какие сферы бизнеса сейчас актуальны в 2021
30 перспективных бизнес идей на 2021 год
После пандемии 2020 года, начинающие предприниматели боятся создавать свое дело, так как думают, что эта идея обречена. Однако это не совсем так. Бизнес можно и нужно начинать, если не забывать о новых реалиях. Учитывая тенденции, можно построить свое дело, которое позволит получать прибыль.
Стратегия выбора бизнес-идей
Главная предпринимательская тенденция и принципы старта вряд ли изменятся в ближайшее время. Поэтому гораздо важнее найти идею, которая будет актуальна и сейчас, и в ближайшем будущем. Как узнать, что идея хорошая? Есть три простых шага для анализа:
ТОП-30 бизнес-идей на 2021 год
Топ бизнес идей с минимальными вложениями и быстрой окупаемостью
Проекты с минимальными вложениями существуют в любых сферах бизнеса. Некоторые идеи более перспективные, другие им чуть уступают. Однако каждая из них имеет право на существование, так как связана с продолжительным трендом. Популярны идея заботы об окружающей среде и потребности аудитории, вызванные пандемией. Перспективные направления: онлайн-образование, электронная торговля и другие онлайн-направления.
В небольших городах открыть бизнес можно даже со скромными вложениями. При этом конкуренция более низкая, поэтому легко обратить внимание потенциальных клиентов на свой продукт и подбить их на эксперименты.
Перспективные идеи для бизнеса с вложениями до 500 тыс. руб.:
Топ бизнес идей без вложений с нуля
Можно ли начать бизнес вообще без вложений? Можно! Главное понять, какими ресурсами и знаниями вы обладаете! Ниже ТОП-15 идей, которые не требуют стартового капитала.
Новые бизнес идеи, которых нет в России: ТОП-5 идей
Какой лучше выбрать бизнес для маленького города
В теории в маленьком городе можно открыть такой же бизнес, как и в большом. Ведь здесь живут такие же люди, как и везде. Разница может быть только в степени комфорта и достатке. Об этом следует помнить в первую очередь. Также при выборе идеи во внимание следует принимать инфраструктуру города, анализировать уже имеющиеся заведения, наблюдать и даже проводить опросы жителей. Рабочими вариантами является общепит и продажи: эти сферы одинаково эффективны для любых городов.
Заключение
Даже в кризисное время можно начать свой бизнес. Главное ориентироваться на потребности аудитории и подстраиваться под меняющиеся условия рынка. Следите за конкурентами, пробуйте новое, тестируйте различный подход к ведению бизнеса, и тогда успех не заставит себя ждать.
Бизнес Идеи 2021 – 30+ актуальных направлений для открытия малого бизнеса с нуля без вложений и с минимальными вложениями
На какие виды бизнеса нужно ставить упор в сложившейся ситуации пандемии и кризиса? Каким бизнес идеям в 2021 прогнозируют рост, а куда не стоит идти из-за утраты актуальности или высокой конкуренции? Какой бюджет нужен для старта? Все обсуждения в статье.
Стремительное развитие Интернета, на которое ещё и наложился карантин, побудило практически все бизнеса переходить в онлайн. Растёт конкуренция, но растёт и спрос. Покупают и заказывают тоже через Интернет всё больше, даже те обычные вещи/продукты, которые можно купить в соседнем магазине.
Недавно услышал фразу – «Если твоего бизнеса нет в Интернете, у него нет будущего». Сейчас это актуально, как никогда раньше.
Мнение эксперта с сайта trends.rbc.ru
Из этой статьи вы узнаете:
Стратегия выбора бизнес идеи для реализации в 2021 – 3 важных принципа
Основные принципы успешного старта и последующего развития бизнеса вырисовываются всё ярче. Те, кто относится к ним скептично, или не успевает за трендами – остаётся за бортом. Сегодня, чтобы быть успешным, нужно быть быстрым и гибким. Учитесь быстро генерировать идеи в изменяющихся обстоятельствах и воплощать их в жизнь, подстраиваясь под эти обстоятельства.
👉Предлагаю вам посмотреть подборку крутых вебинаров по заработку от экспертов и бизнесменов, которые с собственного опыта рассказывают, как правильно всё делать.
Итак, 3 принципа успешного бизнеса в 2021 году:
❶. Позиционирование
Всё для всех уже давно не вариант. Вы должны чётко понимать, КТО вы, ЧТО вы делаете и ДЛЯ КОГО вы делаете. Это основа. От этого должны отталкиваться все следующие действия.
ПРИМЕРЫ. ❌Мы – производство одежды, шьём одежду для детей.
✅Мы – производство одежды только из натуральных тканей, шьём одежду с элементами вышивки для девочек (платья, юбки, сарафаны) от 3 до 14 лет.
❌Мы – мебельный магазин. У нас есть мебель для каждого дома.
✅Мы – производители современных диванов в стиле минимализм.
✅Мы продаём «растущие» детские кровати для детей от 2 лет, включая подростков.
Только с чётким позиционированием можно понять, кто ваша целевая аудитория. И только в этом случае можно выстраивать воронку продаж, прогнозируя результаты и бюджет на продвижение.
❷. Отстройка от конкурентов
Люди должны понимать, почему именно у вас они должны купить / заказать, а не у кого-то другого. А зачастую владельцы бизнеса сами этого не понимают.
Если человек не понимает ценности вашего продукта, он купит там, где дешевле, и часто это будет не у вас.
Сформируйте чёткое УТП (уникальное торговое предложение), покажите свою ценность, выгоду для клиента. Разберитесь сами, чем вы лучше конкурентов. И пусть это будет не цена: «потому, что у меня дешевле» – это так банально и неинтересно.
❸. Работа над смысловой и визуальной подачей
Всё, сформированное в п. 1 и 2 правильно донесите клиенту. Продаёт всё в комплексе – актуальность предложения, чёткое попадание в ЦА, позиционирование себя, своего бизнеса и товара, личный бренд, визуальная подача, общение с клиентом, внимание к деталям и т. д. И чем больше это товар не первой необходимости и чем больше конкуренция, тем больше надо работать над п.3.
Как люди сумели заработать на пандемии – 4 примера
Вывод. Это друзья про гибкость и быстроту действий в бизнесе, умение подстраиваться под любую ситуацию. Умение зарабатывать, когда большинство теряет.
Ещё парочка бизнес-идей, внезапно возникших или набравших популярности:
Бизнес идеи 2021 с минимальными вложениями и быстрой окупаемостью – 6 направлений
Если речь заходит про новый бизнес, то первый вопрос – сколько денег нужно, хотя бы на старте? Какая окупаемость? Здесь конкретной формулы, конечно, нет, только приблизительные цифры, но понятно, что открыть производство чего-либо будет дороже, чем интернет-магазин, работающий по дропшиппингу, например.
👉Но наличие инвестиций – это огромный плюс, даже если ваша бизнес-идея требует небольших вложений, с инвестициями вы быстро выйдете в плюс, скорее увеличите обороты, масштабируете процессы, станете узнаваемыми и т.д. При условии грамотного распоряжения этими инвестициями. А для этого изучайте опыт других стартаперов и успешных бизнесов.
А сейчас представляю вашему вниманию перечень идей 2021, чтобы открыть бизнес с минимальными вложениями. Их несложно реализовать и быстро можно выйти на окупаемость и начать зарабатывать.
Направление 1. Предоставление услуг [45]
Все предоставляемые услуги на рынке условно можно разделить на 5 направлений.
❶. Услуги с выездом к заказчику
Есть ряд передвижных (мобильных) предприятий и исполнителей, которым для исполнения услуг нужно выезжать непосредственно к заказчику. Плюс в том, что большой презентабельный офис вам как таковой не нужен, особенно на старте.
К такого рода услугам можно отнести следующие идеи:
❷. Обучение онлайн
Сейчас, не выходя из дома, можно обучиться чему угодно. И даже те обучения, которые никогда раньше не проводились онлайн (в основном государственные), то теперь активно перестраиваются.
Легче всего обучать онлайн несложным профессиям и навыкам, которые осваиваются за 1-6 мес. Если вы являетесь экспертом в какой-то области, то можете уже начинать организовывать курс, или даже мини-курс по какому-то конкретному направлению из вашей области.
Пример. Дизайнер интерьеров делает тематические мини-курсы для коллег, как искать заказчиков, как эффективно с ними работать и другие темы. А также продаёт свои готовые договоры и анкеты.
Самые популярные онлайн-обучения по:
А может вы сами хотите научиться правильно продавать? Здесь на бесплатном👉 мастер-классе по продаже трендовых товаров вы узнаете, как находить товары, которые точно будут покупать. Как продавать так, чтобы клиенты не шли к конкурентам.
❸. Посредничество
Что такое посреднические услуги? Объясняю: есть юридическое/физическое лицо, которое что-то продаёт/производит. И есть его потенциальные клиенты. Задача посредника в том, чтобы свести эти две стороны, и помочь им взаимовыгодно сотрудничать, получив за это свою плату.
К посредническим услугам можно отнести такие бизнес идеи:
Остановлюсь на последнем варианте и расскажу подробнее. В интернете есть масса магазинов, банков и т. д., которые продают разные товары/продукты. Им нужно побольше клиентов. Они создают партнёрские программы, и вы можете стать их партнёром, где за каждого привлечённого клиента будете получать вознаграждение. Есть 2 популярных способов привлекать клиентов:
❹. Сотрудничество В2В (компании-компаниям)
Это огромнейшая сфера услуг, предоставляемая независимыми подрядчиками, частными предпринимателями и фирмами на аутсорсе, фрилансерами, которые помогают бизнесу решать рутинные задачи и автоматизировать рабочие процессы, чтобы высвободить время для развития, анализа и роста.
Сюда можно отнести сферы:
Почти в каждом из перечисленных направлений можно строить компанию, которая будет предоставлять подобного рода услуги.
❺. Другие идеи услуг
Сюда я хочу отнести бизнес идеи, которые предоставляют одну или комплекс услуг конечному потребителю. Эти услуги может предоставлять как один человек, так и полноценная компания.
Таблица 1. «Сколько зарабатывают фрилансеры»
Профессия | Средняя з/п в тыс. руб./мес. |
Программисты | 60-120 |
Веб-дизайнеры | 30-40 |
Копирайтеры | от 50 |
Переводчики | 80-100 |
SMM-специалисты | 45-120 |
Арбитражники | от 70 |
Репетиторы | 70-80 |
Видеомонтажёры | 30-40 |
Специалисты по продажам | от 35 |
Инфознесмены, коучи | 30-150 |
Хочу отметить, что это только маленькая часть самых популярных бизнес идей для сферы услуг.
Направление 2. Бизнес идеи, ориентированные на детей [14]
Это огромная сфера, включающая развлечение, обучение, питание. Огромные деньги тратятся на детские праздники и подарки. Родители зачастую не сильно экономят на детях, что помогает этим бизнесам хорошо зарабатывать.
Вот только некоторые из актуальных бизнес идей 2021, которые вы сможете воплотить, обладая развитым воображением и фантазией.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Согласно статистике, 85% потребителей совершают покупки в Интернете, но 92% их них бояться делать покупку в магазине, когда там нет отзывов.
Сами идеи не требуют больших вложений и несложные в организации при условии, что вы обладаете соответствующими знаниями и умеете легко находить общий язык с детьми.
Направление 3. Идеи, связанные с экопродуктами [6]
Спрос на экологические продукты только набирает оборотов и останавливаться не будет. До многих людей приходит понимание, насколько сильно загрязнена наша планета и они маленькими шагами начинают это исправлять.
На этом тренде также можно построить бизнес, вот несколько идей:
Направление 4. Варианты, которые можно реализовать в Москве и др. больших городах [18]
В больших городах большая конкуренция, но и возможностей заработать больше всего. Есть ряд бизнес идей, которые бессмысленно открывать в маленьких поселениях, но которые зайдут «на ура» в больших городах.
Вот ряд бизнес идей для больших городов:
Рассмотрим чуть детальнее бизнес идею по открытию кафе.
Преимущества | Недостатки |
Не нужны экспертные знания | Сложно найти хорошее место |
Высокая окупаемость и рентабельность | Большие затраты на оборудование |
Большой спрос на подобного рода услуги | Большая конкуренция |
Что касается затрат, то схема приблизительно будет следующая:
А здесь есть готовый бизнес план кафе.
Направление 5. Изготовление полиграфической продукции на заказ
Это товар, который всё реже покупают готовым и всё чаще делают на заказ со своими логотипами и брендами. На этом тоже можно хорошо заработать.
Идеи, что можно изготовлять:
Для воплощения бизнес идеи в жизнь нужны высококачественные принтеры, сырьё по хорошим ценам, дизайнер для разработки – это минимум.
Направление 6. Идеи по производству для малого бизнеса [11]
Конечно, производства сильно отличаются друг от друга, но зачастую это самые затратные бизнесы. Особенно если нужно спецоборудование или много всяких документов и разрешений (сфера питания).
Но если какая-то из сфер вам близка, то нужно пробовать. Но вначале нужно всё детально просчитать, составить бизнес-план, проконсультироваться с опытными специалистами.
Вот несколько бизнес идей для производства, которые не требуют заоблачных вложений. Вы можете открыть производство:
Бизнес без вложений с нуля – актуальные идеи 2021 года для начинающих
Под фразой «без вложений» имеется в виду отсутствие острой необходимости вложения денег. Но вам придётся вкладывать много других ресурсов – время, свои знания, сила воли, терпение, когда захочется сдаться и т. д.
Насчёт денег тоже всё относительно – иногда можно сделать, ничего не вкладывая, но это будет дольше, чем с вложениями. Иногда минимальные вложения всё же нужны, но при правильных действиях всё быстро окупиться и пойдёт новый оборот.
Заработок в Интернете [9]
👉Здесь нужно начинать с малого – приобретения новых знаний. Для этого советую посмотреть подборку бесплатных экспертных вебинаров о самых актуальных профессиях. Если вы ещё окончательно не определились, чем хотите заниматься – посмотрите несколько вебинаров.
Если уже знаете – углубляйтесь в свою тему и практикуйтесь. Потом можно набирать команду (фрилансеров), клиентов и масштабировать бизнес.
Ещё советую посмотреть отдельную статью, как заработать в Интернете в 2021 году – там больше детальных ответов именно по этой теме.
Что можно начать изучать, чтобы потом открыть бизнес в Интернете – актуальные идеи и направления для 2021 года:
Огромный плюс этой деятельности в том, что всё можно делать без сиденья в офисе по 8 часов в день + дорога. Даже те компании, которые работали через Интернет, но собирались в офисе, с уходом на карантин перешли на работу из дома, и не возвратились в офисы.
О гибкости в бизнесе, мнение эксперта
Идеи, как использовать свои знания [4]
У каждого человека есть сфера, в которой он разбирается больше всего. Даже если вы пока не обладаете абсолютными экспертными знаниями – это быстро можно подтянуть, если основа уже есть.
И это необязательно ваша профессия, которой вы обучались в университете 5 лет, а сейчас понимаете, что это не ваше. Этот может быть ваше хобби, естественный талант, возможно, зарыт, который самое время, как пора раскопать.
Дайте себе честные ответы на следующие вопросы:
Подтяните эту сферу до уровня эксперта и подумайте, как на ней зарабатывать. Это может быть:
Бизнес, который вам будет нравиться, имеет больше всего шансов на успех.
Идеи для женщин на дому [9]
Многие женщины с выходом в декрет открывают в себе новые таланты и способности, и начинают делать то, о чём раньше и не думали. Когда малыш подрастает, времени на работу появляется больше. А если добавить вдохновение, то время точно найдётся.
Ярким примером для меня есть Юлианна Караман, которая раньше была телеведущей, а в декрете начала писать книги (сейчас уже 7-ю пишет), запустила периодическое издание – журнал для женщин и ведёт бизнес по пошиву женских/детских платьев.
И необязательно даже ждать декрета, можно даже после работы/учёбы в свободное время начать своё дело, а там посмотрите по ситуации.
Чем может заняться женщина на дому – перечень подходящих бизнес идей для 2021 года:
По собственным наблюдениям могу сказать, что женская интуиция, логика и усидчивость позволяет вывести женский бизнес на достойный уровень.
✅Здесь можете посмотреть подборку крутых вебинаров по заработку для мам в декрете, чем можно заняться, чтобы улучшить своё финансовое состояние. Кстати, там много полезного не только для декретных мам, а вообще для женщин.
Выращивание растений [6]
Вариантов в этом деле тоже немало, в зависимости от наличия определённых ресурсов. В доме можно выращивать
На огороде или в поле можно выращивать:
Если посмотреть в Инстаграме, то по каждой из этих идей можно найти раскрученные страницы, которые успешно работают.
Новые бизнес идеи 2021, которых нет в России (из Америки и Европы)
Множество бизнес идей приходят к нам из Запада и Америки, поскольку там всё развивается быстрее. Но если вовремя «словить» идею, и реализовать её у нас, адаптировав под наш менталитет, то можно хорошо заработать в РФ. Люди любят новинки!
Вот несколько новых бизнес идей 2021, которых либо ещё нет в России, или есть очень мало.
❶. Магазин с фотостудией для аренды
Эту идею легче всего организовать магазину декора, выделив для фотостудии отдельную комнату.
Лучше всего договориться с хорошим фотографом и делать тематические фотозоны – к Новому году, свадебные и т. д.
Ещё можно сдавать в аренду декор для фотосессий на природе, например, арки для свадебной росписи в саду.
Ещё одним объектом с приставкой смарт становится смарт-плёнка. Её можно клеить на окна, любые стёкла. Особенность в том, что можно регулировать уровень прозрачности и через неё можно транслировать видеоматериалы.
Вскоре она найдёт широкое применение, потому что обладает очень привлекательными качествами.
❸. Принтер для печати стен и декора для стен
Помните времена, когда только услышали о 3D-печати. Это казалось чем-то невероятным и дорогим. Действительно, по цене она была доступна только крупным фирмам. Но сейчас это сильно распространилось, подешевело и набирает оборотов. Чего только не печатают – от еды до машин.
Одной из новинок становится печать стен. Да, полноценных стен для домов. К тому же это развязывает руки дизайнерам, так как напечатать можно какие угодно формы. Уверен, что скоро построить дом можно будет за считаные недели. Вот видео, как это делается.
Не так давно фото ребёнка во время беременности было новинкой, а сегодня на смену ему уже приходят реалистичные 3D-фигуры малышей. Представляете, как интересно будет подросшему малышу показать такую фигурку и сказать – это ты был таким когда-то. Идея очень крутая.
Лучшие бизнес идеи 2021 для маленького города – 5 направлений, куда можно двигаться
Маленький город от большого отличается, прежде всего, численностью населения, но это влечёт и другие последствия. Самое важное – это меньшее количество потенциальных клиентов для бизнеса.
В этом случае нужно искать варианты бизнес идеи, ориентированные не только на жителей своего города. Благодаря интернету мы можем беспрепятственно коммуницировать с людьми не только в своей стране, но и по всему миру.
Итак, вот примеры, какие идеи в 2021 году с минимальными вложениями для бизнеса можно реализовать в маленьком городе:
❶. Продавать то, что нужно людям ежедневно [11]
Главное – это еда и одежда, а также вещи, которые используются в ежедневном быте.
Ещё несколько бизнес-идей в инфографике:
❷. Всё, что можно реализовывать через интернет
Это могут быть как физические товары, так и интеллектуальные и услуги.
ВАЖНО. Любой фрилансер, который живёт в провинции, но обладает соответствующими знаниями, может зарабатывать не хуже москвича.
Все вышеперечисленные услуги с онлайн-обучением, репетиторством, консультациями можно легко предоставлять онлайн с любой точки мира. Продавать также можно всё и пересылать по почте.
Это скорее не про заработок, а про экономию. Но если не боитесь бумажной волокиты, то можно и зарабатывать, раздавая электроэнергию в сеть, но сделав сначала для этого разрешение.
Но даже для личного использования это выгодно, с учётом того, что цены на электроэнергию растут, а на станции снизились в сравнении в предыдущими годами.
Вот подробное видео о воплощении этой идеи со всеми деталями.
❹. Доход с огорода и сада
Зачастую в маленьких городах участки возле домов не такие уж и маленькие. Вы можете там выращивать разные растения, от рассады, цветов до овощей и успешно продавать, лучше оптом.
А также если имеется собственный сад, можно продавать фрукты, саженцы деревьев как фруктовых, так и декоративных.
Если у вас небольшая территория для огорода, подумайте над вертикальными фермами. Детально о преимуществах выращивая клубники в видео.
❺. Бизнес идеи на 2021 год для внедрения их в гараже [8]
Что ещё можно открыть в маленьком городе – вот несколько бизнес идей для 2021 года, которые вы сможете реализовать, имея личный гараж или в аренде. Они не требуют огромных затрат и чрезмерных усилий:
Преимущество гаражного бизнеса в небольших арендных платах. Больше бизнес идеи в гараже и организации самого процесса смотрите в отдельной статье.
Выводы
Итак, идей, чтобы начать свой бизнес с нуля в 2021 достаточно. Они довольно-таки разнообразные – с большими и с минимальными вложениями, с огромной и с небольшой конкуренцией. Кстати, если конкурентов нет совсем, то хорошо подумайте об актуальности этой идеи.
Всем успешных стартов в бизнесе и благодарных клиентов!
Прогноз на 2021 год: шесть главных трендов в разных отраслях
О рынке труда, офисах и удаленке
Виталий Бедарев, исполнительный директор «Ситимобил»:
Сейчас заметен тренд на все, что связано с удаленкой, причем коснется это как работы, так и повседневной жизни. Продолжится рост доставки, люди будут меньше ходить в физические магазины и больше потреблять различные услуги дистанционно.
Антон Кушнер, основатель платформы корпоративного благополучия «Понимаю»:
Безусловный тренд 2021 года — это пересмотр системы льгот и компенсаций. Все больше компаний осознает, что такие устаревшие инструменты, как ДМС мало того, что не работают в полной мере, так еще и дорого обходятся.
Привлечь талантливых специалистов, особенно в современных секторах экономики с уже растущим кадровым дефицитом, мотивационными методами 10-летней давности теперь все сложнее.
Настоящим катализатором стала ситуация, когда страховые компании отказались оплачивать медицинские услуги, связанные со вспышкой коронавируса. Получилось, что бизнес потратил сотни миллионов, но взамен не получил ничего. Уверен, что в следующем году значительно снизится число предприятий, приобретающих ДМС для персонала в том виде, в котором он есть сейчас.
Вадим Шаповалов, CEO сервиса Работа.ру:
Все больше компаний будут внедрять удаленную работу и активнее использовать проектный подход: такой формат, с одной стороны, помогает работодателям снизить затраты на содержание офисов, инфраструктуру и прочее, с другой — открывает широкие возможности для привлечения сотрудников и экспертов, которые доступны не только локально.
Мы увидим также тренд на быстрый вход в профессию. Компании, которые сталкиваются с наймом в большом объеме, особенно с привлечением персонала в массовых профессиях, будут работать над эффективностью HR процессов, быстрым онбордингом с элементами переквалификации.
Компании таким образом расширят воронку кандидатов, а те получат возможность выбора из большего количества потенциальных работодателей и в итоге найдут работу быстрее.
Михаил Коноплев, генеральный директор WeWork в России и странах Центральной и Восточной Европы:
Компаниям по всему миру пришлось переосмыслить свои потребности в офисах. На этом фоне самой ценной валютой стала гибкость. Мы считаем гибкость трендом последних десяти лет, но для многих он стал очевиден только в этом году из-за пандемии.
Предприятиям больше чем когда-либо нужны краткосрочные гибкие обязательства по аренде, офисные пространства, которые можно с легкостью масштабировать или реконфигурировать.
Все больше компаний задумываются над распределением команды в разных частях города или в разных городах. И хотя работа из дома стала частью новой нормы, сотрудники хотят иметь безопасное «третье пространство», которое позволит встречаться с коллегами и даст возможность сотрудничать оффлайн.
По мнению многих отраслевых экспертов по всему миру, будущее за гибридной моделью офисной и удаленной работы. Офис при этом будет перепрофилирован в «хаб» для совместной работы, а у сотрудников будет больше возможностей выбирать, как и где они работают. В России и во всем мире компании любого размера будут стремиться повысить уровень гибкости своей бизнес-модели, а также возобновить связи между сотрудниками, чтобы добиться максимальной продуктивности.
Родион Шишков, основатель сервиса экспресс-доставки «Самокат»:
Еще одна тенденция — гиперлокальность. Логистика будет переходить в режим «где живу, там и работаю». Если в прошлом году человек искал работу курьером, то ему приходилось ездить на другой конец города. Сегодня вакансии дают возможность работать рядом с тем местом, где живешь, работаешь и учишься. Это очень важный тренд, потому что он меняет структуру рынка труда и курьерской доставки. Эти изменения привлекут много новых сотрудников на рынок, сделают его масштабнее.
Ольга Августан, руководитель некоммерческих образовательных проектов Mail.ru Group:
Будет усиливаться миграция людей между сферами. Увеличивается количество навыков, которыми должен обладать сотрудник. На первый план выходят профессионалы, обладающие знаниями в смежных отраслях и способные участвовать в кросс-командах. Накопленные навыки дополняют друг друга и позволяют быть более адаптивным к изменяющимся ролям. Например, в образовательную сферу приходит все больше людей из бизнеса, что позволяет эффективно управлять и быстрее запускать сложные проекты.
Будет также усиливаться борьба за руководителей в технических командах и требовательность к качеству кандидатов как при найме, так и при их росте внутри компании. Недостаточно уже быть экспертом в своем направлении, нужно приносить бизнес-результат, менять технологии. Плюс навык, который добавился сейчас — это работа с распределенной или гибридной командой: умение мотивировать, сохранять продуктивность, развивать. Со стороны команды существует тренд на сокращение времени на обучение и погружение, поэтому лидируют кандидаты, которые уже имеют профессиональные «скиллы» и готовы быстро включаться.
Борьба за сотрудников перемещается в школы. Половина школьников после 9 класса выбирают среднее специальное образование. Молодежь стремится как можно раньше определиться со сферой деятельности и использует все возможности для этого. Так, все больше компаний идут знакомиться с будущими сотрудниками в школах, рассказывая им о себе. Другие готовы брать на стажировки даже совсем молодых ребят. Этот тренд будет усиливаться.
О трендах в FoodTech и продуктах будущего
Андрей Зюзин, генеральный директор «ЭФКО Инновации»:
Мы находимся на пороге самой быстрой и серьезной трансформации отрасли в истории. Эти изменения происходят под влиянием современных технологических трендов в FoodTech, которые будут активно развиваться в 2021 году.
Альтернативные белки, а именно замена белков животного происхождения на их растительные источники. Например, биотехнологический молочный белок уже используют в растительном мороженом «Brave Robot», не содержащем лактозы, холестерина, гормонов и антибиотиков. Также это растительное мясо, повторяющее внешний вид, вкус и текстуру обычного мяса. В этом сегменте уже идет конкуренция между разработками из США, Израиля и России.
Альтернатива классическому сахару. Стоит следить как за редкими сахарами, аллюлозой и тагатозой (они идентичны по вкусу сахарозе, обладают низкой калорийностью, гликемическим индексом и не разрушают зубы), так и за сладкими белками, которые в будущем окажут еще больший эффект на здоровье человека.
Персонализированное питание. Растет количество людей, сдающих тесты, чтобы определить свою предрасположенность к пищевой аллергии. Доступные ДНК-тесты и тесты микробиомы все больше двигают нас в сторону персонализации. Например, стартап «DayTwo» уже разработал алгоритмическую диету с рекомендациями блюд на основании персонального анализа микробиома кишечника.
Родион Шишков, основатель сервиса экспресс-доставки «Самокат»:
В течение ближайших лет усилится разнообразие продукции, которую рынок FoodTech предлагает своим клиентам. Покупатели очень устали от однообразного ассортимента сетевых ритейлеров. Потребность уже сформировалась, и сейчас она переходит в активную фазу роста. Собственные торговые марки забирают все большую долю в продаже. Даже классические ретейлеры в будущем обратятся в сторону DTC-брендов.
Уже в следующем году появятся новые игроки на рынке FoodTech. Увеличится и размер инвестиций в это направление, от которых выиграет сам клиент. Если раньше ритейлеры в это не вкладывались, то сегодня ситуация меняется в лучшую сторону.
О квантовых вычислениях
Руслан Юнусов, глава проектного офиса госкорпорации «Росатом» по квантовым вычислениям:
Российские тренды в области квантовых технологий схожи с мировыми, хотя и идут с некоторым отставанием.
Во-первых, в России сейчас анонсируются государственные программы, и как раз через год-два мы начнем получать первые результаты. Как и в мире, на рынке труда образуется еще больший дефицит — мы его чувствуем, квалифицированных специалистов не хватает.
Во-вторых, бизнес начинает активнее вовлекаться в государственные программы — как раз это происходит сейчас в американской системе. Наряду с госпрограммой Quantum Initiative мы видим активность крупных игроков: IBM, Google, Intel, Honeywell и др.
Несмотря на соперничество, компании дополняют усилия друг друга в разных областях. То же начинает происходить и в России — например, в разработку отечественного компьютера вкладываются как бюджетные, так и внебюджетные средства.
И, наконец, сейчас в мире идет фаза быстрого роста венчурных квантовых проектов: помимо хардверных, запускается огромное количество софтверных компаний. Думаю, что если не в 2021-м, то в 2022-м мы станем свидетелями схожего тренда и в России.
О e-commerce, маркетплейсах и супераппах
Илья Криворот, генеральный директор Sinteza:
Рынок значительно консолидируется. Мы видим, что практически во всех отраслях лидеры укрепили свои позиции и показали растущие результаты, даже в тех направлениях, которые сильнее пострадали от пандемии — например, в ретейле. Успех крупных игроков связан еще и с тем, что они успели уделить должное внимание диджиталу, а не бросились внедрять формат, сделанный «на коленке».
Будущий год станет золотым периодом для маркетплейсов, и они действительно показывают значимый рост оборотов: к концу этого года, по расчетам аналитиков, их доля в объеме онлайн-продаж может достигнуть 70%. Изоляция продлилась достаточно долго, чтобы у людей сформировалась привычка. Это очень показательно, хотя речь идет только об объеме денежных операций: на текущий момент даже крупным маркетплейсам еще необходимо работать над прибыльностью.
Виктория Абдрашитова, директор по развитию категорий Lamoda:
Для e-commerce пандемия стала толчком к росту и масштабным изменениям. За неполный год индустрия зафиксировала рост онлайн-продаж, эквивалентный росту за последние 5-6 лет. Сейчас идет бурный всплеск по всем бизнес-моделям: от открытия собственных интернет-магазинов до выхода на маркетплейсы, и это позитивно сказывается на развитии индустрии.
Настоящие революции, связанные с e-commerce, происходят сейчас у люкс- и премиум-брендов, а также на рынке косметики и парфюмерии. Самое главное — мы все научились быть гибкими и пересматривать планы буквально на ходу, считывая сигналы рынка и находя новые креативные решения. Это очень увлекательное время, от которого мы в Lamoda получаем огромное удовольствие.
Родион Шишков, основатель сервиса экспресс-доставки «Самокат»:
По нашим прогнозам, в будущем произойдет ослабление агрегирующих форматов: маркетплейсов и супераппов. В 2021-м и 2022 году эти форматы начнут сдавать позиции в пользу игроков, которые самостоятельно справились с управлением ассортиментом и его расширением. В скором времени аудитория начнет обращаться к специализированным ретейлерам.
Виталий Бедарев, исполнительный директор «Ситимобил»:
Еще один тренд — это экосистемы. Компании пытаются повысить лояльность пользователей, упростить их привлечение за счет комплексных предложений разных продуктов, иногда из разных сфер. В текущем году между основными экосистемами (Сбербанк, Mail.ru Group, «Яндекс») конкуренция усиливается, но в этом направлении будут развиваться и другие компании. Частные проявления этого тренда — подписки, объединяющие различные продукты иногда сторонних компаний, и супераппы.
О цифровизации бизнеса
Александр Зарецкий, генеральный директор СберНПФ:
Продолжится тренд на дальнейшую цифровизацию бизнеса негосударственных пенсионных фондов. Они будут переводить в онлайн все бизнес-процессы, включая возможность оформления продуктов и пост-продажное обслуживание. Это коснется не только продуктов для физлиц, но и для корпораций.
Мы ожидаем, что цифровая трансформация затронет самый консервативный с точки зрения оформления пенсионный продукт — обязательное пенсионное страхование (ОПС). Оно должно стать полноценно доступным для дистанционного оформления.
На базе стандартизированных индивидуальных пенсионных планов, ориентированных на массовых клиентов, фонды будут создавать новые модификации для разных клиентских сегментов, ИПП станут более персонализированными.
Уже сегодня все больше клиентов интересуются различными долгосрочными инструментами накоплений, при этом растущий интерес мы наблюдаем как в розничном, так и в премиальном сегментах.
Цифровой формат становится все более востребованным и в развитии корпоративных пенсионных программ (КПП). Наши исследования и кейсы показывают, что клиенты уже достаточно много знают об этом продукте.
Вадим Шаповалов, CEO сервиса Работа.ру:
Диджитализация для повышения эффективности. Во время локдауна привычные точки роста многих бизнесов перестали работать, а маржа оказалась под давлением. Поэтому компании увеличивают внутреннюю эффективность, автоматизируют часть процессов. Это вынудило (в хорошем смысле) диджитализировать бизнес процессы в очень динамичном темпе. Внедрение IT технологий позволит удержать маржу и драйвить рост. Борьба за IT-специалистов продолжится, уже сейчас по итогам III квартала 2020 года среди работодателей спрос на специалистов в IT и телекоме вырос на 73% по сравнению со II кварталом 2020-го.
Об онлайн-образовании
Сергей Козлов, генеральный директор Мегаплан:
Чтобы предугадать тренды 2021 года, надо понять, что с наступлением 1 января ситуация с пандемией не изменится. Весь год карантинные меры будут то усиливать, то ослаблять.
Отсюда и тренд, который был раньше и останется в следующем году: онлайн-обучение. В этой сфере произошел огромный сдвиг. До многих дошло, что не только работать можно удаленно, но и учиться. Открылся простор для онлайн-курсов. Однако не все люди потратят освободившееся время на образование. Популярными останутся всевозможные онлайн-развлечения: сериалы, ролики на YouTube и TikTok, посты в Instagram, контент на стриминговых платформах и т.д.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.