какие сферы находились в республиканском ведении

Тест по истории России Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг. 10 класс

Тест по истории России Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг. 10 класс с ответами. Тест содержит 2 варианта, в каждом по 7 заданий.

Вариант 1

1. СССР был образован в

1) 1919 г.
2) 1921 г.
3) 1922 г.
4) 1925 г.

2. Укажите название проекта создания единого государства, фрагмент которого приведён ниже.

Признать необходимым заключение договора между [республиками] об объединении их в Союз Советских Социалистических Республик с оставлением для каждой из них права свободного выхода из состава Союза…

1) план социализации
2) план автономизации
3) план федерализации
4) план кооперации

3. Проект объединения советских республик, фрагмент которого приведён в задании 2, был предложен

1) И.В. Сталиным
2) Г.М. Кржижановским
3) Г.Я. Сокольниковым
4) В.И. Лениным

4. Какая из перечисленных республик одна из первых вступила в СССР?

1) Латвийская ССР
2) Узбекская ССР
3) Украинская ССР
4) Туркменская ССР

5. Высшим органом законодательной власти в СССР в соответствии с первой Конституцией СССР стал

1) Всесоюзный съезд Советов
2) Центральный исполнительный комитет
3) Совет народных комиссаров СССР
4) Совет Союза

6. Какие три полномочия из перечисленных союзные республики в соответствии с Конституцией СССР передавали центральным органам? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) просвещение
2) здравоохранение
3) международное представительство
4) транспорт
5) юстиция
6) пересмотр границ

7. Запишите термин, о котором идёт речь.

__________ — полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и во внешней политике.

Вариант 2

1. Первая Конституция СССР была принята в

1) 1918 г.
2) 1921 г.
3) 1922 г.
4) 1924 г.

2. Укажите название проекта создания единого государства, фрагмент которого приведён ниже.

Признать целесообразным заключение договора между советскими республиками и формального вступления в 1 состав РСФСР…

1) план социализации
2) план автономизации
3) план федерализации
4) план кооперации

3. Проект объединения советских республик, фрагмент которого приведён в задании 2, был предложен

1) И.В. Сталиным
2) Г.М. Кржижановским
3) Г.Я. Сокольниковым
4) В.И. Лениным

4. Каким термином обозначалась политика, ориентированная в 1920-х гг. на подготовку, выдвижение и использование местных национальных кадров для работы в государственных учреждениях союзных республик?

1) конфедерация
2) стратификация
3) автономизация
4) коренизация

5. Высшим исполнительным и административным (распорядительным) органом согласно Конституции в Советском Союзе стал

1) Всесоюзный съезд Советов
2) Совет народных комиссаров СССР
3) Центральный исполнительный комитет
4) Государственная дума

6. Какие три полномочия из перечисленных в соответствии с Конституцией СССР оставались в ведении союзных республик? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) оборона
2) социальное обеспечение
3) земледелие
4) денежное обращение
5) юстиция
6) бюджет

7. Запишите термин, о котором идёт речь.

__________ — форма государственного устройства, добровольное объединение ранее самостоятельных государств в единое союзное государство.

Ответы на тест по истории России Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг. 10 класс
Вариант 1
1-3
2-3
3-4
4-3
5-1
6. 346
7. Суверенитет
Вариант 2
1-4
2-2
3-1
4-4
5-2
6. 235
7. Федерация

Источник

Компетенция Союза ССР и союзных республик

какие сферы находились в республиканском ведении. Смотреть фото какие сферы находились в республиканском ведении. Смотреть картинку какие сферы находились в республиканском ведении. Картинка про какие сферы находились в республиканском ведении. Фото какие сферы находились в республиканском ведении какие сферы находились в республиканском ведении. Смотреть фото какие сферы находились в республиканском ведении. Смотреть картинку какие сферы находились в республиканском ведении. Картинка про какие сферы находились в республиканском ведении. Фото какие сферы находились в республиканском ведении какие сферы находились в республиканском ведении. Смотреть фото какие сферы находились в республиканском ведении. Смотреть картинку какие сферы находились в республиканском ведении. Картинка про какие сферы находились в республиканском ведении. Фото какие сферы находились в республиканском ведении какие сферы находились в республиканском ведении. Смотреть фото какие сферы находились в республиканском ведении. Смотреть картинку какие сферы находились в республиканском ведении. Картинка про какие сферы находились в республиканском ведении. Фото какие сферы находились в республиканском ведении

какие сферы находились в республиканском ведении. Смотреть фото какие сферы находились в республиканском ведении. Смотреть картинку какие сферы находились в республиканском ведении. Картинка про какие сферы находились в республиканском ведении. Фото какие сферы находились в республиканском ведении

какие сферы находились в республиканском ведении. Смотреть фото какие сферы находились в республиканском ведении. Смотреть картинку какие сферы находились в республиканском ведении. Картинка про какие сферы находились в республиканском ведении. Фото какие сферы находились в республиканском ведении

По Конституции в исключительное ведение Союза входили: внешние сношения и торговля, решения по вопросам войны и ми­ра, организация и руководство вооруженными силами, общее ру­ководство и планирование экономики и бюджета, разработка ос­нов законодательства (общесоюзная юстиция).

Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР.

За союзной республикой сохранял ось право выхода из Союза, ее территория могла быть Изменена только с ее согласия. Уста­навливалось единое союзное гражданство.

Изменение статуса союзных республик в процессе образова­ния СССР выразилось в том, что они становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления.

Юрисдикция республиканских органов стала распространяться па те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза.

Интересы республики были представлены в структурах союз­ных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) ее представителями.

Реконструкция политической системы, государственного аппарата и народного хозяйства СССР в 30-40-е гг.

На рубеже 20-30-х гг. в стране формируется тоталитарная система власти. Предпосылкой ее возникновения стала монопо­лия РКП (б) – ВКП (б) на власть, возникшая еще летом 1918 г., когда в стране оставалась единственная правящая партия. После ликвидации оппозиции ее власть становится бесконтрольной.

В сложившейся административно-командной системе госу­дарственные и хозяйственные органы действовали под жестоким контролем партийных органов и в рамках централизованного управления ведомственного аппарата. Сформировался привилеги­рованный слой бюрократии, занимавшей места в партийных, со­ветских военных хозяйственных, репрессивных и иных органах.

Источник

Почему одни регионы России – республики, а другие – области почти без полномочий? И как это отражается на экономике?

какие сферы находились в республиканском ведении. Смотреть фото какие сферы находились в республиканском ведении. Смотреть картинку какие сферы находились в республиканском ведении. Картинка про какие сферы находились в республиканском ведении. Фото какие сферы находились в республиканском ведении

Федеративное устройство России за последние пару десятилетий перешло от модели с самостоятельными субъектами к более централизованному управлению. Но все равно в составе РФ есть республики, имеющие более широкие полномочия, и есть области, края и АО – с меньшим объемом прав. Мы разобрались, почему так вышло и как объем полномочий у конкретного региона влияет на состояние его экономики.

Какие регионы есть в России

Россия – федеративное государство, которое состоит из 85 субъектов. Еще не так давно их было 83 – до всем известных событий, а совсем недавно из двух хотели сделать один, но жители оказались против. Но особенность государственного устройства России в том, что разные регионы имеют разный статус, и называются по-разному.

Итак, в составе России есть:

Несмотря на то, что вопросы статуса регионов в современной России не вызывают бурных споров и дискуссий, наличие некоторых неурегулированных вопросов иногда становится причиной конфликта. Например, недавно был инициирован процесс объединения Ненецкого АО и Архангельской области, но жители НАО высказались категорически против – создав единственный в стране случай протестного голосования по Конституции.

Другой пример – продолжающийся скрытый конфликт между Татарстаном и федеральным центром, причем проблемы есть и в финансовых, и в культурных вопросах.

Как регионы отличаются полномочиями?

Прежде всего, стоит сказать о распределении власти согласно Конституции России. Формально все полномочия четко делятся по уровням власти – есть то, за что отвечает федеральный центр, за что отвечают субъекты, и за что они отвечают совместно.

Например, за оборону и безопасность, федеральный бюджет, внешнюю политику, судоустройство, прокуратуру, границы, выпуск денег, защиту прав человека и многое другое отвечает исключительно Российская Федерация. Это означает, что власти региона в принципе не могут вмешиваться в вопросы обороны или работу прокуратуры (хотя и могут содействовать в этом другими способами). А если какую-то часть работ выполняет регион, он обязательно получает на это субсидии из федерального бюджета.

Отдельный блок полномочий находится в совместном ведении федерального центра и регионов, например, владение землей, вопросы образования, здравоохранения, борьба с катастрофами, налогообложение, сельское хозяйство, и т.д. На практике это означает, что на борьбу со стихийными бедствиями регион будет тратить и свои деньги, и полученные от федерального бюджета.

Все, что не входит в соответствующие статьи Конституции, регулируется на уровне региона – и, соответственно, оплачивается региональным бюджетом (хотя некоторые полномочия не связаны с финансовой стороной).

Больше всего прав у республик – Конституция РФ даже определяет республику как государство. Правда, все юристы подчеркивают – такие республики не являются самостоятельными государствами, иначе РФ имела бы статус конфедерации, а не федерации. Кроме этого, ключевое отличие республики от других субъектов – наличие у нее собственной Конституции. Да, формально это тот же устав региона, но по статусу Конституция все же выше. Республиканская Конституция и законы не могут противоречить федеральным законам (в такой ситуации применяется именно федеральный закон).

Еще одно право республики – устанавливать государственный язык, помимо русского. Эти языки могут использоваться в официальных документах, но требовать их знания от жителей региона (например, чтобы получить избирательное право) власти республики не вправе. Также республика может иметь свой флаг, герб, гимн, она владеет землей, лесами, недрами и другими природными ресурсами на своей территории, и т.д.

Но и это еще не все. Из всех республик есть одна, которая имеет еще больше полномочий – это Татарстан. История тянется еще с 1992 года, когда все субъекты, кроме Татарстана и Чечни, подписали Федеративный договор. Власти Татарстана потребовали подписать отдельный документ – и в 1994-м получили его. Договор о разграничении полномочий действует до сих пор (хоть и в урезанном виде), но все равно – в Татарстане есть свой президент, обязательные 2 языка и право на часть доходов от нефти.

Полномочия других регионов скромнее, и не особо отличаются между собой. Край, область и город федерального значения имеют одинаковый правовой статус, но Москва выполняет функции столицы, и получает за это дополнительные деньги от других регионов.

Отдельно стоят автономные области и округа – они отличаются тем, что создаются по национальному признаку, поэтому отличаются национальным составом и бытом населения. Кроме того, как минимум 2 автономных округа в России – ХМАО и ЯНАО – основные доноры федерального бюджета, они суммарно дают порядка 40% его доходов.

Как статус региона влияет на его экономику

Регионы в свое время активно боролись за свои права и полномочия – и почти всегда это упиралось в экономические аспекты. Казалось бы, чем больше полномочий у субъекта, тем больше он имеет возможностей, однако в реальности ситуация обычно совсем обратная.

Например, если расположить все регионы по убыванию ВРП на душу населения и выделить 6 самых успешных и 6 отстающих, то картина будет такой:

какие сферы находились в республиканском ведении. Смотреть фото какие сферы находились в республиканском ведении. Смотреть картинку какие сферы находились в республиканском ведении. Картинка про какие сферы находились в республиканском ведении. Фото какие сферы находились в республиканском ведении

То есть, больше всего прибавляют к ВВП страны из расчета на душу населения регионы, не имеющие широких полномочий – это все 4 автономных округа, Сахалинская область и столица. Тогда как 4 самых низких строчки занимают республики – субъекты с самыми широкими полномочиями.

Примерно похожая картина наблюдается и по средней зарплате:

какие сферы находились в республиканском ведении. Смотреть фото какие сферы находились в республиканском ведении. Смотреть картинку какие сферы находились в республиканском ведении. Картинка про какие сферы находились в республиканском ведении. Фото какие сферы находились в республиканском ведении

Как видно, из 6 регионов с самыми низкими зарплатами 5 – это республики. А из 6 субъектов с самыми высокими зарплатами 4 – это автономные округа. Соответственно, статус республики не гарантирует ни успехов в экономике, ни высоких социальных стандартов.

Кстати, ситуация с зарплатами в бюджетных учреждениях примерно такая же, только все 6 регионов на последних строчках имеют статус республики. Например, средняя зарплата врача в ЯНАО – 216 801 рубль, а в Карачаево-Черкессии – 49 396 рублей (хотя на практике суммы, скорее всего, меньше). То же касается и зарплат учителей – в Москве педагог получает 96 281 рубль, тогда как в Ингушетии – 25 692 рубля в месяц.

А если посмотреть на рейтинг регионов по уровню безработицы и теневой занятости (процент работающих неофициально), картина становится еще более наглядной:

МестоБезработицаНеофициальная занятость
РегионЗначение, %РегионЗначение, %
1Москва2,0Москва4,0
2ЯНАО2,4Чукотский АО5,5
3Санкт-Петербург2,7ЯНАО6,5
4ХМАО-Югра2,8Мурманская область6,9
5Московская область3,8ХМАО-Югра8,3
6Республика Татарстан3,9Ненецкий АО8,6
80Чеченская Республика16,0Республика Крым41,1
81Карачаево-Черкесская Республика16,2Республика Алтай41,3
82Республика Дагестан17,4Республика Дагестан47,0
83Республика Северная Осетия – Алания17,7Республика Ингушетия49,1
84Республика Тыва19,4Кабардино-Балкарская Республика49,8
85Республика Ингушетия30,1Чеченская Республика62,1

Получается, что 6 регионов с самой высокой безработицей – это республики, как и 6 регионов с самой высокой неформальной занятостью. По второму показателю ситуация крайне сложная – в Чечне 2 из 3 работников трудятся или неофициально, или оформлены на минимальную зарплату. А в Ингушетии 30% тех, кто может и готов приступить к работе, не может ее найти.

История успеха региона в форме республики есть, по сути, только одна – это Татарстан, который имеет особый статус даже среди республик. Так, регион проводит ряд масштабных проектов (не без помощи крупного бизнеса, особенно «Татнефти»), организует крупные международные мероприятия вроде Универсиады, а также демонстрирует бюджетную самостоятельность.

При этом не обходится без конфликтов – недавнее банкротство «Татфондбанка», по некоторым данным, было направлено против президента РТ Минниханова, а активное «навязывание» татарского языка школьникам тоже не осталось без внимания федеральных властей.

Как регионы получили свой статус

Как известно, Россия имела федеративное устройство еще в советские времена (будучи РСФСР – в отличие от остальных ССР). За счет федеративного статуса в РСФСР образовывались автономные национально-государственные образования – АССР, причем буквально сразу после революции. Более того, некоторые будущие союзные республики изначально создавались как АССР в составе РСФСР – например, Киргизская АССР, Туркестанская АССР, Каракалпакская АССР.

Всего было образовано 25 АССР, некоторые из них впоследствии были расформированы, например:

Окончательно состав РСФСР был утвержден в 1936 году с принятием конституции, но и дальше иногда происходили некоторые изменения в составе субъектов. Кстати, в других союзных республиках тоже существовали АССР – несмотря на отсутствие у них федеративного статуса. Впоследствии почти со всеми из них были связаны территориальные конфликты, часто – вооруженные (пример – Абхазская АССР).

Большинство АССР создавались по национальному признаку – а существующие республики во многом произошли от советских АССР. Российские автономные республики объявляли о своем суверенитете параллельно с «парадом суверенитетов» союзных республик. А некоторые автономные области (Адыгейская, Горно-Алтайская, Хакасская) получили статусы республик.

Кроме республик, в составе РСФСР было несколько автономных округов (до 1977 года они были национальными округами). Они отличались от республик и областей тем, что не были самостоятельными субъектами. Округов было достаточно много – но впоследствии многие из них присоединили к другим субъектам. В 1992 году из Магаданской области вывели Чукотский АО – на тот момент автономных округов оставалось 10. До настоящего момента их сохранилось только 4.

В 1930-1944 годы в РСФСР в рамках политики «разукрупнения» регионов появилось несколько новых субъектов – например, из Средне-Волжского края выделили Оренбургскую область, а из Восточно-Сибирского – Красноярский край. Но после распада СССР политика изменилась на противоположную.

С 1961 года РСФСР состояла примерно из тех же субъектов, что и современная Россия – только с большим числом автономных областей. После «парада суверенитетов» большинство национально-государственных образований объявили о своей самостоятельности, и только в 1992-м был подписан Федеративный договор о разделении полномочий (который подписали все субъекты, кроме Чечни и Татарстана).

Тогда политику федерального центра очень метко выразил президент Борис Ельцин:

«Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить»

Это была попытка объединить в составе РФ 16 автономных образований, которые грозили покинуть федерацию. Как теперь становится понятно, региональная политика 90-х оказалась достаточно успешной – в составе РФ сохранились все национальные образования.

В 90-е для развития регионов, казалось, были все условия – федеральный центр был готов прислушиваться к мнению властей субъектов, некоторые регионы получали серьезные инвестиции за счет умения губернаторов «договариваться». Иными были и отношения в бюджетной сфере – регионам оставалось больше налогов (по мнению некоторых губернаторов, они делились с РФ в соотношении 50:50). Правда, все возможности перечеркивали объективные факторы – денег не было в масштабах всей страны, поэтому «делить» между собой было, по сути, нечего.

С деньгами стало получше с начала 2000-х, но тогда произошло ожидаемое – федеральный центр начал ужесточать свое влияние. Жертвой «укрупнения» регионов пали несколько субъектов:

Укрупнение регионов привело к некоторым проблемам в социальной сфере, за что такую политику иногда критикуют. Возможно, отсутствие положительных результатов стало причиной неудачи с дальнейшими проектами по укрупнению регионов – например, недавней истории с Ненецким АО и Архангельской областью.

Может ли измениться статус у региона

Если статус республики дает так много полномочий, то почему все регионы еще не стали ими? Ответ на этот вопрос частично кроется в экономической статистике (приведенной выше) – самостоятельность региона редко становится причиной его успехов в экономике и социальной сфере.

С другой стороны, есть статья 66 Конституции РФ, которая определяет, нормативным актом какого уровня регулируются отношения между федеральным центром и субъектами федерации. И статья 5 гласит следующее:

Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

То есть, для изменения статуса субъекта РФ мало желания самого субъекта (даже с референдумом, как это часто было в 90-е), главное в данной ситуации – заручиться поддержкой федеральных властей. А учитывая, что политика современной РФ во многом направлена на централизацию управления, получить согласие на смену статуса будет практически невозможно.

Примерно об этом же говорит и постановление Конституционного суда от 1992 года – из него следует, что процесс изменения статуса субъекта федерации – не односторонний, а переговорный процесс, который должен идти в соответствии с ФКЗ.

И здесь кроется еще одна уловка – за 27 лет после принятия Конституции РФ, соответствующий федеральный конституционный закон все еще не принят.

Кроме того, недавние поправки к Конституции вводят местное самоуправление в вертикаль публичной власти (тогда как до этого местные власти находились под влиянием властей регионов). Такое перераспределение полномочий в очередной раз показывает, что политика федерального центра – исключительно централизация управления.

Источник

Понятие, назначение и виды республиканских органов государственного управления.

Республиканскими органами государственного управления (РОГУ) являются министерства, государственные комитеты, комитеты при СовМине. Название «республиканские» подчёркивает, что эти органы находятся на высшей ступени в своей отрасли. Эти органы создаются с целью осуществления многих управленческих функций. Цель создания и сфера ведения республ. органа гос. управления обычно закрепляется в НПА, определяющий его правовой статус. Задачи деятельности РОГУ делятся на общие (присущие всем органам) и специальные (присущие только данному органу).

Виды РОГУ: по уровню в системе РОГУ делятся на собственно республиканские (министерства и государственные комитеты) и иные республиканские (комитеты при Сов Мине); по организационно-правовым формам работы РОГУ делятся на министерства, гос. комитеты, комитеты при СовМин, гос. организации; по характеру компетенций РОГУ делятся на отраслевые, функциональные и функционально-отраслевые. Отраслевые – органы, действующие в пределах своих отраслей и обладают отраслевой компетенцией (министерство промышленности, министерство транспорта и комуникаций). Функциональными называются органы, которые уполномочены в гос. масштабе ведать отдельными вопросами управления, они призваны осуществлять по отношению к др. органам не управление в целом, а отдельные его функции. Такие органы являются надведомствеными, т. к. их полномочия распространяются на все респ. органы (Министерство финансов, Министерство труда и соц. защиты). Функционально-отраслевые министерства включают в себя характеристики этих двух видов. По сфере деятельности : хозяйственного назначения (Министерство архитектуры и строительства, министерство, министерство жилично-комунального хозяйства), органы социально-культурной направлености (Мин. здравоохранения, Министерство культуры), органы безопасности и правопорядка (Министерство внутр. дел, Министерство иностранных дел), многопрофильные органы – органы, которые ведают вопросами нескольких сфер(Министерство связи и информации). По подчинённости : органы, подчинённые СовМину и органы двойного подчинения (СовМина и Президента).

Звенность в системах, возглавляемых республиканскими органами государственного управления.

Каждый республиканский орган государственного управления (РОГУ)в большинстве случаев имеет подчинённые органы. Все они образуют определённую взаимосвязанную систему.Звенность – это внутреннее устройство этой системы. Структура РОГУ зависит от административно-территориального деления, количества управляемых объектов, область управления и др. Структура РОГУ бывает одно-, двух-, трёх-, и четырёхзвенная. При однозвенной существует только один орган и им является РОГУ. Подчинённых звеньев нет (Высшая Аттестационная комиссия, Гос. комитет по науке и технологиям). Двухзвенная структура предполагает существование только двух органов. Данная структура используется в управлении промышленностью, иностранными делами, охраной границ.такая система является наиболее рациональной. Трёхзвенная структурасистемы РОГУ состоит из республиканских органов, областных органов, районных органов. Трёхзвенная структура характерна для управления внутренними делами (Мин. внутренних дел, управления внутренних дел облисполкома, отдел внутренних дел горисполкома). Данная система является наиболее распространённой, однако при этом требует больших затрат. Основой для её существования является административно-территориальное деление. Четырёхзвенная структура состоит из республиканских органов, областных органов, районных органов и объекта управления: учреждения, предприятия. Данная система имеет место в системе министерства образования, здравоохранения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *