какие сферы относятся к цифровой медицине
Цифровая медицина в России: как новые технологии применяются на практике
Содержание
В российском здравоохранении имеется масса проблем, которые необходимо решать:
Изменить сложившиеся условия возможно с внедрением цифрового здравоохранения и телемедицинских технологий.
Цифровое здравоохранение представляет собой новый формат медицинской отрасли. Это совокупность сервисов и гаджетов для дистанционного взаимодействия с врачом, а также для удаленного мониторинга жизненных показателей пациента.
В развитии и внедрении цифрового здравоохранения, помимо врачей участвуют исследователи и ученые в области медицины, социальных наук, экономики.
Основные направления цифровизации
Цифровое здравоохранение направлено на то, чтобы повысить эффективность и качество оказываемой медицинской помощи.
Прежде всего, это выражается в поддержке врачей и создании дополнительных инструментов, способных улучшить их работу.
Появляется все больше устройств и сервисов, способных помочь врачу в ежедневной практике
Например, введение в практику медицинского центра электронных карт, заметно упростит работу доктору и будет гарантировать, что данные о пациенте не затеряются и не будут уничтожены, если в течение нескольких лет человек не появлялся в больнице.
Для больниц и клиник это означает, что все управленческие и экономические решения должны быть основаны на научных данных, а также и обеспечивать непрерывную медицинскую помощь, контроль качества и постоянное совершенствование.
Большое внимание нацелено на телемедицину – взаимодействию врача и пациента на расстоянии с помощью специальных сервисов, сайтов и мобильных приложений. Так, пациент сможет получать квалифицированную помощь онлайн в любое время, при это находясь дома. Такой подход сделает медицинские услуги более доступными.
Искусственный интеллект в рамках цифрового здравоохранения
Технологии искусственного интеллекта также будут востребованы цифровым здравоохранением. Когда необходимо собрать, систематизировать и проанализировать большой объем данных, нейросеть станет незаменимым помощником.
Кроме того, сегодня активно разрабатываются алгоритмы для помощи врачам при решении самых разнообразных задач:
Процесс сбора данных о пациенте ИИ
Российские клиники на пути к цифровой медицине
Переход на цифровое здравоохранение – одна из главных задач Пироговского центра. Основным результатом учреждения на данный момент стало создание комплексной медицинской информационной системы (МИС). Данная система включает в себя лабораторную часть и хранение медицинских изображений. Это решение ежедневно используют более тысячи сотрудников, в том числе врачей, медицинских сестер и руководителей.
В дополнение к этому, административно-хозяйственная деятельность, центра была переведена на единую платформу, в результате чего появилась возможность эффективнее следить за:
В дальнейшем планируется встроить в МИС подсказки для персонала, помогающие оценить возможный риск по определенной шкале, проверить корректность назначения медикаментов.
Хотите провести цифровизацию в вашем бизнесе?
В каких направлениях развивается цифровая медицина
Директор по маркетингу DD Planet
Пандемия коронавируса стала серьезной проверкой на прочность для медицинского бизнеса. Слабые стороны отрасли обострились, пациенты оказались ограничены в возможности получить помощь и стали чаще искать ее в интернете.
Решение проблем государство и клиники ищут в развитии цифровых технологий. О том, что уже делается в этом направлении и где точки роста, рассказала Елизавета Трибунская, директор по маркетингу DD Planet.
Первая всероссийская премия в области AgroTech-решений. Участвуй сам или номинируй достойных!
Хранение данных пациентов
Каждая медицинская организация хранит данные клиентов внутри компании. В результате у человека несколько медицинских карт в государственных и частных учреждениях, отдельные — в стоматологии, результаты анализов — в медицинских лабораториях. Делиться такой информацией клиники могут, если клиент подписал согласие на передачу персональных данных третьим лицам и есть технические возможности это реализовать. Пока же части общей картины здоровья пациента хранятся в разных местах, и собрать их при необходимости очень непросто.
Для решения этой проблемы рынок коммерческой медицины движется к объединению разрозненных сервисов в экосистему. Мобильные приложения клиник интегрируют все больше партнеров: узкопрофильных учреждений, крупных лабораторий и банков, с которыми они обмениваются данными пациентов. Ряд крупных медицинских сетей уже внедрили единую электронную медкарту для собственных и партнерских учреждений.
Важный шаг на государственном уровне сделан в январе 2020 года — запущена единая медицинская карта для жителей Москвы. В ней доступна история болезни: протоколы осмотров с 2017 года, результаты лабораторных исследований, рекомендации по лечению. Главный плюс такого инструмента для пользователей в том, что при обращении в новое государственное медицинское учреждение даже в другом городе не нужно собирать свои данные.
В связи с пандемией появилась необходимость сократить время, которое пациенты лично проводят в поликлинике. В рамках ЕМИАС, электронной системы медицинского обслуживания, подключена возможность отслеживать результаты тестов на коронавирус онлайн.
Чтобы создать медицинскую экосистему, необходимо продумать, как будут собираться и обрабатываться данные пациентов. Технически такой проект предполагает создание единого интерфейса, в который можно интегрировать неограниченное количество партнеров с их данными. Большинство современных цифровых решений выстроены на базе готовых систем управления медицинским центром «1С-Битрикс». Используются и решения для смежных отраслей, например, одному из наших клиентов для ведения пациентов подошел сервис для салонов красоты.
Удаленные консультации
Настоящая боль пациента — ехать к врачу, чтобы только спросить. Отпрашиваться с работы на полдня, тратить на дорогу три часа и сидеть в очереди, чтобы за пять минут проконсультироваться, сочетаются ли какие-либо лекарства, например. Многие не готовы к таким жертвам, занимаются самолечением и ищут информацию в интернете. Решение видится в развитии телемедицинских сервисов, которые по-прежнему имеют ряд законодательных ограничений, однако с каждым годом получают все больше возможностей.
Серьезный прорыв в сфере онлайн-консультаций случился в начале 2018 года, когда вступил в силу закон о телемедицине. Телемедицина изначально не рассчитана на систему врач — пациент. Предполагалось, что удаленно квалифицированный доктор из столицы может проконсультировать врача или фельдшера из региона, к которому пришел пациент. Поэтому поставить диагноз или назначить лечение онлайн нельзя, врач может только дать рекомендации.
На рынке стали активно появляться сервисы медицинских онлайн-консультаций. В числе наиболее популярных: «Яндекс.Здоровье», «Онлайн-доктор», DoctorSmart, «Доктор рядом», разработанный DD Planet «Мой доктор 24». В основном все они представлены в виде мобильных приложений, но есть и веб-версии. Наиболее популярные возможности сервисов: чаты, прием входящих звонков, консультация по видеосвязи и хранение данных.
Такие проекты пока еще не могут полноценно заменить собой традиционную медицину, однако являются дополнительными возможностями в тех случаях, когда нет необходимости в непосредственно постановке диагноза. Пациенту удобнее взаимодействовать с той клиникой, в которую он может обратиться не только очно, но и удаленно по отдельным вопросам.
Будет ли это развиваться дальше? Вероятно, да, поскольку проблема сохраняется. Во время коронавируса телемедицина получила второе дыхание, поскольку потребовалось сократить амбулаторный прием и контакты между посетителями клиник. Департамент здравоохранения Москвы начал проводить виртуальные видеоконсультации, результаты которых фиксируются в ЕМИАС, разрешил прописывать препараты для лечения коронавируса пациентам с подтвержденным диагнозом. Такие приемы безопасны, помогают распределить нагрузку и направить усилия врачей на случаи, требующие личного контакта.
Сервисы подбора клиник и врачей
Чтобы выбрать врача или клинику, пациенты просматривают десятки сайтов. Но зачастую это только усложняет выбор. Даже в крупных медицинских маркетплейсах пользователь не видит полной картины: информация есть не обо всех врачах и клиниках, отзывов слишком мало, чтобы принять решение. Некоторым из них сложно доверять: аккаунты, с которых они написаны, не похожи на реальные.
Раньше все сервисы добавляли информацию о врачах вручную, поэтому ее было мало или она была недостоверной. Чтобы увеличить число клиник, врачей и отзывов и тем самым повысить эффективность платформы для пользователя, необходим другой подход — автоматизировать сбор данных. Сегодня их можно парсить из государственных баз, врачи из государственных медицинских организаций есть в публичном доступе.
Еще один способ — партнерские интеграции. Чем больше у сервиса подключенных партнеров, тем больше там зарегистрированных пользователей, отзывов и данных. Хороший пример сервиса с большим количеством интеграций — маркетплейс «СберЗдоровье», бывший DocDoc. К нему подключены справочники и сайты-каталоги, порталы медицинской и общей тематики, сайты о красоте и здоровье. В сервисе можно зарегистрироваться как врач или клиника.
Работа с заявками
Не все клиники умеют эффективно работать с обращениями клиентов с технической точки зрения: при ручной обработке заявки могут пропускаться, ресурсов колл-центра не хватает в случае большого количества звонков. В пандемию так и произошло: обращения переместились в онлайн, и проблема обострилась. Чтобы не терять клиентов, необходимы CRM, сквозная аналитика и мощный колл-центр.
Без настроенной внутренней CRM обработать большой поток трафика сложно: клиенты приходят офлайн, оставляют заявку на сайте, записываются по телефону и в чатах. Если делать это вручную, то может не хватить ресурсов и свою роль сыграет человеческий фактор: сотрудники могут пропустить или не зафиксировать заявку.
В пандемию число клиентов увеличилось, многие обращения вызваны паникой из-за распространения вируса, поэтому стало сложнее превращать лиды в продажи. Нужно единое окно, в котором собираются все контакты и видны заявки. Далее с ними можно системно работать вручную или по скриптам.
В CRM видна вся история клиента, звонки и посещения врача. Эта информация позволяет понять, что предложить пользователю: приглашать на приемы с необходимой регулярностью, например, на профилактический осмотр раз в полгода, напоминать о процедурах и времени приема, не терять клиентов, которые попросили перезвонить им через пару недель, предложить скидку именно в тот момент, когда она с наибольшей вероятностью будет востребована. Такие оповещения можно в дальнейшем автоматизировать с помощью «Битрикс24». В идеале здесь же ведется и расписание приема врачей.
Сквозная аналитика
Отслеживает действия человека после того, как он покинул сайт: зашел с другого устройства, позвонил по телефону, пришел в офис. Статистика помогает увидеть полный путь клиента к покупке, понять, на каких этапах происходит отказ, и выделить самые конверсионные каналы привлечения трафика, целевых обращений и клиентов.
Подключив коллтрекинг, мы можем посчитать, сколько звонков обработали и пропустили сотрудники колл-центра. Если проанализировать частые вопросы, станет понятно, что волнует или смущает потенциальных клиентов: на них можно заранее подготовить ответы и разместить их на сайте или в социальных сетях.
Колл-центр
Колл-центр — важный этап в работе с заявками в сферах B2C. Эффективность страдает, когда пропускной мощности колл-центра недостаточно, чтобы ответить на все звонки. Иногда в компаниях просто не хватает людей: можно потратить огромные бюджеты на рекламу, привести целевые заявки, а обработать их будет некому. В условиях пандемии количество звонков и онлайн-обращений выросло, поэтому проблема стала особенно острой.
Коммуникация с аудиторией
Сложности возникают и во взаимодействии с клиентами. Когда человек хочет получить быструю консультацию или ответ на вопрос, не все привычные способы связи подходят. Если на линии много звонков, а связаться с клиникой другим способом невозможно, клиент может не дождаться ответа и уйти к конкурентам.
Решение — осваивать мессенджеры, чаты, чат-боты. Предложите пользователю выбрать удобный способ общения, к которому он привык: Telegram, WhatsApp или чат на сайте. Так ему не нужно ждать в очереди и можно в реальном времени поговорить с консультантом, что сокращает путь от потенциального клиента до посетителя. Вдобавок, разгружается колл-центр.
Еще одна проблема связана со слабым присутствием клиник на сторонних онлайн-площадках. Если раньше потенциальный клиент чаще приходил в клинику лично, с развитием же цифровых возможностей он ищет информацию о лечении в интернете. Пока этот канал взаимодействия еще не стал строго обязательным, как сайт или сообщество во «ВКонтакте», поэтому если начать работать с ним сейчас, можно получить преимущество перед конкурентами.
В этих условиях важно повышать видимость в поле зрения целевой аудитории и присутствовать на всех внешних площадках, где она собирается. Проявляйте активность: не стоит просто ждать, пока клиенты найдут вас сами.
Нельзя игнорировать отзывы на специализированных порталах вроде «ПроДокторов», в геонавигационных справочниках, картах, маркетплейсах. Отвечайте на них, отрабатывайте негатив и благодарите за позитив. Проверяйте отзывы в соцсетях: взаимодействуйте с пользователями, общайтесь, помогайте решать проблемы. Ищите упоминания вашей компании, ваших услуг — появляйтесь везде, где бывают ваши целевые клиенты.
Коронавирус заострил внимание бизнеса на существующих проблемах и продемонстрировал, куда направить усилия. С помощью цифровых решений можно эффективно привлекать и обрабатывать заявки, консультировать пациентов онлайн и анализировать показатели работы. Это помогает не только превратить ранее пассивную аудиторию в клиентов, но и помочь большему числу людей в сложный период.
Цифровизация сделает здравоохранение эффективным
Пандемия коронавируса показала необходимость форсировать цифровизацию здравоохранения. Пациенты, как и покупатели, в ситуации локдауна были значительно ограничены в возможности получить медицинские услуги. По данным главного внештатного специалиста-фтизиатра, главврача Забайкальского краевого фтизиопульмонологического центра Павла Фадеева, только на Дальнем Востоке из-за пандемии число профосмотров на туберкулез, например, снизилось на 35%, число плановых госпитализаций — на 38% и на 36% — число хирургических вмешательств.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 68% государств столкнулись с перебоями в предоставлении медуслуг, включая мониторинг диабета, гипертонии, скрининга рака. Такие сбои грозят ростом смертности от тяжелых заболеваний, отмечают в ВОЗ.
Начиная от «красных» зон реанимаций с тяжелыми пациентами с COVID-19, дистанционным обменом опытом врачей и заканчивая сопровождением больных на амбулаторном лечении — во всех этих случаях остро востребована стала телемедицина.
Коронавирус заставил медучреждения создавать новые мощности, организовывать удаленные консультации, отмечает основатель ИТ-компании «Доктор на работе» Станислав Сажин: «Но цифровизация — это в том числе big data, искусственный интеллект, носимые «умные» устройства».
Растет нагрузка на врачей, а также медицинские расходы, отмечает исполнительный директор департамента заботы о зрении «Алкон» в России Наталья Петлюк: «Возникла острая необходимость делать визиты к врачу максимально эффективными». Перевод части услуг в дистанционный формат, по ее словам, позволяет распределить нагрузку и сфокусировать внимание врачей на случаях, действительно требующих личного контакта. Частный бизнес активизирует процессы цифровизации. Например, организации оптометрической помощи (подбор очков и контактных линз), которая в основном оказывается частными организациями, с этого года могут работать в едином цифровом пространстве «Мои глаза» компании «Алкон».
Цифровое единение
Развитие цифровой медицины связывают с внедрением электронных медицинских карт, развитием концепции «подключенный пациент» — мониторинг и предоставление медуслуг с помощью встроенных интеллектуальных устройств и телемедицины.
Многие европейские страны, включая Эстонию и Финляндию, а также Израиль, Япония, Сингапур используют единую систему электронных медицинских карт (ЭМК). Финны, например, имеют 100-процентный доступ к своей ЭМК в режиме реального времени. Электронные медкарты фиксируют историю электронных рецептов и позволяют отслеживать в том числе доступность и реализацию лекарственных средств.
В России услуги в сфере здравоохранения остаются самыми востребованными среди государственных электронных услуг и по численности пользователей на треть опережают сервис в сфере налогов и сборов (второй по востребованности), говорится в исследовании уровня цифровизации здравоохранения Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ (2020).
Доступ россиян к электронным медицинским документам, включая ЭМК, в личном кабинете пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных услуг в 2019 году предоставляли 5,3% медицинских организаций. Услугами в личном кабинете в 2019 году воспользовались 10,3 млн человек — в 2,8 раза больше, чем годом ранее.
С завершением формирования единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) в течение ближайших четырех лет электронные карты пациентов, центральные архивы медицинских изображений и единые лабораторные системы должны стать доступны для всех медучреждений страны. Все государственные медучреждения должны будут обеспечить доступ граждан к своим электронным медицинским документам через Единый портал госуслуг.
Единый цифровой контур должен повысить эффективность управления, точность статистики и качество медицинской помощи — данные позволят детально анализировать заболеваемость в масштабах страны. На его создание в период с 2019 по 2024 год в федеральном бюджете предусмотрено 177,7 млрд руб.
Цифровой контур — это прежде всего регламент бизнес-процессов, инструмент эффективного взаимодействия между участниками системы здравоохранения, объясняли ранее в Минздраве РФ.
Эффект объединения
Региональные системы здравоохранения развивают электронные сервисы своих медучреждений с 2012 года. К началу 2019 года доступ к интернету имели практически все государственные медорганизации, 86,5% вели свой веб-сайт или страницу в Сети, 36% пользовались облачными сервисами, по данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Медицинские информационные системы, обеспечивающие взаимодействие с ЕГИСЗ, использовали 65,6% медучреждений.
Сейчас необходимо интегрировать разрозненные подсистемы в единый сервис, тогда система позволит собирать информацию и анализировать, насколько качественно оказывается лечение, отмечает заместитель директора по образовательной деятельности ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Александр Петровский.
Формирование единого цифрового контура упростит жизнь и врачам, и пациентам, говорит Наталья Петлюк: «Не нужно будет тратить время на заполнение документов и сбор анамнеза, что особенно важно в критических ситуациях».
Опыт стран с более развитой системой цифрового здравоохранения показывает, что отрасль становится экономически более эффективной, отмечает член правления, директор по цифровой трансформации «Медси» Александр Пилипчук.
Например, с развитием и внедрением в общую медицинскую практику технологий искусственного интеллекта (ИИ) связывают возможности обработки максимального количества данных о пациенте и похожих случаях и сокращение сроков принятия более обоснованных, непротиворечивых и доказательных решений.
Согласно отчету международной KPMG «Health-care insiders: Taking the temperature of artificial intelligence in healthcare», подавляющее большинство представителей здравоохранения (89%) считают, что ИИ уже повышает эффективность их работы. Девять из десяти руководителей здравоохранения уверены, что ИИ лучше всего проявит себя в том числе в управлении электронными медицинскими записями.
Общая база
Важно, чтобы государственная цифровая система оставалась открытой и для частного сектора, говорит Александр Пилипчук. ЕГИСЗ позволяет частным клиникам получить статус в системе, интегрироваться с госсервисами и представлять их на базе своих платформ.
«Наша клиника передает в ЕГИСЗ данные об оказании высокотехнологичной онкологической помощи», — отмечает директор службы информационных технологий АО «Медицина» Максим Петухов.
Но пока, по его словам, на портале госуслуг превалируют государственные медучреждения. При этом сам сервис активно меняется. Во время пандемии при помощи платформы москвичи, например, могли оформлять больничные листы, минуя поликлинику, напоминает Максим Петухов.
Доступная медицина
Объединенная информационная среда упрощает дистанционное получение медицинских услуг, говорят эксперты.
Географические особенности страны делают особенно востребованным сценарий телемедицины «врач — врач», отмечает Станислав Сажин: например, корпоративная система телемедицины на удаленных месторождениях «РН — Северная нефть», дочернего общества НК «Роснефть», связывает шесть здравпунктов за Полярным кругом и в Приполярье с Ненецкой окружной больницей. «РН — Северная нефть», по его словам, вошла в число 18 дочерних обществ компании для внедрения пилотного проекта телемедицины.
В Республиканской больнице № 2 Республики Саха (Якутия) работает телемедицинский центр для консультации врачей из отдаленных районов, где не хватает узких специалистов, рассказывает руководитель центра телемедицины Медицинского института Северо-Восточного федерального университета Александр Слепцов. Врач имеет возможность предварительно ознакомиться с анкетными данными пациента, симптомами и результатами лабораторных исследований, рассказывает Александр Слепцов: «Телемедицина — это передача медицинских данных, а не просто звонок врачу».
Дальнейшее развитие технологий он связывает с улучшением линии связи широкополосного интернета. По его словам, сегодня участковые врачи вынуждены оплачивать интернет за каждый час консультации. Способствовать расширению доступа высококвалифицированной медпомощи будет и развитие узконаправленных центров, например кардиологических, которые могли бы проводить мониторинг пациента в труднодоступных населенных пунктах.
Особенно ценна такая помощь узких специалистов в ведении онкологических больных, отмечает президент группы компаний «Новартис» в России Наталья Колерова: «Региональные диспансеры могут консультироваться с профильными федеральными центрами и активно этим пользуются».
Телемедицинский сценарий «врач — пациент», в свою очередь, позволяет пациентам с тяжелыми хроническими заболеваниями сократить число посещений больницы.
Опыт применения телемедицины для ведения пациентов во время пандемии повышает инвестиционную привлекательность телемедицины, говорит Станислав Сажин. Например, VEB Ventures инвестирует 1 млрд руб. в медицинскую компанию «Доктор рядом» после совместного телемедицинского опыта в период коронавируса. Но пока все проекты телемедицины, действующие по сценарию «врач — пациент», работают без легальных возможностей первичных телемедицинских консультаций, сетует эксперт на законодательные ограничения применения технологий.
Доступ к пациенту
Согласно закону о телемедицине, врач не имеет права давать какие-либо рекомендации без первичного приема. Но на повторный прием ограничений нет, поэтому многие клиники внедряют телемедицину.
Ставить диагноз удаленно и назначать пациенту лечение тоже запрещено, говорит Максим Петухов, и этот фактор сдерживает развитие телемедицины в стране.
В марте этого года крупные телемедицинские провайдеры ФРИИ и НТМА обратились к правительству с предложением поправок в закон о телемедицине. Но врачам разрешили лишь временно удаленно консультировать пациентов с уже установленным диагнозом «коронавирусная инфекция».
Врачам необходимо дать право устанавливать предварительный диагноз и самостоятельно решать, достаточно ли ему для этого информации, озвучил позицию Ассоциации частных клиник Александр Пилипчук.
Немаловажно и наличие понятного механизма оплаты телемедицинских консультаций, говорит Александр Петровский: либо в системе ОМС, либо из личных средств пациента.