какие санкции готовит сша
Байден готовит Путина к «шоковой терапии» и к курсу 120 рублей за доллар
США и Великобритания могут ввести ограничения против российского долгового рынка за химоружие и Навального
О санкциях против суверенного долга России в США раздумывают уже давно, однако до сих пор они не вводились, так как могут нанести ущерб американским и европейским инвесторам. Против этого решения выступил американский Минфин в 2018 году, указав, что оно может вызвать негативные последствия для мировых финансовых рынков.
В 2019 году после отравления Сергея и Юлии Скрипалей США ввели частичные санкции против российского госдолга, запретив своим инвесторам участвовать в первичных размещениях валютных госбумаг России (еврооблигаций). Однако на вторичном рынке торговля российскими евробондами и покупки рублевых ОФЗ не блокировалась, так что ограничения были чисто символическими.
Однако теперь члены новой демократической администрации полагают, что последствия от санкций против российского госдолга могут быть не такими уж серьезными для США и мировой финансовой системы, так как объем инвестиций сократился. Такого мнения придерживается, например, замглавы Совета нацбезопасности Далип Сингх. Для ограничений готова и законодательная база — в конгрессе давно зарегистрированы законопроекты DASKA («О защите американской безопасности от агрессии Кремля») и DETER («О сдерживании иностранного вмешательства в американские выборы»), включающие соответствующие санкции. Надеяться можно разве что на то, что после выборов 2020 большинство осталось за республиканцами, которые были против таких мер.
Российские власти неоднократно говорили, что готовы к санкциями против госдолга, хотя считают из маловероятными. Однако, несмотря на браваду, они несут серьезные риски для российской экономики. Счетная палата отмечала в октябре, что высокая доля нерезидентов на рынке ОФЗ создает риски для федерального бюджета на тот случай, если «массовая реализация нерезидентами принадлежащих им портфелей ОФЗ» приведет к росту доходности госбумаг.
По данным ЦБ РФ, иностранные инвесторы держат 42,8 млрд. долларов в рублевых облигациях федерального займа, занимая 23,4% рынка, а в отдельных выпусках их доля достигает 50% или выше. На рынке валютного госдолга нерезидентам принадлежит 55%, или 21 млрд. долларов. Таким образом, внешний госдолг правительства РФ составляет 63,8 млрд. долларов — около четверти годовых доходов федерального бюджета и примерно 10% российских ЗВР.
Ведущий аналитик ФГ «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский объясняет, что в случае введения санкций против госдолга РФ, курс рубля может подскочить в моменте до 120, но в итоге экономика вернется примерно в нынешнее состояния, так как иностранный долг выкупят отечественные банки.
— Рассматривается два основных варианта санкций против российского госдолга. Первый сценарий — запрет на покупку новых выпусков бумаг, и второй — полный запрет на владение.
Если будет введен запрет на покупку новых выпусков, но всем, кто ими уже владеет, дадут досидеть до погашения, это спровоцирует некую волатильность рубля, курс на время подскочит до 80, после чего все вернется на круги своя. Потому что все, кому нужно будет покупать российский госдолг, будут делать это через офшоры, а не напрямую. Отследить выполнение этих санкций не так просто, если хорошо выстроить финансовую логистику.
Конечно, какие-то фонды вообще уйдут с российского рынка и перестанут покупать наш госдолг. В худшем случае, мы вернемся в ситуацию, когда иностранцам было запрещено напрямую инвестировать в наш госдолг. Напомню, что до того, как иностранным инвесторам открыли доступ к нашему долговому рынку, они могли покупать ОФЗ, только открывая счет непосредственно в России. Эти бумаги не котировались в европейских системах Euroclear и Clearstream.
Это значит, что доходность по ОФЗ будет на 1−1,5% выше. Это несет определенную нагрузку для долгового рынка и бюджета, но с лета, например, курс рубля почти не изменился, хотя доходность по ОФЗ сильно выросла. Поэтому если санкции будут приняты в таком виде, они не несут большой угрозы. Особенно если учесть, что Минфин и так уже выполнил программу заимствований. Хотя в моменте возникнет небольшая и средняя паника, курс рубля уйдет на 80−85, а потом вернется примерно на нынешний уровень или немного выше — 76−77. Конечно, при прочих равных.
«СП»: — А что будет, если введут санкции на владение госдолгом?
«СП»: — Разве не будет долгосрочных последствий для экономики?
— Для экономики страны момент шока будет неприятным, потому что возникнет высокая волатильность и отток капитала, но потом она вернется примерно в нынешнее состояние. Основные покупатели ОФЗ в последние месяцы — это не иностранцы, а госбанки. Доля иностранцев высока, но она не увеличивается, они не предъявляют дополнительный спрос, так что я не сказал бы, что рынок критически зависит от них. Эти санкции не станут смертельными для нашей экономики и финансового рынка, хотя причинят неприятности.
«СП»: — Но откуда придется брать деньги в долг, если мы останемся без иностранных инвесторов?
— Государство будет печатать деньги, то есть рублевый долг. К примеру, Сбербанк закладывает ценные бумаги, которые у него уже есть, в Центральный банк, берет у ЦБ деньги и покупает новые ценные бумаги. Это наш способ финансирования экономики, точно так же, как ФРС США выкупает госдолг правительства. Рубли не нужно ниоткуда брать, они создаются Банком России.
Госдолг на 63 миллиарда долларов никуда не денется, просто сменятся владельцы этих бумаг. Сейчас ими владеют иностранцы, а выкупит их ЦБ или другие российские банки. Да, сначала курс подскочит, ускорятся негативные процессы, но потом ситуация стабилизируется, потому что в конечном счете курс рубля определяется внешнеторговым балансом страны, который диктуется ценами на нефть. А на цены на нефть США санкции ввести не могут.
Правда, они могут ввести санкции на ограничение российского экспорта, и вот это действительно стало бы очень болезненным ударом для российской экономики. Россия зарабатывает не размещением долгов, а перераспределением тех денег, которые получает, продавая нефть, газ и металл. Если запретить или осложнить эту продажу, экономике придется очень несладко. Но это уже совсем другая история. Сейчас мы обсуждаем ограничения против госдолга.
«СП»: — Вместе с санкциями против госдолга часто обсуждают и отключение России от SWIFT, это сказалось бы на российской экономике?
— Да, потому что значительная часть платежей осуществляется с помощью этой системы. Но платежи можно проводить и не по SWIFT, а по системе Telex и другими способами. Поэтому такая мера скажется не на крупных корпорациях, а на внешней торговле, издержки которой сильно возрастут. Иран отключен от SWIFT, но он торгует, хотя и с дополнительными издержками.
Это неприятно, но тоже не катастрофа. Тем более что ЦБ готов к отключению SWIFT еще с 2015 года, когда эта угроза впервые возникла. Поэтому предел санкционного давления на Россию практически исчерпан, и это все понимают. Хотя попробовать ввести санкции против госдолга, в частности, ограничить покупку новых ОФЗ, американцы могут.
В последний момент: у США появился шанс избежать дефолта
СИЛА ТРАДИЦИИ
В том, что американские законодатели опять хотят ввести какие-то санкции против России ничего неожиданного нет — они занимаются этим со времен инициированного Уильямом Браудером «Акта Магнитского», вступившего в силу в декабре 2012 года. Этим документом вводились санкции против 60 российских чиновников, якобы причастных к нарушению прав человека в России.
Более масштабные санкции против России были введены Штатами после присоединения Крыма. Они предусматривали замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включенных в специальные списки. Американским компаниям было запрещено поддерживать деловые отношения с попавшими под санкции российскими организациями и гражданами.
После этого санкции против России стали вводиться на регулярной основе и общее их количество превысило все разумные пределы. Только Барак Обама утвердил 555 антироссийских санкций. Дональд Трамп за время своего президентства одобрил 293 секционных действий против России. Джо Байден на посту президента находится менее года, но уже одобрил 61 санкцию. И, похоже, останавливаться на достигнутом точно не собирается.
УДАР ПО ДОЛГУ
В Кремле высказались о возможных санкциях США на российский госдолг
Санкции США не распространяются на неамериканских инвесторов: они как торговали, так и будут торговать российскими долговыми бумагами. К тому же доля иностранцев на рынке российских госооблигаций в принципе небольшая, и наблюдается тенденция к дальнейшему ее снижению. По данным Банка России, летом она опускалась ниже 20%, а в сентябре хоть и подросла, но очень незначительно — всего до 21%. Кроме того, количество облигаций, принадлежащих нерезидентам, тоже крайне мало — около 7% от всех обращавшихся бумаг.
Так что если поправки в военный бюджет и будут приняты, то пострадают прежде всего американцы: российские бумаги будут покупать все, кроме них. Так что заокеанские инвесторы элементарно окажутся в более невыгодном положении по сравнению с конкурентами.
ВАШИНГТОН ВЫДОХСЯ
Трамп заявил, что остановил «Северный поток-2», а Байден его разрешил
Поправки, предлагающие проверить чиновников и бизнесменов из списка, составленного соратниками Навального, по критериям для введения против них персональных санкций по акту Магнитского, судя по всему, вообще мало кого волнуют. Все вспоминают так называемый «кремлевский доклад» США 2018 года со списками российских высокопоставленных лиц, бизнесменов и «олигархов», который наделал много шума, но не привел ни к каким существенным последствиям.
Так что особого вреда предлагаемые санкционные поправки, содержащиеся в американском военном бюджете, экономике России не принесут. Уже звучат оценки, что все эти инициативы больше напоминают борьбу с ветряными мельницами. Поэтому озвучиваются большие сомнения, что они вообще будут одобрены верхней палатой Конгресса и попадут в окончательный вариант оборонного бюджета США. В любом случае очевидно, что санкционная политика США выдыхается: Вашингтон уже не может предложить ничего существенного.
Конгресс США готовит новые санкции против России. Что важно знать
Что за санкции предлагаются
Конгрессмен Брэд Шерман внес поправку, расширяющую санкции на вторичный рынок российских гособлигаций. В апреле президент США Джо Байден ввел ограниченные санкции в отношении российских облигаций федерального займа (ОФЗ), запретив американским инвесторам участвовать в первичных размещениях ОФЗ, но оставив возможность торговать этими бумагами на вторичном рынке. Если поправка Шермана будет утверждена законом о военном бюджете, инвесторам США будет запрещено покупать и продавать российские ОФЗ и суверенные еврооблигации, выпущенные через два месяца после принятия закона (оборонный бюджет, как правило, подписывается президентом США к декабрю).
Демократ Том Малиновски предлагает администрации Байдена проанализировать, соответствуют ли чиновники и бизнесмены из списка, составленного соратниками оппозиционера Алексея Навального (35 человек), критериям для введения против них персональных санкций по Глобальному акту имени Магнитского. В этот список входят премьер-министр Михаил Мишустин, пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков, председатель ЦИК Элла Памфилова, мэр Москвы Сергей Собянин, бизнесмены Роман Абрамович и Алишер Усманов, телеведущий Владимир Соловьев, главный редактор RT Маргарита Симоньян и др.
Наконец, поправка конгрессмена Майкла Маккола предусматривает введение санкций против организаций, ответственных за «планирование, строительство и эксплуатацию» газопровода «Северный поток-2» (включая проектную компанию Nord Stream 2 AG), их руководителей или акционеров.
Опасны ли эти санкции
Ни одна из предложенных мер не является критической. Поправка со «списком Навального» не предполагает обязательного введения санкций — по сути, это аналог «кремлевского доклада» США 2018 года со списками российских чиновников, руководителей госкомпаний и «олигархов», который вызвал большой резонанс во время публикации, но не привел к широким санкционным последствиям.
«Эта поправка имеет шансы на прохождение, поскольку ее содержание наиболее опционально в отличие от двух других. Она не будет связывать Байдену руки [в случае принятия]», — сказал РБК партнер консалтинговой компании Signum Global Partners, политический аналитик Эндрю Бишоп.
Газопровод «Северный поток-2» построен, хотя пока не введен в эксплуатацию — для этого он должен пройти необходимую международную сертификацию. Санкции против оператора проекта Nord Stream 2 AG или его акционера «Газпрома» стали бы серьезным ударом, но их введение противоречит уже объявленным шагам в рамках санкционной политики Байдена. Его администрация в мае как раз сделала исключение, доступное по существующему закону о потенциальных санкциях против «Северного потока-2», и не стала применять санкции в отношении Nord Stream 2 и ее генерального директора. Позже Байден объяснил, что введение новых санкций против российского проекта «непродуктивно» для отношений США с Европой, а затем США и Германия подписали совместную декларацию, которая фактически дала зеленый свет достройке газопровода.
Что будет в случае новых санкций против ОФЗ
Поправка о санкциях, запрещающих участие американцев в российском суверенном долге, «даже в случае сохранения в финальной версии оборонного бюджета не гарантирует автоматического начала действия этих ограничений», написал в обзоре директор по инвестициям «Локо-Инвеста» Дмитрий Полевой. Он обращает внимание на то, что такие санкции тесно связаны с требуемой публикацией отчета разведслужб спустя 90 дней после промежуточных выборов 2022 года относительно признаков возможного вмешательства или невмешательства России в выборный процесс.
Если даже поправка пройдет, Бишоп дает 70-процентную вероятность того, что реальных санкций на вторичный рынок госдолга не будет по крайней мере до 2023 года. По его словам, это связано с тем, что у президента США будет обычное для таких случаев право отказаться от введения санкций на основании интересов национальной безопасности (national security waiver), а также с фокусом поправки на следующих американских выборах, а не на прошедших. Согласно тексту поправки, президент США может приостановить действие запрета для американцев на операции с госдолгом при отсутствии подтверждений вмешательства России в выборы.
Рейтинговое агентство Fitch Ratings отмечает в презентации 23 сентября, что апрельские санкции против участия американских инвесторов в аукционах ОФЗ не сильно сказались на привлечении Россией заимствований, потому что доля иностранцев на рынке ОФЗ уменьшилась, а их место частично заняли российские банки. Доля нерезидентов на рынке ОФЗ этим летом опускалась ниже 20%, а на 1 сентября составляет 21,4% (годом ранее было около 30%), следует из данных Банка России.
В случае санкций США в отношении «новых» гособлигаций России рынок ОФЗ разделится на две части, указывает главный стратег «Атона» Александр Кудрин. Первая будет состоять из «старых» инструментов, которые по-прежнему будут доступны для американских инвесторов, и эти бумаги еще долгое время будут занимать львиную долю в обращении. Новые же облигации сможет покупать более ограниченный круг игроков и, скорее всего, эти бумаги будут торговаться с премией в доходности к «старым» (то есть их рыночная цена в среднем будет ниже), объясняет Кудрин. Фундаментально рынок готов к такому развитию событий и кардинальных изменений, скорее всего, не произойдет, резюмирует он. Влияние санкционных рисков может оказаться близким к нулю для «флоатеров» (ОФЗ с плавающей ставкой, привязанной к ставке RUONIA), где доля нерезидентов традиционно крайне невысока, считает Полевой. В 2021 году доля «флоатеров» в структуре ОФЗ превысила 30%.
Какова вероятность новых санкций против госдолга России
Бишоп оценивает в 65% вероятность того, что поправка о санкциях на вторичный рынок российских госбумаг будет исключена из финальной версии годового оборонного бюджета. Конгрессмен Шерман с 2019 года уже два раза пытался ее провести, но безуспешно. Белый дом, особенно при Байдене, не горит желанием отдавать контроль над внешней политикой в руки конгресса и на фоне начавшегося российско-американского диалога по вопросам стратегической стабильности сейчас не время для эскалации отношений, объясняет Бишоп.
В целом, суммируя вероятности принятия и имплементации этих санкций в оценке эксперта Signum, остается только около 10% вероятности, что дополнительные санкции против ОФЗ вступят в силу в 2021–2022 годах. В базовом сценарии введения этих санкций не ждет и Полевой.
Речь пока идет только о версии оборонного бюджета, принятой палатой представителей, подконтрольной Демократической партии. Свой вариант теперь должен одобрить сенат США, и пока неизвестно, будут ли в нем аналогичные поправки с новыми санкциями против России. Если две палаты конгресса не смогут утвердить компромиссную версию военного бюджета, в дело вступит согласительная комиссия, составленная из членов обеих палат. В предыдущие годы, во время президентства Дональда Трампа, эта комиссия завершала работу только к декабрю (истекающий оборонный бюджет был принят лишь 1 января 2021 года, после преодоления президентского вето Трампа). Окончательно утверждает оборонный бюджет своей подписью президент США, у которого есть право вето.
Санкции раздора Почему США мешают сближению европейского и российского рынков
На протяжении последних семи лет Россия противостоит американским и европейским санкциям. Но только сейчас начали звучать пока еще несмелые голоса со стороны представителей российского бизнес-сообщества о том, что этот механизм не что иное, как неправовой инструмент, применяемый США для вытеснения России с международных рынков. О том, как можно противостоять Соединенным Штатам, — в материале «Ленты.ру».
Новые санкции против России США ввели 23 сентября. Они коснулись восьми граждан России и выходцев из нее, а также нескольких организаций, сообщается на сайте американского Минфина. Как отмечается, такое решение приняли в связи с киберпреступлениями, вмешательством в выборы в США и из-за ситуации на Украине. И это вряд ли последние санкции американского Госдепа. В санкционных списках Минфина США уже свыше 800 физических и юридических лиц. Их число месяц от месяца только растет.
Сначала санкции задели только первых лиц государства и крупные промышленные предприятия, но затем они проникли вглубь экономики, коснувшись практически каждого бизнесмена и предпринимателя, который пытается выстраивать торговые и финансовые взаимоотношения с западными странами. «Это уже не санкции, а ставший реальностью новый вид международной политики, — говорит глава Центра Глобальных интересов в Вашингтоне Николай Злобин. — Совершенно эгоистичная борьба государств, где нет ни правил, ни доброй воли, ни учета позиций противника. И в такой жесткой конкуренции санкции являются довольно мощным инструментом мирового противоборства».
Поэтому и оспаривать санкции мало кто решается, тем более американские. «Если вы будете проявлять активность и выступать против, то США введут против вас следующие санкции, — отмечает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. — В целом российский бизнес абсолютно беззащитен».
Американская угроза
Первым из российских предпринимателей, кто открыто заявил о проблеме западных санкций, стал Олег Дерипаска. Он лично на себе ощутил их воздействие: потерял управление над несколькими своими компаниями, лишился возможности реализации продукции за рубеж, стоимость его бизнес-активов сократилась более чем на 80 процентов, а личное состояние снизилось более чем в два раза.
При этом санкции в отношении компаний бизнесмена неправомерны. Например, «Группа ГАЗ» — промышленно-производственная компания, которая никогда не имела никакого отношения к международной политике. Эксперты уверены, что за санкциями в адрес ГАЗа стоит конкурентная борьба: «С 2012 года США планомерно вытесняют Россию с европейского рынка, причем из всех его сегментов, — подчеркивает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. — С одной стороны, санкции оздоравливает российскую экономику, стимулируя процесс импортозамещения, но с другой стороны, мы имеем дело с нечестной конкуренцией и формированием особого неправового сознания, которое навязывается не только американскому, но и европейскому обывателю. Ведь санкции в том виде, в котором они применяются США и Европой, не являются правовыми».
Конечно, российский автопром не представляет угрозы американскому рынку — в США популярен свой американский автопром. Но камнем преткновения стало сближение немецкого и российского торгово-промышленных сообществ, в связи с этим санкции в отношении «Группы ГАЗ» представляются единственной возможностью американского правительства противостоять сближению России с Европой в сфере автомобилестроения, а также замедлить развитие российского автопрома.
Один в поле воин
Сотрудничество ГАЗа с мировыми автопроизводителями началось больше 10 лет назад — после того, как Дерипаска реформировал производства ГАЗа и сделал его привлекательным для международных инвесторов активом. Многие, наверное, помнят нашумевшую в 2008 году историю о попытке Сбербанка выкупить Opel. Чтобы пережить кризис 2008 года, американскому автогиганту General Motors пришлось выставить на продажу один из своих ведущих брендов. Для приобретения Opel был создан консорциум из канадской Magna и российского Сбербанка, индустриальным партнером выбрали «Группу ГАЗ».
«Мы приехали на ГАЗ с господином Грефом (президент Сбербанка — прим. «Ленты.ру»), побывали на производственных площадках предприятия, пообщались с менеджментом и убедились: мощности, имеющиеся на ГАЗе, ни в чем не уступают тем, которыми располагают западные автопроизводители, — делился тогда впечатлениями от посещения российского предприятия председатель правления Magna Зигфрид Вольф. — Несмотря на очень серьезные трудности, с которыми компания столкнулась в последние месяцы, она достигла существенного прогресса в повышении своей конкурентоспособности. Здесь трудится много талантливой, перспективной молодежи. Молодые люди уже имеют навыки работы с очень сложным импортным оборудованием, творчески подходят к процессу. Все это создает благоприятную почву для того, чтобы рассматривать производственную площадку ГАЗа как базу для нашего совместного предприятия с Opel».
Краткий, неофициальный и неполный обзор санкций США в отношении России
Что представляют собой санкции США?
Санкции США являются важным инструментом внешней политики США. Несмотря на высказывающиеся сомнения по поводу эффективности и объективности санкций США, они активно используются ещё с начала XIX века. Декларируемая цель санкций является двоякой и заключается в (i) изменении политического поведения страны-объекта санкций и (ii) увеличении расходов, которые придется понести стране-объекту санкций в случае, если она продолжит «плохо себя вести».
Первый пакет санкций в отношении России был введен в 2014 году. Официальным поводом для введения санкций стали заявленная «аннексия» Крыма и дестабилизация ситуации на Украине. Одновременно с Соединенными Штатами аналогичный ряд санкционных запретов ввели Европейский союз, Канада, Австралия, Швейцария, Норвегия и некоторые другие страны. В Соединенных Штатах есть несколько правительственных учреждений, отвечающих за администрирование санкций. На практике за санкции в отношении России отвечает Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC), хотя юрисдикцией по некоторым делам, особенно когда речь идет о продукции военного и двойного назначения, может обладать другое ведомство – Бюро промышленности и безопасности (BIS).
Виды санкций против России
Существует несколько санкционных программ в отношении России.
Во-первых, это так называемый SDN (Specially Designated Nationals and Blocked Persons). Это список физических и юридических лиц, чьи активы и собственность, если они находятся на территории США или во владении американского лица, считаются заблокированными. Ни одно лицо в США, будь то физическое или юридическое, не имеет права заключать какие-либо сделки с лицом из списка SDN, если только на это не получено специальное разрешение OFAC.
Во-вторых, это SSI (Sectoral Sanctions Identifications). Природа SSI сложна. Коротко говоря, санкции SSI направлены только на отдельные отрасли. Санкции SSI направлены на энергетический сектор России в трех подкатегориях: добыча залежей углеводородов в субарктике, добыча залежей глубоководных углеводородов и залежей сланцевых углеводородов, а также связанные с этой деятельностью услуги и поддержка. Санкции SSI также применяются к некоторым финансовым сделкам и операциям c ценными бумагами, ограничивая некоторым российским финансовым учреждениям возможность брать кредиты на западных рынках.
В-третьих, это санкции, связанные с Крымом. По общему правилу, любые сделки между США и лицами на территории Крыма запрещены, за исключением ограниченного объема гуманитарных и частных некоммерческих сделок на основании генеральных лицензий OFAC.
В-четвертых, это санкции, предусмотренные Законом США «О противодействии противникам Америки посредством санкций» от 2017 года (CAATSA), который, в частности, направлен на близких к Кремлю олигархов, на оборонный и разведывательный секторы, кибербезопасность, а также на третьих лиц (нерезидентов США), заключающих «существенные» сделки с российскими лицами под санкциями.
Существует широкий спектр санкций, администрируемых BIS, Государственным департаментом и другими государственными органами США, но для целей настоящего обзора они имеют меньшее значение. Эти санкции применяются в конкретных случаях и могут быть рассмотрены отдельно, если это необходимо.
Кого могут затронуть санкции США?
Проще назвать, кого не затрагивают санкции США. К ним относятся: (i) российские физические лица или российские компании, которые осуществляют операции только в российских рублях, не заключают сделок и не имеют связей с нероссийскими сторонами, не выезжают за границу, не имеют иностранных руководителей, сотрудников или бенефициаров, или (ii) иностранные (нероссийские) компании и физические лица, не имеющие никаких связей с Россией, прямых или косвенных.
Те, кто не подпадает под одну из двух указанных выше категорий, могут быть затронуты санкциями США. Это может произойти не только из-за прямого нарушения санкционного режима, но также из-за косвенного нарушения санкций по неосторожности или в результате попытки обойти санкции.
Косвенное нарушение санкций может иметь место из-за так называемого экстерриториального применения санкций США. Это означает, что американское лицо (физическое или юридическое) должно соблюдать санкции США независимо от его/ее местонахождения. В некоторых случаях это может вызвать прямой конфликт интересов. Наглядным примером является ситуация, когда сотрудник из США работает на российскую компанию (или ее дочернюю компанию), на которую OFAC налагает санкции. С одной стороны, этот человек обязан хорошо выполнять свою работу. С другой стороны, будучи гражданином США, ему/ей необходимо сделать все возможное, чтобы обеспечить блокировку/заморозку всех активов и собственности своего работодателя.
Другим примером экстерриториального применения санкций США являются так называемые вторичные санкции. Согласно CAATSA, к иностранному лицу могут быть применены санкции, если он/она содействует значительной сделке с лицом, на которое наложены санкции США, введенные в отношении России, или с его ребенком, супругом, родителем, родными братом или сестрой этого лица. Внеся в список SDN Китайский Департамент разработки оборудования и его директора Ли Шанфу на основании правила вторичных санкций CAATSA, OFAC создал первый тревожный прецедент экстерриториального применения американских нормативных правил к лицам из третьих стран. Это является основным фактором риска при ведении бизнеса с Россией, особенно для европейских и азиатских партнеров.
Существует еще одно обстоятельство, усложняющее ситуацию. Как следует из определенной судебной практики, существует риск того, что попытка применить санкции США в России может повлечь за собой ответственность для сторон, так как санкции Запада понимаются как противоречащие основам публичного порядка в России, а, следовательно, незаконны ab initio. Будучи вынужденным применить санкции США с одной стороны, и не применять их с другой, бизнес может оказаться между молотом и наковальней.
Кроме того, санкции США применяются не только к тем, кто непосредственно включен в списки SDN/SSI, но и к тем компаниям, в которых прямо или косвенно участвуют лица из этих списков на 50 или более процентов (так называемое Правило 50%). В некоторых случаях, для того чтобы выяснить, находится ли какая-либо конкретная компания под санкциями, может потребоваться значительное время, поскольку косвенный контроль может быть не столь очевидным.
Что делать?
Во-первых, не паниковать. Режим санкций США в отношении России не является всеобъемлющим и ориентирован только на отдельные отрасли. Существуют «комплексные» санкционные режимы для других стран, таких как Иран, Судан, Сирия и т. д. Основной принцип этих санкционных режимов заключается в том, что запрещено все, что прямо не разрешено. Хотя санкции США и других стран остаются на сегодня фактором риска, их не следует воспринимать как полный запрет на ведение бизнеса в России.
Во-вторых, мы рекомендуем правильно оценить связанные с санкциями риски. Оценка риска может включать перекрестную проверку сторон в отношении санкций (особенно с учетом Правила 50%), анализ соответствующих договоренностей с точки зрения потенциального воздействия на них санкционных запретов, анализ санкционных оговорок в контрактах и другие юридические действия, способные выявить и оценить санкционные риски. Кроме того, на сегодняшний день в крупных компаниях принято разрабатывать внутренние правила и политики по санкционному комплаенсу.
Мы надеемся, что эта статья окажется полезной, хотя она и описывает достаточно базовые положения санкционной темы. Главное – понимать, что, несмотря на давление санкций США, иностранные и отечественные компании все же могут успешно работать в России. При этом ключевая необходимость для бизнеса заключается в том, чтобы знать, какие санкционные положения применимы в конкретных случаях.