какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе

Детали машин

Косозубые и шевронные зубчатые цилиндрические передачи

В машиностроении широкое распространение получили цилиндрические зубчатые передачи, которые могут выполняться с прямыми, косыми и шевронными зубьями. При этом наиболее простыми и дешевыми в изготовлении являются прямозубые цилиндрические колеса. Тем не менее, косозубые и шевронные передачи обладают рядом существенных достоинств, благодаря которым их используют в машинах и механизмах, несмотря на относительно высокую стоимость изготовления.

Косозубые цилиндрические передачи

Очевидно, что способность зубчатого колеса передавать нагрузку во многом зависит от длины зуба – чем он длиннее, тем больше его нагрузочная способность. Увеличить длину зуба зубчатого колеса можно двумя способами – сделав колесо шире, т. е. увеличить его габарит, либо нарезав зубья под наклоном к оси колеса. Во втором случае длина зуба увеличивается без изменения габаритов колеса.
Эта идея и была использована в конструкции цилиндрических зубчатых колес – косозубое колесо при одинаковых параметрах изготовления способно передавать большую нагрузку, чем прямозубое.

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе

Еще одно преимущество косого расположения зубьев на колесах – в зацеплении участвуют сразу несколько зубьев, плавно передавая нагрузку от одного к другому. По этой причине несущая способность косозубой цилиндрической передачи дополнительно повышается.

Итак, основные преимущества косозубых цилиндрических зубчатых передач перед прямозубыми – бόльшая несущая способность при одинаковых габаритах, плавность и бесшумность работы.

Но у косозубых цилиндрических зубчатых передач имеется один существенный недостаток – расположение зубьев под углом к оси приводит к появлению осевой силы, пытающейся сдвинуть сопрягаемые колеса вдоль осей, при этом направление осевых сил шестерни и колеса противоположно, т. е. колеса пытаются «сбежать» друг от друга в разные стороны (рис. 2). Чтобы избежать взаимного смещения колес приходится применять различные фиксирующие и упорные устройства, которые усложняют конструкцию и отнимают часть передаваемой энергии, т. е. снижая КПД передачи.
Осевые силы достигают значительной величины (по отношению к окружной силе), если угол наклона зубьев β превышает 20˚, поэтому в косозубых зубчатых цилиндрических передачах зубья нарезают под углом к оси в пределах 8…20˚.
Вторым недостатком косозубых цилиндрических зубчатых передач, как указывалось выше, является некоторое увеличение стоимости изготовления.

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе

Расчет косозубых колес ведут с использованием параметров так называемого эквивалентного колеса. Если рассечь косозубое колесо по нормали к направлению зубьев (т. е. перпендикулярно линии зуба), то в сечении образуется эллипс (рис. 1), радиус кривизны которого в полюсезацепления может быть определен по формуле:

где d – делительный диаметр колеса по нормальному сечению;
m – модуль зацепления;
z – действительное количество зубьев косозубого колеса.

Из полученной формулы принимают эквивалентное число зубьев:

которое используется в прочностных расчетах.

Расчет на прочность косозубых передач ведут аналогично расчету прямозубых цилиндрических зубчатых передач с введением поправочных коэффициентов, учитывающих особенности работы.

По условиям прочности габариты косозубых передач получаются меньше, чем у прямозубых примерно на 20%.

Шевронные цилиндрические передачи

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе

Благодаря таким особенностям шевронная передача позволяет еще больше удлинить зубья при неизменных габаритах колес. Кроме того, увеличение угла наклона зубьев приводит к повышению плавности работы передачи и уменьшению шума.
Поскольку осевая сила в шевронном зацеплении практически отсутствует, нет необходимости жестко крепить колеса на валах (или осях), предохраняя их от осевого перемещения.
Можно сделать вывод, что шевронная передача не только вобрала в себя все достоинства косозубой передачи, но и существенно их повысила, при этом позволила избавиться от основного недостатка – появления осевой силы, нагружающей опоры, снижающей КПД передачи и нередко приводящей к сильному нагреву подшипников и вала.

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе

Изобретателем шевронного зацепления является механик-самоучка из Польши, имя которого не сохранилось. Известно только, что патент на шевронную передачу и оригинальную технологию нарезания шевронных зубьев выкупил у этого талантливого механика известный французский промышленник Андре Ситроен (основатель автомобильного концерна «Ситроен»), которого иногда ошибочно считают изобретателем шеврона. Примечательно, что V-образные зубья шевронной передачи в виде двух горизонтальных «галочек» легли в основу фирменного знака концерна «Ситроен».

Но, как говорится, добра без худа не бывает. По сложности изготовления шевронные цилиндрические зубчатые колеса превосходят и косозубые, и уж тем более – прямозубые колеса. Нарезать зубья «елочкой» на поверхности цилиндрической заготовки достаточно сложно, ведь приходится менять направление резки в центре ширины колеса, но и здесь конструкторы и технологи нашли решение, облегчающее выполнение задачи. Обычно шевронные колеса изготавливают с дорожкой в середине колеса для выхода режущего инструмента (червячной фрезы). Ширина такой дорожки обычно составляет 10…15% модуля зацепления, а глубина равна высоте зуба.

Но иногда шевронные колеса изготавливают и без дорожки, чтобы полнее использовать ширину колеса для длины зубьев. Нарезание зубьев таким способом малопроизводительно, и требует дорогостоящего оборудования, поэтому применяется реже, чем нарезание зубьев с дорожкой.

Сопрягаемые шевронные колеса требуют строго определенного положения друг относительно друга во время работы передачи, поскольку малейший осевой относительный сдвиг колес приведет к заклиниванию или даже поломке зубьев. По этой причине вал одного из колес (обычно шестерни) выполняют плавающим, т. е. его монтируют в подшипниках, допускающих некоторое осевое смещение.

Шевронные передачи дороже в изготовлении, их применяют в мощных быстроходных закрытых передачах, поскольку при минимальных габаритах они способны передавать значительно бόльшие мощности по сравнению с другими цилиндрическими зубчатыми передачами, и меньше шумят на большой скорости. Шевронное зацепление нуждается в хорошей смазке, поэтому такие передачи чаще всего выполняют закрытыми.

Геометрический и прочностной расчеты шевронной передачи аналогичны расчетам косозубой передачи. Для шевронной передачи коэффициент ширины венца колеса принимают равным ψba = 0,4…1,0.

Источник

Шевронных передач. Силы, действующие в зацеплении

Зубья цилиндрических прямозубых колес входят в зацепление сразу по всей длине. Из-за неточности в изготовлении вход и выход из зацепления зубьев может сопровождаться ударами, появляется шум при работе. Поэтому прямозубые передачи применяют при невысоких окружных скоростях (менее 10 м/с).

Силы взаимодействия между зубьями принято определять в полюсе зацепления П (рис.12). Равнодействующая сила Fn направлена по линии зацепления NN. Для расчета зубьев силу Fn раскладывают на окружную силу

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе.

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе

Рис. 12 Схема сил в прямозубой цилиндрической передаче

Цилиндрические колеса, у которых зубья расположены по винтовым линиям на делительном цилиндре, называют косозубыми.

Угол наклона зубьев косозубых колес выбирают по условию, при котором осевой коэффициент перекрытия какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесеболее 1,1 (обычно 1,1. 1,2), в большинстве конструкций β=8. 22°, в раздвоенных ступенях редукторов для лучшей самоустановки β>30°.

Значение угла β удобно выбирать таким, чтобы при стандартных значениях нормальных модулей межосевые расстояния аω, соответствовали приведенным в стандартах, а для встраиваемых передач по возможности выражались целыми круглыми числами. Так, например, к удобным углам для косозубых передач редукторов можно отнести угол β=8°6’34», косинус которого равен 0,99. При суммарном числе зубьев zo=99 aω=50m.

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе, какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе.

За расчетный модуль принимают mn, значение которого должно соответствовать стандартному.

Исходным при геометрических расчетах является нормальный модуль mn. Остальные параметры и определения для косозубых колес:

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесеили какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе

— диаметр делительной окружности

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе

— высота головки зуба какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе;

— высота ножки зуба какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе;

-диаметр вершин зубьев

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе;

— диаметр впадин зубьев

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе;

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе,

после определения округлить до стандартного значения;

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе;

— передаточное число цилиндрической прямозубой и косозубой передач

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесеили какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе

В косозубой передаче нормальная сила составляет угол β с торцом колеса (рис. 13).

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе

Рис. 13 Схема сил в косозубой цилиндрической передаче

Нормальная сила Fn может быть разложена на составляющие:

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе,

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе,

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе.

Наличие в зацеплении осевых сил является недостатком косозубой передачи, так как они дополнительно нагружают подшипники. Поскольку Fa возрастает с увеличением β, для косозубых колес принимают β = 8. 22°.

Этот недостаток косозубых колес устранен в шевронных передачах (см. рис. 7 в). Шевронное колесо представляет собой сдвоенное косозубое колесо, выполненное как одно целое. Так как направление зубьев в полушевронах различное, осевая сила взаимно уравновешивается на колесе и на подшипники не передается. Это обстоятельство позволяет принимать у шевронных колес угол наклона зуба β = 25. 40°, что повышает прочность зубьев и плавность передачи.

Недостатком шевронных колес является большая сложность и стоимость их изготовления. Применяют их в мощных быстроходных закрытых передачах.

Источник

Цилиндрические передачи с косыми и шевронными зубьями

Косозубыминазывают колеса, у которых теоретическая делительная линия зуба является частью винтовой линии постоянного шага (теоретической делительной линией называется линия пересечения боковой поверхности зуба с делительной цилиндрической поверхностью). Линия зуба косозубых колес может иметь правое и левое направление винтовой линии. Угол наклона линии зуба обозначается β (рис.1.58).

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе

Рис. 1.58. Косозубая передача с параллельными осями

Косозубая передачас параллельными осями имеет противоположное направление зубьев ведущего и ведомого колес и относится к категории цилиндрических зубчатых передач, так как начальные поверхности таких зубчатых колес представляют собой боковую поверхность цилиндров. Передача с косозубыми колесами, оси которых скрещиваются, имеет одинаковое направление зубьев обоих колес и называется винтовой зубчатой передачей (см. рис.1.52, и), которая относится к категории гиперболоидных зубчатых передач, так как начальные поверхности таких зубчатых колес являются частями однополостного гиперболоида вращения; делительные поверхности этих колес – цилиндрические.

У косозубых передач контактные линии расположены наклонно по отношению к линии зуба (рис.1.58), поэтому в отличие от прямых косые зубья входят в зацепление не сразу по всей длине, а постепенно, что обеспечивает плавность зацепления и значительное снижение динамических нагрузок и шума при работе передачи. Поэтому косозубые передачи по сравнению с прямозубыми допускают значительно большие предельные окружные скорости колес.

Угол перекрытия косозубого колеса состоит из угла торцового и угла осевого перекрытий, следовательно, коэффициент перекрытия εγ косозубой передачи равен сумме коэффициентов торцового εα и осевого εβ перекрытия:

поэтому у косозубой передачи нет периода однопарного зацепления.

Косозубые колеса обрабатывают теми же зуборезными инструментами, что и прямозубые, поэтому стандартные параметры колес задаются в нормальном к зубу сечении пп (рис.1.59, а). Нормальный модуль тn= рn/π,где рn нормальный шаг, измеренный по делительной поверхности. Кроме нормального модуля в косозубых колесах различают: окружной модуль mt= pt/π,гдеpt– окружной шаг, измеряемый по дуге делительной окружности в торцовом сечении; осевой модуль тх = рх/π, где рх осевой шаг, измеряемый по образующей делительного цилиндра.

Размеры зубьев косозубого колеса определяют по нормальному модулю, т.е.

а диаметр делительной окружности колеса по окружному модулю

Размеры косозубых колес и межосевое расстояние передачи определяют по следующим формулам:

диаметр вершин зубьев

Коэффициент осевого перекрытия косозубой передачи

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе

Рис. 1.59. Стандартные параметры косозубого колеса

Нетрудно показать, что если εβцелое число, то суммарная длина контактных линий будет все время оставаться постоянной, что благоприятно для работы передачи, так как нагрузка на зубья в процессе зацепления будет оставаться постоянной, а шум и динамические нагрузки уменьшатся. Суммарная длина контактных линий в этом случае равна

В отличие от косозубой в винтовой зубчатой передаче (см. рис.1.52, и)между зубьями возникает не линейный, а точечный контакт, что значительно увеличивает контактные напряжения и снижает нагрузочную способность передачи. Кроме того, в винтовой зубчатой передаче значительной величины достигает относительное скольжение зубьев, что существенно снижает ее КПД, создает склонность к заеданию и вызывает быстрый износ зубьев. Учитывая эти недостатки, винтовые зубчатые передачи не следует применять в качестве силовых передач.

Обязательное условие для винтовой зубчатой передачи – равенство нормальных модулей. Углы наклона линии зуба ведущего и ведомого колес могут быть различными, и угол скрещивания осей может быть не равен 90°.

Цилиндрическое зубчатое колесо, венец которого по ширине состоит из участков с правыми и левыми зубьями, называется шевронным (см. рис.1.52, в). Часть венца с зубьями одинакового направления называется полушевроном. Из технологических соображений шевронные колеса изготовляют двух типов (рис.1.60): с дорожкой посередине колеса (а) и без дорожки (б).В шевронном колесе осевые силы Faна полушевронах, направленные в противоположные стороны, взаимно уравновешиваются внутри колеса и на валы, и опоры валов не передаются. Поэтому у шевронных колес угол наклона зубьев принимают в пределах β = 25. 40°, в результате чего повышаются прочность зубьев, плавность работы передачи и ее нагрузочная способность. Шевронные колеса применяют в мощных быстроходных закрытых передачах. Недостатком шевронных колес является высокая трудоемкость и себестоимость изготовления. Геометрические, кинематические и прочностные расчеты шевронной и косозубой передач аналогичны.

Нетрудно показать, что если ерцелое число, то суммарная длина контактных линий будет все время оставаться постоянной, что благоприятно для работы передачи, так как нагрузка на зубья в процессе зацепления будет оставаться постоянной, а шум и динамические нагрузки уменьшатся. Суммарная длина контактных линий в этом случае равна

Силу нормального давления Fnв зацеплении косозубых колес можно разложить на три взаимно перпендикулярные составляющие (рис. 7.10,6): окружную силу tv, радиальную силу.Рги осевую силу Fa, равные:

где Т– передаваемый вращающий момент; a– угол зацепления.

Наличие осевой силы – существенный недостаток косозубых передач. Во избежание больших осевых сил в косозубой передаче угол наклона линии зуба ограничивают значениями р = 8. 20°, несмотря на то, что с увеличением р увеличивается прочность зубьев, плавность работы передачи, ее нагрузочная способность.

В современных передачах косозубые колеса имеют преимущественное распространение.

В отличие от косозубой в винтовой зубчатой передаче (см. рис. 7.1, и) между зубьями возникает не линейный, а точечный контакт, что значительно увеличивает контактные напряжения и снижает нагрузочную способность передачи. Кроме того, в винтовой зубчатой передаче значительной величины достигает относительное скольжение зубьев, что существенно снижает ее КПД, создает склонность к заеданию и вызывает быстрый износ зубьев. Учитывая эти недостатки, винтовые зубчатые передачи не следует применять в качестве силовых передач.

Обязательное условие для винтовой зубчатой передачиравенство нормальных модулей. Углы наклона линии зуба ведущего и ведомого колес могут быть различными, и угол скрещивания осей может быть не равен 90°.

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе

Рис. 1.60. Типы шевронных колес

Эквивалентные колеса.Прочность зуба косозубого колеса определяется его формой и размерами в нормальном сечении и длиной зуба. Чтобы унифицировать методику расчетов на прочность прямых и косых зубьев, введено понятие эквивалентного колеса. Эквивалентным прямозубым колесом называется такое колесо, размеры и форма зубьев которого приближенно совпадают с размерами и формой зуба косозубого колеса в нормальном сечении. На рис.1.61 изображено косозубое колесо, пересеченное плоскостью пп;нормальное сечение делительной цилиндрической поверхности этого колеса представляет собой эллипс с полуосями е = d/(2cosβ) и с = d/2, где d диаметр делительной окружности. Как известно из аналитической геометрии, максимальный радиус кривизны эллипса

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе

Рис. 1.61. Косозубое и эквивалентное прямозубое колеса

Этот радиус кривизны принимаем за радиус делительного цилиндра эквивалентного колеса, тогда его диаметр

Подставив в это выражение dv= mnzvи d= mnz/cosβ, получим формулу для определения числа зубьев эквивалентного прямозубого колеса (эквивалентного числа зубьев)

Параметры dvиzvэквивалентного колеса возрастают с увеличением угла β, что является одной из причин повышения нагрузочной способности косозубых колес по сравнению с прямозубыми и дает возможность при одинаковой нагрузке иметь передачу с меньшими габаритными размерами.

Источник

Шевронных передач. Силы, действующие в зацеплении

Зубья цилиндрических прямозубых колес входят в зацепление сразу по всей длине. Из-за неточности в изготовлении вход и выход из зацепления зубьев может сопровождаться ударами, появляется шум при работе. Поэтому прямозубые передачи применяют при невысоких окружных скоростях (менее 10 м/с).

Силы взаимодействия между зубьями принято определять в полюсе зацепления П (рис.12). Равнодействующая сила Fn направлена по линии зацепления NN. Для расчета зубьев силу Fn раскладывают на окружную силу

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе.

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе

Рис. 12 Схема сил в прямозубой цилиндрической передаче

Цилиндрические колеса, у которых зубья расположены по винтовым линиям на делительном цилиндре, называют косозубыми.

Угол наклона зубьев косозубых колес выбирают по условию, при котором осевой коэффициент перекрытия какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесеболее 1,1 (обычно 1,1. 1,2), в большинстве конструкций β=8. 22°, в раздвоенных ступенях редукторов для лучшей самоустановки β>30°.

Значение угла β удобно выбирать таким, чтобы при стандартных значениях нормальных модулей межосевые расстояния аω, соответствовали приведенным в стандартах, а для встраиваемых передач по возможности выражались целыми круглыми числами. Так, например, к удобным углам для косозубых передач редукторов можно отнести угол β=8°6’34», косинус которого равен 0,99. При суммарном числе зубьев zo=99 aω=50m.

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе, какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе.

За расчетный модуль принимают mn, значение которого должно соответствовать стандартному.

Исходным при геометрических расчетах является нормальный модуль mn. Остальные параметры и определения для косозубых колес:

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесеили какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе

— диаметр делительной окружности

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе

— высота головки зуба какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе;

— высота ножки зуба какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе;

-диаметр вершин зубьев

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе;

— диаметр впадин зубьев

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе;

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе,

после определения округлить до стандартного значения;

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе;

— передаточное число цилиндрической прямозубой и косозубой передач

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесеили какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе

В косозубой передаче нормальная сила составляет угол β с торцом колеса (рис. 13).

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе

Рис. 13 Схема сил в косозубой цилиндрической передаче

Нормальная сила Fn может быть разложена на составляющие:

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе,

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе,

какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Смотреть картинку какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Картинка про какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе. Фото какие силы в шевронных передачах взаимно уравновешиваются на самом зубчатом колесе.

Наличие в зацеплении осевых сил является недостатком косозубой передачи, так как они дополнительно нагружают подшипники. Поскольку Fa возрастает с увеличением β, для косозубых колес принимают β = 8. 22°.

Этот недостаток косозубых колес устранен в шевронных передачах (см. рис. 7 в). Шевронное колесо представляет собой сдвоенное косозубое колесо, выполненное как одно целое. Так как направление зубьев в полушевронах различное, осевая сила взаимно уравновешивается на колесе и на подшипники не передается. Это обстоятельство позволяет принимать у шевронных колес угол наклона зуба β = 25. 40°, что повышает прочность зубьев и плавность передачи.

Недостатком шевронных колес является большая сложность и стоимость их изготовления. Применяют их в мощных быстроходных закрытых передачах.

Дата добавления: 2016-12-16 ; просмотров: 5794 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *