какие семейства растений принадлежат к классу однодольные
Содержание:
Класс Однодольные: общая характеристика
Класс Однодольные объединяет 59 тыс. видов, 2,8 тыс. родов и 60 семейств растений. На эту систематическую группу приходится 25% видов покрытосеменных. Однодольные — русское название класса. В международном научном обиходе используются латинские наименования: Liliopsida (лилиопсиды), Monocotyledones или Monocotyledoneae.
Семейства однодольных растений: характеристика и представители
Критерии выделения того или иного семейства — особенности строения цветка, тип соцветия, плода, внешнее и внутреннее строение вегетативных органов. Крупнейшее и древнейшее семейство однодольных растений — Орхидные или Орхидеи. Распространены повсеместно, кроме Антарктиды. Представители семейства в умеренных широтах — травянистые многолетники с подземными клубнями и корневищами, например, венерин башмачок (рис. 2).
Орхидеи в тропиках произрастают как эпифиты (на стволах и ветвях деревьев, кустарников). Для семейства характерно разрастание среднего лепестка и образование «губы» с длинным шпорцем, заполненным нектаром.
Другие семейства однодольных: Лилейные, Луковичные, Злаковые. Цветки лилейных — крупные, ярко окрашенные, обладающие приятным ароматом или без запаха. Венчик простой, состоит из 6 лепестков. Представители семейства: лилия (рис. 3), гиацинт, тюльпан, нарцисс.
Злаковые или Мятликовые — однолетники или травянистые многолетники. Стебель полый (соломина), листья узкие, линейные, с параллельным жилкованием, без черешков. Цветки невзрачные, собраны в соцветия сложный колос, метелка или початок.
Злаковые — типичные ветроопыляемые растения. Плод — зерновка. Среди злаков много пищевых растений, хлебных культур. Это рис, пшеница, рожь, ячмень, кукуруза. Луковичные содержат вещества, придающие органам растений резкий запах. Представители: лук репчатый, чеснок.
Признаки
Для того, чтобы определить принадлежность растения к классу Однодольные, надо рассматривать комплекс признаков (табл. 1).
Отличительные признаки
Характеристика
Мочковатая, зародышевый корешок скоро после начала развития перестает расти и заменяется придаточными корнями
Образовательная ткань у большинства представителей класса отсутствует
Проводящие пучки на поперечном срезе расположены хаотично
Преимущественно цельные, узкие, без прилистников, стеблеобъемлющие, с параллельным или дуговым жилкованием
Построены по тройному типу: околоцветник состоит из двух трехчленных кругов, тычинок 2 раза по 3, плодолистиков 3
Строение зародыша
Зародыш семени состоит из корешка, стебелька, почечки. Есть крупные, хорошо заметные эмбриональные листья — семядоли. Строение таких образований — характерный признак, используемый в биологии для классификации покрытосеменных растений. К классу Однодольные относятся растения с одним эмбриональным листом (рис. 4).
Размножение
Для однодольных менее характерно вегетативное размножение кусочками побегов (черенками). Лилейные размножаются семенами, луковицами-детками и выводковыми почками в виде маленьких луковичек, кусочками корневища. Размножение представителей семейств Луковичные, Злаковые происходит при помощи семян. Растения рода Драцена размножают верхушками побегов или кусочками стебля без листьев (стеблевыми черенками).
Жилкование листьев однодольных растений
Определить, к какому классу относится растение, используя только один признак, не всегда возможно. Так, листья вороньего глаза имеют сетчатое жилкование, но в зародыше только одна семядоля. Это ядовитое растение относят к классу Однодольные. Листья подорожников — большого, среднего, ланцетного — с дуговым жилкованием, корень мочковатый. Однако эти растения относят к классу Двудольные, так как в зародыше две семядоли.
Морфология
Корневая система мочковатая (рис. 5), часто образуются подземные видоизмененные побеги: корневища, луковицы, клубнелуковицы. Листорасположение очередное или супротивное. Листья простые, без черешков, с параллельными жилками, но бывают перистыми или пальмовидными, сложными (например, у пальм). Цветки обоеполые, одиночные или собраны в соцветия (кисть, метелка). Опыляются насекомыми. Плод — ягода или коробочка.
Значение
Однодольные растения играют важную роль в природе, жизни и хозяйстве человека. Например, пшеницу называют «главным хлебом Земли» (рис. 6).
Значение представителей класса Однодольные для населения:
Однодольные растения
Царство: | Растения |
Отдел: | Покрытосеменные |
Класс: | Однодольные |
Семейство Петросавиевые ( Petrosaviaceae ) Аироцветные ( Acorales ) Диоскореецветные ( Dioscoreales ) Лилиецветные ( Liliales ) Панданоцветные ( Pandanales ) Спаржецветные ( Asparagales ) Частухоцветные ( Alismatales )
Содержание
Название и особенности
Традиционным латинским названием для этой группы растений является Monocotyledones, хотя в последнее время, например в системе Кронквиста (Cronquist) их официальное название — Liliopsida (лилиопсиды). Так как однодольные — группа рангом выше семейства, выбор названия ничем не ограничен. Статья 16 МКБН позволяет как описательное название, так и имя, образованное от типового рода группы.
Традиционное название однодольные, Monocotyledones или Monocotyledoneae, происходит от того факта, что зародыши большинства членов группы имеют только одну семядолю в противоположность двудольным, у которых их обычно две. С диагностической точки зрения определение количества семядолей не является ни легко доступным способом, ни надёжной отличительной характеристикой растения. Различение однодольных и двудольных впервые было использовано в систематике растений ещё в начале XVIII века английским натуралистом Дж. Рэем.
Тем не менее, у однодольных имеются более наглядные отличительные признаки. Зародышевый корешок обыкновенно скоро перестаёт расти и заменяется придаточными корнями. Стеблевые сосудистые пучки замкнутые, рассеянные по всему сечению стебля; камбия нет, поэтому утолщения стеблей по типу двудольных или голосеменных не наблюдается. Стебли редко ветвятся. Листья большей частью стеблеобъемлющие, всегда без прилистников, обыкновенно узкие и дугонервные. Цветы обыкновенно построены по тройному типу: околоцветник из двух трехчленных кругов, тычинок также 3 + 3, плодолистиков 3, реже вместо числа 3 в цветке наблюдаются числа 2 или 4.
Классификация
Однодольные представляют собой монофилетическую группу, возникшую на заре истории развития покрытосеменных растений. Древнейшие ископаемые растения, которых можно отнести к однодольным, имеют возраст начала мелового периода.
Система APG II
Система научной классификации APG II, разработанная группой APG (англ. Angiosperm Phylogeny Group ), определяет однодольные как одну из двух крупнейших групп среди покрытосеменных растений. Вторая группа — «эудикоты» (eudicots), по устоявшейся традиции иногда называется «палеодикоты» (palaeodicots). Среди однодольных выделяются десять порядков и два семейства, которые ещё окончательно не приписаны ни к одному из порядков. Эти порядки распределены следующим образом:
Система Кронквиста
Более традиционной классификацией является система Кронквиста (1981), согласно которой все однодольные разбивались на пять подклассов со следующими порядками:
«Класс однодольные. Сравнительная характеристика семейств класса однодольные». 6-й класс
Класс: 6
Презентация к уроку
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: восприятие, осознание нового материала, закрепление.
Задачи:
Методы:
Средства обучения:
Оборудование: опорная схема – конспект «Однодольные растения», презентация, компьютер, проектор, лабораторное оборудование – гербарий, инструкции; тесты, Красная книга.
План урока
Ход урока
I. Организационный момент (1-2 мин.)
Здравствуйте. Сделайте глубокий вдох и выдох. Садитесь. Давайте проверим как вы готовы к уроку. У вас на столах должно быть: учебник, тетрадь, ручка, карандаши. У всех все есть? Хорошо! Кто отсутствует сегодня в классе? Молодцы!
II. Проверка домашнего задания (7 мин.)
– Давайте вспомним, с какой темой вы знакомились на прошлом уроке? (уч-ся …)
С целью проверки усвоения вами материала прошлого урока проведем:
1. Самостоятельную работу по тесту «Семейства Двудольные растения».
«Семейства Двудольные растения»
САМОКОНТРОЛЬ
2. Решение биологической задачи.
А) Некоторые растения этого семейства выращивают на зеленое удобрение и закапывают. Они перегнивают, обогащая почву азотом. Почему это происходит? Назовите их. К какому семейству относятся эти растения?
(Все органы бобовых богаты содержащими азот веществами, в частности белками. После отмирания растения почва обогащается азотом. К ним относят – клевер, люцерна, эспарцет, люпин и многие другие).
III. Постановка темы, учебной цели и мотивация.
– Сегодня на уроке мы должны познакомиться с Классом Однодольных растений, осознать данную тему и закрепить ее.
Мы будем знакомиться с отличительными признаками и многообразием растений семейств лилейных и злаков, их биологическими особенностями.
Продолжим работу по формированию умения распознавать цветковые растения, будем определять их систематическое положение.
– Ребята, а скажите для чего нам это нужно? (мотивация). (Уч-ся – чтобы развивать у себя биологическую грамотность, расширять кругозор и прививать любовь к родному краю и природе).
– Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Класс Однодольные. Сравнительная характеристика класса Однодольные». Запишите в своих рабочих тетрадях число и тему урока. Слайд 1
IV. Изучение нового материала
1) – Как я уже сказала, что новая тема связана с изучением Класса Однодольных растений.
? Так какими же признаками обладают Однодольные растения?
Растения, принадлежащие к тому или иному классу, отличаются по числу семядолей зародыша, по жилкованию листьев, по характеру корневой системы молодых, выросших из семян растений, по строению стеблей и цветков. Слайд 2
Если зародыш растения имеет одну семядолю, листья с параллельным или дуговым жилкованием и мочковатую корневую систему, его относят к классу Однодольные. У однодольных проводящие пучки разбросаны по всему стеблю и обычно лишены камбия. Нет ясно дифференцированной коры и сердцевины. Цветок у однодольных, как правило трехчленный, то есть число частей цветка в каждом круге кратно трем (3 чашелистика, 3 лепестка, 6 тычинок).
Запишите в тетрадь признаки класса Однодольные. Запомните их. Слайд 3
Признаки растений классов двудольных и однодольных растений
Ребята, но ПОМНИТЕ:
Что по одному признаку, не всегда возможно определить к какому классу относится это растение.
Например, Слайд 4
Вороний глаз имеет листья с сетчатым жилкованием, но зародыш с одной семядолей, поэтому его считают однодольным.
У подорожника дуговое жилкование листьев, мочковатая корневая система, а так как зародыш имеет 2 семядоли, то растение двудольное.
Следовательно:
Какой вывод можно сделать по этим примерам?
ВЫВОД: (Для определения принадлежности цветковых растений к одному из классов необходимо знать все признаки данного растения).
Слайд 5 Класс Однодольные:
2) Класс Однодольных подразделяют на:
Но для нас наиболее интересны 2 семейства: Лилейные и Злаки, которые мы и будем сегодня изучать.
2. Многообразие растений семейства Лилейных. Редкие и исчезающие виды растений семейства Лилейных и их охрана. Слайд 6
Семейство: Лилейные
А) Декоративные растения Слайд 7
Запишите декоративные растения Однодольные
Б) Овощные растения
Слайд 8
– А мы, какие лилейные используем в пищу? Слайд 9
Запишите овощные растения Однодольные
В) Комнатные растения Однодольных
(Показ комнатных растений и фото из презентации) Слайд 10
Г) Лекарственные растения Однодольных Слайд 11
Запишите в тетрадь названия лекарственных растений.
Мы получаем большое удовлетворение от общения с природой, не сорвав ни единого листа или цветка, если следовать мудрым словам Самеда Вургуна, который пишет:
…Давайте пройдемся
Медленно по лугу
И «здравствуй!»
Скажем каждому цветку.
Я должен над цветами
Наклониться
Не для того, чтоб рвать
Или срезать,
А чтоб увидеть
Добрые их лица
И доброе лицо им показать.
КРАСНАЯ КНИГА
– Что вы видите у меня в руках? (Красная книга)
– Что я хотела вам сказать, показав Красную книгу? (Многие из лилейных занесены в Красную книгу. Им угрожает опасность исчезновения).
ПОКАЗ «КРАСНОКНИЖНЫХ ВИДОВ ЛИЛЕЙНЫХ»
Я бы хотела познакомить вас с некоторыми краснокнижными видами Лилейных. Слайд 12
Каждый из нас должен бережно относиться к окружающей природе. Природа щедра, но человек должен своим трудом и добрым отношением к ней умножать богатства Земли.
3. Общие признаки растений семейства Лилейные. Опорный конспект. Слайд 13
Как я уже говорила, Лилейные насчитывают 4 тысячи видов, представленными в основном многолетними травами; они имеют цветки с простым сростнолистными или раздельнолистными околоцветниками из 6 листочков, с 6 тычинками (по 3 в двух кругах) и с 1 пестиком, имеющим трехлопастное рыльце; плоды у лилейных либо коробочки, либо ягоды; все они имеют корневища или луковицы.
4. Многообразие дикорастущих и культурных растений злаков, их роль в природе и хозяйственной деятельности человека.
И второе семейство, с которым мы сегодня познакомимся – это Злаки. Слайд 14
Злаки играют огромную роль в растительном покрове планеты, это основные хлебные и крупяные культуры, а пшеницу, рис и кукурузу считают главными пищевыми растениями человечества. Слайд 15,16
Велико также значение ржи, ячменя, овса, проса, сорго, тимофеевки луговой и многих других, в основном кормовых злаков.
В тропических странах широко культивируют сахарный тростник, сочная сердцевина которых содержит до 20% сахарозы. Эта культура дает более половины мирового производства сахара. В ряде стран широко употребляют в пищу молодые побеги многих злаков, особенно бамбуков.
В семейство злаков входят и дикорастущие травы, например, ковыли, тимофеевка луговая, костер, мятлик луговой.
Слайд 18
Многие виды семейства стали агрессивными сорняками возделываемых земель. Например, пырей ползучий, который размножается кусочками корневища.
Теперь работаем с тетрадями. Слайд 19
Давайте запишем всех представителей Злаков и их роль для человека, о которых я только что говорила.
Итак, к хлебным культурам относятся: пшеница, рис, ячмень, кукуруза, рожь, овес.
к дикорастущим относят ковыль, тимофеевку луговую, костер, мятлик луговой.
5. Общие признаки растений семейства Злаки. Опорный конспект.
?! Какими же общими признаками обладают растения семейства Злаки.
Слайд 20
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
6. Систематическое положение отдельных представителей семейств Лилейных и Злаков.
Давайте вместе с вами определим систематическое положение отдельных представителей семейств Лилейных и Злаков. Например, ландыш майский. Определяем все вместе. Слайд 21
А теперь самостоятельно определите систематическое положение Тимофеевки луговой.
ПРОВЕРКА: Слайд 22
7. Лабораторная работа «Строение пшеницы (ржи, ячменя)». Слайд 23
Инструкция:
V. Закрепление.
В качестве закрепления проведем ботаническое лото. У вас на столах лежат конверты. Достаньте из них фото 7 растений. Ваша задача, работая в парах, определить СЕМЕЙСТВО и КЛАСС. На слайде вы видите подсказку. 2 минутки на раздумье. Слайд 24
Покрытосеменные | |
Двудольные Крестоцветные Розоцветные Пасленовые Бобовые Сложноцветные | Однодольные Лилейные Злаки |
БОТАНИЧЕСКОЕ ЛОТО (Приложение)
VI. Подведение итогов. Результат.
Фронтальная беседа Слайд 31
Тест с заданиями в форме ГИА (Приложение)
Оценки за урок.
Дети сами себе выставляют оценки.
Слайд 32
Домашнее задание п. 52, 53
РЕЗЕРВ:
Книга для чтения или сообщения
а) Ржаной хлеб всегда черный
б) Золотые зерна
в) Рис
г) О бамбуковой палке
Презентация по биологии на тему » Класс однодольные, семейства класса однодольные»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Класс Однодольные, семейства класса Однодольные
Отдел Покрытосеменные растения Класс Двудольные Класс Однодольные
Класс Однодольные Зародыш имеет одну семядолю
Класс Однодольные Мочковатая корневая система
Класс Однодольные Дуговое жилкование Параллельное жилкование
Класс Однодольные Цветок трехчленный. Большинство опыляется ветром.
Докажите к какому классу относится растение? Ячмень
Докажите к какому классу относится растение?
Важнейшие отличительные признаки однодольных и двудольных: Общая характеристика цветковых
Семейство насчитывает около 3 тыс. видов растений. Представлено жизненными формами: травы деревья кустарники ландыш майский алоэ древовидное юкка нитчатая Семейство Лилейные
ФОРМУЛА ЦВЕТКА: Генеративные органы: цветок Семейство Лилейные О(6) Т6 П1
зонтик метелка кисть лук медвежий ландыш майский чемерица белая Семейство Лилейные Генеративные органы: соцветия
ЯГОДА КОРОБОЧКА ландыш майский вороний глаз обыкновенный Генеративные органы: плоды Семейство Лилейные Тюльпан
Могут иметь видоизмененные побеги спаржа лекарственная иглица понтийская Семейство Лилейные Вегетативные органы
лук спаржа чеснок Значение: Семейство Лилейные Пищевое
тюльпаны ландыш птицемлечник нарцисс Семейство Лилейные Значение: Декоративное
лилия тигровая лилия царственная рябчик императорский гиацинты лилейник Семейство Лилейные
купены многоцветковая и лекарственная ландыш майский чемерица белая, или Лобеля Семейство Лилейные Значение: лекарственное
Какое количество видов объединяет семейство Лилейные? Какими жизненными формами представлены растения семейства? Какова формула цветка лилейных? Какие плоды у лилейных? Какие листья у лилейных? Каково значение растений семейства? Какие лекарственные растения семейства вам известны? Подведем итоги:
семейство ЗЛАКОВЫЕ (мятликовые)
Семейство насчитывает около 10 тыс. видов растений. Представлено жизненными формами: травы (одно-, дву- и многолетние) древовидные бамбук овес посевной Семейство Злаковые
Семейство Злаковые Вегетативные органы
Формула цветка Завязь верхняя, одногнездная, всегда с одним семязачатком Семейство Злаковые Генеративные органы: цветок О(2)+2Т3 П1
Плод – зерновка сложный колос метелка султан початок лисохвост луговой мужское соцветие кукурузы женское соцветие кукурузы Семейство Злаковые Генеративные органы: соцветия
Пищевое рис рожь просо овес кукуруза пшеница Семейство Злаковые Значение:
мятлик обыкновенный ежа сборная овес посевной овсяница высокая Семейство Злаковые Значение: Кормовое
ячмень гривастый просо метельчатое ячмень гривастый овсяница бриза зайцехвостник Семейство Злаковые Значение: Декоративное
пырей ползучий ежа сборная плевел опьяняющий Семейство Злаковые Значение: Сорные Ядовитые
Какое количество видов объединяет семейство Злаки? Какими жизненными формами представлены растения семейства? Какова формула цветка злаков? Какие плоды у злаков? Какие листья у злаков? Каково значение растений семейства? Какие пищевые растения семейства вам известны? Подведем итоги:
Задание. (ЕГЭ) Выберите три правильных ответа из шести. К признакам класса Однодольные относятся: 1) число частей в цветке кратно трем 2) число частей в цветке кратно четырем или пяти 3) жилкование листьев параллельное или дуговое 4) жилкование листьев сетчатое 5) корневая система стержневая 6) корневая система мочковатая 1, 3, 6. Проверь свои знания
Ресурсы http://www.syl.ru/article/186681/new_odnodolnyie-rasteniya-harakteristika-osobennosti-znachenie http://www.egeteka.ru/learning/intensive_work/botany/1242/ http://www.studfiles.ru/preview/5810778/page:2/ http://biofile.ru/bio/3642.html http://beaplanet.ru/gruppy_rasteniy/odnodolnye_rasteniya.html http://scienceland.info/biology6/monocotyledons
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс повышения квалификации
Интерактивные технологии в обучении и воспитании
Номер материала: ДБ-077790
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Москве стартует онлайн-чемпионат для школьников Soft Skills — 2035
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
- какие семейства растений принадлежат к классу двудольные
- какие семейства рыб бывают