какие счета относятся к затратам
Учет затрат и расходов: бухучет для начинающих
Одна из самых обширных и местами очень сложных тем для тех, кто только погружается в бухгалтерский учет.
Немного теории
Давайте мы сейчас еще раз повторим смысл этих терминов, чтобы потом однозначно воспринимать, что мы имеем ввиду, когда говорим их. Хорошо?
Затраты — это обмен денежных ресурсов на что-то другое, что предприятие может хранить и использовать. Например, предприятие купило товары, материалы. Потратило деньги, но не потеряла их, поскольку «деньги превратились в другие ресурсы».
Но когда идет процесс закрытия месяца, и эти затраты начинают участвовать в подсчете финансового результата — вот тогда они превращаются в понятия расходы.
Оказание услуг
Причем 26 счет в течении месяца накапливает затраты, которые затем уйдут на 90 счет, но уже как расходы. Когда 26 счет закрывается(переносится) на 90 счет — называется методом директ-костинг.
А 91.2. счет — это сразу уже расходы, поскольку он сам уже является формулой финансового результата. Из предыдущих статей мы уже знаем, что на 91.2 счет попадают такие основные расходы предприятия, как услуги банка за обслуживание расчетного счета, проценты по кредиту.
На 26 счет при услугах попадают все остальные затраты: зарплата сотрудников, аренда помещений, канцелярия, услуги Интернет, связь, налоги с заработной платы, амортизация основных средств. Т.е. в основном все, что относится к текущей деятельности. Давайте посмотрим на 26 счет, посмотрим на его характеристики.
Торговля
План счетов из программы 1С Бухгалтерия 7.7
План счетов из программы 1С Бухгалтерия 8
Мы видим, что счет аналитический: имеются субсчета и субконто. Счет полностью активный, поэтому накопление затрат пойдет по дебету, а списание по кредиту счета.
Как работает 44 счет
Для начала запомним, что на 44 относятся те затраты, что приходятся на процесс торговли. Если же фирма занимается только торговлей, то в учете у нее будет 44 и 91.2 счета затрат. Самые распространенные статьи расходов торговых фирм — это заработная плата продавцов и налоги с нее, аренда, коммунальные платежи и все другое, что связано с местом торговли. Починили электропроводку в магазине (оказали нам услугу) — тоже пойдет на 44 счет. Если есть выделенный бухгалтер, ответственный за работу торговой точки, то вся его заработная плата и налоги с нее пойдут на 44 счет.
Транспортные расходы
Покупая товар, каждая фирма была бы рада, если бы поставщик по той же самой цене, что продал нам товар, еще и доставил бы нам в склад. Но этого не происходит. Всегда есть дополнительные затраты у нашей фирмы на доставку товара до своего склада. И чем дальше поставщик, тем накладные расходы (транспортные) все больше.
В итоге, мы имеем привезенный товар по цене покупки и некоторую стоимость за доставку (стоимость транспортных расходов). Теперь у нас стоит дилемма: как оформить эти транспортные расходы? Нам разрешается два способа:
Первый способ. Взять сумму транспортных, высчитать пропорцию и раскидать сумму доставки на каждый купленный товар. Все это оформить проводкой на 41 счет. В этом случае, цена купленного товара на складе фирмы и в отчетах будет максимально точная.
И когда этот товар будет продаваться, то в формулу финансового результата уйдет максимально точная покупная стоимость. Та часть товара, что останется не проданной, будет хранить в себе и часть транспортных, согласны? Иными словами, лишние транспортные затраты не попадут в формулу финансового результата.
Второй способ. Купленный товар на 41 счет, а транспортные расходы на 44 счет. Тогда в момент «закрытия месяца» 44 закроется весь на 90 счет. Получится, что транспортные попали в формулу, а товар не продался весь или вообще не продавался. Иными словами мы необоснованно увеличили расходы, а это нельзя.
В таком случае, транспортные расходы на 44 счете будут на 90 уходить только в той части, в которой были проданы товары, т.е. пропорционально проданным товарам. В итоге, имеющиеся у нашего предприятия транспортные расходы, при закрытии 44 счета уйдут не все на 90,согласны? Останутся суммы транспортных расходов, т.е. 44 счет закроется не весь — будет с остатком.
Коммерческие расходы
К ним относятся затраты, способствующие продвижению и продаже товаров. Самые распространенные — это упаковка, реклама, маркетинговые действия.
Производство
91.2 и 44 счета работают одинаково, как и у предыдущих видов деятельности. А вот 20-ые счета работают особым образом. Давайте сейчас расскажу очень кратко.
Основные бухгалтерские счета в производстве: 20, 25, 26
Про 26 счет мы можем сказать, что он собирает расходы всего предприятия типа управление, администрация. Т.е. все расходы, которые нельзя отнести ни к торговле (44 счет), ни к производству (20, 23, 25, 28). Иными словами, 26 счет — это учет административных расходов на весь бизнес.
20 счет — это счет учета самого производства продукции, но. 23 и 25 это ведь тоже счета, участвующие в производстве продукции. В чем разница? А в том, что 20 счет сначала собирает на себя только те затраты, что можно напрямую отнести к конкретному виду продукции.
25 счет собирает те затраты, которые нельзя точно отнести к конкретной производимой продукции, можно только к цеху. Без примера здесь не обойтись.
Усложним производство, приближая его к реальному. Цех все еще один, станок один, продукции два вида, сотрудников 4. Два человека производят продукцию, один сторож, один — поддерживает чистоту в помещении.
Ну и как теперь можно точно определить Затраты электроэнергии, амортизации станка, амортизации (аренды) здания, зарплаты сторожа и технического персонала, налоги с заработной платы НА конкретный вид производимой продукции? А если этот сторож сторожит два цеха? А технический персонал убирает только этот цех и производственную территорию?
Получается, что часть затрат уже не так-то просто сразу отнести на 20 счет на конкретный вид продукции, согласны? Вот для этого служит 25 счет.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Учет затрат на производство
Учет затрат на производство ведут, чтобы понимать, какие товары, работы и услуги выгодно производить, где можно сэкономить, из чего формируется себестоимость. Разберемся, что к ним относится, как вести учет и в чем могут возникнуть сложности.
Что входит в состав затрат на производство
Затраты на производство относятся к расходам по обычным видам деятельности. Их учет регулирует ПБУ 10/99. Чтобы посчитать общую сумму затрат на производство, надо сгруппировать все расходы по следующим элементам.
Вид затрат | Что относится | Счета |
---|---|---|
Материальные затраты | Дебетовый оборот по счетам учета затрат (20,23,25,26,28,29,44) в корреспонденции со счетами 10, 60, 76, 94 и др. | |
Затраты на оплату труда | Любые начисления сотрудникам в деньгах или имуществе, стимулирующие, надбавки, компенсации, премии, предусмотренные законом или договором. | Дебетовый оборот по счетам учета затрат в корреспонденции со счетами 70, 96 и др. |
Страховые взносы | Взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное (в т. ч. на травматизм) страхование. Взносы на добровольное страхование. | Дебетовый оборот по счетам учета затрат в корреспонденции со счетами 69, 96, 76-15 |
Амортизация | Амортизационные отчисления по основным средствам, нематериальным и поисковым активам. | Дебетовый оборот по счетам учета затрат в корреспонденции со счетами 02 и 05 |
Прочие затраты | Комиссии сторонних организаций, оплата аренды и лизинга, налоги, расходы на командировки, консультации, канцелярию, связь, услуги банков и др. | Дебетовый оборот по счетам учета затрат в корреспонденции со счетами 60 и 76 и др. |
Во всех случаях не нужно учитывать внутренние обороты между счетами учета затрат на производство и обороты, связанные с передачей готовой продукции и товаров для собственных нужд.
Отдельно в управленческих целях организуют учет расходов по статьям затрат. Их организация уже устанавливает сама, учитывая особенности своей деятельности. Например, у строительных и добывающих организаций в учете очень много тонкостей, которые раскрыты в отраслевых инструкциях.
Прямые и косвенные расходы
Все затраты на производство делятся на прямые и косвенные. От типа зависит, как они включаются в себестоимость продукции.
Прямые затраты — участвуют в производстве определенного товара (работы, услуги) и относятся именно на нее. Например, сырье, материалы, зарплата персонала и страховые взносы с нее.
Косвенные затраты — участвуют в производстве всей продукции компании, поэтому нельзя их отнести на определенный вид. Это затраты на управление и обслуживание, например, коммунальные ресурсы, зарплата бухгалтерии, аренда, амортизация.
Так как они относятся сразу ко всему, надо их распределять. Для этого компании выбирают базу и закрепляют в учетной политике. Это может быть объем выпуска, численность персонала, выручка, оплата труда, объем использованного сырья и пр.
Пример. Организация выпускает продукцию А и Б. Общие затраты на электричество составили 100 000 рублей. В учетной политике прописано, что косвенные расходы распределяются пропорционально доле сырья, использованного на каждый вид изделий. За месяц на продукт А ушло 2 тонны сырья, на продукт Б — 4 тонны.
Тогда затраты на электричество в себестоимости товаров учтут так:
Организации сами определяют точный список прямых и косвенных затрат. В бухучете их надо отражать в момент возникновения, а признавать на основе первичных документов.
На каких счетах вести учет затрат на производство
В плане счетов для них предусмотрен специальный раздел III «Затраты на производство» (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н). В него попадают счета с 20 по 29:
Если прибавить к этим счетам 44 «Расходы на продажу», то получится комплекс счетов для учета затрат на производство и реализацию.
Упрощенный учет затрат на производство
Закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» дает некоторым организациям право вести бухучет в упрощенном порядке. Это могут делать субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации и Сколковцы.
Вот что дает компаниям упрощенный учет:
Типовые проводки по учету затрат на производство
На счете 20 обобщается вся информация о производстве продукции, для которого была создана организация. Вот стандартные проводки по основному производству:
Проводка | Суть операции |
---|---|
Дт 20 Кт 10 | Списываем материалы на нужды основного производства |
Дт 20 Кт 02 | Отражаем амортизацию основного средства |
Дт 20 Кт 70 (69) | Отражаем начисленную зарплату работников и взносы с нее |
Дт 20 Кт 68 | Показываем начисленные налоги и сборы |
Дт 20 Кт 23 | Списываем себестоимость работ по обслуживанию производства |
Дт 20 Кт 60,76 | Списываем стоимость работ и услуг сторонних компаний |
Дт 20 Кт 25,26 | Списываем косвенные расходы на управление производством и его обслуживание |
Дт 20 Кт 28 | Учитываем потери от брака как расходы |
Получается, что в Дт 20 объединяются расходы всех подразделений, которые формируют себестоимость продукции. Так ведут сводный учет затрат на производство. Затем со счета 20 суммы списываются на счета 43, 40, 90 и др.
Как калькулировать себестоимость
Есть три основных метода учета затрат и расчета себестоимости.
Позаказный метод. Его применяют при единичном и мелкосерийном производстве, работе по договорам подряда или оказания услуг, производстве технически сложных изделий или продукции с длительным циклом.
Учет затрат ведут по конкретному заказу или группе однородных. Для каждого заказа заводят карточку. Прямые затраты на их выполнение отражают по дебету счета 20. Для аналитического учета по каждому заказу открывают отдельные субсчета.
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы накапливаются на счетах 25 и 26, а после выполнения заказа в конце месяца списываются на основное производство. Они распределяются пропорционально базе (пример был выше).
Попроцессный метод. Применяют, когда готовую продукцию создают из переработанного исходного сырья (добывающая и текстильная промышленность, производство пластмассы, цемента и пр).
Тут учет затрат ведут по каждому процессу. Для этого открывают калькуляции и ведут по всему выпуску продукции или по каждому подразделению. Заполняют их на основе первичных документов.
Прямые затраты показывают по дебету 20. Счета 25 и 26 списываются в него в конце месяца.
Попередельный метод. Его часто применяют для производства, в котором есть группы постоянно повторяющихся технологических операций: нефтепереработка, химическая и пищевая промышленность и пр.
Учет ведут по стадиям производственных процессов (переделам). Объектом калькулирования себестоимости может быть как готовая продукция, так и полуфабрикаты, изготовленные на каждом переделе.
Учет прямых затрат ведут на счете 20. А счета 25 и 26 списывают в дебет 20 в конце месяца.
Попробуйте вести учет производства в Контур.Бухгалтерии. Сервис помогает оформить выпуск и продажу готовой продукции. При закрытии месяца Бухгалтерия корректирует себестоимость, а еще умеет автоматически создавать проводки и изменять счета, когда продукция продана, списана или передана на хранение. Все возможности сервиса можно бесплатно попробовать — дарим 14 дней новым пользователям.
Прямые и косвенные затраты
Контур.Бухгалтерия — веб-сервис для малого бизнеса!
Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.
Разделение прямых и косвенных затрат проводится для расчета налоговой базы и формирования себестоимости. Такое деление важно для бухучета и налогового учета. В организациях различных отраслей расходы одного вида могут классифицироваться по-разному. Чтобы корректно распределять затраты, нужно дать им верное определение.
Прямые затраты
Прямые затраты формируют себестоимость только одного вида продукции. В учетной политике вы должны самостоятельно определять затраты, относимые к прямым.
Примеры прямых затрат:
Перечень прямых затрат представлен в ст. 318 НК РФ, он открытый и может включать другие расходы по вашему усмотрению. Однако перед тем как включить затраты в список прямых, обратите внимание: они должны быть непосредственно связаны с производством и реализацией товаров, работ и услуг.
Для торговых организаций есть отдельный список прямых расходов, который строго регламентирован и не подлежит изменениям. К ним относятся стоимость приобретенных товаров и затраты на транспортировку.
Косвенные затраты
Использование облачного сервиса Контур.Бухгалтерия поможет вам верно разделить расходы на прямые и косвенные, а также своевременно и в полном размере их отразить.
Косвенные затраты формируют себестоимость нескольких видов продукции одновременно. Нет возможности прямо установить, на какую продукцию их относить. Эти расходы обеспечивают производственные процессы и работу организации в целом. Примеры косвенных затрат:
В Налоговом кодексе говорится, что все затраты, которые вы не отнесли к прямым в учетной политике, классифицируются как косвенные. К косвенным расходам не стоит относить внереализационные, так как они не имеют прямой связи с производством и реализацией товаров, работ и услуг. Распределяйте косвенные затраты пропорционально на все виды продукции. Для распределения выберите базу. Базой могут быть переменные затраты, например, зарплата или стоимость материалов.
Постоянные и переменные затраты
Среди всех затрат на предприятии выделяются постоянные и переменные. Постоянные затраты не связаны с объемом выпускаемой продукции и при его увеличении или уменьшении остаются неизменными. Переменные, напротив, напрямую зависят от производственных объемов и пропорционально увеличиваются. Эти понятия являются условными.
Комбинации разных типов затрат
Использование облачного сервиса Контур.Бухгалтерия поможет вам верно разделить расходы на прямые и косвенные, а также своевременно и в полном размере их отразить.
Классификация затрат основана на разных критериях, поэтому возможны их комбинации. Существуют переменные и постоянные прямые и косвенные затраты.
Прямые затраты тесно связаны с производством, поэтому их большая часть относится к переменным. Но есть исключения: например, зарплата супервайзера, контролирующего процесс производства продукции определенного вида. Его зарплата не зависит от производственных объемов, что говорит о постоянном характере затрат, а отношение к конкретному виду продукции делает их прямыми.
На постоянные и переменные разделяют и косвенные затраты. К постоянным можно отнести аренду офиса, а к переменным расходы на инструменты, вспомогательные материалы и пр.
Прямые и косвенные затраты в бухгалтерском учете
Из всех затрат на изготовление продукции складывается ее себестоимость. На счете 20 сосредоточены почти все расходы производственного характера, которые можно отнести к прямым. Счет основного производства по дебету корреспондирует со счетами 02, 10, 23, 25, 26, 60, 69, 70 по кредиту. Чтобы определить себестоимость изделия определенного вида, к счету 20 открывайте аналитические счета по отдельным видам изделий и затрат. Это упростит процедуру формирования себестоимости по видам.
Косвенные затраты содержатся на счетах 25 и 26. Для составления проводок по кредиту применяются те же корреспонденции, что и для прямых затрат. Не забывайте, что относить косвенные расходы напрямую на себестоимость одного изделия нельзя. Выберите обоснованную базу распределения и отметьте свой выбор в учетной политике.
Прямые и косвенные расходы в налоговом учете
Использование облачного сервиса Контур.Бухгалтерия поможет вам верно разделить расходы на прямые и косвенные, а также своевременно и в полном размере их отразить.
В налоговом учете расходы тоже разделяют на прямые и косвенные, но с другими целями. Задача бухучета — формирование себестоимости единицы продукции, а для налогового учета важно, в какой момент затраты относятся на стоимость продукции. Размер налоговой базы будет изменяться в зависимости от величины прямых и косвенных расходов.
Прямые расходы относятся на текущий налоговый период только после того, как продукция, на стоимость которой они отнесены, была реализована.
Косвенные расходы никак не связаны с реализацией, они уменьшают налоговую базу в том же отчетном периоде, в котором возникают.
Если в вашей организации объем косвенных расходов превышает прямые, то затраты будут учитываться раньше, и размер налогооблагаемой прибыли снизится. Нужно внимательно следить за обоснованием ваших решений по отнесению расходов к косвенным. Если занижать величину прямых расходов или неверно их учитывать, налоговые органы могут посчитать это нарушением и привлечь к ответственности.
Порядок списания расходов
Независимо от того когда поступит оплата за продукцию, прямые расходы нужно списывать в том периоде, в котором продукция была реализована. Даже если оплата поступит в следующем отчетном периоде. Не стоит списывать расходы на готовую продукцию на складах, НЗП, и отгруженные товары.
Прямые расходы можно единовременно списать только организациям, оказывающим услуги. Они могут относить весь объем прямых затрат на отчетный период. Для организаций, занимающихся выполнением работ, это правило не действует, так как при выполнении работ результат представлен в материальной форме.
Косвенные расходы в налоговом учете не подлежат распределению. Они списываются единовременно, в том же налоговом периоде, в котором были произведены. Размер налогооблагаемой прибыли при этом снижается.
Для сближения бухучета и налогового учета постарайтесь уравновесить размер производственной себестоимости с прямыми расходами в налоговом учете.
Использование облачного сервиса Контур.Бухгалтерия поможет вам верно разделить расходы на прямые и косвенные, а также своевременно и в полном размере их отразить. В течение 14 дней вы можете бесплатно вести учет и составлять отчетность в Контур.Бухгалтерии.
Список наиболее часто используемых статей затрат в бухучете
Основные принципы группировки затрат в бухгалтерском учете
Подход к классификации и группировке затрат в бухгалтерском учете диктуется такими основными нормативными актами:
Таким образом, на практике выделяют 2 подхода к организации учета затрат: собственно бухгалтерский и налоговый, имеющий целью исчисление налогов. В настоящей статье мы рассмотрим только бухгалтерские принципы группировки затрат по элементам и статьям.
ПБУ № 10/99 разделяет все затраты предприятия на 2 большие группы расходов в зависимости от того, имеют они отношение к обычной деятельности предприятия или не относятся к обычной деятельности (прочие расходы).
Если внимательно изучить п. 7 ПБУ № 10/99, то становится понятно, что все расходы обычной деятельности предприятий можно разделить на такие большие группы:
В бухгалтерском учете предпроизводственные расходы, которые связаны с приобретением материалов, сырья, товаров, запасных частей, прочих ТМЦ, относят на счета учета данных ТМЦ, включая в состав их себестоимости.
Например, на счет 10 «Материалы» относят стоимость приобретения этой группы ТМЦ и стоимость их доставки, хранения, сортировки и т. д.
Элементы группировки расходов по обычным видам деятельности при их формировании в бухучете согласно п. 8 ПБУ 10/99:
Если группировка затрат по элементам установлена законодательно, то разбивку затрат по статьям предприятие устанавливает само исходя из потребностей управленческого учета.
Основной список статей расходов предприятия во многом зависит от его типа и отраслевой принадлежности. Во многих отраслях экономики существуют рекомендованные или обязательные принципы разбивки расходов по статьям затрат при формировании себестоимости продукции, работ, услуг.
Статьи затрат в бухучете: расходы обычной деятельности (основной список)
Все затраты в бухгалтерском учете суммируются на счетах 20, 23, 25, 26, 29. Аналитический учет ведется в бухгалтерии предприятия на указанных счетах исходя из принятой предприятием самостоятельно классификации статей затрат в бухучете, соответствующей целям учета.
Такая классификация может устанавливать группировку расходов по статьям исходя из следующих принципов.
По периоду возникновения и списания затрат:
По степени участия в основном производственном процессе затраты делят:
В зависимости изменения от объема производства, различают:
Исходя из степени влияния на конечный результат:
Для целей калькуляции себестоимости:
Существуют и другие подходы к тому, как формируется список статей затрат в бухучете предприятия.
ВАЖНО! Закрепите разбивку расходов по статьям внутренним документом предприятия (приказом об учетной политике или отдельным приказом). Важно, чтобы все бухгалтеры предприятия знали эти принципы и формировали затраты по статьям на своих участках учета правильно.
Взаимосвязь между разбивкой расходов по статьям и по группам элементов можно представить в форме таблицы:
Таблица. Пример взаимосвязи группировки по элементам и статей затрат в бухучете
Статьи затрат в бухучете
Основные материалы на производство
Электроэнергия на производство
Полуфабрикаты собственного производства
Заработная плата рабочих основного цеха
Зарплата вспомогательных рабочих
Зарплата руководителей цехов и участков
Начисления на ФОТ основных рабочих
Начисления на ФОТ общепроизводственного персонала
Амортизация ОС, занятых в производстве
Амортизация ОС, не занятых в производстве
Материалы для работы управления
Энергетические расходы управления
Зарплата и взносы сотрудников управления
Расходы на быт и маркетинг
Материалы для работы сбыта и маркетинга
Зарплата и взносы отделов сбыта и маркетинга
Расходы на продвижение продукции (реклама, акции)
Разделение затрат на прямые и косвенные позволяет косвенные затраты отнести на себестоимость готовой продукции. В бухгалтерском учете управленческие и коммерческие расходы могут полностью включаться в себестоимость реализованной продукции (п. 9 ПБУ 10/99), но такой порядок учет должен быть отражен в учетной политике организации.
Приведенная в примере классификация затрат по статьям не является обязательной.
Как делить производственные затраты на прямые и косвенные и учитывать их в налоговом учете, читайте здесь.
С налоговым учетом прочих расходов, связанных с производством и реализацией, можно ознакомиться тут.
Что делать, если деление затрат на прямые и косвенные в бухгалтерском и налоговом учете отличаются? Ответ на вопрос есть в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.
Статьи затрат в бухучете: прочие расходы (дополнительный список)
В соответствии с разд. III ПБУ № 10/99 прочие расходы не связаны с обычной деятельностью. ПБУ устанавливает 3 основные группы таких расходов.
Первая группа связана с видами доходов от прочей деятельности. Такие затраты возникают, когда предприятие:
Вторая группа прочих расходов — это затраты:
Третья группа — расходы от наступления чрезвычайных (форс-мажорных) обстоятельств.
Классификацию прочих расходов по статьям предприятие может также проводить самостоятельно. Здесь можно рекомендовать следующие статьи группировки расходов:
Итоги
Все расходы предприятия законодательство, регулирующее бухучет, делит на две большие группы: связанные с обычной деятельностью и прочие расходы. Расходы, связанные с обычной деятельностью, делятся на элементные группы. А группировку расходов по статьям затрат предприятие выбирает самостоятельно. Основной и дополнительный списки статей затрат формируют полный перечень затрат предприятия.