какие семейные узы связывают раневскую и гаева
Урок «Комедия А.П.Чехова «Вишнёвый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«НОВОСИБИРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Комедия А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Символический смысл вишневого сада
преподаватель русского языка и литературы
Комментарий к проведению урока: Данный урок является первым в системе уроков по изучению пьесы А.П.Чехова “Вишневый сад”.
Мы встретились не в первый раз,
И от меня вы можете не прятать
Сиянье ваших умных глаз.
Пусть будут поиски, сомненья.
И, как ни краток встречи срок,
Быть может, мы сойдемся в мненьях
И вместе проведем урок.
2. Проверка домашнего задания( было задано прочитать пьесу «Вишнёвый сад»)
Проведение тестирования на знание текста комедии. Индивидуальная работа. Тест
Вопрос 1. Среди перечисленных произведений А.П.Чехова отметьте то, которое завершает его творческий путь:
а) “Чайка”;
б) “Вишневый сад”;
в) “Дядя Ваня”;
г) “Три сестры”.
Вопрос 2. Где развертывается действие пьесы “Вишневый сад”:
а) в одном из провинциальных городов России;
б) в Москве;
в) в имении Любови Андреевны Раневской;
г) в имении Лопахина?
Вопрос 3. Какие семейные узы связывают Раневскую и Гаева:
а) Гаев – муж Раневской;
б) Гаев – ее брат;
в) Гаев – ее сосед, они друзья юности;
г) Гаев – ее сын?
Вопрос 4. Кто из героев пьесы склонен произносить длинные, высокопарные речи:
а) Петя Трофимов;
б) Епиходов;
в) Гаев;
г) Варя?
Вопрос 5. В чей образ, по вашему мнению, больше всего заложено комическое и сатирическое начало:
а) Раневской;
б) Фирса;
в) Гаева;
г) Пети Трофимова?
Вопрос 6. В пьесе “Вишневый сад” был единственный образ, к которому А.П.Чехов отнесся без тени иронии, с нежностью и любовью. Кто это:
а) Раневская;
б) Варя;
в) Аня;
г) Дуняша?
По окончании тестирования проводится взаимопроверка, учащиеся работают в парах.
3. Сообщение темы урока
Прошлый урок мы приступили к изучению биографии творчества А.П.Чехова. Рассмотрели трилогию «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством Чехова- драматурга на примере его пьесы «Вишневый сад».
— Запись даты и темы урока в тетрадь;
— Сообщение целей и задач, хода урока, критерий оценок;
Цель урока: проанализировать пьесу «Вишневый сад».
-рассмотреть историю создания пьесы;
-определить особенности сюжета, своеобразие жанра, конфликта, образной системы, роль подтекста, образов-символов;
-рассмотреть драматургию А.П.Чехова в восприятии искусства 20 века (театр, кино).
Изложение нового материала с поэтапным закреплением:
Вступительное слово преподавателя: исторический фон 2 половины 19 века:
— поражение России в Крымской войне (1853—56 гг.),
— крестьянская реформа 1961 год.
-реформы 60—70-х годов: прогресс в развитии металлургической и обрабатывающей промышленности.
-убийством народовольцами 1 марта 1881 года Александра II, на престол взошел его сын Александр III.
-менялся социальный состав населения за счет роста рабочего класса и городского населения. Рабочие выдвигали лишь экономические требования — повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, отмена штрафов.
-формирование слоя интеллигенции, разночинцев.
— в конце XIX в. на территории великорусских губерний действовала 81 мужская гимназия. С 1862 г. появились женские гимназии.
Живопись: русская живопись дала таких замечательных художников, как Васнецов, Левитан, Репин, Суриков.
Литература: основное направление – критический реализм.
Обратимся к драматургии А.П.Чехова. Какие пьесы А.П.Чехова вы знаете? («Чайка», «Дядя Ваня», «Тир сестры».)
Развитие ассоциативного мышления
– Абстрагируйтесь от названия пьесы Чехова. Скажите, какие ассоциации возникают в вашем воображении, когда вы слышите словосочетание “вишневый сад”? Слайд 1
(Как правило, ребята называют “белые цветы”, “нежный запах”, “чистота”, “красота”, “нежность”.) Слайд 2
А.П.Чехов, когда писал пьесу в имении Мелихово, писал: “Погода чудесная. Все поет, цветет, блещет красотой. Цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания”.Слайд 3
– Сравним свои ассоциации с чеховским представлением этого образа.
– Можно ли соотнести наши ассоциации с названием пьесы? Запишем свои мысли в тетрадь.
Вниманию учащихся предлагаются слова М.Горького, К.Станиславского, актрисы М.Лилиной.
“Слушая пьесу Чехова – в чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового – ни слова. Все – настроение, идеи, – если можно говорить о них, – лица, все это уже было в его пьесах. Конечно, красиво, и – разумеется – со сцены повеет на публику зеленой тоской. А о чем тоска – не знаю.”(М. Горький.)Слайд 4
“Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Нет, для простого человека это трагедия. Я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь.” (К.С. Станиславский.)Слайд 5
“. Мне представлялось, что “Вишневый сад” не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, без реальных грубостей.” (М.П.Лилина.)Слайд 6
-Какой из эпиграфов наиболее полно, по вашему мнению, отражает восприятие пьесы? Запишем наши наблюдения в тетрадь.
История создания пьесы:
Преподаватель: В конце 1890-х гг. в настроениях А.П. Чехова в его восприятии жизни происходит перелом. Начинается новый этап его творческого пути. В 1901 г. М. Горький сообщал в одном из своих писем В.А. Поссе: «А.П. Чехов пишет какую-то большую вещь и говорит мне: «Чувствую, что теперь нужно писать не так, не о том, а как-то иначе, о чем-то другом, для кого-то другого, строгого и честного». На ее создание ушло больше двух лет напряженного труда.
-Когда была начата работа над пьесой и когда завершена?
— Где состоялась премьера пьесы?
Предполагаемые ответы учащихся:
Весна 1901 г. – в письмах Чехова встречаются мысли о новой пьесе. Хотя первые заметки в записной книжке появились на шесть лет раньше. В письме О.Л. Книппер он сообщил, что собирается писать «4-актный водевиль или комедию».
Март 1903 г. – начало работы над комедией.
Октябрь 1903 г. – закончена основная работа над пьесой.
17 января 1904 г. – премьера на сцене Московского театра в день рождения А.П.Чехова Художественный театр впервые чествовал своего любимого писателя и автора многих постановок коллектива, приурочив это к 25-летию его литературной деятельности.
Как определить жанр пьесы «Вишнёвый сад»?
Предполагаемые ответы учащихся:
А.П. Чехов назвал «Вишнёвый сад» комедией.
Преподаватель: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс… Вся пьеса весёлая, легкомысленная». Театр поставил её как тяжёлую драму русской жизни. К.А. Станиславский: «Это не комедия, это трагедия… Я плакал, как женщина…». Есть критики, считающие пьесу трагикомедией.
А комедийность подтверждается – недраматичностью положительных героев, недраматичностью Лопахина, комедийностью владельцев сада, комичностью почти всех второстепенных персонажей.
8 Работа с сюжетом: Обратимся к сюжету комедии
Вспомним определение сюжета. Слайд 7
Работа с информационными карточками
Сюжет (от франц. sujet – предмет, содержание) –
— последовательность, ход событий, составляющий содержание
художественного произведения.
Произведение вами прочитано. Попробуйте предельно кратко передать сюжет пьесы, заполнив таблицу. Работаем устно.
Приезд Раневской в родовое гнездо.
Радость возвращения и встреч.
Прогулки, разговоры, признания.
Бегство Раневской за границу.
Контраст безнадежности и надежды.
Особенности конфликта пьесы.
– В основе сюжета пьесы – конфликт. Дайте определение конфликта. Слайд 8
Конфликт – острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, положенное в основу действия.
Ярко выраженный конфликт отсутствует.
Что же приводит в движение сюжетное действие?
(Борьба вокруг вишневого сада.)
В центре действия –вопрос о продаже вишневого сада.
Отношение к саду героев пьесы.
Выяснять отношение к саду героев комедии мы будем через заполнение таблицы. Напоминаю, работаем в рабочих тетрадях.
Отношение к саду героев комедии
– С вишневым садом связаны планы, надежды, мысли, радости и огорчения действующих лиц. О нем говорят в пьесе почти все персонажи. Но как они различно говорят о нем, какие разные стороны его видят.
– Что же значит для героев пьесы этот сад? (Сад – это имение, символ барства, покупка, прошлое хозяев, дачи для Лопахина, символ красоты, Родины для автора.) Слайд 9
– Образ вишневого сада тоже дан в потоке времени. Может, в пьесе есть еще один герой, не обозначенный?
– Это время. Что оно делает с героями, с их жизнью? Время – главный сюжетообразующий фактор в пьесе.
Что происходит в кульминации пьесы?
Предполагаемые ответы учащихся:
Бал у Раневской, где она узнает, что вишневый сад выкупил Лопахин.
Предлагаю обратиться к тексту (Действие третье) и зачитать по ролям: Автор, Пищик, Любовь Андреевна, Лопахин, Гаев.
Голоса в зале: «Лопахин приехал! Ермолай Алексеич!»
Пищик. Видом видать, слыхом слыхать. (Целуется с Лопахиным.) Коньячком от тебя попахивает, милый мой, душа моя. А мы тут тоже веселимся.
Входит Любовь Андреевна.
Любовь Андреевна. Это вы, Ермолай Алексеич? Отчего так долго? Где Леонид?
Лопахин. Леонид Андреич со мной приехал, он идет.
Любовь Андреевна (волнуясь). Ну что? Были торги? Говорите же!
Лопахин (сконфуженно, боясь обнаружить свою радость). Торги кончились к четырем часам. Мы к поезду опоздали, пришлось ждать до половины десятого. (Тяжело вздохнув.) Уф! У меня немножко голова кружится.
Входит Гаев; в правой руке у него покупки, левой он утирает слезы.
Любовь Андреевна. Леня, что? Леня, ну? (Нетерпеливо, со слезами.) Скорей же, бога ради.
Гаев (ничего ей не отвечает, только машет рукой; Фирсу, плача). Вот возьми. Тут анчоусы, керченские сельди. Я сегодня ничего не ел. Столько я выстрадал!
Дверь в бильярдную открыта; слышен стук шаров и голос Яши: «Семь и восемнадцать!» У Гаева меняется выражение, он уже не плачет.
Устал я ужасно. Дашь мне, Фирс, переодеться. (Уходит к себе через залу, за ним Фирс.)
Пищик. Что на торгах? Рассказывайте же!
Любовь Андреевна. Продан вишневый сад?
Любовь Андреевна. Кто купил?
Любовь Андреевна угнетена; она упала бы, если бы не стояла возле кресла и стола. Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит.
Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу. (Смеется.) Пришли мы на торги, там уже Дериганов. У Леонида Андреича было только пятнадцать тысяч, а Дериганов сверх долга сразу надавал тридцать. Вижу, дело такое, я схватился с ним, надавал сорок. Он сорок пять. Я пятьдесят пять. Он, значит, по пяти надбавляет, я по десяти. Ну, кончилось. Сверх долга я надавал девяносто, осталось за мной. Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется. (Топочет ногами.) Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю это только мерещится мне, это только кажется. Это плод вашего воображения, покрытый мраком неизвестности. (Поднимает ключи, ласково улыбаясь.) Бросила ключи, хочет показать, что она уж не хозяйка здесь. (Звенит ключами.) Ну, да все равно.
Слышно, как настраивается оркестр.
Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь. Музыка, играй!
В чем загадка и отгадка монолога Лопахина?
Он купил имение для них, для Нее.
Лопахин: Ну да все равно.
Как расценить реплику?
Он понял, что с имением НЕ купил Раневскую. Он и прежде не верил мечте.
Предполагаемые ответы учащихся:
В IV действии доминирует образ пустого дома. Порядок, мир в нём нарушены. Во всём чувствуется абсолютная пустота. Бывшие хозяева покидают дом. Двери запирают на ключ, забывая в доме Фирса…
Преподаватель: Сцена пуста. (…) Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно…
Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву
Что приобретают герои пьесы Чехова,
продав вишнёвый сад и попрощавшись с домом?
Предполагаемые ответы учащихся:
Дом продан. Героев больше ничего не связывает, иллюзии потеряны.
XIX век завершён. Наступает XX век. Бездомье становится судьбой мира.
или о предстоящей беде? Слайд 10
Предполагаемые ответы учащихся
1.Продолжите фразу: А.П. Чехов мне нужен потому что…
2.Рефлексия: оцени свою работу на уроке.
Подведение итогов урока:
— комментирование и выставление оценок;
— заключительное слово преподавателя.
Домашнее задание (дифференцированное, трехуровневое): Слайд 11
3) На «3» напишите свой синквейн по теме «А.П.Чехов. «Вишневый сад».
1.Существительное (основное понятие).
2.Определение к понятию (два).
3.Движение мысли в действии (три глагола).
4.Главная мысль (три-четыре существительных).
Уроки 6–7. Конфликт в пьесе «Вишнёвый сад». Действующие лица и авторское отношение к ним
Отношение окружающих к Гаеву
Автор очень мало рассказывает нам о прошлом Гаева. Однако мы понимаем, что этот человек образован, что он умеет облачить мысли в красивые речи, хотя и пустые. Всю свою жизнь интересующий нас герой прожил в имении. Он являлся завсегдатаем мужских клубов, где предавался игре в бильярд, любимому своему занятию. Именно оттуда Гаев приносил все новости. Здесь же ему предложили должность служащего в банке с хорошим годовым окладом в 6 тысяч. Окружающих очень удивило это предложение. Сестра Гаева прямо говорит Леониду Андреевичу: «Где тебе! Сиди уж». Лопахин также высказывает свое сомнение по этому поводу, считая, что Гаев не сможет удержаться на предложенном месте, так как он «ленив очень». Только Аня, племянница героя, верит в него.
Чем же вызвано это недоверие по отношению к Гаеву? Окружающие выказывают даже некоторое пренебрежение этому герою. Даже лакей Яша неуважительно к нему относится. Давайте разрешим этот вопрос, что поможет нам лучше понять образ Гаева в пьесе «Вишневый сад».
Характер персонажа
Сложность характера героя подтверждается репликами других персонажей. С одной стороны, Аня утверждает, что его все любят и уважают. Племянница верит в дядю, надеется, что он найдет выход из сложной ситуации с имением. С другой стороны, помещик ленив. Лопахин считает, что Гаев не сможет работать в банке за 6 тысяч в год. Усидчивость — не его черта, а именно она требуется в банковской работе. Лопахин называет Леонида бабой, что скрывается за этим словом: слабость, не желание действовать, страх или лень? В характере мужчины нет деловитости, практичности. Он легкомыслен и недальновиден. Когда новый купец предлагает выход: вырубить вишню и продать землю дачникам, Гаев переходит к моральной характеристике поступка: пошлость. Он не просчитывает выгоды, не ищет возможности сохранить имение и часть сада. Леонид не пытается самостоятельно начать действовать. Помещик просчитывает, где или у кого можно взять в долг.
Вариант 2
Гаев Леонид Алексеевич – это один из героев пьесы великого русского писателя и драматурга Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». В его образе, как и в Раневской, автор изобразил прошлое России. Он представитель дворянства, аристократ, при этом, желая показать, что их время кончилось, автор целенаправленно делает Гаева разорившимся помещиком.
Гаеву уже 51 год, но при этом он абсолютно не самостоятелен. Старый слуга Фирс до сих пор его одевает и раздевает, как маленькое дитя, внимательно следит, чтобы барин не простудился. Гаев безгранично ленив. Когда встает вопрос о продаже Вишневого сада с аукциона, он только разводит длинные пафосно-торжественные речи, клянется что ни при каких обстоятельствах не допустит продажи… Но на этом все. На практике не было предпринято никаких действий и даже слабых попыток что-то сделать. Гаев пример чистого эгоизма. Заботясь только о самом себе, ему на самом деле все равно, что будет с Вишневым садом. В конце пьесы он забывает о старом преданном слуге Фирсе.
Увлечением Гаева является игра в бильярд, кроме того он любит есть леденцы. Увлечение игрой и сладким подчеркивает инфантилизм персонажа. После продажи сада Леонид Алексеевич устроится работать в банке, но никто не верит, что это надолго. Всем известна его непостоянство и лень.
Чехов противопоставляет Гаеву Лопахина, который является типичным представителем купечества того времени. Леонид Алексеевич плохо отзывается о Лопахине, считает его хамом и грубияном. Отклоняет его деловое предложение сдать Вишневый сад под дачи, которое в реальности могло спасти сад, ссылаясь на мифическую пошлость такой сделки. При этом Гаев не считает зазорным клянчить деньги у других. В пьесе он говорит, что хорошо было бы съездить к тетке-графине – попросить денег на покрытие долгов или получить наследство, или выдать замуж за богатого человека Аню – его племянницу
Целью создания «Вишневого сада» было отображение разделения общества того времени на прошлое (Раневская, Гаев), настоящее (Лопахин) и будущее России (Петя Трофимов, Аня). Гаев это образ отжившего дворянского прошлого России. Он беспомощен и абсолютно не приспособлен к современной жизни.
Говорящие фамилии в творчестве Чехова
О том, как изменился унаследованный у классицистов прием, можно проследить по изумительному чеховскому рассказу «Лошадиная фамилия». «Лобовая атака» с бесконечными и вполне традиционными Уздечкиными, Жеребцовыми и Коренными, как известно, ни к чему не привела. «Лошадиной» фамилия специалиста по заговариванию зубной боли оказывается именно с ассоциативной точки зрения. Овсов — это задача со многими неизвестными. Это вам не примитив типа Кобылина и Лошадевича, поэтому мы, естественно, не можем согласиться с любителями парадоксов
П. Вайлем и А. Генисом, которые в статье «Все — в саду» о творчестве Чехова писали: «В противовес долго сохраняющейся в русской литературе традиции крестить героев говорящими именами, фамилии в чеховских драмах случайны, как телефонная книга, но вместо алфавита их объединяет типологическое единство, которое автор вынес в название одного из своих сборников — «Хмурые люди». Фамилии Чебутыкин, Тригорин, Треплев даны Чеховым своим героям не случайно. Словечки типа «мерлихлюндия» и Чебутыкин — из одного ряда. То же можно сказать и о героях «Чайки» Константине Треплеве и его матери, тоже, кстати, по мужу Треплевой. Недаром же сын говорит о матери: «Имя ее постоянно треплют в газетах, — и это меня утомляет». Кстати, сценическая фамилия Ирины Николаевны — Аркадина. Ну как тут не вспомнить пьесу «Лес» Островского. Фамилия беллетриста Тригорина — насквозь литературна! И в голову приходят не только Тригорское, но и три горя. Массу ассоциаций вызывает также имя Любови Раневской (в девичестве — Гаевой). Здесь — и рана, и любовь, и гай (по В. И.Далю — дуброва, роща, чернолесье). Вообще пьеса «Вишневый сад» — настоящий кладезь говорящих имен. Здесь и Симеонов-Пищик, и имя Трофимова — Петя.
Конечно, в ранних рассказах Чехова царствуют все те же Кувалдины, Хрюкины и Очумеловы (синонимы: одуреть, потерять соображение, эта же деталь подчеркивается и в его поведении, в отсутствии собственного мнения). Да и в драмах можно найти привычные для времен Островского имена. Например, персонаж «Трех сестер» Соленый в чем-то сродни Скалозубову — его шутки попахивают дурным тоном, весьма примитивны, неумны — «солены», а фамилия его больше похожа на кличку типа Утешительный. Однако такого рода имена в чеховском театре — скорее, исключение, чем правило. А царит в его драматических шедеврах иное имя, соответствующее новому герою, новому характеру конфликта, новому театру — театру Чехова. Таким образом, говорящие имена, в русской литературе начиная от Лукина и Сумарокова и заканчивая Чеховым, как выяснилось, проходят в своем становлении и развитии через ряд этапов. Наивные, несколько ходульные, почти одномерные имена типа Обдиралова и Добрякова сменяются более психологически сложными и обоснованными Молчалиными и Фамусовыми. В какой-то момент этот прием достигает своего пика, после чего становится объектом пародии. И, наконец, в конце 19 — начале 20 века говорящие имена трансформируются, еще более усложняются, соотносятся с героями пьес сложными ассоциативными связями, но вовсе не исчезают из отечественной драмы, так как по природе своей обречены прямо или опосредованно называть, то есть, так или иначе характеризовать героев литературных произведений.
Характеристика героя
(Константин Сергеевич Станиславский в роли Гаева Л.А., МХТ им. Чехова 1922-24гг.)
Гаев живет в долг, не понимает необходимость продажи имения, он не обращает внимания на упадок здания. Персонаж постоянно занимает деньги, и мечтает погасить долги и уехать.
Основными чертами персонажа являются:
Много понять о психологии персонажа трудно, поскольку он не числится среди основных героев, и просто отражает Раневскую, усугубляя все недостатки уходящей в былое знати.
Удался ли автору «Вишневый сад»?
Произведение его представлен выше) вызвало большой Многие его современники, принадлежащие к аристократии, весьма критично отнеслись к этой пьесе. Они обвинили Антона Павловича в незнании их круга, в неправильном изображении своего класса. Едва ли Чехова можно упрекнуть в этом. Ведь он и стремился создать не просто комедию, а настоящий фарс, что у него прекрасно получилось. Безусловно, ему удался образ Гаева. С цитатами из комедии «Вишневый сад» знакомы многие наши современники, а сама пьеса включена в обязательную школьную программу по литературе. Это произведение до сих пор очень популярно и в театрах нашей страны. Все это говорит о несомненной ценности «Вишневого сада» с художественной точки зрения.
Комедия А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Символический смысл вишневого сада
Разделы: Литература
Роль мультимедийной разработки в учебном занятии: компьютерная визуализация учебной информации, индивидуальный тренинг и контроль знаний учащихся, развитие нагляднообразного мышления, эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики. Использование средств мультимедиа на уроке литературы позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более эффективным, пробудить интерес к классической литературе.
Комментарий к проведению урока: Данный урок является первым в системе уроков по изучению пьесы А.П.Чехова “Вишневый сад”.
Форма урока: мастерская по построению знаний.
Ход урока
1. Организационный момент
Мы встретились не в первый раз,
И от меня вы можете не прятать
Сиянье ваших умных глаз.
Пусть будут поиски, сомненья.
И, как ни краток встречи срок,
Быть может, мы сойдемся в мненьях
И вместе проведем урок.
2. Проверка домашнего задания
Проведение тестирования на знание текста комедии. Индивидуальная работа. Слайды 1-7
Вопрос 1. Среди перечисленных произведений А.П.Чехова отметьте то, которое завершает его творческий путь:
Вопрос 2. Где развертывается действие пьесы “Вишневый сад”:
а) в одном из провинциальных городов России;
б) в Москве;
в) в имении Любови Андреевны Раневской;
г) в имении Лопахина? Слайд 2
Вопрос 3. Какие семейные узы связывают Раневскую и Гаева:
а) Гаев – муж Раневской;
б) Гаев – ее брат;
в) Гаев – ее сосед, они друзья юности;
г) Гаев – ее сын? Слайд 3
Вопрос 4. Кто из героев пьесы склонен произносить длинные, высокопарные речи:
Вопрос 5. В чей образ, по вашему мнению, больше всего заложено комическое и сатирическое начало:
Вопрос 6. В пьесе “Вишневый сад” был единственный образ, к которому А.П.Чехов отнесся без тени иронии, с нежностью и любовью. Кто это:
По окончании тестирования проводится взаимопроверка, учащиеся работают в парах. Правильные ответы отражены на слайде 7.
3. Сообщение темы урока
Для работы на уроке учащимся предлагаются печатные конспекты (См. Приложение 2 к уроку)
Обращаемся к целям урока: чего каждый должен достичь на уроке?
Ответ на этот вопрос является мотивацией деятельности учащегося.
1) выяснить своеобразие конфликта и особенности сюжетного построения пьесы;
2) осознать глубину смысла образа вишневого сада.
4. Развитие ассоциативного мышления
– Абстрагируйтесь от названия пьесы Чехова. Скажите, какие ассоциации возникают в вашем воображении, когда вы слышите словосочетание “вишневый сад”? Слайд 9. (Как правило, ребята называют “белые цветы”, “нежный запах”, “чистота”, “красота”, “нежность”. Тем более неожиданными для них становятся слова А.П.Чехова: “Погода чудесная. Все поет, цветет, блещет красотой. Цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания”. Слайд 10)
– Сравним свои ассоциации с чеховским представлением этого образа.
– Можно ли соотнести наши ассоциации с названием пьесы? Запишем свои мысли в печатный конспект.
5. Работа с эпиграфом как актуализация домашнего чтения
Вниманию учащихся предлагаются слова М.Горького, К.Станиславского, актрисы М.Лилиной.
“Слушая пьесу Чехова – в чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового – ни слова. Все – настроение, идеи, – если можно говорить о них, – лица, все это уже было в его пьесах. Конечно, красиво, и – разумеется – со сцены повеет на публику зеленой тоской. А о чем тоска – не знаю.”(М.Горький. Слайд 11)
“Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Нет, для простого человека это трагедия. Я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь.” (К.С.Станиславский. Слайд 12)
“. Мне представлялось, что “Вишневый сад” не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, без реальных грубостей.” (М.П.Лилина. Слайд 13)
-Какой из эпиграфов наиболее полно, по вашему мнению, отражает восприятие пьесы? Запишем наши наблюдения в конспект.
6. Организация групповой работы “Персонажи пьесы”. Использование афиши как опорного конспекта
Всем группам предлагается распределить персонажи пьесы на группы согласно самостоятельно определенному принципу. Свою точку зрения нужно аргументировать. Записи итогов работы заносятся в афишу. (Примерные принципы деления персонажей: по социальному признаку – помещики, слуги, купец, с неясным социальным признаком; по отношению ко времени – прошлое, настоящее, будущее; по принципу главных и второстепенных героев. Как правило, редко предлагается принцип деления персонажей по отношению к вишневому саду, поэтому можно подсказать такой способ ученикам)
После выполнения работы переходим к обсуждению результатов с обязательной оценкой аргументов друг друга. Этот вид работы ценен тем, что ребята осознают: единого, “правильного” принципа деления нет, Чехов не предлагает однозначных ответов на вопросы.
7. Обратимся к сюжету комедии
– Произведение вами прочитано. Попробуйте предельно кратко передать сюжет пьесы. Вспомним определение сюжета. (Потеря вишневого сада, его продажа – катастрофа для всех героев пьесы. Почти все теряют кров, словно перелетные птицы.)
– Это внешний сюжет пьесы. А что происходит с героями после продажи сада, как они ощущают время? (Они потеряны во времени. Неумолимый ход времени – внешний сюжет пьесы. Такое сочетание сюжетов придает произведению философскую глубину, уводит нас от прямолинейных оценок поступков персонажей.)
8. Особенности конфликта пьесы
– В основе сюжета пьесы – конфликт. Ярко выраженный конфликт отсутствует. Что же приводит в движение сюжетное действие? (Борьба вокруг вишневого сада.)
— Так сколько же планов у этого образа?
9. Многоплановость образа вишневого сада
– С вишневым садом связаны планы, надежды, мысли, радости и огорчения действующих лиц. О нем говорят в пьесе почти все персонажи. Но как они различно говорят о нем, какие разные стороны его видят.
– Что же значит для героев пьесы этот сад? Заполним схему в печатном конспекте. (Сад – это имение, символ барства, покупка, прошлое хозяев, дачи для Лопахина, символ красоты, Родины для автора.)
– Образ вишневого сада тоже дан в потоке времени. Может, в пьесе есть еще один герой, не обозначенный в афише?
– Это время. Что оно делает с героями, с их жизнью? Время – главный сюжетообразующий фактор в пьесе.
10. Работа с текстом. Чтение по ролям
Выразительно прочитаем реплики, обращенные к вишневому саду. (Например, из действия 1, начиная со слов Лопахина: “Вам уже известно. ” Или из действия 2 со слов Ани: “Что вы со мной сделали. ”)
После прочтения чеховских строк обратимся к слайдам 18, 19, на которых изображены первые исполнители ролей пьесы: О.Л.Книппер-Чехова, К.С.Станиславский.
11. Итоги урока
– Какое же будущее ждет сад, Россию? Этот вопрос Чехов оставил без ответа. Слайд 20
– Выйдет ли все по расчету Лопахина, и не превратится ли вскоре вырубленный сад в бесплодное и дикое место? Например, в такое, как его представил современный художник Г.Кичигин. Слайд 21
– Верите ли вы, что Аня и Петя посадят новый сад? (Дискуссионный момент. Представляются две точки зрения: да, у Ани чистый, сильный характер, она выполнит свое обещание. Нет, Петя и Аня не знают реальной жизни, они ничего не смогут вырастить. Учителю нужно быть готовым ответить на этот вопрос, если его спросят ученики.)
– Пусть в пьесе автор не дает точного ответа, но мы знаем, что в жизни Чехова был свой прекрасный сад, и не один, который он с любовью возделывал. Слайд 22, фото уголка Мелихова.
12. Рефлексия. Сочинение синквейна. Работа в парах
Схема синквейна есть в ваших печатных конспектах, а образец мы видим на слайде 23.
Писатель
чуткий, чудесный
увлекает, удивляет, волнует
судьбами сада, героев, России.
Чехов.
(Примеры ученических синквейнов см. в Приложении к уроку.)
– Определите, насколько полно вы смогли реализовать цели урока. В печатном конспекте выберите соответствующий цвет: красный – успешно, желтый – хорошо, синий – недостаточно.
13. Домашнее задание
1) предложите свой вариант спасения вишневого сада;
2) найдите комические детали в пьесе; 3)напишите свой синквейн. Слайд 24
А завершим наш урок прекрасной картиной цветущего сада – вечного символа красоты жизни. Слайд 25