозить еще больше пассажиров. Современный удобный салон обеспечит высокий уровень комфорта в дальнемагистральных перелетах.
Ил-96-400М будет оборудован современным пилотажно-навигационным комплексом и радиосвязью отечественного производства, соответствующими требованиям международных авиационных властей к системам навигации, наблюдения и связи. Модульную интегрированную авионику для нового авиалайнера производит «Концерн Радиоэлектронные технологии» Ростеха.
Самолет может быть представлен заказчику в различных компоновках. В одноклассном исполнении он позволит вместить 402 пассажира, двухклассном – 350, а трехклассном – 305.
Еще одним важным отличием Ил-96-400М станет более мощная силовая установка ПС-90А1 по сравнению с базовой ПС-90А, установленной на Ил-96-300. У этого двигателя увеличена максимальная тяга, он оснащается малоэмиссионной камерой сгорания и новыми звукопоглощающими конструкциями 2-го поколения. Производится двигатель на заводе «ОДК-Пермские моторы».
Окончание работ по сборке первого опытного образца Ил-96-400М и передача самолета на испытания планируются в конце текущего года. Сейчас специалисты ВАСО проводят стыковку основных агрегатов планера и приступают к монтажу систем самолета. Самолет полностью собирается из российских комплектующих.
Ил-114-300: новый региональный
Ил-114-300 – глубокомодернизированная версия регионального турбовинтового самолета Ил-114-100. Проект предшественника нынешнего самолета, создаваемого в новом облике, начинался еще в позднем СССР. Его строили на заводе в Узбекистане. Через некоторое время после распада страны и обширной системы кооперации проект «забуксовал». Однако потребность в такого рода транспорте сохранилась, ведь этот самолет создавался с целью заменить на местных авиалиниях советский «хит» Ан-24. Сегодня парк этих самолетов быстро сокращается – машины вырабатывают ресурс и уходят в прошлое.
Необходимые для возобновления программы решения были приняты в 2016 году. Как отметил глава государства, ситуация, в которой людям приходится летать в соседние регионы через Москву или Санкт-Петербург, неприемлема и экономически нецелесообразна. Нашей стране нужна собственная машина для связи регионов, конкурентоспособная на мировом рынке. Конструкторы «Ильюшина» приступили к работе, началась подготовка производства.
Ил-114-300 – полностью российский самолет, способный перевозить до 68 пассажиров. Особенности конструкции позволяют использовать его на малооборудованных аэродромах местных авиалиний. Ил-114-300 может приземляться как на бетонку, так и на плотные грунтовые полосы, оснащен встроенным пассажирским трапом и в целом обладает высоким уровнем автономности. Все это делает его незаменимым крылатым «автобусом» для удаленных районов Севера, Дальнего Востока и Сибири.
При создании Ил-114-300 применяется ряд новейших технологий, разработка самолета ведется в «цифре». Современный цифровой пилотажно-навигационный комплекс позволит эксплуатировать его в сложных метеоусловиях. Эффективный и экономичный турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ-01, разработанный «ОДК-Климов», обеспечит самолету дальность полета до 1500 км при полной загрузке.
Ил-114-300 – универсальная платформа, на базе которой могут создаваться самолеты различного назначения: грузового, грузопассажирского, специального (для разведки, мониторинга, медицинских нужд).
Сейчас идут работы над первым опытным самолетом, которому в скором времени предстоит совершить первый полет. Параллельно заводы ОАК завершают изготовление и сборку агрегатов второго опытного Ил-114-300 уже по серийным технологиям. В кооперации по изготовлению агрегатов участвуют предприятия Воронежа, Ульяновска, Нижнего Новгорода, Москвы. Окончательная сборка будет осуществляться на авиационном заводе им. П.А. Воронина в подмосковных Луховицах. Ведущими поставщиками систем и оборудования являются предприятия Ростеха.
В России началось десятилетие прорыва в авиастроении
Сегодня в мире есть лишь несколько стран, в которых налажен серийный выпуск гражданских и военных самолетов, и одна из них — Россия. Страна уступает США и ЕС по объему производства, но не технологически. В 2020 году мировые лидеры Boing и Airbus останавливали заводы и сокращали выпуск. Россия же подняла в небо два новых самолета, оснащенных новыми отечественными двигателями. Аналитический портал RuBaltic.Ru выяснил, что это значит для российского авиастроения и каковы перспективы развития отрасли.
Россия выбрала удачный момент для возвращения в высшую лигу самолетостроения
Наиболее востребованными пассажирскими самолетами в ближайшие 20–30 лет будут узкофюзеляжные среднемагистральные аппараты. С таким прогнозом согласны российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и эксперты американской компании Boing. Чтобы удовлетворить спрос, рынку необходимо около 40 тысяч новых самолетов к середине XXI века.
В последние годы лидер рынка Boing испытывает проблемы, связанные с новыми самолетами. Две катастрофы и последующий запрет на полеты в 2019 году модели Boeing 737 MAX принесли компании многомиллионные убытки. По состоянию на конец 2020 года в ангарах простаивало 450 авиамашин этой модели.
В феврале 2021 года Boing рекомендовал авиакомпаниям приостановить полеты самолетов 777 с двигателями Pratt & Whitney 4000-112. В ходе полета над США у одной из таких машин загорелся двигатель. 128 аппаратов будут стоять на земле, пока не завершится расследование.
Неудачи Boing создают на рынке благоприятные условия, в которых российское авиастроение может доказать свою конкурентоспособность и высокие стандарты надежности российских самолетов.
В конце 2020 года в небо поднялись сразу два новых российских пассажирских самолета: среднемагистральный узкофюзеляжный МС-21 и ближнемагистральный Ил-114.
Оба аппарата были произведены и собраны на территории России с использованием российских технологий и комплектующих.
Российский МС-21 претендует на место Boeing.
МС-21 совершил свой первый полет в середине декабря 2020 года на аэродроме Иркутского авиационного завода. Он был оборудован двигателем ПД-14, разработанным и произведенным в России.
«Этот полет — результат объединения двух важнейших программ гражданского авиастроения России: самолета МС-21 и двигателя ПД-14.
Усилиями ученых, конструкторов, инженеров, рабочих создается лайнер нового поколения, который возвращает нашу страну в высшую лигу мировой авиации», — так прокомментировал испытания МС-21 глава «Ростеха» Сергей Чемезов.
МС-21 будет конкурировать на рынке с американским Boeing 737 Max, французским Airbus 320neo и китайским Comac C919. По мнению исполнительного директора отраслевого агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, российский самолет по основным летно-техническим характеристикам опережает зарубежные аналоги.
МС-21 оснащен композитным крылом, аэродинамические качества которого позволяют экономить топливо. Дальность полета самолета составляет до 6 тысяч километров. На 20% по сравнению с конкурентами увеличен объем багажных полок, обеспечено более комфортное давление воздуха в салоне. Самолет может перевозить до 211 пассажиров.
Эксплуатационные расходы российского МС-21 на 12–15% ниже, чем у зарубежных аналогов. Также на 15–25% ниже выбросы СО2 в атмосферу.
После запуска серийного производства МС-21 пополнит авиапарк российских кампаний. Контракт на 50 машин есть у «Аэрофлота». Также договор о намерении приобрести самолет подписала казахстанская Bek Air.
Установка российского двигателя ПД-14 на МС-21 — прорыв российского самолетостроения. Зависимость отечественных авиакомпаний от обслуживания авиапарка за рубежом будет ослаблена.
Новый турбовентиляторный двигатель ПД-14 был создан в России впервые после распада СССР. Конструкторы и производители обещают, что расходы на эксплуатацию ПД-14 на 14–17% ниже, чем у аналогичных двигателей.
«Ростех» 9 февраля получил разрешение на старт серийного производства авиационных маршевых двигателей ПД-14. Агрегаты будут переданы заказчикам для установки на самолеты МС-21. Об этом сообщили в пресс-релизе госкорпорации.
Ил-114-300 — новый самолет для российских северных широт
Первый полет Ил-114-300 также успешно состоялся в середине декабря 2020 года. Старт серийного производства самолета намечен на 2023 год.
Ил-114-300 — турбовинтовой самолет вместимостью не менее 60 пассажиров. Он способен совершать полеты в районах Арктики на дальность около 1 000 километров на высоте до 7,2 тысячи метров. Для разгона и посадки самолету достаточно полуторакилометровой взлетно-посадочной полосы.
Производитель рассчитывает, что к 2030 году Ил-114-300 займет место Ан-24 и Ан-26, а также импортных аналогов. К этому времени планируется произвести более 100 самолетов.
Самолеты Ил-114-300, совершившие полеты в декабре 2020 и феврале 2021 года, оснащены двигателями марки ТВ7-117СТ-01, которые производятся в Санкт-Петербурге. Как заявил Минпромторг, двигатель многофункционален и может быть установлен на самолетах Ил-114, Ил-112, а также на вертолетах Ми-38.
Истребитель пятого поколения Су-57 обеспечил России военное превосходство в воздухе
В январе 2021 года истребитель пятого поколения Су-57 поступил на вооружение Воздушно-космических сил России. Первые серийные самолеты уже переданы в авиаполк Южного военного округа, сообщило правительство Хабаровского края. В Комсомольске-на-Амуре расположен авиазавод — производитель новых истребителей.
С поступлением Су-57 на вооружение ВКС России США перестали быть единственной страной с истребителями пятого поколения в военном арсенале.
Военный обозреватель журнала «Арсенал отечества» Дмитрий Дрозденко в эфире радио Sputnik назвал четыре главных преимущества Су-57 по сравнению с зарубежными аналогами и самолетами четвертого поколения.
Во-первых, радары нового истребителя обеспечивают ему всесторонний обзор, эту технологию называют «умной обшивкой». Во-вторых, дальность полета самолета увеличена. В-третьих, Су-57 развивает скорость выше, чем у американских F-22 и F-35. В-четвертых, он обладает сверхманевренностью.
«То, что вытворяют наши машины, повторить не может никто», — высказал свое мнение эксперт.
Су-57 предназначен для уничтожения воздушных, наземных и надводных целей. Самолет малозаметен для систем ПВО, опираясь на свои преимущества, он призван обеспечить российским ВКС абсолютное превосходство в воздухе.
Производство истребителя пятого поколения Су-57 на КнААЗ им. ГагаринаРоссия никогда не переставала быть воздушной державой
МС-21, Ил-114-300 и Су-57 — важные достижения российской авиационной промышленности, но не единственные.
В феврале компания из группы «Калашников» ZALA AERO GROUP презентовала на международной выставке IDEX-2021 в Абу-Даби новый беспилотник ZALA VTOL. Аппарат предназначен для воздушного мониторинга. Его можно использовать для разведки залежей полезных ископаемых, поисково-спасательных работ или наблюдения за определенной территорией.
Военные авиастроители регулярно выпускают новинки. В середине 2019 года ОКБ Сухого провело первый полет тяжелого ударного беспилотника С-70 «Охотник». С 2018 года ведется разработка гиперзвуковой авиационной ракеты «Гремлин». По сообщению газеты «Известия», испытания нового вооружения пройдут в 2023 году. Благодаря маленьким габаритам «Гремлин» смогут применять бомбардировщики, ракетоносцы, а также Су-57.
На стадии опытно-конструкторских работ находится проект истребителя-перехватчика МиГ-41. Об этом сообщили «РИА Новости» со ссылкой на госкорпорацию «Ростех». Согласно заявлениям Российской самолетостроительной корпорации «МиГ», новый перехватчик сможет выполнять боевые задачи в космосе.
В разработке «Авиационного комплекса имени С. В. Ильюшина» находится тактический военно-транспортный самолет Ил-276. Первый полет намечен на 2023 год.
Продолжает развиваться проект ближнемагистрального пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100. По словам главы российского Минпромторга Дениса Мантурова, в 2021 году появится новая версия бизнес-SSJ-VIP.
Авиастроение — высокотехнологичная отрасль, которая создает России рабочие места по всему технологическому циклу и привлекает высококлассных специалистов.
Генеральный директор Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова Михаил Гордин в большом интервью для РИА Новости рассказал, что над новыми МС-21 и Ил-114-300 многие годы работали тысячи человек.
По словам Гордина, Россия сохранила и преумножила советские компетенции в авиа- и двигателестроении. Отсутствие новинок в 2000–2010-х связано не столько с кризисом 1990-х, сколько с длинным производственным циклом. Так что кризис в западном авиастроении, потребность России в собственных самолетах и наличие перспективных проектов создают благоприятные условия для развития российской авиационной промышленности.
Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!
Гражданский сектор авиапромышленности России в 2020 году
В прошедшем 2020 году серийное производство пассажирских и транспортных самолетов на российских авиазаводах суммарно составило около 20 машин отечественной разработки
Авиазавод в Комсомольске-на-Амуре (КнАФ)
Больше всех самолетов гражданского назначения вновь построено на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре (КнАФ) АО «Региональные самолеты (РС)» (филиал корпорации «Иркут») – 12 машин марки «Суперджет-100» (SJ-100). Для сравнения: в 2019 г. было построено 18 самолетов SJ-100. АО «РС» – это бывшая компания «Гражданские самолеты Сухого (ГСС)».
Можно с большой долей уверенности предположить, что сейчас нет необходимости наращивать производство «Суперджетов», т.к. несколько десятков новых невостребованных SJ-100 пока не «пристроены» в авиакомпании. Госкорпорация «Ростех» запланировало до 2024 г. поставить до невостребованных ранее 60 самолетов марки «Суперджет-100» в различные отечественные авиакомпании, в первую очередь в авиакомпанию Red Wings, которую «Ростех» контролирует через Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). В прошедшем 2020 г. это процесс начался. Сейчас в Red Wings эксплуатируется три машины SJ-100, готовиться возить пассажиров четвертый «Суперджет». В прошедшем декабре авиакомпания Red Wings получила этот четвертый «Суперджет-100». Этот борт (регистрац. № RF-89140 и серийн. № 95200) совершил первый полет 21 мая 2020 г. и ранее нигде не эксплуатировался. В 2021 г. в «Красных крыльях» (Red Wings) в намечено «трудоустроить» 23 невостребованных самолета SJ-100.
Иркутский авиазавод (ИАЗ)
В прошедшем году на Иркутском авиазаводе (ИАЗ), входящем в состав корпорации «Иркут», был построен пятый летный образец перспективного ближне-среднемагистрального авиалайнера МС-21-300 с отечественными двигателями ПД-14, который впервые поднялся в воздух 15 декабря 2020 г.
Изготовление пятого летного образца перспективной машины (заводской серийный номер MSN 73055) было выполнено с ранее объявленным графиком. Принято решение, что модификация авиалайнера МС-21-300, оснащенная двумя отечественными двигателями ПД-14, будет обозначаться как МС-21-310.
Ульяновский авиастроительный комплекс «Авиастар-СП»
В 2020 г. на «Авиастаре» было запланировано построить пять серийных военно-транспортных самолетов (ВТС) Ил-76МД-90А. По официальной информации, заводы-смежники в рамках кооперации передали в 2020 г. «Авиастару» комплектующие узлы и агрегаты именно для пяти машин Ил-76МД-90А. По существу построили только три машины в рамках контракта с Минобороны России.
17 марта 2020 г. в Ульяновске совершил первый полет Ил-76МД-90А с бортовым номером RF-78658 (№ 0203). Необходимо отметить, что этот самолет выкатили из цеха окончательной сборки еще в декабре 2019 г. 26 августа в Ульяновске совершил первый полет машина Ил-76МД-90А с бортовым номером RF-78659 (№ 0204). 6 декабря 2020 г. в Ульяновске совершил первый полет ВТС Ил-76МД-90А с бортовым номером RF-78660 (№ 0205). Постройка этих двух самолетов (№ 204 и № 205) была завершена в 2020 г.
В середине августа 2020 г. официально было заявлено, что на предприятии в завершающую стадию вступила постройка седьмого серийного модернизированного военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А (№ 0206). Однако сообщений о том, что самолет был выкачен из цеха окончательной сборки до 31 декабря 2020 г. не поступало. Эта машина станет первым серийным самолетом, построенным с помощью автоматизированной поточной линии сборки самолетов Ил-76МД-90А, которую запустили в эксплуатацию в октябре 2019 г
Казанский авиазавод им. С.П.Горбунова (КАЗ)
В 2020 г. на Казанском авиазаводе была завершена постройка двух машин марки Ту-214 для специального летного отряда (СЛО) «Россия
19 июня 2020 г. в Казани совершил первый полет самолет Ту-214ПУ с регистрационным номером RА-64532. 29 декабря 2020 г. в Казани совершил первый полет самолет Ту-214ПУ с регистрационным номером RА-64533.
Предположительно, это второй и третий самолеты специального назначения Ту-214ПУ (пункт управления) изготовленные по контракту 2017 г. на три самолета этого типа для ФГБУ «Специальный летный отряд (СЛО) «Россия» Управления делами президента Российской Федерации. Первая машина Ту-214ПУ в рамках этого контракта между Управлением делами президента и госкорпорацией «Ростех» совершила первый полет в Казани 28 декабря 2018 г. и была передана СЛО «Россия» летом 2019 г. К настоящему времени СЛО «Россия» уже располагает 15 самолетами Ту-214 различных модификаций и четырьмя самолетами Ту-204.
Всего на 1 января 2021 г. на Казанском авиационном заводе им. С.П.Горбунова (филиал ПАО «Туполев») построены 33 самолета Ту-214.Общее количество построенных машин семейства Ту-204/Ту-214, построенных в СССР и России с 1989 г. вместе с опытными образцами составило 87 единиц.
Воронежский авиазавод (ВАСО)
В 2020 г. ожидалось завершение изготовления двух авиалайнеров Ил-96-300 (регистрационные №№ RA-96024 и RA-96025 – это 24-я и 25-я машины марки Ил-96-300) для президентского авиаотряда, но не произошло (было перенесено с 2019 г. на 2020 г.). Теперь выпуск этих самолетов намечен на 2021 г.
В Воронеже планировали достроить в 2020 г. опытный образец авиалайнера Ил-96-400М. Из-за перераспределения госбюджетного финансирования постройку авиалайнера притормозили.
Авиалайнер Ил-96-400М разработан на основе машины Ил-96-400Т, которая отличается от базового варианта – самолета Ил-96-300 удлиненным на 9,65 м фюзеляжем и увеличенной на 20 т максимальной взлетной массой. Вместимость авиалайнера Ил-96-400М составляет 390 пассажиров. Руководство ОАК заявило, что до 2025 г. планируется строить дальнемагистральный авиалайнер с темпом два – два с половиной самолета семейства Ил-96 в год. Шесть серийных Ил-96-400М предполагается сдать в 2021, 2022, 2023 и 2024 гг. Для обновленного самолета планируется оформить дополнение к сертификату типа на Ил-96-300.
Реально в прошедшем году на ВАСО не был построен ни один новый самолет. Однако необходимо сказать, что Воронежский авиазавод принимает участие в реализации многих программ по серийному выпуску транспортных самолетов. В частности, выпускает комплекты агрегатов для тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А региональных самолетов «Суперджет-100» и Ил-114-300 и др. Также продолжалось изготовление опытной партии (две штуки) перспективного легкого военно-транспортного самолета Ил-112В.
Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М.Бериева (ТАНТК)
В конце 2018 г. ОАК и Минобороны России подписали контракт на поставку трех самолетов-амфибий Бе-200 в поисково-спасательном варианте с функцией пожаротушения в период с 2019 г. по 2021 г. В 2019 г. планировалось передать заказчику – авиации ВМФ России – первый самолет-амфибию Бе-200 (№ 311). Но до31 декабря 2019 г. эта машина так и не поднялась в воздух. Первый полет самолета-амфибии Бе-200ПС/ЧС (№ 311) на заводском аэродроме состоялся только в феврале 2020 г. Машину № 311 военные получили только спустя пять месяцев.
Второй самолет Бе-200ПС/ЧС (№ 355) для авиации ВМФ России первый раз поднялся в воздух 11 ноября 2020 г. Планируется, что после прохождения программы предъявительских и приемо-сдаточных испытаний, Бе-200ПС/ЧС будет передан заказчику. Завершение постройки следующей машины (третьей) должно состояться в 2021 г.
Следует сказать, что за прошедшие почти двадцать лет, если вести отчет с начала постройки первых серийных машин Бе-200 вначале в Иркутске, а затем в Таганроге, авиастроителями построено около 20 самолетов (вместе с опытными образцами).
Уральский завод гражданской авиации (УЗГА)
Традиционно в ежегодном обзоре приводим данные по выпуску на УЗГА в рамках лицензионной сборки самолета местный воздушный линий (МВЛ) L-410 чешской разработки.
Машина для местных авиалиний L-410 разработана специалистами Чехии в 60-е годы прошлого столетия. В августе 2013 г. Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) стала 100% владельцем акций чешской компании «Эйркрафт Индастриз (Aircraft Industries)», которая серийно строит L-410. Программа по поставкам отечественным авиакомпаниям самолетов МВЛ L-410 крупноузловой лицензионной сборки на Урале осуществляется через механизм финансового лизинга ГТЛК с 2016 г. За прошедшее с 2016 г. годы на УЗГА было собрано немногим более 20 самолетов L-410. Сейчас выпускается русифицированная версия, в которой импортозамещен ряд бортовых систем.
Продвижением самолета МВЛ на рынок и финансированием заказа занимается крупнейшая лизинговая компания России – Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), на 100% принадлежащая Министерству транспорта России.
В течение двух лет (2019-2020 гг.) отечественные авиакомпании получили по лизингу 11 новых самолетов L-410, собранных с помощью крупноузловой сборки на УЗГА из машинокомплектов, поступивших из Чехии. По неофициальной информации, также несколько лицензионных машин L-410 в 2020 г. было поставлено Минобороны России.
Стоит сказать, сейчас авиапарк российских авиакомпаний насчитывает около 40 самолетов L-410 и что половина всех пассажиров на местных воздушных линиях в РФ в последние два года перевозится на самолетах L-410. В 2019 г. на L-410 было перевезено суммарно 112,5 тыс. человек.
Итоги
Необходимо отметить, что в обзоре учитываются только самолеты гражданского и двойного назначения, а также машины транспортной авиации. Самолеты L-410 лицензионной постройки не засчитывались.
Опытный образец усовершенствованного турбовинтового регионального самолета Ил-114-300, совершивший первый полет 16 декабря 2020 г., не засчитывается. Первый опытный образец самолета Ил-114-300 (переходный вариант), предназначенный для летных испытаний, изготовлен из машины № 0108, выпущен на Ташкентском авиазаводе в 1994 г. Эта машина многие годы находилась на хранении в ЛИЦ им. В.К.Коккинаки компании «Ильюшин».
Суммарно на отечественных авиазаводах, входящих в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в 2020 г. было построено 19 самолетов гражданского и двойного назначения, а также транспортного назначения, способных подняться в воздух. Для сравнения: в 2019 г. было построено 23 пассажирских и транспортных самолетов, а также машин двойного назначения.
Необходимо учесть фактор пандемии коронавируса в 2020 г. По сообщениям пресс-службы ОАК можно сделать вывод, что на большинстве отечественных авиазаводах производство самолетов не останавливали весной 2020 г. Была приостановлена на небольшой срок сборка серийных машин только на Воронежском и Таганрогском авиазаводах.