какие слабые стороны имеет проблемное обучение в доу
Проблемное обучение в ДОУ
При проблемном обучениидеятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Что же такое проблемное обучение?
Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам.
Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).
Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения
1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
2. Быть доступным для обучающихся.
3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
4. Задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Почему современное образование активно внедряет данную технологию?
Достоинства проблемного обучения:
1. Высокая самостоятельность обучающихся;
2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся;
3. Развитие мыслительных способностей детей.
Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний.
Проблемное обучениевключает несколько этапов:
1) осознание общей проблемной ситуации;
2) анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы;
3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка);
4) проверка правильности решения проблемы.
Формы организации проблемного обучения в ДОУ.
Существуют следующие формы организации проблемного обучения?
• Проблемный вопрос
• Проблемная задача
• Проблемная ситуация
1. Проблемный вопрос: это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.
«Как вы думаете, почему в природе можно встретить ящериц и зелёного цвета и желтовато-коричневого?».
«Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?»
Т. е., вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос.
В вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т. к. требует от детей при ответе на него рассуждений.
Проблемные вопросы содержат в тесте вопросы «почему?», «зачем»?
Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос)
2) Проблемная задача: Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?
Примеры проблемных задач.
Проблемная задача №1.
Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?
Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», «Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».
3)Проблемная ситуация.
Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.
При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.
Проблемная ситуация №1,металлические предметы в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему?
Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Воспитатель вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т. к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно, и груз большего веса может удержаться на ней, не утонув.
Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла, не тонет.
Приемы создания проблемных ситуаций в работе с дошкольниками
• Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом.
• Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов.
• Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых.
• Создание противоречия, проблемной ситуации.
• Организация противоречия в практической деятельности детей
Требования к проблемным ситуациям:
— решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка;
— проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает ребенок, а также уже имеющуюся у него информацию;
— формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для детей слов и выражений;
— проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка. Это будет формировать потребность в ее решении;
— проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности детей;
— в процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней;
— проблемная ситуация должна строиться с учетом основных дидактических принципов обучения;
— в основе проблемной ситуации должно быть противоречие.
Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста» «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Сообщение из опыта работы на педагогическом совете: Моисеева Л. М. В моём случае,.
Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.
Дистанционное обучение. Аппликация «Зайчик» Задачи: продолжать учить детей составлять целостную композицию из частей. Материалы: картон зелёного цвета; геометрические фигуры из бумаги:.
Фоторепортаж «Дистанционное обучение дошкольников» Вот такие медали я приготовила для своих детей,тех с которыми во время самоизоляции занималась в «виртуальном детском саду». На сегодняшний.
Фотоотчет «Дистанционное обучение в дни карантина» Вот уже вторую неделю вся страна на самоизоляции. Наш детский сад города Нижневартовска «Забавушка» не исключение. Каждую неделю отправляем.
Фотоотчёт «Дистанционное обучение в ДОУ» Фотоотчёт «Дистанционное обучение в ДОУ» Сейчас все образовательные организации России находятся на карантине. Чтобы обеспечить непрерывность.
Консультация «Обучение детей элементам тенниса» Этот материал может быть полезен для инструкторов, родителей и педагогов. Все дети без исключения, судя по моему опыту, любят работать.
Обучение чтению: изучаем буквы В возрасте 4-5 лет дети начинают проявлять интерес к грамоте, запоминают буквы алфавита и пробуют их писать. Необходимо поддерживать этот.
Технология проблемного обучения в ДОУ
«Технология проблемного обучения в ДОУ»(И. Я. Лернер)
Использование современных педагогических технологий открывает
новые возможности воспитания и обучения дошкольников. В статье 20
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится,
что в образовательных организациях осуществляется инновационная
деятельность «в целях обеспечения модернизации и развития системы
образования с учетом основных направлений социально-экономического
развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений
государственной политики Российской Федерации в сфере образования».
Инновационная деятельность в ДОУ направлена «на разработку, апробацию
и внедрение новых образовательных технологий». Поэтому актуальным на
сегодняшний день становится эффективное использование технологий в
Что же означает сам термин «технология»? Технология происходит от
греческого слова «мастерство, искусство, умение, совокупность приёмов и
способов получения, обработки и переработки сырья, материалов». Ядро
В педагогической литературе и в лексиконе прочно вошло понятия:
педагогическая технология, образовательная технология, технология
обучения. Они соотносятся,также как и категории: педагогика, образование
и обучение. Самым широким является понятие педагогическая технология,
оно охватывает процессы образования, обучения и воспитания.
Образовательная технология связана с организацией модернизации
образовательных систем и образовательных учреждений. Технология
обучения и технология воспитания описывают деятельность педагога и
воспитанников соответственно в воспитательном процессе.
Сегодня быть компетентным специалистом нельзя без изучения всего
арсенала педагогических технологий. Наиболее используемые
педагогические технологиив нашем образовательном процессе:
здоровьесберегающие образовательные технологии, технология
развивающего обучения, метод проектов, технология проблемного обучения
в детском саду, технология ИКТ, игровая технология, технология
интегрированной образовательной деятельности.
Цель технологии проблемного обучения в детском саду – это воспитывать
способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию,
самостоятельно находить правильный ответ.
Основатель проблемного обучения Джон Дьюи, американский
философ, психолог и педагог (1859-1952гг.). Он считал, что ребенок
усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а
удовлетворяя свои потребности в знаниях, являясь активным субъектом
своего обучения.
В нашей стране проблемным обучением занимались отечественные
Махмутов, М. Н. Скаткин, которые утверждают, что суть проблемного
обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи,
создания условий для исследования путей и способов ее решения для того,
чтобы ребенок сам добывал знания.
Обучение будет проблемным тогда, когда будет проблемная ситуация.
Ценность занятий, построенных по данной технологии огромна. Т. к. в
проблемном обученииотражены требования к современному образованию:
· собственное добывание знаний ребенком, устраняя, таким образом,
противоречие между логикой отдельной научной области знания и логикой
процесса познания конкретной личности;
· субъектность присвоения знаний;
· учёт интересов и склонностей ребёнка, его ценностных ориентаций;
· «радость открытий», получение удовольствия и позитивное
Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что
воспитатель создаёт познавательную задачу, ситуацию и предоставляет
детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее
усвоенные знания и умения.
взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под
руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную
самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей
критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Проблемная ситуация специально создается воспитателем с помощью
определенных приемов, методов и средств.
методе программированных заданий.
Метод монологического изложения.
Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны
познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки.
Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать
психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение,
мышление, а также развитие речи).
В каждом конкретном случае вы сами решаете, в какой форме
проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее,
чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить,
предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче
проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к
взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при
сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и
совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить
цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со
сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых:
контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается
необходимость координировать свои действия с действиями партнеров,
принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность
организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми
Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в
совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает
воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в
форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность
сопровождается беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают
детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать,
сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к
выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за
ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном
обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила
или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь
смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой
Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению,
к установлению сходства и различия.И это вполне закономерно: все в мире
человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает
окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что
дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1 Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при
активном слушании и обсуждении детьми.
2 Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его
руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на
самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3 Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У
ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать
проблему.
4 Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не
указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения.
(Исследовательский метод) В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ. Что
требует от нас ФГОС ДО.
Проблемныеситуации решаются с помощью ряда средств:
1 При построении проблемных занятий необходимо соблюдать
дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и
последовательность, сознательность и активность воспитанников при
разрешении учебной проблемы.
2 Планируя занятия, педагог выбирает наиболее эффективное место в
процессе обучения.
3 Учебная проблема должна заинтересовать воспитанников своей
необычностью, красочностью, эмоциональностью.
4 На занятии педагог должен быть внимательным к эмоциональному
состоянию дошкольника при разрешении учебных проблем, вовремя
выяснить причины затруднения и оказать своевременную помощь.
В свою очередь, умения воспитателей управлять процессом
разрешения проблемныхситуаций сводятся к следующим: предвидеть
возможные проблемы на пути достижения цели в проблемной ситуации;
мгновенно переформулировать проблемную ситуацию, облегчая или
усложняя ее на основе регулирования количества неизвестных компонентов;
выбрать проблемные ситуации в соответствии с ходом мысли решающих
проблему; умения непредвзято оценить варианты решений детей, даже в
случае несовпадения точек зрения детей и воспитателя.
Каждая учебная проблема (Проблемные вопросы, проблемное задание,
проблемные задачи) подразумевает противоречие. А противоречие в свою
очередь развивает аналитическое, творческое мышление.
Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает
педагогу выполнить одну из важных задач, поставленных реформой детского
сада, – формировать у детей самостоятельное, активное, творческое
мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в
творческой самостоятельной деятельности учеников, специально
организуемой педагогом в процессе обучения. Данная технология позволяет
воспитаннику детского сада освоить позиции исследователя,
экспериментатора и научиться применять добытые знания в жизни.
Сущность технологии проблемного обучения, как любой другой
технологии, заключается в четком следовании определенным ее этапам.
Поэтому основным педагогическим инструментом является технологическая
карта. В ее основу нами заложен пошаговый алгоритм решения проблемной
ситуации. Технологической картой четко определены деятельность
воспитателя и деятельность ребенка на каждом из пяти этапов.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
деятельности по проблемному обучению дошкольников
На 3 этапе выдвижения гипотез и предположений, целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем в процесс выделения этапов поиска и их планирование.
Следуя по данной технологической карте, воспитатель организует процесс обучения таким образом, что ребенок сам является открывателем новых знаний.
Наряду с технологической картой проблемнойситуации с поэтапным описанием действий воспитателя и детей результативными в этой работе стали:
разработка и изготовление базовых и творческих пособий для занятий и совместной деятельности с детьми
разработка и апробация воспитателями серии конспектов непосредственно образовательной деятельности на основе технологии проблемного обучения;
создание и оснащение в детском саду Центра проблемного обучения, Уголков Открытий в группах;
внедрение технологии проблемного обучения в практику работы воспитателей детского сада;
Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения (вторая младшая группа) Пересказ сказки с использованием метода моделирования «Теремок» Задачи: Образовательные: • Учить пересказывать русскую народную сказку.
Конспект НОД в подготовительной группе с использованием технологии проблемного обучения «Незнайка в стране Часов» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.
Конспект ОД с использованием технологий проблемного обучения в средней группе «Подарок от Снеговика» Конспект ОД по познавательному развитию с использованием технологии проблемного обучения в средней группе «Подарок от Снеговика». Цель:.
Консультация для педагогов «Кейс-метод — современная педагогическая технология проблемного обучения» Консультация для педагогов «Кейс-метод – современная педагогическая технология проблемного обучения» Современные педагогические технологии.
Мастер-класс «Применение технологии проблемного обучения в разных видах детской деятельности» Мастер – класс для педагогов ДО на тему: «Применение технологии проблемного обучения в разных видах детской деятельности». (районное методическое.
НОД по ФЭМП с использованием технологии проблемного обучения «Путешествие в Волшебную страну математики» Тема: «Путешествие в Волшебную страну математики» Цель: Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, к развивающим играм математического.
Применение методов проблемного и развивающего обучения на уроках музыки Статья «Применение методов проблемного и развивающего обучения на уроках музыки» Педагогическая технология становления учебной самостоятельности.
Применение технологии проблемного обучения в музыкальном воспитании МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «РОМАШКА» СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА.
Эффективность проблемного обучения в познавательном развитии дошкольников Татьяна Николаевна Аккуратнова, старший воспитатель МБДОУ «Россиянка» «ЦРР» г. Калуги НСП «Антошка» Эффективность проблемного обучения в.
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности с использованием технологии проблемного обучения Цель: Систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях природы. Закрепить название зимних месяцев; уточнить и расширить запас конкретных.