какие семена быстро прорастают в домашних условиях для опыта в школе
Какие семена быстро прорастают в домашних условиях для опыта в школе
Вопрос собссно в том, какие бы взять семена для занятий с дошкольниками по Окружающему миру. Чтоб прорастить сначала, чтоб долго не ждать, чтоб все было видно не под микроскопом ну и т.д.
Горох, говорят, хорош. Что еще.
Помогите, не дайте завять интересной идее
Фасоль еще хорошо прорастает. У нас в школе задание такое было по ботанике. Давно правда это было.
Возможно, остальные бобовые тоже не подкачают.))
Вот с какого-то форума совет:
«Семена фасоли намачиваются в воде температурой 20-25 градусов, для быстрого прорастания используются различные регуляторы роста, такие как Эпин, Циркон, Гумат калия или натрия и т. д.
Воду нужно менять 2-3 раза в сутки. Замачивают фасоль на 1-2 суток, затем заворачивают во влажную ткань и следят, чтобы она не пересыхала.»
Из комнатных растений, я кактусы выращивала из семян (купила на пробу пакетик в Максидоме). Всхожесть была почти 100% и достаточно быстро. Но кактусы потом довольно медленно растут, с фасолью не сравнить.
Еще можно авокадо из косточки вырастить. Не быстро, но почти все косточки прорастют.
Спасибо Змеища и Генри! Подумаю.
А совет про горох и вправду хорош? Может не пытаться «изобретать велосипед»?
а из цветов. я только вчера с моими детками (средняя группа ДС. им 4-5 лет) сажала люпин красный..
сначала семена замочила в гидрогеле. т..к они хоть и дружно но неравномерно прорастают.
через недельку у меня был полный набор семян в разных стадиях развития.
от нероклюновшегося,но но набухшего семечка до полностью готового (сбросившего оболочку).
и когда люпин растет у него и листья крупные красивые и корень стержневой
и растет быстро и крепко.
а какой восторг был когда мы вместе гидрогель водой наполняли и кокосовый брикет замачивали. все фокусники отдыхают.
каждый сажал в свой подписанный горшочек. а в мае посадим на нашу клумбу. (люпин посаженый в апреле зачастую к середине сентября цветет)
(так он обычно в начале июня)
так что они еще по приходу в сад после лета на свою красоту полюбуются.
а из цветов. я только вчера с моими детками (средняя группа ДС. им 4-5 лет) сажала люпин красный..
сначала семена замочила в гидрогеле. т..к они хоть и дружно но неравномерно прорастают.
через недельку у меня был полный набор семян в разных стадиях развития.
от нероклюновшегося,но но набухшего семечка до полностью готового (сбросившего оболочку).
и когда люпин растет у него и листья крупные красивые и корень стержневой
и растет быстро и крепко.
а какой восторг был когда мы вместе гидрогель водой наполняли и кокосовый брикет замачивали. все фокусники отдыхают.
каждый сажал в свой подписанный горшочек. а в мае посадим на нашу клумбу. (люпин посаженый в апреле зачастую к середине сентября цветет)
(так он обычно в начале июня)
так что они еще по приходу в сад после лета на свою красоту полюбуются.
Ой, да Вы просто клад! :flower:
Если не сложно, делитесь еще своими идеями, а то у меня фантазии не хватает.
Позвольте, несколько вопросов:
Где брать гидрогель? В специализированных магазинах с семенами? А кокосовый брикет? чувствую себя полным профаном ((( Может быть что-то посоветуете почитать на эту тему?
Сорри, что много вопросов.
Да, горох хорош. Неделю назад с сыном прорастили в ватке (уговорил меня), потом в землю сунули. Сейчас сантиметров 15 один из ростков, другие еще маленькие. Не знаю что с ним дальше делать, жалко выбрасывать))
Спасибо! Может все же попробую горох
Грядка юного ботаника – 7 растений, которые можно вырастить вместе с детьми
Добавление статьи в новую подборку
Если ваш ребенок до сих пор думает, что мандарины, салат, мята и морковка появляются из полиэтиленовых пакетов в магазине, срочно пора заняться с ним вместе домашним огородничеством! Причем вам даже не понадобится дачный участок, огород для детей можно разбить на подоконнике в квартире.
Выращивание зелени, овощей или цветов вместе с ребенком – отличная идея. Во-первых, это весьма познавательно для малыша – он узнает много нового из области ботаники, увидит своими глазами, как крохотное семечко превращается в настоящее живое растение, красивое или вкусное. Разумеется, в процессе выращивания вы многое расскажете чаду о «зеленом питомце».
Во-вторых, малыш научится многое делать своими руками – разумеется, руководить процессом будете вы, но и ребенок даже младшего возраста вполне способен под вашим присмотром сеять, укрывать, рыхлить, поливать, опрыскивать растения.
В-третьих, в процессе будут развиваться и другие полезные навыки – наблюдательность, терпеливость, способность задавать вопросы, изучать причинно-следственные связи, планировать и анализировать.
Ну и, наконец, это просто весело и интересно! Такие регулярные совместные занятия всегда сближают – это залог хороших отношений в семье.
Какие растения можно выращивать вместе с детьми? В принципе, практически любые – от овощей и зелени до комнатных цветов, но для самого начала процесса лучше выбирать те культуры, которые достаточно быстро растут и неприхотливы в уходе. Предлагаем вам на выбор несколько отличных вариантов «на любой вкус».
Застелите пол пленкой или газетами, выберите одежду, которую не жалко испачкать, запаситесь игрушечным совком и грабельками, яркими горшками разных размеров и цветными перчатками – и за дело!
Зеленый лук из луковицы
Это, разумеется, самый часто встречающийся и наименее трудозатратный вариант, вырастает у всех и всегда.
Поскольку выращивание лука из семян требует достаточно усилий, обойдемся выращиванием зелени из луковицы. Вы можете организовать на подоконнике мини-грядку с землей, куда отправите лук-севок, либо прозрачную емкость с водой – так ребенку будет даже интереснее, ведь можно будет наблюдать не только за появлением перышек зелени, но и за развитием корешков.
Если выбрали вариант с грунтом, его нужно тщательно разрыхлить, а затем на расстоянии 10-15 см друг от друга высадить мелкие луковки. И в дальнейшем просто следите вместе с малышом, чтобы земля оставалась всегда слегка влажной, ну и посторонние «сорняки» выпалывайте, если таковые взойдут. С водой еще легче – в широкий стакан или пол-литровую баночку, на 2-3 пальца заполненные водой, опустите крупную луковицу, она обязательно прорастет. Кстати, и ее потом можно посадить в землю.
Появившиеся через неделю-другую зеленые перья – прекрасная добавка к супам, салатам, гарнирам. Обязательно собирайте их вместе и расскажите ребенку, почему лук так полезен для нашего организма.
Луковичные первоцветы из луковицы
Этот вариант скорее обрадует девочек, хотя ребенку любого пола, пожалуй, будет интересно наблюдать за превращением невзрачной луковки в яркий цветок, который затем можно подарить маме или бабушке.
Выбор мелколуковичных первоцветов, которые нетрудно выгнать, велик – крокусы, мелкоцветковые гиацинты, мускари, нарциссы, низкорослые тюльпаны, галантусы, пушкинии, хионодоксы, эрантисы…
Приобретите в магазине ранние сорта любых первоцветов, помеченные значком «для выгонки», так вы с ребенком гарантированно получите дома в горшочке максимально быстрое цветение. Разумеется, делать это нужно не в конце лета или осенью, а после периода покоя.
Вместе с детьми осмотрите луковки, аккуратно очистите их от старой сухой шелухи, продезинфицируйте полчаса в растворе марганцовки, высаживайте в горшки и следите, чтобы земля не пересыхала.
Кресс-салат из семян
Некоторые сорта кресс-салата готовы к срезке и употреблению уже через две недели после посева. Эта быстрорастущая холодоустойчивая зелень богата витаминами и минеральными солями, а еще очень неприхотлива и даже зимой на подоконнике ее можно выращивать без досвечивания.
Покажите ребенку, что эти семена его можно растить не только в земле, но даже на влажной губке либо ватной подушке, смоченных слабым раствором комплексных удобрений. Проведите эксперимент – высадите кресс-салат и так, и эдак, каждый день опрыскивайте водой из пульверизатора и попробуйте вместе угадать – какой взойдет раньше и даст больше зелени.
Объясните малышу, почему таким способом не получится вырастить крупные растения, расскажите про пользу удобрений и про значение питательных веществ.
Фиалка из листика
Листовые черенки фиалки отлично укореняются в воде или в грунте, но в первом случае опять же малышу будет интереснее следить за развитием корешков в прозрачном стакане (хотя чрезмерное количество освещения может немного помешать этому процессу).
Приготовьте маленькие пластиковые или стеклянные емкости, наполните их мягкой (отстоянной или кипяченой) водой, добавьте туда немного растолченного активированного угля, объяснив ребенку, что это нужно для того, чтобы не размножались бактерии, из-за которых черенок может заболеть и загнить, что за растениями обязательно нужно правильно ухаживать.
От взрослого растения фиалки отрежьте пару крупных боковых листиков и поместите в подготовленную емкость – следите, чтобы листовая пластина воды не касалась, а в нее был только погружен черешок листа на высоту 1-1,5 см.
Поставьте стаканчик с листьями на окно и время от времени проверяйте с ребенком, не появились ли корешки. Если жидкость испаряется, долейте (но не меняйте!) воду. Через 2-3 недели у черенков должны образоваться достаточно развитые корешки (а может даже детки) для посадки фиалки в землю. Выберите яркий нарядный горшок и проделайте эту процедуру вместе с малышом, а в дальнейшем наблюдайте за приростом молодых листиков и первым цветением.
Авокадо или финик из косточки
За прорастанием крупных косточек фиников или авокадо будет интересно следить даже маленькому ребенку. Правда, новых плодов в итоге вы, скорее всего, не дождетесь, но сами растения в домашних условиях получить совсем несложно.
Покажите малышу плоды фиников, попробуйте их, расскажите, как и где они растут. Из плодов фиников извлеките косточки, замочите их на пару дней в стакане с водой комнатной температуры, затем извлеките и тщательно очистите от остатков мякоти. Заполните яркий горшочек почвогрунтом для пальм (берите сразу достаточно крупную емкость, эта культура не любит частых пересадок), увлажните его и высадите финиковую косточку вертикально. Периодически слегка увлажняйте почву и ждите появления всходов примерно через 2-3 недели. Если будете хорошо ухаживать за зеленым питомцем, за несколько лет вырастите очень симпатичную финиковую пальмочку.
Если вы выбрали для проращивания с ребенком авокадо, объясните, что это тоже очень полезный для человека плод тропического вечнозеленого дерева. Достаньте из мякоти косточку спелого авокадо, тщательно аккуратно ее вымойте и обсушите. Для прорастания в воде вам нужно разместить косточку так, чтобы она была погружена в жидкость не полностью, а лишь наполовину. С этой целью можно использовать, к примеру, зубочистки, которые, будучи воткнутыми одной стороной в косточку, другой стороной лягут на бортик стакана, служа опорой. В итоге косточка должна касаться воды лишь своей нижней стороной (тупым концом). Следите, чтобы погружение было постоянным, время от времени доливайте воду.
В итоге из нижнего конца косточки в воде должны появиться корешки, а из верхнего, расколовшегося чуть позже – зеленые ростки, а затем и крупные листья. Такой авокадо уже можно смело помещать в горшок с грунтом и растить дальше.
Некоторые сажают косточку авокадо сразу во влажную почву, без проращивания в воде – если хотите, можете и на основании этого провести с ребенком сравнительный эксперимент по скорости и результативности того и другого способа.
Горох или фасоль
Такие бобовые, как горох и фасоль, также легко вырастить вместе с ребенком в домашних условиях. Культуры эти совершенно неприхотливы, их семена долго сохраняют всхожесть.
Поместите горошины в горшочки с плодородным грунтом и следите, чтобы тот не пересыхал. Первые всходы вы увидите уже через 1-1,5 недели, а затем начнется еще одна интересная фаза обучения – покажите ребенку, как установить опоры для слабых вьющихся побегов, объясните, как и зачем их подвязывать. Затем вместе с малышом вы будете следить, как гибкие усики оплетают опору, как появляются белые цветы, а затем и стручки с молодым горошком, который можно с удовольствием попробовать. Несколько стручков можете оставить «на вырост», чтобы получить свой собственный посевной материал к новому сезону!
Все вышеописанное касается и фасоли огненно-красной (турецких бобов), которую в квартире разводят скорее из-за красочного яркого цветения, чем для получения молодых мелких стручков, хотя они тоже вполне съедобны, хотя и отличаются острым вкусом.
Как видите – культур для совместного огородничества с ребенком дома существует немало. Если вам почему-то не подходят те, которые мы описали, попробуйте посадить на подоконнике петрушку, пшеницу, горчицу, салат, редис, базилик, мяту, календулу, бархатцы. Если же у вас в распоряжении есть дачный участок, то ребенку вполне по силам вырастить даже свой собственный кустик картофеля, подсолнух или тыкву – конечно, под вашим чутким руководством. Обязательно воткните рядышком табличку с именем малыша – он будет очень горд и обязательно станет заботиться о своем «подопечном» и демонстрировать его всем знакомым.
Подскажите, какое растение лучше выбрать для выращивания дома для школьной презентации в первом классе?
Знаете что? Раз надо за месяц успеть, значит, надо найти варианты — и успеть.
Я бы взяла несколько культур — пусть параллельно на подоконнике растут и развиваются, а через месяц ребятенок уже сам выберет, что самое эффектное получилось.
Плюс одновременно познакомится с разными культурами. Знания и опыт еще никому не повредили)
1. Самое простое — 3 прозрачных стаканчика/баночки с луком. (3- на всякий случай, выберете самый лучший экземпляр потом, и на салатик хватит)
Лук обязательно очистить от сухой шелухи, поставить чистым, белым))
За месяц — полная картина — корешки, зеленые перья.
При условии, что вы будете раз в 3 дня фотографировать — чудесная презентация.
2. Огурчик — 3 семечка.
Прорастить можно на туалетной бумаге/салфетке.
2-3 кадра появления корешка, да и весь процесс до развертывания первых двух листочков вы можете наблюдать как на этой же салфетке, так и в другом варианте — проклюнувшее семечко помещаете в стаканчик с землей — и ждете появления всходов.
Прекрасно за месяц будет виден рост и развитие)
3. Семена льна 3 семечка.
Прорастет очень быстро. Технология та же самая — на туалетной бумаге — потом в стаканчик с землей.
Тут интересна скорость роста))
4. Горох — 3 горошинки.
5. Отросточек рождественника (декабрист, шлюмбергеоа, зигокактус)
Отросточек традесканции
Отросточек гибискуса (китайская роза)
Отросточек колеуса
Если что-то есть дома, на работе, в ближайшей поликлинике, офисе и т.д — попросите небольшой отросточек.
Поставьте в водичку — за месяц обязательно будет что снять для рассказа.
Я сейчас сфотографирую и попозже выложу — колеус и зигокактус с корешками в воде… увидите, что можно ожидать в ваш срок)))
6. Срезать по 2-3 веточки ивы, березы, сирени, спиреи
Поставить в воду. Здесь речь только о почках-листочках.
Но уж раз у вас практическая работа — надо использовать все возможное на полную катушку.
Ну и пара фотографий для наглядности…
Вот так я проращивала семена на туалетной бумаге. Пластиковый контейнер с закрывающейся крышкой.
Все до безобразия просто… Туалетную бумагу или бумажные полотенца в 6-8 слоев уложить на дно, налить воды, слить ее, оставив хорошо напитанную водой основу.
Разложить все свои семена, которые наметили — и ЗАКРЫТЬ КРЫШКУ! Все видно через пластик. Влажность поддерживается, семена не высыхают, прорастают себе в своё удовольствие на ваших глазах)))
Для презентации, конечно, надо взять белую бумагу, для каждой культуры — свой контейнер. Чтобы вот так не было — все в куче. Но мне так было удобно, не для прессы было))))))
Пластиковый контейнер удобен и для проращивания семян огурчиков — крышку закрыл — влажность поддерживается высокая, семечко может у вас вообще быть сверху, на почве — увидите весь процесс прорастания)) И для фотографий одинаковые контейнеры выгодны, если речь пойдет о 2-3 культурах.
Вот, добавляю фото:
Колеус мне принесли 3 веточки 9 дней назад.
Вот — корешкам столько же.
Рождественник (декабрист) отщипнула в подъезде подруги 18 января. Из сумки достала 19-го…
Оба отростка стоят в простой воде безо всяких корнеобразователей, даже за веточками ивы не сходила — поленилась…
Это я вам к чему?
Видите, за месяц можно получить результат)))
Даже к такому простейшему эксперименту можно сделать 7-8 фото — и уже прекрасная презентация опыта размножения ХХХХ черенками, отводками. Материнское растение — стадии корнеобразования — посаженное маленькое растение — оба растения рядом.
Урок биологии в 6-м классе «Условия, необходимые для проращивания семян»
Разделы: Биология
семена тыквы, овса, фасоли, чашки Петри, химические стаканы, скальпель, компьютер с мультимедийным проектором, презентация по теме «Условия, необходимые для проращивания семян» (20 слайдов), творческие работы учащихся «Коллекции семян»
Подготовительная экспериментальная часть урока:
Создаются экспертные группы учащихся, перед которыми учитель ставит цели, знакомит с теоретическим материалом, методикой постановки и проведения эксперимента
За 10-14 суток до урока экспертные группы учащихся под руководством учителя закладывают опыты, демонстрирующие условия, необходимые для прорастания семян. В течение времени эксперимента учащиеся наблюдают за прорастанием, ухаживают за прорастающими семенами и проростками, делают фотографии объектов изучения, готовят выступления в соответствии с заданиями.
Вступительное слово учителя.
В 6-м классе мы начали изучать раздел биологии – ботанику – науку о растениях. С каждым уроком мы все больше получаем информации о растениях и сегодняшний урок не исключение.
Мы узнали, что растения являются основными поставщиками кислорода для всего живого на Земле (слайд 1). Растения вносят в нашу жизнь красоту и гармонию. Мы не устаем восхищаться ими (слайд 2).
Но чтобы продолжать использовать дары растений, человек должен знать, как за ними ухаживать, правильно выращивать, проращивать (слайды 3, 4).
Знаем, что растение начинает свою жизнь с семени. А как дать жизнь семени, какие условия необходимы для прорастания семян и является темой сегодняшнего урока (слайд 5).
Но прежде вспомним, что называется прорастанием?
Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту и развитию из него проростка.
А как получить здоровый проросток, полноценный и крепкий? Ответ на этот вопрос искали наши группы экспертов (слайд 6).
Цель нашего исследования «Изучение условий прорастания семян» (слайд 7).
Мы предположили, что семени для прорастания необходимы: вода и воздух, тепло, почва, пища, свет (слайд 8).
Выступление первой группы экспертов.
Влияние воды и воздуха на прорастание семян (слайды 8, 9).
Мы изучали необходимость воды и воздуха для прорастания семян. Для этого: в первый стакан поместили сухие семена тыквы, подсолнечника, во втором – семена чуть залили водой так, чтобы им был доступ воздуха, в третьем – семена залили водой, наполнив стакан до половины, так, чтобы слой воды не пропускал воздух к семенам. Спустя шесть дней, обнаружили: в первом стакане семена остались без изменений, во втором – у семян появились корешки, в третьем – семена погибли без доступа воздуха, загнили и вода издавала неприятный запах. Из эксперимента можно сделать вывод, что семена прорастают в присутствии воды при доступе воздуха. Вода необходима для растворения запасных питательных веществ, содержащихся в семени (в эндосперме или семядолях) для первоначального роста зародыша.
Выступление второй группы.
Влияние температурных условий на прорастание семян (слайды 10, 11).
На прорастание семян влияют температурные условия. Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другие прорастают при достаточно низких температурах. Например, семена огурца, тыквы, перца прорастают при температуре +15, +18 градусов, это теплолюбивые растения. Их чаще сначала проращивают дома и в виде рассады уже высаживают в теплое время на грядки.
Семена гороха, редьки, укропа могут всходить при температуре +2 градуса. Это холодостойкие растения. Перечисленные особенности учитываются при определении сроков посева.
Мы проводили эксперимент с теплолюбивым растением – тыквой. Одну часть семян поместили в теплое место при температуре +20 градусов, другую – в прохладное, при температуре +5 градусов.
Спустя пять дней наблюдали: в тепле семена быстро дали корешки, затем стебельки, а семена, находившиеся в прохладном месте, лишь слабо «проклюнулись»
Из эксперимента можно сделать вывод: при проращивании семян необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена.
Выступление третьей группы.
Влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян (слайды 12, 13, 14).
Эндосперм однодольных и семядоли двудольных растений содержат питательные вещества для первоначального роста зародыша. Он использует их при прорастании. Мы исследовали влияние количества питательных веществ для прорастания семени.
В первую чашку Петри поместили семена тыквы полноценные, с двумя семядолями, во вторую – семена, у которых удалили по одной семядоле.
Спустя пять дней, семена полноценные с двумя семядолями благополучно проросли, дали корешки, стебельки и семядольные листья. Во второй лишь часть семян с одной семядолей проросли, в не проросших семенах зародышу не хватило питательных веществ для прорастания.
Затем мы посадили проросшие семена в почву: в первый стакан – проросток, полученный из полноценного семени, во второй – проросток из семени с удаленной семядолей. Первый проросток был здоровым, крепким, развивался намного быстрее. Второй – маленький и слабый.
Из эксперимента сделали вывод: размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени. Чем больше веществ, тем крупнее проросток. Для посева необходимо отбирать крупные, здоровые семена.
Выступление четвертой группы.
Влияние глубины заделки семян в почву (слайды 15, 16).
При посадке семян необходимо учитывать глубину заделки в почву. Для эксперимента мы взяли семена тыквы и посадили их в почву на разную глубину. В первом стакане семя поместили на глубину большую, чем требуют правила заделки, во втором – по правилам заделки на глубину до трех сантиметров. В первом случае семя дольше по времени всходило, во втором – быстрее и проросток развивался быстрее.
При посадке семян необходимо учитывать:
1. Глубина заделки зависит от размера семени:
а) чем крупнее семя, тем глубже его сеют.
б) мелкие семена заделывают в почву не очень глубоко, а некоторые даже сеют на поверхности почвы, слегка присыпав их слоем почвы не более 2 мм.
в) крупные сеют на глубину до 5 см
г) средних размеров – на глубину 2-3 см
2. Глубина заделки семян зависит от качества почвы.
В песчаную почву семена сеют глубже, чем в плотную глинистую, т.к. песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. В глинистой влаги достаточно, но уже на небольшой глубине в ней очень мало воздуха. В глинистой почве проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.
Выступление пятой группы.
Влияние света на прорастание семян (слайды 17).
Для эксперимента были одновременно посажены семена овса в двух горшках. Один горшок был помещен в темный шкаф, второй оставлен на свету. Через пять дней семена взошли с одинаковой скоростью как на свету так и в темноте. Таким образом, из эксперимента можно сделать вывод, что всхожесть семян не зависит от присутствия света, особенно это относится к семенам с темной кожурой, т. к. она не пропускает свет.
Но есть некоторые исключения. Некоторые семена относят только к темновсхожим, например рыжик мелкоплодный не даст всходы на свету, также не прорастут на свету фацелия, клоповник, персидская вероника.
Некоторые семена прорастаю только на свету. Это семена череды, табака, семена растений, произрастающих в чрезмерно увлажненных местах, болотах.
Но для большей части семян присутствие света необязательно.
Выводы по экспериментальной работе делает учитель. Учащиеся фиксируют их в тетрадях (слайд 18).
Выступление учащегося на тему «Условия хранения семян. Агротехника посева семян»
Но чтобы семена остались живыми к моменту посадки, необходимо соблюдать условия хранения семян.
Также агротехника посева имеет большое значение.
Поверхностное повреждение твердых оболочек некоторых семян (клевера, люпина, донника) в специальных машинах для ускорения всхожести семян. К зародышу быстрее проникает вода и воздух, а это ускоряет прорастание семян.
Учитель: Какие опыты, проведенные группами экспертов, больше запомнились, произвели впечатление? Какие эксперименты вам захотелось повторить? Давайте сформулируем главное, что выделили на уроке. Что на уроке было интересным? А что на уроке было важным? Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?
Учащиеся отвечают на вопросы, делятся впечатлениями от увиденного, высказывают желания провести самостоятельно эксперименты, позволяющие установить условия прорастания семян. Учитель спрашивает у желающих поставить эксперименты в домашних условиях ход работы и алгоритм постановки того или другого опыта.
§ 10, записи в тетради.
Учитель: Подводит итоги работы, оценивает экспертов, активно работающих на уроке учащихся.