какие сказки можно прочитать в 5 классе
Список литературы на лето для 5 класса (с 4 на 5 класс)
Произведения школьной программы для пятиклассников интересны и соответствуют возрасту ребенка. Предлагаемый далее список является универсальным и подходит для большинства программ по литературе.
Летнее чтение — это важная часть учебного процесса и незаменимый инструмент интеллектуального развития ребенка. Рекомендуя книги для самостоятельного чтения во время летних каникул, учителя преследуют сразу несколько целей: подготовить школьников к предстоящему учебному году, расширить их словарный запас и кругозор, улучшить технику чтения, развить память и речь.
Зачастую юные ученики чтению предпочитают более активные занятия, однако задача родителей — проследить за изучением произведений из рекомендованного списка, не позволяя забыть о книгах на летние месяцы. Заинтересовав и мотивировав ребенка на чтение, родители не только сэкономят себе и ему огромное количество времени в течение учебного года, но и организуют полезный и интересный досуг летом.
Примерный список литературы для летнего чтения в 5 классе (с 4 на 5 класс)
Обязательная литература
Литература для внеклассного чтения в 5 классе (с 4 на 5 класс)
Русская литература
Зарубежная литература
Изучение всего списка обязательной литературы займет примерно 30 минут в день (6-7 страниц текста). Полезным для школьника станет ведение читательского дневника, выразительное чтение вслух и заучивание понравившихся стихотворений наизусть.
Список составила: Етко Анна Геннадиевна, учитель русского языка и литературы, к.ф.н.
Скачать список литературы для 5 класса в текстовом формате
Какие сказки можно прочитать в 5 классе
Можно скачать прикрепленный файл
Список литературы для чтения летом 5 класс
Следующие произведения рекомендуется прочитать в течение лета, чтобы во время учебного года появилась возможность сократить время подготовки к урокам.
Для прочтения всего списка обязательной литературы летом перед 5-м классом надо ежедневно читать примерно 30 минут или 6–7 страниц текста.
Список обязательной литературы на лето для 5-го класса
1. Мифы народов мира («Мифы Древней Греции», «Славянские мифы» и др.)
2. Русские народные сказки («Царевна-лягушка», «Три царства», «Марья-Маревна» и др.)
3. Сказки «Тысяча и одной ночи» («Путешествия Синдбада-морехода»)
4. Басни И. А. Крылова
5. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
6. Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Ночь перед Рождеством»)
7. Э.Т. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»
8. В.Г. Короленко «В дурном обществе»
9. И.С. Тургенев «Муму»
10. О´Генри «Вождь краснокожих»
11. М.Ю. Лермонтов «Бородино»
12. А.П. Платонов «Волшебное кольцо»
13. Ш. Перро «Сказки» (полный вариант, с моралью после сказок)
14. Г.Х. Андерсен. Сказки. «Снежная королева», «Соловей»
15. Дж. Родари «Сказки по телефону»
16. Л. Кэрролд «Алиса в стране чудес»
17. Дж.Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»
18. Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»
19. Рассказы о животных (Б. Житков, Сетон-Томпсон, Дж. Даррелл)
20. В.П. Астафьев «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой»
21. К. Булычев «Приключения Алисы» («Девочка с Земли», «Заповедник сказок», «Козлик Иван Иванович» и др.)
22. Т. Янссон «Последний в мире дракон»
23. Д. Дефо «Робинзон Крузо»
24. Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»
25. А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста»
26. М.Твен «Приключения Тома Сойера»
Список дополнительной литературы ( некоторые из этих книг будут включены в уроки внеклассного чтения)
Дикие лебеди ( и другие сказки)
«Карлик Нос», «Холодное сердце», «Маленький Мук», «Калиф-аист»
Лошадиная фамилия. Каштанка. Пересолил. Злой мальчик. (и другие юмористические и сатирические рассказы)
Чудесный доктор. Тапер. Скворцы. Синяя звезда
Каменный цветок. ( и другие сказы по выбору)
Черная курица, или Подземные жители
Вечера на хуторе близ Диканьки
Сказка о жабе и розе
Дети Пармы. «Из сказок об Италии»
Золотой ключик, или приключения Буратино. Детство Никиты
Город мастеров, или сказка о двух горбунах
Рассказы и повести
Волшебник изумрудного города
Рассказы о животных
Маленький Мук. Карлик Нос
Щелкунчик и мышиный король
Приключения маленького лорда Фаунтлероя
Малыш и Карлсон. Пеппи- Длинный чулок.
Джельсомино в стране лжецов. Приключения Чипполино
Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями
Также в список детского чтения вы можете включить:
Какие сказки можно прочитать в 5 классе
Список для летнего чтения учащихся 5 класса
Для обязательного чтения
1. Мифы Древнего Египта. Путешествие солнечной Ладьи (отрывок).
2. Мифы Древней Греции (по выбору учащихся).
3. Гомер «Одиссея». Песнь девятая.
4. Мифы Древних славян.
5. Народные сказки ( по выбору учащихся).
6. Легенды и предания. О граде Китеже. Атаман Кудеяр. Про Никитушку Ломова.
7. Литературная сказка. А. С. Пушкин (по выбору учащихся).
8. А. С. Пушкин «Руслан и Людмила».
9. Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева», «Истинная правда».
10. Е. Л. Шварц (по выбору учащихся).
11. Шарль Перро «Золушка».
12. П.П. Бажов «Каменный цветок».
13. И. А. Крылов. Басни.
14. Эзоп «Рыбак и рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград».
15. Жан де Лафонтен «Лисица и виноград».
16. И. С. Тургенев «Муму».
17. Л. Н. Толстой «Кавказский пленник».
18. В. М. Гаршин «Сигнал».
19. Л. Н. Андреев «Кусака».
20. А. И. Куприн «Белый пудель».
21. А. С. Пушкин «Обвал».
22. К. Г. Паустовский «Мещёрская сторона».
23. Е. И. Носов «Тридцать зёрен», «Как ворона на крыше заблудилась».
24. В. М. Шукшин «Жатва».
25. Ю. П. Казаков «Тихое утро».
26. В. А. Солоухин «Мститель».
27. Рэй Дуглас Брэдбери «Мальчик-невидимка»
Список для летнего чтения учащихся 6 класса
1. «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»
2. «Повесть временных лет»
3. «Слово о погибели Русской земли», «Евпатий Коловрат» (из «Повести о разорении Рязани
Батыем»)
4. В.А.Жуковский «Светлана»
5. А.Н.Майков «Емшан»
6. А.К.Толстой «Канут»
7. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге», «Няне», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Узник»,
«Цветок», «Туча», «Дубровский»
8. Н.М.Языков «Песня» («Из страны, страны далёкой…»), «Пловец»
9. М.Ю.Лермонтов «Парус», «Три пальмы», «Казачья колыбельная песня», «На севере диком стоит
одиноко…», «Утёс»
10. Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница»
11. С.Т.Аксаков «Очерк зимнего дня»
12. В.А.Жуковский «Певец во стане русских воинов», «Там небеса и воды ясны. »
13. Н.П.Огарёв «Дорога»
14. А.К.Толстой «Колокольчики мои…»
15. А.А.Фет «Чудная картина…», «Вечер»
16. И.С.Никитин «Ярко звёзд мерцанье…»
17. А.Н.Плещеев «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…»
18. И.З.Суриков «Степь»
19. А.П.Чехов «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Пересолил»
20. В.Г.Короленко «В дурном обществе» («Дети подземелья»)
21. Н.Д.Телешов «Домой»
22. А.Доде «Маленький шпион»
23. А.П.Платонов «Песчаная учительница»
24. М.М.Пришвин «Кладовая солнца»
25. И.А.Бунин «Бушует полая вода…», «Всё темней и кудрявей берёзовый лес зеленеет…», «Первый
соловей»
26. И.Северянин «Весенний день»
27. А.Т.Твардовский «Весенний, утренний, тоненький…»
28. А.П.Межиров «Летит сосулька из зимы в весну…»
29. М.М.Зощенко «Не надо врать», «Бедный Федя»
30. Ю.М.Нагибин «Старая черепаха»
31. В.Г.Распутин «Уроки французского»
32. Н.М.Рубцов «Детство», «Далёкое», «Звезда полей», «Старый конь», «Левитан», «Сапоги мои –
скрип да скрип…», «Воробей»
33. Дж. Олдридж «Последний дюйм»
Для самостоятельного чтения (по программе 6 класса)
1. Н.Г.Орлова. Герои русских былин
2. В.А.Жуковский «Кубок»
3. Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
4. А.П.Чехов «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «С женой поссорился», «Дорогая собака»
5. В.Г.Короленко. Главы из «Истории моего современника» («Раннее детство», «Начало учения»,
«В уездном городе», «Ученические годы»)
6. А.И.Свирский «Рыжик»
7. А.П.Платонов «Сухой хлеб», «Корова», «Никита», «Ещё мама»
28. М.М.Пришвин. Страницы из дневника «Дорога к другу», сборник «В краю дедушки Мазая»,
рассказы «Анчар», «Друг человека», «Ужасная встреча», «Предательская колбаса», «Вася
Весёлкин»
9. В.П.Астафьев «Осенние грусти и радости», «Мальчик в белой рубашке», «Где-то гремит война»
10. Ю.М.Нагибин «Зимний дуб», «Комаров», «Мальчики»
11. А.Я.Яшин «Кулик»
12. Дж. Олдридж «Мальчик с лесного берега»
13. К.М.Станюкович «Человек за бортом»
Для самостоятельного чтения(внепрограммные произведения)
Русская литература
1. В.К.Арсеньев «Дерсу Узала»
2. А.Р.Беляев «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Мистер Смех»
3. Кир Булычёв «Девочка с Земли», «Новые приключения Алисы», «Миллион приключений», «Новые
подвиги Геракла»
4. Б.С.Житков. Сборник «Морские истории», «Рассказы о животных», «Что бывало», «Храбрость»
5. Ф.Искандер. Сборник рассказов «Праздник ожидания праздника»
6. М.Карим «Радость нашего дома», «Таганок»
7. В.П.Катаев «Белеет парус одинокий»
8. А.И.Куприн «Изумруд», «Однорукий комендант»
9. А.А.Лиханов «Последние холода»
10. Г.Матевосян «Чужак»
11. Л.Пантелеев «Лёнька Пантелеев»
12. М.М.Пришвин. Рассказы и повести в сборнике «Моим молодым друзьям»
13. Б.Н.Полевой «Повесть о настоящем человеке»
14. А.Н.Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел»
15. Ю.В.Сотник «На тебя вся надежда», баллады о Робин Гуде (в переводе С.Я.Маршака)
16. М.А.Гершензон «Робин Гуд»
Зарубежная литература
1. Э.Рауд «Нержавеющая сабля»
2. Л.Буссенар «Капитан Сорвиголова»
3. Ж.Верн «Пятнадцатилетний капитан»
4. Ч.Диккенс «Оливер Твист»
5. А.Конан Дойл «Красным по белому», «Рассказы о Шерлоке Холмсе», «Затерянный мир»,
«Маракотова бездна»
6. Г.Мало «Без семьи»
7. Э.По «Золотой жук»
8. Р.Стивенсон «Остров сокровищ», «Сатанинская бутылка», «Вересковый мёд»
9. А.Линдгрен «Расмус-бродяга»
10. Дж. Лондон «Зов предков»
11. Э.Сетон-Томпсон «Маленькие дикари»
12. М.Твен «Принц и нищий», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», «Приключения
Гекльберри Финна»
13. Р.Киплинг «Арест лейтенанта Голайтли»
14. А.Франс «Жизнь в цвету» (глава из романа)
15. Р.Брэдбери «Ракета»
Сказки учащихся 5 класса
О.Ю.Нигай, учитель литературы
В деревне Лобачи жил дедушка Федя. У деда был большой дом и много разного скота. Но самое главное – у деда было большое зеркало. Это зеркало досталось ему от его отца. Вот настали трудные времена, и дед продал и дом и скот. Он купил себе небольшой ветхий домик. Новые жители выкинули старое зеркало в лес. Деду было скучно без зеркала. Потом дед узнал, что его зеркало выкинули в лес. Он с утра до вечера ходил по лесу и искал это зеркало. Дела шли неудачно. Сидит дед Федя и грустит. Но вот опять пошёл в лес и нашёл под берёзой своё зеркало.
Зеркало прошлой жизни
Я рассказываю эту историю сейчас, но мне никто не верит.
Давным-давно в народе было такое поверье, что нельзя выбрасывать старые зеркала, потому что человека, который в него посмотрелся, зеркало «прочитывало» и «запоминало». В деревне Тарасихе один человек выбросил своё зеркало около трассы и поставил его под берёзой. В народе говорили, что его выбросил старый ворчун Фирс, очень загадочный и странный тип был. Маленькие и взрослые боялись с ним общаться, и из-за своего одиночества Фирс выбросил своё зеркало, поджёг свой дом и сам сгорел в нем. С тех пор люди говорили, что в это зеркало смотреться нельзя, потому что может случиться горе или плохая судьба будет.
Но вот один раз в этой же деревне, в школе, в седьмом классе объявили поход в лес. Маршрут этого похода как раз проходил около старого зеркала. Вот ученики седьмого класса и их классный руководитель Василькова Ксения Евгеньевна отправились в поход. Расположились на полянке, и ученики пошли к этому зеркалу, а учительница осталась на полянке. Ученики дошли до зеркала и решили посмотреться в него, и хорошо, что Ксения Евгеньевна увидела их. Она быстро подбежала к ним и рассказала это поверье, приказала им не смотреться в зеркало.
Но когда она ушла, ученики сразу побежали к зеркалу. Первая решилась пойти девочка Настасья, её одноклассники внимательно смотрели на неё; когда она оборачивалась, они говорили, чтоб побыстрее шла, а то учительница увидит. И вот-Случилось! Настасья посмотрелась в зеркало, и с ней случилось горе-она резко упала в обморок и каким-то образом сломала ногу и её увезли на скорой. Семиклассников отругали, учительницу уволили за то, что она не доглядела за детьми.
Вот что бывает с теми, кто не слушается старших! С тех пор старое зеркало убрали подальше с трассы, чтобы больше не было таких случаев, и рассказывали, что эта девочка Настасья всё так и не смогла жить в этом мире, потому что много ещё случалось с ней за некоторое время. Будьте здоровы и счастливы! На будущее: нужно уважать старые поверья и сказки.
Жили-были в деревне Черёмуха семья из мамы, папы и двцх дочек. Жили он не очень бедно, был участок свой и хозяйство тоже. Дочек звали Маша и Даша. Один раз решили они за малиной в лес сходить, взяли с собой две корзины и пошли в лес. Подошли они к лесу и увидели две тропинки. Маша сказала: «Давай я по одной тропинке пойду, а ты по другой, а когда соберём ягод, на опушке встретимся». Даша ей ответила: «Да что ты! Нечего по лесу врозь гулять. Вдруг медведя встретишь, он тебя и съест!» Маша: «Ну, ладно, как хочешь, вместе пойдём». Вот и пошли они по одной тропинке вместе.
Идут, а навстречу им сова, подлетела и говорит: «Привет, девчонки! Как поживаете?» Маша говорит: «Нормально мы поживаем, малину идём собирать». Сова: «А я могу помочь вам малину собрать, у нас в лесу много богатств малины, да никто о них не знает». Маша: «Интересно! А ты нас не обманываешь?» Сова: «А зачем мне вас обманывать? Я самая добрая сова на свете». Даша говорит: «Ну что ж поделать, пойдём с совой». Вот отправились сёстры за совой, прошли немного и вдруг увидали огромный куст с малиной. Стали они собирать ягоды. Много малины набрали в корзинки, не убирается. Пора уж домой собираться, да тропинку не найдут. Хотели у совы спросить, да исчезла она куда-то. В одну сторону пойдут – лес стеной стоит, в другую – кустарник колючий идти не даёт. Напугались сестрёнки, стали плакать да причитать: «Ах, пропали мы, как домой обратно вернуться?»
А за пенёчком зайчик лежал. Услышал он, что девочки плачут, и решил им помочь. Показал он им, как до дома добраться, и сказал, чтоб ещё за ягодой приходили.
Стали они жить-поживать, да варенье продавать и на хлеб намазывать!
Однажды стояло около дерева старое зеркало. Но выкидывать его и смотреться в него было нельзя.
Иду я, гуляю и нечаянно посмотрелась в него. И увидела себя в глубокой, в глубокой старости. Только я выглядела как баба яга: волосы седые, лицо морщинистое, ногти длинные, страшные и некрасивые. Потом я побежала домой и заплакала, потому что испугалась: вдруг я и вправду буду такой.
А на следующий день мы с мамой пошли в лес вместе. И маме стало плохо, у мамы закололо сердце, а у меня заболела голова. И мы пошли домой, но почему-то разминулись и заблудились в разных местах. И мама мне кричит: «Васяяя, ау-ау». И маму нашел дядя Витя. Дядя Витя-это наш сосед. И меня тоже нашли. Мы пошли домой.
Папы у меня не было, я даже его и не видел, мама сказала, что он погиб на войне. И мы с дядей Витей пошли на следующий день в лес вместе. И у дяди Вити заболел живот, и его затошнило. Я не стал смотреть в зеркало, потому что я не хотел, чтобы мне опять стало плохо.
Когда мне исполнилось 10 лет, мы с мамой и дядей Витей пошли в лес вместе навести порядок около зеркала. И мы каждый день ходили в лес и любовались в него. И нам ничего страшного не было. И жизнь наша была хороша. И мама с дядей Витей стали мужем и женой.
Жила-была девочка. Пошла один раз она в лес за грибами и увидела: стоит берёза, около неё зеркало очень старое лежит, посмотрела она в него и пропала.
Просыпается девочка и смотрит: вокруг лес, пошла она домой, входит в дом. Смотрит, сидят мама с папой плачут, захотела она их успокоить и спросить, что произошло, да не смогла, как будто её кто-то не пускает, захотела что-нибудь сказать, да никто её не слышит. Пошла она в лес, села около берёзки и плачет. Сидит, сидит и заметила, что слышит, как поют птицы и о чём говорят животные, как будто знала их язык. Смотрит, к ней подбегает зайчик и спрашивает её: «Ты чего плачешь?» Девочка испугалась, но решила ответить: «Я пришла домой, а прикоснуться к родителям и поговорить с мамой и папой не могу. Что же мне делать, мой милый зайчик?» Он ей и говорит: «Давай я тебя к Бабе Яге свожу, она точно знает, что делать». И пошли они к Бабе Яге в страшный лес, где много опасностей.
Потом, когда девочка пришла домой, она обняла своих родителей.
Сказка про зеркало в лесу.
Вот и сказке конец.
В полвосьмого, как обычно, пятиклассница Алиса вышла из дома и направилась в школу. Честно говоря, девочка не очень хотела ходить в школу, но пропускать занятия ей запрещала мама.
Школа находилась далеко от дома Алисы: в восемь часов она только подошла к шоссе. Машин было не очень много, поэтому девочка шла спокойно, рассматривая большой и высокий лес, который шёл вдоль шоссе.
Вдруг Алиса остановилась. Её внимание привлекло большое зеркало, стоявшее возле одного из деревьев. «Вчера этого зеркала здесь не было. Интересно! Надо подойти и посмотреть, а в школу я всё равно успею!» – подумала Алиса и подошла к зеркалу. Ну, зеркало, как зеркало. Ничего особенного. Да и на вид тоже ничего, не старый век. Девочка подошла ближе и рукой коснулась поверхности зеркала. У неё вдруг закружилась голова, и девочка закрыла глаза. Но боль мгновенно прошла, глаза распахнулись. «Ой, что-то у меня голова заболела. Наверное, знак, что нужно в школу бежать…» – решила Алиса и побежала в школу. Около школы девочка увидела знакомые ей силуэты. Это были её одноклассники: Андрей, Паша, Влад и Дима. Алиса подошла к ним, поздоровалась, а потом спросила:
— А вы чего в школу не идёте? Времени-то мало осталось.
— В школу? Зачем? – спросил Влад. Алиса удивилась:
— Что значит «зачем»? Если не ходить в школу, не получишь образования, будешь безграмотным… Или сегодня выходной?
— Зачем ходить? – спросил Андрей. – Туда только учителя ходят. А мы её свободно посещаем.
После этого случая Алиса никогда не пропускала уроки и училась на одни пятёрки!
Однажды Петя и Дима нашли в лесу странное зеркало.Они посмотрели в него и очутились в прошлом.Они увидели старика,который сказал,что он им поможет вернуться,если они спасут его дочку от злого волшебника. Они должны отгадать три его непростых загадки. Друзья огадали загадки,и старик достал из шкафа второе зеркало.Он им сказал,что нельзя разбивать зеркало,через которое они попали в прошлое,а то навлекут проклятье.Лучше закопать его поглубже.Мальчики посмотрели в зеркало старика и очутились на лесной поляне у прежнего зеркала.Закопали они его в земле и радостно побежали домой.
Говорят, что в день отъезда у него папа сильно заболел и умер. Е го мама не выдержала и уехала с сыном …
Д енисова Елизавета
Давным-давно на Руси жила колдунья. У этой колдуньи была внучка Маша. Ещё у колдуньи было старое зеркало. Один раз крестьяне подожгли дом колдуньи. И главное, что колдунья умерла, а зеркальце ничего. Потом колдунью похоронили и около могилки поставили зеркальце. Однажды Маша пошла навестить свою бабушку. Она не знала легенду про зеркало. И Маша посмотрела в него. И у девочки начались неприятности. И вскоре девочка умерла. Все говорили : последняя колдунья умерла.
Рано утром мама и папа ушли на работу, а Никита остался один дома (Никите было 9 лет). Двор у них состоял из пяти грядок, бани, и курятника. Они жили на улице Дорожной. Мама пришла с работы, а Никита отпросился гулять.
Никита позвал гулять друзей. Они пришли на поле и начали играть в футбол. Андрей пнул мяч Никите, но ветер дунул – и мяч унесло в лес. Мячик ударился об дерево и упал на землю. Никита побежал в лес за мячиком, повернулся и увидел зеркало. Никита позвал ребят. Они подошли, и Денис сказал: «Не смотрите в зеркало, оно проклято», но никто ни поверил и все только засмеялись! Саша подошёл к зеркалу, но ничего не увидел. Ребята ушли играть в футбол, а Никита остался в лесу. Вдруг в лесу что-то зашумело. И птицы, которые сидели на дереве, улетели. Никита испугался, но не убежал и замер. У Никиты дрожали ноги, и он изо всех сил стоял, хотя Никите хотелось упасть на землю. Витя пнул мяч, но промахнулся и мяч попал в зеркало. А Никита испугался, закричал и побежал домой.
Сказка про зеркало
Жило-было зеркало. Висело оно на бревенчатой стене старого дома украшенное цветным вышитым полотенцем и отражало всё: и как девчонка молодёхонькая смеётся, глазами блестит, на праздник наряжаясь, и как юноша бреется, серьёзно так разглядывая едва пробивающиеся усы, и как женщина устало разглаживает неподдающиеся морщинки… А то как-то раз загородили его тряпицей, а потом дедушка с белой бородой (он всё мимо ходил, падогом постукивал, в зеркало редко заглядывал) в нём отражаться перестал… Так и шла неспешно жизнь зеркала, копило оно людские радости и беды. Но вот продали старый дом, другим людям не надо чужой жизни – выбросили они старые вещи на свалку, а зеркало разбить рука не поднялась, и оставили его прислонённым к берёзе на опушке леса.
Стало зеркало жить в лесу. На небе солнце – и в зеркале солнце, то есть два солнца получаются; в лесу буря – и в зеркале буря, то есть в два раза непогода сильнее. И проявилось в зеркале волшебное свойство: главное качество того предмета, которое в зеркале отражалось, усиливаться стало. Бежит мимо испуганный заяц, глянет в зеркало – так от страха лапы отнимаются. Летит разгневанная птаха за воровкой-вороной, бросит случайный взгляд в зеркало – так готова эту ворону в один миг проглотить, не то что ли клюнуть. А красавица-ромашка, глядясь в зеркало, хорошела с каждой минутой. Люди же редко в него смотрели: боялись примет. Глупые люди. Они же видели в зеркале только то, что было в них самих, но не хотели этому верить.
Как-то раз пришли пятиклассники с учителем, встали поодаль – суеверные – говорили о чём-то (зеркало не слышало, о чём). А через несколько дней мальчишки прибежали, заглянули в зеркало и, не поняв его волшебной силы, разбили: вспомнили мальчишки поверье, будто зеркала старые беды хранят, и решили мир от бед избавить. Ахнуло зеркало и осело на землю – и вместе со старыми бедами ушли в землю и старые радости….Кончилось волшебство.
Школьная программа по литературе, 5-11 класс: список произведений
Каждый год, отправляясь на долгожданные летние каникулы, школьники получают задание на лето, чтобы не забыть то, что учили весь год. Особое внимание при этом уделяется школьной программе по литературе на будущий год, но цель этого задания совсем другая. Школьная программа составлена таким образом, что на изучение литературного произведения отводится не так много времени, и школьникам будет очень сложно читать произведения по программе в течение учебного года. Именно для этого, на лето школьникам 5-11 классов выдают список литературы, которую им необходимо прочитать.
Литература, 5 класс: список произведений на лето
Школьная программа для пятиклассников подразумевает изучение различных жанров, как русской, так и зарубежной литературы. Сюда входят проза, пьесы сказок, поэзия. Чтобы школьнику легче было учиться в течение года и не испытывать чрезмерные нагрузки, которые могут привести к общему утомлению, ухудшению зрения, повышению внутричерепного давления и прочим заболеваниям.
Чтобы успеть за лето осилить весь список того, что задано по литературе, пятикласснику придется читать не меньше 7-10 страниц ежедневно. Это важно учитывать, если кому-то из школьников придется закапывать глаза для расширения зрачков и диагностики болезней глаз. Обычно эту процедуру врачи откладывают на лето, чтобы не вмешиваться с прохождением диагностики в учебный процесс. После процедуры школьник не сможет читать от 7 до 15 дней, поэтому этот факт нужно учитывать.
Самым большим по объему произведением для изучения в 5 классе является произведение Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо». Чтобы прочитать его, пятикласснику понадобится не меньше чем треть летних каникул. Вообще рекомендуется вначале читать объемные и сложные произведения, а коротенькие рассказы, басни и очерки оставлять «на закуску».
Список произведений по русской литературе для изучения в 5 классе выглядит так:
А вот список произведений для изучения в 5 классе по зарубежной литературе.
Литература, 6 класс: список произведений на лето
Учащиеся пятых классов постепенно осваивают чтение, как литературный вид искусства, а в шестом классе школьники совершенствуют полученные умения. Именно поэтому школьникам 6 классов в летнюю программу по литературе включают приключенческие произведения, фантастику, детективы и мистику. Кроме этого в школьной программе появляются исторические произведения, а также повести о сверстниках, живой и растительной природе. Словом, школьникам шестых классов предоставляется уникальная возможность получить общие представления о всех литературных жанрах.
Литературное чтение для школьников шостого класса не только повышает их технику чтения, но и позволяет формировать у них свое собственное отношение о прочитанном, осмысливать прочитанную литературу, как словесный вид искусства.
Список произведений по русской литературе для изучения в 6 классе выглядит следующим образом.
А вот список произведений для изучения в 6 классе по зарубежной литературе.
Литература, 7 класс: список произведений на лето
Литературное чтение для школьников этого возраста позволяет формировать у них личностное отношение о прочитанном, осмысливать литературу, как словесный вид искусства. Постепенно у школьников формируется понимание и осознание прочитанного, развивается читательская культура.
Помимо художественных произведений семиклассники начинают знакомится с критикой, читают биографии писателей и многое другое, новое для них, в программе появляются описательные тексты.
Седьмой класс в средней школе считается переходным для стершего звена. В 5-6 классе на уроках литературы школьники учатся больше разговаривать и активно тренируют разговорную устную речь. В старших классах основной упор уделяется чтению, а именно в 7-8 классах устная речь и литературное чтение имеют одинаковое значение. Кроме того, произведения становятся более сложными, требующими глубокого осмысления прочитанного.
Список произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 7 классе выглядит так.
Литература, 8 класс: список произведений на лето
Целью литературного чтения в восьмом классе является знакомство школьников с классическими произведениями, как русской, так и зарубежной словесной культуры. Эти произведения несут важную задачу: они формируют у школьников высоконравственные понятия и чувства, воспитывают патриотические чувства и чувства собственного достоинства.
Техника чтения восьмиклассника уже позволяет ему быстро осмысливать прочитанное, уметь формировать собственное мнение о книге, ее героях, сюжете.
Уроки литературы и школьная программа позволяют восьмиклассникам по прочитанным произведениям формировать собственное мнение о культуре разных народов и стран, обогащать собственные знания, понимания прочитанного, осознавать многообразие и богатство литературы как особого вида словесного искусства. Школьники не только воспитывают в себе культуру чтения, но и формируют потребности в чтении книг, повышают свой словарный запас, учатся грамотно, красиво и лаконично излагать сои мысли.
Список литературных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 8 классе включает в себя следующие произведения.
Изучение произведений зарубежных авторов варьируется самим педагогом, он определяет, каких авторов они будут проходить с учениками и в каком объеме.
Литература, 9 класс: список произведений на лето
В девятом классе наступает последний этап в освоении чтения и окончание периода литературного образования в концентрическом плане. Помимо художественных произведений школьники читают различные очерки русской литературы, включая исторические заметки и произведения, изучают биографические статьи русских и зарубежных писателей.
Какие же цели преследует учитель на уроках русской и зарубежной литературы в 9 классе? Прежде всего, он старается сформировать у учащихся эмоциональный и ценностный опыт изучения художественных произведений в литературе. Также учитель пытается добиться от школьников осознания эстетических ценностей художественных произведений, их роли в истории отечественной и мировой литературы.
Список художественных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 9 классе включает в себя следующие произведения.
Литература, 10 класс: список произведений на лето
В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение в 10 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников.
Список литературы на лето для 10 класса:
Литература, 11 класс: список произведений на лето
В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение и развитие речи в 11 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, трудового, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников, способствует развитию памяти, мышления, помогает формировать у школьников навыки самостоятельной деятельности.
Список литературы на лето для 11 класса:
Некоторые произведения проходят школьники разных классов, но это не значит, что они читают одно и то же из года в год. Просто в среднем звене они проходят произведение в сокращенном варианте, а в старших классах читают уже полное произведение. Некоторые педагоги по литературе могут корректировать программу изучения произведений, поэтому мы встречаем в программе повторяющиеся пункты.