какие славянские племена жили на территории брянской области

Страница Славяне

какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть фото какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть картинку какие славянские племена жили на территории брянской области. Картинка про какие славянские племена жили на территории брянской области. Фото какие славянские племена жили на территории брянской области какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть фото какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть картинку какие славянские племена жили на территории брянской области. Картинка про какие славянские племена жили на территории брянской области. Фото какие славянские племена жили на территории брянской области какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть фото какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть картинку какие славянские племена жили на территории брянской области. Картинка про какие славянские племена жили на территории брянской области. Фото какие славянские племена жили на территории брянской области какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть фото какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть картинку какие славянские племена жили на территории брянской области. Картинка про какие славянские племена жили на территории брянской области. Фото какие славянские племена жили на территории брянской области

Расселение славянских племён в Брянском крае

какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть фото какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть картинку какие славянские племена жили на территории брянской области. Картинка про какие славянские племена жили на территории брянской области. Фото какие славянские племена жили на территории брянской области

Славяне постепенно расселились на территории Восточной и Центральной Европы на широком пространстве от верховьев Вислы до Среднего Поднепровья. Другая славянская группа пошла на северо-восток вплоть до Днепра и вверх по Десне, в балтские земли современных Черниговской и Брянской областей.
«Повесть временных лет» не оставила это последнее переселение без внимания, и мы знаем, какие именно славянские племена появились в наших краях: «Так же и эти славяне пришли и сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами». От других славян преподобный Нестор отделяет радимичей и вятичей, как пришедших от ляхов, то есть с территории современной Польши. На племенные особенности вятичей и радимичей указывает и их самоназвание, отличающееся от большинства племенных самоназваний восточно-славянских племён (поляне, древляне и т.д.). Но и вятичи, и радимичи, конечно, славяне. Вот что говорит летописец: «. радимичи же и вятичи — от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили своё название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты».

какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть фото какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть картинку какие славянские племена жили на территории брянской области. Картинка про какие славянские племена жили на территории брянской области. Фото какие славянские племена жили на территории брянской области

Итак, по летописным известиям мы можем сделать вывод, что на территорию Брянского края пришли три славянских племени — северяне, радимичи и вятичи. Археологи дополняют эти сведения, включая в этот список кривичей и полян-русь.
По их данным, первые славянские древности появляются на юге территории современной Брянской области (в Трубчевском, Погарском и Стародубском районах) в VI-VII веках. Здесь же встречены и древнейшие славянские названия мест (топонимы) — Судо(го)сть, Радогощ, Случевск. Название «Десна» косвенно подтверждает направление славянского переселения, указанное Нестором: Десна по-славянски значит «правая» (вероятно, название было балтским «Диена», а славяне его переиначили), правый приток Днепра. Но мы знаем, что главная река нашей области — левый днепровский приток. Сторону притока обычно определяют от истока реки, но для тех, кто шёл с низовьев Днепра, вверх по течению, Десна действительно была правым притоком. Нетрудно догадаться, кто шёл вверх по Днепру и его притокам.

какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть фото какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть картинку какие славянские племена жили на территории брянской области. Картинка про какие славянские племена жили на территории брянской области. Фото какие славянские племена жили на территории брянской области

Проникновение славян в наши края носило в основном мирный характер, так как свободных земель было достаточно. Но случались и кровавые стычки — так, на Случевском городище, на реке Судость, обнаружены скелеты людей с балтекими признаками, погибших в VI-VII веках при штурме городища. Это городище как бы «запирает» устье Судости и помешать оно могло тем, кто продвигался с юга вверх по её течению — то есть славянам. Как видим, название Десны и находки археологов указывают общее направление славянского пути. К концу X века на территории нынешней Брянской области славянские племена, по мнению археологов, расселились так: юго-восточная часть края с центром на Кветунском поселении у Трубчевска (современные Севский, Суземский, Комаричский, Брасовский, Навлинский, Трубчевский, частично Погарский и Почепский районы) вошла в состав Северянского племенного союза, Северской земли. Самую северо-восточную часть (современные Карачевский, частично Навлинский, Дятьковский и, судя по всему, отчасти Брянский районы) заняли вятичи, северную часть области заселили смоленские кривичи. На запад нынешней Брянской области (бассейн Ипути), на территорию балтов, постепенно смешиваясь с ними и перенимая элементы их культуры, переселилось славянское племя радимичей. С юга, вверх по реке Снов, от Чернигова начали проникать дружины киевских князей, к середине X века завладевшие южной частью «нейтральной зоны» между северянами и балтами (позднее радимичами) (современные Стародубский, частично Климовский, Унечский, Погарский районы). Эта территория вошла в состав земли русов.

Родной Брянск, милая сердцу Брянщина.

какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть фото какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть картинку какие славянские племена жили на территории брянской области. Картинка про какие славянские племена жили на территории брянской области. Фото какие славянские племена жили на территории брянской области

Край наш Брянский печатью столетий отмечен
На заре становленья великой Руси
Он, родимый, у Дикого поле далече
Не одиножды кровью ковыль оросил…

Источник

Страница союзы

какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть фото какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть картинку какие славянские племена жили на территории брянской области. Картинка про какие славянские племена жили на территории брянской области. Фото какие славянские племена жили на территории брянской области какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть фото какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть картинку какие славянские племена жили на территории брянской области. Картинка про какие славянские племена жили на территории брянской области. Фото какие славянские племена жили на территории брянской области какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть фото какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть картинку какие славянские племена жили на территории брянской области. Картинка про какие славянские племена жили на территории брянской области. Фото какие славянские племена жили на территории брянской области какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть фото какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть картинку какие славянские племена жили на территории брянской области. Картинка про какие славянские племена жили на территории брянской области. Фото какие славянские племена жили на территории брянской области

Славянские племенные союзы VIII—X веков на территории Брянского края

Итак, Нестор доносит до нас имена двоих вождей удалых славян­ских «ватаг», пришедших в Брянские земли с запада: Вятко и Радим. Леген­дарны они или реальны, можно только гадать.

Археологи сумели дополнить летописную информацию Нестора, установив, что на севере Брянского края, в современных Рогнединском, Дубровском и Дятьковском районах проходила южная граница расселе­ния племени смоленских кривичей.

Откуда нам столь точно известны границы расселения славянских племён? Ведь Нестор указывал их приблизительно. На протяжении не­скольких десятилетий археологи Брянского государственного универси­тета работают над уточнением карты расселения славянских племён на территории области.

какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть фото какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть картинку какие славянские племена жили на территории брянской области. Картинка про какие славянские племена жили на территории брянской области. Фото какие славянские племена жили на территории брянской области

Височные кольца и другие украшения были для язычников обере­гами: считалось, что они способны защитить хозяев от злых духов и чар. Обломки таких украшений встречаются и на поселениях в мусоре, но наиболее хорошо сохраняются в погребениях под курганами.

Ведущими отраслями хозяйства радимичей, северян и кривичей было пашенное земледелие, высокоразвитое ремесло и торговля. Среди восточнославянских центров Брянщины в IX-X веках наиболее значимым был населенный пункт в 8 километрах ниже современного Трубчевска по Десне у нынешнего села Кветунь (возможно, что оно сохранило название древней столицы северян). Возле этой крупнейшей северянской крепости располагается и самый известный в Брянском крае курганный могильник, включвший более 3000 насыпей. Всего же древних курганных кладбищ известно в Брянской области больше ста.

какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть фото какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть картинку какие славянские племена жили на территории брянской области. Картинка про какие славянские племена жили на территории брянской области. Фото какие славянские племена жили на территории брянской области

Курганный могильник Кветунь (Трубчевский район)

какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть фото какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть картинку какие славянские племена жили на территории брянской области. Картинка про какие славянские племена жили на территории брянской области. Фото какие славянские племена жили на территории брянской области

Поселения и могильники Роменской культуры на Брянщине исследо­вали археологи М.В. Воеводский, В.А. Падин, Ф.М. Заверняев, И.И. Ля-пушкин, В.Н. Гурьянов, Е.А. Шинаков и другие. Ими раскопаны городища в урочище Макча и в селе Кветунь близ Трубчевска, селища возле Выго-ничей, Хотылёво, в Бежичах, а также многочисленные курганы.

Источник

История Брянского края

какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть фото какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть картинку какие славянские племена жили на территории брянской области. Картинка про какие славянские племена жили на территории брянской области. Фото какие славянские племена жили на территории брянской области

Уникальность этнической истории Брянской земли заключается в том, что фактически во все исторические периоды на её территории проходили различные этнические процессы, население подвергалось этническим воздействиям, ассимилируясь одно другим и создавая свою местную самобытную культуру.

Данная территория является местом, где во все времена соприкасались племена и народы — носители разных культур, что освящается в изданных в последнее время научных трудах по истории заселения края. Результатом различных влияний и было формирование местных традиций, которые отражали различные этапы развития тех или иных элементов культуры населения на протяжении веков. Изучая современную народную культуру, мы можем наблюдать, например, элементы декора жилища, воплотившие некоторые мифологические представления славянских племен, заселявших Брянщину еще в глубокой древности; мотивы вышивки, восходящие к языческим временам и др.

Освоение славянами среднего Подесенья, частью которого была и Брянская земля, проходило волнообразно, причем движение этих волн объясняется не только увеличением численности племен и, соответственно, потребностью жизнеобеспечения за счёт новых территорий, но и внешними причинами.

какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть фото какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть картинку какие славянские племена жили на территории брянской области. Картинка про какие славянские племена жили на территории брянской области. Фото какие славянские племена жили на территории брянской областиДвигавшиеся в южной половине Восточно-европейской равнины во II-IX вв. мощные миграционные потоки неоднократно захлестывали и древнеславянские племена, вынуждая их оставлять территорию прежнего пребывания и искать более спокойные места. Переселившись в конце II — первой половины III вв. нашей эры с низовьев р. Вислы в северо-западное Причерноморье готские племена проходили через места, издавна связанные с венедами — теми славянскими племенами, которые позже стали основой формирования западнославянских народов. Какая-то часть венедов под давлением готов вынуждена была передвигаться на север, к среднему течению р. Неман, где венеды потеснили кривичей. От р. Неман через северо-запад современной Белоруссии в бассейн верховья Днепра — таков вероятный путь кривичей, которые в начале VIII в. появились на севере будущей Брянщины.

Зона расселения кривичей на Брянщине ограничивалась бассейном рек Габьи и Снопоти. Продвижение кривичей на юг, как по правому, так и по левому берегу р. Десны, шло достаточно равномерно и остановилось примерно на линии междуречья рр. Сещи и Белизны (правые притоки Десны) — левый берег р. Ветьмы (левый приток р. Десны). [25, с.23]

Еще одна волна славянских переселенцев в среднее Подесенье могла появиться в конце IV — начале V вв. н. э., когда из-за нашествия гуннов некоторые славянские племена лесостепной зоны Приднепровья искали спасения в придеснянских лесах. Нашествия аваров в конце VI — начале VII вв. явилось причиной нового переселения славянских племён из лесостепных районов на север, северо-восток. По-видимому, именно в это время, юг Брянщины был занят частью северян, основная масса которых расселялась несколько южнее. Наконец, последняя, наиболее значительная волна славянских переселенцев нахлынула на территорию среднего Подесенья, в бассейн р. Ипути и другие прилегающие места в VIII-IX веках. Это были племена вятичей и радимичей. Если кривичи прибыли на Брянщину с севера, северяне — с юга, то радимичи и вятичи, вероятнее всего, с юго-запада.

В летописях часто упоминается о происхождении радимичей и вятичей от ляхов (поляков), объясняющееся тем, что эти племена когда-то проживали вблизи территории, где позднее возникло Польское государство.

Таким образом, в X — середине XII веков край был заселён представителями шести этнокультурных групп, причём для северян Подесенье являлось главным центром расселения. Наиболее пёстрым в этнокультурном плане являлась северная часть края, где проживали племена радимичей, вятичей, кривичей, племена балтов — голядь и частично финно-угорские племена.

XI-XII века отмечены созданием на территории края удельных княжеств. Наиболее крупные из них — Вщижское, Брянское, Трубчевское. Долгое время княжества находились на окраине славянских земель, соприкасаясь с землями кочевых народов, воспринимая элементы культуры степных районов. Оседали на территории края и половецкие племена. Одним из мест возможного расселения половецкого племени являлась территория г. Карачева и близлежащих поселений, расположенных в пойме р. Снежеть. Что косвенно подтверждается анализом антропологических черт населения района.

В 1-й половине XIV в. Брянский край являлся ареной острого политического и военного соперничества между различными князьями. В этой борьбе князья часто обращались за помощью к татарам, что приводило к разорению края.

Политическая нестабильность в Брянском княжестве завершилась установлением чужеземного господства: утвердилась власть литовских князей. В XIV в. Великое княжество Литовское объединяло литовские и русские земли. Но жизнь людей под властью литовских феодалов не оказала существенного влияния на формирование культуры края. Русский язык был государственным наравне с литовским, при этом все делопроизводство и законодательство велось только на русском языке. Не было ущемления прав русского населения по этническим или религиозным мотивам.

какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть фото какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть картинку какие славянские племена жили на территории брянской области. Картинка про какие славянские племена жили на территории брянской области. Фото какие славянские племена жили на территории брянской областиИстория Брянщины во 2-й половине XIV в. не богата внутренними или внешними политическими событиями. Развитие шло сравнительно спокойно, что способствовало хозяйственному освоению населением земель края, появлению новых городов и селений.

В XVI в. Брянщина была возвращена в состав Русского государства.

В начале XVII в. Брянский край входит в состав Северской земли, занимавшей в Русском государстве пограничное юго-западное положение.

В 1630-1640 г. в Северский край из Украины, находившейся под властью Польши, из-за обострения этнических, а также религиозных противоречий пошёл поток переселенцев. Порой группы выходцев с Украины достигали нескольких тысяч человек. Миграционный поток усиливался в годы неурожаев в Польше. Большинство мигрантов оседало в окрестностях г. Севска. Кроме этого, в окрестностях Севска правительство проводило раздачу земель случайным людям «по прибору» (по набору). Это были рядовые русской армии, которые за свою службу получали земельные наделы, но не в личную собственность, как помещики, а в коллективную. Например, своя земля была у слобод, где жили пушкари, своя — у солдат и т.п. Все они обрабатывали полученные участки земли и не пользовались наёмным трудом.

Особое положение занимала территория запада края. Эта часть его в XVII в. входила в состав Украины. Здесь сочеталась полковосотенная система административного управления с органами государственной власти — магистратов и ратуш. Территория входила в состав Стародубского полка, разделённого на 10 сотен. Структура населения края была сложной в сословном отношении.

какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть фото какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть картинку какие славянские племена жили на территории брянской области. Картинка про какие славянские племена жили на территории брянской области. Фото какие славянские племена жили на территории брянской областиОсобый статус получали города, имевшие грамоты по магдебургскому праву. Магдебургское право давало определённые налоговые льготы и распространялось в основном на посадских людей, составлявших примерно половину населения города. Оно не давалось казакам, которые тоже занимались ремёслами, промыслами и торговлей, т.е. видами производственной деятельности, бывшими привилегиями мещан и находившимися в ведомстве магистрата. Это часто создавало острые конфликтные ситуации в городах.

Особое внимание следует обратить на старообрядцев, проживающих и в настоящее время на территории края. Сведения о появлении первых раскольников здесь относятся к концу XVII века. Как показали исследования этнографов, в результате обособленности быта старообрядцев, они сохранили подлинно народные формы традиционной культуры.

В XVIII в. началась промышленная разработка полезных ископаемых края. Строились рудни — шахты, вокруг которых образовывались новые поселения. Основным занятием поселян была работа на этих разработках. Так, в 1672 г. была построена рудня Унеча, положившая начало посёлку.

Таким образом, в течении XVI-XIX вв. население Брянщины было не однородно в сословном, конфессиональном и социальном отношениях. Такая дифференциация не могла на сказаться на многих сторонах культуры ее населения.

Этнографы в составе населения южнорусского региона выделяют отдельные этнографические группы. Одной из них является полехи — жители Полесья. Состав населения Полесья очень сложный. По мнению историков, на данной территории могли сохраниться и потомки древнего населения домонгольского периода, сохраняя свою культуру, язык и обычаи.

История заселения края и его пограничное положение способствовало сохранению в культуре полехов как основных южнорусских особенностей, так и белорусско-украинских компонентов.

какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть фото какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть картинку какие славянские племена жили на территории брянской области. Картинка про какие славянские племена жили на территории брянской области. Фото какие славянские племена жили на территории брянской областиC XIX в. и особенно к началу XX в. в крае усилились ассимиляционные процессы. В 60-90-гг. XIX в. на территории России «обрусели» 1 млн. 400 тысяч украинцев, около 1 млн. белорусов. Подобные процессы наблюдались и на территории Брянщины. Многие украинцы, белорусы стали считать русский язык родным языком.

С 20-х годов XX века начал изменяться внешний облик поселений. В соответствии с проектными планами советских архитекторов в них стал выделяться технический и культурный центр, менялась планировка, уничтожались культовые сооружения, старинные здания, а вместе с ними часто погибал и домовой декор. Большой урон нанесла и Великая Отечественная война. Боевые действия дважды проходили на территории края: в 1941 г. и при освобождении Брянщины в 1943 г.

Исходя из истории Брянщины и путей развития её населения, рассматривая местную материальную культуру, можно выделить влияние следующих факторов:

какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть фото какие славянские племена жили на территории брянской области. Смотреть картинку какие славянские племена жили на территории брянской области. Картинка про какие славянские племена жили на территории брянской области. Фото какие славянские племена жили на территории брянской областиПриведённые выше исторические материалы свидетельствуют о сложной истории формирования населения края. Здесь развивались культурные традиции, сохранявшие элементы, возникшие в разные эпохи. Наряду с общерусскими чертами, в этой культуре появились локальные варианты, характерные для Украины и Белоруссии и отличающиеся друг от друга некоторым своеобразием.

Таким образом, подводя итоги отметим следующее:

— по богатству и значимости памятников истории, культуры, археологии Брянская область является одной из интереснейших территорий России (под государственной охраной состоит 2209 памятников, из них 41 памятник истории и архитектуры общероссийского значения). В число исторических населенных мест России по Брянской области внесено десять городов — Брянск, Дятьково, Карачев, Клинцы, Мглин, Новозыбков, Почеп, Севск, Стародуб, Трубчевск и села Красный Рог, Овстуг и Вщиж.

— в настоящее время на территории Брянской области зафиксировано 1094 памятника археологии. Из них: 190 городищ и детинцев древнерусских городов, 535 селищ и поселений, 103 стоянки и местонахождения, 266 курганных групп и бескурганных могильников. Из общего количества — 568 находятся на госохране (из них 35 общероссийского значения), 526 — вновь выявленные. Паспортизировано 778 памятников.

Источник

Какие славянские племена жили на территории брянской области

Название зарубинецкой культуры происходит от села Зарубинцы Киевской области, где в 1899 году киевский археолог В.В. Хвойка сделал первые находки, открывшие науке новую древнюю славянскую культуру. Среди специалистов существует множество различных точек зрения по основным аспектам, связанным с изучением зарубинецкой культуры и прежде всего с ее этническим происхождением. Но большинство историков-археологов сходятся во мнении, что зарубинецкое население было праславянским. Специалисты выделяют пять регионов распространения зарубинецкой культуры: Верхнеднепровский, Среднеднепровский, Припятско-Полесский, Деснинский и Южнобугский. Первый из названных частично охватывает центральную и западную часть современной Брянской области. Наиболее известными зарубинецкими поселениями в нашем регионе являются стоянки Почеп и Синьково на реке Судость (1-2 вв.).

Одной из последних дославянских или праславянских культур, распространившихся в нашем регионе, была колочинская культура, о которой уже упоминалось выше. Временем распространения колочинцев в нашем крае принято считать примерно 5 век. Следует добавить, что археологические исследования дают основания утверждать о существовании колочинских поселений в нашем регионе вплоть до 11 века. Располагались они в междуречье Судости и Ипути, между землями северян и радимичей.

В 6-7 веках славяне уже в более значительных количествах появляются в районе современных Погара и Стародуба. Проникая сюда, славянская культура наслаивалась на древнюю юхновскую культуру балтов. Уже с 8-9 веков славяне стали основным населением нашего региона и являются прямыми предками коренного населения здешних мест.

Крупный восточнославянский племенной союз северян с 8 века расселился на обширной территории в бассейне Десны и Сейма. «Седоша они по Десне, и по Семи, и по Суле, и нарекоша Север» (из летописи Нестора). Существует предположение, что северская этническая группа сформировалась из прикаспийского кочевого племени савиров, пришедших на здешние земли примерно в 7 веке. Северяне упоминаются в исторических летописях до 11 века, однако северская славянская культура навсегда оставила свой след в таких названиях как Северская земля, Северские города, Новгород-Северский, Севск, Северский Донец… Термин Северщина еще очень долгое время широко употреблялся на самых разных уровнях – начиная от бытового общения, заканчивая упоминанием в важных государственных документах. Центрами северской культуры были города Новгород-Северский, Чернигов, Путивль. Исторически в состав Северщины входили и территории на юге и западе современной Брянщины, с центром в Стародубе. Некоторые историки и сегодня еще называют земли Стародубщины Русской Северщиной. Следует отметить, что Северская земля никогда не была обособленным административно-территориальным образованием и не имела формальных границ. Северщина – это историческая и географическая область, отличавшаяся своеобразной этнокультурой и бытом. Исторические документы свидетельствуют, что северскую народность выделяли из прочих жителей Малороссии даже в конце 17 века. Так, например, в письме старосты города Мозырь Халецкого Стародубскому полковнику Семену Самойловичу от 9 августа 1684 года упоминается, что «…у нас люди северские и украинские бывают».

До настоящего времени в пограничье Брянской, Сумской, Черниговской и Гомельской областей проживают люди, в той или иной степени сохранившие некоторые этнографические особенности языка, культуры и быта северской «цивилизации» и называющие себя «севрюками».

По соседству с северянами, в бассейне Сожа и его многочисленных притоков проживало еще одно крупное племенное объединение, известное под названием радимичей. Именно этому племени нами будет уделено наибольшее внимание, поскольку с высокой степенью вероятности мы можем утверждать, что коренное население нашего края ведет свою родословную именно от радимичей.

Так, в летописных источниках говорится, что в лесах обитали два брата – Вятко и Радим. Первый со своим родом обосновался в районе Оки, а Радим – на реке Сож и именно от него и происходит название племени. В бассейне Сожа радимичи расселились примерно с конца 8 – начала 9 веков.

Точных сведений о происхождении радимичей не имеется – этот вопрос в научной среде до настоящего времени является дискуссионным.

Так, согласно «Повести временных лет», Радим и его брат Вятко были «от рода ляхов». Основываясь на этой летописи, многие ученые полагают, что радимичи происходили из западнославянских племен, возможно, из лужицких сербов. Помимо этого, в научной среде существует особая гипотеза, обосновывающая родство радимичей с современными поляками.

Впрочем, немало исследователей, опираясь на отсутствие археологических подтверждений всех этих теорий, ставят их под сомнение, считая, что радимичи вышли скорее из аланов (асов), прямыми потомками которых сегодня являются осетины.

Причины переселения радимичей в бассейн Сожа неизвестны. В литературе сторонниками европейского происхождения радимичей высказывается мнение, что толчком к их миграции могло послужить массовое перемещение угров (венгров) из междуречья Днепра и Дона на среднее течение Дуная, что заставило племена радимичей искать себе новое место (до этого, по существующей версии, они обитали в верховьях Днестра, где около двух десятков названий рек повторяют гидронимы Посожья). Возможно, в связи с этим, упоминаемое летописью происхождение радимичей и вятичей от ляхов (поляков), объясняется тем, что указанные племена когда-то проживали близ территории расселения «ляхов», а верховья Днестра вполне соответствуют этому признаку.

По другой гипотезе, радимичи были выходцами из племени венедов (древнейшее наименование западных славян, встречающееся в античных источниках), живших по Висле и побережью Балтики. Главным богатством земли венедов был янтарь, которым они с древних времени торговали с Востоком. Торговый янтарный путь венедов шел по рекам Двине, Днепру, Десне, Угре и далее по Оке и Волге. Предполагается, что именно по этой дороге и двинулся в путь на восток Радим со своим родом, решив по пути осесть на землях в бассейне Сожа. В рамках озвученной гипотезы высказывается мнение, что этноним «радимичи» тоже имеет балтское происхождение. Так, наиболее близкими к названию племени являются литовские слова «radimas» (нахождение) и «radimviete» (местонахождение).

Итак, к 9 веку радимичи, предположительно шедшие с запада, добрались до бассейна Сожа и одного из его притоков – Ипути, где и расселились. Таким образом, можно вполне определенно говорить о том, что как минимум с 9 века и до второй половины 11 века земли современного Унечского района относились к территории славянского племени радимичей и не исключено, частично к территории северян (юго-восток района).

До настоящего времени в районах расселения радимичей мы можем встретить множество географических названий с корнем «рад». В связи с этим отметим, что похожие названия встречаются и в странах Восточной Европы, что служит дополнительным аргументом для сторонников версии о том, что радимичи вышли «из ляхов». Так, в Польше есть город с названием Радом, а около польской же Лодзи и вовсе имеется посад Радогощ, название которого полностью созвучно с древним наименованием Погара.

На землях к востоку от Десны (район Брянска, бассейны рек Болвы, Снежети, Навли, Неруссы) обосновались вятичи. На севере с радимичами соседствовало племя кривичей, главным городом которых был Смоленск.

На определенном этапе своей истории радимичи обладали довольно высокой степенью политической самостоятельности, даже несмотря на то, что в середине 9 века платили дань Хазарскому каганату. В литературе высказывается предположение, что, начиная с 8 века, хазары имели весьма сильное влияние на племена полян, северян и радимичей. Влияние это сводилось не только к данническим отношениям. Предполагается, что восточные славяне имели с хазарами тесные торговые и культурные связи. Что касается выплачиваемой дани, то существует мнение, что эта дань носила нерегулярный характер и, возможно, выплачивалась радимичами и северянами с целью обеспечить своим купцам торговые привилегии и безопасность на рынках Хазарии. Иначе говоря, вероятнее всего, хазарское иго не было для славян слишком обременительным.

Что касается взаимоотношений с соседними славянскими племенами, то из летописных источников нам известно, что в целом древние славяне «живяху в мире».

В конце 9 века радимичи были обложены данью со стороны древнерусского князя Олега (?-912) и впоследствии платили дань киевским князьям еще очень долго. По крайней мере, еще в 12 веке летописец отмечал, что везут радимичи дань «до сих пор». Помимо радимичей, дань Олегу платили и северяне. Процедура сбора дани называлась полюдьем и происходила зимой, примерно с ноября по апрель. Киевский князь со своей дружиной сначала поднимался по льду рек до Смоленска, откуда возвращался обратно, по пути собирая дань. Предполагается, что в нашем регионе часть маршрута полюдья проходила по Судости (от ее верховий до устья Вабли), затем вдоль Вабли, Бабинца, с выходом на Титву и Сновь и уже по Снови дружины спускались в Десну и далее в Днепр.

Помимо речных путей, через наш регион в древние времена проходила сухопутная дорога из Киева в Смоленск. В древних источниках упоминается также ведущий на юго-запад от Брянска тракт, который в районе современного Почепа разветвлялся на Попову Гору (совр. Красная Гора) и на Стародуб. А спустя некоторое время через здешние места пролег крупный торговый путь из Киевской Руси в землю вятичей (верхнее и среднее течение Оки) и Волжскую Булгарию (Среднее Поволжье и Прикамье).

Из Повести временных лет известно, что радимичи и северяне жили в лесных районах:

«Радимичи, Вятичи и Север один обычай имяху живяху в лесе. ».

В этом же источнике мы может встретить и не совсем лестные отзывы о нравах радимичей и северян:

«…Якоже и всякий зверь, ядуще все нечисто, и срамословье в них пред отци и пред снохами…».

Впрочем, по этому поводу в научной среде высказывается предположение, что летописец Нестор, рисуя образ жизни радимичей и вятичей, намеренно попытался принизить их уровень развития в угоду политическим интересам восхваляемого им Киевского княжества. Вдобавок к этому, на автора летописи, очевидно, влияли также факторы религиозного характера, поскольку, будучи представителем христианского общества, Нестор, вероятно, старался подать в неприглядном виде все языческие традиции, называя их «нечистыми» и «срамными».

Говоря о социально-экономической составляющей жизни радимичей, следует сказать, что уровень их развития в целом был типичным для восточнославянских племен того времени, хотя в исторической науке бытует мнение, что радимичи в этом плане несколько отставали от своих соседей, поскольку были изолированным «лесным» племенем, без тесных торгово-культурных связей с римскими городами Причерноморья, каковые, например, имели поляне.

Впрочем, вопреки подобным утверждениям, археологические данные не дают нам серьезных оснований полагать, что уровень экономического, социального и культурного развития радимичей коренным образом отличался от их соседей.

Общественная организация у радимичей была типичной для племен того времени и представляла собой общинно-родовой строй. Управлялись радимичи, предположительно, племенными вождями.

Радимичи занимались пашенным земледелием, скотоводством, ремеслами, охотой, рыболовством, бортничеством. Имели свою военную организацию.

Какой из населенных пунктов региона выполнял функции «столицы» радимичей, достоверно неизвестно. Наиболее вероятным представляется, что центральным городом Земли Радимичей был Гомий (Гомель), который, как предполагается, был хорошо укрепленной крепостью, обнесенной рвом. Среди прочих городов, в Земле Радимичей известны Чичерск (совр. Чечерск Гомельской области), Ропейск (совр. Славгород Могилевской области), Кричев, Рогачев, Стародуб.

Антропологические исследования останков, обнаруженных в захоронениях радимичей, позволили сделать вывод о том, что представители этого племени были среднего роста (выше 165 см).

Археологические раскопки позволили установить, что характерным этническим признаком радимичей были своеобразные семилучевые височные украшения из бронзы или серебра, очень плотно сконцентрированные именно в местах расселения радимичей. Это открытие стало одним из главных научных обоснований более-менее точного определения границ Земли Радимичей.

Внешне радимичские кольца напоминали звезду. Среди ученых существует мнение, что такой тип колец пришел в Землю Радимичей из района Волги и Дона. Весьма близкие по форме семилопастные височные кольца существовали и у вятичей, что указывает на возможные тесные связи этих двух племен. Впрочем, типичным этноопределяющим радимичским украшением принято считать именно семилучевые кольца, т.к. ареал их распространения в Восточной Европе практически не выходит за пределы бассейна реки Сож.

Семилучевые украшения предположительно носили по одному или по нескольку на каждом виске, прикрепляя к головному убору.

Археологами было подмечено, что более ранние височные кольца радимичей (9-10 века) были орнаментированы богаче, нежели аналогичные украшения 11-12 веков, которые уже почти не имели узоров. С чем это было связано, мы можем только догадываться.

В радимичских курганах находили также интересные подвески в виде двух пересекающихся букв «О», одна из которых была расположена горизонтально. Оба овала были покрыты выпуклыми точками. Подобные знаки также находили и в вятичских захоронениях, а также они известны у балтийских славян. Существует предположение, что это был один из символов плодородия. Еще один обнаруженный тип радимичских подвесок был изготовлен в виде змеи и также покрыт точками-каплями, вероятно, символизирующими дождь.

Также известно, что радимичи имели обычай носить гривны (нагрудные украшения в виде обруча) из бронзы. У их соседей северян гривны были серебряными. Также гривны имели распространение и у вятичей. Ближайшие и многочисленные аналогии таких украшений археологи находили в Латвии и Литве. В то же время, у таких славянских племен, как волыняне, поляне, древляне и дреговичи, шейные гривны, обычно не встречаются. В связи с эти следует отметить, что в целом, в археологической культуре радимичей, как отмечают ученые, в значительной степени проявляются балтские черты.

Женщины племени радимичей украшали себя стеклянными бусами различной окраски, нередко посеребренными или позолоченными. Также в Земле Радимичей археологи находили бронзовые и серебряные браслеты, перстни. Нередко попадались железные ножи, пряжки, глиняные сосуды.

В завершение нашего краткого обзора имеющихся археологических сведений о радимичах, отметим, что до настоящего времени древние памятники этого племени исследованы еще довольно слабо.

Со второй половины 9 века в Среднем Поднепровье начинает складываться новое крупное государство славян – Киевская Русь с центром в Киеве. Расширяясь, Киевская Русь постепенно подчиняла себе новые земли и населявшие их народы.

Во второй половине 9 века и в 10 веке Киевская Русь проводила политику последовательного подчинения славянских племен, живших в бассейне Среднего Поднепровья. Так, в 883-885 годах Киевский князь Олег покорил земли древлян, северян, радимичей, обложил их данью и запретил впредь платить ее хазарам. Принято считать, что радимичи перешли в подданство Олега добровольно, т.е. без войны.

Из летописи Нестора известно, что поход на земли славян, живущих к северу и северо-западу от Киева, Олег начал уже спустя год, после того, как взял власть в Киеве, вероломно убив Аскольда и Дира в 882 году. В последующие годы Олег покорил племена вятичей, дулебов (славянский племенной союз на территории Западной Волыни) и тиверцев (славянский племенной союз в бассейне Днестра). После покорения восточнославянских племен, Олег в 907 году осадил столицу великой Византийской империи Царьград (Константинополь), а затем за снятие осады получил от византийского императора большой выкуп. В походе Олега принимали участие представители многих из покоренных им славянских племен, в том числе и северяне с радимичами. Если верить летописцу, то подошедшая с моря армия Олега насчитывала две тысячи кораблей, в каждом из которых было по сорок человек – неслыханное по тем временам войско. Впрочем, современные историки полагают, что автор летописи, описывая поход Олега на Царьград, существенно преувеличил масштабы этого действа.

Согласно легенде, Олег скончался в 912 году от укуса змеи.

В целом, в исторической научной среде бытует мнение, что на первоначальном этапе становления Киевской Руси взаимоотношения между Киевом и «покоренными» им восточнославянскими племенами заключались лишь в несистематическом сборе дани и участии славян в военных походах князя. А в целом славянские племена тогда еще не были в достаточной степени консолидированы с Киевской Русью и власть на соответствующих территориях сохранялась за местной племенной знатью. Но это всего лишь предположения.

В 945 году князь Игорь был убит во время сбора дани восставшими древлянами. По свидетельству византийского историка Льва Диакона, его привязали к верхушкам двух нагнутых друг к другу деревьев, а потом отпустили их, разорвав тело князя.

После Игоря на Руси княжила его жена Ольга (ок. 860-969), а затем их общий сын Святослав (?-972). Период княжения Ольги известен жестоким подавлением восстания древлян, организацией местных административных центров – погостов, принятием великой княгиней христианства, осадой печенегами Киева. Сын Ольги, Святослав почти всю жизнь провел в военных походах. В 964-966 годах он подчинил Киеву вятичей, потом воевал с Волжской Булгарией, разгромил Хазарский каганат. В 972 году Святослав погиб в бою с печенегами у днепровских порогов.

В годы правления Владимира наступил конец относительной независимости радимичей. Это произошло в 984 году на реке Пищане (Песчане), где радимичи были разбиты войском Владимира, который путем покорения свободных славянских племен укреплял положение Киевской Руси. Из летописных источников известно, что непосредственное руководство походом военной дружины на радимичей осуществлял княжеский воевода Владимир Волчий Хвост. По одной из версий военный поход Владимира в земли радимичей был связан с тем, что последние прекратили выплачивать дань Киеву.

Достоверных сведений о месте, в котором произошла Пищанская битва, не имеется, однако, большинство исследователей полагают, что это случилось на берегах небольшого притока Сожа, близ города Славгород в Могилевской области. Впрочем, у этой версии есть немало критиков. Развенчивая ее, скептики указывают, что данное место находилось ближе к северо-западной окраине Земли Радимичей, соответственно, киевские отряды, при движении к нему должны были пройти по всей основной территории племени и миновать главную крепость Гомий, не встретив сопротивления, что представляется нелогичным.

По другой версии, Пищанское сражение произошло у впадения небольшой речки в Десну, южнее поселка Выгоничи. Примерно в этом районе проходила восточная граница Земли Радимичей. Сторонники этой версии полагают, что киевский отряд мог двигаться вверх по Десне, где близ устья Пищани и был встречен радимичским войском, которое пыталось не допустить непрошеных гостей вглубь своей территории.

Сторонники следующей версии убеждены, что битва 984 года состоялась где-то между современными селениями Хуторянка и Песочная Буда Гомельской области, в 30 километрах к юго-востоку от Гомеля, где течет речка Песошенька, которая еще 200 лет назад именовалась Песочанкой.

И наконец, предполагается даже, что Пищанское сражение состоялось в районе современной деревни Песчанка Унечского района. Примерно в этой местности располагались юго-восточные рубежи племенного союза радимичей и именно через территорию современного Унечского района пролегал один из кратчайших путей в их земли со стороны Киева и Чернигова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *