какие сказки обычно начинаются с присказки
Что такое зачин в сказке? Сказочный зачин, присказка и концовка
В народных произведениях зачин состоит из традиционного набора слов, содержит общепринятую формулу. Зачин связан с повествованием, он указывает на время и место действия, называет персонажей.
Например, в былинах про русских богатырей и князя Владимира Красно Солнышко зачин может быть таким:
Как во славном во городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира..
Синонимы к слову «зачин»: начало, вступление, введение, присказка, запев.
Зачин, присказка и концовка в сказке
Пример присказки: « Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала? »
Зачин в литературе
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова.
М.Ю. Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Зачин в сказке «Царевна-лягушка»
Завершается сказка концовкой : « И стали они жить дружно, в любви и согласии ».
Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка». Иван Билибин
Зачин в сказке «Сивка-Бурка»
Зачин в сказке про Сивку-Бурку следующий: « Жил-был старик, у него было три сына ».
Концовка: «Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
«Сивка-бурка, вещая каурка». Типография товарищества И.Д. Сытина, 1906 год
Зачин в былине «Вольга и Микула Селянинович»
В былине о Вольге Святославовиче и Микуле Селяниновиче зачин посвящен рождению и взрослению князя Вольги:
Когда воссияло солнце красное,
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.
Смысл зачина былины «Вольга и Микула Селянинович» в том, что он описывает становление князя Вольги, готовит к его противопоставлению с крестьянином Микулой.
Вольга Святославович и Микула Селянинович. Иллюстрация Ивана Билибина
Былина украшена повторами, гиперболами (художественными преувеличениями) и постоянными эпитетами.
Зачин в сказке «Конек-горбунок»
Концовка также стилизована под народную сказку:
Сердцу любо! Я там был,
Мед, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.
Иллюстрация к сказке «Конек-горбунок». Владимир Милашевский
Что означают присказки. Примеры присказки.
Часто в школе в третьем и четвертом классе просят определить присказку или написать 5-6 присказки. Надеемся эта статья вам поможет!
1. Обычно предисловие в начале сказки:
— «Начинает сказка сказываться».
— «Это присказка, а вот сказка чередом пойдет».
— «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
— «В некотором царстве, в некотором государстве».
— «В тридесятом царстве, за тридевять земель, в тридесятом государстве».
— «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается».
— «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был славный царь Дадон».
— «Ну что,послушаем сказку?Жил старик и было у него три сына.»
— «Жил-был старик, у него было три сына.Старшие и младший..»
— «Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. Жили-были дед да баба»
2. Также может быть и в середине сказки:
— «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается».
3. И бывает в конце сказки:
— » И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
— «Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.»
— «Разговоры тут были коротки: веселым пирком да за свадебку..»
— «Тут и сказочке конец,а кто слушал- молодец».
— «Не надо покупать ни дров, ни лучины; живу себе без кручины».
— «Стали жить поживать, и теперь живут, хлеб жуют».
— «Стали жить поживать, ума наживать, а лиха избывать».
— «Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка».
— «Жил-был царь овес, он все сказки унес».
— «Стал по-старому поживать, лиха не знать».
— «Стал жить да бывать, хлеб жевать».
— «Когда насыплет (доскачет, доживет), тогда и дальше скажу, а пока мочи нет».
Pilltime дает возможность многодетным семьям не ошибиться в приеме лекарства. Программа не только позволяет дать лекарство в правильное время и правильную дозу, но и проставить все нужные сроки для приема лекарств. Но самое главное, дает возможность создавать отдельные календари по каждому члену семьи и делиться ими друг с другом, с докторами и с любым человеком кто связан с подачей лекарства.
Какие сказки обычно начинаются с присказки.
Присказка в сказках готовят к происходящим событиям,описывают место,настраивают на сказочный лад,а зачин подводит итог сказке,несут некую мораль или прощаются с читателем.
-«Сказка о золотом петушке» А.Пушкина начинается присказкой «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был славный царь Дадон» и заканчивается «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.»
-«По щучьему велению» русская народная сказка начинается присказкой «Ну что,послушаем сказку?Жил старик и было у него три сына.» и заканчивается «Тут и сказочке конец,а кто слушал- молодец».
-«Снегурочка» русская народная сказка начинается присказкой «Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. Жили-были дед да баба» и заканчивается «Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.»
За горами, за лесами,За широкими морями,Против неба — на землеЖил старик в одном селе.У старинушки три сына.
И заканчивается присказкой:»Я там был,Мёд, вино и пиво пил;По усам хоть и бежало,В рот ни капли не попало.»
падают они, падает он,падал,
Стихотворение написано ямбом, в каждом четверостишии
первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой,
т. е. перекрестная рифма
Итоговый тест по литературе за I четверть (5 класс учебник под ред. Коровиной В.Я.)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1. Какие сказки обычно начинаются
А) бытовые Б) волшебные В) о животных
2. К какому виду вы отнесете сказку, имеющую такое начало: «Как-то раз удалось Лисичке—сестричке рыбы добыть. Сидит она и ест эту рыбу.
-Здравствуй, кумушка, хлеб да соль.
-Я ем свой, а ты подальше стой…»?
А) волшебные Б) бытовые В) о животных
3. Кто создает фольклорные произведения?
А) народ Б) ученики В) автор Г) композитор
4. Как называется такой художественный прием:
в сказке одно и то же событие описывается несколько раз?
А) присказка Б) повтор В) эпитет
5. Как называется художественное, образное определение, например: «добрый молодец», «золотые волосы»?
А) зачин Б) повтор в) эпитет
6. Как называется прием изображения неживой природы и животных, как людей?
А) олицетворение Б) эпитет В) аллегория.
7. Часть сказки, не связанная с повествованием
А) концовка Б) зачин В) присказка.
8. Завершение сказки—это…
А) повтор Б) концовка В) присказка.
1. Литературная сказка—это…
2. Перечислите элементы сказки.
3. Басня—это… Закончите предложение.
4. Что не является элементом басни?
А) мораль Б) рассказ В) присказка.
5. Что не является родом литературы?
А) эпос Б) повесть В) лирика Г) драма.
6. Кто написал сказку «Спящая царевна»?
А) Пушкин Б) Жуковский В) Крылов.
7. Героями каких сказок являются животные?
А) волшебных Б) бытовых В) о животных
8. Как называется прием, когда неживое
наделяется человеческими качествами?
А) эпитет Б) олицетворение В) аллегория.
9. Произведения устного народного творчества—
А) сказки Б) басни В) фольклор Г) песни.
10. «Утро вечера мудренее», «что ни
в сказке сказать, ни пером описать». Что это?
А) эпитет Б) повтор В) присказка.
9. Как одним словом называем произведения устного народного творчества?
А) сказки Б) рассказы В) фольклор.
11. Человек, ведущий повествование в сказке?
А) рассказчик Б) бабушка В) автор
12. Первая часть сказки, с которой начинается развитие действия.
А) начало Б) концовка В) зачин.
13. Литературная сказка – это…
14. Что надо говорить, оказавшись перед избушкой Бабы—Яги?
16. Начало сказки – это…
17. Кто является волшебным помощником в сказке «Спящая царевна»?
18. Кто является отрицательным героем в сказке «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо»?
19. Как случилось, что Иван—царевич женился на лягушке?
20. Какие сказочные существа встречаются в сказках?
21. Какие концовки сказок вы знаете?
11. Представление о мире, существующее
в форме фантастических рассказов—это…
А) сказка Б) миф В) баллада Г) басня.
12. Что не относится к устному народному
А) сказки Б) романы В) считалки Г) загадки
Д) поговорки Е) рассказы Ж) потешки З) басни.
13. Мораль—это… Закончите предложение.
14. Что случилось, когда Царевна—лягушка
пошла плясать с костями в одном рукаве и вином
15. В каких случаях начинает спотыкаться конь?
16. Какими словами часто заканчиваются сказки?
17. Каких писателей- сказочников вы знаете?
18. Какие сказочные существа встречаются в сказках?
19. Сколько раз Иван— крестьянский сын ходил
А) 4 раза Б) 2 раза В) 3 раза Г) 5 раз.
20. К кому не обращался королевич Елисей за помощью?
А) солнцу Б) месяц В) дождь Г) ветер.
21. Какие реки в сказках текут?
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДВ-294915
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Школьных охранников предлагают обучать основам психологии
Время чтения: 2 минуты
Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»
Время чтения: 2 минуты
Минобразования Кузбасса рекомендовало техникумам и школам уйти на каникулы до 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
понедельник, 27 сентября 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к разделу «Волшебная сказка» для 3 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 94-95.
Маленькие и большие секреты страны Литературии.
1. Прочитайте ещё раз начало и конец каждой сказки. Запишите их в творческую тетрадь.
2. Подумайте, есть ли какой-то смысл в том, что волшебные сказки начинаются и заканчиваются определёнными словами. Зачем в сказке нужна концовка?
В зачине сказки обычно даётся представление о героях, например, живут старик и три сына.
Концовка нужна чтобы показать, что дальше у героев всё будет хорошо. Они живут, горя не знают, добра наживают. Это убеждает нас в окончательной победе добра.
4. Выберите присказки из перечисленных предложений. Запишите их в творческую тетрадь.
Согласно определению, присказка является коротким рассказом. Из перечисленных примеров только один отвечает этом условию:
5. Обсудите с друзьями, чтобы вы делали, если бы у вас появились волшебные предметы: волшебная палочка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы. Составьте совместно небольшой рассказ о том, что могло бы случиться, если бы вы однажды нашли волшебную палочку.
Если бы я нашла скатерть-самобранку, я бы накормила всех голодных, никто бы больше не стал страдать от голода.
Если бы я нашла сапоги-скороходы, я бы никуда и никогда не опаздывала. Я бы посетила все страны мира, увидела бы все чудеса планеты.
Рассказ «Как мы нашли волшебную палочку» для 3 класса.
Однажды мы с Игорем нашли волшебную палочку.
Она просто лежала в траве, небольшая, очень красивая, со звездой на наконечнике.
Игорь сказал, что это просто игрушка, а я взмахнула палочкой и появилось мороженое. Тогда Игорь выхватил у меня палочку и стал размахивать ею, крича разные желания. Но у него палочка не работала.
Я сказала, что это потому, что он не верил в волшебство, и забрала палочку. Игорь стал просить загадать электросамокат или смартфон, но я вспомнила сказку «Цветик-семицветик». Я подумала о том, что нельзя использовать волшебную палочку на разные глупости или игрушки. Она нужна для добрых дел.
Я пожелала, чтобы люди стали добрыми и перестали завидовать друг другу, чтобы прекратились войны, чтобы учёные победили болезни, чтобы прилетели инопланетяне.
Теперь остаётся только ждать, что из этого получилось. Ну и играть с Шеном, он прилетел к нам из созвездия Гончих псов сразу, как я этого пожелала.
6. Подумайте, что общего в характерах и поступках главных героев сказок «Летучий корабль», «Иван Царевич и серый волк» и «По щучьему веленью».
Они все проявляют доброту и любовь к людям и окружающему живому миру.
7. Почему люди слагали сказки про Ивана-дурака? Выберите тот ответ, с которым вы согласны.
Чтобы показать, что тот человек умный, который живёт по совести, добр, честен, простодушен, любит родителей и окружающий мир.
8. Поразмышляйте над словами известного учёного Д. Лихачёва.
Учёный подтверждает сделанный мной вывод о том, что любят в народе не просто дураков, а людей добрых, немного наивных, которые никому не делают зла, любят родителей и животных. Только таким достаются награды в сказках, уважение и почёт.
9. Попробуйте провести исследование на тему «Добро побеждает зло». Побеседуйте об этом с родителями и друзьями. Совместно составьте небольшой текст. Подтвердите свои мысли примерами из прочитанных сказок.
Текст-исследование на тему «Добро побеждает зло» для 3 класса
Главным принципом, который всегда соблюдается в волшебных сказках, оказывается принцип торжества добра.
Как бы тяжело не приходилось доброму герою в начале, в конце он обязательно получает награду и повергает злого. В этом народ видит высшую справедливость.
Любая сказка подводит нас к убеждению в том, что добро должно победить, что оно сильнее зла. Это искренняя мечта народа, которую он воплотил в своих сказках.
Победа добра происходит во всех случаях, даже если доброму герою приходится погибнуть.
Возьмём Ивана-царевича, который искал жар-птицу и которому помогал серый волк. Он погиб, убитый братьями, но волшебная сказка не допускает победы зла. И волк оживляет Ивана, а братьев уничтожает.
Похоже развиваются события в сказке «Белая уточка». Добрая героиня не гибнет, но превращается колдовством в уточку. Её сыновья убиты злой ведьмой. Но добро побеждает и тут. Уточка становится человеком, сыновья оживают, а ведьму убивают.
И так происходит в каждой сказке. Ведь не зря народная мудрость говорит о том, что добро вечно в памяти живёт. Живёт оно и в сказках, за что мы их так любим.